К определению понятия "парадигма". Парадигма: что это простыми словами, что обозначает это слово в социологии и философии

Если бы древние греки узнали современный смысл изобретенных ими слов, они бы очень сильно удивились. Когда афинский оратор для убеждения публики приводил для яркого примера притчу или басню, это называлось парадигма. Что это простыми словами значит сейчас, зависит от конкретной научной сферы.

Что означает слово «парадигма»?

Слово имеет греческое происхождение, где имело значение «шаблон, пример, образец». В Античности оно применялось преимущественно в риторике и обозначало разновидность доказательства при ведении дискуссии или во время публичных выступлений оратора.

В новейшее время первой наукой, освоившей древнегреческий термин, было языкознание. Еще в 1900 году лексема считалась техническим термином из области грамматики. Впоследствии она была подхвачена другими областями знания и получила новые, многогранные значения.

В современном понимании, парадигма - это общепризнанные научные достижения , которые на определенный промежуток времени являются моделью решения и поиска проблем для сообщества специалистов-практиков.

Она определяет:

  • Что должно подвергаться рассмотрению и исследованию;
  • Какие вопросы нужно изучать в рамках определенной проблематики;
  • Каким образом следует структурировать эти вопросы;
  • Какие нужно делать прогнозы в рамках доминирующей в дисциплине теории;
  • Как нужно интерпретировать результаты научных исследований;
  • Как следует проводить эксперимент и какое оборудование при этом использовать.

В этом видео Андрей Куценко расскажет, как был образован термин «парадигма», о его определении:

Значение в языкознании

Применительно к науке о языке это греческое слово означает всю совокупность словоформ с разным грамматическим наполнением, принадлежащих одной единице речи.

В русском языке парадигмальный анализ представляет собой список падежных форм, например:

  • Солнце;
  • Солнца;
  • Солнцу;
  • Солнце;
  • Солнцем;
  • О солнце.

Для глагола потребуется составить таблицу спряжения.

В зависимости от раздела языкознания значение термина «парадигма» варьирует:

  • Морфология : множество форм слова, которые соответствую определенным грамматическим категориям. При любых изменениях определенная часть слова (корень) остается прежней;
  • Лексикология : категория слов, которые противопоставлены другой категории по определенному признаку (значению, произношению, написанию);
  • Словообразование : множество дериватов, происходящих от одного корня;
  • Синтаксис : отличающиеся между собой конструкции предложений и словосочетаний. Например, категория модальности (предположение, пожелание, возможность).

Парадигмы в социологии

В общественных науках под парадигмой понимают преобладающую на определенном историческом этапе концепцию, которая определяет механизм поиска проблем и их решения.

В зависимости от конкретной социологической школы выделяют несколько базовых концепций:

  • Социальные факты . Положение, установившееся в обществе, не зависят от волеизъявления отдельных его членов;
  • Понимание . Всякий участник общественного процесса руководствуется в своих действиях определенной логикой;
  • Социальное поведение . Человек действует на основании импульсов, заложенных от рождения;
  • Социально-исторический детерминизм . Роль отдельной личности в истории ничтожна в сравнении с ролью коллектива;
  • Психологический детерминизм . Инстинкты индивида находятся в непрерывной борьбе со стереотипами;
  • Натурализм . В исследованиях должны довлеть математические методы;
  • Интерпретация . Необходимо становиться на место каждого индивида для понимания его поступков;
  • Оценивание . Ученый должен предпочитать чистое исследование критическому взгляду на проблему.

