Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень! Технологическая карта экология "труд людей осенью", средняя группа

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией "Путешествие в Огородную страну!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста
Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.

Цель: Обогащение знаний детей о растениях огорода.
Задачи:
- Продолжать формировать знания детей о растениях огорода.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, развивать сенсорное восприятие.
- Словесно обозначать пространственное расположение предметов, навыки микроориентировки на
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: чучело, огород, витамины.
- Приучать выслушивать ответы товарищей, развивать память, речь, мышление.

Предварительная работа : Наблюдения за овощами на огороде детского учреждения, лепка овощей и фруктов, отгадывание загадок и чтение художественной литературы.
Материал: Игрушка Чучело, проектор, овощи в корзинке, детская плита, кастрюльки,
Методика проведения:
Воспитатель загадывает загадку:

Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья,
Нам никак пускать нельзя.

Воспитатель: Правильно, это огород
Показ слайда
Воспитатель: К нам пришёл необыкновенный гость, но чтобы он показался, нужно отгадать ещё одну загадку:
Без ног, а стоит,
Огород сторожит,
Рукавами машет -
С ветром пляшет.
Птицы боятся -
На грядки не садятся.

Воспитатель: Совершенно верно, это огородное чучело, а вот и наш гость (вносит огородное чучело)
Показ слайда.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, где ставили чучело?
Дети: На огороде
Воспитатель: Для чего это делали?
Дети: Чучело охраняло огород и отпугивало птиц.
Воспитатель: Давным – давно, крестьяне ломали голову, как спасти урожай от прожорливых птиц, ведь и птичкам нравились сочные и вкусные ягоды и фрукты, и тогда придумали делать чучела. С помощью каких вещей изготавливали чучело?
Дети: Брали старую одежду и набивали соломой
Воспитатель: Конечно, ведь чучело издалека должно напоминать человека, но птицы быстро поняли эту уловку. Сообразительные пернатые боялись лишь несколько часов. А затем вольготно располагались посередине огорода между пышными трапезами.
Отказавшись от мысли устрашить птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько интересно набивать соломой старые комбинезоны и рубашки и теперь для многих это вдохновенный творческий процесс, настоящее искусство – украшать свои огороды и поля таким интересным чучелом.
Воспитатель: Дети, а чучело принесло нам корзинку. Интересно, а что же там?! Наш гость предлагает отправиться в чудеснейшую Огородную страну, в которой овощи будут нам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях.
Отгадывание загадок:
Круглый, коричневый, почистишь – белый.
Его варят, жарят и толкут. Что это?

Дети: Картофель
Показ слайда
Воспитатель: Правильно, а что можно приготовить из картофеля?
Дети: Картофельное пюре, пирожки, сварить суп или борщ.
Воспитатель: А давайте нашим куклам приготовим вкусный суп. Что нужно сделать с картофелем?
Дети: Помыть и почистить
Воспитатель: Всё правильно, посмотрите. Картошка внутри белая, сейчас я её порежу. А в какой посуде будем готовить?
Дети: В кастрюле
Воспитатель : Положи Даша в кастрюлю картошку. Слушаем следующую загадку. Что же ещё выросло на грядке?
Большое круглое, белое, хрустящее?

Дети: Капуста!
Показ слайда
Воспитатель: Посмотрите. Как много у капусты листьев – одёжек.Но «одёжка» эта не застёгивается на пуговицы. Про капусту есть загадка: « Семьдесят одёжек, нет ни петельки, ни пуговицы» Я порежу капусту, а Аня положит в суп.
Отгадайте, какой овощ я буду готовить:
Сидит девица в темнице, а коса на улице?

Дети: Морковка
Показ слайда
Воспитатель: Как мы можем назвать морковку, какая она?
Дети: Вкусная, сладкая, красная, длинная, сочная.
Воспитатель: Морковку нужно почистить, чем я буду чистить?
Дети: Нужно натереть на тёрке
Воспитатель: Покажите, как я это делаю (дети показывают жестами)
Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
День и ночь они висят, опуститься не хотят,
Ну – ка берегись микроб! Поднял голову …. Укроп

Показ слайда
Воспитатель: И укроп нам пригодился. А вот ещё загадка…
Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов … чеснок.

