I тысячелетие до н. э. Евразия в I тысячелетии нашей эры

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии.

24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую вер­хушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».

Победа варваров была не просто победой над римскими легиона­ми. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестго­там.

Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просто­ров и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая раз­личия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей за­сеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году ос­татки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургун­дами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаян­ная…, – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший… в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прош­ли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских пле­мен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – сереб­ряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века.

Сильным государством периода раннего средневековья остава­лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При импера­торе Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь При­черноморья, в земли славян. ответили на это, прорвав ук­репления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднест­ровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Цит. по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 6 – 8.

ДРЕВНИЕ КАРЕЛЫ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э.

Вот на первый день нагнулся

Тот кователь Илмаринен;

Он нагнулся, чтоб увидеть

На пылавшем дне горнила,

Что из пламени там вышло,

Из огня что поднялося.

Лук из пламени явился.

На другой день вновь нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня челнок там вышел,

Вышла лодка - красный парус.

Вот на третий день нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня корова вышла.

На четвертый день нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня там плуг выходит.

И кузнец тот, Илмаринен,

Вековечный тот кователь,

Стал тогда ковать скорее,

Молотком стучать сильнее

И выковывает Сампо.

И с рассвета мелет меру,

Мелет меру на потребу,

А другую - для продажи,

Третью меру - для пирушки.

Рис. 2. Предметы вооружения из памятников I тысячелетия н. э.

В I тысячелетии н. э. происходило формирование древнекарельской народности - начинали вырабатываться характерные особенности, которые потом будут отличать карел от вепсов, хотя они жили (и живут) в одинаковых географических условиях и на протяжении многих веков вступали в контакты с другими народами. На долю карел выпали тяжкие испытания, но они сохранили свой язык, обряды, предания, сказки, загадки, богатейшую фольклорно-эпическую традицию, т. е. все те проявления культуры, которые являются национальными особенностями.

В процессе формирования и развития древние карелы сохраняли в материальной культуре ряд черт, которые были свойственны также древнему населению Финляндии и Эстонии. Общность с эстонцами, финнами, водью Прослеживается и в фольклоре - в единой (калевальской) поэтической форме. Это - обычное явление в жизни соседних народов, принадлежавших одной языковой семье, обитавших поблизости друг от друга в схожих экологических и исторических условиях. Некоторые традиции обрядности сохранились у древних карел и позднее - в XII–XV вв.: использование одних и тех же мест для кладбищ, применение каменных кладок над могилами, наличие в захоронении бытовых вещей и т. д.

Материальную культуру карел указанного периода отличает особая восприимчивость к влияниям извне наряду с некоторыми специфическими чертами, свойственными только населению Приладожья. Например, общие типы предметов вооружения - мечи, копья, топоры, наконечники стрел - характерны не только для карел, но и для жителей ряда областей Северной Европы. Связи со Швецией, Финляндией и Прибалтикой, а также с древнерусскими территориями прослеживаются по предметам украшения, обнаруженным в древнекарельских археологических памятниках. Некоторые изделия ювелирного производства (серебряные пластинчатые фибулы, спиральные перстни, отдельные типы подвесок и застежек, спиральки) и, кроме того, топоры с широким лезвием, косы, серпы, которыми пользовалась корела в I тысячелетии н. э., с небольшими изменениями дожили до XV в. И все-таки в XII–XV вв. у древних карел отмечено возникновение таких явлений, которые на ранних этапах не прослеживаются. Причем интересно, что подобный скачок в материальной культуре наблюдается не только у соседей карел - эстов и ливов, но и у населения обширных регионов Северной Европы. Различие между двумя хронологическими периодами (I тысячелетие и XII–XV вв.) объясняется не только этническим развитием общества, но и в первую очередь разным социально-экономическим уровнем. Процесс медленного количественного накопления изменений во всех сферах общественно-экономической жизни привел в начале II тысячелетия к глубокому качественному различию уровней развития общества.

