Примеры межэтнических конфликтов исторические и современные. Межнациональные конфликты в современном мире. В основе фашистского мировоззрения лежало понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, борьбы за существ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы, технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) и зарубежных (А. Дистервег, Дж. Дьюи, Я. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов - классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д. Б. Богоявленским, И. А. Ильницкой, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А. И. Савенковым. Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать в практике обучения исследовательскую деятельность школьников.

Цель: изучение способов формирования исследовательских умений у младшего школьника.

Объект исследования - формирование исследовательских умений у младших школьников.

Предмет исследования - способы формирования исследовательских умений.

Раскрыть понятия исследовательская деятельность, исследовательские умения;

Рассмотреть возрастные особенности исследовательских умений у младших школьников;

Охарактеризовать способы формирования исследовательских умений.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовался метод изучения и анализа психолого-педагогической литературы.

учитель сабуровый тренировка

Глава I. Теоретические основы проблемы исследовательской деятельности младших школьников

1.1 Понятие исследовательская деятельность, исследовательские умения и их состав

Исследовательская деятельность, по А.И. Савенкову, это особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и предполагающий не только поиск решения в условиях неопределенной ситуации, но и акт аналитического мышления (анализ получаемых результатов), оценку ситуации на этой основе, прогнозирование ее дальнейшего развития, а также моделирование своих будущих действий.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается их деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Одним из компонентов исследовательской деятельности являются исследовательские умения, которые можно определить, как интеллектуальные и практические умения, необходимые для осуществления самостоятельного исследования.

Исследовательские умения - это как система интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач.

1.2 Возрастные особенности у младших школьников

Семенова Н.А. определяет такие педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся начальных классов, как учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; развитие мотивации к исследовательской деятельности; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению систематичности процесса формирования исследовательских умений школьников. Важным является также и характер обучения: оно должно быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей.

Для младших школьников характерны некоторые возрастные психологические и анатомические особенности, которые способствуют занятиям исследовательской деятельностью либо препятствуют им.

Л.Ф. Обухов отмечает, что самая важная характеристика младшего школьника - это его природная любопытность Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность.

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости, строит свою картину мира. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Ребенок сам стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. Ученый А.И. Савенков считает в своем исследовании, что исследовательская деятельность идеально подходит для утоления жажды познаний. Он говорит о том, что важно не загубить у ребенка стремление к новому, стремление познавать мир, и окружающую его действительность, если мы хотим развить у ребенка универсальные учебные действия. В этом младшему школьнику должны помогать родители и педагог.

Ученая В.С. Мухина отмечает, что познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он будет томиться и отвлекаться, если деятельность ему будет безразлична. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Внимание ребенка может сконцентрировать взрослый при помощи устных указаний. Таким образом, педагог с 1 класса помогает организовать исследовательскую деятельность ребёнка для того, чтобы в дальнейшем школьник мог самостоятельно в полной мере заниматься исследованиями.

В этом возрасте у ребенка активно формируется речь и словарный запас. Во время исследования от ребенка требуется работа над словом, над словосочетанием и предложением, а так же над связной речью. Что способствует пополнению словарного запаса новыми словами, а так же правильному развитию устной и письменной речи.

Ученая О.В. Иванова считает, что начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы. Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие. Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях - с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Одна из главных их особенностей - наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взрослого человека. Часто школьники находят опечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, макетов, предметов действительности, заданий.

Другой особенностью маленьких исследователей являются их аккуратность и исполнительность. При постановке учебного эксперимента они не признают никаких погрешностей, не отступают от намеченного плана. Они готовы отказаться от всего, главное, чтобы эксперимент удался. Таким образов младшим школьникам свойственно самопожертвование ради науки. Необходимо поощрять это стремление. Это может делать как учитель, так и родители.

Младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему.

Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты, допускают орфографические и стилистические ошибки. У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Поэтому ребятам на первых этапах, на этапах включения в исследовательскую деятельность необходима помощь взрослых - учителей, родителей, старшеклассников.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи. В любом случае учитель должен давать возможность ребенку самому поставить цель исследования, наметить план действий, если учитель видит, что ребенок затрудняется на первых этапах сделать это самостоятельно, то педагог должен подтолкнуть ученика к правильным действиям, с целью избегания ситуации провала, неудачи, которая может не благоприятно повлиять на дальнейшие занятия наукой .

Младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. У ребенка появляются анатомические преобразования - формирование скелета, рост мышц, укрепление сердечной мышцы, так же увеличение головного мозга. Кроме этого у младших школьников можно наблюдать такие психологические новообразования как умение учиться, понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на группу сверстников. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости, особенно если мы говорим об исследовательской деятельности, которая требует внимательности, усердности, трудолюбия, наблюдательности. Для нас становится понятным, что для ребенка исследование - это часть его жизни, в связи с этим для учителя главной задачей становится не просто поддержание детского интереса к исследовательской деятельности, но и развитие этого интереса.