Показ слайда
- А какой чеснок на вкус?
Дети: Острый, горький, сильно пахнет.
Воспитатель: Ну и один овощ остался, чуть ли не самый главный
Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках
Кто трогает, тот и ревёт…Лук

Показ слайда
Воспитатель: А скажите, огурец кладут в суп?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, огурец кладут в салат, а как наш суп называется?
Дети: Овощной.
Воспитатель: Вот мы и сварили наш суп (на игрушечной печке) Давайте угостим наших кукол, а чучело хочет поиграть с вами в игру: «Узнай овощ на ощупь!»
Дети угадывают овощи, накрытые салфеткой.

Воспитатель: Больше всего человек ценит овощи. Так как они помогают быть ему здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н. И. Лунин в 1880 году, но только через 32 года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами» - от латинского слова «вита», что означает «жизнь»
И морковь, и петрушка, и лук – это копилка витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей и овощной суп, который мы с вами приготовили, является ценным и полезным продуктом.
Если бы овощи могли рассказывать, то мы могли бы услышать много интересных рассказов о приключениях в Огородной стране.
Когда нет дождя или идёт небольшой дождик, обычно делают закличку (дети встают в кружок)
Показ слайда

Уж дождь дождём,
Мы давно тебя ждём:
С чистой водицей
С шёлковой травицей,
С лазоревым цветом.
С тёплым летом!
Дождик, пуще припусти
На пшеницу, на гречи.
На горох, на ячмень
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь
Поливай сколько хошь!

Воспитатель: Чучело принёс нам в подарок яркие, ароматные яблоки и торопится в свой огород, давайте попрощаемся и скажем «спасибо» за интересное путешествие в Огородную страну.

Рефлексия:
-Что нового узнали?
- В какую игру играли?
- Кто приходил в гости?
- Какую пользу приносят овощи?

Презентация на тему: Путешествие в Огородную страну!

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)

Гатауллина Гульнара Алимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой
Наименование материала: конспект
Тема: Прогулка в старшей группе "Осенние хлопоты"
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС КВ « СОЛНЫШКО» Пуровского района п.г.т. Уренгой Открытый показ организации осенней прогулки «Осенние заботы» с детьми старшей группы « Непоседы» для педагогов МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» Воспитатель: Гатауллина Г.А. Дата проведения 13.10.2016г.

Уренгой 2016г.

Цель:
Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи
: выявить и расширить представления детей о сельскохозяйственном транспорте; развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения с текстом, действовать в подвижных играх по правилам, выбирать водящего с помощью считалок; умение отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (зерноуборочные, сельскохозяйственный, молотилка, жатка); закреплять знания о признаках осени. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей:  Речевое развитие (РР) - владение речью как средством общения, обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.  Физическое развитие (ФР) - приобретение опыта двигательной деятельности, развитие координации движений; овладение подвижными играми с правилами.  Социально – коммуникативное развитие (СКР) - развитие общения и взаимодействие детей между собой; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда.  Познавательное (ПР) - развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений, о свойствах объектов окружающего мира.