В эпиграфе к настоящему разделу в поэтической форме говорится о динамике изобретений корелы, завершившейся появлением чудесной мельницы Сампо - воплощения мечты о счастливой жизни. Трудно сказать, когда корела приобщилась к производящему виду хозяйства - земледелию. Корни его уходят в глубокое прошлое, а раскопки не всегда в состоянии выявить их. Большинство исследователей склоняются к мысли, что земледелие на севере европейской части СССР существовало до прихода славян. По лингвистическим данным, некоторые термины балт-ского происхождения в карельской лексике, связанные с примитивным земледелием и скотоводством, относятся к I тысячелетию до н. э. О более продуктивном и прогрессивном пашенном земледелии, а также о животноводстве свидетельствуют перенятые от древнегерманских племен слова, вошедшие в карельский язык позднее. Но археологическими материалами столь ранние даты пока не подтвердились.

У населения Северо-Западного Приладожья, как и у его соседей - эстов, в первой половине I тысячелетия н. э. подсечное земледелие, вероятно, становится традиционным занятием. Переход от ручного подсечного земледелия к пашенному с применением тягловой силы животных произошел в центральных районах Карельского перешейка, по-видимому, во второй половине I тысячелетия н. э.

С производством железа в примитивных горнах население познакомилось во второй половине I тысячелетия до н. э. Но еще долгое время для изготовления орудий труда использовались камень и кость. Варианты карельских эпических песен сохранили упоминания о каменных орудиях труда как о вполне обычных, а железные на первых порах воспринимались создателями устного народного творчества в качестве привлекательного новшества. Пример этого в «Калевале» - старый, мудрый Вяйнямёй-нен не знал заклинания против железного топора, поранившего его. С конца I тысячелетия н. э. сельскохозяйственный инвентарь, рабочие и бытовые инструменты, оружие изготовлялись уже из железа. Как можно судить по рунам, кузнец в зависимости от времени года выполнял различные виды работ: занимался земледелием, ловил рыбу, делал сани, лодки и т. д. В железоделательном производстве, продукция которого изготовлялась на заказ, а не на рынок, не было специализации. Герой карельского эпоса Илмаринен мог выковать все: оружие и орудия труда, предметы украшения и даже жену. Постепенно производство железа и кузнечное дело, спрос на продукцию которого был велик, стали отделяться от земледелия.

Значительную долю в хозяйстве занимали охота и рыболовство. Коллективное рыболовство и охота - наиболее ранние сюжеты в карельских эпических песнях. В общественном пользовании были не только орудия труда и средства передвижения, но и полученная в результате совместных усилий продукция. Руны отразили и первобытнообщинный характер скотоводства, в частности коневодства.

Разложению первобытно-общинного строя и зарождению феодальных отношений способствовали рост производительных сил, усиление, особенно к концу I тысячелетия н. э., торговых связей, но конкретные проявления феодальных отношений на археологическом материале проследить очень трудно. Элементы патриархального рабства, которые возникли на стадии родового строя, отмечены в устном народном творчестве. Судя по карельским эпическим песням, повествующим об ограниченности рабского труда, его непроизводительности, рабство у карел не получило широкого распространения.

Военная знать появляется в конце X - начале XI в. Руны «Калевалы», характеризующие этот период, в отличие от более ранних рун, что воспевали мир, труд, простые человеческие радости, прославляют оружие и военные подвиги, добытое в сражениях богатство.

Я паду на поле битвы,

Я погибну в битве храбрых.

Хорошо погибнуть в битве,

Умереть под звон оружья!

На войне скончаться славно.

(36:29-S3)

Имущественная и социальная дифференциация карел нашла отражение в появлении кладов серебряных монет и вещей. Источником личного обогащения была земля, постепенно переходящая в частную собственность, что послужило одной из главных причин разложения первобытно-общинных отношений. Создаются условия для постепенного перехода от родовой общины к соседской. Выделившиеся племенные старейшины и просто влиятельные люди племени (в карельских рунах это кунингасы) исподволь сосредоточивают в своих руках политическую и экономическую власть над рядовым населением. Однако формированию классового общества предшествовал длительный переходный этап.

В период разложения первобытно-общинного строя и возникновения феодальных отношений сама корела как определенная этническая общность прошла сложный и длительный путь развития. Поначалу примитивный уровень подсечного земледелия, охоты и рыболовства, слаборазвитые внутренние и внешние экономические связи затрудняли сближение разделенных большими пространствами племенных групп. Зафиксированные во второй половине I тысячелетия н. э. контакты с финно-угорскими племенами Прибалтики, Финляндии и севера европейской части СССР не отличались постоянством.