1.3 Способы формирования исследовательских умений

От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств:

проблемное обучение;

поисковые методы;

частично-поисковые методы;

метод проектов.

Использование практических методов обучения - упражнений, практических и лабораторных работ способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др.

Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения.

Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент и т.д.

Главным условием эффективности этого метода является самостоятельность учащихся на всех этапах исследования, которая заключается в проведении соответствующих познавательных действий:

наблюдение и изучение фактов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования и его осуществление;

формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости.

Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов .

Проект предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;

побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

предоставляют возможность исследовать эти предположения;

предоставляют учащимся возможность представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (от одного урока до нескольких).

В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе решения той или иной проблемы.

Исследовательские умения, нарабатываемые школьниками в ходе выполнения проектов, в отличие от "накопительно-знаниевого" обучения, формируют осмысленное исполнение различных умственных и практических действий.

Учителя отмечают, что метод проектов позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность в целом.

Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов. Прежде всего это изменение роли учителя. Являясь организатором, координатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд исследовательских умений: ставить и выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др. .

В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознательность, а не блокировать её высказываниями типа «Ты сделал не так», «Много будешь знать…». В то же время учитель должен совершенствоваться в накопленном опыте: принимать участие в конкурсах в качестве научного руководителя проекта, посещать курсы повышения квалификации и мастер-классы по данной тематике, интересоваться новыми публикациями, участвовать в обсуждении применения метода проектов на методических объединениях и педагогических советах, посвящённых проблемам ученических исследований.

«Как составить план?»,

«Как провести анкетирование?»

«Как провести наблюдение?»

Таким образом, школьники научатся планировать свою деятельность, использовать методы исследования, записывать результаты наблюдений и др.

Овладение исследовательскими умениями будет эффективнее, если правильно организовать работу с родителями. Они должны стать помощниками и консультантами при выполнении проекта: так же, как и учитель, помогать в поисках источников информации, координировать весь процесс, поддерживать и поощрять детей, оказывать им помощь в изготовлении продукта и др. Полезно пригласить родителей на защиту проектов, чтобы они участвовали в обсуждении, задавали вопросы и т.п.

Тогда ученик будет получать необходимую поддержку не только в стенах школы, но и дома .

Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, представлению продукта своей деятельности). Такая работа должна проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности.

На уроках создаются педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др. Этими ситуациями могут быть работа в группе, оказание помощи товарищу, выполнение заданий повышенной сложности, решение задач разными способами, рецензирование или комментирование работ своих товарищей, выступление на конференциях и др.

Младшие школьники помимо осознания результатов своей деятельности приобретают:

речевые навыки;

опыт отстаивания своей точки зрения;

умения сотрудничать;

работать с информацией;

логично выстроить своё выступление;

Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания.

Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа: «Найди причину события…» (например, почему заяц белый или трава пожелтела). Для развития умения классифицировать - «Продолжи ряд: полезные ископаемые - это уголь, нефть…», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов» и др. Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ребёнка разобраться в сплетённых линиях: «Узнай, кто где живёт?», «Что изображено на рисунке?» и др. Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками: «Что перепутал художник?», «Найди отличия у предметов». При ответе на поставленные в задании вопросы следует приучать школьников начинать со слов: «Я думаю…», «По моему мнению…». Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.

Познавательные задания помогают развивать мыслительные операции, делать выводы. Разбор решений таких заданий становится началом общей дискуссии, в ходе которой дети учатся прислушиваться к мнениям товарищей, приводить свои аргументы.

На уроках литературного чтения школьники учатся писать аннотацию к прочитанному произведению, на уроках окружающего мира - статью для энциклопедии. Такая работа помогает сформировать умения выделять главное и второстепенное, логично излагать свои мысли .

Важным педагогическим условием развития исследовательских умений является использование системы стимулов. Учителю необходимо поощрять учеников, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы и др. Для этого он должен суметь организовать учебный диалог, который будет стимулировать учащихся, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность. Если процесс обсуждения, контроля со стороны учителя «пущен на самотёк» или речь идёт о том, что работу «надо переделать», то такой подход может полностью отбить у детей желание принимать участие в исследованиях .

Учителю следует учитывать особенности темперамента детей при организации рабочих групп, учить их слушать друг друга, уметь работать в команде. Нужно помочь учащимся обрести уверенность, что любое их мнение заслуживает того, чтобы его высказать и выслушать. Главное - ученик должен поверить в себя.

Активная познавательная позиция играет немаловажную роль в формировании исследовательских умений.

Она заключается в том, что сам учащийся обладает определённым набором проявлений:

эмоциональным настроем;

волевыми качествами;

«интеллектуальной зрелостью»;

сознанием цели своей деятельности;

навыками своевременной коррекции своих действий;

учётом прежних ошибок и желанием самосовершенствоваться

Только в этом случае каждое следующее исследование будет носить качественно новый уровень: возрастёт степень самостоятельности учащегося, широта применения им исследовательских умений.

