Таинство крещения: все, что нужно знать родителям. Кто не может быть крестным у ребенка? Крестины ребенка – правила и приметы

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Одна из основополагающих составляющих совершаемого Таинства Крещения - это крёстные родители. Без них совершение Таинства невозможно. Как известно, первым крёстным был Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа в водах реки Иордан. Для первых русских людей, принявших крещение на Руси, крёстным становился тот человек, которые проводил обряд Крещения. Само же Таинство происходило несколько необычным способом. Так как сразу крестилось огромное количество людей, то они собирались на берегу какой-либо реки и под руководством священника заходили в воду, кто по пояс, а кто и по горло, священник разделял их на 2 части: женскую и мужскую, после чего совершал Таинство Крещения. При этом всем женщинам давали одно православное женское имя, а мужчинам - мужское.

В настоящее же время каждый может выбрать крёстных для своего ребёнка сам. Важно помнить лишь о том, что крёстные не должны состоят между собой в браке, и нельзя быть крёстным у своей жены или своего мужа. Интересно, что на Руси, крёстной могла стать девушка с 13 лет, а крёстным - юноша, которому исполнилось 15 лет.

Также на Руси существовала традиция, согласно которой у мальчика был только крёстный отец, а если крещалась девочка, то у неё была только крёстная мать. Сейчас, как правило, у младенца есть оба крёстных родителя.

Крёстные родители играют огромную роль в жизни ребёнка. Они ведут работу по его духовному воспитанию, по приобщению его к лону Русской Православной церкви. Поэтому, они должны быть, прежде всего, православными людьми. Они своей жизнью должны показывать пример для своих подрастающих духовных чад. Замечательно, когда крестник может со своими крёстными посещать церковь, приобщаться к другим Таинства церкви.

Важно установить со своим крестником дружеские доверительные отношения, чтобы крестник мог обратиться за советом, поддержкой в любое время к своим крёстным родителям.

  1. 2. Ангел-Хранитель

Во время совершения Таинства Крещения у ребёночка появляется Ангел-хранитель, который на протяжении всей жизни ребёнка охраняет его от бед и напастей. Очень важно уже с малых лет, приучить младенца читать молитвы не только Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, но и Ангелу-хранителю, которые постоянно, день и ночь стоит на страже и охраняет нас от зла. Следует научить ребёнка простейшей молитве: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

  1. 3. Крестильная одежда

Во время совершения Таинства Крещения, душа ребёнка преображается, она рождается в жизнь Вечную. И символом это преображения является белоснежный крестильный набор на мальчика или девочку, в него входит, как правило, крестильная рубаха или платье, чепчик, пинетки, а также специальная пелёночка - крыжма.

Белоснежный наряд ребёнка свидетельствует о его чистоте души, о том, что все его грехи очистились. По древней русской православной традиции, крестильная рубаха, может передаваться по наследству, от одного ребёнка к другому. А вот крыжму следует хранить до конца своих дней. В старину, когда на человека нападали хвори и болезни, он укрывался крыжмой, и все болезни отступали.

  1. 4. Роль родителей во время Крещения

В древности, родители ребёнка не могли находиться к церкви во время совершения Таинства Крещения. Мать после родов на протяжении сорока дней считалась «нечистой», и не могла присутствовать в Церкви, и эта «нечистота» в некотором смысле передавалась и на отца. И родители отдавали своего ребёнка крёстным родителям, а сами оставались дома и готовили праздничный стол. Во многих семьях такая традиция сохранилась и до наших дней. После того, как крёстные возвращались, они опять передавали ребёночка родителям, и называли им его новое имя, данное при крещении.

  1. 5. Гости

Наши предки считали, что чем меньше людей знает о Таинстве Крещения, тем лучше. Как правило, в состав гостей, помимо, родителей и крёстных, входила бабка-повитуха, которая принимала роды у матери и ещё 4-5 самых ближайших родственников. Никаких пышных застолий не устраивали, отмечали событие в самом тесном семейном кругу. Во многих местах русской земли, даже существовал такой обычай, ребёночка после совершения Таинства Крещения передавали родителем через окно, дабы обмануть злых духов. При этом родителям называлось новое имя младенца, и злые духи должны были его не узнать. Главным украшением праздничного стола была крестильная каша. Причём каши было две. Они готовились из гречневой или пшеничной крупы. Одну кашу «с потехой» готовили для отца, она содержала множество приправ, от такой каши - буквально глаза лезли на лоб. Делалось это для того, чтобы отец хоть в какой-то степени смог прочувствовать всю боль матери, пока она рожала. Ту же кашу, что ели все гости, готовили с мёдом, разваристую, и подавали в меховой шапке, что символизировало богатство, которое ожидает малыша в будущем.

