Дрезден после бомбардировки. Бомбардировка дрездена. Вопрос об отнесении к военным преступлениям

О варварской бомбардировке Дрездена известно многим и многое. Но еще больше остается неисследованным или не понятым. Известны даты бомбардировок, но на объекты бомбардировок почему-то никто не обращает внимание. Известны результаты бомбардировок с необъяснимым разбросом в официальных цифрах погибших — от 25 до 135 тысяч (встречается цифра и в 250 и в 500 тысяч), однако даже педантичные немцы не смогли объяснить такую странную арифметику. Известно и то, что отдельные здания не восстановлены до сих пор. А вот почему город был целью бомбардировки почему-то не принято говорить. Не то чтобы тайна, все документы давно опубликованы в прессе, но неудобно как-то получилось. Вроде бы и не фашисты, вроде бы и просвещенные европейцы, а стерли с лица земли город с мирным населением, с беженцами и раненными.

Дабы разобраться в этой трагической истории и ответить на поставленные вопросы, кратко вспомним, как происходили эти бомбардировки. Для наглядности сведем данные о бомбардировках в таблицу.

Цель Кто проводил К-во

самолетов

Тоннаж

сброшенных

Ж.д. станции ВВС США 30
Ж.д. станции ВВС США 133
Городские кварталы ВВС Британии 772
Ж.д. станции ВВС США 316
Ж.д. станции ВВС США 211
Ж.д. станции ВВС США 406
Ж.д. станции ВВС США 572
17.04.1945 Промзоны ВВС США 8

Из таблицы следует, что Дрезден привлек внимание союзников лишь в конце 1944 года, когда его первый раз бомбили ВВС США. 7 октября 1944 года 30 «летающих крепостей» — Воеing B-17, не сумевших сбросить бомбы на основную цель, отбомбились по запасной – по Дрездену. Аналогичная ситуация повторилась и 16 января 1945 года, с той лишь разницей, что самолетов было на сотню больше. Оба раза американцы бомбили с большой высоты (6000 м), опасаясь зенитного огня противника. И оба раза малоэффективно, хотя зенитки с города убрали еще в 1943 году, как и светомаскировку.

Бомбардировка в феврале должна была начаться с авианалёта 8-й воздушной армии ВВС США ночью 13 февраля, однако плохие погодные условия над Европой помешали участию американских самолётов. В связи с этим первый удар нанесли самолёты британской авиации. Однако, пилоты Королевских ВВС, участвующие в налете, отмечали прекрасную видимость и безоблачное небо, что позволило им точно выйти на цель. Похоже, что американцы, зная цель, отказались бомбить город, ну а британцы солгали, чтобы на фоне своей кровожадности, «янки» не оказались в белых перчатках. В тоже время, американцы на Западном фронте, в отличие от британцев, не пылали «огнем мести», и соответственно не имели мотивации истреблять мирных немцев. Другое дело японцы — позор Перл-Харбора в куче с японскими лагерями военнопленных – вызывали у «янки» праведную ярость. Да и то у воевавших на Тихоокеанском театре военных действий.

В 22:09 по центральноевропейскому времени самолеты наведения сбросили на стадион Дрездена осветительные бомбы, обозначив исходную точку бомбометания. Обратите внимание, подсвечен был центр города, а не военные предприятия на окраинах, не сортировочные станции железной дороги. Авиаудар ориентировался именно на город, на мирное население. Через пять минут подоспела первая волна из 244 бомбардировщиков, которые проходя эту точку, расходились веером по заранее установленным траекториям и сбрасывая бомбы через определённое время. Через три часа состоялась вторая атака составом из 528 бомбардировщиков по уже горящему городу, работающим пожарным и спасающемуся населению. Потери Королевских ВВС во время этих двух рейдов на Дрезден составили 6 самолётов, кроме того, два самолёта потерпели крушение во Франции и один в Англии, что подтверждает практически отсутствие немецкого ПВО. В других подобных рейдах союзники теряли от 30 до 70 самолетов.

Как первая, так и вторая волна бомбардировщиков применяли одинаковую тактику: сначала сбрасывались фугасные бомбы, чтобы сорвать крыши с домов и обнажить деревянные конструкции зданий, тем самым повысить эффективность зажигательных бомб, затем сбрасывались зажигательные бомбы, и снова фугасные – для затруднения работы противопожарных служб. В результате этого, образовывался огненный смерч.

14 февраля в 12:17 316 американских бомбардировщиков Boeing B-17 сбросили 782 тонны бомб, в т.ч. почти 300 тонн зажигательных, имея в качестве цели железнодорожные парки. В тот же день часть бомбардировщиков, направлявшихся к Дрездену, но сбившихся с курса, бомбила Прагу. 15 февраля 211 американских бомбардировщиков сбросили 466 тонн фугасных бомб. Есть данные, что спасающиеся от огня мирные жители были атакованы американскими истребителями. Однако их достоверность сомнительная.

Поскольку движение по железной дороге быстро восстанавливалось, американские ВВС провели ещё две бомбардировки. 2 марта 406 бомбардировщиков B-17 сбросили 940 тонн фугасных и 141 тонну зажигательных бомб. 17 апреля 572 бомбардировщика B-17 сбросили 1526 тонн фугасных и 165 тонн зажигательных бомб. В этот же день, они бомбили и промышленные зоны Дрездена силами 8 бомбардировщиков. Очевидно, что этих восьми бомбардировщиков было достаточно для уничтожения военной промышленности города. В ходе налёта на Дрезден, американская авиация безвозвратно потеряла 8 бомбардировщиков B-17 и 4 истребителя P-51.

Вышеприведенное свидетельствует, что целью бомбардировки британской авиации был именно город, ни железнодорожные коммуникации, ни заводы, работающие для военных целей, авианалету не подвергались на протяжении всей войны. Американцы же, шесть раз массово «утюжили» железную дорогу, так и не добившись существенных результатов, и в конце концов, разрушили несколько вспомогательных военных заводов.

Общий тоннаж бомб, сброшенных на Дрезден, был меньше, чем при массированных бомбардировках других больших немецких городов. Однако хорошие для авиации погодные условия, здания с деревянными конструкциями, проходы, соединяющие подвалы смежных домов, а также отсутствие ПВО, способствовали тому, что результаты бомбардировок оказались катастрофическими для города.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 трактиров, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 больниц (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж». Кроме того, сообщалось об уничтожении военных целей: командный пункт во дворце Taschenberg, 19 военных госпиталей и множество менее значительных зданий военных служб. Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб (включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики), 28 — средний ущерб и 35 — небольшой.