Любая учебная работа ребёнка, в том числе исследовательская, должна быть доведена до результата. Им является не только индивидуальное признание завершённости работы учителем, но и публичное представление результатов исследования и их коллективное обсуждение. Для подведения итогов существует много форм: семинары, конференции, защиты исследовательских работ и др.

В ходе защиты младший школьник учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими точками зрения на проблему и учится доказывать свою .

Оценка итогов детских исследований является ответственной и сложной работой. Можно предложить каждому члену жюри бланк для отметок с чётко обозначенными критериями: название темы, её познавательная ценность, оригинальность собранного материала, исследовательское мастерство, структура и логика работы, стиль изложения и ответы на вопросы.

В ходе защиты отметки ставятся по трёхбалльной системе:

3 - высокий уровень,

2 - средний,

1 - низкий.

Победитель определяется по результатам среднеарифметических расчётов.

Однако старается каждый ученик, и потому наиболее удачным способом оценивания мы считаем распределение детских исследований по номинациям:

«За лучший эксперимент», «За самую глубокую проработку проблемы», «За оригинальную тему» и др. Следующее педагогическое условие - учёт возрастных особенностей. Учитель должен понимать, что темы для исследований младших школьников должны быть достаточно близки с темами по учебным дисциплинам. Продолжительность выполнения исследования не должна быть слишком долгой, так как у детей может наблюдаться слабая концентрация внимания, чрезмерный уровень фантазии в процессе работы над проектом, что приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к работе вообще .

Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы - не просто проработанная тема, склеенный из бумаги макет или сообщение, подготовленное ребёнком.

Педагогический результат - это прежде всего:

бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы;

новые знания;

исследовательские умения, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта .

Глава II. Практические основы проблемы исследовательских умений у младших школьников

2.1 Опыт учителя начальных классов Сабуровой Анны Михайловны по формированию исследовательских умений

Умение видеть проблему - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для его развития у младших школьников можно использовать различные методики, специальные задания.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами. Учитель читает детям неоконченный рассказ. «Утром небо покрылось чёрными тучами. Пошёл сильный снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары и дороги...». Продолжите рассказ: от имени водителя грузовика; летчика, отправляющегося в полёт; вороны, сидящей на дереве; лесного жителя; дворника или мэра города. Дети учатся смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Задание 2. Составьте рассказ от имени другого персонажа. Опишите один день вашей воображаемой жизни. а) неживые объекты (Я - портфель. Я - самовар. Я - кресло); б) живые объекты (Я - роза. Я - заяц. Я - акула); в) сказочные персонажи (Я - Золушка. Я - Барон Мюнхаузен. Я - Карлсон); г) профессии людей: Школа: Я - учитель. Я - техслужащая. Я - библиотекарь. Я - охранник. Я - школьный врач. Транспорт: Я - водитель трамвая. Я - пассажир. Я - кондуктор. Цирк: Я - дрессировщик. Я - клоун. Я - наездник. Я - канатоходец. Самолёт: Я - лётчик. Я - стюардесса. Я - пассажир.

Поликлиника: Я - детский врач. Я - медицинская сестра. Я - врач окулист. Я - врач травматолог.

Задание 3. Возможные последствия произошедших событий. Продолжи рассказ:

Злой волшебник пронёсся по земле и смёл все леса...

Если бы из школы исчезли все учителя...

Друзья Витя и Гриша поссорились...

Кот Кузька заболел. У него болел зуб...

Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал...

Задание 4. Увидеть в другом свете. Одни и те же предметы воспринимаются людьми по-разному:

Кусты роз при свете луны

Эти волшебные облака...

Что думает карандаш в руках художника, в руках первоклассника...

Что думает муха на потолке...

Что думает рыбка в аквариуме...

О чём думает уютное кресло...

Что чувствует цветок в вазе...

Каким предстанет человек, если посмотреть на него глазами кошки, собаки, лошади, муравья и других.

Задание 5. Наблюдение как способ выявления проблем. Выдвини свою версию:

Почему тигр полосатый?

Откуда у кенгуру сумка?

Почему котята любят играть?

Почему школьники так шумят на переменах?

Задание 6. Приёмы, сходные определением понятий. Чтобы дети понимали значимость определений, можно воспользоваться таким заданием: На землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире. Расскажите им, что такое... Каждый ученик выбирает любой предмет и рассказывает о нём: Что такое школа? Что такое книга? Что такое компьютер?

Задание 7. Тема одна - сюжетов много. Исследование - это процесс выработки новых знаний, поиск истины. Исследование не предполагает создание какого-либо планируемого заранее объекта. Ученик заранее не знает результата своего исследования. Собака - друг человека или враг? Почему крапива жжётся? Реальный исследователь не знает результата поиска. Так были сделаны по сути все научные открытия. Отрицательный результат в науке - это тоже результат. Но в целом и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как поиск истины важно в деле развития творческих способностей. А приобретение креативности мышления учит чёткости в работе, умению планировать свои действия, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Правила выбора темы исследования:

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Из опыта не все дети включаются сразу в работу). Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

2. Тема должна быть выполнима. Задача учителя подвести ребёнка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта и получит новые полезные знания и навыки. Искусство взрослого при проведении работ в том и состоит, чтобы помочь ребёнку сделать такой выбор.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности в том, что уже известно ребёнку (например, Андрей З. выбрал тему «Почему молоко скисает?»). Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Это в первую очередь способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Как выбрать тему исследования? Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если ученик не может сразу определить тему, А. И. Савенков, автор курса «Я - исследователь», предлагает ответить на ряд вопросов:

1. Чем я чаще занимаюсь в свободное время?

