История возникновения имен на руси. Как давали детям имена на руси, и какие были запрещены для простолюдинов. Древние русские имена в язычестве

В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца X в., в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении.

Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению: Ярослав ‘сильный и славный’; Остромйр ‘острый и славный’; Всеволод ‘все и владеющий’; Людмила «милая людям» и т.д. Уменьшительные формы древнеславянских имен, например, Добрыня, Добрило (от Доброслав или Доброгость), Путоло (от Путислав), Жидята (от Жидислав), имели, по-видимому, большую популярность и соответственно шире использовались, чем полные имена.

Позднее к славянским именам прибавилось несколько скандинавских имен, привнесенных в период язычества викингами-завоевателями: Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi ‘святой’), Игорь (Ingvar ‘молодой’), Глеб (Gudleifr, эквивалент нем. Gottlieb) и Ольга. В Киевской Руси варяжские имена были исключительно княжескими, простой народ их не использовал.

После христианизации Руси в 988 г. каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.

Однако эти имена не славянского, а греческого происхождения. К восточным славянам они пришли из Византии через Болгарию, где христианство было принято еще раньше, в 865 г.

Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, тем не менее удерживалась вплоть до XVII в.

В древнерусском для обозначения внутрисемейных обиходных прозваний сначала использовалось выражение мирское имя в противоположность слову имя, обозначавшему подлинное имя, полученное при крещении. Но вскоре термин мирское имя был вытеснен термином прозвище.

В ономастических и исторических работах часто встречается термин некалендарное имя. Он означает имя, которое нельзя найти в церковном календаре, где значились лишь христианские имена, то есть имена святых православной церкви.

Первым текстом, о котором достоверно известно, что он был написан на Руси, было Евангелие, переписанное в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, который в приписке был обозначен в крещении Иосиф, а мирское имя Остромиръ.

Если крестильное имя было обязательным, поскольку крестили каждого ребенка, то прозвище не являлось обязательным, и форма его полностью зависела от родителей.

В XI-XII вв. к лику святых было причислено несколько князей. Все они были канонизированы под христианскими, то есть греческими именами: Владимир как Василий, Борис как Роман, Глеб как Давид (все трое умерли в 1015 г.), Всеволод как Гавриил (умер в 1138 г.), Игорь как Георгий (умер в 1147 г.). Любопытно, однако, что их христианские имена были забыты, и сейчас они известны как святые только под языческими именами. Произошло это довольно скоро. Уже в середине XI в. св. Владимир/Василий приводится церковью как Владимир. У великого князя смоленского Мстислава Романовича (ум. в 1223 г.) было христианское имя Борис.

Позже церковь признала и четыре других славянских имени - Ярослав, Мстислав, Ростислав и Святослав, хотя эти имена никогда не давались святым даже в качестве второго имени. Впоследствии еще два имени были приняты церковью: одно славянское - Вячеслав, русский эквивалент имени чешского святого X в. Вячеслава (Vaclav, Venceslas), и одно скандинавское - Олег, хотя никогда не было святого с таким именем. Кроме этих исключений, вся русская официальная роспись имен была церковнославянской, то есть византийско-греческой по происхождению.

В России долгое время имя человеку могла дать только церковь, лишь в 1905 г. эта прерогатива церкви была несколько ослаблена. С 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений.

Согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого русского могло быть два имени - крестильное и второе имя, которое могло быть самого разного происхождения. Вторым именем могло стать прозвище, данное не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе.

Откуда происходят русские имена

Поговорим о привычных русских именах. Что означают они? Откуда происходят? Большинство современных русских имен было заимствовано в X веке новой эры из Византии вместе с христианской религией. Имена эти были узаконены, записаны в специальных книгах – "святцах" и объявлены "настоящими", "правильными". После введения на Руси христианства разрешалось давать имена только через церковь (при крещении). В "святцы" были включены также некоторые имена общеславянского происхождения , возникшие задолго до крещения Руси, в ту эпоху, когда славянская общность не распалась на племенные группы, из которых впоследствии сформировались отдельные славянские народы. Эти общеславянские имена (Владимир, Ярослав, Святослав, Всеволод...) и некоторые скандинавские имена (Игорь, Олег...) обычно не давались простым людям и считались именами "княжескими". Лишь в конце прошлого века имена эти были возрождены русской интеллигенцией. Употребление их значительно расширилось после революции. Тогда же вошли в жизнь и такие старинные общеславянские имена, как Станислав, Мстислав, Бронислав, принятые у других славянских народов.

Особое место по своему происхождению занимают имена Вера, Надежда, Любовь. У греков таких имен не было. Тем не менее в греческих преданиях существовали символические фигуры Вера (Пистис), Надежда (Элпис) и Любовь (Агапе), но они не давались людям в качестве имен. Очевидно, при составлении русского церковного именослова названия этих символических фигур послужили основой для создания имей Вера, Надежда, Любовь из словесного материала русского языка. Такой вид заимствования, когда по образцу одного языка создается слово в другом языке из его языкового материала, называется в языкознании калькой, а самый процесс такого заимствования - кальированием.