В документах американских ВВС говорится: «… было серьёзно повреждено 23 % промышленных зданий и 56 % непромышленных зданий (не считая жилых). Из общего числа жилых зданий 78 тысяч считаются разрушенными, 27,7 тысяч считаются непригодными для жилья, но поддающимися ремонту, 64,5 тысяч — получившими небольшие повреждения и поддающимися ремонту». Налет американцев был оценен так: «в результате налётов по железнодорожной инфраструктуре города был нанесён тяжёлый ущерб, что полностью парализовало коммуникации», «железнодорожные мосты через реку Эльба — жизненно важные для переброски войск — оставались недоступными для движения в течение нескольких недель после налёта».

Почему-то свои «заслуги» американцы явно приукрасили: сортировочные железнодорожные станции были слабо повреждены, один мост через Эльбу сохранился, частично движение через Дрезден было восстановлено уже 15 февраля, а еще через три дня – полностью. Находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. А откуда взялось 27,7 тысяч разрушенных зданий, если немцы отчитываются о 12 тысяч – одному Богу известно.

Масштабы разрушений и количества жертв отображают фотографии и послевоенные свидетельства тех, кто принимал участие в расчистке руин, захоронение жертв бомбардировок. Свидетельства случайно выживших не будем учитывать, ибо они в силу обстоятельств запомнили лишь отдельные фрагменты трагедии.

По словам очевидцев, первая волна бомбардировки вызвала тысячи очагов пожаров, которые разгораясь, соединились в один, громадный. Примерно через 2 — 2,5 часа после бомбардировки городом пронесся огненный шторм. Гигантские массы воздуха всасывались в образовавшуюся воронку и создали искусственный смерч с температурой 600º — 800º по Цельсию. Огонь пожирал кислород на земле и в подвалах, люди задыхались тысячами. Потоки воздуха срывали с людей одежду, кидали их тела в бушующее пламя и на расплавленный асфальт. Сила смерча была настолько велика, что с железнодорожных колей сносило вагоны. А через два дня после пожара обломки мебели, остатки одежды, бумаги находили в 30-40 километрах от города.

Вторая волна бомбардировки вызвала повторный смерч, который соединился с первым. Температура, судя по найденным оплавленным различным металлическим предметам, местами достигала 1500º по Цельсию. Тела людей, практически бесследно испарялись. В огонь бросало людей, с корнем вырванные деревья, автомобили, обломки разрушенных зданий. Поскольку после первого смерча люди уже не могли находится в раскаленных домах и подвалах, второй «накрыл» их в парках, на площадях и на набережной Эльбы, где они спасались от жары. Это, в частности и объясняет, найденные после бомбардировки тысячи обнаженных, как обгорелых, так и задохнувшихся людей. Этот авиаудар, вдвое мощнее прежнего, принес основные человеческие жертвы, несравнимые с предыдущей бомбардировкой, поскольку пришелся по совершенно незащищенным людям.

По дороге домой, штурманы английских бомбардировщиков фиксировали свет отблесков от пламени пожара на расстоянии ста сорока километров. Видели пламя от пожара в Дрездене и на удалении в 200 км от города на советском участке фронта.

Последующие налеты американцев, в уже сгоревшем городе не вызывали ни масштабных пожаров, ни массовых жертв, сопоставимых с британским ударом. Все, что могло сгореть – сгорело, живых людей уже не было.

Спасательные службы смогли приступить к работе только через два дня, когда раскаленные развалины города стали остывать. Их функции сводились лишь к расчистке завалов и захоронению погибших. Погибших было так много, что даже не было возможности их нормально похоронить. Идентифицировать погибших не представлялось возможным: подавляющее большинство тел сильно пострадали от воздействия огня. Останки грузили на машины и вывозили за город, где хоронили в братских могилах, выкопанных при помощи экскаваторов. Однако трупов было слишком много, их не успевали хоронить, они начали разлагаться. Чтобы не допустить эпидемии, в городе складывали гигантские костры, на которых сжигали трупы. На протяжении нескольких недель центр города был закутан черным дымом. Дефицитный в Вермахте бензин, доставлялся по личному распоряжению Геббельса в огромных количествах. В массовом порядке применялись и огнеметы. Груды пепла и не сгоревшие останки при помощи бульдозеров сбрасывали в Эльбу.

«Повсюду лежали трупы. От жара они сморщились примерно до одного метра длиной и сплавились с асфальтом. Мы просто соскребали их лопатой. Воздух был пропитан мерзким запахом разлагающейся и сгоревшей плоти», — вспоминал один из солдат, выделенный для участия в спасательных операциях. Руководители спасательных отрядов, получивших неофициальное название «подразделений смерти», требовали для своих людей «больше противогазов, спиртного и сигарет». Человеческая психика имеет пределы, работать в таких условиях без спирта стало нереально.

Привлекали для расчистки города и военнопленных (в основном англичан и американцев), и уцелевшее на окраинах гражданское население.

Оценки количества погибших отличались в десятки разов – от 18 тысяч до полумиллиона. По официальной версии погибло 25 тысяч. Однако такая цифра вызывают справедливые сомнения. Сами немцы отмечают в своем отчете о 12 тысяч полностью разрушенных зданиях, из которых немногим больше тысячи были нежилые. Даже если принять к расчету, что в каждом жилом здании находилось по 2-3 человека, следует, что погибло более 25 тысячи человек. Фотографии разрушенных зданий демонстрируют нам массивы многоэтажных зданий, а значит, погибших было значительно больше, чем единиц разрушенного жилья.

Известно, что перед войной в Дрездене жило около 650 тысяч человек, но к февралю 1945 года там оказалось много беженцев и несколько десятков госпиталей. По разным оценкам, на момент бомбардировок в городе находилось от 1000 до 1300 тысяч человек. После войны в городе насчитывалось 369 тысяч человек. Таким образом, полученная разница в численности населения между началом и окончанием войны, никак не может объясняться ушедшими на фронт мужчинами. Допустив, что беженцев было не более числа мужчин, ушедших на фронт, а также то, что часть фронтовиков все-таки вернулась домой, реальная цифра погибших будет исчисляется от 300 тысяч. А если беженцев все-таки было больше?