Парадигма в философии

Применительно к философии набор базовых концепций имеет следующий вид:

  1. Спекуляция . Взгляд на проблему не должен иметь ничего общего с реальностью. Логические методы не применяются. Роль философии сводится к отвлеченному рассуждению о судьбах мира;
  2. Сциентизм . Логический метод является базисным для познания. Всякая посылка должна быть подкреплена рациональными аргументами. Знания должны подвергаться критическом осмыслению и классификации;
  3. Аналитика . Философ должен изучать точное значение слова, поскольку проблемы исходят из-за неправильного обозначения предметов и явлений;
  4. Антисциентизм . Проблематика предыдущих эпох не имеет никакого значения для истинной сути человеческого бытия;
  5. Эстетикос . Всякий философ есть художник и творец, который исходит скорее из своей интуиции, чем из здравого смысла;
  6. Практицизм . Наука должна быть основой для смены несправедливого строя;
  7. Метафизика . Предметом изучения являются материя, дух и Бог;
  8. Религиозная философия . Изучения духовных методов и реригии.

Понятие научной революции

Как полагал выдающийся американский историк Томас Сэмюэл, научная мысль в своем развитии проходит через три этапа :

  1. Обыденное существование, когда всякое явление укладывается в текущую картину мира;
  2. Постепенно массив «неправильных» и необъяснимых фактов становится настолько велик, что происходит кризисная ситуация;
  3. Предыдущий этап длится до тех пор, пока не будет разработана новая система знания, в рамках которая старая модель будет лишь частным случаем.

При переходе от 2-й к 3-й ступени в обществе царит скепсис. Так, в 1900 физик Уильям Кельвин писал, что «в физике нет ничего нового. Остаются лишь более-менее точные измерения».

Примерами кардинальной смены парадигм являются:

  • Переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира (1543);
  • Утверждение принципов классической механики и отход от идей Аристотеля (1687);
  • Принятие теории Лавуазье о химических реакциях (1783);
  • Утверждение генетики благодаря исследованиям Георга Менделя (1866);
  • Принятие квантовой механики (1905);
  • Разработка теории относительности (1920).

Доминирующая некоторое время картина мира в определенной области знания носит название парадигма. Что это простыми словами? Ближайшими аналогами является «метод», «модель», «концепция» . Когда один базовый метод сменяет другой, говорят о революции.

Видео о значении слова «парадигма»

В данном ролике Геннадий Малышев расскажет о том, что такое парадигма и как она влияет на нашу жизнь:

Термин «парадигма» был впервые введён позитивистом Г.Бергманом, который получил всеобщее признание, а также известность после того как данная публикация была выпущена в свет. В научно-философских работах Т.Куна это слово довольно часто употреблялось. Автор решил представить даже на суд общественности и публики свой собственный взгляд о том, как научные революции постепенно приходят на смену привычным парадигмам, выступая при этом своего рода первичными и в какой-то мере даже концептуально-теоретическими схемами. Они могут доминировать в науке, в какой-то из периодов исторических. Какое же значение несёт под собой это слово? Особое понятие, которое в большинстве своём характеризует совокупность ряда научных убеждений, а также нескольких методик и ценностей, которые были приняты в качестве нормы в обществе.

Парадигма в психологии

Очень важно определить несколько подходов, которыми характеризуется понятие психологического взгляда и собственно «парадигма». Обычно применяют к науке этот термин о психологии, а также о ряде закономерностей, которые характеризуют в целом её проявление и на её основе сформировались относительно три общих подхода, которые выступили ответом на вопрос, «как же в психологии объясняют значение данного ремина?». Начнём с первого подхода, в котором парадигму называют естественной наукой, то есть допарадигмальной областью знаний. Проблема тут будет заключаться лишь в том, что с точки зрения научности парадигма пока ещё не сумела сложиться должным образом. Второй подход включает в себя термин мультипарадигмальная наука и это произошло потому, что в ней сформировались одновременно несколько ключевых парадигм, начиная с психоаналитической и заканчивая гуманистической. Согласно третьего подхода в психологии парадигму называют внепрадигмальной наукой и это происходит потому, что определение очень редко применяется в данной сфере деятельности.

