Цветовое решение проектируемой коллекции. Влияние цвета, запаха и звука в продажах

Приятна ли на ощупь бумага, на которой Вы печатаете коммерческие предложения для своих клиентов, удобны ли кресла в Вашей переговорной, ароматный ли у Вас кофе? Почему спрашиваю? Да потому, что успех бизнеса зависит и от таких мелочей.

Я думаю, Вы слышали о таком направлении как нейромаркетинг. Нейромаркетинг позволяет влиять на все пять органов чувств покупателя, в том числе через запахи, музыку, цвет. И это открывает новые возможности в организации продаж, ведении переговоров и выстраивании отношений с клиентами.

Аромагия продаж

Запахи оказывают непосредственное влияние на наше настроение и вызывают различные ассоциации и навевают воспоминания. А в своем выборе мы намного чаще руководствуемся не умом, а носом.

Согласно исследованиям, 70% людей именно по запаху судят о таких качествах товара как: свежесть, изысканность и даже... мощность.

Если Ваш бизнес связан с розничной торговлей или сферой обслуживания, то Вам, наверняка, интересно, какие ароматы можно использовать для привлечения и удержания клиентов и повышения продаж.

В продуктовых магазинах - запахи огурца, арбуза или свежей выпечки.

В магазинах женской одежды - ароматы ванили, лаванды, цитруса, мяты и сандалового дерева.

В магазинах одежды для мужчин - запах натуральной кожи и древесно-цитрусовые ароматы.

В мебельных магазинах - запахи каппучино, домашнего печенья и дыни.

Для детских магазинов предпочтительны легкие и сладковатые ароматы.

В магазинах бытовой химии оптимальны "свежие" фруктовые, цветочные и хвойные запахи.

Для книжных магазинов и магазинов подарков подойдут ароматы мандарина, шоколада и сандалового дерева.

В кафе, барах и кондитерских хороши ароматы кофе, манго, шоколада и кокосового ликера.

Клиентов салона красоты очаруют ароматы лимона и мандарина, кокоса и свежих цветов.

Посетителей медицинской клиники успокоят ароматы ванили и розы.

Также важно помнить о необходимости нейтрализации неприятных или резких запахов в магазинt. Для этого в рыбных отделах используют запах лимона, а в овощных - апельсина и арбуза.

Успешный опыт

Компания Nike ароматизировала запахом свежей травы и колы один из торговых залов. Другой зал, с тем же ассортиментом и расположением обуви, не имел никакого запаха. В зале с "запахом стадиона" было продано на 80% больше обуви.

Мегамаркеты Auchan во Франции ароматизировали кондитерские отделы запахом рождественского пудинга и шоколада. Под влинияем этого аромата продажи выросли на 60%.

Компания Tchibo установила автоматы, распространяющие запах свежемолотого кофе, перед входом в свои магазины в Австрии и Германии. Число посетителей увеличилось на 72-134%.

В сети магазинов Wallmart в США распыление ароматов хвои и мандаринов во время рождественских распродаж дало рост прибыли на 22%.

Аромагия бизнеса

Влияние запахов можно использовать не только в продажах, но и для проведения успешных деловых переговоров. Так, запах розы прибавляет сговорчивости, мята пробуждает, ландыш расслабляет, апельсин стимулирует к принятию решения, а лимон (осторожно!) вызывает агрессивность.

Даже с таким явлением как дебиторская задолженность можно справиться с помощью запахов. Известно, что в Америке и Англии уведомления об уплате налогов пропитываются особым составом с весьма неприятным запахом: такие квитанции оплачивают гораздо охотнее.

Бизнес быстро подхватил удачный опыт государственных структур: одна экспедиционная компания в Бразилии посылает своим должникам письменные напоминания: первое - пропитано духами, второе пахнет гораздо хуже, а последующие - совсем отвратительно.

Сила цвета

Правильно подобранное цветовое решение интерьера способствует увеличению активности покупателей в магазине и производительности сотрудников в офисе. Каждый цвет несет свою информацию и вызывает определенные ассоциации.

Белый цвет создает ощущение безупречности, простоты и чистоты.

Желтый - цвет открытости и общительности, способствует принятию новых идей. Именно этот цвет обрабатывается нашим глазом в первую очередь.