После праздничного стола гости по традиции получали подарки от родителей, также невестка одаривала свекровь, а та в свою очередь дарила подарки матери и ребёночку.

  1. 6. Подарки от крёстных

По традиции, на Крещения крёстная мать готовила, зачастую шила самостоятельно, крестильный набор для мальчика или же для девочки. Принципиальной разницы эти наряды не имели, только для девочки шили крестильное платье, а для мальчика - крестильную рубаху.

Крёстный же оплачивал само Таинство Крещения, а также покупал крестик.

Состоятельные крёстные примерно с XII в. дарили своим крестникам наборы из 12 «апостольских» золотых или серебряных ложек. На таких ложкам были выгравированы изображения апостолов. Люди победнее, также старались подарить хотя бы одну серебряную ложечку, что также сулило богатство ребёнку в будущем.

В настоящее время выбор подарков огромен. Но всё же, в первую очередь, подарок должен иметь духовное значение для ребёнка. Это может быть, детский молитвослов, или Детская Библия, иконка с изображения святого - покровителя малыша. Хорошим подарком будет и мерная икона, которую делают в рост ребёнка. Такой подарок в самого раннего детства приучит малыша к мысли о том, что у него есть духовный покровитель, его защитник, к которому можно обращаться со своими бедами и скорбями.

  1. 7. Поведение в церкви

Очень важно перед началом Таинства Крещения посетить беседы, которые священник проводит в церкви. В беседах он говорит о значении Крещения в жизни младенца, о том, для чего оно совершается, о роли родителей и крёстных в совершаемом Таинстве.

Многие в обязательном порядке исповедуются прежде, чем участвовать в Таинстве Крещения. Важно помнить о том, что в церковь нужно приходить в подобающей одежде - для женщины юбка и платок, никаких вызывающих цветов в одежде быть не должно. Яркая краска на лице, яркий модный лак на ногтях и обилие украшений также не приветствуется.

Крёстные и все остальные гости мужского пола также должны быть одеты празднично, но в спокойных тонах, в церковь они входят без головного убора.

Обязательно нужно иметь при себе освящённые крестики для Крещения, которые должны быть надеты на человека.

Во время совершения Таинства, крёстные держат на руках младенца, и от его имени читают все надлежащие молитвы и отрекаются от Сатаны.

По традиции, если креститься девочка - её держит крёстная, если крестится мальчик - крёстный отец.

Также не следует забывать и о крестильных свечах, которые крёстные держат зажжёнными во время совершения Таинства Крещения.

Ну вот, всё позади - и крёстные во главе с новым членом Православной церкви, спешат домой, где их жду родители малыша и праздничный стол.

Что же дает человеку крещение? Если ответить на этот вопрос, тогда каждый сможет вполне осознанно и аргументировано сделать выбор - надо креститься именно ему, или не надо.

Во-первых, в Крещении человек очищается от всех грехов, в том числе первородного греха, получаемого нами по наследству, как генетическое заболевание (название «первородный» никакого отношения к родам не имеет). Об этом говорится в главной христианской молитве, которая называется «Символ веры», и которая обязательно читается во время Крещения: «исповедую едино крещение во оставление грехов». При подготовке к Крещению «Символ веры» необходимо прочесть, понять и запомнить, а если вдруг вы не согласны с каким-то из его пунктов - значит креститься еще рано.

Во-вторых , в Крещении человек рождается в новую жизнь, жизнь духовную, в которой у него появляются совершенно другие, недоступные ранее возможности: соединение с Богом, получение благодати, а в перспективе - наследование вечной жизни.

Когда лучше креститься?

Вопрос о том, когда же лучше человеку принять крещение - раньше или позже - в разные периоды истории решался по-разному.

В пользу более поздних крещений (в зрелом и даже пожилом возрасте) говорит простая логика: в крещальной купели человек очищается от ВСЕХ своих грехов - и полученного по наследству первородного греха, и накопленных самостоятельно в течение всей жизни до крещения. Значит, чем позже покрестился - тем меньше ошибок успеешь совершить за оставшийся период времени, тем более праведным предстанешь на последнем суде.