Начало II тысячелетия на берегах Ладожского озера было временем формирования древнекарельской народности, когда вырабатывались единые этнокультурные черты, а привнесенные извне элементы, трансформируясь в соответствии с мировоззрением населения, органически входили в обиход. С другой стороны, и соседи испытали на себе влияние корелы. Обнаруженный на Карельском перешейке клад монет в районе пос. Вещево свидетельствует о торговле фризского купца с новгородской Карелией, хотя говорить о прямых торговых контактах нет оснований. Вероятно, жители Карельского перешейка постепенно проникали на территорию Финляндии или выступали в роли торговых посредников. Четыре арабские монеты и серебряные браслеты, датирующиеся X в. и найденные в Южном Саво, завезены из Северо-Западной Руси или с Ижорского плато.

Указанный период был интересен не только консолидацией древнекарельских групп. В контактирующих зонах намечается сближение корелы и населения Олонецкого перешейка, выразившееся в формировании гибридной культуры, в которой присутствуют черты двух этнических групп: древних карел и веси, что можно расценить как одну из ступеней в сложном и многоэтапном формировании современной карельской народности. В памятниках XI–XII вв. появляются вещи, свидетельствующие о прочных и крепнущих связях с Новгородом, соседними финно-угорскими племенами, и особенно с древними эстами.

Издревле корелой был проложен путь к Ботническому заливу и в Лапландию, где торговцы покупали драгоценные меха. Некоторые западно-европейские вещи попали в Северо-Западное Приладожье, вероятно, кружным путем - из Новгорода, Ладоги и Прибалтики.2 И, конечно же, в начале II тысячелетия н. э. связи корелы с древнерусскими городами были значительнее, важнее и весомее по степени воздействия, по конечным положительным результатам в политической, экономической и духовной сфере, чем западно-европейские.

Рис. 3. Предметы украшения Х^ХП вв. из цветного металла.

В XII–XV вв. с переходом к феодальной формации племенное объединение корела трансформируется в древнекарельскую народность с едиными территорией, охватывающей северо-западные берега Ладоги с Карельским перешейком и юго-восточную часть Финляндии (район Мик-кельских озер и г. Лаппеэнранта), языком и общей материальной культурой. Это время расцвета древнекарельской культуры, характеризующейся яркими самобытными чертами.

Из книги Колесницы богов автора Дэникен Эрих фон

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

Из книги Империя. Собирание земель русских автора Голденков Михаил Анатольевич

«Братья карелы» и «священный город» Однажды мне попалась статья некоего советского историка 1953 г., пламенно и с коммунистическим задором повествующая, как карелы вместе с «русскими братьями» воевали за свою свободу против шведов и их союзных финнов-суоми на протяжении

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Ханаан в III и II тысячелетии до н. э Палестина и прилегающие к ней области Финикии уже в III тысячелетии до н. э. представляли собой определенное культурно-историческое единство, хотя здесь и не было единого и более или менее прочного государства. Хананеи, населявшие эту

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала - Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Из книги Древний Восток автора

Аравия в I тысячелетии до н. э Расселение арабов В ходе великого движения арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI–X вв. до н. э.) в Северной Аравии освободились обширные территории, и с юга сюда стали проникать лишь недавно одомашнившие верблюда и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Иран и Мидия в I тысячелетии до н. э Ранние государства мидян и «авестийских ариев» Первая половина I тысячелетия до н. э. была временем нарастающей ассимиляции аборигенного населения и на Западе, и на Востоке Ирана. На основе взаимодействия пришлых иранцев с местными

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 2. Вавилон во II тысячелетии до н. э От политической раздробленности к созданию единого централизованного государства Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Верхнее Поволжье во II тысячелетии до н. э Мы уже упоминали о расселении в верховьях Волги и в Волго-Окском междуречье племен, пришедших, возможно, с верхнего течения Днепра и оставивших потомкам так называемые фатьяновские могильники. Эти племена принесли в названные