Поскольку бомбардировка Дрездена сразу после ее осуществления, попала в разряд политической акции (об этом будет ниже), в разные годы, разными странами, организациями, политическими деятелями, журналистами и писателями обнародовались различные данные о количестве погибших. В феврале 1945 года ведомство Геббельса оценило потери близкими к 200 тысячам человек. 22 марта 1945 года муниципальными властями города Дрездена был выпущен официальный отчёт, согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, составило около 25 тысяч человек. В 1953 году генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф оценил потери в 60-100 тыс. человек гражданского населения. В 1963 году в книге Дэвида Ирвинга «Разрушение Дрездена» говорилось о 135 тысячах погибших. В 1964 году генерал-лейтенант ВВС США Айра Икер также оценивал число жертв в 135 тысяч погибших. В 2000 году, согласно решению британского суда, погибшими было признано 25 — 30 тысяч человек. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек. В СССР была принята оценка жертв в 135 тысяч человек. В 2005 году Би-би-си приводило число жертв в 130 тысяч человек, в 2007 — 35 тысяч человек. В 2006 году российский историк Борис Соколов отмечал, что число погибших в результате бомбардировки Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года колеблется от 25 тыс. до 250 тыс. человек. В том же году в книге российского журналиста А. Алябьева отмечалось, что количество погибших, согласно разным источникам, составило от 60 до 245 тысяч человек. В 2010 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрездена, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тысяч человек. Другие оценки количества жертв, доходившие до 500 тысяч человек, были названы комиссией преувеличенными или основанными на сомнительных источниках.

Таким образом, политика довлея до сих пор над здравым смыслом, не позволяет прийти к реальной, хотя бы приблизительной цифре жертв бомбардировки. Хотя необходимо еще раз подчеркнуть, что цифра может быть лишь приблизительной. Ибо документы об учете жителей города, беженцев и раненных в госпиталях сгорели во время пожаров. Невозможно установить число жертв и по захороненным или сожженным властями телам погибших, ибо неизвестное количество людей сгорело бесследно, многие навечно были похоронены в завалах, которые после войны были «заглажены» бульдозерами и не вскрывались, тысячи утонули в Эльбе, от тысяч остались лишь обгорелые кости, которые не подсчитывались.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Что же послужило причиной этих бомбардировок? Ведь в военном отношении Дрезден не представлял никакого значения. К военной промышленности города относилось 110 предприятий, в основном мелких. Среди крупных выделялись две табачные фабрики, мыловаренный завод, завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический, жилой центр. Оправдание тем, что Дрезден имел крупную транспортную развязку, не подходит. Зачем же надо было бомбить город, вместо сортировочных станций? Кроме того, для блокирования транспортного узла, необходимы были регулярные удары на его входах и выходах. Мы же видим, по сути, разовую акцию, которая не остановила работу железной дороги.

После массового резонанса в мире, вызванного бомбардировками Дрездена, союзники выдвинули версию, о том, что бомбардировка была выполнением просьбы советского командования, с целью препятствия переброски войск с Западного фронта на Восточный. Однако, после рассекречивания материалов Ялтинской конференции, выяснилось, что речь шла о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига. Дрезден не упоминался.

Даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, не открывал истинный смысл данной военной операции: «… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС». Каких-либо других объяснений союзников на эту тему не было до сегодняшнего дня.

По мнению ряда историков, бомбардировки Дрездена и других германских городов, относящихся к советской зоне влияния, проводились не для оказания помощи Красной армии, а преследовали исключительно политические цели: демонстрация военной мощи для устрашения советского руководства. Однако и такая формулировка лишь частично характеризует цель союзников, точнее была более присуща британцам, нежели американцам. США вряд ли разделяли эту обеспокоенность. Да и то угроза была скорее вымышленной генералитетом, нежели реальной, поскольку СССР ни планов нападать на Британию не имел, ни такой возможности, даже теоретической, что обуславливалось отсутствием флота.

И все же у союзников была общая цель, политическая и экономическая, которую разделяли и Великобритания и США: оставить в зоне оккупации СССР сплошные разрушения. Ведь расходы по восстановлению оккупированной территории должны были лечь на СССР, ослабляя его на долгие годы в будущем. А отомстить за бомбардировку Британии и попугать СССР – были сопутствующими целями, и не превалирующими.

Таким образом, жизни жителей Дрездена и беженцев, стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре, которую они не признают до сих пор.

Реакция в мире на бомбардировки Дрездена была быстрой и осуждающей в первую очередь Лондон. Уже 16 февраля 1945 года немецкие дипломаты распространили фотографии жертв бомбардировок, а чуть позже и фотоальбомы с ужасными иллюстрациями. Не получив убедительных доказательств в необходимости такой бомбардировки Дрездена от Верховного штаба союзных экспедиционных, мировая пресса обвинила союзников в терроре. Поднимался этот вопрос и на заседаниях Палаты общин.

Черчилль, ранее поддержавший проведение бомбардировок, дистанцировался от них. 28 марта в проекте меморандума, отправленного телеграммой генералу Гастингсу Исмэю, он сообщил: «Мне представляется, что наступил момент, когда следует пересмотреть вопрос о бомбардировках немецких городов, проводимых под разными предлогами ради возрастания террора. В противном случае мы получим под свой контроль полностью разорённое государство. Разрушение Дрездена остаётся серьёзным предлогом против проведения бомбардировок союзниками. Я придерживаюсь мнения, что впредь военные цели должны определяться более строго в наших собственных интересах, нежели в интересах противника. Министр иностранных дел сообщил мне об этой проблеме, и я считаю, что необходимо более тщательно сосредоточиться над такими военными целями как нефть и коммуникации непосредственно за зоной боевых действий, нежели над явными актами террора и бессмысленных, хотя и впечатляющих, разрушений».

Существуют различные мнения по поводу того, следует ли относить бомбардировки к военным преступлениям. Естественно, что дискуссии ведутся пока лишь в теоретической плоскости, хотя политики-националисты Германии заявляют, что «простые жители Дрездена ставят знак равенства между бомбёжками немецких городов и уничтожением евреев». Другие, менее радикальные политики, говорят, что вопрос отнесения бомбардировки только Дрездена к военным преступлениям не имеет смысла без рассмотрения вместе с фактами бомбардировок таких городов как Вюрцбург, Хильдесхайм, Падерборн, Пфорцгейм, не имевших никакого военного значения, совершенных по идентичной схеме, и также практически полностью уничтоженных. Бомбардировки этих и многих других городов были совершены после бомбардировки Дрездена. Год от года, вопросы бомбардировок звучат все громче и громче. Кто его знает, может со временем и над организаторами этих бомбардировок будет свой, какой-то посмертно-заочный Нюрнбергский процесс.

