Внутренняя регуляция социального поведения субъекта. Социальное поведение

Страница 17 из 24

Сущность и субъекты массового социального поведения.

Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках.

Категория “поведение” с трудом поддается определению. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин “массы” употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин “народные массы”. Народные массы – это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.

Толпа – контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна.

Выделяют несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа – это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская – это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая – доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.

Под термином “публика” понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. Г.Тард называл публикой читателей одной газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции.

Поведение - процесс взаимодействия индивидуумов с окружаю­щей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутрен­ней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его обще­ния с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого ко­личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведе­ния выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, состав­ляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, до­вольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе грудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа - это внешне неорганизованная общность людей, кото­рые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связа­ны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, со­бравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в ус­тановленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа - это группа людей, осуществ­ляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную , например, представляет толпа по­громщиков. Спасающаяс я толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская - это мародеры, а экста­тическа я - доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика - это большая группа людей, складывающаяся на ос­нове их общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Им может быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.



К разновидностям социального поведения относятся соци­альные движения, коллективное поведение и социальное поведе­ние личности.

Социальные движения - это массовые действия представите­лей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение груп­повых или общественных интересов, способствующие или препят­ствующие социальным переменам.В зависимости от целей и харак­тера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение пре­образований мирным путем. Революционные движения стремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противо­действуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недоволь­ством существующими порядками. В среде движения формирует­ся идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необ­ходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движе­нии возникают редко, в нестабильных - часто.

Коллективное поведение - это массовые, непредсказуемые реак­ции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается вли­янию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.

Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые по­ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества.Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказы­вают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к об­ществу, предрасположенность и готовность к активной деятель­ности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведе­нием. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй - в стремле­нии ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Из них только конформизм не яв­ляется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в не­приятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, це­лей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выра­жается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценно­стей, целей и средств и попытке заменить их па новые, устано­вить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную пред­расположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический - объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический - учи­тывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представ­ляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, пра­вила повеления, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и уста­новлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного ре­гулирования, включающего социальные нормы (правила) и санк­ции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изо­ляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособле­ние - это также прекращение контактов индивида с другими людь­ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация - это подготовка деви­анта к возвращению в общество и выполнению необходимых со­циальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформально­го контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выра­жаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает не­довольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Чисто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе се воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт . Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжитель­ной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфлик­тующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к согла­шению , предусматривающему приемлемые для обеих сторон усло­вия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то го­ворят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая пока­зать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству , т. е. учас­тию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Нако­нец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов . Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты проис­ходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень слож­ным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты - это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта от­личаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимо­действуют друг с другом. Социальные конфликты происходят меж­ду группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов - восстания и революции.

В зависимости от сферы , в которой протекает конфликт, раз­личают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государ­ства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны - это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Соци­альные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения мате­риальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в му­зыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить поли­тическую, экономическую, социальную окраску, но в любом слу­чае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям дру­гой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересека­ются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает при­меры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивили­зованные способы разрешить его мирным путем.

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «повеление» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального повеления?

3. Какие разновидности социального поведения существуют?

4. Какое поведение получило название девиантное?

5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6. В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9. Приведите классификацию конфликтов.

10. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу.

Н.А. Бердяев; «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". "Мы" предпола­гает существование "я" и "ты". В массе, в толпе "я" надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмо­циями. Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается не­нужной роскошью».

Немецкий философ Карл Ясперс: «Люди в массе легко могут поте­рять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимо­действовать с манипулирующими ими тиранами».

Массовое социальное поведение - это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами такого поведения являются массы, толпа, публика и отдельные индивиды, а также их микрообъединения (семья, круги межличностного общения).

Понятие «массы » относится к большому количеству людей, которые не объединены ни в какую организацию, основанную на общем интересе, и которые, как правило, политически равнодушные и пассивные.

Существует также понятие «народные массы ». Этим термином называют большинство трудящегося населения, как решающей силы общественного прогресса. Термин толпа относится к внешне не организованной, но активной контактной группе людей, характеризующейся пассивным принятием господствующего мнения составляющих ее индивидов, связанных сходным состоянием и общим объектом внимания.