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Западная Европа во II тысячелетии до н. э На территории Франции в бронзовом веке существовали две группы племен с отличными одна от другой культурами - материковая и северная приморская. Эта последняя кажется нам более богатой. Она характеризуется широким

Из книги Я послал тебе бересту автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 4 «Послали карелы на Каяно море…» В лето 1957 года, оказавшееся для археологов одним из самых удачных, принесло целый ворох новых берестяных писем. Шестьдесят девять грамот! Бывали дни, когда в горячей воде отмокало сразу по три-четыре куска исписанной бересты.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Славяне в I тысячелетии Славянские народы составляли вместе с германцами и балтами единую неолитическую культуру. К началу I тыс. они осели на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Продвижение германских племен, Великое переселение народов в III–IV вв. вызвали

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.8. ИНДИЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э. Перейдем теперь к рассмотрению истории другой великой цивилизации – индийской. Современные исследователи нередко отмечают, что в Древней Индии отсутствовали исторические хроники, и если даже они существовали, то ни одна из них не дошла до

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной скалигеровской истории»

Из книги Введение в историческую уралистику автора Напольских Владимир Владимирович

Карелы Самоназвание - karjalaizet (мн. ч.) означает буквально «скотник, пастух», от karja «стадо». Это самоназвание, однако, характерно для северных карел, живущих севернее Ладожского и Онежского озёр, и выполняет роль общенационального в силу своей распространённости в

Флаг Тибета

1. История Тибета в эпоху его расцвета (VII–IX вв.) в XIX - первой половине XX века изображалась крайне однобоко. В распоряжении историков были только сочинения буддийского направления, трактовавшие местную религию бон как демонопоклонничество и уделявшие крайне мало внимания событиям политической истории, этногенезу тибетцев и историческим судьбам народов, сопредельных с Тибетом. В настоящее время эти пробелы в известной мере восполнены, но встали новые вопросы, уже не о ходе событий, а о генезисе их и интерпретации тибетской этнической истории на фоне общей истории Восточной Азии.

2. О начале тибетской истории нам известно, что в начале н. э. на Тибетском нагорье было четыре этнические группы:

а) индоарийские племена дардов и монов в верховьях Инда; оседлые земледельцы, управлявшиеся родовыми князьями;

б) кяны (цяны) - воинственные кочевники в Амдо, Цайдаме и Каме. По ошибке их в XIX в. называли тангутами. Они управлялись родовыми старейшинами и воевали против империи Хань в союзе с хуннами;

в) Шаншун - Северный Тибет - был населен иранскими кочевниками, близкими к сакам. О них известно лишь то, что они внесли в Тибет религию бон;

г) оседлые тибетцы - боты, распространявшиеся по долине Брахмапутры (Цангпо); они положили начало созданию Тибетского царства. Согласно легенде, они произошли от брака самца обезьяны с горной ведьмой, что можно интерпретировать как метисацию пришлого этноса с аборигенами. История их до VI века легендарна. Можно лишь предполагать, как наиболее вероятное, что тесного контакта между перечисленными этносами не было.

3. В 439 г. в Южный Тибет прикочевала небольшая сяньбийская орда, быстро ассимилированная аборигенами. Никаких изменений это не принесло.

4. В начале VII века началось усиление южных тибетцев, завоевания которых к середине VII века охватили весь Тибет, в VIII веке распространились на западный Китай (Ганьсу и Шэнси), Памир и Хотан, а в IX веке - на Уйгурию. Но в момент самого большого торжества в 861 г. Тибетское царство распалось. Почему?

5. Пристально рассмотрев внешнюю и внутреннюю историю Тибета, можно отметить общее повышение активности среди ботов при относительно стабильном состоянии прочих этносов. В долине Цангпо воздвигаются дворцы, готовятся походы, введена письменность, идут религиозные диспуты между буддистами и жрецами бон, сооружаются пагоды, идет борьба царя против знати. Накал политических страстей неуклонно возрастает, пока в 842 г., после убийства сторонника бона царя Лангдармы, не вспыхивает внутренняя война, приведшая к разделению страны на множество мелких княжеств и племен, активность которых была ничтожна, и, что особенно важно, рост активности мало отразился на развитии производительных сил, а ушел в агрессию, как внешнюю, так и внутреннюю. Случайно ли это?

