Отличие между шпагой и рапирой. Чем шпага отличается от рапиры и сабли? Исторические школы фехтования на рапирах

Захватывающий спорт

Фехтование – это целый мир, большой и интересный. Входя в него, понимаешь, что полностью поглощен им и уже не можешь с ним расстаться – и ты остаешься с ним навсегда.

Его считают искусством, спортом, военной наукой, методикой воспитания. Среди остальных видов спорта он выделяется своей эстетикой, богатством истории, уходящей в глубины тысячелетий и романтизмом .

Фехтование – это навыки по нанесения уколов, в определенные моменты боя, с помощью атак и защит, пользуясь своим интеллектом. Поединок здесь сходен со сражением: в нем есть разведка, маневрирование и маскировка, оборона и наступление.

Оружие

Сегодня в спортивном фехтовании применяется три вида оружия – шпага, сабля, рапира. Различаются они правилами судейства и площадью поверхности поражения, варианты которой можно увидеть ниже:

Оружие состоит из рукоятки и гайки, гарды и мягкой прокладки, а также клинка с наконечником.
Клинок рапиры обладает четырехгранным сечением и утончен к концу, длина его до 90 см, диаметр гарды 9,5-12 см. Её длинна в сборе не превышает 110 см, а вес не более 500 г.

Рапира является колющим оружием. В отличии от любого другого вида оружия, площадь поражения рапириста самая маленькая — шея и туловище. В правилах фехтования есть приоритет, он же «тактическая правота». Для нанесения укола нужно иметь приоритет. К примеру, спортсмен получил приоритет в атаке. Его противник, сперва, должен взять защиту и только потом у него появляется приоритет для нанесения ответного укола сопернику. Если атаки выполнены одновременно – попадания обоих соперников не засчитываются.

Шпага – также колющее спортивное орудие. У шпаги клинок массивнее чем у рапиры и имеет уже трехгранное сечение. Суммарная длина шпаги не превышает 110 см, а вес 770 г. Гарда имеет диаметр 13,5 см.

Шпажисты имеют самую большую площадь поражения для атак: практически вся площадь тела от головы до пят – голова, руки, ноги, туловище. В бою на шпагах нет фактора тактической правоты, то есть два одновременно нанесенных укола засчитываются обоим противникам.

Сабля характеризуется трехгранным клинком, длиной до 88 см. Максимальная длина у сабли достигает 105 см, а вес до 500 г.

Правила

Саблистам разрешено наносить не только уколы, но и рубящие удары. Поверхностью поражения являются туловище до линии пояса, голова и руки. В фехтовании на саблях, также, решающий фактор для присуждения попадания это «тактическая правота».

Сегодня фехтовальный бой проводится с помощью электронного оборудования, фиксирующего попадания. Аппарат показывает попадание в соперника, с помощью световой сигнализации (загораются лампы разного цвета). Во время попадания в противника, на аппарате загорается свет с его стороны. При фехтовании на саблях и рапирах засчитываются только уколы, попавшие в поверхность поражения. О засчитанных попаданиях сигнализируют лампы — зеленая и красная, а не засчитанные – белая. Одновременный сигнал белого и цветного индикатора обозначает нанесение первым недействительного попадания, в этом случае следующее за ним действительное попадание не будет засчитано.

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое . Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell"arte e dell"uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
- reitschwert (буквально «меч всадника») - тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
- espada ropera (буквально «меч для одежды») - предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
- smallsword (буквально «малый меч») - был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шпага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д"Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один - чтобы вернуть ее себе, другой - чтобы завладеть ею. Д"Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д"Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в . Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword - придворный меч, town sword - городской меч, scarf sword - меч для орденской ленты, small sword - малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира , или espada ropera (буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования .

Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч , эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в.

Строение рапиры

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

" data-img="/images/rapier/10001113.jpg" href="/images/rapier/10001113.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе.

В истории рапиры, как и многих других видов , XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага , которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Рапира в вопросах и ответах

Рапира в вопросах и ответах " data-img="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" href="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Джон Клемент о рапире

Рапира в вопросах и ответах, это очень содержательная статья американского фехтовальщика, директора ассоциации "Возрождение боевых искусств" Джона Клементса, посвящённая этому типу оружия. Хотелось бы заметить, что текст статьи полон различных суждений и выводов, которые весьма расходятся с другими авторами, поэтому я бы рекомендовал с осторожностью отнестись ко многим её пунктам.

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале сайт.

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки"


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.


Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

Ваше оружие?

Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.

Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»

Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.


Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.


Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская


Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).


Рапира


Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды"


А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв. еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

На летних Олимпиадах присутствует такой вид состязаний, как спортивное фехтование.

Это один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Игр современности. И в зависимости от используемого оружия он подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах.

Рапира

Рапира - это колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

В фехтовании на рапире засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты).

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах. Источник: Commons.wikimedia.org

Шпага

Шпага - тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

При фехтовании на шпагах уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах. Источник: Commons.wikimedia.org

Сабля

Сабля — рубяще-колющее оружие. Т.е. ей можно наносить не только уколы острием, но и рубящие удары всем клинком. Имеет длину до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

Удары и уколы при фехтовании на саблях наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой со специальной серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (а «скрестный шаг назад» разрешён).