2. Что из изученного в школе хотелось узнать более глубоко?

3. Что мне интересно больше всего?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю, спроси родителей, поговори с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно разделить на три группы:

1. Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

2. Экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

3. Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Каковы общие направления исследований?

1. Живая природа (зоология, ботаника, генетика);

2. Земля (география, климат, строение);

3. Вселенная (галактика, звёзды, инопланетяне);

4. Человек (происхождение, выдающиеся люди, медицина);

5. Культура (язык, религия, искусство, образование);

6. Наука (математика, физика, химия, известные учёные);

7. Техника (транспорт, строительство, дизайн);

Эта классификация не является догмой и может быть дополнена или сокращена. После выбора темы необходимо сформулировать гипотезу - то, что ещё ребёнком не доказано и не подтверждено опытом. Это только предстоит сделать юному исследователю. Как только мы сталкиваемся с проблемой, наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения - изобретать гипотезы. Поэтому одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Гипотеза - это и предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

Обычно гипотезы начинаются словами: предположим; возможно; допустим; что, если и т.д.

Организация исследования. Для этого нам необходимо составить план работы, то есть ответить на вопрос, как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем. Для этого надо определить, какими методами мы можем воспользоваться. Каковы доступные методы исследования?

Подумать самостоятельно.

Задай себе вопросы: Что я уже знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Посмотреть книги о том, что исследуешь.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Воспользуйся библиотеками.

Спросить у других людей (вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь).

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Понаблюдать. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться.

Провести эксперимент. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Воспользуйся теми методами, которые помогут тебе проверить твою гипотезу.

В соответствии с этим планом и начинается детское исследование.

Выполняя эту работу, ученик приобретает определённые навыки:

мыслительный: поиск гипотезы, составление плана исследования;

поисковый: поиск информации где-либо;

коммуникативный: при работе в парах над проектом, при защите проекта;

Необходимо помнить, что не только природная любознательность, но и

исследовательская деятельность является средством развития познавательного интереса, становления учебной деятельности, спешной социализации личности ребёнка в современном мире. Одним из навыков исследовательского поведения, который формируется у младшего школьника - это делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи при защите исследования.

Формы защиты могут быть разными: сообщения, доклады, схемы, таблицы, чертежи, компьютерные программы, видеоматериалы, макеты и другие.

У каждого исследователя есть памятка «Защита исследовательской работы»:

1. Почему выбрана эта тема.

2. Какую цель ты преследовал.

3. Какие гипотезы проверялись.

4. Какие методы и средства ты использовал.

5. Какие результаты получены. Проиллюстрируй рисунками, чертежами, анкетами.

6. Какие выводы сделаны по результатам исследования.

В ходе защиты каждый школьник учился излагать доступно и понятно свою тему, сталкивался с другими взглядами на проблему, учился убеждать других, доказывая свою точку зрения.

2.2 Опыт учителя начальных классов Н. В. Терлецкой (школа № 27, г. Саранск, Республика Мордовия) по формированию исследовательских умений у младших школьников

Позвольте представиться! Я - Терлецкая Наталья Владимировна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» городского округа Саранск Республики Мордовия. Вся моя жизнь неразрывно связана со школой. В далеком 1979 году я пришла в среднюю школу № 27 маленькой семилетней девочкой, первоклассницей, и осталась здесь на долгие годы. Сначала в качестве ученицы, потом в качестве студентки и, наконец, в качестве учителя начальных классов. И вот уже 22 года я пытаюсь сеять разумное, доброе, вечное… Все эти годы школа постоянно меняется. Она ставит перед учителем все новые и новые задачи. Вот, сейчас, например, мало просто учить детей. Необходимо научить их добывать знания. А как это сделать? Для этого нужно создавать проблемные ситуации и учить детей находить выход из них, уметь ставить цели и достигать их, преодолевать трудности и одерживать большие и маленькие победы над собой.

И вот здесь, как нельзя кстати, на помощь приходит проектная и исследовательская деятельность. Но сразу оговорюсь, это очень сложно! Как заставить ребенка творить и исследовать? Как сделать так, чтобы у ребенка возникла потребность в создании чего-то нового? Когда начинать привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности? Вопросы, вопросы…

В этом году у меня второклассники. Конечно, на уроках и в жизни мы постоянно используем проблемные ситуации, мы уже умеем ставить цели, составлять план действия, знаем, что такое гипотеза, даже пытаемся исследовать и создавать проекты. Но пока вся наша работа носит коллективный характер. В нашей школе каждый год проходит конкурс исследовательских работ и проектов «Ярмарка идей», в котором участвуют дети, начиная с I класса. В прошлом году на этом конкурсе мы уже представляли свой коллективный проект «Родословная нашего класса». Школьники были поделены на группы. Кто-то составлял родословное древо своей семьи, кто-то - рассказ о выдающемся члене своей семьи, кто-то пытался разобраться в родственных связях. Работа получилась очень интересной. Каждый внес свой вклад в общее дело. Мои ученики получили опыт коллективной работы над проектом под руководством учителя.