6. Сравнивая историю Тибетского царства с современными ему государствами и кочевыми державами, мы видим, что аналогичный подъем наблюдается, но отнюдь не повсеместно. Он охватил довольно большой широтный регион по обе стороны 30-й параллели:

а) в Аравии - проповедь Мухаммеда и создание Халифата;

б) в Индии - начало движения раджпутов и разгром ими империи Гупта;

в) в Китае - националистическая реакция, опрокинувшая сяньбийскую империю Тоба-Вэй, переходит к созданию агрессивных империй Суй и Тан;

г) в Центральной Азии выходцы из Алашаня, тюрки Ашина создают Великий Тюркский каганат. Допуск плюс-минус 50 лет невелик.

7. Страны за пределами очерченного региона не обнаруживают подъема активности и становятся жертвами своих соседей. Таковы: Южный Китай - царство Чэн; Южная и Восточная Индия; Сасанидский Иран; Византия, утерявшая Сирию и Африку; Испания; Аквитания; Южная Сибирь, захваченная тюркютами, и Восточная Европа, куда вторглись авары. Через несколько веков положение меняется радикально, но это уже другая проблема. Итак, взлет тибетского политического могущества и быстрое его падение - не исключение, а знамение эпохи.

8. Рассматривая явление целиком, можно исключить возможности культурных заимствований, экономической инфильтрации социальной взаимообусловленности, а равно и популяционно-генетических связей. Одинаковые процессы возникали в одно и то же время в совершенно непохожих условиях. Разумеется, результаты их были различны, несмотря на схожесть модели процесса. Следовательно, здесь наблюдается не общественная форма движения материи, а другая, подлежащая изучению.

9. Общим во всех отмеченных вариантах было явление этнической интеграции. На местах былого этнического разнообразия создались массивы: арабский - с исламом и единой системой управления; индийский - с кастовой системой при политической разобщенности; «Тюркский вечный эль» - сочетание орды и племенных союзов; Срединная империя Тан, где «варварские» племена смешались с аборигенами в единый этнос; Тибет, ставший монолитной страной в своих географических границах. Лишь немногие из подавленных этносов сумели впоследствии возродиться (персы, испанцы, кидани), но далеко не в первоначальном виде. Значит, с описанным толчком связаны процессы этногенеза.

10. Процессы сложения и распадения этносов связаны не только с природой той или иной страны (вмещающим ландшафтом), но и с исторической судьбой ее населения, а последняя зависит в значительной мере от этнического и социального окружения. Если природные условия влияют на этнос через его повседневную экономику, то окружение вмешивается в политическую и идеологическую жизнь страны, причем иногда дело доходит до полного истребления целых народов, не оказавших вовремя должного сопротивления. Так, китайская агрессия эпох Хань и Тан покончила с жунами, ди, юэ, и, южными хуннами и сяньбийцами, но в Тибете натолкнулась на жестокое сопротивление и отступила. Однако и сам победитель - тибетская монархия, - хотя и смог объединить народы своей страны, распался и погиб от глубокой внутренней розни.

11. До VII века фактическая власть в Тибете принадлежала родовой аристократии и жрецам религии бон. Царь Сронцзэнгампо открыл двери идеологическому вторжению, пригласив из Индии и Китая буддийских проповедников. К социальной борьбе знати и короны прибавилась война за веру, шедшая с переменным успехом и унесшая огромное число жертв. С обеих сторон гибли наиболее горячие, искренние и смелые люди, а равнодушные меняли свои симпатии, нарушали клятвы в верности и прозябали. Кроме того, много жертв уносили походы, даже удачные; внутренняя и внешняя войны вытягивали все достояние населения, отрываемого от труда и лишенного покоя. Поэтому царство пало в момент наибольшего успеха на всех фронтах от внутренней смуты. Но оставшееся население было уже интегрировано, и этническое единство оказалось наследием жестокого периода расцвета тибетской монархии.