Однако в логике этой есть несколько серьезных изъянов. Во-первых, не всегда смерть приходит в старости и по заранее намеченному графику, и расчетливо откладывая крещение «на потом» надо помнить, что это «потом» может и не наступить. Во-вторых, крещение дает человеку возможность соединяться с Богом уже здесь, в этой жизни, в Таинстве Причастия, и, откладывая крещение - лишаем себя этой возможности.

Мода на поздние крещения возникает периодически, и каждый раз вызывает дискуссию вокруг себя. В частности, святитель Григорий Нисский, в сочинении с говорящим названием «Против отлагающих крещение» писал так: «Обезопась себя от непостоянства и неизвестности жизни. Не торгуйся с благодатью, чтобы не лишиться дара».

Надо ли крестить младенцев?

Креститься можно в любом возрасте, начиная с момента рождения. Но вопрос о том, надо ли крестить младенцев, возникает достаточно регулярно. Какие аргументы чаще всего выдвигаются против крещения детей?

Аргумент №1: «сделать за ребенка выбор в пользу крещения - это насилие; вырастет - сам разберется». Воспитание детей неизбежно связано с тем, что нам приходится делать за них выбор. Мы выбираем своим детям книги и игрушки, кружки и спортивные секции, школу и место жительства. Решаем надо ли ставить прививки и принимать антибиотики, внушаем ребенку что такое хорошо и что такое плохо - причем именно в том виде, в котором сами это понимаем. В любом случае родители стремятся воспитать детей в своей системе ценностей - это к вопросу о свободе выбора детей. А крещение - это не просто смена статуса в небесной канцелярии, это в первую очередь приобретение человеком новых возможностей. И здесь мне хочется процитировать фрагмент одной из дискуссий форума об уместности крещения младенцев:

«Понимаете, это спор бессмысленный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как родители воспринимают Бога. Если для них Бог - это самое ценное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыслить не могут оставить своего малыша без этого Дара. Если же для родителей Бог - это лишь одна из форм познания и общения с миром, часть культуры и пр... то, конечно, они могут отложить Крещение младенца холодной формулировкой: "Подрастет - сам выберет".

Тут пожалуй добавить просто нечего.

Аргумент №2: «крестить ребенка не надо, потому что до семи лет он и так безгрешный». Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки, поэтому исповедь для них не обязательна. Однако же они не свободны от первородного греха, как уже упоминалось выше. И до крещения лишены многих возможностей - им нельзя причащаться, праздновать День Ангела (которого у них попросту нет), за них нельзя молиться в Церкви - только дома.

В любом случае, выбор в таком вопросе остается за родителями (именно за родителями, а не бабушками-дедушками и прочими родственниками, друзьями и сочувствующими).

Что для этого нужно

Кроме самого желания креститься потребуется выполнение некоторых условий и сопутствующие аксессуары. Необходимыми условиями могут быть следующие: если крестится ребенок, то не обойтись без крестных, а ещё, в некоторых храмах с вас могут потребовать посещения огласительных бесед. Из необходимых аксессуаров назовем пожалуй все, но их полный пакет будет зависеть как от вашего желания, так и от храма, где совершается Крещение.

Итак, вам понадобятся: крестик с приспособлением на котором он будет держаться на шее, цепочка или ниточка не имеет значения. Если крестится маленький ребенок - имеет смысл ниточку взять шелковую или широкую атласную ленточку, чтобы они не нарезали нежную кожу. Есть наблюдения, что золотые и серебряные цепочки также не причиняют коже малыша неприятного раздражения.

Крестильная рубашка - её можно приобрести в специализированном храме, либо, если вы любите трудности, сшить самим, покрой простой, она напоминает ночную рубашку с вышитым крестом на спине. На самом деле, это не обязательный атрибут крещения, но он предает совершаемому событию дополнительную утонченность и соответствует традиционной церковной эстетике. Если крестильную рубашку не приобретать, надо запастись такой формой одежды, которая не смущала бы вас и окружающих при соприкосновении с водой. Сейчас во многих храмах есть купели для полного погружения, соответственно всё, во что будет одет крещаемый, будет гарантированно мокрым. Но даже там, где крещение совершается обливательным способом в маленькой купели, как минимум по пояс вас также обольют водой.

