10 божьих заповедей на русском. Объяснение десяти заповедей, данных моисею

прот. Александр Мень
  • священник Павел Гумеров
  • мит. Кирилл
  • свт.
  • Конспект по нравственному богословию
  • свт.
  • свт.
  • Виталий Коваленко
  • прот. Александр Глебов
  • протоиерей Виктор Потапов
  • свящ. К. Галериу
  • прот.
  • А. Д. Троицкий
  • свт.
  • свящ. Михаил Шполянский
  • свящ. Василий Куценко
  • прот. Павел Великанов
  • Обучающий тест:
  • За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – .

    «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ().

    Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

    Десять Заповедей Ветхого Завета
    (; )

    1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
    2. Не сотвори себе и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
    3. Не поминай твоего всуе.
    4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
    5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
    6. Не .
    7. Не .
    8. Не
    9. Не лжесвидетельствуй.
    10. Не .

    Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
    (Евангелие от )

    В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

    Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в : плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

    И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
    1. Блаженны , ибо их есть Царство Небесное.
    2. Блаженны , ибо они утешатся.
    3. Блаженны , ибо они наследуют землю.
    4. Блаженны алчущие и жаждущие , ибо они насытятся.
    5. Блаженны , ибо они помилованы будут.
    6. Блаженны чистые , ибо они Бога узрят.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

    Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

    Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях , данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (, ). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» () .

    «Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
    Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
    Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
    протоиерей Александр Торик, .

    Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать . «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. …
    Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

    священник Димитрий Шишкин

    Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
    ().

    Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты , то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби . В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

    Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.

    Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
    преподобный

    Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
    митрополит , « »

    Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
    профессор

    Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
    Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ():
    Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
    Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
    и говорит истину в сердце своем;
    кто не клевещет языком своим,
    не делает искреннему своему зла
    и не принимает поношения на ближнего своего;
    тот, в глазах которого презрен отверженный,
    но который боящихся Господа славит;
    кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
    кто серебра своего не отдает в рост
    и не принимает даров против невинного.
    Поступающий так не поколеблется вовек.

    Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести (): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии,закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах…

    Пророк Михей () ограничился лишь тремя заповедями: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

    Пророк Исайя в другом месте () упоминает о двух заповедях: Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду…

    Наконец, пророк Амос () все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы .

    Верещагин Е. М.

    Смысл 10 заповедей Божьих

    Заповеди Божии - внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру - совести.

    "Иисус сказал...: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:23-24).

    Десять ветхозветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

    Десять Заповедей Ветхого Завета

    (Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21)

    1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
    2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
    3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
    4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой - суббота - есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
    5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
    6. Не убий.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не укради
    9. Не лжесвидетельствуй.
    10. Не пожелай ничего чужого.

    Заповеди Блаженств — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие - утешатся, алчущие правды - насытятся, кроткие - унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия - наступления Царства Божьего.

    Заповеди Блаженств Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 2-12):

    И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

    1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (...).

    Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет." (Мф.12:30-31). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф.7:12) .

    ***"Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему "просто так хочется". Всё, что Бог заповедал делать - полезно нам, а что запретил - вредно.

    Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: "пей морковный сок - он полезный, не ешь много конфет - это вредно". А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок - нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
    Также и мы, взрослые "дети", больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех".
    протоиерей Александр Торик, "Воцерковление".

    ***

    Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл - я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. ...
    Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди - это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии - это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

    священник Димитрий Шишкин

    ***

    Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...
    (Мф.5,3-8).

    Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божий, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие - к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

    Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
    митрополит Иерофей (Влахос)

    ***

    Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
    преподобный Феодор Санаксарский

    ***

    Заповеди Божии выше всех сокровищ мира.. Прп. Исаак Сирин


    Что можно добавить к вышесказанному?

    В повседневной суете, заботах и хлопотах, как-то забывается, что жизнь — скоротечна, и что заботиться о Царствии Божьем необходимо здесь и сейчас, ещё стоя двумя ногами на грешной земле: потом будет просто поздно.

    Чаще всего в молодости люди редко задумываются о последствиях своих поступков, и только неудачи в личной жизни и в работе, приближающая старость с болезнями заставляют нас по-новому оценить свой жизненный путь, осознать, какие смертные грехи были допущены в нашей разнуздалой мирской жизни и покаяться в них.