По материалам сайтов: http://waralbum.ru; https://ruposters.ru; http://rusvesna.su; http://lurkmore.to; https://ru.wikipedia.org; http://uznai-pravdu.com; http://smi2.mirtesen.ru; https://en.wikipedia.org; http://www.telegraph.co.uk; http://www.history.com; https://www.reddit.com; http://dawn666blacksun.angelfire.com; http://whale.to; http://www.youngmuslimdigest.com.

Множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов. Как говорит известная пословица, посеявший ветер – пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения.

Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания.

Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 – 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Бомбардировка

До Второй мировой войны Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Многие туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь находилось множество объектов, представляющих большое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Здесь не было крупных военных заводов. В Германии ходили слухи, что после войны именно Дрезден может стать новой столицей.

За все время войны союзники бомбили город лишь дважды, не воспринимая его как военную цель. Бомбы падали на город 7 октября 1944 года, когда около 30 «Летающих крепостей» B-17, которые не смогли отбомбиться по основной цели, нанесли удар по Дрездену, бывшему запасной целью полета. А также 16 января 1945 года, когда сортировочную железнодорожную станцию бомбили 133 «Либерейтора».

Трупы на улицах Дрездена


Противовоздушная оборона города была достаточно слабой, сигнал воздушной тревоги подавался всего за несколько минут до начала бомбардировки. Да и бомбить в городе было особо нечего. Здесь располагались 2 крупных табачных фабрики, которые производили значительную часть табачных изделий Германии, мыловаренный завод и ряд пивоварен. Присутствовал завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике и несколько небольших предприятий по выпуску радиоэлектроники для нужд авиапромышленности. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический центр.

Перед войной в Дрездене насчитывалось около 650 000 жителей, к февралю в город прибыло еще, по меньшей мере, 200 000 беженцев, точное их количество невозможно подсчитать. К 1945 году англичане и американцы были уже большими специалистами по уничтожению немецких городов. Ими были разработаны специальные методики, которые повышали эффективность бомбардировок. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши домов, выбить окна, обнажить деревянные конструкции, вслед за этим вторая волна бомбардировщиков сбрасывала на город зажигательные бомбы. После этого на город вновь сбрасывались фугасные бомбы, которые должны были осложнить работу пожарных и спасательных служб.

Около 22 часов вечера 13 февраля жители окраин Дрездена услышали гул приближающихся самолетов. В 22 часа 13 минут на город были сброшены первые бомбы, город бомбила первая волна британских тяжелых бомбардировщиков – 244 «Ланкастера». В считанные минуты весь город был объят пламенем, которое было видно на удалении более чем в 150 км. Основной же удар по городу был нанесен между 1:23 и 1:53 ночи, когда город бомбило 515 британских тяжелых бомбардировщиков. После удара первой волны, ничего не препятствовало распространению пожаров в городе, фугасные бомбы второй волны лишь способствовали расширению зоны, охваченной огнем, и мешали пожарным командам. Всего в ночь с 13 на 14 февраля на город было сброшено около 1 500 тонн фугасных и 1 200 тонн зажигательных бомб. Общее количество зажигательных бомб, сброшенных на город, составило 650 000 штук.

Сложенные для сжигания тела жителей Дрездена


И это был не последний воздушный удар. Утром в воздух взлетело 311 американских бомбардировщиков B-17, которых сопровождали 72 истребителя P-51 «Мустанг», разделенных на 2 группы. Одна из них постоянно прикрывала бомбардировщики, а вторая после бомбового удара, должна была приступить к штурмовке целей по выбору пилотов. Бомбы посыпались на город в 12:12,бомбардировка длилась 11 минут, за это время на город было сброшено еще около 500 тонн фугасных и 300 тонн зажигательных бомб. После этого группа из 37 истребителей «Мустанг» приступила к штурмовке дорог ведущих из города, которые были забиты беженцами и мирными жителями. На следующий день город вновь бомбило 211 американских бомбардировщиков, сбросивших на город 465 тонн фугасных бомб.

Один из летчиков королевских ВВС, участвовавший в налете, вспоминал: «Фантастически яркий свет становился тем ярче, чем ближе мы подходили к цели, на высоте примерно в 6 000 метров, можно было различить детали местности, которые раньше никогда не было видно; впервые за все время проведения операций мне стало жаль жителей, которые находились внизу». Другой участник бомбардировки штурман-бомбардир отмечал: «Когда я посмотрел вниз, я увидел широкую панораму города, который пылал от одного края до другого, видно было густой дым, который относило в сторону. Первой моей реакцией стала мысль о совпадении происходившей внизу бойни с евангелистскими проповедями, которые я слышал перед войной».

В результате бомбардировки Дрездена планировалось создать на его улицах огненный смерч и планы эти осуществились. Данный смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один фантастический костер. Воздух над ним прогревается, плотность его снижается, и он поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов.


Историк из Англии Дэвид Ирвинг так описал огненный смерч, который возник в Дрездене. Образовавший в результате бомбардировки огненный смерч, исходя из обследований, поглотил более 75% всей территории разрушений в городе. Сила его позволяла выдирать гигантские деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. Своего пика смерч достиг в трехчасовом промежутке между авианалетами, в том момент, когда укрывшиеся в подвалах и убежищах жители города, пытались бежать на его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием.

Железнодорожник, который укрывался недалеко от Почтовой площади, видел, как женщину с детской коляской протащило по улице и швырнуло в пламя. Другие жители города, которые пытались спастись бегством вдоль железнодорожной насыпи, которую не завалили обломки, видели, как железнодорожные вагоны на открытых участках путей простой сдувало бурей.

Согласно отчету дрезденской полиции, который был составлен после налетов, в городе сгорело 12 тыс. зданий. Было уничтожено 3 театра, 5 консульств, 11 церквей, 60 часовен, 19 госпиталей и 19 почтамтов, 50 культурно-исторических зданий, 24 банка, 26 страховых компаний, 26 публичных домов, 31 гостиница, 31 торговая лавка, 39 школ, 63 административных зданий, 256 торговых залов, 640 складов, 6470 магазинов. Помимо этого огонь уничтожил зоосад, водопроводную станцию, железнодорожное депо, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж на Эльбе.