Откуда же произошли византийские имена , легшие в основу русских "святцев"? Византийские греки собрали у себя лучшие, разумеется, с их точки зрения, имена всех тех народов, с которыми они поддерживали торговые и культурные отношения. Наряду с именами древнегреческого происхождения они пользовались древнеримскими и древнееврейскими. В качестве отдельных вкраплений в списке византийских имен встречаются древнеперсидские, древнеегипетские, халдейские, сирийские, вавилонские...

Если мы начнем рассматривать канонические имена по значению тех слов, от которых они произошли, мы сразу же заметим в них свои особенности.

Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях хорошие моральные и физические качества. Вот значения некоторых из них: Андрей – мужественный; Никифор – победоносный; Тихон – счастливый; Агата – красивая; София – мудрая.

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Откуда происходят русские имена

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Вохрамеева Анжела, Бельман Кирилл,

На одном из занятий кружкового объединения «Первые шаги» мы обсуждали происхождение фамилий детей нашего класса. Значение некоторых фамилий учащихся нашего класса было понятно: Соколова, Зернин и некоторые другие. Но когда мы попытались объяснить происхождение наших фамилий: Бельман, Вохрамеева, то стало понятно, что нужно обращаться к каким – либо источникам.

Конечно, вначале мы обратились к родителям. Наши фамилии – это фамилии, как и принято, фамилии наших отцов. Тут выяснилось, что у наших мам до замужества были совсем другие фамилии: Вавилова, Герт. Затем беседовали с бабушками и дедушками и другими родственниками. Так постепенно выяснилось, что у каждого из нас есть большое число людей живущих до нас и давших нам жизнь. Стало интересно, а кто же эти люди.

Мы выбрали эту тему, так как нам стало интересно, кто были наши предки, как их звали, чем они занимались, как менялась их жизнь со сменой жизни в стране.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Ярцевская СОШ №12

Происхождение имён и фамилий на Руси

Научно – исследовательская работа.

Автоы : Вохрамеева Анжела, ученица 3 класса

Бельман Кирилл, ученик 3 класса

МБОУ Ярцевская СОШ №12

Руководитель: Зебзеева М, И,

Учитель начальных классов

С. Ярцево 2013 - 2014 год.

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Историческая справка:

1.1.Происхождение на Руси фамилий.

1. 2. Происхождение на Руси имён.

Глава 2. Толкование фамилий моей семьи……………………….4

Глава 3. Толкование имен моей семьи...................................................6

Глава 4. Генеалогическое древа рода Вохрамеевых.

Заключение……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы………………………………………….11

Приложение ………………………………………………………..презентация

Аннотация к исследовательской работе

Вохрамеевой Анжелы и Бельман Кирилла, учеников 3 класса МБОУ Ярцевская СОШ №12

На одном из занятий кружкового объединения «Первые шаги» мы обсуждали происхождение фамилий детей нашего класса. Значение некоторых фамилий учащихся нашего класса было понятно: Соколова, Зернин и некоторые другие. Но когда мы попытались объяснить происхождение наших фамилий: Бельман, Вохрамеева, то стало понятно, что нужно обращаться к каким – либо источникам.

Конечно, вначале мы обратились к родителям. Наши фамилии – это фамилии, как и принято, фамилии наших отцов. Тут выяснилось, что у наших мам до замужества были совсем другие фамилии: Вавилова, Герт. Затем беседовали с бабушками и дедушками и другими родственниками. Так постепенно выяснилось, что у каждого из нас есть большое число людей живущих до нас и давших нам жизнь. Стало интересно, а кто же эти люди.

Мы выбрали эту тему, так как нам стало интересно, кто были наши предки, как их звали, чем они занимались, как менялась их жизнь со сменой жизни в стране.

Цель нашей работы – изучение происхождения имён и фамилий на Руси и составление генеалогического древа.

Для реализации этой цели мы решили:

1.Узнать историю происхождения имён на Руси.

2.Узнать историю происхождения фамилий на Руси.

3.Установить значение фамилий моей семьи.

4.Установить значение имён моей семьи.

5.Составить древо жизни кого - либо из нас.

Для выполнения данного исследования использовался частично – поисковый метод, велось большое число бесед. Изучались литературные источники и интернет ресурсы. Изучив литературные источники и интернет – ресурсы, мы узнали много нового и интересного. Затем мы разделили работу: Кирилл стал больше заниматься исторической справкой, а Анжела – стала создавать родословную своего рода.