12. Теперь мы можем интерпретировать этническую историю Тибета. Около VI века в субтропическом поясе Евразии родилось некоторое количество особей со стремлением к повышенной активности, так называемых пассионариев. К началу VII века потомство появившихся стало столь многочисленно и деятельность их столь значима, что это было зафиксировано в истории. Продолжая развивать активность, тибетцы подавили независимость племен, не затронутых толчком (живших севернее ареала толчка), затем вступили в войну с китайцами и арабами - завоевателями Средней Азии - и, наконец, в борьбу между собою. Лозунгами или символами этой внутренней борьбы стали исповедания бона и буддизма, но под этими индикаторами крылось соперничество царя и знати, которое в условиях малой напряженности не принимало столь острых и кровавых форм. Так как активная часть тибетцев по большей части гибла в войнах и распрях, то, когда процент их в сформированном ими этносе уменьшился, уцелевшее население разошлось по родным ущельям, вернувшись к состоянию равновесия со средой, как природной, так и этнической. Ущерб, понесенный Тибетом, был столь велик, что лишь через двести лет наблюдается некоторое возобновление интереса к идеологическим проблемам. Тогда новая проповедь буддизма Атишей имела успех, и с того времени Тибет превратился в цитадель буддизма, но уже никогда не вернул себе военного могущества.

Работы по истории Тибета – 7

Материал с благодарностью взят с Gumilevica http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet14.htm

«Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии.»:Новосибирск; 1972

План:

I. Восточные славяне и Великая степь

1.1 Скифы и сарматы

1.2 Готы и гунны

1.3 Анты и авары

1.4 Славяне, хазары и болгары

1.5 Печенеги

1.6 Торки

Скифы и сарматы.

Между Черным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были были дорогой для воинственных кочевников, которые двигались из Азии. Возникали, достигали расцвета и угасали империи, строились и превращались в руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью прокатывались волна за волной все новые и новые завоеватели.

Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между лесом и степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но им нужны были пастбища. Одна и та же территория не может быть одновременно пашней и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением.

Борьба кочевников с земледельцами в степях Юго-Восточной Европы началась еще задолго до появления здесь славян. Уже в X в. до н.э. земледельческие поселения Южного и Среднего Приднепровья были разорены и сожжены кочевниками — киммерийцами. Позд
нее в эти края пришли скифы , которые терзали набегами своих соседей и даже совершавшие далекие походы в Центральную Европу. В III в. до н.э. скифы и их союзники были разгромлены сарматами — ираноязычными кочевниками. Земледельцы нескифского происхождения отступили в леса, частично смешавшись с бежавшими на север побежденными скифами и с победителями сарматами.

В первые века нашей эры, судя по древнеримским источникам, на историческую арену выходят славяне . Они были известны историкам Рима под именем венеды , и сведения о них сохранились очень скупые и краткие. Совершенно точно определено только одно, что в середине I тыс. н.э. славянские племена уже обитали в степях в степях Юго-Восточной Европы.

В ту эпоху вся Евразия пришла в движение: громадные территории высокоразвитых стран Средиземноморья, которые держала под контролем Римская империя, после ее ослабления стали легкой добычей варварских народов, начавших Великое переселение. Европа превратилась в кипящий котел бесконечный войн. Славяне приняли в них самое активное участие.

Готы и гунны.

В IV веке в Причерноморье пришло древнегерманское племя готов . Они сыграют огромную роль в судьбах всей Европы. А пока силу их панцирной конницы испытали на себе славяне. Готы вели борьбу с восточнославянским союзом антов, подчинив их себе. Господство готов продолжалось недолго, так как во второй половине IV в. в степи Восточной Европы ворвались многочисленные монгольские и тюркские племена, известные под общим названиемгунны . В письменных источниках не сохранилось сведений о нападении гуннов на славян и борьбе между ними. Но во II — IV вв. на границе со степью были насыпаны оборонительные сооружения против кочевников высотой более 10 м — Змиевы валы.

Анты и авары.

Гуннский союз распался. Анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья (по другим данным земли между Днестром и Днепром вплоть до морского побережья). Здесь их застали новые пришельцы с востока — авары .

О результатах войны славян с аварми известно мало. Для славян исход ее был печальным. Пришельцами был образован — мощное государство, во главе которого стоял царь — каган. Однако даже во второй половине VI в., в период наибольшего могущества Аварского каганата, славянские вожди пользовались значительной свободой. Часть славянских племен была вовлечена завоевателями в походы против Византии в роли зависимых союзников. Отдельные племена славян в западной части Причерноморья были полностью порабощены. Они платили дань, составлявшую половину урожая, и страдали от насилий завоевателей.

