Бессмертный фарфор сестёр Данько. Бессмертный фарфор сестёр Данько Матрос со знаменем 1921 история создания данько

Наталья Яковлевна Данько́ (Данько́-Алексе́енко; 1892—1942) — советский скульптор-керамист, родилась в 1892 году в Тифлисе в семье железнодорожных служащих — Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны Данько. В 1900—1902 училась в Строгановском художественном училище в Москве. Затем обучалась в различных частных студиях. С 1906 по 1908 годы училась у Яльмара Чансон в Вильно. В 1908—1909 годах училась в Санкт-Петербурге в мастерских Л. В. Шервуда и В. В. Кузнецова. В 1909—1914 годах в основном работала в Санкт-Петербурге, где занималась скульптурным украшением построек архитекторов В. А. Щуко, И. А. Фомина и других. В 1911 году выполняла скульптурный декор на выставках в Риме и Турине. С 1914 года устроилась на работу скульптором на Императорский фарфоровый завод в Петрограде. В 1919 году стала заведующим скульптурного отдела завода.

Наталья Данько создала более 300 скульптурных работ. Наиболее известные: «Красноармеец», «Работница, вышивающая знамя», «Матрос» (1919), «Милиционерка» (1920), «Грузчики», «Гадалка», «Голод», «Шахматы» (1922), «Работница», «Женщина со снопом» и другие. Также создавала портретные фигуры: «Нижинский», «Фёдорова 2-я», «Анна Ахматова», «Мейерхольд» (1935). Многие ранние работы расписывала сестра Натальи — художник и писательница Елена Яковлевна Данько.

Во время Великой Отечественной войны Наталья Данько оказалась в блокадном Ленинграде. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью была эвакуирована в город Ирбит. По пути из-за последствий истощения сестра и мать умерли. Сама Наталия Данько умерла 18 марта 1942 года вскоре в больнице, после приезда в Ирбит.

Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова

Чернильница «Жница». 1918

Красноармеец, или Партизан в походе. 1919

Милиционерка. 1920

Работница, вышивающая знамя. 1920

Матрос со знаменем. 1921

Кармен, или Испанский танец (Балерина С. В. Федорова - вторая в балете А. К. Глазунова «Раймонда»). 1921

Грузчики. Копия. 1922

Гадалка. 1922

Фарфоровые шахматы «Красные и белые». 1922

Речь, или Работница, говорящая речь. 1923

Зарема (Из серии, изображающей героев поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»). 1923

Пионер с барабаном. 1924

Анна Ахматова. 1924

Чернильница с бюстом Ленина. 1924

Алкоголик. 1925

Чернильница «Шпана». 1926

Пудреница «Купчиха». 1927

Плясунья одна из трех статуэток композиции. 1929

Чернильный прибор «Учеба». 1933

Сбор хлопка. 1935

Колхозница с капустой. 1935

Сбор овощей. 1935

Волейболистка, или Девушка с мячом. 1935

Чернильница «Пушкин за работой». 1936

Чернильница из настольного прибора «Обсуждение Сталинской Конституции в Узбекистане». 1936

Лоток из настольного прибора «Обсуждение Сталинской Конституции в Узбекистане». 1936

Чернильница «Игра в шашки» из настольного прибора «Обсуждение Сталинской Конституции в Узбекистане». 1936

Пепельница и карандашница из настольного прибора «Обсуждение Сталинской Конституции в Узбекистане». 1936

Корпус часов «Грузинка с корзиной винограда на плече». 1936

Грузинка с корзиной винограда на плече. 1937

Корпус часов «Узбечка». 1937

Сбор фруктов. 1937

Конный дозор, или Разведчики. 1937

Чернильный прибор «Шота Руставели». 1938

И. Д. Папанин со своим псом Веселым. 1938

Экспедиция Папанина. 1938

Колхозницы - Ворошиловские стрелки. 1938

Украинец. 1939

Украинка с помидорами. 1939

Данько Наталья Яковлевна, Мухина Вера Игнатьевна. Корпус часов «Урожай». 1939

Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана

Биография

Советский скульптор-керамист, художник декоративно прекладного искусства.