Свечи - их можно приобрести непосредственно в храме, где будет происходить крещение, они необходимы для участия в крестном ходу, который имеет место быть в процессе этого богослужения. Стоит уточнить, сколько в храме, в котором вы креститесь, необходимо свечей на одного крещаемого и крестных, потому что часть из них отдается в алтарь в качестве пожертвования.

Полотенце - но тут сами понимаете, чем больше, тем лучше, если кто-то думает, что хватит маленького вафельного полотенчика, тот будет очень завидовать людям, не поленившимся взять настоящие банные полотенца, всё же дело мокрое.

Сменная одежда - если у вас её не окажется, то не только до конца крещения, но и много после него вам придется испытывать ряд неловкостей и неудобств по поводу вашего внешнего вида. Как правило, в храмах предусмотрено место, где можно раздельно переодеться мужчинам и женщинам, а для особенно целомудренных и индивидуальное. Однако будет ешё лучше, если вы заранее поинтересуетесь, есть ли в храме такое место и если вдруг его не окажется, а креститься вы собираетесь именно там, то сможете заранее всё предусмотреть, кстати, обычно принимать крещальный вид необходимо только перед самим крещением, за исключением ног, но об этом ниже. До самого момента крещения и после него можно находиться в повседневной одежде.

Тапочки - они понадобятся поскольку, поскольку нужны будут ваши разутые ноги. Как правило, разуться вам предложат ещё в начале богослужения, и чтобы не остаться босиком можете взять с собой тапочки. Самый идеальный вариант - сланцы.

Свидетельство о крещении , в некоторых храмах его может не оказаться в наличии, поэтому поинтересуйтесь заранее, будет ли оно выдано. Сейчас они есть разных видов: попроще и покрасивее, можно выбрать и приобрести самостоятельно, а можно положиться на тот храм, где крещение будет совершаться. В любом случае надо проследить за тем, чтобы оно было правильно заполнено, правильно поставлена ФИО крещаемых и крестных, дата совершения крещения, имя и фамилия священника, название храма, указание на небесного покровителя и день ангела.

Фотоаппарат или видеокамера , конечно по вашему усмотрению, но ведь крещение совершается только раз в жизни, почему бы его не запечатлеть. Опять же поинтересуйтесь заранее - нет ли в данном храме ограничений на фото- и видеосъемку.

Крестные

На самом деле, институт крестных в настоящее время утратил своё прежнее значение. Очень редко можно встретить пример, чтобы крестные действительно участвовали в воспитании своих крестников. Более того, крестные очень часто просто живут очень далеко и физически не могут исполнять свои обязанности. Как же в идеале? А в идеале крестные несут полную ответственность наравне с родителями до совершеннолетия своего чада за его православное воспитание и образование. Фактически они и есть вторые родители. Эта забота включает в себя целый комплекс мероприятий - от домашнего воспитания, до совместных церковных служб и финансирования соответствующих нужд - например, приобретения духовной литературы, икон, крестильного крестика, наконец.

Во время самого крещения крестные отрекаются за крещаемого от сатаны и соединяются со Христом, подтверждают вслух это желание и воспринимают свое чадо от купели. Одним словом, свидетельствуют перед всеми о собственной адекватности в христианском воспитании своего крестника. Естественно, что, согласно церковному мнению, крестные и перед Богом несут ответственность за духовную и нравственную жизнь своего чада.

Это, конечно, идеал, но к нему надо стремится. Следовательно, и крестных подбирать соответственно. Церковная практика, впрочем, оставляет возможность крестному меньше расстраиваться и рефлексировать по поводу не исполнения им своих обязанностей, если крестник или его родители этого не желают. Здесь, семейный мир не может быть подвергнут испытанию усилиями крестного, если семья к этому не готова. Но напоминать регулярно надо. Именно поэтому крестные обязательно вписываются в свидетельство о крещении.

Традиционно мальчику подбирают крестного, а девочке крестную, если нет возможности иметь обоих сразу. Крестные не могут состоять между собой и крещаемым в прямом родстве, например муж и жена не могут быть крестными друг другу и одновременно у одного ребенка, к которому их пригласили. Другие родственники вполне могут подойти для этой роли.

При всей несерьезности исполнения крестными своих обязанностей, хотя бы с именинами и другими личными и церковными праздниками, просто по человечески, крестные должны поздравлять своих крестников, не лишая их этого общения. Ну и наконец, если у крещаемого исчезают родители, крестные должны заботиться о них, как о своих собственных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой, хотя бы как Сириус Блэк взял Гарри Поттера.