Зеленый цвет успокаивает, уравновешивает и меньше других цветов утомляет глаза.

Коричневый цвет вызывает ощущение стабильности.

Красный цвет побуждает к активному действию и придает уверенность.

Розовый - цвет радости и любви, делает нас более внимательными и чуткими.

Оранжевый - жизнерадостный цвет, создающий ощущение благополучия и "стирающий" негативные эмоции.

Синий цвет успокаивает и снижает аппетит.

Фиолетовый цвет несет ощущение таинственности, считается цветом магии и является одним из самых тяжелых для восприятия.

66% нашего внимания мы уделяем именно цвету, поэтому влияние цвета можно эффективно использовать в создании фирменного стиля компании (логотип, бланки, визитки, буклеты, сайт, упаковка, дизайн среды) для успешного позиционирования компании на рынке.

Оптимальное звучание

Не менее эффективно, чем воздействие цвета и запаха, можно использовать в продажах и влияние звука.

Размеренные мелодии (около 60 тактов в минуту) стимулируют импульсные покупки и лучше всего подходит для магазинов средней и высокой ценовой категории , клиенты которых могут себе позволить незапланированные расходы.

Для звучания в недорогих магазинах лучше выбирать энергичную музыку (90-110 тактов в минуту): она заставляет покупателей двигаться активнее и быстрее принимать решение о покупке.

При составлении музыкальной программы важно учитывать возрастные категории покупателей и их предпочтения.

От использования радиостанций лучше отказаться: резкая смена тональности (чередование песни, голоса ведущего, рекламы) вызывает негативную реакцию.

Медленные композиции следует чередовать с быстрыми, чтобы не усыпить обслуживающий персонал.

Современные технологии позволяют создавать в каждом отделе свое музыкальное сопровождение и буквально вести покупателя из одной торговой зоны в другую. Правда, под влиянием звуков продажи могут не только расти, но и падать. Большинство россиян отмечает, что музыка в магазинах отвлекает их от покупок и вызывает нежелательные ассоциации.

Результаты исследования компании OMI показали, что 19% российских покупателей не могут находиться в магазине с громкой музыкой. Молодежь (16 - 24 года) более лояльна к музыкальному фону, но только не отечественного производства. А люди с высшим образованием стараются избегать магазинов с навязчивым звуковым сопровождением. Так что главное правило выбора музыкального фона в магазине - не навредить.

Одним из направлений психологии поведения является психология цвета, которая раскрывает секреты влияния различных цветов на наше восприятие и действия. Цвет обладает сильным влиянием на человеческие эмоции, установки. В мозге происходит сложный процесс, который начинается со считывания цвета глазами и в итоге вызывает колебания настроения, эмоций. Все больше исследований доказывают, что цвет зачастую играет определяющую роль в принятии решения. Например, результаты исследования С. Сингх (Satyendra Singh) показывают, что покупатель всего за 90 секунд формирует мнение о продукте, причем 62-90% этого взаимодействия определяется только цветом.

В данной статье предлагается рассмотреть роль цвета в веб-дизайне. Выбранные цветовые схемы задают направление для используемой на сайте графики, фона, заголовков, границ, кнопок, всплывающих окон. Отдельно стоит отметить выбор внешнего вида кнопки Call-To-Action, которая должна мотивировать к совершению действия во многом за счет цвета, выделяющего ее на фоне сайта. Все чаще в веб-дизайне встречаются фотографии, к которым применяются фильтры в виде цветовых наложений (цветные «линзы»), которые позволяют дополнить любое изображение эмоциональными атрибутами выбранного цвета.

Визуальное решение и выбор цвета в частности не должны подчиняться только эстетической цели. В современных условиях сайту недостаточно хорошо выглядеть, его визуальное решение должно содействовать целям самого бизнеса, а значит, мотивировать клиентов на определенное поведение. Для этого веб-дизайнеры и маркетологи используют различные походы и инструменты.

Для того, чтобы подобрать наиболее подходящую цветовую схему, дизайнеры ориентируются на психологию цвета, которая раскрывает эмоциональную, смысловую составляющую цвета, цветовой круг, показывающий отношения между различными цветами. Также во внимание принимаются существующие тренды, устоявшиеся для той или иной сферы деятельности цветовые решения. Решающим моментом является поставленная цель, специфика бизнеса и его аудитории.