Наталья Яковлевна Данько родилась в 1892 году в Тифлисе в семье железнодорожных служащих – Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны Данько. Училась в Строгановском художественном училище в Москве (1900–1902). Затем обучалась в различных частных студиях. С 1906 по 1908 годы училась у Яльмара Яансона в Вильно. В 1908–1909 годах училась в Санкт-Петербурге в мастерских В. В. Кузнецова и Л. В. Шервуда.

В 1909–1914 годах в основном работала в Санкт-Петербурге, где занималась скульптурным украшением построек архитекторов И. А. Фомина , В. А. Щуко и других. В 1911 году выполняла скульптурный декор на выставках в Риме и Турине. С 1914 года вместе с В. В. Кузнецовым работала в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в Петрограде. В 1919–1941 годы Данько занимала ответственную должность руководителя скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода.

Во время Великой Отечественной войны Наталья Данько оказалась в блокадном Ленинграде. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью была эвакуирована в город Ирбит. По пути из-за последствий истощения сестра и мать умерли. Сама Наталия Данько умерла 18 марта 1942 года вскоре после приезда в Ирбит.

Скульптор, создавшая более трехсот произведений мелкой пластики, возглавила это государственное служение, охотно откликнувшись на тематические запросы времени. Она создала новую, советскую декоративную скульптуру в фарфоре. Ее героями становились простая фабричная работница и прославленная поэтесса, продавец газет и знаменитый актер.

В скульптурах «Прачка», «Жница», «Девушка с книгой» многоуровневость форм обусловила каноничность и эмоциональную отстраненность изображения. Знаменитые фарфоровые композиции «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», «Папанинцы на льдине», «Колхозный молодняк» являются манифестацией новой жизни.

Работы Данько – это образы из жизни – «Женщина с покупками»,«Мальчик с самолетом», «Торговка яблоками и хулиган», «Женщина с тыквой», «Крестьянка с рыбой и газетой «Правда»», «Футболист», «Баскетболистка», «Трусиха», «Алкоголик». Выразительность пластики фигурок дополнялась яркой декоративной росписью.

Наиболее известные работы Н. Я. Данько: «Красноармеец», «Работница, вышивающая знамя», «Матрос» (1919), «Милиционерка» (1920), «Грузчики», «Гадалка», «Голод», «Шахматы» (1922), «Партизан в походе», «Работница», «Женщина со снопом» и другие. Также создавала портретные фигуры: «Нижинский», «Фёдорова 2-я», «Анна Ахматова», «Мейерхольд» (1935). Многие ранние работы расписывала сестра Натальи – Елена Данько. Работала она и с другими татантливыми живописцами завода, создавая уникальные предметы советского фарфора.

У Натальи Данько всегда был яркий узнаваемый стиль работ, в которых получал развитие ее легкий юмор, выдумка, тонкое чувство цвета и мастерство. Она экспонент многочисленных российских и международных выставок декоративно-прикладного искусства, где ее работы были отмечены высокими и заслужеными наградами. Произведения Н. Я. Данько экспонировались на многочисленных всесоюзных и зарубежных выставках.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ленинградская художница Н.Я.Данько вписала одну из самых ярких страниц в историю отечественного фарфора. Ее наследие, включающее около трехсот произведений мелкой пластики, органично соединило высокие традиции русского фарфора и новую жизнь этого вида искусства, связанную с современностью.