Ход прогулки:
Организационный момент. Активизация внимания. - Какое сейчас время года? - А как вы догадались, что осень? - Перечислите признаки осени. - А давайте поиграем в
игру «Осеннее настроение
». Какая осень заставляет нас быть грустными? (идет дождь, на улице холодно) - Какая осень нас радует? (когда светит солнышко, тепло) - Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение. J Пасмурная J Золотая J Дождливая J Солнечная J Хмурая J Светлая J Тоскливая J Холодная J Яркая, теплая, разноцветная. - Вот и ваше настроение изменилось. Вы стали веселыми, улыбки засветились на ваших лицах. Ребята, а что происходит осенью с живой природой? Нам подскажет об этом лесное эхо.
Подвижно-речевая игра
Воспитатель. Эхо лесное спросить я хочу: «Куда это листья лесные пропали? Дети. Опали, опали, опали… Воспитатель. Травы лесные, вас я не вижу?» Дети. Ниже, ниже, ниже…. Воспитатель. Цветы луговые, а вы что пропали? Дети. Завяли, завяли, завяли… Воспитатель. Птички-певички давно вы не пели? Дети. На юг улетели, на юг улетели …. Воспитатель. Рыбки речные, вы где? Дети. На дне, в глубине. На дне, в глубине! Воспитатель. Лягушки и жабы, куда подевались? Дети. В ил закопались, в ил закопались, Воспитатель. Волки и зайцы, про вас мы не знаем!
Дети. Линяем, линяем, линяем! Воспитатель. Так что же случилось в лесу, мы спросим? Дети. Осень, осень, осень! - Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Какой месяц сейчас идет? - Ой, посмотрите, что это у нас - посылка. Наверно это вам, здесь ваша фотография. Давайте откроем, посмотрим. Здесь письмо и еще конфеты, зачем то. Давайте узнаем, что в письме. «Здравствуйте ребята группы «Непоседы»! пишет вам председатель колхоза «Заря». У нас случилась беда. Уже осень, холодает, нам надо вовремя убрать с поля урожай, но сломалась наша единственная зерноуборочная машина. Помогите нам, найдите недостающуюся деталь и доставьте ее нам. За это мы вам высылаем угощения. Заранее благодарим. Председатель». - Ну что ж, надо помочь ребята? Вы согласны? А теперь, давайте посмотрим, что же это за машина зерноуборочная. Дети достают с посылки картинки с изображениями машин: камаз, пожарная машина, комбайн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Какая же из них нам нужна? - Правильно, комбайн. А остальные машины, какого вида транспорта. - Да, камаз – грузовой вид транспорта, пожарная – спецтранспорт, а комбайн, кто скажет? - Комбайн, ребята, это сельскохозяйственный вид транспорта. К этому виду еще относят такие машины: молоковоз, трактор, стоговоз, косилки и много других. Здесь в посылке лежат еще картинки с деталями от машин. Какая же деталь нужна комбайну. Рассмотрим. - Правильно, кабина нужна камазу, лестница – пожарной машине, а эта деталь нужна комбайну. Она называется жатка, молотилка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сейчас мы отправим письмо с нужной частью для комбайна, чтоб председатель успел до снега убрать урожай. - Давайте представим и мы себя колосьями. И нас должен собрать комбайн. Я вам раздаю карточки с изображением колосьев: пшеница, рожь, ячмень.
Игра

называется «Лети, колосок, ко мне в кузовок» (игра средней

интенсивности).

Цель игры: закрепить умение детей различать и называть колосья по

форме, развивать память, внимание, умение соотносить движения со

словами.
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Ржаной колосок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых
ржаные колосья подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загадки, слушайте внимательно, отгадки рядом с вами. J Стоят в один ряд острые пальчики – Цап-царапки: - Подбирай охапки. (грабли) J Когда наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают (Мусорное ведро). - Давайте же соберем ненужную опавшую листву, покажем какие мы помощники. - Ребята, какие вы молодцы! Как теперь чисто у нас на участке. - Постойте, посмотрите, здесь на столике у меня лежали листочки сухие, а сейчас они влажные. Почему так произошло? (во время прогулки положить свои бумаги на стол)
Познавательно-исследовательская деятельность «Какой осенью воздух?»

Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на

примере проведения опыта с воздухом. Развивать логическое мышление,

любознательность, речь.
- Правильно, воздух осенью влажный. А как высушить листы? (батарея, в теплом месте, утюгом) Где быстрее высохнет? Мы придем в группу и разложим листы в разные места и узнаем, где быстрее высохнет. - Ребята, какие вы у меня умные и смышленые. Теперь можно и поиграть в подвижные игры «Мышеловка», «Мой веселый звонкий мяч». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4- описание игр) - А сейчас ко мне подойдут те ребята, которых я назову.
Проводится индивидуальная игра с Алиной, Димой, Машей. Игра

«Достань листочек» - допрыгнуть до листка с места, с разбега.
- А сейчас, ребята мы переходим на спортивную площадку. Происходит смена площадки, вся группа переходит на другую площадку и продолжает самостоятельную двигательную игровую деятельность.
Итоговая работа:
Отправка письма председателю колхоза «Заря» и раздача сладких угощений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пшеница рис 1 Рожь рис 2 Ячмень рис 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше. Оба хором говорят: - Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем! Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбирается один ребенок, он имитирует мяч, подпрыгивает на двух ногах, пока произносится текст: Мой Веселый Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться За тобой! С. Маршак Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Все остальные ребята убегают от мячика, который ловит их. Первый пойманный становится мячом.