    Каждый из нас грешен, но грешен по-своему. Кто-то нарушил заповедь Божью «не укради», а кто-то - и «не убий». А потому и каяться, как душевно так и деятельно (делая добрые дела), каждый человек должен индивидуально, пока не почувствует его душа после исповеди и причастия лёгкость и свободу от греха, радость от Божьего прощения.

    10 заповедей Божьих — это своеобразный кодекс Божьих Законов, по которым Сам Господь Бог рекомендует людям жить, чтобы Его не раздражать своими плохими делами, чтобы Он не оставил нас самих один на один с льстивым и лживым сатаной, чтобы Господь не отступил от нас и не лишил своей милостивой поддержки, заступления и благословения во всех путях наших.

    Бог - Милостив и Человеколюбец. Но если человек не слушается Его заповедей, постоянно грешит и даже не задумывается о последствиях своих грешных поступков, Господь из Милующего и Помогающего превращается в Карающего и Наказующего - а как по-другому можно образумить дитя неразумное, которое не слушается своего Отца?

    Но Сам Господь редко прибегает к тому, чтобы лично наказывать грешника: Он просто отступает от такого человека, лишает всяческой Своей помощи, и оставляет на растерзание врагу - нечистой силе. Вот диавол-то и "отрывается" на несчастном зарвавшемся блуднике, он-то и шлёт ему удары со всех боков.

    Да, ответственность за совершенные смертные и обычные, повседневные грехи у каждого — своя: никому не дано знать до самого конца, что его ждёт Там. Но милость Божья проявляется ещё и в том, что Господь печётся о нас - Он не хочет, чтобы мы попали в ад, а потому своим любимым детям шлёт испытания ещё на земле - чтобы мы смогли, успели вовремя образумиться и стать на путь истинный.

    Именно этим и объясняется, почему некоторые отъявленные негодяи годами и десятилетиями творят свои гнусные делишки и с ними ничего не происходит - такие заядлые грешники уже давно стали приспешниками нечистой силы, они работают на сатану, Господь от них давно отступил и уже приготовил "тёпленькое" местечко в преисподней. Такие люди уходят из жизни и своего мнимого благополучия очень быстро, резко и всегда неожиданно - и там, в жизни после смерти, их ждёт расплата по полной катушке за каждое прегрешение.

    И именно поэтому своим любимым детям Господь часто шлёт испытания в виде болезней, неудач в работе и любви или даже в виде смерти близкого человека, только чтобы мы вразумились и поняли, что дальше так грешить не надо, что надо начать исправляться прямо сейчас, иначе дальше будет - только хуже. Поэтому не стоит роптать на Бога за посылаемые нам наказания - за них надо благодарить: ведь мы их заслужили, но они помогают нам стать лучше и оставляют надежду на Рай и Царствие Небесное после окончания нашего жизненного пути на земле.

    Надо понимать посылы с Небес - если вас в жизни в чем-то упорно преследует неудача, значит, это наказание за какой-то грех, который требует вашего искреннего раскаяния, добрых дел, исповеди и причастия, т.е. любви к ближним и посещения православной Церкви.

    Ведь мы, люди, бываем столь жестокосердными, что не страдая сами, заставляем страдать других, не осознавая меры их страданий. Но через страдания и боль мы смягчаемся, учимся быть снисходительными и жалеть окружающих, помогать нуждающимся, т.е. становимся духовно более чистыми и достойными Божьей благодати.

    Десять заповедей Закона Божия из Библии:

    2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, как на небеси, так и на земли, в водах и под землею: да не поклонишься и ни послужишь им.

    3. Не упоминай имени Господа Бога всуе.

    6. Не убий.

    7. Не прелюбодействуй.

    8. Не укради.

    10. Не пожелай ничего чужого.

    Вы можете скачать эти заповеди, чтобы потом распечатать и повесить себе на стену, как напоминание.

    10 заповедей Божьих были высечены на двух скрижалях, которые Господь даровал пророку Моисею во время 40-летнего путешествия евреев по пустыне в поисках Земли обетованной. Если вы читали Ветхий Завет Библии, то можете вспомнить, что первые десять заповедей Моисей в гневе разбил о землю, т.к. пока в течение 40 дней он молился и постился, чтобы их получить, его собратья быстренько создали себе новых божков-кумирчиков и начали им поклоняться.