Художественное образование Данько началось в раннем детстве - семья часто переезжала с места на место, и девочке пришлось учиться в московском Строгановском училище (1900-1902), Городской художественной школе и студии Я.Янсона в Вильно (ныне Вильнюс). Неудачная попытка поступления в петербургскую Академию художеств не обескуражила шестнадцатилетнюю девушку - она стала ученицей М.Л.Диллон, а чуть позднее, не удовлетворившись академически-салонным искусством этой петербургской скульпторши, перешла в мастерскую Л.В.Шервуда (1908). В 1909 году Данько получила возможность работать помощницей известного петербургского ваятеля. В.В.Кузнецова.

В первые десятилетия нашего века русская скульптура переживала после длительного упадка расцвет; новые здания, возводимые в стиле неоклассицизма и позднего модерна, нуждались в скульптурном оформлении, выразительном пластическом декоре. Кузнецов, один из самых популярных мастеров декоративно-монументальной скульптуры, выполнял вместе со своими помощниками - среди которых видная роль принадлежала Данько - многие престижные заказы, такие как рельефы на здании Азовско-Донского банка в Петербурге (1909-10, финляндский гранит), рельефы на доме Шербатова в Москве (1911 -13). Юная Наталия Данько была также в числе ближайших сотрудников Кузнецова при создании декоративных рельефов и фигур для русских павильонов на Всемирной выставке в Риме (1910) и на Международной выставке в Турине (1911).

Однако монументальные работы, исполненные в камне, были лишь приготовлением к той художественной деятельности, в которой Данько суждено было сказать свое слово в искусстве. На Императорский фарфоровый завод молодая художница попала как бы случайно - в тяжелые времена первой мировой войны прекратилось строительство, а вместе с ним сошли на нет скульптурные заказы. Кузнецова пригласили заведовать художественными мастерскими завода; в свою очередь, он позвал свою помощницу. Первые опыты Данько в керамике - сюита фигурок "Русские плясуньи и пастушок" выполненных совместно с Кузнецовым, - сыграли важную роль в усвоении художницей богатейших традиций и отечественного и европейского фарфорового производства.

Гражданская война в России принесла разруху, голод, холод. Парадоксально, но именно к этим годам относится расцвет, поистине эпохальные достижения фарфора. Агитационный фарфор - одна из вершин советской культуры послереволюционных лет. Элитарный, камерный вид искусства, атрибут, казалось бы, парадной дворцовой жизни, фарфор сумел войти в революцию благодаря творчеству С.В.Чехонина, А.В.Шекатихиной-Потоцкой, М.М.Адамовича. В их произведениях ленинский план монументальной пропаганды нашел своеобразный отклик - предметы быта, обихода, каждодневно находящиеся перед глазами, внедряли в сознание людей революционные лозунги, пропагандировали новые жизненные установки. Фарфоровая скульптура в новых общественных условиях превращалась в "монументы на дому" - портрет Карла Маркса, созданный В.В.Кузнецовым, бюст Н.И.Новикова и рельеф "Декабристы" Н.Я.Данько, выполненные в бисквите в 1918 году, были первыми советскими произведениями малой пластики, призванными войти в интерьер гражданского жилища.

Вместе с этими работами на Первой выставке советского фарфора, состоявшейся летом 1919 года в Петрограде, экспонировалась скульптурная миниатюра Данько "Партизан в походе", открывшая ряд прославленных новых героев художницы, таких как "Милиционерка" (1920), "Работница, вышивающая знамя" (1921), "Матрос со знаменем" (1921), "Работница, говорящая речь" (1923) и др. Одна из главнейших причин успеха молодого мастера - счастливое соединение нового содержания, новых образов с прочными национальными традициями: воссоздание в фарфоре народных типов русской жизни, русского города с их наивной простотой и затейливой фантазией относится уже к 18 веку, ко времени становления отечественного "порцелинного" производства. К созданию народных типов обращается и Данько в первые годы революции. Ее "работницы", "матросы", "партизаны", "агитаторы" демонстрируют то уверенное мастерство, с которым владеет скульптор характерностью жеста, движения, пространственного разворота фигуры, красноречивостью немногих аксессуаров. Высоким художественным достоинствам малой пластики Н.Я.Данько во многом способствовала их тонкая, искусная, нарядная раскраска. Постоянной сотрудницей, соавтором Наталии Яковлевны была Елена Яковлевна Данько (1898- 1942), которой принадлежала роспись почти всех произведений старшей сестры - ее скульптурные миниатюры приобретали под кистью Елены Яковлевны свойства драгоценных ювелирных изделий. Одаренность Е.Я.Данько сказалась не только в изобразительном искусстве - она пробовала свои силы как актриса, сочиняла пьесы, опубликовала несколько книг по истории фарфора, писала стихи и повести для детей.