Для чего это было нужно

Формально у союзников были основания для бомбардировки города. США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло. Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое.

Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции: Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

В феврале 1945 года Германия уже находилась на пороге катастрофы, отсрочить которую ничто не могло. Задача разгрома Германии была полностью решена, западные союзники СССР смотрели в будущее, озабоченные своими послевоенными отношениями с Москвой.


Перед Второй мировой войной СССР, по современной терминологии, все еще считался страной изгоем. СССР не пригласили в Мюнхен, где решалась судьба Чехословакии и, как оказалось потом, всей Европы. Не приглашали на Лондонскую и Вашингтонскую конференции. В то время Италия признавалась великой державой, а СССР – нет. Однако к 1945 году в мощи Советского Союза уже мало кто сомневался. И хотя СССР не обладал сильным морским флотом и не имел стратегической авиации, в наступательных способностях его танковых армий не сомневался никто. Им вполне по силам было выйти к Ла-Маншу, и остановить их вряд ли бы кто-то смог.

Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 км. от города на советском участке фронта. В городе было уничтожено более половины жилых зданий, множество памятников архитектуры, при этом крупные сортировочные станции серьезных повреждений не получили, один из железнодорожных мостов через Эльбу оказался нетронутым, находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. Великобритании и США необходимо было показать свою мощь, произвести на Сталина впечатление, именно поэтому для демонстрации был выбран практически не пострадавший от бомбардировок город. Жизни его жителей стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре.

Дрезден. Хроника трагедии (Алексей Денисов)

Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

По теме: К 70-летию бомбардировки Дрездена

Зачем бомбили Дрезден?
Преступление или необходимость?