    За этот грех многие евреи погибли и именно из-за этого Господь продлил их поход по пустыне аж до 40 лет - в наказание и назидание. А те заповеди, которыми мы пользуемся сейчас, Моисею были даны потом во второй раз.

    В Божьих заповедях содержится наставление человеку о двух видах любви: любви к Господу Богу и любви к ближнему своему. Нарушение последних семи заповедей Моисея называется смертным грехом. Увы, каждый человек когда-нибудь, да и не соблюдал одну или все из этих заповедей.

    Соблюдение первых четырёх заповедей — это выражение любви именно к Богу и выполнение обязанностей по отношению к Нему. Что значат Божьи заповеди - в чем заветов для Моисея и всех нас?

    1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

    В чём выражается любовь к Творцу? В том, что у православного христианина есть только одна вера в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Сейчас модно менять веру, исповедовать то ислам, то католичество, то в сатанинскую йогу или каббалу удариться, то сайентизм наряду с кришнаитством исповедовать, то снова христианство православное принимать, то вступать в одну секту, то в другую, но это все - неправильно. Бог един - у верующего человека должен быть только один Господь.

    2. Что значит - не сотвори себе кумира? Вторая заповедь Божья схожа с первой, но только внешне.

    На самом деле она предполагает, что нельзя поклоняться, молиться солнцу, небу, деревьям, вещам, людям, заниматься магией или колдовством, лить себе истуканов для поклонения, покупать какие-то вещи и идолопоклонничать перед ними — это большой грех.

    Например, сегодня модно покупать разных отвратительных жаб и молиться им, как источникам богатства. На новый год люди затариваются очередными китайскими или японскими "покровителями" - символами нового года - покупают быков, крыс, коней и думают, что те им помогут в делах насущных. Ну-ну, пусть обманываются и дальше.

    Современные женщины любят ударяться в гороскопы и сонники, нумерологию и камнелогию - при этом многие из них даже не подозревают, что живя по гороскопам и веря в нумерологию, приметы, они отдаются во власть сатаны. Некоторые делают это сознательно - но это их выбор. Православные верующие христиане должны знать, что верить в приметы - это грех. Верить надо в Бога - и уповать только на Него: как Ему угодно будет - так и будет.

    Также в нынешнем развращенном обществе зачастую женщины называют себя "богинями", мужчины именуют себя "богами", слово "божественно" используется не по делу и большей частью - без смысла. Людям, которые так себя называют и на словах причисляют к Богу совершают огромный грех - это даже не богохульство, это осквернение Божьего имени, это кощунство. За такой грех расплата наступит обязательно. Не совершайте его.

    «Не сотвори себе кумира» также значит, что поклонение и безумная погоня за деньгами, властью, сексом и другими земными удовольствиями, одержимость каким-либо желанием, страсть - это грех, как и любая другая страсть.

    3. «Не упоминай имени Господа Бога всуе».

    Тут всё понятно: нельзя божиться, говорить «Ей-Богу», без толку по сто раз на дню повторять, как попугай «Ну, слава Богу».

    Т.е. к имени Господа Бога надо относиться уважительно и употреблять его в разговоре только тогда, когда это действительно необходимо.

    4. Помни о дне субботнем и уважай его: шесть дней работай, занимайся делами своими, а седьмой же день, в субботу, посвяти Господу Богу твоему.

    Четвёртая из десяти заповедей Божьих призывает людей не уподобляться животным, а правильно распределять своё время: шесть дней надо работать, а седьмой день — отдыхать и славить Господа.

    В заповедях Библии упоминается, что седьмой день, предназначенный для отдыха, это суббота, однако у православных христиан в связи с изменением календаря днём для отдыха является воскресенье.

    Большинство людей не соблюдают эту такую простую заповедь, а зря. Ведь если в воскресенье готовить еду, шить, убирать, строить, стирать — то когда же отдыхать? Получается, что человек сам себя загоняет и в грех, и в ад на земле. Неужели нашим женщинам и мужчинам так трудно в субботу переделать все дела, чтобы подготовиться к отдыху в воскресенье?