Н.Я.Данько разрабатывала модели для изделий бытового назначения - они были тиражированы во множестве кружек, сахарниц, масленок, пепельниц, чернильниц, пудрениц и т. д. Необычайной выразительностью отличались шахматы "Красные и белые" (1922) - выставленные вместе с другими работами Государственного фарфорового завода (б. Императорского) на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), они принесли советскому искусству фарфора высшее отличие.

Великолепны миниатюрные портретные фигурки Данько - одной из первых среди них стал скульптурный портрет Анны Ахматовой, исполненный в начале 1920-х годов. В иконографии Анны Ахматовой, послужившей моделью многим знаменитым художникам, создавшим целую галерею портретных изображений великого русского поэта и прекрасной женщины, фарфоровой "Анне Ахматовой" принадлежит уникальное место.

В 1930-е годы Н.Я.Данько исполняет множество портретов, среди которых нужно отметить портрет сестры, Елены Данько, и "Автопортрет. За работой" (оба 1935). Точность жеста, убедительная характерность позы создают впечатляющий портретный образ, казалось бы, немыслимый при столь своенравном материале, как фарфор, с его текучестью, оплавленностью форм.

К миниатюрным портретным статуям примыкают работы оригинального жанра, с блеском развитого Н.Я.Данько, - "портреты" театральных образов или портреты актеров в облике сценических персонажей. Прославленную З.Н.Райх скульптор изобразила в облике Маргариты Готье, одной из лучших ролей актрисы (1935). Покоренная постановкой Н.П.Акимова в Ленинградском театре комедии, Данько выпускает целый цикл фарфоровых героев "Двенадцатой ночи" Шекспира (1939). Сложную задачу - слияние в портрете сценического образа и жизненного характера реального человека, актера, - мастер выполняет виртуозно.

Одной из сквозных тем малой пластики Данько стала пушкинская тема. В 1924 году художница исполнила три миниатюрные скульптуры, представляющие персонажей "Бахчисарайского фонтана". В преддверии юбилейных торжеств был создан "Пушкин на прогулке" (1936) - скульптурная миниатюра в строгом белом бисквите вызвала нарекания официальной критики, обвинившей Данько в формализме. Чернильный прибор "Пушкин за работой" (1937) приобрел большую популярность из-за эффектности сюжетного мотива, изысканной пряной росписи.

Во второй половине 1930-х годов Н.Я.Данько получает заказ на 14 барельефов на тему "Искусство народов СССР" для станции московского метрополитена "Площадь Свердлова", спроектированной И.А.Фоминым. Эту работу нельзя отнести к числу удач: белые танцующие фигурки в национальных костюмах малозаметны - прежде всего из-за местоположения и из-за общего цветового решения подземного зала. Дробность и излишняя детализация мешают монументальному назначению другого большого цикла из 24 керамических тондо, исполненных бригадой под руководством Данько для фасада Химкинского речного вокзала в Москве.

Творчество художницы было тесно связано со всеми проблемами советского искусства 1920-30-х годов: с 1919 по 1941 год Данько занимала ответственную должность руководителя скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода. Талант и преданность делу жизни определили вхождение художественного наследия Данько в сокровищницу отечественной культуры.