В ночь на 14 февраля 1945 года на один из красивейших городов Европы, немецкий Дрезден, был совершён авианалёт, практически стёрший с лица земли половину города. Города, воспеваемого немецкими поэтами, когда-то носившего звание «Флоренции на Эльбе».

~~~~~~~~~~~



Прежде чем попытаться установить значение этой воздушной атаки в масштабах истории, необходимо несколько разобраться в политической обстановке начала 1945 года. Как известно, этот год ознаменован окончанием Второй мировой войны. Несмотря на то, что окончательная капитуляция Германии произошла только в мае, в начале 1945 года развязка крупнейшего военного конфликта уже становилась очевидной. После открытия летом 1944 года нормандского второго фронта войсками союзников (Великобритания + США + другие) немецкие войска лишились всяческих шансов на победу. Открытым только оставался вопрос, когда наступит окончательная капитуляция Германии.
Позиция Германии

Во время боевых действий Дрезден не считался ценным с военной точки зрения городом. К началу Второй мировой войны население Дрездена насчитывало 642 тысячи человек. К 1945 году к этой цифре добавилось более 200 тысяч беженцев и солдат. Существенных индустриальных предприятий на территории Дрездена не располагалось, за исключением крупнейшего оптического завода Германии Zeiss Ikon A.G и пары заводов военного назначения (авиационный завод и завод производства химического оружия). Однако относительно таких мощнейших индустриальных мегаполисов Германии, как Кёльн и Гамбург, крупного значения для экономики Третьего рейха город не имел.


Гораздо большую ценность Дрезден представлял собой как культурный центр Германии. Богатая в архитектурном плане столица Саксонии наполнена зданиями, выполненными в стиле барокко и несущими в себе толику немецкой истории. Дворцовый ансамбль Цвингер и здание оперы Заммера являются яркими примерами роскошного зодчества XVII и XVIII веков. К сожалению, эти и другие столь же ценные достопримечательности (дрезденский дворец-резиденция, Фрауэнкирхе и т.д.), находившиеся в центре города, были практически разрушены ковровой бомбардировкой войск союзников. «Флоренция на Эльбе» пылала, охваченная огненным смерчем, который засасывал в себя людей и был различим на расстоянии 200 миль.


Дворцовый ансамбль Цвингер


О жестокости этого налёта авиация союзников позаботилась отдельно. Бомбардировка проводилась по чёткому алгоритму, выработанному британскими воздушными силами на протяжении всей войны. Первая волна самолётов несла фугасные бомбы, которые применялись для разрушения зданий, выколачивания окон и уничтожения крыш. Вторая волна несла губительные для беззащитного населения зажигательные бомбы. Конечно, существовали бомбоубежища, однако укрыться там от смертоносной атаки удалось немногим. Огненный смерч сжигал кислород в помещениях, и многие люди просто задыхались в своих ловушках. Те же, кто пытался скрыться в городских колодцах, попросту сварились заживо. Третья волна снова наносила фугасный удар, чтобы пожарные расчёты не могли подобраться к очагам и справиться с пожарищем. Город превратился в настоящий ад, в котором люди сгорали за секунды до золы в пламени температурой 1500°.
Трагично, но именно статус города-музея во многом и стал причиной катастрофы для его жителей. Военное командование немецкой державы приняло решение оставить город практически беззащитным, перекинув большинство средств ПВО на защиту стратегически важных топливных заводов. Таким образом, войска союзников не встретили существенного сопротивления ночью 14 февраля. Есть сведения, что американские истребители преследовали мирных жителей, пытавшихся спасти свои жизни. Также говорится о том, что британцы применяли напалм, который в наши дни внесён в список запрещённых средств вооружения из-за смертоносной способности поддерживать пламя длительное время.
Итогового числа жертв до сих пор не установлено. Современная официальная оценка близится к цифре 25 000 жертв с учётом найденных тел и людей, сгоревших дотла в огненном торнадо. Однако не все согласны с этими данными. Мастер фашистской пропаганды Йозеф Геббельс в целях преумножения масштабов катастрофы привёл свою цифру 250 000 смертей. С тех пор споры на эту тему не заканчиваются по сей день, и количество погибших в разных источниках варьируется в диапазоне от 25 000 до полумиллиона. Примечательно, что одним из выживших в ту ночь является американский писатель Курт Воннегут, написавший по мотивам этого события свою наиболее знаменитую книгу «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей».

— Многие считают, что уничтожение Дрездена — это минимальная месть за людей, погибших в концлагерях. Возможно. Но к смертной казни были приговорены абсолютно все, кто находился на тот момент в городе — дети, старики, животные, нацисты, я и мой друг Бернард.
К. Воннегут , американский писатель



Точка зрения союзников

К февралю 1945 года умы союзников занимала уже не столько скорейшая победа над Гитлером, сколько пассивное соперничество с СССР. Своей задачей они видели сдерживание советской машины, в которой лидеры Великобритании и США видели своего потенциального соперника в послевоенном мире. Уничтожение половины мирного города казалось превосходной демонстрацией всему остальному миру того факта, что Великобритания и США ни перед чем не остановятся ради достижения своих целей.


Чем же были мотивированы действия союзников? Для начала стоит заметить, что, несмотря на отсутствие существенной промышленной мощи, Дрезден являлся важнейшим транспортным узлом, в котором сходились 3 железнодорожные ветки. Уничтожение такого транспортного пункта должно было существенно сковать остатки немецкой армии, лишив их возможности скорой переброски подкреплений с одного фронта на другой. С подобной просьбой СССР обратился к союзникам на Ялтинской конференции незадолго до авианалёта на Дрезден. Но стоит заметить, что советская сторона упоминала только о бомбардировке Берлина и Лейпцига.

— Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера.
А. Харрис , командующий стратегической авиацией Великобритании


Возможно, разъярённые бомбардировками английских городов в первые годы Второй мировой войны британцы хотели до конца расквитаться с фашистами. По причине своего островного расположения с самого начала боевых действий Великобритания подвергалась массированным бомбардировкам, и это стал для них час расплаты.
С другой стороны, в пользу союзников говорят цифры. Например, на Мюнхен, превышающий по населению Дрезден на 200 000 человек, было сброшено в 4 раза больше бомб за время войны. В том же Гамбурге, подвергшемся не менее чудовищной бомбардировке, во время налёта было убито около 42 000 жителей при населении 1 700 000 человек. Таким образом, решительно нельзя утверждать, что масштабы воздушной атаки были настолько огромными. Свою роль в таком представлении сыграли фашистская пропаганда и уничтожение многих всемирно известных памятников культуры. Важной деталью, которая оправдывает британских пилотов (но ни в коем случае не руководство ВВС), является тот факт, что перед вылетом лётчики получили сверху инструктаж, в котором утверждалось, что их целью является штаб германской армии, а сам Дрезден представляет собой чуть ли не крупнейший индустриальный город Германии. Спустя годы все эти лётчики, за исключением главнокомандующего Артура Харриса, раскаялись в своих действиях, и английская сторона приложила свою руку к возрождению «Флоренции на Эльбе».
Спустя 70 лет

Бомбардировка Дрездена, потрясшая Германию 14 февраля 1945 года, не забыта до сих пор. Общими силами Дрезден был отстроен заново, а разрушенные памятники старины были восстановлены. Можно ли говорить о том, что Дрезден возродился окончательно? Безусловно, нет. Если разбить вазу на мелкие осколки, а затем склеить, она всё равно не будет прежней. В наши дни раздаётся множество голосов, выступающих за объявление бомбардировки Дрездена военным преступлением. Возможно, это действительно так, единственное, чего хотелось бы, чтобы смерть 25 000 мирных жителей не использовалась в качестве игрушки в руках современных политических сил. Спустя 70 лет мы не можем вернуть к жизни неповинных людей, не можем воссоздать произведения искусства, сгоревшие в Дрезденской галерее, не можем окончательно вернуть городу его прежний вид. Мы можем только сохранить в памяти этот урок и приложить все силы для сохранения мирного неба над нашими городами.


