Проблема психологии общения. Проблема и стили общения в современной психологии

При рассмотрении деятельности было показано, что в ее организации и развитии важная роль принадлежит общению, особенно когда речь идет о совместной деятельности. В этой связи возникает необходимость специально рассмотреть общение как категорию (или во всяком случае как понятие, по уровню обобщенности близкое к категории). Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Соответствующая ей проблема (точнее, класс проблем) занимает в общей проблематике психологии весьма существенное место.

По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Проблема общения не нова для психологической науки. На ее значение для изучения моральных чувств обращал внимание еще И. М. Сеченов. Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В. М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Несмотря на ряд спорных положений, методологическую слабость этой концепции, она все же представляет собой первую серьезную попытку систематического экспериментального исследования психических процессов (а также поведения индивидов в целом) в условиях общения. Не обсуждая сильных и слабых сторон коллективной рефлексологии, отметим, что Бехтерев разработал принцип сравнительного изучения познавательных процессов в условиях изолированной деятельности индивида и в условиях его взаимодействия (общения) с другими людьми . Этот принцип был реализован в целой системе экспериментальных методик, в частности в парном эксперименте, который, по мнению Г. Паска, является «парадигмой русской психологии» . Исследования общения были продолжены А. Ф. Лазурским. В. Н. Мясищев, создавший на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения .

Большая роль отводится общению в концепции высших психических функций Л. С. Выготского . Обсуждая вопрос об объекте исследования и предмете психологии, Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал оощение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида.

Проблема общения интенсивно разрабатывалась в 20-30-е годы. Затем интерес к ней снизился Однако в последнее время она вновь стала привлекать внимание Сейчас эта проблема превращается в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики.


Значение общения

Общение для человека - среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может суще­ствовать. Общение помогает организовать совмест­ную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позво­лила человеку достичь высокой цивилизации, про­рваться в космос, опуститься на дно океана, проник­нуть в недра земли. Без общения невозможно фор­мирование личности человека, его воспитание, обра­зование, развитие интеллекта.

Несколько лет тому назад в одной из молодеж­ных газет появилась статья с заглавием «Поговори со мной». В этом призыве слышится такое оди­ночество, такое желание кому-то рассказать о са­мом сокровенном, наболевшем, встретить сочув­ствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопережива­нии, в общении!

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:

Слово - тончайшее прикосновение к сер­дцу; оно может стать и нежным, благоухан­ным цветком, и живой водой, возвращаю­щей веру в добро, и острым ножом, ковыр­нувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доб­рое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотво­рить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепе­нение силы души.

Проблема психологии общения. Как было показано выше, жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.

Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие. Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. Существуют различные теории общения. Множество теорий обуславливаются многообразием человеческого общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения.

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или правительственном чиновнике.

В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях. Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому - пассивного исполнителя, и - диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников.

Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много - беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом.

Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Так для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов. Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику подобных ситуаций.

К ним добавляются множество других: интонации и пазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д. В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы - вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью, то есть, как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы - настоящее искусство.

Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства. Важнейшая невербальная составляющая процесса общения - умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все - глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.

Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д. В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, - длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа интимно-личностное общение. Дадим более подробно понятие делового общения.

Деловое общение - это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности.

Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления10. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей.

Прежде всего, для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция - поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником.

Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

В ситуации групповой дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию, когда же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться.

Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники. Таким образом, общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы личности, общения в российской психологии

С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать.. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Министерство образования Московской области

Федеральное агентство по Образованию

Московский государственный Гуманитарный университет

Им. М.А. Шолохова

Кафедра педагогики, психологии и логопедии

Курсовая работа

По дисциплине

“Психодиагностика”

“Проблема общения в психологии”

Егорьевск

Введение.............................................................................................. 3

1. Общение, как научный феномен..................................................... 5

1.1 Структура, функции и основные понятия общения.................... 5

1.2 Общение, как психологическая проблема................................... 8

2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения............. 15

2.1 Проблема психологического влияния.......................................... 15

2.2 Проблема барьеров общения и её изучение................................ 21

Заключение.......................................................................................... 26

Список литературы............................................................................. 27

Введение

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общений увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

1. Общение, как научный феномен.

1.1 Структура, функции и основные понятия общения.

Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

В последние десятилетия минувшего столетия, заключительно­го века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логичес­ким центром” психологической науки. Исследование этой пробле­мы открыло возможности более глубокого анализа психологичес­ких закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обус­ловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его соци­ализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и пре­кращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в об­щении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испы­тывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого усло­вия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека но­сят индивидуальный характер и определяются как личностными осо­бенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности раз­вития выступают специальным предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Общаясь, человек развивается, получает ценный опыт и знания, усваивает нормы морали. Потому неудивительно, что проблема общения в психологии изучается давно, собственно, с момента основания науки. Можно даже с уверенностью сказать, что психология общения и коммуникации – одна из наиболее активно изучаемых на данный момент.

Что же такое «общение»?

Это понятие попало в зону интереса многих исследователей, поэтому и трактовок существует довольно много. Одна из них утверждает, что общение – это процесс налаживания контактов между людьми и группами, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Он включает в себя восприятие других людей, а также выработку определенной стратегии взаимодействия. Что ж, спорит с этим сложно: любая совместная человеческая деятельность, от детской игры, до международного проекта, невозможна без общения сторон, координации действий и принятия общих решений.

Общение и коммуникация

Основное содержание общения как процесса – передача информации (коммуникация), восприятие друг друга и познание, взаимодействие. Особое внимание исследователей привлекает как раз коммуникативный аспект. Довольно часто два термина «общение» и «коммуникация» используют в качестве синонимов, хотя первое понятие шире и включает в себя еще регулятивную и перцептивную функции.

Удовлетворенность общением является достаточно веским социально-психологическим показателем духовного благополучия, именно поэтому проблема общения в психологии так актуальна. Вступая во взаимодействие с людьми, человек, сознательно или нет, стремится реализовать свою потребность в признании, которая связана с самооценкой и относится к высшим потребностям. Самоуважение, без сомнения, тоже формируется в общении, под влиянием окружения.

Качество коммуникации и общения

Современная психология общения и коммуникации предлагает не только различные теории, но и массу практических методов. С их помощью можно овладеть навыками, повышающими качество общения. Как же определить это самое качество? Ключевых позиций несколько:

  • уровень общения – поверхностный, формальный или глубокий, доверительный;
  • степень удовлетворения потребностей человека (в признании, необходимой информации и прочих.);
  • возможность саморазвития личности в ходе общения.

Неумение общаться приводит к тому, что многие наши современники невольно оказываются в коммуникативном вакууме, обрекая себя на одиночество среди людей, закрывая путь к любви, дружбе, успеху. Только осознав проблему, можно найти пути ее решения. Их немало. Сейчас довольно много психологической литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, становятся все популярнее тренинги коммуникативных навыков. Все это позволяет не просто научиться эффективному общению, но и улучшить качество собственной жизни, привнести в нее новые краски, эмоции и впечатления.

Б. Ф. Ломов

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 108-117

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.

По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии <...>

Можно, по-видимому, говорить о возрастающем значении этой проблемы как о некоторой общей тенденции развития всей системы психологических наук (во всяком случае тех ее областей, основ­ным объектом исследования в которых является человек). Конеч­но, разные психологические дисциплины исследуют ее в разных аспектах.

Но проблема общения имеет значение для развития не только специальных психологических дисциплин, но и общей психологии...

Дальнейшее развитие общей психологии требует рассмотрения многих ее проблем в связи с исследованием общения. Без такого исследования вряд ли можно раскрыть законы и механизмы пре­вращения одних форм и уровней психического отражения в дру­гие, понять соотношение осознаваемого и неосознаваемого в пси­хике человека, выявить специфику человеческих эмоций, раскрыть законы развития личности и т. д.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психо­логического исследования. Оно изучается многими общественными науками. Поэтому возникает задача выявления того аспекта этой категории (точнее, отражаемой в ней реальности), который явля­ется специфически психологическим <...>

В процессе общения, этой специфической формы взаимодей­ствия человека с другими людьми (еще раз подчеркнем, что речь идет об индивидуальном уровне бытия), осуществляется взаимный

обмен деятельностями, их способами и результатами, представле­ниями, идеями, установками, интересами, чувствами и т. д.

Общение выступает как самостоятельная и специфическая фор­ма активности субъекта. Ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми.