    А ведь за этим заветом Моисеевым стоит великий смысл: ученые и психологи доказали, что отсутствие отдыха - это самый простой и эффективный способ загнать себя в стресс, депрессию и заработать себе нервный срыв (невроз). Таким образом, Господь даже тут заботится о нашем душевном, психологическом, и физическом здоровье. Только мы, упрямые люди, ошибочно думаем, что знаем больше, хотя на самом деле не знаем ничего и не ведаем даже малой толики Божественной мудрости.

    Остальные заповеди Божьи уже более понятны обычному человеку, но трудно выполнимы.

    5. Чти отца своего и мать свою, и да будет тебе благо и долгие лета жизни на земле.

    Соблюдать эту заповедь легко тому человеку, родители которого его любили и помогали во всем, понимали или старались понимать. Другим же детям, тех, которых били, постоянно ругали и критиковали, не любили и всячески унижали, выполнить её намного сложнее.

    Да, уважать отца и мать получается далеко не каждому ребёнку: иногда родители бывают действительно не очень хорошими людьми, а иногда неблагодарные дети до самой смерти своих любящих родителей не понимают, не осознают, как много те для них добра сделали.

    Но путь к счастью в жизни для каждого человека - через любовь к родителям и их прощение. Опять же психологи научно доказали, что люди, которые искренне и от души не простили родных маму и папу, имеют большие проблемы с работой и в личных отношениях, и главный путь решения этих проблем - через прощение и понимание родителей.

    6. К сожалению, заповедь «Не убий» нарушается слишком часто сейчас, да и раньше тоже. На протяжении всей человеческой истории люди истребляли друг друга ради богатства, власти и славы.

    Но убивать людей нельзя! Убивая живых людей, человек убивает частичку своей души.

    Также нельзя убивать окружающих людей морально. Не зря перед Пасхой, во время Великого Поста, Православная Церковь не столько призывает к пищевому постничеству, сколько просит христиан морально не "жрать" ближних.

    Что касается убийства животных, то ради еды их убивать можно и нужно - Господь их создал ради нашего пропитания. В библейские времена Ветхого Завета животных приносили в жертву Богу путем всесожжений. Нельзя убивать и калечить животных и вообще любую тварь Божью ради развлечения, а ради пропитания - можно.

    Также в Библии сказано по поводу вегетарианство вот что: кто ест животную пищу, пусть не кичится этим, равно и тот, кто не ест животного мяса, пусть не превозносится. Господу все равно - ест человек мясо и животные продукты или нет: Ему важнее, чтобы православный морально, духовно не жрал своих соотечественников.

    7. Не прелюбодействуй — самая «популярная» заповедь в наше время.

    В современном обществе измена и сожительство (так называемый «гражданский» брак) — это в порядке вещей. А ведь Церковь практически приравнивает к прелюбодейству не только измену и гражданский брак, но даже законный, зарегистрированный в органах ЗАГСа брак, который не был освящен обрядом венчания. Получается, что практически все славяне каждый день нарушают эту заповедь и постоянно совершают смертный грех перед Богом.

    Парни и девушки изменяют друг другу в поисках самоутверждения и поднятия самооценки, но при этом они теряют человеческое лицо и превращаются в скотов, опускаются ниже зверей, и неизбежно теряют доверие и любовь к друг другу, превращаются в биороботов.

    Важно понимать, что любая измена негативно отражается на духовной жизни человека - из 1 такой червоточины потом может духовно "заржаветь" вся душа. И потом такие вот "изменщики и изменщицы" стонут на форумах женских сайтов и в службах психологической помощи, мол, я вся такая несчастная, никому не нужная, замуж никто не зовет, серьёзно никто не воспринимает, я вся такая успешная в работе (карьеру сделала телом), но нет никакой счастливой личной жизни. И они искренне не понимают, почему так. Да потому что надо уважительно относиться к своим партнерам, потому что любимого человека надо любить не только в постели, но и сердцем.

    В жизни все взаимосвязано - и каждый наш поступок отдается в нашем будущем, отражается на нашей жизни.