Сестры Данько вместе с матерью остались в осажденном Ленинграде. Они провели в блокадном городе самое трудное время: конец 1941 - начало 1942 года. В феврале их семья была эвакуирована в город Ирбит на Урале, где обосновался фарфоровый завод. Однако перенесенные страдания и лишения исчерпали силы блокадниц - мать и младшая сестра умерли в дороге, Наталия Яковлевна Данько скончалась 18 марта 1942 года в больнице Ирбита, куда в беспамятстве была доставлена с поезда.

А.Шатских

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.

В 1918 году в декабре В. В. Кузнецов делает своего известного “Красногвардейца”, фарфоровую фигурку, и таким образом возрождает подзабытую отрасль художественного фарфора – фарфоровую пластику. Именно фигурки из фарфора – живые скульптурные картинки действительности – национальная форма русского искусства.

фарфоровая кружка "Молоко" поздний повтор по мод. Данько ЛФЗ

Но со второй половины XIX века на многие годы воцарился разлад между фарфоровой скульптурой и жизнью. Пластика ушла в сферу сентиментализма, много подражали, в том числе датской школе фарфора и немецким мастерам.
Подхватила и развила советский агитационный пластический фарфор, Н. Я. Данько, ученица Кузнецова. Уже ранние её работы – брошки, трубки, кулоны – показывают, что мастер замечательно владеет формой, что отлично чувствует соотношения декоративность / жизнь. Её сестра – Елена Данько, расписывавшая работы сестры Натальи, также была выдающимся художником – отлично чувствовала цвет и молочность фарфора и умело играла с ними. Пример соавторства сестёр Данько заставляет убедится и в том, что специфика жанра допускает известные вольности пластики в интересах декоративной выразительности, существенную роль в которой играет живопись.
В историю советского агитационного фарфора Наталья Данько вошла как один из самых замечательных скульпторов. За двадцать пять лет творческой работы она создала более трёхсот фигур и композиций тематической скульптуры – жанровой, сатирической, портретной и декоративной, не считая вариантов, повторений и произведений, выполненных в бронзе, терракоте, воске и фаянсе. Также Наталья одной из первых советских скульпторов применила фарфор в архитектуре. В 1936-37 годах она выполнила 14 барельефов на тему “танцы народов СССР” для станции метро “Площадь Свердлова”. В 1937 году под её руководством бригада скульпторов и художников ЛФЗ исполнила фарфоровые барельефы для речного Химкинского вокзала в Москве.

Шкатулка - масленка "Широкая масленица", поздний повтор по мод. Данько ЛФЗ

Тем не менее, переход от хрупких форм ИФЗ к новой тематике, вызванной Октябрьской революцией дался Наталье нелегко. Своеобразным направляющим толчком стал официальный государственный заказ на уже упоминавшиеся “бюсты великим людям в области революции”. Вслед за своим учителем, автором “Красноармейца” – В. Кузнецовым, исполнившим бюст Карла Маркса, Данько вылепила бюст великого русского просветителя – Николая Новикова и небольшой восьмиугольный пласт с барельефными изображениями казнённых декабристов. Однако оба этих произведения не являются этапными для Данько – в них чувствуется несмелость и влияние стиля Кузнецова.
После “Красноармейца”, воспринимавшегося многими современниками как символ молодого государства, Наталья Данько создаёт своего знаменитого “Партизана в походе” (1919) и помещает на подставке фигуры цитату из любимого Александра Блока: “Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”. В след за “Партизаном” появляются “Речь” (1919), “Вышивающая знамя” (1919), “Милиционерка” (1920), “Матрос со знаменем” (1921), шахматы “Красные и белые” (1922), Анна Ахматова (1924) и другие работы. Надо сказать, что Н. Данько всю жизнь проработала на своём заводе, оставив после себя огромное творческое наследие, существенно расширив рамки отведённые советскому фарфору.
Занималась Данько и ленинской темой. В 20х годах она создала чернильницу с бюстом вождя, а Елена Данько активно расписывала тарелки с самым известным портретом Ленина – работы Н. Альтмана, который использовали практически все фарфорщики ГФЗ. Этот же портрет многократно воспроизводился на многих бокалах, кубках, чашках, на протяжении едва ли не целого десятилетия: например на чашке с росписью М. Адамовича, получившей название “Ленин с красной звездой”, а также в росписях З. Кобылецкой, В. Бейдуката, И. Назарова и других.(с)