А что Дрезден??? Ну вот что все носятся именно с Дрезденом???
Союзники бомбили ВСЁ подряд все города
Гамбург - 37 554 человека, погибли в результате той грандиозной операции союзников в конце июля - начале августа 1943 г. Из каждой тысячи человек населения тогда погибло в среднем 22,1 человека. 25 965 человек, или почти 70 % погибших, проживали в расположенном в центре города районе Grossbezirk Mitte. Соотношение жертв в этом районе составило 59,6 человека на тысячу его жителей. В районе Grossbezirk Mitte число погибших женщин было на 45 % выше количества жертв среди мужчин. А число людей, погибших в жилых зданиях Grossbezirk Mitte, оказалось еще выше, по сравнению со средними данными по центральным районам. Потери здесь составили 18 500 человек, то есть более половины из официально зарегистрированного общего числа погибших.
Так, например, в районе Хаммербрук средние потери составили 361,5 человека на тысячу, то есть каждый третий нашел свою смерть в пламени пожаров. В двух других районах эти данные составляют соответственно 267,2 и 160 человек на каждую тысячу жителей.
Число погибших в результате бомбежек союзников в Гамбурге превышает количество погибших в целой земле Бавария. Но даже эта цифра 37 554 не отражает точное число жертв. После проведенных в течение ряда лет исследований стало ясным, что сюда следует добавить еще как минимум 17 372 человека.

То, что произошло во время широкомасштабных воздушных ударов с применением огромного количества зажигательных бомб, было за пределами всей предыдущей практики городских служб и населения.
Пока пожарные и представители гражданской обороны пытались бороться с первыми пожарами и откапывать первые жертвы из-под развалин, имея все шансы спасти людей, на плотно застроенные жилые кварталы восточной части города обрушился второй мощный удар. Возникли очаги многочисленных пожаров, которые вскоре разрослись в огненное море, затопившее целые кварталы, уничтожавшее все и всех на своем пути.
Третья и четвертая волна бомбардировщиков завершила разрушительную работу. Огонь обрушился на те районы города, которые пощадили прежние бомбардировки. Одновременно бомбежкам подверглись два соседних небольших городка Эльмсхорн и Ведель, куда стекался поток беженцев из Гамбурга. Эти операции, осуществленные Королевскими ВВС под покровом ночи, явно были рейдами террора. В дневное время бомбардировщики ВВС США атаковали военные и промышленные объекты в районе доков, в первую очередь верфи, где строились боевые корабли и подводные лодки. Американцы применяли в основном фугасные бомбы.
Смелые попытки бороться с огнем в самом городе, которые на первых этапах бомбардировок предпринимали бригады пожарных с помощью сил гражданской обороны и населения, вскоре были пресечены новыми и новыми потоками зажигательных бомб, падавших на крыши, а затем с крыш. Повсюду сразу же возникли новые пожары. Наконец, из-за острой нехватки воды, работы по тушению огня были полностью парализованы. Некоторое представление об интенсивности воздушных налетов может дать тот факт, что на один из участков размером примерно 75 на 45 метров было сброшено 65 зажигательных бомб, четыре емкости с фосфором и одна фугасная бомба. На один из средних заводов англичане сбросили 155 зажигательных бомб. Эти цифры отражают не только степень той катастрофы, что пришлось пережить городу. Они дают примерное соотношение между весом сброшенных на Гамбург зажигательных и фугасных бомб.
Городская система водоснабжения получила 847 прямых попаданий фугасными бомбами, и очень скоро водопровод был уже не в состоянии обеспечить даже насущные нужды населения. Это значительно затрудняло работу городских пожарных команд. Пожарные получали столько вызовов, что были просто не в состоянии с ними справиться. Городские власти рассчитывали на получение помощи извне, но что можно было поделать, когда пожары одновременно охватили 16 тысяч зданий, а городские кварталы раскалились до ужасающих температур (более 800 градусов по Цельсию), когда пламенем были охвачены не отдельные дома, а целые районы? Жар приводил к тому, что пламя охватывало все новые и новые здания, и это происходило настолько быстро, что сотни пытавшихся спастись мужчин, женщин и детей сгорали заживо прямо на улицах и площадях.
Во многих местах горевшие руины источали такой жар, что даже после того, как удавалось сбить само пламя, проходило несколько дней, прежде чем можно было просто пытаться попасть на эти улицы. В районах возгорания только через 30 часов после окончания налетов можно было разглядеть хоть что-то при естественном освещении. До этого плотные облака черного дыма, смешанного с пылью, полностью заслоняли даже безоблачное небо.

Точно так же Хиросима и Нагасаки - это хорошо, но был Токио, где ами точно также фугасками и зажигалками работали по хижинам япов из бумаги и дерева, и где потери были больше чем в Х и Н.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - бомбёжки Мурманска и Сталинграда - где сожаление и переживания по убитым гражданским???
Немцам просто прилетела ответка - и да, Герника, задуманная Шпеерле была первой - так что "аз воздам"

Бомбардировка Дрездена является наверное самой страшной картиной бомбардировок союзными бомардировщиками немецких городов.

Но как показывают факты на самом деле именно этот случай почему-то сильно делают основным.

Офицальная хронология событий

16 января 1945 г. объединенный комитет английской и американской разведок (JIC) прогнозировал, что вероятный худший сценарий состоит в том, что советское зимнее наступление и весеннее наступление союзников на западе не приведут к решительному успеху, после чего потребуется координация наступления на западе в августе 1945 с советским летним наступлением 1945. (Biddle)

21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад.

В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау.

Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины.

В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению.

В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг.

Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта

25 января в новом отчёте английская разведка отметила, что «успех текущего русского наступления видимо окажет решающее влияние на длительность войны. Считаем целесообразным срочно рассмотреть вопрос о помощи, которую может оказать русским стратегическая авиация Великобритании и США в течение следующих нескольких недель».

Вечером того же дня Уинстон Черчилль, ознакомившись с докладом, адресовал министру ВВС Арчибальду Синклеру (англ. Archibald Sinclair) депешу, спрашивая, что можно сделать, чтобы «как следует отделать немцев при их отступлении из Бреслау» (в 200 км к востоку от Дрездена).

26 января Синклер в своём ответе отметил, что «наилучшим использованием стратегической авиации представляются бомбёжки немецких заводов по производству нефти; отступающие из Бреслау немецкие части надо бомбить прифронтовой авиацией (с малых высот), а не стратегической (с больших)»; отметив, однако, что

«при благоприятных погодных условиях можно рассмотреть бомбёжки крупных городов восточной Германии, таких как Лейпциг, Дрезден и Хемниц».
Черчилль выразил неудовольствие сдержанным тоном ответа и потребовал рассмотреть возможность бомбардировок Берлина и других крупных городов восточной Германии.

Пожелание Черчилля о выработке конкретных планов ударов по городам восточной Германии Синклер перенаправил начальнику штаба ВВС Чарльзу Порталу, который в свою очередь перенаправил его своему заместителю Норману Боттомли

27 января Боттомли направил начальнику бомбардировочного командования Королевских ВВС Артуру Харрису приказ о нанесении бомбовых ударов по Берлину, Дрездену, Лейпцигу, Хемницу, как только позволят погодные условия. Синклер отрапортовал Черчиллю о принятых мерах, отметив что «внезапная массированная бомбардировка не только внесёт беспорядок в эвакуацию с востока, но и затруднит переброску войск с запада».
28 января Черчилль, ознакомившись с ответом Синклера, не высказал новых комментариев.

Миф первый--о просьбе СССР

4 февраля, в первый день Ялтинской конференции, первый заместитель начальника советского Генштаба генерал А. И. Антонов поднял на конференции вопрос о необходимости затруднить переброску немецких войск на восточный фронт путём нанесения воздушных ударов по Берлину и Лейпцигу. Чарльз Портал, также находившийся в Ялте, запросил Боттомли направить ему список целей, который следовало обсудить с СССР.