Татьяна Озерова
Экологическое занятие в старшей группе на тему «Осенние хлопоты человека»

На экологическом занятии "Осенние хлопоты человека " дети старшей группы знакомятся с осенними приготовлениями человека к зиме на огороде , в саду;знакомятся с посадкой деревьев и цветов в осенний период . Также дети учатся тому,как нужно готовиться к зимним холодам в городе и деревне. Очень важно, чтобы дети понимали и осознавали, что им нужно помогать своим родственникам готовиться к зиме. А если помощи детей не будет,то как же мы будем зимовать?замерзнем и погибнем от голода?Обычно дети старшей группы это понимают и стараются помогать своим родственникам. А когда приходят в детский сад рассказывают детям и воспитателям. Экологическое занятие в старшей группе на тему : «Осенние хлопоты человека »

Цель : дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде , в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников , цветов в осенний период , с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что сразу же после лета наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов).

Воспитатель : Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью , постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся : и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. А как вы думаете, как люди готовятся к зиме? (ответы детей) .

Воспитатель : Это прежде всего сбор урожая (Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением уборки зерновых). В жаркие дни лета убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества.

Богаты закорма земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами : манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т . д. Будет сохранено зерно зимой- будет и мука, будет мука- будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Воспитатель : Позаботился человек о зерне , теперь и об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях (помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу и т. д) . Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне или на даче? (рассказы детей) .Как в вашей семье хранят овощи зимой? (картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают, капусту квасят в бочках). Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Воспитатель предлагает детям трафареты) .Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (дети наклеивают овощи на заготовки : картошку – в мешки, огурцы и помидоры в банки; капусту в бочки; перец на ниточку; лук и чеснок в косы и т. д)

Воспитатель : Вот как хорошо мы потрудились! А теперь давайте отдохнем. (детям предлагается физкультминутка «Собираем урожай» )

В огород пойдем (маршируем на месте)

Урожай соберем (идем, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем (таскаем)

И картошки накопаем (копаем)

Срежем мы кочан капусты (срезаем)

Круглый, сочный, очень вкусный (показываем)

Щавеля нарвем немножко (рвем)

И вернемся по дорожке (идем, взявшись за руки) .

Воспитатель : Однажды зашла я в деревне к бабушке и вижу, у нее в доме много разных пучков трав висят- сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы идр.)Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель : Ну вот овощи мы с вами заготовили, травы собрали. Как вы думаете, что еще нужно делать человеку осенью (ответы детей)

Правильно, работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники , обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов . (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов).

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что нужно делать дома чтобы подготовиться к холодам (в деревне нужно приготовить дрова и уголь для отопления дома, а в городе- отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери).

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо ? (отремонтировать или купить новую одежду и обувь) . Молодцы ребята! Мы с вами хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах (дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия ) .

Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей средней группы

Образовательная область: «Социум»

Раздел: ООМ

Тема: Труд людей осенью.

Цель: иметь представления о труде людей осенью.

Задачи: Формировать обобщенные представления о труде взрослых осенью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации сбора урожая в саду, на огороде, в поле.

Словарная работа: урожай, комбайн, удобрения.

Билингвальный компонент: урожай - егін, труд – еңбек.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Загадывает загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я… (осень)

Что происходит с деревьями и кустарниками?

Какую одежду люди одевают осенью?

Куда улетают перелетные птицы?

Сообщает тему занятия.

Отгадывают загадку,

отвечают на вопросы.

Слушают.

Организационно –поисковый

Рассказ сопровождает показом картинок об уборке урожая.

Словарная работа.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Физминутка:

Иван, Иван, вырывай бурьян

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок.

Не ленись дружок!

Билингвальный компонент

Знакомит с пословицами о труде:

« Поле труд любит».

«Труд кормит, а лень портит»

Предлагает объяснить их значение.

Д/и «Угадай профессию »

Цель: уточнить знания детей о профессиях.

Поле - полевод

Хлеб - хлебороб

Сад - садовод

Цветы - цветовод

Комбайн – комбайнер

Овощи - овощевод

Слушают, рассматривают картинки, запоминают.

Наклоняются и обеими руками « вырывают сорняки», отбрасывают их в сторону от себя.

Имитируют посев семян, работу граблями.

Слушают, повторяют, запоминают.

Слушают, запоминают, рассуждают.

Называют профессии.

Рефлексивно – корригирующий

Подводит итог занятия: Чем занимаются люди в саду осенью?

Что делают на огороде осенью?

В поле?

Оценивает деятельность детей.

Отвечают,

слушают.

Ожидаемый результат:

знать: осенние явления.

иметь: представление о труде людей осенью в поле, на огороде, в саду.

уметь : отвечать на вопросы, различать профессии.