Различают следующие виды толпы : случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу образуют случайно собравшиеся люди на месте происшествия. Экспрессивная толпа представляет группу людей, совместно выражающих радость или гнев, или протест либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Конвенциональная толпа - это группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данной ситуации нормы, но выходит за рамки обычного поведения (например, неиствующие болельщики на стадионе). Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную (толпа погромщиков), спасающуюся (люди в паническом состоянии), стяжательскую (мародеры), экстатическую - доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например, религиозных ритуалов, рок-групп.

Публика - это группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Например, зрители в кино, театре, на художественной выставке и т. д.

Индивид также может стать субъектом массового социального поведения. Это объясняется тем, что их действия, не согласованные во времени и пространстве, могут привести к определенным социальным последствиям. Например, действие вкладчиков банка по какой-то причине, в одно время решивших забрать свои деньги, могут привести к разорению этого заведения.

Массовое социальное поведение в зависимости от масштабов и степени организации можно подразделить на социальные движения и коллективное поведение.

Белорусский социолог академик АНБ Е. М. Бабосов определяет социальное движение как «массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами». (См.: Бабосов, Е. М. Социология: учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов; под ред. А. Н. Елсукова. - Мн., 1998. - С. 205).

Социальные поведения могут носить как политический характер (например, революционные движения или иные действия больших групп людей, выступающих с политическими требованиями к власти), так и не политический (например, экологическое, молодежное, религиозное, феминистское, в защиту лица), хотя и эти движения могут нести элементы политического характера. Различают также движения реформистские, утопические, регрессивные.

Социальные движения, как правило, возникают там, где своевременно не разрешаются проблемы, затрагивающие интересы значительной части населения и зачастую в нестабильных обществах. В стабильных обществах также могут возникать социальные движения, но они приобретают характер культурных течений. Культурные течения - это процесс, в ходе которого определенные причины медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным. Например, эмансипация женщин или движение расовой сегрегации в США привели к изменениям в законодательстве и общественном мнении. (См.: Рязанов, Ю. Б. Социология / Ю. Б. Рязанов, А. А. Малыхин. - М., 2000. - С. 24).

Коллективное поведение - спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом такого поведения является толпа, но может происходить и в массовом масштабе. Французский врач и социальный психолог Габриель Лебон исследовал эту форму массового поведения. В своей работе «Психология толпы» он попытался проследить процесс зарождения и действия толпы. Г. Лебон доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными инстинктами. Попадая в толпу, человек регрессирует, то есть возвращается к более ранней стадии своего развития. Он сформулировал закон психического единства толпы, который заключается в том, что в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего создается однородная масса. Характерными чертами толпы являются: заряженность общей идеей, осознание собственной силы, утрата чувств ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами. Эти признаки, по мнению Г. Лебона, образуются вследствие действия трех основных психических механизмов: заряжения, внушаемости и подражания.

Особенностями коллективного поведения являются, во-первых, то, что оно необычно, т. е. не соответствует определенным стандартам; во-вторых, это один их экстремальных типов поведения; в-третьих, такому поведению сопутствует чувство надвигающейся опасности; в-четвертых, оно происходит в определенной социальной нестабильности.

СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Массовое социальное поведение – это, прежде всего, образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках.

Категория «поведение» с трудом поддается определению. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение процесс взаимодействия живых существ с окружающей их средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества .

К субъектам массового социального поведения обычно относят:

· массы,

· толпу,

· публику,

· отдельных индивидов, а также

· их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин «массы» употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества , либо равнодушия , либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить в какую-либо организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количествнейтральных ,политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин «народные массы». Народные массы – это социологическая категория, означающая наличие трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.

Толпа контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества ,пассивного принятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания .

Это понятие количественное и видимое .

Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна .

Выделяют несколько разновидностей толпы:

· случайная,

· экспрессивная,

· конвенциональная,

· действующая.

Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия.

Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного (повседневного) поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе.

Действующая толпа – это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на:

· агрессивную,

· спасающуюся,

· стяжательскую,

· экспрессивную (экстатическую).

Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская – это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая – доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы вполне может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.