Анжела стала проводить беседы с бабушкой и дедушкой. После проведения бесед с ближайшими родственниками о их происхождении и жизни, стало понятно, что данной информации очень мало. Стали писать и долго ждать ответа от других родственников.

Так поиск расширился. Не смотря на то, что в поиск информации было включено большое количество родственников, была собрана информация только до третьего колена. Это говорит о том, чем раньше мы начнём интересоваться жизнью предков, тем лучше. К сожалению люди уходят из жизни, а с ними уходит и сведения о их жизни.

После проведения работы стало очевидно, что жизнь каждого человека тесно связана со всеми событиями, происходящими в стране.

Хотим, чтобы результат нашей работы подтолкнул других ребят активно интересоваться жизнью людей своего рода.

Место проведения: МБОУ Ярцевская СОШ №12, Красноярского края

Предполагаемые результаты : заинтересованность другими учащимися историей страны и историей своего рода.

Глава I.

1.Историческая справка

1.1 Происхождение фамилий на Руси

В конце XIX – в начале XX века начинают уделять большое внимание изучению имен собственных. В настоящее время существует множество исследований, посвященных именованиям русских людей различных эпох, появились словари имен, фамилий и псевдонимов.

В России становление фамилий началось в конце XIV века. Фамилии в первую очередь стали получать бояре и дворяне в связи с установлением обязательной для них государственной службы и составлением списков служилых людей.

Большинство дворянских фамилий образовывались из отчеств и дедичеств, реже - от названий владений, как это было принято у бояр и польской шляхты. Процесс формирования фамилий у дворянства завершился в XVII веке. В XVIII веке стали давать фамилии духовенству. Перед выпуском в духовную семинарию приезжал епархиальный архиерей и раздавал фамилии, чаще всего - по названию церкви, в которой служил отец семинариста.

С середины XVI века стали появляться фамилии у ремесленников и городского населения. Однако даже в середине XIX века было ещё немало бесфамильных горожан.

В XVI - XVII веках мирские имена у крестьянства стали переходить от отца к сыну, т.е. стали становиться фамильными прозвищами (уличными фамилиями). Уличные фамилии существовали у многих крестьян, но они нигде не записывались и поэтому часто изменялись.

Нередко семья имела несколько разных уличных фамилий. Отмена в 1861 г. крепостного права вызвало поголовное офамиливание населения. Десяткам миллионов освобожденных крестьян раздавали фамилии. Превращали в фамилию отчество или дедичество, записывали фамилию бывшего владельца или одну из уличных фамилий.

Фамилии делятся на две основные группы: крестильные и прозвищные. К крестильным относятся такие фамилии, как Герасимов, Андреянов. К прозвищным относятся такие, как Девятков, Шахов, Шиков ,.

Герасимов. Источник фамилии древнегреческое имя Герасим «герасмиос» - почтенный. Гараня - уменьшительная форма этого имени. Гарша - производная форма имени Герасим. Возможны и другие объяснение некоторых фамилий этой группы. Гарасин от диалектного глагола гарасить - удрить (Даль) Гешин от сокращенной формы Геша от Георгий или Геннадий.

Шиков. Отчество от нецерковного русского мужского имени Ших. В 1539 г. в Новгород писцовых книгах записан Ших Мякинин. Вероятно, в этимологии этой фамилии - ключ ко многим русским словам: шиш, шишига, шишка и др., имеющим общеславянские параллели. В древнерусском фольклоре встречается ших-трава. По мнению И.Г. Добродомова, не исключено происхождение фамилии от мусульманского термина шейх.

Андреянов. В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. - "мужественный"), Андрон ("победитель"), Андроник ("победоносный"). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша - или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. Само имя Андреев входит по частотности в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп.

Рыльский. Эта фамилия в 60% случаев имеет польское происхождение и происходит либо из самой Польши, либо из граничащих с ней стран (Украина, Белоруссия). Почти все представители таких фамилий относились к польской шляхте. В 10% процентах носитель такой фамилии может быть потомком древнего русского княжеского или боярского рода. В обоих случаях фамилия указывает, как правило, на место, где жили дальние предки человека или же тот город или село, откуда, по легендам, происходит этот род, но может происходить и от имени дальнего предка человека. Кроме того, в 30% случаев такая фамилия была получена предком священнослужителем, когда он выпускался из семинарии. В этих случаях фамилия давалась по воле руководства училища и могла быть образована от названия местности, церковного праздника, имени святого.

Фамилия Шахов . Эта фамилия имеет тюркское происхождение и происходит, скорее всего, из узбекского языка. Она образована от основы Шах-, которая означает «правитель». От персидского шах (государь), проникшего в русский язык не только как нарицательное, но и как личное имя. Первый из князей Шаховских носил громкое прозвание Шах. Происхождение данной фамилии от прозвища подтверждается отсутствием геральдических признаков, обычно имеющихся в гербах родов, генетически связанных с Востоком.