Как «работают» разные цвета

Более подробно рассмотрим, как «работают» некоторые цвета, для каких ситуаций они наиболее подходят, какие имеют ограничения при использовании.

Синий цвет

Данный цвет достаточно часто используется в веб-дизайне благодаря тем эмоциям, с которыми он ассоциируется. Синий цвет выражает доверие, порядок, вызывает чувство спокойствия, безмятежности. Можно наблюдать использование этого цвета крупными компаниями, для которых важны прозрачность и доверие, например, Facebook и PayPal. Однако этот цвет имеет ограничение – его не следует использовать для сферы питания, так как в природе существует мало продуктов этого цвета, а иногда синий цвет ассоциируется с ядом.

Красный цвет

Этот цвет ассоциируется с опасностью, страстью, огнем, красотой, счастьем, гневом. Красный вызывает сильные чувства, в связи с чем мы можем наблюдать его частое использование в оформлении сайтов СМИ. Существует множество разнообразных оттенков этого цвета, но сложно связать определенные чувство и настроения с каким-то конкретным оттенком. Красный может быть одним из самых ярких цветов, символом счастья, но при этом и самым агрессивным цветом. Сложность в поиске грани между этими противоречивыми ассоциациями порой заставляет дизайнеров отказаться от использования этого цвета.


Желтый цвет

Для данного цвета также можно выделить ассоциации, которые являются противоречивыми. С одной стороны, желтый – это цвет предупреждения, привлечения внимания. Неспроста мы можем наблюдать в окружающей среде различные предупреждающие знаки желтого цвета. Поэтому не следует использовать данный цвет в больших количествах, чтобы не вызвать излишнего беспокойства. С другой стороны, желтый ассоциируется с радостью, счастьем. Это можно объяснить тем, что желтый цвет оказывает определенное влияние на наш мозг, в результате чего наши эмоции и реакция усиливаются, и порой мы можем принять эти ощущения за радость. Также восприятие цвета связано с нашим предыдущим опытом, поэтому желтый цвет может вызывать ощущения радости в связи с ассоциациями из нашей памяти (например, некоторые люди часто радуются при виде солнца).


Зеленый цвет

Зеленый – цвет природы, поэтому он идеально подойдет для оформления сайтов, посвященных экологическим, натуральным продуктам. Также зеленый цвет способен играть важную роль при призыве к действию, особенно если он выделяется на общем фоне сайта.


Оранжевый цвет

Этот цвет связан с импульсивностью, энергией, активностью, конкуренцией, весельем. Наиболее часто он встречается в визуальных образах спортивных команд, детских товаров. Оранжевый цвет используется для сообщений, к которым важно привлечь внимание ввиду их актуальности и ограниченности по времени, как это делает Amazon. Однако с этим цветом стоит быть осторожным, так как в некоторых ситуациях он ассоциируется с дешевизной.


Черный цвет

Этот же цвет, напротив, ассоциируется с люксовыми брендами, выражает элегантность, власть, роскошь. Его сочетание с другими цветами может добавить мистики. Но необходимо понимать, что для некоторых категорий продуктов обилие черного цвета может оказаться проблемой.

Белый цвет

Обильное использование белого цвета на сайте способно создать ощущение простора, свободы. Использование белого пространства является важным элементом дизайна и активно применяется в популярном плоском и материальном дизайне.

Более подробную информацию об этих цветах ищите .

При выборе цвета для призыва к действию лучше сконцентрироваться на ярких цветах (первичных и вторичных), таких как красный, желтый, зеленый, оранжевый, так как для них характерны более высокие коэффициенты конверсии, чем для темных цветов.

Особенности цветового решения в зависимости от аудитории

Как уже говорилось, выбор цвета во многом зависит от аудитории. В первую очередь речь идет о разделении аудитории по гендерному признаку.

Существует стереотип о том, что большинство женщин любит розовый цвет. На самом же деле оказывается, что, несмотря на то, что розовый цвет с точки зрения психологии цвета ассоциируется с нежностью, он является любимым для незначительной части женщин. Среди нелюбимых цветов наиболее часто упоминают оранжевый, коричневый и серый. Для того, чтобы улучшить привлекательность сайта, ориентированного на женскую аудиторию, рекомендуется использовать синий, фиолетовый и зеленый цвета, так как именно их женщины упоминают среди предпочтительных.