    8. «Не укради» - в нашем государстве людей, которые за последние двадцать лет и даже за один последний месяц не нарушили эти заповеди Божьи, можно пересчитать на пальцах одной руки.

    Многие думают, что воруя, они обогащаются. Придумывают разные отговорки, мол, я это не краду, а возмещаю нанесенный мне моральный ущерб.

    Но правда жизни состоит в том, что обворовывая государство или работодателя, человек сам роет себе яму - и пусть потом не удивляется, если его близкие начнут внезапно болеть или даже умирать. Расплата за воровство - болезни и смерти близких, любимых людей.

    Не стоит воровать не только финансовые и материальные блага, но и время, силы, нервы других людей.

    Так, например, женатые мужчины, которые заводят себе любовниц и годами пудрям им мозги, рассказывая про любовь, которой нет, обворовывают их - лишают возможности найти хорошего, достойного мужчину и стать счастливой женщиной.

    Соседка, которая назойливо сидит в гостях у подружки, не обращая внимания на её намеки, мол, я устала и хочу поспать, убрать дома - тоже может послужить примером этого, хотя и самым невинным.

    9. Не лжесвидетельствуй на друга своего.

    Если следовать смыслу этой Божьей заповеди, то, получается, немного искажать истину, чтобы не поступать жестоко - можно. Нельзя именно обвинять в чем-то другого человека преднамеренно, злостно давать о нем ложные показания.

    А вот говорить в глаза некрасивой женщине, что она - некрасива, пожалуй, будет жестокостью, поэтому правду можно немного смягчить и если она задаст вопрос по поводу своей внешности, ответить, мол, ты симпатичная.

    Надо уметь чувствовать грань между правдой и жестокостью: правда сама по себе без любви к ближнему, которая ранит и делает больно, - это тоже большой грех.

    10 Заповедь Божья из Библии - Не пожелай ни жены, ни дома, ни села, ни раба, ни рабыни, ни вола, ни осла, ни всякого скота, ни всего, что принадлежит ближнему твоему.

    Это самая последняя Господня заповедь касается такого смертного греха, как зависть — главную причину большинства наших грехов.

    Зачем желать жену или дом своего товарища, когда можно, засучив рукава себе построить дом побольше да получше, и найти другую девушку, ещё краше и милее?

    Чувство зависти идёт обычно от ограничений в мозгу и неумения посмотреть на ситуацию со стороны. У соседа в саду всё выглядит аппетитней.

    Как сказал Михаил Задорнов зависть - это то, от чего я завишу, как и месть - это то, что "меня ест".

    Данное последнее предписание можно рассматривать как общее послание не испытывать негативные эмоции, которые разрушают человека изнутри, но никак не приближают его к цели.

    Также, думаю, что отцом зависти и прочих грехов - ревности, ненависти, злости, раздражения, эгоизма, перфекционизма и др. является ГОРДЫНЯ - самый страшный грех из возможных, за который и расплата наибольшая.

    Людям не стоит заноситься и возноситься, чтобы потом не было очень больно падать.

    На самом деле соблюдать все десять заповедей Божьих не так уж и трудно.

    2 Заповеди Иисуса Христа

    Надо просто любить. Любовь к Богу и ближним - вот основная заповедь Иисуса Христа, Сына Божьего, своими страданиями написавшего Новый Завет в Библии. Эту заповедь о Любви принес нам Богочеловек, спустившись с Небес на землю, в ад и снова на Небеса, чтобы своими страданиями искупить наши грехи и умилостивить Бога Отца, сделать Его отношение к людям более мягким и снисходительным.

    Если в Старом, Ветхом Завете Библии Господь был Карающим и Наказующим, то в Новом Завете Бог - Милостивый, Прощающий и Долготерпеливый. Господь даёт нам право выбора, которого нас пытается лишить сатана всеми правдами и неправдами (с помощью гороскопов и примет, нумерологии и сонников, грехов и нераскаяния в них). Святая Троица даёт нам свободу действий, мыслей, поведения, т.к. надеется на нашу добрую волю и послушание. Надо ценить это.

    Так что давайте давайте любить Господа не только на словах, но и своими делами, и тогда Господь возлюбит нас, и не отвернет от нас Лица Своего, будет помогать нам во всех путях и делах наших - а что может быть лучше, когда человек чувствует Божью поддержку и благословение даже в самых кризисных ситуациях?