В этом году я предложила каждому ученику создать индивидуальный проект или исследовательскую работу. Желающих, естественно, было не так много, даже дети понимали, что это огромный труд. Теперь перед нами стояла задача выбрать тему проекта или исследования. Конечно, вначале я предоставила второклассникам право выбора. Для обдумывания темы дала несколько дней, понимая, что для ребенка 8-9 лет - это очень сложная задача, сама же я, зная интересы своих учеников, подготовила тему для каждого.

В положенный срок (дети, как я и предполагала) не смогли сказать мне, чем бы они хотели заняться. Из пяти человек только одна девочка Арина Тимонькина сразу сказала, что хочет исследовать, в каком состоянии находятся зубы учеников нашего класса. Все остальные так и не смогли определиться, чем бы им хотелось заняться. Вот тут-то и должен вступить в работу учитель! И не просто назвать темы для каждого, а подвести каждого к своей теме так, чтобы ни один не понял, что тему выбрал для него учитель. Каждый ребенок должен почувствовать, что это было его решение, это его выбор! Кирилл Тукузов увлекается изучением немецкого языка. Он выбрал тему «Как быстрее и легче выучить буквы немецкого алфавита». Даша Баландина обожает играть в куклы - она выбрала тему «Почему девочки играют в куклы?». Виталий Волков мечтает о детской площадке в школе. Он решил создать проект «Детская площадка». А Арина Тимонькина остановилась на исследовании вопроса «Почему болят зубы?».

Далее все юные исследователи должны были определить цели и задачи своей работы, выбрать методы, с помощью которых будут достигнуты поставленные задачи, выработать гипотезу. Не все получалось сразу. Приходилось исправлять, переделывать, соглашаться и не соглашаться. Следующий этап - подготовить теоретическую часть, для того чтобы детям было понятно, что они будут исследовать, зачем и кому это нужно.

Все дети - большие труженики! Каждый по своей проблеме нашел огромное количество информации, порой даже ненужной. И на этом этапе учитель должен помочь им сориентироваться в этом потоке информации, выбрать нужную, убрать лишнее. Самый главный этап - исследование. Роль учителя - советчик, консультант. Под его руководством ученики разрабатывает вопросы анкеты, интервью, беседы. Но анкетирование, беседы с детьми, родителями, учителями, интервью со специалистами ученик проводит сам! И вот здесь загораются огоньки в глазах ребенка! Он - сам! Я думаю, что именно на этом этапе просыпается настоящий интерес к исследовательской деятельности! Итак, все исследования проведены. Время подводить итоги и делать выводы. На этом этапе роль учителя невелика, так как ребенок сам видит результаты своей деятельности, задача учителя - помочь юному исследователю правильно оформить мысли и изложить их. Работа завершена. Теперь задача каждого достойно защитить свой проект на школьном конкурсе. Лучшие работы будут представлять нашу школу на городском конкурсе исследовательских работ и проектов. Я желаю удачи каждому. И вот назначенный день. Дети волнуются, но больше всех волнуюсь я. Вот вышел Кирилл, за ним Виталий, Даша, Арина. Я практически не дышу. Выдыхаю только, когда заканчивается очередное выступление. Слышно, как бьется мое сердце. Все! Молодцы! Я горжусь вами, дорогие мои ребята! Теперь только жюри решит, кто же был лучшим. Двенадцать достойных работ. Как тяжело выбрать лучшую! С нетерпением ждем результатов. Томительные минуты ожидания… Наконец, встает наш директор, Иван Михайлович, и оглашает результаты. Первое место - Кирилл Тукузов и Виталий Волков. Второе место - Арина Тимонькина. Третье место - Дарья Баландина. Все четыре наши работы отмечены членами жюри! Это победа! Дети ликуют! Можно выдохнуть и готовиться к городскому конкурсу. Да, создание ученической исследовательской работы или проекта - очень трудоемкий и ответственный процесс. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и учителя.

Дорогие коллеги, вовлекайте своих учеников в исследовательскую деятельность! Этим вы не только повысите познавательный интерес своих детей и разовьете их творческие способности, но и сами получите массу положительных эмоций от общения с юными исследователями!

Заключение

В ходе исследования установлено, что исследовательская деятельность младших школьников определена нами как специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися знаний, с использованием доступных для детей методов исследования Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности. Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников- учет возрастных особенностей детей при организации обучения исследовательской деятельности, мотивированность исследовательской деятельности школьников, позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельное.