Под термином «публика» понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может выступать событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. Г.Тард называл публикой читателей одной и той же газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

5.2 Социальное поведение

Поведение - это процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двига­тельной) и внутренней (психической) активности.

К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведе­ние. Этим термином обозначается образ жизни и действий боль­шого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и в некото­рых случаях отдельные индивиды и их межличностные объедине­ния (семья, круг друзей и др.).

Масса - это большое количество людей, которых нельзя объ­единить по какому-либо общему признаку. В соответствии с поли­тической и экономической ситуацией число составляющих массу людей может быть больше или меньше, но оно всегда присутствует. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим по­ложением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие народные массы. Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа - это внешне не организованная общность людей, ко­торые находятся в непосредственном контакте друг с другом, свя­заны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформиз­ма, т. е. легко поддается внушению .

Выделяют случайный, экспрессивный, конвенциональный и дей­ствующий виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собрав­шиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понима­ется группа людей, поведение которых укладывается в установлен­ные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обыч­ного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая актив­ные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Аг­рессивную, например, представляет толпа погромщиков.

Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская - это мародеры, а экстатическая - до­веденная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика - это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Ими могут быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т. д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение лич­ности.

Социальные движения - это массовые действия предста­вителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, спо­собствующие или препятствующие социальным переменам.

В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть несколь­ких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды сво­их взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стре­мятся к установлению нового социального порядка путем разру­шения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идео­логия, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и спосо­бов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образу­ют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных - часто.

Коллективное поведение - это массовые, непредсказуе­мые реакции людей на критические ситуации, возникаю­щие объективно и внезапно.

Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Че­ловек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально на­каленную атмосферу.

Социальное поведение личности - это внешне наблюдае­мые поступки, действия индивидов в определенной после­довательности, так или иначе затрагивающие интересы дру­гих людей, их групп, всего общества.

Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда индивид включен в общение с другими людьми. Социальное пове­дение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальная установка. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантное (отклоняющееся) пове­дение. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нару­шить функционирование социальной системы, а второй - в стрем­лении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиант­ного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и, в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяют пять типов поведения: конформизм, инновация, ри­туализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не явля­ется девиацией . Все другие относятся к разновидностям девиант­ного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеж­дений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя. Мятеж выража­ется в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить но­вый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологиче­ских факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступ­ков, психологический - объясняет девиантное поведение различ­ными отклонениями в психическом развитии, социологический - учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует ста­новлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила пове­дения, способствующие выполнению различных видов деятельности . Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обес­печивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные органи­зации посредством методов изоляции, обособления и реабилита­ции. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление.

Обособление - это также прекращение контактов индивида с дру­гими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его воз­вращения в общество, например арест. Реабилитация - это под­готовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже в изгнании его из группы. К типам неформаль­ного контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения вы­ражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разреше­ния противоречий между людьми и социальными группами. Со­циальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжи­тельной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т. е. то явление, предмет, отношение и т. д., которые одинаково высоко ценятся обеими конфликтующими сторонами. На этой ста­дии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздей­ствия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На следующей стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столк­новения или содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конф­ликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. участию в разрешении конфликта третьей, не заинтересован­ной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. На­конец, более сильная сторона может применить силу к более сла­бой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему нужно принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необ­ходимо, и тем, что хочется. В принятии решения важную роль иг­рает сила воли человека. Межличностные конфликты - это стол­кновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отлича­ются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодейству­ют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов: восстания и революции.

В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, разли­чают политические, экономические, социальные, культурные, эт­нические и религиозные конфликты . Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны - это различные политические силы, например: партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятель­ности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Социальные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных куль­турных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в проти­воборстве разных этнических групп. Они могут носить политиче­скую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой на­ции. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с религиозными, представляющими собой столкновение разных кон­фессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка, но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

3. Какие разновидности социального поведения существуют?

4. Какое поведение получило название «девиантное»?

5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к раз­новидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6. В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9. Приведите классификацию конфликтов.

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов относительно массы и толпы.

Масса, толпа есть «оно», а не «мы». «Мы» предполагает существование «я» и «ты». В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями. Массы живут по пре­имуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью ().

Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей воз­можности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в кото­рых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующи­ми ими тиранами (К. Ясперс).