О естественно-научных и гуманитарных парадигмах

Учёный Дильтей говорил о том, что психологию обязательно стоит разделить на несколько отдельных разделов, начиная с объяснительного, который больше всего характеризуется и склоняется к различным методам точных наук, также на описательную и понимающую. Данный взгляд на вещи можно смело назвать и сегодня актуальным и ряд многочисленных методов и способов, которые позволяют познать психику человека продолжают очень активно обсуждаться. Выдвигаются новые теории и гипотезы, одни из которых уверенно и непоколебимо подтверждаются благодаря которым аргументам, а другие так и остаются на стадии разработки. Как только психологи увлекаются математическими методами и процессами описания психических аспектов, они стремятся к чётким формулировкам и претензии уже возникают у гуманитариев. Дело в том, что психика человека очень сложна и невозможно сформулировать всё это словами. Эта ситуация наблюдается и в самой психологии.

Термин в социологии

Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.

В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.

Характеристики

В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.

Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.

Парадигма – общепризнанные научные достижения, на основе которых разворачиваются философские, религиозные или научные теории. Для ученых это мир истин, которые не подлежат никаким сомнениям. Иными словами, парадигма представляет собой определенные границы, в которых находится все известное, доказанное и принятое всеми.

Откуда появляется?

Все парадигмы создаются людьми. Парадигма сформирована тогда, когда большинство людей, разбирающихся на одном уровне в одной теме, пришли к общему соглашению, т.е они начинают считать данную теорию наилучшей в объяснении предмета изучения (любая область из нижеперечисленных).

С конца шестидесятых годов двадцатого века данное слово используют, чтобы обозначить первоначальные мировоззренческие схемы, модели определения проблем и их решения, способов исследования, преобладающих в течение каких-то исторических периодов времени среди ученых.

Что определяет парадигма:

  • Предметы и явления, которые стоит исследовать.
  • Необходимые для изучения вопросы в какой-то области.
  • Как необходимо провести структуру этих вопросов?
  • Какие предположения можно делать в границах общепризнанной теории?
  • Что стоит изменить в результатах научных исследований?
  • План и оборудование для эксперимента.

Виды парадигм

Парадигмы могут быть в:

  • Философии . В ней парадигмы являются шаблонами мышления в виде теорий, приемов исследования, постулатов и стандартов. Благодаря которым и создаются дальнейшие построения, обобщения и эксперименты в данной области.
  • Религии . Разные веры в разных Богов.
  • Науке . Научные парадигмы фиксируются в школьных и других учебниках, записях ученых. Они на долгое время определяют научные области, в которых есть проблемы и как их нужно правильно решать. Как правило, ученые выбирают и следуют одной парадигме. Спустя какое-то время, после кризиса нормальной науки, ученые могут сменить парадигму, перейти от одной к другой.
  • Политологии . Задает направление изучения политики, в соответствии которой человек, опираясь на правила, политические теории и идеи, занимается решение определенных проблем.
  • Риторике . В качестве примера для сравнения можно использовать басню и параболу.
  • Образовании . Совместимость различных теорий, понятий, правил и идей, в известные периоды признанные педагогической общественностью и находящиеся в основе научных исследований.
  • Программировании . Комплексность идей и понятий, который определяет стиль написания компьютерных программ и организацию вычислений и структуры, выполняемой компьютером.
  • Лингвистике . Используется для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства и присущие свои грамматические категории, такие как: склонение и спряжение.

Парадигмы бывают:

  • Абсолютными . Они доказаны учеными и другими исследователями, которые для доказательства своих теорий проводили различные эксперименты.
  • Общепринятыми . К ним относятся господствующие методы принятия решения, которые принимает и не оспаривает огромное количество людей.
  • Личными . Определенные субъективные модели поведения разных людей, сформировавшиеся от личного опыта, от влияния в детстве, на примере от кого-то. Утвержденная субъективная точка зрения конкретно взятого человека.

Примеры

Индивидуальная (личная) парадигма может быть сформирована в детстве, даже если человек совсем этого не помнит – в сознании воспоминания стерты, но в подсознании сохранены.

Например, двум друзьям поступает предложение об очень выгодном бизнесе. Первый друг в детстве жил вместе с отцом-бизнесменом и постоянно видел в деле своего папы только плюсы: деньги, успех, карьера, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия и т.д.