Рассмотрен и описан опыт учителей начальных классов по формированию исследовательских умений.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Развитие исследовательских умений дает учащемуся:

возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.

Список использованных источников

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесс [интернет ресурс]: интеракт. книга;

2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [интернет ресурс]: интеракт. книга;

3. Балакшина, Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников [интернет ресурс] - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"/ Балакшина Л.Г.// 2007- 2008г;

4. Зверев, И.В. Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [интернет ресурс] - Волгоград: ИТД «Корифей», 112 с;

5. Зубова, О. А. Исследовательская работа в начальной школе. .[интернет ресурс]- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Зубова О. А.// 2007-2008;

6. Резник, И.А. Формирование исследовательских умений [интернет ресурс] / Резник И.А// Педагогика;

7. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [интернет ресурс] ;

8. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [текст]/ А.И.Савенков //- Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с;

9. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе.[текст] // Нач. шк. - №12. - 2000. - С. 101-108;

10. Сабурова, А. М. Развитее исследовательских умений у младших школьников[интернет ресурс] /Сабурова А. М.// Занков.ru;

11. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.[интернет ресурс] / Начальная школа №2. 2007.- с.45;

12. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников [интернет ресурс] /Семёнова Н.А.//;

13. Соколова, Н.Г. Развитее исследовательских умений у младших школьников [интернет ресурс]/Соколова Н.Г.//;

14. Терлецкая, Н. В. Формирование исследовательских умений у младших школьников [интернет ресурс] / Терлецкая Н.В.// Журнал «Начальная школа», 9 июня 2014г.;

15. Шалагина, Е. А. Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов[интернет ресурс]/ Шалагина Е.А.// г. Новоалтайск;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследовательская деятельность младших школьников как творчество. Особенности процесса формирования умений и навыков ребенка. Методика проведения опытов, обеспечивающих формирование исследовательских умений младшего школьника на уроках природоведения.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2010

    Сущность понятия "исследовательские умения", учет особенностей младшего школьного возраста в их формировании. Опыт работы педагогов начальной школы по диагностике исследовательских умений младших школьников и организации творческой учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2014

    Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. Противодействие традиционного и исследовательского обучения. Изучение москвоведения по картинам А.М. Васнецова на уроках окружающего мира. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. Роль и место параметрических уравнений и неравенств в формировании исследовательских умений учащихся, разработка элективного курса по алгебре.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2011

    Сущность метода проектов и его применение в образовательном процессе. Схема "проблемного ящика". Возможности метода проектов для развития исследовательских умений младших школьников. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2013

    Сущность учебной исследовательской деятельности - специально организованной, познавательной деятельности учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов и умений. Условия формирования исследовательских умений младших школьников.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Роль и место курса истории математики при конструировании школьного курса математики. Развитие и средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике. Типы и структура учебных математических заданий с элементами историзма.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2013

    Проблема использования игр в развитии коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Анализ опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений учеников начального звена.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Теоретическое обоснование проблемы и психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений. Понятие "читательские умения", экспериментальная работа и диагностика сформированности читательских умений у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника. Характеристика сочинения, как вида творческой работы. Анализ системы работы по развитию и совершенствованию речевых умений учащихся 1-4 классов. Подготовка учащихся к написанию сочинений.

Разделы: Начальная школа

Исследовательское поведение и исследовательские способности.

Бесконечно много таких ситуаций в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. Так, будильник может неожиданно не прозвонить в нужное время, в ванной может не оказаться воды, в результате аварии, сильного гололеда может быть парализовано движение транспорта и нет возможности вовремя приехать на работу. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм - механизм поисковой активности.

Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке - логическом прогнозе. Такое поведение приобретает характер исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие:

  • видеть проблему;
  • вырабатывать гипотезу;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать умозаключения;
  • формулировать выводы и определять новые понятия.

Учащиеся, владеющие исследовательскими способностями, отличаются:

  • поисковой активностью,
  • уровнем дивергентного мышления (многовариантного мышления, умения находить несколько путей решения творческой задачи);
  • уровнем конвергентного мышления (связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу).

Исследовательские способности представляют результат взаимодействия этих трёх элементов

Организация игр-исследований с младшими школьниками.

Педагогические ситуации помогают развить у учащихся навык исследовательской деятельности. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Работу по формированию исследовательских способностей начинаю в первом классе с обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей.

С этой целью использую разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса. Например:

Задание 1. "Какие вопросы помогу тебе узнать новое о предмете?"

Показываю игрушечный автомобиль, куклу или что-то другое. Предлагаю при помощи карточек с символами вопросов "Что, кто, где, когда, для чего, зачем?" задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.

Задание 2. "Угадай, о чём спросили".

У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Например: дети получили ответ: "Я люблю животных". Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.

Варианты вопросов:

Какой окрас обычно имеют тигры?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на змею? И т.д.

Задание 3. "Машина времени".

Детям предлагаю задать машине времени три вопроса: из прошлого, настоящего и будущего.

Задание 4. "Вопросы домашних животных".