Про огласительные беседы, или зачем нужны лекции перед крещением?

Сегодня в большинстве храмов Екатеринбурга в рамках подготовки к Таинству Крещения предлагается посещение специальных занятий - огласительных бесед. Количество и качество их в каждом храме разное, смысл же одинаковый - объяснить крещаемым основы той веры, которую они собираются принять, рассказать о переменах, происходящих в жизни после крещения. То есть огласительные беседы должны способствовать более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.

Оглашение - то есть устное наставление в вере перед принятием крещения - этот как раз то новое, которое является хорошо забытым старым. Традиция огласительных бесед сформировалась в Церкви уже во втором-третьем веках от Рождества Христова. Тогда оглашение длилось от сорока дней до трех лет. Создавались даже специальные огласительные училища, становившие поистине центрами просвещения. Например, в одном из наиболее известных - александрийском огласительном училище - преподавались не только богословие и философия, но еще этика, диалектика и даже физика.

До нас память о традициях древней Церкви дошла в богослужении и фольклоре. До сих пор главная церковная служба - Литургия (та самая, на которую можно попасть, если прийти в храм воскресным утром) делится на две части. Первая часть называется «литургия оглашенных» - на ней присутствуют и некрещеные, но готовящиеся к крещению, то есть оглашенные. Молятся вместе со всеми, слушают чтение Священного Писания и проповедь. Заканчивается эта часть специальной молитвой - именно об оглашенных. Там есть слова, обращаемые священником к ним самим: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви», после которых сами оглашенные должны ответить «Господи, помилуй». И поскольку в древней Церкви оглашенных было много, и отвечали они с энтузиазмом - возникла поговорка «вопить как оглашенные». Впрочем, сегодня она не актуальна, поскольку все молитвы поются церковным хором. Вторая часть службы - «литургия верных» - начинается словами «оглашенные, изыдите». На второй части литургии остаются только крещёные.

Сейчас во многих храмах эта огласительных бесед частично восстанавливается, правда, в очень разных формах. Где-то от крестных или взрослых крещаемых требуется посещение только одной беседы, предваряющей совершение Таинства. А где-то требуется посетить 12 или 16 занятий. Огласительные беседы позволяют получить сведения, что называется, из первых уст, и в некотором роде являются уникальной возможностью своеобразного церковного ликбеза.

В любом случае, вам придется уточнить - есть ли в храме, который вы избрали для крещения такие условия его принятия, и готовы ли вы на него согласиться. Остается всегда еще один проверенные и традиционно русский способ решения всех проблем - креститься по знакомству. Тогда, как правило, знакомый батюшка надеется на ваше домашнее самообразование, и не будет мучить вас утомительными повествованиями, если вы так оцениваете все, что случилось от сотворения мира и вплоть до событий, как минимум 33 года от Рождества Христова в Палестине.


Как происходит Крещение

Крещение может совершаться как индивидуально, так и коллективно, в зависимости от ваших пожеланий. Опять же, необходимо этот вопрос решить накануне. Естественно, что индивидуальные крещения всегда будут предпочтительнее, но, к сожалению, не так много людей знают о своем праве креститься именно так, а не дожидаться одного общего дня. Нужно всего лишь переговорить со священником.

В начале крещения священник объяснит, где кому встать: крещаемым, крестным и сочувствующим, которые пришли попереживать за близких. Также, очевидно, будут даны пояснения для тех, кто ведет фото- и видеосъемку. Кстати, лучшая позиция - перед священником и чуть сбоку, тогда можно выбрать наиболее удачный ракурс для основных моментов.

Начинается крещение с молитв имянаречения, которыми за крещаемыми закрепляются их христианские имена. Также, с этого времени, у человека появляется его небесный покровитель и активизируется Ангел Хранитель. Иногда людей переименовывают, если в святцах нет имени, которым наградили чадо его родители. Священник читает молитвы и сначала осеняет каждого крестным знамением, благословляя пришедших, а затем кладет руку ладонью им на голову, символизируя церковное покровительство. При этом крещаемым нужно будет громко сообщить священнику свои имена, в дальнейшем батюшка их уже потихоньку запомнит.