Мужчины же не любят фиолетовый, оранжевый и коричневый цвета, которых следует избегать в оформлении сайта, ориентированного на мужскую аудиторию. Вместо них следует использовать синий, зеленый и черный цвета, которые традиционно ассоциируются с мужественностью. Об этих и других интересных фактах о цвете читайте .

При выборе цветового решения помимо деления аудитории по гендерному признаку возможно и деление покупателей по свойственной им модели поведения. Например, оранжевый, черный и синий цвета с наибольшей силой привлекают покупателей, склонных к импульсивным покупкам. Подробнее можно узнать .

Ограничения

Существующие теории, подходы к выбору цвета, результаты исследований или рекомендации известных дизайнеров не дают универсального решения. Успешность применения тех или иных решений в значительной степени зависит от специфики сайта и его целевой аудитории, для которых общие правила работают не всегда. В зависимости от культуры, ценностей можно наблюдать различное восприятие одних и тех же цветов. В связи с этим необходимо пробовать и проверять разные цветовые решения, чтобы понять, что является наилучшим именно для вашего пользователя. Также не стоит забывать о различиях в цветопередаче экранов, в связи с чем стоит обратить внимание на отображение вашего сайта на наиболее популярных девайсах вашей аудитории.

2.2 Цветовое решение проектируемой коллекции

Цветовое решение проектируемой коллекции основано на использовании творческого источника и современных модных тенденций. По цветовому решению коллекция многоцветная (присутствует более 5 цветов). Коллекция построена на применении контрастных друг другу оттенков красного и зеленого, а так же соответственно творческому источнику оттенков белого. Основным гармонизирующим композицию цветом является актуальный в данном сезоне серый цвет. Прочие цвета, используемые в коллекции, не играют большой роли и обозначены виде цветочных принтов на тканях. Наличие этих цветов позволяет расширить цветовой диапазон аксессуаров и разнообразит коллекцию. В цветовом решении коллекции так же выделяются три направления сочетания цветов: спроектированы двухцветные (оттенки кремового и бордового цветов), трехцветные (с применением еще и серого) и многоцветные модели (с использованием тканей разных цветов и фактур или тканей с рисунком).

Конкретная спроектированная модель комплекта, выбранная для изготовления в материале, будет исполнена из атласных материалов. Ее цветовая композиция многоцветна. Основным цветом будет серый и на фоне него будут появляться другие цвета в различных пропорциях. В модели можно выделить три главных цвета: серый, бордовый и изумрудный; и несколько дополнительных: голубой, салатовый, белый, синий. Платье будет выполнено из натурального шелка, атласного переплетения с мягким блеском, с купонным рисунком, построенным на сочетании клетки и размытых цветов, а так же изображении декоративного рисунка «огурца». Вставки со складками бордового цвета спереди и сзади из атласного, блестящего материала. Драпировка выполнена из однотонного шифона изумрудного блеска с матовой фактурой. Она сглаживает и уравновешивает общий блеск платья. Цвета бордовый и изумрудный объединяются не только общим серым фоном платья, но и холодным оттенком этих цветов. В целом, разработана многоцветная живописная композиция с яркими акцентами.


3.1 Разработка графического планшетного ряда

Разработка графического планшетного ряда проводится в несколько этапов. Начинается с разработки графического ряда моделей коллекции: с поиска силуэтной формы и основных линий членений в моделях будущей коллекции, для чего используются фор-эскизы, позволяющие на небольших, быстро нарисованных картинках, увидеть общее настроение коллекции, динамику форм. Для данной коллекции выбран прилегающий силуэт. После выбора силуэта начинается более подробная прорисовка деталей, основных членений, декора и выбор цвета в поисковых эскизах, то есть осуществляется разработка творческих эскизов, обеспечивающих выразительность формы, линии, цвета. Эскизы бывают разные по степени прорисовки и по степени стилизации, они определяют характер первой чистовой подачи образов коллекции. В зависимости от эскизов, нарисованных дизайнером, определяется, и рекламная подача. Рекламная подача может осуществляться в виде плакатов или в виде графического планшетного ряда. В данном пункте описывается разработка графического планшетного ряда.