1.2. Происхождение имён на Руси

Сначала на Руси были только клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по какому-то значительному жизненному случаю или по характеру человека. Эти прозвища были неблагозвучными: Брюшина (из за большого живота), Бузга (болтун), Базан (крикун), Реут (басистый), Искарь (вырванное с корнями дерево), Короста (трудный, необщительный). Они также происходили от названий животных и растений, отражали порядок появления новых членов семьи и отношения к ним - Косой, Рябой, Бел, Мал, Буян, Молчан, Любим, Козел, Комар, Ждан, Волк, Заяц, Первуша, Третьяк и т.д. Со временем эти прозвища стали восприниматься как имена.

С принятием на Руси христианства ситуация изменилась. Теперь при крещении людям стали давать так называемые "крестильные" имена. Эти имена давались из строго определенного списка имён святых, помещенного в святцах - церковном календаре. Поэтому крестильные имена принято было также называть "календарными".

На Руси был принят календарь восточнохристианской (византийской) церкви, которая впоследствии стала называться православной. Поэтому календарные имена называли греческими, хотя значительная их часть была древнееврейского происхождения. Большинство календарных имен быстро адаптировались к русскому произношению. Иоанн превратился в Ивана, Георгий - в Юрия и Егора, Иаков - в Якова, и т.д. Позже в святцы вошли и некоторые дохристианские имена, принадлежавшие русским князьям, причисленным церковью "к лику святых": Владимир, Борис, Глеб, Всеволод, Игорь, Святополк.

Календарные имена были необычны и непривычны для населения и распространялись с большим трудом. Народ не видел в них никаких преимуществ. Поэтому в миру использовались старые некалендарные имена, которые, в противоположность имени, полученному при крещении, назывались "мирским именем" или "прозвищем".

В начале двадцатого века традиция наречения младенца стала постепенно забываться, и своим именем дети обязаны вкусу старших или, как это ни странно звучит, меняющейся моде. И на свет появились люди со странными именами. Порой родители доходили до того, что услышанное где-то незнакомое слово только из-за того, что оно им понравилось, становилось именем горячо любимого чада. Зачастую ребенку давали нелепые и смешные имена, но тем, кто был обречен всю жизнь называться Синематографом или Иллюстрацией, было не до смеха.

А ведь от имени человека зависит очень многое. Имя несет в себе разную информацию, и даже существует мнение, что оно влияет на характер, образ мыслей и поведение персоны. Объясняется это тем, что звуки, составляющие имя, воздействуют на сознание индивидуума.

Во многих семьях постепенно возвращаются к великолепной традиции и вспоминают прекрасные русские имена.

Филипп – греческое имя. Означает «любитель коней».

Владимир – старославянское имя. Означает «владеющий миром».

Петр - греческое имя. Означает «камень, скала».

Николай – греческое имя. Означает «победитель народов». Иван – древнееврейское имя. Означает «Бог смилостивился».

Федора – очень редкое имя, в переводе с греческого означает «богоданная», «посвященная богом».

Екатерина – греческое имя. Означает «чистая, непорочная».

Марина - древнееврейское имя. Означает «любимая, желанная».

Агафья - греческое имя. Означает «хорошая, мудрая».

Евгения – греческое имя. Означает «благородная».

Пелагея. Имя, пришедшее из древнегреческого языка, означает "морская".

Анна – с еврейского «милость божья» или «миловидная».

Вера – русское имя. Имеет то же значение, что и слово «вера».

Артем – древнегреческое имя - "здоровый", "невредимый"

Многие из этих имен - старинные, их вы не услышите в повседневной жизни. Хотя, возможно, пройдет несколько лет, и они станут вновь популярными.

Происхождение фамилий моей семьи.

Зовут меня Вохрамеева Анжелика Михайловна. Я родилась 2 декабря 2003 года в селе Ярцево Енисейского района Красноярского края.. Сейчас я учусь в 3 классе, мне 10 лет.

А еще у меня есть родной брат, зовут его Никита. Никите 5 лет. Родился он 1 февраля 2008 года в село Ярцево. Он ходит в детский сад.

Мою маму зовут Вохрамеева Екатерина Павловна. Девичья фамилия моей мамы - Вавилова.

Значение фамилии Вавилов . Наверное, многие слышали или встречали в литературе старинное русское имя Вавила, Вавило (из арамейского - ворота Бога или житель Вавилона). От него и произошла фамилия Вавилов. Вавил - Вавилов, Вавила - Вавилин.

В XVI–XVII веках на Руси начался процесс формирования фамилий как особых наследуемых родовых именований. Уже к началу XVII века самой распространенной моделью образования фамилий стало прибавление к основе суффиксов -ов/-ев или -ин, которые со временем превратились в наиболее типичный показатель русских фамилий. При этом фамилии на -ин образовывались от основ, оканчивающихся на -а/-я, а суффикс -ов/-ев прибавлялся к именам на согласный или -о. По этой модели от обиходного именования Вавил (Вавило) была образована фамилия Вавиловы.