    Любите Бога, родных людей, уважайте незнакомцев, помогайте нуждающимся, цените природу и жизнь. Ведь главный секрет Божьих 10 заповедей заключается в том, чтобы «Возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь - Иисусова. Вторая же подобная ей заповедь Христа: Возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

    Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:

    1. Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
    2. Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
    3. Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
    4. Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
    5. Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
    6. Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
    7. Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.

    Десять заповедей

    Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.

    • Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
    • Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
    • Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
    • Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
    • Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
    • Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
    • Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
    • Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
    • Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
    • Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.

    Прежде чем начать рассуждения на тему о Христовых заповедях, сначала определимся с тем, что закон Божий - это как та путеводная звезда, которая указывает человеку путешествующему его дорогу, а человеку божьему - дорогу в Царствие Небесное. Закон Божий всегда означал свет, согревающий сердце, утешающий душу, посвящающий разум. Какие они - 10 заповедей Христа - и чему они учат, попробуем кратко разобраться.

    Заповеди Иисуса Христа

    Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, - великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.

    Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.

    Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.

    Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей - современников Ноя - за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.

    История

    Самым важным ветхозаветным событием является получение людьми от Бога десяти заповедей. Моисей принес их с Синайской горы, где учил его Бог, и высечены они были на двух каменных скрижалях, а не на тленной бумаге или другом веществе.

    До этого момента еврейский народ представлял собой бесправных рабов, работающих на Египетское царство. После возникновения синайского законодательства создается народ, который призван служить Богу. Из этого народа потом вышли великие святые люди, и от него же родился сам Спаситель Иисус Христос.

    Десять заповедей Христа

    Ознакомившись с заповедями, можно увидеть в них некую последовательность. Итак, заповеди Христа (первые четыре) говорят о человеческих обязанностях по отношению к Богу. Пять следующих определяют человеческие взаимоотношения. А последняя призывает людей к чистоте помыслов и желаний.

    Десять заповедей Христа выражены очень кратко и с минимальными требованиями. В них определяются границы, которые не стоит переступать человеку в общественной и личной жизни.

    Первая заповедь

    Первая звучит: «Я - Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо.

    Вторая заповедь

    Во второй заповеди говорится: «Не создавай себе кумира…» Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

    Третья заповедь

    Третья говорит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

    Четвертая заповедь

    В четвертой говорится о том, что надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему. Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д.

    Пятая заповедь

    В пятой говорится: «Почитай отца и матерь свою…» Бог повелевает всегда заботиться, уважать и любить своих родителей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Великий грех - неуважение отца и матери. В Ветхом Завете за этот грех наказывали смертью.

    Шестая заповедь

    Шестая гласит: «Не убивай». Эта заповедь запрещает забирать жизнь у других и у себя. Жизнь - великий дар Божий, и только он устанавливает человеку пределы земной жизни. Поэтому самоубийство - это есть самый тяжелый грех. В самоубийство кроме самого убийства вкладываются еще и грехи маловерия, отчаяния, ропот против Господа и восстание против его промысла. Всякий, кто питает чувство ненависти к другим, желает смерти ближним, заводит ссоры и драки, тот грешит против этой заповеди.

    Седьмая заповедь

    В седьмой написано: «Не прелюбодействуй». В ней указывается, что человеку нужно быть, если он не женат, целомудренным, а если женат, хранить верность мужу или жене. Чтобы не грешить, не нужно устраивать бесстыдные песни и танцы, смотреть соблазнительные фотографии и фильмы, слушать пикантные анекдоты и т.д.

    Восьмая заповедь

    Восьмая говорит: «Не кради». Бог запрещает присваивать имущество другого. Нельзя заниматься воровством, грабительством, тунеядством, взяточничеством, лихоимством, а также уклоняться от долгов, обвешивать покупателя, утаивать найденное, обманывать, удерживать зарплату наемного работника и т.д.

    Девятая заповедь

    Девятая указывает: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить. Это дело дьявольское, ведь слово «дьявол» означает «клеветник».

    Десятая заповедь

    В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

    Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.