Ставлю детей в следующую ситуацию: Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

В первом классе на различных уроках предлагаю задания на классификацию по разным основаниям:

  1. Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин - фрукты;
  2. Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб - предметы потребления.
  3. Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка - "живут" в дикой природе.
  4. По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.

Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы.

Во втором, третьем классе начинаю учить детей видеть проблему. Для этого использую следующее задание "Изменение точки зрения на объект".

Предлагаю детям продолжить неоконченный рассказ от имени разных персонажей.

"Осеннее небо покрылось чёрными тучам., Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги:."

Задание: Представь, что ты ребёнок и гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями). Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге, как ты отнесёшься к снегу с его точки зрения; и т.д. Дети высказывают свои предполагаемые мнения о поведении в нужной ситуации.

В ходе выполнения задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Следует воздержаться от критики, чаще поощрять и отмечать наиболее яркие, интересные ответы. У части детей они будут неизбежно однотипны, но в дальнейшем эти упражнения позволят развить у детей способности мысленного перемещения.

Для детских исследований могут подойти следующие проблемы:

  • "Почему светит солнце?";
  • "Почему играют котята?";
  • "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?";
  • "Почему желтеют листья?".

Метод наблюдения можно использовать как способ выявления проблем.

Используемое мною задание "На что похоже?" развивает детское воображение, речь, мышление. Показываю следующие предметы: конус, шипы розы, рога коровы, листочек клёна т.д. и спрашиваю, на что это может быть похоже. Дети высказывают свои предположения.

Богатый информационный материал получают дети, наблюдая за птицами:

Все ли они одинакового размера?

Все ли они имеют одинаковую окраску?

Все ли они имеют одинаковое оперение?

Все ли они одинаково кричат?

Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?

Все ли они едят одно и то же?

Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о воронах?

Один из приёмов развития наблюдательности является рисование с натуры.

Рассматривание неживых и живых объектов также способствует развитию наблюдательности: "Кто больше заметит изменений на школьном участке? В своём дворе? В саду?"

Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы - основное умение исследователя.

В 3-4 классах для выработки умения конструировать гипотезу использую следующие задания:

Задание1. "А почему?":

Перед детьми ставлю проблему: "Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?". Дети высказывают свои предположения.

В данном случае гипотезами могут быть:

- "возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам".

- "может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта";

- "вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу";

Особое внимание уделяю выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались со слов, выражающих предположение, таких как: "возможно", "вероятно" "допустим", "а может быть:", "а что, если"

Гипотезы можно выдвигать по следующим проблемам:

На улицах звучит музыка,

На деревьях появилась листва,

Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом, т.д.

Дети предполагают причину данного события.

Задание 2. "Самое логичное (правильное) и самое нелогичное объяснение".

Детям предлагаю задание придумать два логичных и два нелогичных объяснения по следующим ситуациям:

Ситуация: "На столе лежит открытая книга";

Возможно, такое самое логичное объяснение: "Девочка сидела за столом, делала уроки. Она захотела попить и вышла на кухню, а книгу не стала закрывать:"

Возможно, такое самое нелогичное объяснение: "Девочка сидела за столом и читала книгу. Вдруг налетел вихрь, захватил девочку и унёс в дальние страны. А книга осталась лежать открытой:"

Детям можно предложить следующие ситуации:

- "На улицах начал таять снег";

- "Мама сердится"

Задание станет интереснее, если придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. Представьте себе, что мухи стали размером со слонов? Люди во много раз меньше или больше, чем сейчас, летающие деревья, поющую реку, холодное солнце и дождь из конфет и т.д.

Технология исследовательской деятельности.

Игра - исследование.

Во второй половине третьего года обучения учу детей на практике вести исследовательскую работу. Использование индивидуальных и коллективных игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов:

  • тренировочные занятия;
  • самостоятельные исследования.

Тренировочные занятия.

На начальном этапе работы по проведению исследований необходимо познакомить учащихся с "техникой" проведения исследований.

Для проведения тренировочных занятий готовлю карточки с символическими изображениями методов исследования:

Эти карточки делаю из картона, красочно оформляю. Размер каждой карточки должен быть не менее половины альбомного листа. На таких же по размеру листах изображаю "темы" будущих исследований с иллюстративным материалом.

Чтобы научить детей проводить самостоятельные исследования, необходимо провести несколько обучающих занятий и сообщить технологию и методику исследования. На учениках-"добровольцах" в течение одного урока показываю, как дети должны будут работать самостоятельно в области исследований, как взрослые учёные.

На столе лежат несколько тем для исследования: "Попугаи", "Кошки", "Собаки", "Волки" и т.д.

Детьми выбирается карточка с понравившейся темой исследования (кошки).

(Остальные карточки убираются со стола)

На доске вывешивается или записывается алгоритм действий учеников - "добровольцев":

  1. Задача: подготовить небольшое сообщение о кошках. Как это можно сделать? (дети предлагают)
  2. Найти пути поиска информации (работа по карточкам).
  3. Какая нужна информация? (Дети самостоятельно определяют направление сбора информации)
  4. Поиск информации о кошках.