Моего папу зовут Вохрамеев Михаим Иванович.

Основой фамилии Вохрамеев послужило церковное имя Варфоломей. Фамилия Вохрамеев восходит к каноническому мужскому имени Варфоломей, которое в переводе с греческого значит «сын вспаханной земли», «сын полей». Это имя произошло от арамейского Бар-Телеми, принесенного к русским православной церковью из Византии. Имя Варфоломей имело ряд производных форм, одна из которых - Вохрамей - легла в основу этой фамилии.

Скорее всего, основатель рода Вохрамеевых был выходцем из рабочей или крестьянской среды. Такое предположение объясняется тем, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами. Вохрамей, со временем получил фамилию Вохрамеев.

3. Толкование имён моей семьи.

Меня зовут – Анжелика.

Имя Анжелика при переводе его на русский язык будет означать ангельская. Происхождение имени Анжелика: принято считать, что это древнегреческое имя.

Моего брата зовут – Никита.

Имя Никита (разг. Никитий, прост.Микита) происходит от греческого слова "побеждать" и означает победитель, победоносный, побеждать.

Моего папу зовут – Михаил.

Михаил (разг. Михайла, стар.разг. Михайло) происходит от древнееврейского имени Микаэль - равный, подобный Яхве (Богу), богоподобный, божественный.

Мою маму зовут – Екатерина.

Имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение. В традиции Запада начальное "е" везде отсутствует: Катерина, Катарин, Кэтрин. У католиков существует даже мужское имя Катерин. Имя Екатерина означает чистая, непорочная, истинная.

Мою бабушку по маме зовут – Зинаида.

Имя Зинаида произошло от греческого «божественная дочь», «дочь Зевса».

Моего дедушку по маминой линии зовут Павел.

Имя Павел образовалось от латинского «маленький».

Моего дедушку по папиной линии зовут Иван

Имя Иван (стар.Иоанн) древнееврейского происхождения и означает: Яхве (Бог) смилостивился, Яхве (Бог) помиловал, дар Бога, благодать Божья.

Мою бабушку по папиной линии зовут Любовь.

Имя Любовь появилось на Руси вместе с православием, как калька (дословный перевод) греческого имени Агапа, что означает "Любовь".

4. Моя родословная.

Вохрамеева Екатерина Павловна, моя мама, родилась 7 декабря 1981 года в Ярцево. Закончила школу в 1999 году. После школы закончила училище и получила профессию продавец - кассир. Но по специальности она не работает. Работает мама в КГКУ «Нижне-Енисейское лесничество» помощником лесничего.

Вавилов Павел Арсентьевич мой дедушка по маминой линии родился 24 июня 1955 года в деревне Танково. Когда он был маленьким, родители переехали в Ярцево. Мой дедушка проживает в селе Ярцево до сих пор. Работает мой дедушка дизелистом в Ярцевском филиале ЛДК № 1.

Моя бабушка по маминой линии - Вавилова Зинаида Абрамовна. Зинаида Абрамовна родилась на Фомке 27 сентября 1958 года. Когда ей было 2 года, они переехали в Ярцево, где она и проживает до сих пор. В данный момент она нигде не работает, моя бабушка пенсионерка.

Вавилов Арсентий Тимофеевич мой прадедушка с маминой стороны ролися 3 декабря (1908 г.р.) Родился Арсений Тимофеевич в деревне Танково Ярцевского района Красноярского края. По происхождению - крестьянин. До войны был рыбаком. Арсений Тимофеевич участник ВОВ. Воевал на втором Украинском фронте, брал города: Белгород, Харьков, Кировоград, Умань, форсировал Дунай, освобождал и многие города Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Имеет благодарности. Боевые медали две «За отвагу», «За взятия Будапешта», «За взятия Вены», «За победу над Германией». На войне получил ранение левой половины грудной клетке. После войны трудился в совхозе имени «Молокова» .Умер 3 января 1985 года.

Вавилова Екатерина Игнатьевна моя прабабушка по маминой линии родилась в 1913 года. Умерла в 1972 году. Больше о ней мы ничего не знаем.

Шнейвейс Абрам Яковлевич мой прадедушка по маминой линии родился 1909 года 5 февраля в Еврейской общине города Рига, Латвийская ССР. Чем он занимался до войны нам не известно, знаем только одно, что всю его семью расстреляли немцы. После войны он был сослан на Фомку. Потом они переехали в Ярцево, где он работал бухгалтером в совхозе имени Молоково. Умер 13 октября 1962 года.