    Новый Завет. Заповеди Христа

    Кратко суть одной из заповедей Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим". Вторая же, подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Это и есть самая главная заповедь Христа. Она дает то глубокое осознание всех тех десяти, которые четко и ясно помогают понять, в чем выражается человеческая любовь к Господу и что этой любви противоречит.

    Для того чтобы новые заповеди Иисуса Христа приносили пользу человеку, необходимо сделать так, чтобы они руководили нашими мыслями и поступками. Они должны проникать в наше мировоззрение и подсознание и всегда находиться на скрижалях нашей души и сердца.

    10 заповедей Христа - это основное нравственное руководство, необходимое для созидания в жизни. Иначе все будет обречено на уничтожение.

    Праведный царь Давид писал, что блажен тот человек, который выполняет закон Господа и размышляет о нем и днем, и ночью. Он будет как то посаженное в потоках вод дерево, которое принесет плод свой в свой час и не увянет.

    Объяснение Десяти Заповедей

    Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
    Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
    Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
    Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
    Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
    Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
    Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
    Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: \"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя.\" И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: \"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.\"

    Десять заповедей

    1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
    3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
    4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.
    5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
    6. Не убей.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не кради.
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    10. Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

    Первая заповедь

    \"Я - Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня. \"
    Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
    Богопознание - значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.
    Для приобретения Богопознания мы должны:

    2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника.

    3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.

    Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
    Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домашние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, - тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.
    Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.
    Грехами против первой заповеди являются:
    Безбожие (атеизм) - когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).
    Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).
    Неверие: сомнение в Божественной помощи.
    Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.
    Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.
    Отчаяние - когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закончить свою жизнь самоубийством.
    Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

    Вторая заповедь

    \"Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им. \"

    Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.
    Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.
    В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.
    Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.
    Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
    В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.
    Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.
    Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые - это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.
    Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив - Бог являет через святые иконы помощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.
    В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.
    Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений - образ Спасителя, называемый \"Нерукотворный.\" Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изображение лица Спасителя чудесным образом осталось на этом полотенце. Больной царь Авгарь, как только прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

    Третья заповедь

    \"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. \"
    Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.
    Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
    Грехами против этой заповеди являются:
    Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.
    Богохульство: дерзкие слова против Бога.
    Кощунство: неблагоговейное обращение со священными предметами.
    Запрещается здесь также нарушение обетов - обещаний, данных Богу.
    Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.
    Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней - исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

    Четвертая заповедь

    \"Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему. \"
    Слово \"суббота\" по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.
    Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.
    Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
    В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье - в воспоминание Воскресения Христова.
    В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.
    Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
    Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.
    Самым великим нашим праздником является Пасха - день Воскресения Христова. Это \"праздников праздник и торжество из торжеств.\"
    Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Некоторые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.
    Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

    Пятая заповедь

    \"Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. \"

    Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
    Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
    Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.
    Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священники, заботящиеся о нашем спасении; гражданские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязанность поддерживать порядок и нормальную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.
    Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми \"отсталыми,\" а их понятия \"отжившими.\" Бог сказал: \"Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца\" (Лев. 19:32).
    Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.
    Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.
    В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей веры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов пострадать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. \"Претерпевший до конца, спасется... Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее\" (Матф. 10-ая глава).

    Шестая заповедь

    \"Не убей. \"

    Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
    Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.
    Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.
    Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.
    Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.
    Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийство: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.
    К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.
    Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

    Седьмая заповедь

    \"Не прелюбодействуй. \"

    Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
    Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
    Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнравственных книг.
    Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши \"суть члены Христовы и храмы Духа Святого.\"
    Самым страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни даже регистрируют своего рода \"семьи\" между мужчинами или между женщинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных болезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

    Восьмая заповедь

    \"Не кради. \"

    Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
    Грехами против этой заповеди могут быть:
    Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.
    Воровство - похищение чужой вещи.
    Грабительство - отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
    Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.
    Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть довольными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.
    Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

    Девятая заповедь

    \"Не произноси на другого ложного свидетельства. \"
    Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.
    Девятую заповедь нарушают те, кто:
    Сплетничает - пересказывает другим недостатки своих знакомых.
    Клевещет - сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.
    Осуждает - производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.
    Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

    Десятая заповедь

    \"Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. \"

    Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.
    Грех против этой заповеди называется зависть.
    Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.
    Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: \"Мерзость перед Богом злые мысли\" (Притч. 15:26).
    Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.
    Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.
    Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.