И у него в памяти плотно закрепилась парадигма «бизнес – успех».

А второму другу в детстве отец регулярно рассказывал про своего отца, которые все потерял из-за бизнеса и остался под старость лет с кучей долгов. У второго появилась парадигма «бизнес – потеря всего». Кто из этих двух друзей, будучи уже во взрослом возрасте, примет предложение о выгодном бизнесе? Вероятнее, только первый друг. Даже если второй и согласится заняться своим бизнесом, то скорее всего, из-за заложенных парадигм на подсознательном уровне, он все потеряет, заранее имея неправильный настрой. Это и есть личная парадигма.

Общепринятые парадигмы создаются из мнения большинства людей. Если какая-то теория широко признана среди большого количества сторонников, то это общепринятая парадигма. Например, благотворная парадигма конституционного курса России в 1993 году и общая парадигма программирования.

К абсолютным парадигмам относятся такие истины, как: гравитация, планета Земля имеет форму шара, человеческая эволюция, любые неоспоримые истины и природные явления.

Принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Другие значения:

  • Парадигма образования
  • Парадигма в риторике - пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола , басня .
  • Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
  • Парадигма в политологии - совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Кроме того, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

  • К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования .
  • Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения . Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта , а также не является полной - никто не может знать все обо всем». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Парадигма" в других словарях:

    Научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия

    - (греч.) В грамматике: пример, образец, слово, по которому склоняют или спрягают другие. В риторике пример, взятый из истории и приведенный для сравнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДИГМА… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. paradeigma пример, образец), модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач; господствующий способ научного мышления, выраженный в некоторой законченности и относительной согласованности взглядов… … Экологический словарь

    парадигма - (от греч. paradeigma пример, образец) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие… … Большая психологическая энциклопедия

    Образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений. П.… … Энциклопедия культурологии

    Парадигма - (гр.paradеigma – үлгі, өнеге) – америкалық философ, ғылым тарихшысы, постпозитивизм өкілі Т.Кунның «Ғылыми революцияның құрылымы» еңбегінде ғылыми айналымға енгізген қазіргі ғылым философиясының негізгі ұғымдарының бірі. Жалпы түрде парадигма… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Парадигма - Парадигма ♦ Paradigme Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из … Философский словарь Спонвиля

    В языкознании система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе … Большой Энциклопедический словарь

    Образец, тип, модель, теория, пример Словарь русских синонимов. парадигма сущ., кол во синонимов: 8 модель (44) … Словарь синонимов

    парадигма - Набор функций управления, который включает протокол и связанные с ним услуги, а также вспомогательный язык для определения информации. Он может использоваться для сбора информации по управлению, включая взаимодействия между информацией по… … Справочник технического переводчика

    От греч. paradeigma пример, образец; англ. patadigm А. Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Парадигма дуализма. Пространство - время, информация - энергия , А. И. Демин. Настоящая книга посвящена исследованию парадигмы дуализма - нового понимания сущности всех процессов и явлений в мироздании, которое стало возможным благодаря открытию такого нематериального…

ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками.

В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции, служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм изменяющегося слова.

Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закреплено Т.С.Куном . Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея , Декарта и Ньютона , создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В 18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и т.п.

Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный (насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме ко второму изданию Структуры научных революций (The Structure of Scientific Revolutions , 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.

Он выделил метафизические части парадигмы, понимая под этим некие принципиальные видения предмета науки и некоторые философские, мировоззренческие идеи; ценности парадигмы; символические обобщения и «парадигмы как образцы решения задач». И здесь возникали парадоксы. Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция. Но если символические обобщения и образцы решения задач внести в состав парадигмы, тогда их изменения будут научной революцией. В качестве примера символического обобщения он приводил закон колебания маятника. А образец решения задачи, например, колебания – это осциллятор. И здесь у Куна возникали парадоксы, поскольку такого типа новое символическое обобщение можно считать научной революцией, – но тогда теряется определенность нормальной науки.

В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином «дисциплинарная матрица».