После этого читаются четыре достаточно длинные запретительные молитвы, которыми запрещается действовать на крещаемых силам сатанинским, силам бесовским. Кто смотрел западные триллеры и ужастики на тему экзорцизма, может смело проводить аналогии, так оно и есть. В православном последовании крещения есть место для изгнания дьявола. В знак этого священник оборачивается к крещаемым и дует троекратного и крестообразно каждому в лицо, произнося соответствующие слова заклинания. Если из вас не посыпались черви или тараканы - можете считать, что обряд экзорцизма вы прошли успешно.

С этого момента наступает фаза активного участия крещаемых и крестных в совершаемом событии. Все поворачиваются лицом на запад, как правило, к выходу из храма и священник предупреждает, что сейчас он будет задавать вопросы, на которые следует громко и четко, желательно хором, отвечать. Что отвечать подсказывает по ходу он сам, однако, если люди посещали огласительные беседы они и сами знают. Одновременно, в знак свободы от кандалов сатаны все поднимают обе руки вверх, показывая, что на запястьях нет оков. Два раза священник троекратно спрашивает о том, отрекаются ли пришедшие от сатаны, на что они утвердительно отвечают установленными формулировками.

Самые активные действия в этом событии - это выполнение предложения священника: «И дуни и плюни на него». В этот момент нужно дунуть и плюнуть на пол. Дело в том, что жизнь христианина начинается с оскорбления, с плевка на врага спасения. Тем самым, человек говорит: ничего общего у нас с тобой, сатана, просто нет, я плюю на тебя - последнее происходит буквально.

Сразу после отречения от дьявола совершается соединение со Христом. Все поворачиваются лицом на восток, как правило, к алтарю, как и стояли, и вновь отвечают на вопросы священника, но уже с опущенными руками. Священник спрашивает несколько раз о серьезности намерений пришедших, и те, также в установленной форме отвечают. На этом этапе хорошо, если кто-то из крестных оказывается особо подготовленным и может взять на себя чтение вслух Символа Православной веры. Символом веры называется набор основных вероучительных истин, или догматов, где коротко говорится о том, во что мы, христиане верим. Если никто из пришедших наизусть Символ веры не знает, его может прочитать сам священник, а остальные будут пробовать хоть что-то понять. В идеале, каждый христианин должен не просто знать его наизусть, но еще иметь возможность его прокомментировать, почему это именно так, а не иначе. Но, обычно, это и является первых вашим заданием по самообразованию. Найти Символ веры легко, он есть в любом Молитвослове или в книге, которая просто необходима каждому и которая называется очень знакомо: «Закон Божий».

После чтения Символа веры в окончание всех вопросов священник учит пришедших, как правильно креститься и кланяться, имеется в виду - как осенять себя крестным знамением. Помимо того, что мы пальчики складываем при крещении определенным образом - большой, указательный и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони - безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком, мы ими осеняем себя так: на лоб, на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном. Мы тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. А крестимся справа налево в честь благоразумного разбойника, который был распят по правую руку от Христа, и не стал вместе со всеми на Него ругаться, а просто тихо попросил, чтобы Господь о нем вспомнил в Царстве Небесном.

Именно в этот момент и следует переодеться, приняв уже собственно крещальный вид. Перед самым погружением священник будет помазывать вас святым маслом - елеем, которое символизирует Милость Божию. Он помажет лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Обычно, крестятся по старшинству, начиная с самых маленьких, но это уже как решит священник. Не надо говорить, что накануне вам стоит принять хороший душ.

В воду вы будете погружаться трижды, и если это связано с ныряниями, рассчитайте заранее, сколько вам потребуется кислорода. Старайтесь нырять, но не плавать, поскольку при большой купели выловить вас сразу будет затруднительно. Пока вас погружают или обливают, группа поддержки готовит большое полотенце, а фоторепортеры не оставляют свои камеры в праздности. Сразу после крещения следует переодеться, но ноги еще должны остаться свободными.

Затем дело доходит и до крестиков. Если вы приобретали их в храме, их можно не освящать, но если это вещь из магазина, стоит попросить заранее, чтобы крестик вам освятили, сделать это могут здесь же, при крещении.

Батюшка сам надевает на всех крестики, которые следует сразу убрать за ворот, поскольку он не нарубашечный и не наплательный, а нательный.

Таинство Миропомазания

После этого совершается Таинство Миропомазания. Вас вновь будут мазать святым маслом, но на этот раз это не елей, а святое Миро. В этом Таинстве человеку подаются благодатные Дары Святого Духа на ведение христианской жизни. И Таинство это настолько важное, что оно также как и крещение принимается человеком лишь однажды (второй раз в жизни миропомазываются лишь при рукоположении в епископы и при вступлении на царский престол, откуда и выражение «помазанный на царство»). Священник будет помазывать лоб, грудь, губы, глаза, нос, уши, руки и ноги.