Меель Лидия Владимировна прабабушка по маминой линии. Родилась Лидия Владимировна 24 мая 1926 года. Родом она из Эстонии - город Таллин. До войны и во время войны она работала в Таллинском промторге. После войны, как и прадед, была сослана на Фомку. Когда они переехали в Ярцево, она работала ночной нянечкой в интернате, откуда и ушла на пенсию. Умерла 4 марта 2006 года.

Мой папа - Вохрамеев Михаил Иванович родился 1 апреля 1979 года. Родом он из города Иркутска. Но там он родился и прожил один год. А вырос он в Кемеровской области Тяжинского района в поселке Новоподзорново. Как и все дети учился в школе, занимался спортом, служил в армии. После армии он поступил в Дивногорский лесхоз технику. После его окончания он приехал работать в Ярцево. В настоящее время работает руководителем КГКУ «Нижне – Енисейского лесничества».

Бабушка по папиной линии, Вохрамеева Любовь Геннадьевна. Родилась 02 октября 1955. Родом из поселка Новоподзорново Кемеровской области. Работала бухгалтером в сельской администрации поселка Новоподзорново. В данный момент находится на пенсии.

Мой дедушка по папиной линии. Вохрамеев Иван Николаевич (12.05.55) родился в посёлке Новоподзорново, Кемеровской области. Работал мой дедушка плотником в совхозе «Победа», сейчас на пенсии.

Мой прадедушка с папиной стороны. Гостевских Геннадий Павлович. Он родился 7 января 1935 . Родился в поселке Новоподзорново Кемеровской области. Работал в совхозе «Победа» на животноводческой ферме.

Моя прабабушка с папиной стороны, в поселке Новоподзорново Кемеровской области. Работала в совхозе «Победа» кассиром.

Моя прабабушка с папиной стороны, Вохрамеева Мария Михайловна. Родилась 20 августа 1934 года в поселке Новоподзорново. Работала в совхозе «Победа» разнорабочая в полеводческой бригаде. Умерла 9 февраля 2004 года.

Мой прадедушка с папиной стороны, Вохрамеев Николай Федорович, родился в 1933 году. Работал на конном дворе, очень хорошо владел шорным делом. Умер 23 февраля 1967 года.

Заключение.

Работая над этим проектом, мы выполнили все поставленную цель: составили генеалогическое древо, изучили происхождение и толкование имен и фамилий на Руси.

Обработав полученные данные, мы пришли к выводу, что фамилии на Руси появились несколько веков назад, в 14 веке. Фамилии получали только бояре и дворяне, простые люди стали получать фамилии только спустя два века, с 16 века. Все фамилии на Руси делились на две группы: крестильные и прозвищные.

Сначала на Руси были только клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по какому-то значительному жизненному случаю или по характеру человека. С принятием на Руси христианства ситуация изменилась. Теперь при крещении людям стали давать так называемые "крестильные" имена. Эти имена давались из строго определенного списка имён святых, помещенного в святцах - церковном календаре.

Составлено генеалогическое древо рода Вохрамеевых до третьего колена. Анжела проследила жизнь своего рода до прабабушек и прадедушек. Жизнь рода Вохрамеевых ещё раз доказала связь каждого человека с жизнью страны.

Каждый человек должен знать своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди.

Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Так надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих родных.

Список использованной литературы

  1. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

2. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.

  1. Король М.В. Витражи мудрости. - Минск: Полымя,1991г. – 414с.
  2. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. - №3 – 28-30.
  3. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.
  4. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» № 4. 2005г. -32.
  5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.
  6. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.
  7. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

До того как на Руси была принята христианская вера, мальчиков часто называли такими древнерусскими самобытными именами. В соответствии с обычаями имена являлись отражением особенностей человека, его характера. Например, встречались такие имена как Хитр, Храбр, Косой, Кудряш, Хромой, Умник, Молчан, Добр, Красава, Беляй, Черняк.

Иногда имена выбирались с оглядкой на очередность рождения: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой. Были имена, по которым можно было узнать, кем работает человек, какова его сфера деятельности. Это имена Кожемяка, Селянин. Многие народы использовали профессию человека для того чтобы назвать его тем или иным именем. Индейцы замечали особенности поведения людей и, это находило свое отражение в их именах: Орлиный глаз, Хитрая Лиса.

Когда приняли Христианство, имена стали обозначать в специально предназначенных для этого церковных календарях. И сейчас часто встречаются фамилии, которые обязаны своим происхождением прозвищам: Жук, Волк, Воробей, Кот.

В период с XI по XVII век имели большую популярность византийско-греческие имена. Также стала развиваться двух именная система, в соответствии с которой родившемуся малышу давали одно имя, а называли его по-другому. Большое распространение в это время получили имена, включающие в себя 2 корня - Святослав , Борислав, Вячеслав, Ярослав . Также стали использоваться имена, имеющие византийско-греческие корни - Мирослав, Бронислав , Станислав .