Сфера, способы и динамика общения определяются социальны­ми функциями вступающих в него людей, их положением в систе­ме общественных (прежде всего производственных) отношений, принадлежностью к той или иной общности; они регулируются факторами, связанными с производством, обменом и потреблени­ем, с отношением к собственности, а также сложившимися в об­ществе писаными и неписаными правилами, нравственными и правовыми нормами, социальными институтами, службами и т. д. <...>

Для общей психологии первостепенное значение имеет изуче­ние роли общения в формировании и развитии различных форм и уровней психического отражения, в психическом развитии инди­вида, в формировании индивидуального сознания, психологическо­го склада личности, особенно анализ того, как индивид(ы) овла­девает исторически сложившимися средствами и способами об­щения и какое влияние оно оказывает на психические процессы, состояния и свойства.

Представляя собой существенную сторону реальной жизнедея­тельности субъекта, общение выступает поэтому и в роли важ­нейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития. Но эта детерминанта не есть нечто внеш­нее по отношению к психическому. Общение и психика внутренне связаны. В актах общения осуществляется как бы презентация «внутреннего мира» субъекта другим субъектам и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого «внутреннего мира».

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Под­черкнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздей­ствии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исклю­чается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Непосредственное живое общение предполагает, пользуясь сло­вами К. С. Станиславского, «встречный ток». В каждом его акте действия общающихся людей объединены в нечто целое, облада­ющее некоторыми новыми (по сравнению с действиями каждого отдельного участника) качествами. «Единицами» общения яв­ляются своего рода циклы, в которых выражаются взаимоотноше­ния позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, весь­ма своеобразно переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации. Так, «единицей» диалога, по мне­нию М. М. Бахтина, является «двухголосное слово». В диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных го-

При этом важно подчеркнуть, что неверно понимать общение как процесс, в котором происходит своего рода осреднение (уни­фикация) вступающих в него личностей. Напротив, оно детерми­нирует каждого из его участников по-разному и поэтому является важным условием проявления и развития интериндивидуальных различий, развития каждого как личности в ее индивидуальном своеобразии.

Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения «субъект - объект(ы)». В анали­зе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопережи­вание и т. п. <...>

Важнейшим понятием, используемым при описании индивиду­альной деятельности, является мотив (или вектор «мотив - цель»). Когда мы рассматриваем даже самый простейший, но конкрет­ный, реальный вариант общения, например, между двумя инди­видами, неизбежно обнаруживается, что каждый из них, вступая ь общение, имеет свой мотив. Как правило, мотивы общающихся людей не совпадают, точно так же могут не совпадать и их цели. Чей же мотив следует принимать в качестве общения? При этом надо иметь в виду, что в процессе общения мотивы и цели его участников могут как сблизиться, так и стать менее похожими. Мотивационная сфера общения вряд ли может быть понята без исследования взаимного влияния участников общения друг на друга. По-видимому, в анализе мотивации общения нужен не­сколько иной подход, чем тот, который принят в изучении инди­видуальной деятельности Здесь должен быть учтен некоторый дополнительный (по сравнению с анализом индивидуальной дея­тельности) момент - взаимоотношения мотивов общающихся ин­дивидов.

Не меньшие трудности возникают также при определении субъ­екта и объекта коммуникативной деятельности. Можно, конечно, сказать, что в простейшем варианте объектом деятельности одного из участников общения является другой человек. Однако нужно определить, кто именно рассматривается как субъект общения, а кто-как объект и на основании каких критериев производится такое разделение.

Можно найти выход в том, чтобы исследовать поочередно сна­чала одного как субъект, а другого как объект, а затем - наобо­рот.

Однако в действительности общение выступает не как система перемежающихся действий каждого из его участников, а как их взаимодействие. «Разрезать» его, отделив деятельность одного участника от деятельности другого, - значит отойти от анализа

взаимного общения. Общение - это не сложение, не накладыва­ние одна на другую параллельно развивающихся («симметрич­ных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, всту­пающих в него как партнеры <...>

Подчеркивая качественные различия между общением и дея­тельностью, нужно вместе с тем отметить, что эти категории не­разрывно связаны...

Общение - это одна из сторон образа жизни человека, не ме­нее существенная, чем деятельность.

Когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает (т. е. его дея­тельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому н как он относится.