Направленный Боттомли список включал нефтеперерабатывающие, танковые и авиационные заводы, а также Берлин и Дрезден.

Однако, в официальных документах упоминания о Дрездене советской стороной нет.

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей

Меморандум Королевских ВВС, с которым английские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой (13 февраля), сообщал, что:

" Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам.

В середине зимы, с потоками беженцев направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов.

В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС."

В качестве цели его предложил начальник штаба Королевских ВВС сэр Чарлз Портал на основании списка, который представил его заместитель сэр Норман Боттомли.

Началось практическое планирование операции, к которому подключилось командование ВВС Армии США в Европе во главе с генералом Карлом А. Спаатсом.

Уже 7 февраля Спаатс проинформировал генерал-майора Дж. Р. Дина, шефа американской военной миссии в Москве о приоритетных целях 8-й воздушной армии (в порядке убывания по важности): Берлин, Лейпциг, Дрезден, Хемниц. Упоминалось еще несколько менее важных городов.
Таким образом, просьб и требований относительно Дрездена с советской стороны не было. Советские союзники в известность о предстоящей бомбардировке поставлены были.

Миф второй--раньше Дрезден не бомбили

Ка раз бомбили и делали это по просьбе СССР. Но в 1944 году.

Хронология основных событий такова:

  • 1942-1944: Сталин получает уверения западных союзников в том, что СССР может рассчитывать на помощь западной стратегической авиации для поддержки советского наступления в Германии.
  • Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова запросы западным союзникам о бомбардировке Дрездена для поддержки советского наступления.
  • 7 октября 1944: USAAF проводит бомбардировку железнодорожного узла Дрездена.

В немецких источниках события выглядят так:

Dresden erleidet zwischen 12:34 und 12:36 Uhr den ersten Luftangriff. 29 US-amerikanische Bomber werfen 290 Sprengbomben zu je 250 kg auf den Stadtteil Friedrichstadt ab. Ziele sind der Bahnhof, der Rüstungsbetrieb Seidel & Naumann und der Hafen. Insgesamt 270 Menschen sterben bei diesem Bombenangriff

Т.е. союзники бомбили именно железнодорожный узел в течении 2 минут и нанесли ему повреждения. Они точно знали где находятся железнодорожные ветви и им не нужно было бомбить город для этого

Все было сделано правильно.

Миф третий--в Дрездене не было военного производства

Сейчас бытут миф будто там не было военного производства--но это не так.

Курт Воннегут, "Бойня номер пять", писал:

"Все остальные большие города в Германии были страшно разбомблены и сожжены. В Дрездене даже ни одно стекло не треснуло. Каждый день адским воем выли сирены, люди уходили в подвалы и там слушали радио. Но самолеты всегда направлялись в другие места - Лейпциг, Хемниц, Плауэн и всякие другие пункты. Такие дела.
Паровое отопление в Дрездене еще весело посвистывало. Звякали трамваи. Свет зажигался и когда щелкали выключатели. Работали рестораны и театры. Зоопарк был открыт. Город в основном производил лекарства, консервы и сигареты."

В Historical Analysis of the 14-15 Feb. 1945 Bombing of Dresden Prepared by: USAF Historical Division, Research Studies Institute, Air University сказано:

Воннегут вовевал в американской армии, попал в плен к немцам и стал очевидцем бомбардировки. Книга, написанная им через 23 года после войны, по сей день пользуется популярностью. И, соответственно, оказывает влияние на общественное мнение.

Есть такие факты.

"По состоянию на февраль 1945 года в Дрездене находилось как минимум 110 промышленных предприятий, являвшихся законными военными целями*.

Только на производстве оружия было занято 50 тысяч человек. В числе этих предприятий – различные мощности по выпуску компонентов для авиапромышленности; фабрика отравляющих газов (Chemische Fabric Goye); завод зенитных и полевых орудий Лемана; крупнейшее в Германии оптико-механическое предприятие Zeiss Ikon A.G.**; а также предприятия, выпускавшие рентеновские аппараты и электроаппаратуру (Koch u. Sterzel A.G.), коробки передач и дифференциалы (Saxoniswerke) и электрические измерительные приборы (Gebruder Bassler)."

Одним словом город был мощным военным производственником

Дрезден защищали зенитные батареи, находившиеся частично в ведении Дрезденского, частично – Берлинского окружных командований люфтваффе. Кроме того, немцы не объявляли Дрезден открытым городом.
Таким образом, столица Саксонии была легитимной военной целью, это так. Но в тако случае удары нужно бомбить имено военное производство, а не жилые кварталы.

В Дрездене было много военных и военно-промышленных объектов, но такие объекты были размещены в огромном количестве по всей Германии, существенно в большем количестве, чем могло покрываться совокупной пропускной способностью английской и американской авиации.

Категории целей поэтому приходилось приходилось жёстко приоритизировать (в зависимости от изменяющихся условий приоритеты сдвигались: например, после возрождения Люфтваффе электросеть сдвинулась вниз по списку, а заводы авиапромышленности поднялись вверх) и было возможным таргетировать только цели высших приоритетов -- которых всё равно оставалось очень большое количество по всей Германии, включая её западную часть.

При этом Дрезден находился на пределе дальности действия авиации союзников, его бомбардировка была опасной и тяжёлой (пилоты только в направлении "туда" провели 8 часов на кислороде) и требовала исключительной сложности исполнения (создания множественных отвлекающих сил и т.д.).

По совокупности этих факторов, ввиду лишь одних дрезденских военно-промышленных целей, Дрезден вероятно избежал бы массированных бомбардировок.

Миф четвёртый--Дрезден понес самые страшные потери

Бобмардировка Дрездена очень сильно распиарена, вот почему.

Однажды коммодор Королевских ВВС Колин МакКей Грирсон, который 16 февраля на брифинге для журналистов заявил:
"Прежде всего Дрезден и ему подобные города – центры притяжения для беженцев. Кроме того, через эти города идет движение на Русский фронт, с Запада на Восток, и они достаточно близко расположены от линии фронта. Полагаю, все это оправдывает бомбардировку".

Отвечая на дальнейшие вопросы журналистов, Грирсон сказал (не для протокола):
"Наша цель – уничтожить все, что еще осталось от германского боевого духа".

Агентство Ассошиэйтед Пресс разнесло его слова по миру, нейтралы заговорили о том, что союзники взяли курс на террористические бомбардировки - и в результате неумное поведение Грирсона в сочетании с усилиями геббельсовских пропагандистов привели к тому, что Дрезден стал "зоной особого внимания".

Как будто это был первый город, разрушенный британской авиацией. Как будто в Гамбурге не погибли 40 тысяч человек. Как будто другие германские города от бомбардировок ничуть не пострадали.
Например процент разрущения домов в Дрездене едва достигал 50%.

А вот, для справки, список германских городов, разрушенных более чем на 50%:

50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих
Налет на Дрезден не был чем-то необычным. В июле 1943 года британский авианалет на Гамбург вызвал аналогичный огненный смерч, уничтоживший 56 процентов городских строений и 40 тыс. жителей.

В Дрездене погибло 25 тысяч человек, на 15 тысяч меньше чем в Гамбурге.

На самом деле союзники уничтожали почти полностью города которые вообще часто не имели стратегического значения.

А те стратегические важные города подвергавшиеся атакам гибло прежде всего гражданское население, а военное производство несло минимальные потери.

Везель пострадал намного больше чем Дрезден

Генерал Дуайт Эйзенхауэр осматривает цитадель города Юлих, это небольшой город был разрушен полностью, в самом прямом смысле этого слова

Он не был военным или промышленным центром, просто город. Но сегодня помнят только о Дрездене.

Подводя итоги можно сказать следующее

  • СССР не просил в январе о бомбардировке Дрездена
  • Дрезден был военной целью
  • Дрезден бомбился в октябре 1944 года и удар был точеным по железнодорожному узлу, чтобы нанести удар транспортному узлу не нужно было выжигать город
  • Масштабы бомбардировки значительно преувеличены, другое, менее значимые города страдали гораздо больше