Какое-то время славяне поддерживали одну интересную традицию - они давали ребенку имя, о котором были в курсе только самые ближайшие родственники. Затем малыша заворачивали в рогожку и несли за порог. Это они делали для того чтобы показать нечистой силе, что малыша им подкинули, и он на самом деле не родной.

После этого ребенок получал еще одно имя, это якобы позволяло отпугнуть нечистую силу и злых духов. Обряд этот называли так: «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Он проводился для того чтобы человеку не смогли нанести вред злые духи, во второй раз ему давали какое-то неприглядное имя. Настоящее же имя, которым малыш был назван первый раз, держалось в тайне. Его нельзя было никому говорить.

Когда ребенок достигал подросткового возраста, то обряд повторяли, теперь уже присваивалось окончательное имя, являющееся отражением особенностей сформировавшейся личности, характера мальчика. Такая традиция вскоре потеряла свою актуальность, так как человек получал прозвище, и это способствовало изменению его характера. Так, имя-оберег приносило мало пользы, так как человек не имел с ним никакой связи.

В начале XVIII века стало использоваться применяющееся сейчас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество. В тот же период времени согласуются списки имен, которые можно использовать для ребенка. Аналогичным образом появились и псевдонимы. В советское время часто использовались имена, отражающие происходящие в стране события. Такие имена являлись достаточно необычными, как правило, они доставались девочкам - Искра, Октябрина, Идея. Подчас звучание таких имен было очень несуразным, например, имя Артиллерийская Академия, едва ли можно назвать благозвучным. Но многие имена, появившиеся тогда, используются и сейчас -

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

Учебный проект

по дисциплине МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКИХ ИМЁН И ФАМИЛИЙ

специальность Преподавание в начальных классах

Выполнили:

студентки 2 курса группы «Аш»

школьного отделения

Баллод Кристина

Беленко Анастасия

Давиденко Анастасия

Игонина Виктория

Свиридонова Надежда

Руководитель:

Григорян Марина Рениковна

Краснодар, 2018 г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….

1. История русских имен…………………………………………………….

1.1. Этапы развития имен……………………………………………………

2. Фамилии и их происхождение…………………………………………...

3. История имён и фамилий участников проекта………………………….

3.1 История происхождения имён…………………………………………..

3.2 История происхождения фамилий……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Проблема проекта: Многие из нас не задумываются над происхождением, способом образования или возрастом своей фамилии.

Цель проекта: Изучить историю возникновения русских имён и фамилий, их значение.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История русских имён

1.1. Этапы развития имён

В истории русских личных имен выделяются три этапа – дохристианский , когда использовались самобытные имена на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси , когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, начавшийся после Великой Отечественной социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

Древнерусские имена были разнообразны. Например, в числовых именах представлен весь числовой ряд от 1 до 10:Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой.

Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява, Чернавка, Бел, Белый, Беляк, Белуха и др. Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Сухой, Толстый, Долгой, Мал, Малыш, Заяц, Губа (с заячьей губой), Голова, Головач, Лобан и т.д.

Кроме имен, дававших по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Забава, Крик, Молчан, Неулыба, Смеяна, СмирнойБыли и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Это ”плохие” имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Немил, Некрас, Нелюба Злоба, Старой. Существовали имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Жеребен, Корова, Трава, Ветка и др.

Второй очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, вместе с которым пошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа.

Календарными мы их называем условно, так как в течение всего времени существования они давались русским людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года.

История русских календарных имен не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Это проявилось в многочисленных орфографических преобразованиях личных имен, в борьбе древнерусских ”языческих” имен за свое существование, в приспособлении ”христианских” имен к условиям русской языковой среды.

Принятие новых имен русским населением шло весьма медленно. Большинство русских людей и после обряда крещения продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по-своему, по обычаю, т.е. по-русски.

На протяжении 12, 13, 14 веков шел процесс ассимиляции иноязычных имен. Уже к 14 веку многие из заимствованных имен приобрели тот вид, в котором они встречаются и сейчас в народных говорах. Постепенно иноязычные имена стали привычными, своими для русских людей,

Третий этап развития русских имен, продолжающийся и "в наши дни, начался со времени опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имен родителями и объявил законной гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения.

Декрет разрушил вековую власть церкви над народом, и русские личные имена вместе со своими живыми носителями - русскими людьми - начали новую жизнь. В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушку тайком от родителей крестили своих внучат в церкви. Но вместе с тем сказывались и результаты активной антирелигиозной пропаганды – одни уже не хотели давать своим детям имена в память тех или иных святых и придумывали новые либо заимствовали иноязычные, не подозревая о том, что многие из них – те же самые, широко распространенные имена, только на другом языке. Началось имятворчество в основном в городах, где революционные события в первую очередь стали влиять на идеологию людей.