Можно было бы привести немало примеров того, как иногда даже сравнительно кратковременное общение с тем или иным че­ловеком (или группой людей) оказывает на психическое развитие индивида (например, на мотивацию) гораздо большее влияние, чем длительное выполнение им некоторой предметной деятельности. Образ жизни включает также и другие характеристики, в том числе связанные не только с социальными, но также и с биоло­гическими (которые, конечно, социально опосредствованы) усло­виями существования человека. Образ жизни не есть нечто за­стывшее, неизменное. Он развивается, и в процессе этого разви­тия происходит смена его детерминант, а соответственно и систе­мообразующих характеристик.

Отстаивая право категории общения на относительную само­стоятельность (подчеркнем; относительную), мы вовсе не хотим противопоставлять ее какой-либо другой базовой для психологии категории, например категории деятельности. Каждая из них имеет в психологии свой конструктивный смысл...

Конечно, неверно было бы представлять общение и деятель­ность как некоторые независимые и параллельно развивающиеся стороны процесса жизни. Напротив, эти две стороны неразрывно связаны в этом процессе, хотя образ жизни характеризуется ими и но-разиому. Более того, между этими сторонами существует масса переходов и превращений одной в другую. В некоторых ви­дах деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятель­ность строится по законам общения (например, деятельность пе­дагога, лектора). В других случаях те или иные действия (в том числе и предметно-практические) используются в качестве средств и способов общения, и здесь общение строится по законам дея­тельности (например, демонстрационное поведение, театральное представление). В самой деятельности (профессиональной, люби­тельской и др.) огромный «слой» времени, затрачиваемый на ее психологическую подготовку, составляет общение, которое не есть деятельность в строгом смысле слова, а именно общение, так или иначе связанное с производственными (и иными) отношения-Ми, по поводу них, в связи с ними. Здесь переплетаются деловые,

личные, межличностные и другие отношения людей. Общение мо­жет выступить в роли предпосылки, условия, внешнего или внут­реннего фактора деятельности, и наоборот. Взаимосвязи между ними в каждом конкретном случае могут быть понятны только в контексте системной детерминации развития человека.

Уже самый тот факт, что общение изучается многими науками, позволяет считать, что оно является многоуровневым, многомер­ным, обладающим разнопорядковыми свойствами, т. е. системным процессом. Об этом же говорит и разнообразие характеристик, которые используются при его описании: прямое, косвенное, не­посредственное, опосредствованное, деловое, личное, межличност­ное, резонансное, рапортное и т. д. и т. п. <...>

Категория общения позволяет раскрыть определенную сторо­ну (или аспект) человеческого бытия, а именно взаимодействие между людьми. А это, в свою очередь, дает возможность иссле­довать те качества психических явлений и закономерностей их развития, которые определяются таким взаимодействием.

Оно имеет особенно большое значение для исследования клас­са социально-психологических явлений; подражания, внушения, заражения (и противоположных им процессов), коллективных представлений, психологического климата, общественного настрое­ния и др.

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Общим основанием конкретных процессов общения, которые исследуются психологией, является система развивающихся об­щественных отношений, детерминирующая образ жизни индивида. При этом социальная обусловленность образа жизни индивида раскрывается через анализ общения часто более непосредственно и полно, чем через анализ его деятельности...

Формируясь на основе общественных отношений, выступая как их конкретизация, персонификация, личная форма, общение не является некоторым дубликатом этих отношений, процессом, протекающим параллельно их развитию. Общение включено в это развитие необходимым образом.

Именно в общении индивидов друг с другом и их деятельно-стях повседневно воссоздаются и развиваются общественные от­ношения. Но это не значит, что общение конституирует общест­венные отношения, как полагал, например, Г. Мид. Наоборот, самое общение определяется в конце концов системой обществен­ных отношений, в которую объективно включен индивид.

Психологический анализ образа жизни индивида и его психи­ческого развития требует исследования общения этого индивида с другими людьми. Психологические качества людей - то, что принято называть их субъективным миром, - раскрываются преж­де всего через описание процессов общения между ними: в том, кто с кем, по какому поводу и как общается, обнаруживаются мо­тивы и цели людей, их интересы и склонности, образ мышления,

эмоциональная сфера, их характеры, т. е. психологический склад личностей в целом.

Психология исследует прежде всего непосредственное общение. Именно эта его форма является генетически исходной и наиболее полной; все другие ие могут быть поняты без детального анализа.

Непосредственное общение исследуется психологией как ре­альный процесс взаимодействия конкретных индивидов; при этом они рассматриваются как сходные, подобные существа.