Святое Ми́ро (от греч. μύρον «ароматное масло»)— специально приготовленное и освящённое душистое масло. В Православной Церкви Миро готовится на основе оливкового масла с добавлением белого вина и множества ароматических веществ (сюда входят алоэ, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло - всего около сорока ингридиентов). Обилие составляющих символизирует многоразличность христианских добродетелей.

Варится миро Патриархом, на Страстной Седмице в Малом соборе Донского монастыря (в Москве), где с этой целью устроена специальная печь. Освящается в Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой) в патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, и уже оттуда развозится епископами по своим епархиям. Вот откуда существует в русском языке поговорка «все одним миром мазаны».

Раньше в храмах крещение совершалось достаточно редко, потому что ждали выпуска огласительного училища и устраивали общеприходской праздник. И праздновали следующим образом: совершали небольшой крестных ход, к какому-нибудь знаменитому месту, которое находилось недалеко от храма, либо шли вокруг самого храма и пели песни новокрещенных, в которых прославляли совершившееся событие. И вот, вам тоже предложат поучаствовать в крестном ходу, который, как правило, теперь совершается вокруг купели, где произошло крещение. Для этого понадобятся приготовленные заранее свечи по одной на каждого. Во время крестного хода, также, вам предложат принять участие в общем пении, и эту возможность не стоит упускать. Особенно если все фиксируется на видеокамеру.

Сразу после Крещения и Миропомазания человек приносит первую, по крайней мере, в своей крещеной жизни, благодарную жертву Богу. И такой жертвой является не что иное, как его собственные волосы, то украшение, которое увенчивает самую замечательную часть нашего тела. Прически при этом не страдают, батюшка трижды вас подстрижет очень скромно и со вкусом, в виде крестика на голове.

Завершается крещение молитвами воцерковления, при этом мужчин вводят в алтарь - самое святое место Храма, а женщинам их читают перед иконой Пресвятой Богородицы.

Что дальше?

А дальше вы сами уже хозяева того дара, который только что получили. Опять же в идеале, было бы неплохо серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь. Узнать, что такое молитва, стараться посещать субботние и воскресные богослужения в храме, исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц и так далее, но об этом, подробнее и развернуто, стоит говорить отдельно. В любом случае, крещение делает каждого Богу своим более, чем это было прежде. Крещение - это рождение в себе нового человека. А каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Таинство крещения – один из величайших праздников в жизни каждого ребенка. Православные родители к нему готовятся заблаговременно: выбирают дату, крестных отца и мать, покупают специальный наряд и крестик малышу. Что нужно знать родителям, желающим покрестить ребенка?

Православная Церковь разрешает крестить ребенка в любое время – в пост и в праздник, в среду и в пятницу, в любой из семи дней недели. Не играет роли и время года, хотя некоторые родители предпочитают не крестить ребенка осенью и зимой. Объясняется это тем, что в церкви холодно, а ребенка окунают в холодную воду. Но на самом деле во многих храмах сейчас есть свое отопление или зал для проведения обрядов отапливается непосредственно перед прибытием ребенка, его родителей и гостей таинства. Да и воду священник чаще всего использует подогретую, потому объективных причин откладывать обряд на теплый сезон нет.

Согласно традициям, на Руси ребенка крестили на сороковой день после рождения. Объяснение этому есть вполне житейское. Все мы знаем, что после родов в течение некоторого периода времени в организме женщины происходят закономерные физиологические процессы. Он очищается, а как вы знаете, на время менструации на женщину накладываются определенные ограничения. Потому крещение откладывали на после, чтобы мать ребенка также могла поучаствовать в обряде.

Сейчас или позже: когда лучше крестить ребенка?

Не секрет, что сейчас в мире развелось огромное число разных религий. Некоторые родители намеренно не крестят ребенка в детском возрасте, чтобы «не делать за него важный выбор». Аргументируется это тем, что только в зрелом возрасте человек может осознанно принять веру. Так пусть сегодняшний ребенок это сделает тогда, когда будет к этому готов.

Но откладывая таинство на потом, вы лишаете дитя серьезной защиты. Ведь во время крещения ребенок приобретает своего ангела-хранителя. За крещеных детей может молиться церковь, а это, как вы знаете, большое благо. Именно поэтому перед воцерковленными родителями никогда не стоит вопрос, когда лучше крестить ребенка? Ответ очевиден – как можно раньше.

А когда лучше крестить ребенка с точки зрения детской психологии? Эскулапы говорят, что это возраст до 6-7 месяцев малыша. Позже у ребенка могут возникнуть страхи перед чужими людьми. Что совершенно лишнее во время обряда, ведь крестным родителям и священнику нужно будет брать вашего ребенка на руки.

Можно ли матери присутствовать при крещении ребенка?

Этот вопрос является одним из самых задаваемых настоятелям церкви в период подготовки к таинству крещения. И это понятно, какой матери не хочется присутствовать во время обряда, имеющего огромную роль в жизни ее ребенка? С точки зрения православия мать малыша может участвовать в обряде, при условии, что священник заблаговременно прочтет над ней молитвы сорокового дня или молитвы матери.

Почему же тогда не всем матерям священники разрешают присутствовать на крестинах? Дело все в том, что одни священники читают необходимые молитвы перед таинством и таким образом допускают мать к обряду, другие же – в самом конце, и тогда матери нельзя находиться в церкви до этого момента. И первое, и второе разрешено церковью. Когда будут зачитаны молитвы в каждом конкретном случае, решает священник, но уточнить этот момент можно на подготовительном этапе таинства.

Возможен ли отказ в крещении малыша?

Если оба родителя крещенные и у малыша есть хотя бы один восприемник (то есть крестный родитель) причин для отказа нет. Но, в то же время, вы должны понимать, что крещение ребенка – это особое таинство, а не модная процедура. И к нему должна быть особая подготовка.

Так, если родители ребенка в течение года до даты крестин не посещали храм, не исповедовались и не причащались, им нужно будет это сделать. Дополнительно священник может пригласить для беседы будущих крестных родителей. Им будет рассказано о роли крестных в жизни малыша, какие у них появятся обязательства перед ребенком, крестными родителями которого они в скором будущем станут.

В общем, если вы хотите, чтобы таинство крещения вашего ребенка прошло хорошо, оговорите заблаговременно все эти моменты со священником. И тогда обряд пройдет «без сучка и задоринки» точно в срок.

Что нужно приготовить для обряда?

К таинству крещения, как и к любому другому обряду церкви, нужна специальная подготовка. Об этом мы уже говорили выше. А что нужно сделать, кроме того, как выполнить все просьбы и пожелания священника или настоятеля церкви?

Приготовьте крестильный наряд ребенку. Это может быть белая крестильная рубашечка, наряд на вкус родителей или специальная крыжма. Все это должно быть белого цвета, поскольку именно этот цвет является цветом чистоты души. Кружева, вышивка, аппликации и прочие украшательства на крестильном наряде быть вовсе не обязаны, как считают многие. Это всего лишь дело вкуса конкретных родителей. Что нужно делать с крестильным нарядом после таинства? Его принято хранить и отдать выросшему ребенку перед его свадьбой.

Возьмите большое полотенце и толстые свечи по количеству присутствующих на обряде. Они нужны будут во время прохождения таинства.

Крестики для родителей и крестных, крестик для малыша. Все участвующие в обряде должны иметь нательные крестики, если их у вас нет, вам в церкви могут предложить их приобрести. И конечно, крестик необходимо приберечь для ребенка. Перед таинством крещения священник его освятит, это много времени не займет.

Из какого материала должен быть сделан крестик для ребенка? На ваше усмотрение! Это может быть самый простой крестик из металла, из серебра или золота, как вы пожелаете. Главное, чтобы это был православный крестик, все остальное несущественно.

Крестные родители: Как их выбрать?

Выбор крестных родителей для ребенка – очень важный шаг, немудрено, что некоторые родители обдумывают кандидатуры крестных еще во время беременности женщины. Каковы же требования к восприемникам ребенка с точки зрения православия?

Крестными могут быть только верующие люди, крещенные в православной церкви. На момент таинства у них не должно быть нераскаянных грехов, потому до даты крестин священники приглашают на беседу будущих крестных, просят их исповедоваться.

Идеально, если восприемниками ребенка станут близкие для семьи малыша люди. Ведь им предстоит активно участвовать в жизни ребенка, оказывать на него положительное влияние, воспитывать духовные качества, учить жить по Законам божьим.