материал взят из дипломной работы Борисова, если он согласится на интервью для моего блога, буду очень благодарна)))

Данько Наталья Яковлевна

знаменитый скульптор-керамист

Данько Наталья Яковлевна (1892-1942) - знаменитый скульптор, керамист, раскрывшая свой талант в искусстве фарфора. Данько стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ, автором более трехсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора. У художницы всегда был яркий узнаваемый стиль работ, в которых получал развитие ее легкий юмор, выдумка, тонкое чувство цвета и мастерство. Данько экспонент многочисленных российских и международных выставок декоративно- прикладного искусства, где ее работы были отмечены высокими и заслужеными наградами и премиями.

Н.Данько родилась в 1892 году в Тифлисе в семье, где очень интересовались искусством. В 1900—1902 училась в Строгановском художественном училище, куда ее приняли за исключительный талант. Потом были частные студии, и наконец, с 1906 по 1908 годы занималась в школе художественного мастерства в Вильно. Пожалуй, самым плодотворным периодом ученичества стали 1908—1909 годы, когда она увлеклась творческим процессом под руководством Л. В. Шервуда и В. В. Кузнецова в их в петербургских мастерских, а потом работала совместно с В. А. Щуко, И. А. Фоминым над оформлением фасадов, строящихся особняков в Петербурге.

С 1914 года Н. Я. Данько с большим энтузиазмом работает в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода, куда она приходит вместе со своим учителем и наставником В. В. Кузнецовым. Для Данько это новый этап творчества, который совпал с новым периодом развития завода, национализированного после 1917 года и служил идеям молодого советского государства в осуществлении "ленинских планов".

Для раннего периода творчества Данько был характерен монументально- декоративный строй произведений, а так же заметно влияние таких мастеров, как К. Сомов и Кузнецов. Она создавала предметы мелкой пластики, и, переосмысливая традиции модерна, стремилась к выразительности своего художественного языка. Из ее ранних работ особенно известны скульптура «Хоровод» из композиции «Жатва» по рисунку Лансере и «Дама с попугаем Какаду».

Талант Натальи Данько начал раскрываться после революции, когда она в 1917- 1919 годы возглавила скульптурную мастерскую завода и стала одной из первых думать о развитии фарфоровой скульптуры в России. Она принадлежала к поколению художников-патриотов, с воодушевлением смотрящих в будущее. Включившись в творческий марафон плана «монументальной пропаганды», она создает бюст «Н. И. Новиков» и барельеф, посвященный декабристам. Н. Данько стремится в своей мелкой пластике к разнообразию и правдивости сюжетов, которые несут сатирический, декоративный и лирический характер. Ее работы - это образы из жизни- «Милиционерка», «Матрос со знаменем», «Партизан в походе», «Мальчик с самолетом», «Женщина с покупками», ««Торговка яблоками и хулиган», "Женщина с тыквой", "Крестьянка с рыбой и газетой "Правда", "Футболист", «Баскетболистка», «Трусиха», «Алкоголик». Выразительность пластики фигурок дополнялась яркой декоративной росписью. Известно, что Наталья Данько часто работала в соавторстве со своей сестрой художницей Еленой. Их творческий союз был уникальным и плодотворным. Данько работала и с другими татантливыми живописцами завода, создавая уникальные предметы советского фарфора.