Подобие людей, проявляющееся в общении, относится к раз­личным формам субъективного отражения объективной действи­тельности: к ощущениям, восприятию, памяти, мышлению, к эмо­циональным состояниям и т. д., т. е. по тем качествам, которые квалифицируются как психические. Общение и возможно только, между теми существами, которые обладают этими качествами...

В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого <...>

Специфика общения, в отличие от любых других видов взаимо­действия, как раз и состоит в том, что в нем прежде всего про­являются психические качества людей. О психических явлениях мы судим на основании анализа не только деятельности и ее про­дуктов, но и общения.

Конечно, это не значит, что общение представляет собой неко­торый чисто «духовный контакт», сферу «взаимодействия созна­ний», независимую от практического отношения индивида к окру­жающему миру, как считал, например, Дюркгейм. Оно вплетено в практическую деятельность людей (более широко: в жизнедея­тельность), и только в этих условиях могут реализоваться его функции <...>

Таким образом, нельзя понять развитие сознания индивида, не изучая сферу, формы, средства и способы общения этого инди­вида с другими людьми. Есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, анало­гичным принципом, относящимся к проблеме сознания и обще-1ия, - сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей.

"й Потребность в общении относится к числу основных (базовых) Потребностей человека. Она диктует поведение людей с ие мень­шей властностью, чем, например, так называемые витальные по­требности. Это и естественно, так как общение является необхо­димым условием нормального развития человека как члена об­щества, как личности <...>

& Являясь основанием одной из главных человеческих потребностей, общение вместе с тем определяет развитие многих других потребностей, например эстетической.

L Общение существенно влияет на развитие и всех других потребностей человека. В любой (или почти в любой) из них обнаруживается коммуникативный компонент.

Коммуникативная потребность может детерминировать не

только общение, но и многие другие формы и виды человеческого поведения, в том числе деятельность.

Вместе с тем и общение детерминируется не только этой, но и иными потребностями. Человек вступает в общение с другими людьми часто, а может быть, и в большинстве случаев, не только для того чтобы удовлетворить возникшую коммуникативную, но и многие другие потребности. Более того, удовлетворение любой человеческой потребности так или иначе включает момент об­щения.

Обсуждая проблему общения, мы в основном имеем в виду его исходную форму - непосредственное (лицом к лицу) обще­ние, поскольку именно в этой форме его психологические харак­теристики проявляются наиболее полно. Именно в ней общение выступает как система сопряженных актов.

Основная «образующая» этой формы (в ее развитом виде) --речевое общение. Однако непосредственное общение к этой обра­зующей не сводится. В процессе непосредственного общения ис­пользуются также мимика и пантомимика (жесты указательные, изобразительные и другие, так называемые выразительные дви­жения и т. п.). Весь организм становится как бы средством, «орудием» общения. Отметим, что в онтогенезе этой формы общения развитие мимических и пантомимических средств предшествует развитию речи.

Соотношение вербальных и невербальных средств общения может складываться по-разному. В одних случаях они совпадают и усиливают друг друга; в других они могут не совпадать или даже противоречить друг другу. То, как именно складываются соотношения разных средств общения, определяется правилами и нормами, характерными для данного общества (или общности людей) на данном этапе его развития.

На основе исходной формы непосредственного общения в про­цессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их фор­мировании сыграло возникновение письменности, благодаря кото­рой появилась возможность преодоления «единства места и вре­мени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно, источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосред­ствованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (напри­мер, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

С развитием техники связи сфера общения человека расширяется еще более, обогащаются и его способы; коммуникации действительно становятся массовыми. Вместе с тем как бы вновь восстанавливается значение утраченных средств общения (напри

мер, мимических, пантомимических и паралингвистических в телевидеосвязи).

Вся система непосредственных и опосредствованных форм об­щения, в которые прямо или косвенно включается индивид, ока­зывает воздействие на его психическое развитие. По существу, трудно найти такие психические явления, свойст­венные человеку, которые так или иначе не были включены в.Процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным чело­вечеством. В процессе общения, прямого или косвенного, непосред­ственного или опосредствованного, индивид «присваивает» те ду­ховные богатства, которые созданы другими людьми (или, точнее 4ыло бы сказать, приобщается к ним), и вместе с тем привносит -в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

С точки зрения развития личности (в том числе ее психических свойств) в этом процессе диалектически сочетаются две противо­речивые тенденции: с одной стороны, личность приобщается к жизни общества, усваивает опыт, накопленный человечеством; с другой-происходит ее обособление, формируется ее своеобразие.

Все вышесказанное подводит к вопросу о функциях общения л жизни индивида, на индивидуальном уровне общественного бы­тия человека.

Функции эти многообразны, перечислим лишь некоторые из основных функций общения.

Используя одну из возможных систем оснований, допустимо выделить три класса этих функций: информационно-коммуникатив­ную, регуляционно-коммуникативную и эффективно-коммуникатив­ную. В них специфическим образом проявляются внутренние свя­зи коммуникативной функция психики с когнитивной и регуля­тивной.

Первый класс охватывает все те процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации. Мы подчеркиваем не­разрывность этих двух моментов информационного взаимодейст­вия между людьми: любая передача информации предполагает, что ее кто-то получит. Нужно отметить, что исследование инфор­мационных процессов было вызвано прежде всего потребностями развития техники связи. Именно в этой области сформировалась теория информации, получившая позднее распространение в ряде наук. <.. .>

Другой класс функций общения относится к регуляции поведе­ния. Психическое отражение обеспечивает не только познание.человеком окружающей действительности и самого себя, но и ре­гуляцию его поведения, в том числе деятельности.

В условиях общения регулятивная функция психики проявля­ется специфическим образом. Благодаря общению индивид полу­чает возможность регулировать не только свое собственное пове­дение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны. Во взаимной «подстрой-

ке» реализуется именно регуляционно-коммуникативная функция общения,

В процессе общения индивид может воздействовать на мотив, цель, программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, т. е. на все «составляющие» деятельности своего партнера. В этом процессе осуществляются также взаим­ная стимуляция и взаимная коррекция поведения. Эти воздейст­вия могут быть весьма глубокими, оказать влияние на личность в целом, а их аффекты - сохраняться в течение длительного вре­мени.

В процессах взаимной регуляции используются многообразные средства: не только вербальные, но и невербальные. Более того, в исторически сложившейся системе средств есть такие, специаль­ным назначением которых является взаимная регуляция поведе­ния (особые обороты речи, жесты, стереотипы поведения и др.).

Именно в процессе взаимной регуляции формируются и про­являются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным пси­хологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизации действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения.

С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение. Особенности ее определяются характером функциональных связей между людьми, которые складываются в совместной деятельности, и межличност­ными отношениями.

Взаимная регуляция поведения людей в группе есть сущест­венный фактор превращения ее в совокупного субъекта деятель­ности.

Функции общения, названные выше аффективно-коммуника­тивными, относятся к эмоциональной сфере человека. В процессах общения люди не только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга те или иные регуляционные воздействия. Общение- важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возни­кает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих усло­виях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо известно, что потребность в общении у человека очень часто воз­никает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоцио­нальное состояние.

В процессе общения людей могут изменяться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление, <.. .>

Поскольку общение является многомерным процессом, егс функции можно классифицировать и по другой системе оснований, Можно, например, выделить такие функции, как организация сов-

щестной деятельности; познание людьми друг друга; формирование щ развитие межличностных отношений. <.. .>

: Следующая не менее важная функция общения связана с поз­нанием людьми друг друга, или интерперсональным познанием. Она весьма продуктивно изучается Бодалевым и его школой. г - Наконец, несколько слов о функции формирования и развития межличностных отношений. Это, пожалуй, наиболее важная, но менее всего изученная функция общения. Ее анализ предполагает изучение большого комплекса не только психологических, но и социологических, этических и даже экономических вопросов...

То, как именно будут реализоваться перечисленные функции, в конечном счете зависит от тех отношений, которые складываются между общающимися людьми.

В реальном акте непосредственного общения все перечислен­ные функции выступают в единстве. При этом проявляются они -так или иначе по отношению к каждому участнику общения, но различным образом. Например, акт общения, выступающий для одного как передача информации, для другого может выступать в функции эмоциональной разрядки. Для участников общения неодинаковы также функции организации совместной деятель­ности, интерперсонального восприятия и межличностных отно­шений.

Обе рассмотренные классификации функций общения, конечно, не исключают ни друг друга, ни возможности предложить иные варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерный процесс, характеризующийся высокой динамичностью и полифункциональностью, т. е. изучение общения предполагает применение методов системного анализа.

Ломов Б. Ф. Методологические и тео­ретические проблемы психологии. М., 1984, с. 242-271.