По завершению разработки поисковых и творческих эскизов, когда все, даже мельчайшие, детали модели определены, начинается разработка графического ряда, представленного на семи листах формата А3 с изображениями двухфигурных и трехфигурных композиций, которые позволят максимально отразить идейную и стилистическую направленность коллекции. Планшетный ряд отражает идею создания витрины магазина, где среди нарисованных манекенов стоят и позируют модели, стараясь создать иллюзию, будто они тоже манекены. Рисунки фигур выполнены в стилистике Сальвадора Дали по мотивам работы «Градива». Фигуры изображены в нервозных динамичных позах. Модели и манекены очень похожи, но их отличает отсутствие голов у манекенов. Так как манекены символизируют своеобразный рекламный образ, то вместо голов на их плечи помещены букеты цветов, абстрагирующих этот образ от конкретного потребителя и делающие их более идеальными, что соответствует принципам разработки рекламного образа. Остальные фигуры демонстрируют желание приблизиться к идеальному рекламному образу.

В разделе представлены поисковые фор-эскизы, торческие эскизы и фотография планшетного ряда.

Разработка рекламных идей и рекламных концепций играет важную роль в разработке бренда и его продвижении. Именно от креативности идей зависит то, какие будут проводиться рекламные кампании, как будут выглядеть рекламные постеры, точки продаж и рекламные ролик.

В рекламных эскизах своя собственная графика. Выполнение этих эскизов длительное, они тщательно продуманные, в собственной манере, в уникальных оформительских графических приёмах, с использованием стилизации и трансформации фигур. Реклама всегда представляется в индивидуальной графической подаче, отражает авторский почерк и стиль. Художественный творческий эскиз несёт в себе индивидуальное видение и образ темы разрабатываемой дизайнером.

Представления о рекламе как о виде художественного творчества, вопросы взаимодействия рекламы и искусства не случайно волнуют сегодня общество. Рекламу как творческую созидательную деятельность, можно отнести к сфере искусства, и за годы развития рекламой накоплен опыт по использованию художественных приемов. Современная реклама создается с помощью художественных средств и является одной из форм материального воплощения искусства, представляя собой сложное явление, охватывающее различные стороны жизни общества. Вступая в диалог с потребителем, реклама является имманентным феноменом массовой культуры, выполняет социальную функцию и является одной из форм массовой коммуникации посредством передачи образов. Однако, несмотря на постоянное развитие, реклама остается малоизученным явлением с точки зрения образных аспектов.

Художественный образ всегда связан с реальностью и автором, в то время как рекламный абстрагируется от реальности и происходит его дистанцирование от автора. Люди потребляют не товары, а соответствующие им образы, предлагая потребителю виртуальную жизнь в рамках рекламных брендов. Таким образом, художественный и рекламный образы имеют принципиально различную природу происхождения. Художественный образ является эманацией таланта, способностей автора, который реализует свой замысел вне плана и графика. Рекламный образ – это реализация четкого плана, творческий процесс, ограниченный рамками брифа. Тиражирование художественного образа – верный путь к его гибели. Для рекламного образа это единственно возможный способ существования. Исходя из этого, мы получаем различную структуру и содержание этих двух типов образов.

Художественный образ не зависим от времени. Рекламный образ актуален в очень ограниченных временных и пространственных рамках. Не будучи воспринят аудиторией, для которой он предназначен, просто не существует. Главный механизм воздействия рекламного образа – это частота экспликации, которая в конечном итоге формирует лояльность к бренду и как следствие, потребление товара.

Одной из общих черт рассматриваемых образов является условность в отражении реальности. И художественный и рекламный образы не тождественны действительности. Художественно-образное и рекламно-образное отражение действительности, являясь творческими продуктами, несут на себе печать условности. Объединяющим моментом в понимании образа в искусстве и рекламе является слияние в нем объективных и субъективных начал, идеального и реального одновременно. Рекламный образ должен считаться только в соответствие с авторской трактовкой, иначе он не выполнит своей функции. Образ, предполагаемый автором рекламного произведения должен оказаться равным образу реципиента. Рекламные образы воспринимаются пассивно, не требуя активной работы сознания. Поэтому в рекламе коллекции моделей должна быть чётко видна манера ношения костюма, характерные позы и жесты, мимика, знаковые головные уборы, очки, часы, шарфы, обувь, и прочие аксессуары.

Разработанный рекламный образ подчеркивает и даже утрирует все главные особенности рекламы, подчеркивая нереальность и одномоментность рекламируемого образа, и стремление потребителя следовать ему и воспринимать. Создан имидж молодой, сильной, активной и успешной женщины, способной к быстрым и легким перевоплощениям. К данному образу предлагается минимальное количество аксессуаров, позволяющее проявить творческую фантазию потребительницы и не заковывающее ее в определенные рамки. Сохранение свободного и легкого образа обеспечит необходимый рекламный эффект, призванный повысить спрос на коллекцию.

Проблема применения цвета для окраски изделий и предметной среды рассматривается обычно в единстве ее следующих сторон: физической и психофизиологической (составляющих предмет цветоведения), психологической, социальной, эстетической.

Основная цель применения цвета заключается в повышении производительности труда и повышении эстетической удовлетворенности человека качеством продуктов труда.

При проектировании изделий приходится затрагивать все указанные стороны цвета. О цветоведении написано много в различных руководствах и пособиях, и поэтому мы не будем останавливаться на нем подробно.

Цвет не только окружает, но и постоянно воздействует на человека. Влияние его сильно сказывается на состоянии нервной системы, на поведении человека, на его трудоспособности. Психофизиологическое воздействие цвета есть первый и наиболее важный фактор, учитываемый при выборе цветового решения изделия.

Установлено, что красные, оранжевые, желтые цветатеплые тона») действуют на человека возбуждающе: расширяют зрачки, учащают пульс и в конечном итоге вызывают общее утомление. Наоборот, синие, голубые, зеленые цвета («холодные тона») успокаивают и уменьшают зрительную утомляемость.

Один и тот же предмет, будучи окрашен в светлый цвет, зрительно выглядит более легким, а окрашенный в темный цвет будет казаться тяжелее.

Такие особенности цвета позволяют художнику-конструктору создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия (рис.13.5).

Рис. 13.5. Психофизиологические особенности цвета широко используются в художественном конструировании для выражения тех или иных свойств изделий, интерьеров.

Окраской изделий надо пользоваться не только для того, чтобы улучшить зрительное восприятие изделий. Цвет необходимо применять и для выявления нужных деталей, элементов или частей изделий и, прежде всего - опасных в отношении травматизма.

Рациональный учет этих факторов позволяет создать определенный цветовой климат, т. е. колористическую (цветовую) гамму, обеспечивающую совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его работу. Цветовой климат должен быть различным при длительном (пульты управления, цеха) или кратковременным (проходы, эпизодический контроль) воздействии. В первом случае выбор цветового решения изделия определяется условиями зрительной работы и оказывает в основном физиологическое воздействие. Во втором - цвет способствует ориентации, стимуляции внимания, корректировке внешних воздействий: тепла, холода, шума, инсоляции. Здесь в основном учитывается психологический фактор.

С эстетической точки зрения художник-конструктор должен дать такое композиционное колористическое решение изделия, которое удовлетворяло бы современным эстетическим требованиям.

Цвет является могучим средством воздействия на человека.

К. Маркс в статье «К критике политической экономии» назвал чувство цвета наиболее популярной формой эстетического чувства. Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая или понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъема. Хорошая отделка и приятная окраска изделий повышают настроение рабочего, вызывают у него положительно-эмоциональное отношение к доверенному ему оборудованию.

Цвет промышленного изделия способствует образному выражению сущности изделия, его тектоники, обеспечивает связь с окружающей средой.

В соответствии с особенностями воздействия цвета на человека установлены основные функциональные и декоративные факторы окраски изделий. Важнейшими из них являются соответствие окраски характеру среды потребления или эксплуатации и соблюдение законов цветовых гармоний. Создание рационального цветового климата может быть достигнуто при правильном соблюдении комплекса этих условий.

При цветовом решении формы изделия большое значение имеют такие принципы, как деление на главную и второстепенную части, выделение рабочей зоны, зрительное уравновешивание объемов и т. п.

Выбирая схему окраски для проектируемого изделия, художник-конструктор должен обязательно учитывать функциональные особенности изделий и среды, в которой оно будет работать.

Художник-конструктор должен творчески разработать схему окраски в каждом конкретном случае. Однако могут быть использованы некоторые общие рекомендации.

Крупные изделия с однородными по структуре плоскостями можно членить цветом, если ставится задача зрительно уменьшить объемы.

Подвижные машины (электротранспорт, тельферы и т. п.) и опасные части машин рекомендуется красить в предупреждающие цвета, максимально контрастирующие с окружающей средой. В статичных изделиях можно создать цветом иллюзию тяжести, монументальности, выделить основание, подчеркнуть неподвижность, связь с полом. Динамичность формы изделия можно подчеркнуть ритмичными цветовыми членениями. Правильное использование этих особенностей цветов позволяет скорректировать даже дефекты формы или композиции изделий.

В ЭТИ большое значение имеет использование цвета в качестве кода. В комплектных устройствах, в пультах, в аппаратуре управления для удобства монтажа и ремонта можно использовать различные цвета для указания назначения проводника: окраска шин по системе ЖЗК, черный - земля (корпус) и т. д.

К сожалению, стандарт такого рода до сих пор отсутствует, поэтому цветовые провода используются час-то для отличия их друг от друга, а не для указания их функционального назначения.

При выборе цветового решения ЭС рационально использовать два-три основных цвета, в связи с тем, что технологичность изготовления, монтажа и демонтажа малоцветных изделий выше, нежели многоцветных.

Среди факторов, Влияющих па выбор цветового решения ЭС, важнейшими являются вид работы и ее тяжесть (социально-психологический фактор).

Функциональное назначение изделия, находясь в теснейшей связи с формой его и во многом определяя эту форму, является одним из факторов, влияющих как на цвет изделия, так и на систему его окраски. Одновременно функциональное назначение изделия находится в очень тесной связи и зависимости от факторов среды, местонахождения изделия во время работы, темпера­турных условий, степени запыленности и загазованности воздуха, наличия шума, освещенности и т. д.

Конструкционные и эксплуатационные факторы на­ходятся в прямой зависимости от функции изделия и как бы дополняют условия среды, К ним относятся: габариты изделия, наличие агрессивных веществ, воз­действующих на его поверхность, температура самого изделия во время работы и пр.

Технологические факторы (эмали, отвечающие тре­бованиям данного изделия, конструкционные материа­лы, не требующие специальной отделки, технология на­несения эмалей и т. п.) неизбежно влияют на систему окраски, определяют марки применяемых материалов и в конечном итоге выбор цвета изделия.

Конструкция изделия и технологические факторы влияют на экономику его изготовления. Экономический эффект во многом предопределяет художественно-кон­структорское решение, которое в свою очередь опреде­ляет вид применяемого материала, технологию нанесе­ния окраски и через них влияет как на цвет, так и на систему окраски изделия.

Эти взаимоотношения группы факторов оказывают непосредственное влияние на выбор цвета и выбор системы окраски. Связи внешних условий выражаются в цветовом решении изделия с учетом законов психофи­зиологического восприятия цвета и подчиняются зако­нам композиции.

При рассмотрении всего многообразия и взаимоза­висимости условий и факторов, влияющих на цветовое решение ЭС, можно сделать следующие выводы.

1. Как форма, так и цвет должны четко выделять особенности изделия, непосредственно связанные с про­цессом эксплуатации, облегчить зрительное восприятие изделия и взаимодействия между ним и человеком. В этом основа связи цвета и формы.

2. Цветовое решение изделия – неразрывная часть процесса художественного конструирования, которая подчиняется всем законам этого метода.

3. Создание оптимального цветового решения изде­лия возможно только при глубоком анализе всех факторов процесса производства и эксплуатации с учетом всего их многообразия и взаимозависимости.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию “дизайн”.

2. Какой смысл вкладывается в понятие “инженерная психология”?

3. Что включает в себя технологический фактор в художественном конструировании?

4. Как вы понимаете “композицию”?

5. Какие виды композиции вы знаете?

6. Какие стандарты по дизайну вы знаете?

7. Относится ли дизайн к качеству ЭС?

8. Какие художественные приёмы используются для ликвидации впечатления раздробленности изделия?

9. Каким композиционным средством пользуется дизайнер для выражения социальной и технической значимости части в целом, целого в комплексе, комплекса изделий в окружающей среде?

10. Что дает ритм как средство композиции?

11. Средство композиции нюанс?

12. Какие понятия относятся к макро- и микрогеометрии?