В середине 1920 годов имятворчество достигло своего апогея. Новые имена печатались в различных календарях, в том числе в отрывных, издававшихся миллионными тиражами.

2. Фамилии и их происхождение.

По мнению ученых-антропонимистов, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.

2.Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя.

3.Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.

4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.

5. Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие российские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов земного шара возникли приблизительно при одних и тех же обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство, которое, в отличие от других концессий, никогда не пыталось "прижать к ногтю бессерменов", внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и многие другие.

3. История имён и фамилий участников проекта

3.1 История происхождения имён

1. Анастасия

Значение имени Анастасия твердит о том, что источник таится в древнегреческом именослове, культуре, породившей сотни красивых современных имен. Имя Анастасия – женская форма мужского имени Анастасий. В переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни», «воскресение», «воскресшая», «бессмертная». Народная русская форма – Настасья.

2. Виктория

Имя Виктория русское, православное, католическое, греческое. Имя Виктория произошло от латинского слова «Victoria», означающего «победа». Такое же толкование дают и этому имени. В римской мифологии Виктория – богиня победы, соответствует греческой богине победы Нике, поэтому аналогом имени Виктория является имя Ника

3. Кристина

Имя Кристина – это русский вариант произношения женского имени Христина. Имя Христина образовано от латинского имени Christianus, означающее «христианка». Также это имя иногда произносят как Кристиана (Христиана). Раньше словом Кристина на Руси крестьяне называли простых людей. Со временем оно ушло из русского языка. Вернувшись в качестве имени, оно стало нести на себе иностранный оттенок с долей аристократизма.

4. Надежда

Имя Надежда русское, православное, католическое, греческое. Имя Надежда имеет греческие корни и является буквальным переводом греческого имени Элпис, которое носила одна из трёх сестёр, почитаемых христианских мучениц (Вера, Надежда и Любовь). Их имена отражают три главные добродетели христианства. У имени Надежда была древнерусская форма – Надёжа, которая помогла данному имени прижиться и укрепиться среди людей.

3.2. История происхождения фамилий

1. Баллод

Фамилия Баллод относится к разряду достаточно распространенной на территориях России и ближнего зарубежья. В известных старинных расписках граждане с этой фамилией являлись важными персонами из русского муромского мещанства в XVIII-XIX веках, державших хорошую власть и почести. Исторические свидетельства фамилии можной увидеть в ведомости переписи населения Руси во время Ивана Грозного. У государя имелся особенный реестр привилегированных и приятнозвучащих фамилий, которые вручались приближенным только в случае особых заслуг или поощрения. Поэтому эта фамилия пронесла личное первоначальное происхождение и является редкой.

2. Беленко

Фамилия Беленко относится к древнему типу русских фамилий. Во времена Киевской Руси патронимический суффикс –енко у южных славян означал «маленький» или «сын такого-то». Так от прозвищного имени Бел с помощью патронимического суффикса –енко возникла старинная фамилия Беленко. В наше время украинскую фамилию Беленко можно встретить в самых разных исторических областях, что свидетельствует о тесных связях между различными славянскими народами.

3. Давиденко

Фамилия Давиденко относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Давид, которое в переводе с древнееврейского означает «любимый». Вероятнее всего, образование фамилии Давиденко началось приблизительно в XIV веке, что обусловлено историческими процессами. Так, с XVI столетия Украина тесно контактировала с европейскими народами.

4. Игонина

Основой фамилии Игонин послужило церковное имя Игнатий. Игоня – уменьшительный вариант имени крестильного имени Игнатий, которое в переводе с латинского означает «неведомый» или «огненный». Скорее всего, основатель рода Игониных был человеком из простого сословия, так как людей из социальной вехушки звали уважительно полным именем. Кроме того, само имя Игнатий всегда считалось простонародным. Так, о бедняке говорили в шутку: «Живет Игошка: есть собака да кошка».

5. Свиридонова

Основой фамилии Свиридонов послужило церковное имя Спиридон. Свиридон - производная форма имени Спиридон. Само имя Спиридон имеет спорное происхождение. По одной версии, оно образовано от латинского личного имени, обозначавшего «рожденный вне брака». Согласно другой версии, это имя имеет греческое происхождение и переводится как «дар души» или «плетёная корзина».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к имени и фамилии – не праздное любопытство. Личное имя и фамилия - дело не личное. Оно – социальный знак. Знакомство с ними необходимо всем. Первая задача, практическая, всеобщая и обязательная, - обдуманный выбор того, как назвать сына или дочь. Но возникает и немало других практических задач. Пожилые люди сталкиваются с трудностями, оказавшись по-разному записанными в документах.

Личное имя и фамилия, неотъемлемая часть мировой культуры человечества, способно многое раскрыть в истории народа и в истории его языка.