Выполняя задания учителя, дети используют необходимые им методы, отражённые на карточках: "Подумай", "Спроси у другого человека", "Проведи эксперимент", "Получи информацию из книг", "Посмотри по телевизору", "Получи информацию в сети Интернет" и т.д.

Начиная работу по сбору информации, необходимо научить детей фиксировать её ручкой способом записей, схем, чертежей и т.д., чтобы не забыть полученную информацию. Далее по карточкам-опорам дети учатся работать по плану:

  1. "Подумай". Дети, подумав, на листе изображают всю им известную информацию о кошке.
  2. "Задай вопросы своим одноклассникам, или взрослым". (Дети идут в класс и спрашивают товарищей об известной им информации по заданию).
  3. "Получи информацию из книг". Учителю необходимо заранее приготовить нужную литературу по теме исследования: справочники, энциклопедии.

Если есть возможность, надо показать видеосюжет о кошках.

Не стоит затягивать данную работу, так как способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита. Необходимо провести исследование так, чтобы создалось ощущение работы "на одном дыхании".

Полученную информацию необходимо проанализировать и обобщить. Дети должны рассказать, что нового они узнали в ходе исследования. Такая работа хорошо развивает мышление и творческие способности детей. Если в начальной школе не научить ребёнка смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем.

Информация обобщена, необходимо начать подготовку сообщения. Первый доклад обычно не бывает долгим, но со временем доклады становятся более глубокими и содержательными. После выступления надо обязательно устроить обсуждение доклада. Дать возможность слушателям задать вопросы, не забыть похвалить докладчика и детей, которые задавали умные вопросы.

В плане исследования могут быть такие пункты, ценные в любой исследовательской работе "Наблюдение" и "Эксперимент". По проблеме исследования жизни кошки дети могут провести наблюдения, так как у некоторых они есть дома. Даётся готовый план, по которому дети будут вести наблюдение и эксперименты со своим питомцем в определённый промежуток времени и делать выводы. Приблизительный план наблюдения:

1. Какой породы ваша кошка?

2. К каким климатическим условиям привыкли кошки данной породы?

3. Как природа приспособила кошку к климатическим условиям на Родине.

4. В каких условиях живёт ваша кошка дома?

5. Чем любит питаться?

6. Чем кормите вы кошку?

7. Как кошка ведёт себя после съеденной любимой пищи и после обычной?

8. Что особенного в поведении вашей кошки? И т.д.

Участники эксперимента из числа "добровольцев" и желающие дети, у кого есть кошки, 2-3 дня наблюдают и проводят эксперименты, записывают наблюдения в блокнот и готовятся доложить в классе.

Самостоятельные исследования.

После того, как был показан образец проведения исследования, можно давать задания для самостоятельного исследования. Для этого детям понадобятся карточки, которые использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств им понадобится "Папка исследователя". Папка - это лист картона с кармашками, куда будут вкладываться методы исследования. Выбрав тему, каждый ученик получает папку и начинает действовать самостоятельно. Задача - собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Докладчик должен донести одноклассникам информацию, которую получил в ходе исследования. И не важно, что доклады очень простые, а важно, что у детей формируются качества творческой личности. Работу по исследованию можно организовать не только индивидуальную, но и парную, групповую. На таких занятиях учителя получают дополнительные воспитательные возможности.

Весь четвёртый год обучения дети уверенно ведут поисковую работу по сбору информации на различных предметах: окружающем мире, литературном чтении, изобразительном искусстве, технологии. Подготовленные сообщения используются на уроке, как при сообщении нового материала, так и для углубления имеющихся знаний.

Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Мы проанализировали этап диагностирования исследовательских умений в работах разных учителей.

Диагностика во всех работах проходила в 2 этапа. Первый- определение начального уровня исследовательских умений. Второй диагностирование умений после формирующего эксперимента. Нам важны не результаты, а методы диагностики, поэтому в нашей работе мы заострим свое внимание именно на методах.

В эксперименте на базе МОУ СОШ №31 города Ишима приняли участие учащиеся 4 класса.

Учителями было выявлено пять групп исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умениядетей младшего школьного возраста они определяют как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценивали сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов они с помощью выявленных, на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критериев:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнямисформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в их работе:

1. Исходный уровень они определяют как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:

Педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;

Анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

Опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных опросников для педагогов и заданий для учащихся.

Методика контрольного диагностирования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников..

В результате нашего анализа работы педагогов ГБОУ СОШ №1155 г.Москва, нами было выявлено, что уровни развития исследовательских умений и критерии в обоих работах были взяты одинаковые, на основе исследовательской деятельности О.А. Ивашовой.

Отличие составляют методы диагностики исследовательских умений. В ГБОУ СОШ №1155 учащиеся оценивались по критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов – не умеет, 1 балл – нуждается в помощи учителя, 2 балла – может выполнить самостоятельно.

Также ими были определены уровни развития исследовательских навыков:

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-14 – высокий уровень.

Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированости исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата.