Зачем всем необходимо изучение тренингов. Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях? Что такое тренинг

Тренинг - слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг - это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг - это не просто тренировка или лекция, это - нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа - это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

Бизнес-тренинги.

Психологические тренинги.

Личностные тренинги.

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

Инструментальные тренинги.

Фундаментальные тренинги.

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека - комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола - чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции - знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Тренинги, как вид обучения, становятся всё более популярными день ото дня. Тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги взаимоотношений и даже детские — всех направлений не перечесть. Ведущие решили помочь желающим разобраться в том, зачем нужны тренинги , и что конкретно получают люди на занятиях.

Один из тренеров рассказал о том, зачем нужны тренинги , и как взять максимум от занятий:

«В тренинг-центре „ “ среди ведущих давно ходит такая крылатая фраза: „Жизнь научит, но мы быстрее!“

Очень часто люди учатся на своих ошибках. Попав в какую-то затруднительную ситуацию, человек понимает, что вел себя как-то не здорово. Но часто это происходит тогда, когда обратного пути уже нет. И уже есть какие-то существенные затруднения либо в личных отношениях, либо в карьере, либо в какой-то другой области. Так вот тренинг — это, в первую очередь, возможность личностных изменений без каких-то серьезных проблем. Это возможность оказаться в специальной тренинговой игровой среде, в которой все трудности и сложности проявятся достаточно явно, но при этом не будут стоить практически ничего. Это возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть себя глазами других людей и определить, что именно уже хорошо, какие ваши стороны являются сильными, что стоит развивать и дополнять, а в каких областях может быть стоит чему-то научиться, освоить что-то новое, попробовать то, чего вы раньше не делали.

Отправляясь на тренинг, очень хорошо поставить перед собой какую-то цель. Цель, которая поможет вам сделать какой-то существенный жизненный шаг. Цель может быть в деловой сфере, например, увеличение дохода, карьерный рост, развитие собственного бизнеса или что-то еще. Эта цель может находиться в личных отношениях, например, создать счастливые, гармоничные отношения, наладить обстановку в своей семье, научиться лучше понимать своего ребенка и взаимодействовать с ним. Также это может быть задача, связанная с личностным ростом и развитием — освоить какой-то навык, научиться делать что-то, что раньше не получалось. Научиться легко общаться, научиться выстраивать доверительные отношения, управлять временем или быть интересным собеседником, научиться управлять своими эмоциями и жить счастливо.

В Синтоне сейчас, по-моему, около и выбор очень широк, поэтому лучше всего ответить себе на вопрос: «Что именно я бы хотел уметь лучше? Что бы я хотел себе добавить? Что именно мне нужно, чтобы достичь в жизни большего успеха, большей гармонии, большего счастья?» И я думаю, что в Синтоне обязательно найдется ответ на то, куда именно стоит прийти, для того чтобы сделать этот шаг.

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага и для многих людей этот шаг — просто обычный звонок. Звонок в центр, для того чтобы подобрать то, что будет полезно».

«Тренинги — это не волшебная таблетка, которая сделает вам хорошо без вашего участия. Тренинги — это как спортивные тренировки, где тренер покажет вам способы решения психологических задач и проконтролирует правильность ваших действий. А еще — даст возможность попробовать предложенные инструменты на практике, ведь лучше один раз попробовать самому, чем сто раз прочитать или даже увидеть. То, что человек ощутил „на собственной шкуре“ — запоминается во много крат лучше. И понимается.

Помните: отличные результаты от посещения тренинга проявляются лишь в том случае, если вы и после тренинга продолжаете применять и оттачивать те инструменты, которые вы изучали. Потому что, если вы, попросив, например, вас научить выпиливать лобзиком, один раз подержали инструмент в руках и попробовали распилить маленькую дощечку — это само по себе не гарантирует мастерского владения этим инструментом впредь. А вот если вы, попробовав азы, потом дома продолжили практиковать выпиливание лобзиком, давая телу привыкнуть к этому инструменту, приучая мышцы рук правильно держать рукоять и направлять лезвие — тогда результаты вас будут радовать все больше и больше.

Тренинг — это способ познакомиться с психологическими техниками вплотную и попробовать на практике. А дальше — нужно будет продолжать оттачивать мастерство самостоятельно. Потому что за вас это никто не сделает».

Тренинги показали себя отличным инструментом для решения многих проблем. Главное, знать не только, зачем нужны тренинги в принципе, а ещё и зачем конкретно вы идёте на тренинг, и пользоваться полученными на занятиях навыками не только в стенах тренингового центра, но и в реальной жизни.

", 2012, N 1

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРЕНИНГИ?

Бизнес-тренинги. Настолько ли они необходимы, чтобы тратить на них силы и средства? И если тренинги необходимы, то какие выбрать и как применить полученные знания на практике? Как преодолеть сопротивление переменам в своей организации, ведь перемены неизбежны, если мы хотим внедрить что-то новое и решить имеющиеся проблемы? Советы, рассуждения, комментарии наших экспертов в продолжение разговора, начатого в N 24/2011 журнала "Управление персоналом" Людмилой Карклэ и Анной Измайловой.

Александра Косулина:

В вопросах развития и обучения персонала очень важно точное определение потребностей и пробелов, которые необходимо с помощью этого обучения восполнить. Чем тщательнее и внимательнее проводится диагностика перед обучением, тем оно результативнее. Именно на этом этапе появляются ответы на вопросы: нужен ли тренинг и зачем, кого и чему учить, как долго учить; формируются группы обучающихся в зависимости от их уровня, стоящих перед ними задач, имеющихся потребностей.

Зачастую непосредственный руководитель не может четко и однозначно сформулировать, какое именно мероприятие по развитию требуется. Однако он всегда может сказать, какие проблемы необходимо решить, что именно не устраивает его в данный момент. И уже на основании этой информации грамотный HR-специалист или привлеченная компания-провайдер должны предложить обучающее, развивающее мероприятие, тренинг, мастер-класс, встречу по обмену опытом, фасилитационную сессию или другой наилучшим образом подходящий формат.

Александр Токарев:

Обучение - это отдельная профессия. Человек может быть прекрасным управленцем, но неспособным передать свои знания другим. Поэтому для организации обобщения и передачи опыта следует приглашать соответствующих специалистов. Разбор происходящих в компании процессов также поможет выявить имеющиеся недостатки, что будет дополнительным положительным фактором. Участие в тренингах руководящих сотрудников обязательно, без их участия эффект от работы тренера может быть сведен к нулю.

Чем выше уровень мастерства руководителя, тем больше планов личности активируется при работе. Поэтому в силу разницы между людьми программы и стили обучения должны отличаться. В данном вопросе полностью поддерживаю Людмилу Карклэ. Длительность обучения необходимо привязывать к эффективности. Любое обучение - нелегкий процесс, но он не должен продолжаться дольше, чем требуется для решения поставленных задач.

Оценить эффективность обучения действительно сложно, в этом я солидарен с Анной Измайловой. Построение системы оценочных критериев перед началом обучения, конечно, необходимо, но эффекты от тренингов могут выходить за рамки этих критериев и тем не менее влиять на жизнь компании. С учетом того что результаты могут проявляться не сразу, в какой-то степени допустимо ориентироваться на предыдущий успешный опыт тренера, а также реакцию учеников. Даже общий психологический климат может свидетельствовать об успешности программы или ее неэффективности.

Ни один, даже самый гениальный тренер не может решить всех поставленных миром задач. Специализация - ключ к повышению эффективности. При современном многообразии подходов, методик со стороны тренеров и разнообразии персоналий и структур организаций необходимо искать таких исполнителей, которые специализируются именно в области решения поставленных задач.

Опыт показывает, что если человек ставит перед собой цели и прилагает усилия, то рано или поздно он их достигнет. Задача тренера - помочь ускорить этот процесс, подсказывая те моменты, которые лучше видны со стороны или уже являются опытом тренера.

Постановка задачи - один из самых ответственных моментов. Непросто определить, какой тренинг и какому отделу нужен в данный момент. Необходим этап оценки текущего состояния компании и определения проблемных участков. Это отдельная работа, которую должен выполнять специалист. Если все проблемы видны изнутри организации, то чаще всего она справляется с ними собственными силами.

Василий Пигин:

Полностью согласен с Людмилой Карклэ в том, что необходим переход от группового обучения к индивидуальному. Принцип группового, недифференцированного обучения заключается в лечении всех одними таблетками, и нет никаких гарантий, что всем помогут именно эти таблетки.

Групповой тренинг, даже проводимый самым опытным и высококвалифицированным тренером-доктором, поможет лишь нескольким слушателям, но не всей группе. Причина кроется лишь в том, что, несмотря ни на что, все люди разные и к каждому нужен свой подход в зависимости от потребностей и функциональных особенностей деятельности.

Мы можем учесть такие потребности при проведении группового обучения и сэкономить на индивидуальном формате, но для этого необходимо провести предтренинговую подготовку, которая позволит понять потребности сотрудников и разделить их по группам, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность и предложить подходящее "лекарство" каждой группе участников.

Лиза Головина:

Людмила Карклэ и Анна Измайлова дали практически исчерпывающее описание типов тренингов, тренеров и качеств, необходимых обеим сторонам для успеха мероприятия. Добавлю лишь несколько моментов, которые касаются технической стороны процесса.

При выборе поставщика и подготовке обучения очень важно вовлечь в процесс три стороны, работающие над единой целью - развитием бизнеса: отдел персонала, руководителя заказывающего подразделения и представителя специалистов из самого подразделения. Хорошо, если будет ясно сформулирована цель обучения: избавиться от определенных проблем, приобрести определенные умения, изменить отношение к определенным вещам. Далее важно провести переговоры с поставщиком тренинговой услуги в присутствии всех заинтересованных сторон. Отдел персонала видит общую ситуацию в компании, руководитель - проблемы отдела, а специалист - нужды и особенности свои и своих коллег. В таких переговорах, в атмосфере сотрудничества можно и ясную цель обучения сформировать, и программу тренинга согласовать, и даже измеримые показатели успеха тренинга выработать.

Далее необходимо, чтобы перед обучением руководитель обсудил свои ожидания со всеми сотрудниками - участниками тренинга. Важно, чтобы разговор произошел лично и строился в форме бутерброда: какое поведение сотрудника удовлетворяет руководителя, а какое он хотел бы изменить. Такой разговор должен проходить один на один, потому что публичную критику людям воспринимать очень сложно, а в интимной обстановке они смогут услышать и принять во внимание замечания руководителя.

После тренинга также важно, чтобы руководитель побеседовал со своими подчиненными. Что нового они узнали? Что было полезным? Что они применят? Каких результатов ожидают? Какая поддержка им в этом понадобится?

Не секрет, что иногда вложенные в обучение средства не возвращаются, потому что полученный на тренинге эффект в компании не закрепляется. Если результаты отслеживать, то можно, во-первых, повысить эффективность обучения, а во-вторых, узнать что-то новое о своем подразделении и организации. А узнав, улучшить!

Мила Бырко:

Предлагаю рассмотреть вопрос эффективности обучения на примере Модели изменений Стивена Кови: результаты, которые человек получает, зависят от его действий, а действия напрямую зависят от того, как он понимает, видит и интерпретирует окружающий мир (от его парадигм).

Таким образом, если действия человека являются следствием его представлений, то объектом воздействия тренера должны являться, в первую очередь, парадигмы участников и только затем знания и умения.

Распространенные парадигмы, с которыми тренеры нашей компании сталкиваются в своей работе: "В моей организации от меня ничего не зависит", "Главное - результат, способы его получения менее важны", "Цели формулировать не нужно, т. к. внешняя среда очень изменчива", "Источник проблем нашей компании/отдела вовне". Можно ли без изменения подобных представлений переходить к освоению знаний и отработке умений?

В эффективную тренинговую программу всегда заложен "сдвиг парадигмы" (исключения составляют группы участников, пришедшие за конкретными инструментами, установки этих людей не нуждаются в коррекции, т. к. они уже находятся на стадии осознанной некомпетентности и готовы к изменениям). Обычно такое воздействие на участников ассоциируют с программами, направленными на развитие лидерства, однако этот подход в равной степени должен быть применен и к тренинговым программам, традиционно считающимся "навыковыми".

В качестве примера возьмем популярную программу "Ситуационное руководство". Парадигма участников: "Если хочешь получить предсказуемый результат со стороны подчиненного, необходимо осуществлять детальный контроль". Освоение технологии без изменения подобной парадигмы просто бессмысленно, т. к. данная программа направлена на изучение применения различных стилей руководства в зависимости от уровня готовности сотрудника, где "инструктирующий" стиль лишь один из возможных.

Другой пример: тренинг "Консультативные продажи". Парадигма участников: "Продажи - это хорошо проведенная презентация продукта/услуги, т. к. потребности наших клиентов мы и так знаем". Очевидно, что технология, целью которой является выявление и формирование потребностей клиентов, не будет в дальнейшем востребована и применена сотрудниками в своей работе без изменения данной парадигмы.

Таким образом, работа с парадигмами участников в процессе тренинга качественно повышает вероятность применения в практике сотрудников освоенных знаний и умений, а значит, их дальнейшую трансформацию в навыки.

Возникает вопрос: если тренер, целенаправленно воздействуя на парадигмы участников, значительно повышает эффективность программы, то почему такая практика применяется крайне редко?

Работа с парадигмами требует исключительно профессионального уровня ведущего. Представления человека формируются годами и являются следствием среды и предшествующего опыта, поэтому, как правило, очень ригидны. Для их коррекции требуется особое тренерское мастерство: правильная ролевая модель (тренер сам должен воплощать принципы, к которым призывает участников); готовность работать с сопротивлением группы; высокая скорость мышления и безупречные навыки ведения групповой дискуссии.

Ирина Рыженкова:

Тренинги, помогающие решать задачи карьерного роста молодых специалистов и руководителей, должны быть "сшиты под заказ", иначе они не помогут участникам определиться с направлениями профессионального и личностного роста. Во многом успех адаптации тренинговых программ под конкретный запрос зависит от качества предтренинговой диагностики. Сегодня появилось много новых технологий такой диагностики - не только анкетирование или интервью, но, например, тестирование on-line или коуч-сессия.

С развитием тренингового рынка все чаще компании-заказчики уходят от стандартных тем и программ и все чаще заказывают адаптированный вариант даже для серийных тренингов. Что же касается разовых тем (например, "Формирование стратегии развития"), то сегодня разнообразие переходит в сферу формата, это уже не просто тренинг, а тренинг - мозговой штурм.

Тренинг по любой тематике (конечно, если это грамотный тренинг) всегда дает сильный мотивационный эффект для участников. Ведь тренинг - это возможность "посмотреть со стороны" на свою работу, заново оценить и переоценить ее преимущества и недостатки, увидеть варианты дальнейшего развития.

Анна Иванова:

Не думаю, что использовать тренинг как центр оценки - это эффективно. У тренинга есть четкая цель - обучить. Сотрудники, пришедшие на тренинг и догадывающиеся, что их при этом будут еще и оценивать, все свое внимание направят на создание нужного впечатления (при том что кто знает: какое именно впечатление нужно?), а не на формирование необходимого навыка или усвоение материала, которому посвящен тренинг. Ведь не секрет, что во многих компаниях тренинги воспринимаются как дополнительная и не очень нужная нагрузка, отвлечение от работы. Управление талантами, формирование кадрового резерва - это очень важные задачи, которые не стоит смешивать с другими. Так, если необходимо определить кадровый резерв, то критерии включения в кадровый резерв должны быть ясными и гласными. Это могут быть показатели результативности деятельности (KPI), наблюдение на рабочем месте, ассесмент, интервью, характеристика руководителя и т. д., и вот когда уже сотрудник вошел в кадровый резерв, его посылают на тренинг. Тогда это обучение воспринимается совершенно по-другому и отдача от него гораздо выше.

Не совсем согласна с тем, что при коротком обучении получается быстрый результат, а при длительном - фундаментальный, стабильный. Если брать цикл обучения по Колбу, то обучение проходит через цепочку "получение конкретного опыта - наблюдение и размышление - образования абстрактных понятий - проверка представлений в новых ситуациях" и далее повторение на новом уровне. Идеальный тренинг включает в себя все стадии, но не все они могут иметь место в течение одного события (например, аудиторного тренинга). Обучение может быть очень коротким - например, двухчасовой мастер-класс, но его обучающий эффект может длиться не один месяц.

Ольга Грязнова:

Дело в том, что, как и во многих других областях, наблюдается кадровый голод в специалистах в области логистики. Этот голод проявляется не только среди рядовых менеджеров, но и среди руководителей отделов и директоров по логистике. Соискатели, претендующие на должность, далеко не всегда соответствуют профилю сотрудника.

Поэтому и здесь тренинги и семинары, кроме основных инструментов, дают еще и направление саморазвития в тех областях, в которых не хватает знаний и опыта. Тем более в быстро меняющихся и развивающихся сферах деятельности. Тренинги позволяют структурировать уже имеющейся опыт и получить новую информацию о развитии технологий в области управления и логистики. Внешние тренеры изначально нацелены на исследование современных технологий и должны и далее тиражировать их с максимальной адаптацией к потребностям заказчика. Самим логистам в связи с большим объемом текущей работы изучать и собирать современные технологии гораздо сложнее.

Алла Уварова:

Вне зависимости от того, на что направлен тренинг - на развитие личной эффективности или на повышение профессиональных навыков, он должен решать две задачи:

Получение новой информации и приобретение компетенций;

Систематизация имеющихся знаний и опыта.

Получение новой информации необходимо для рядовых специалистов и менеджеров среднего звена, а систематизация имеющегося практического опыта актуальна для руководителей.

Задачу обучить рядовых сотрудников реализовать просто: нет знаний, а срочно нужно - идите учиться на такой-то тренинг или семинар.

С повышением квалификации руководителей все обстоит существенно сложнее. Не всякий руководитель готов признать, что его знаний и опыта может быть недостаточно для принятия эффективных решений.

Для каждой группы сотрудников необходимо найти индивидуальный подход, чтобы стимулировать их потребность и желание развиваться, совершенствовать профессионализм и строить дальнейшую карьеру.

Беседовала

Н. Тараканова

Подписано в печать

Жизнь бьёт ключом! Как говорится, tempora mutantur et nos mutantur in illis . Времена меняются, и мы меняемся с ними. Сегодня у нас другие цели и приоритеты, другие идеалы и жизненные ценности. Центральные позиции в этих приоритетах занимают предпринимательство и личные достижения. Амбициозным, желающим быть в лидерах нужно совершенствоваться. А для этого параллельно с работой мы стремимся получить второе высшее образование, изучить иностранные языки, посетить курсы повышения квалификации и, конечно же, тренинги.

Сейчас тренинги можно найти в широком разнообразии на любой вкус, запрос и кошелёк. Это одна из самых интересных и эффективных форм обучения востребованных и высококвалифицированных специалистов.

Сегодня даже само слово "тренинг " стало популярным и модным. Люди воспринимают тренинг как некую волшебную палочку, с помощью которой можно легко решать даже самые невероятные задачи.

Что такое тренинг?

Для тех, кто перед тем, как решиться на что-то новое и неизвестное, предпочитает сначала получить об этом как можно больше теоретической информации, дадим одно из определений тренинга: "Тренинг — это спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности" (Роджер Бакли, Джим Кэйпл "Теория и практика тренинга").

Когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продажами и т.д. Как правило, это осуществляется через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии, психодраму, психогимнастику и т.д.

В крупных компаниях тренинг сегодня является одним из основных элементов системы управления персоналом , особенно в условиях необходимости постоянного развития и усовершенствования бизнеса, поиска новых идей, повышения экономической эффективности. Профессионализм сотрудников играет определяющую роль в дальнейшем развитии компании и является способом обеспечения её конкурентных преимуществ и повышения рентабельности бизнеса. Всё большее число руководителей осознаёт, что в нынешних рыночных условиях лидерство будет за теми компаниями, чьи сотрудники обучены новым технологиям. Именно знания и умения персонала — основной капитал современной компании и основное конкурентное преимущество. А тренинг — высокоэффективный инструмент подготовки квалифицированных кадров. Это экономичность и результативность современной компании.

По форме проведения тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги проводятся для всех желающих по единой программе. На такие тренинги можно свободно попасть по предварительной записи с тем, чтобы обучиться определённой технологии. Смотрите полное расписание бизнес-тренингов в вашем городе.

Корпоративные тренинги являются элементом общего организационного консультирования компании и направлены на решение внутрикорпоративных задач.

Корпоративные тренинги, в свою очередь, делятся на следующие группы:

  1. Управленческие. Они выполняют широкий спектр задач: от выработки различных навыков участников тренинга до формирования миссии компании и разработки стратегий её реализации.
  2. Маркетинговые. В их задачи, наряду с управлением маркетингом на предприятии, входит также изучение искусства продаж.
  3. Кадровые. Задачи этих тренингов расположены в диапазоне от технологий эффективного поиска новых сотрудников до формирования команды.
  4. Тренинги по безопасности. Этот класс тренингов предполагает обучение коммерческой разведке и организации корпоративной безопасности.

Коммуникативные и личностно-развивающие тренинги необходимы, например, в ситуациях, когда сотрудники осваивают новые должностные обязанности . Предположим, специалиста назначили руководителем отдела, а он никогда не занимался управлением персоналом. Чтобы стать высокоэффективным управленцем, ему понадобятся годы практики, когда он будет учиться на своих ошибках, принося предприятию убытки. Менеджерские курсы (курсы управления) дадут базовое представление о том, как и что должен делать грамотный руководитель: как замотивировать сотрудников (курс создания мотивации и целеполагания), распределить своё рабочее время (курс тайм-менеджмента), делегировать полномочия и ставить задачи своим подчинённым и т.д.

Тренинги отличаются от лекций и семинаров тем, что на них участники осваивают навыки, которые можно использовать на практике уже на следующий день .

Прямой и точный перевод слова "тренинг" звучит даже несколько жёстко — "дрессировка ".

Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников , причём особое внимание уделяется получению практических навыков , необходимых в работе. На тренинге обучение происходит посредством действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные (или не очень) методы работы и стратегии взаимодействия с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

Преимущество тренингов заключается в том, что, работая в группах, можно воздействовать сразу на несколько человек, что весьма эффективно. В группе происходит взаимное обучение её участников благодаря доверительному обмену личным опытом. Приёмы обучения могут быть различными: и лекции, и семинарские занятия, и моделирование, и различные формы проведения игры, и т.д.

Приглашаем всех, заинтересованных в самом эффективном способе обучения, в пространство современных тренингов и семинаров. Смотрите городское расписание тренингов.

Что такое тренинг? Виды тренингов

Тренинг - это одна из современных форм интенсивного обучения.

Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Обычно тренинг проводится в группе от двух-пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания, и так далее. В общем, живут коллективной жизнью.

Очень важные люди, которые не могут позволить себе резвиться или обучаться в толпе, заказывают себе «персональный тренинг». То есть один тренер работает с одним учеником. Обычно это очень дорогое развлечение.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить полученные знания - на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков - из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги).

Оплата работы тренера проводит компания.

Виды тренингов по целям.

В целом все групповые тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

Тренинги навыков

Цель тренинга навыков - дать участникам конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.

Таких тренингов множество.

Прежде всего сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, тайм-менеджмент и многое другое.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс-менеджмента, скорочтения и так далее.

Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно.

Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста)

Цель тренинга - выйти из проблемной ситуации, открыть для себя новые возможности.

К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Обычно прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что кто-то им может помочь, на такие тренинги не ходят.

Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привела их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми («Как перестать переживать»), повышение самооценки, создание семьи («Как выйти замуж»), повышение сексуальности («Школа гейши»), изменение отношений с деньгами («Как стать магнитом для денег»), поиск призвания («Как найти свое дело») и так далее.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы - ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар», где нужно выбрасывать за борт участников игры), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Иногда вводятся очень строгие правила по посещению занятий, вводятся штрафы за опоздания. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над 9

ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.

Психотерапевтические тренинги

Цель тренинга - устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений - чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат - изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

Тренинги духовного развития

Цель тренинга - дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Часто в основе таких тренингов лежат различные эзотерические теории.

Например, йога, даваемая в финес-центрах, - это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучения, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг «Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам», тренинг «Третий путь» и так далее.

Особенность тренинга - он имеет ограниченный срок. Если вам предлагается длительный цикл занятий, то это уже не тренинг, а что-то другое.

Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга - дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов - она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения - свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе (тренинг телесной психотерапии, например).

К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги («Мужская сила») и так далее.

На этом классификация наиболее популярных групповых тренингов завершается.

С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны, к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия - для привлечения к себе людей. Сюда относятся учения многочисленных индийских Учителей, школа Гурджиева или различные группы, изучающие восточные или славянские духовные и религиозные практики.

Будьте внимательны

И еще. Сегодня появились довольно активные религиозные организации, которые под видом тренингов личностного роста или духовного развития могут завлекать вас в эту организацию.

То есть вы находите каким-то образом объявление о проведении тренинга по освоению энергетических практик, искусству тантры или освоению фэн-шуй, и идете туда. Там действительно проводится такой тренинг, но тренеры явно или скрытно будут приглашать вас познакомиться с Истиной, восславить какого-то Учителя или поехать к ним в ашрам. Все это обычно скрывается за эзотерическими терминами и ссылками на тайные знания, полученные от Учителя.

Скорее всего, вас очень аккуратно и профессионально будут вовлекать в религиозную организацию закрытого типа, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поэтому будьте внимательны, пользуйтесь услугами только тех тренеров и тренинговых центров, о которых вы узнаете из заслуживающих полного доверия источников. Иначе вместо желанного духовного развития вы можете получить большую духовную травму.