Ответом была непрекращающаяся борьба славян с каганатом. Их сопротивление подтачивало силы аваров и стало важной причиной его постепенного упадка и гибели.

Славяне, хазары и болгары.

VII — VIII столетия были временем продвижения восточных славян в глубь степи, в юго-восточном направлении от Среднего Поднепровья. Славяне заселили пойму Дона, вышли к морю в устьях Южного Буга, Днестра и Дуная. Им удалось оттеснить мадьяр (угров) и болгар (тюрков), сменивших аваров в степях к западу от Дона. Однако борьба со степняками была крайне тяжелой. Часть славянских земель попала под власть — мощного полукочевого государства, возникшего во второй половине VII в. на Северном Кавказе.

Гнет хазарского кагана, обосновавшегося далеко на Волге, при всей его тяжести, защищал славян, живших в степной полосе, от других кочевников (мадьяр и болгар). Иначе к хазарам относились поляне, которые уже создали свое государство с центром в Киеве и находившиеся на окраине подвластных хазарам территорий. Они платили немалую дань, в то же время обеспечить защиту своих данников от нападений болгар хазары были не в состоянии. В VII — VIII вв. тюрко-болгары занимали огромные пространства в степях Юго-Восточной Европы. Хазары нанесли им сокрушительно поражение, в результате Великая Болгария распалась, а значительная часть болгар ушла на Балканы и в Среднее Поволжье.

Болгары не были столь сильны, чтобы представлять опасность для существования Киевского государства.

Печенеги.

Печенеги — это многочисленное тюркское племя, пришедшее из Средней Азии. Оттуда их вытеснили сильные соседи — гузы и кипчаки. обошли с севера владения хазар и заполонили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими островками в кочевой стихии. Под давлением новых пришельцев на запад, к Карпатам, двинулись угры — мадьяры. Проходя мимо Киева они разбили полян с заключили мир, который продержался около трех веков. Болгары же ушли на север, основав у слияния Волги и Камы свое новое государство — . Там они снова оказались в зависимости от хазар.

Печенежская орда стала серьезной опасностью для соседей., но поражение, нанесенное им киевским князем Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали, ища добычу на Балканах. Даже в 915 году печенеги приходили на Русь заключать мир. Через 5 лет киевский князь Игорь по неизвестным причинам нарушил этот мир и совершил поход на печенегов. После этого летописи не упоминали о них почти четверть века, что скорее всего говорит о мирных отношениях кочевников и земледельцев. Впоследствии печенеги дважды выступали как союзники Руси (поход на Византию 944 г., балканские походы Святослава). Однако в 968 г. печенеги, подкупленные византийским золотом, впервые со времен Аскольда напали на Русь и осадили Киев. Князь Святослав в это время был с походом в Болгарии.

Спустя время, население пограничных областей, по притокам Днепра, чтобы обезопасить себя выстроила сеть городков-крепостей с гарнизонами, состоявшими из воинов разных земель Руси. Киевское государство использовало все возможности, чтобы отгородиться от своих недавних союзников, но развернувшаяся тяжелая борьба с ними долго не приводила к успешным результатам.

Лишь в 1036 году Русь окончательно победила в долгой и изнурительной войне с печенегами, но потери были слишком велики. Под постоянной печенежской угрозой находились важные торговые пути в страны Причерноморья и Прикаспия. На длительное время были потеряны тучные степные черноземные земли.

Торки.

Через год после смерти Ярослава Мудрого печенегов у русских границ сменили — выходцы их Приаралья. Ранее они дважды выступали союзниками киевских князей, когда те воевали на Волге против хазар. Под давлением более многочисленных соседей торки вынуждены были отступать на запад, пока не оказались вплотную притиснутыми к русской границе. Сам кочевой образ жизни превратил их в потенциальных врагов Руси.

Зимой 1055 г. переяславский князь Всеволод Ярославич был вынужден выйти с войском против торков и по сведениям летописи, победил их. В следующей строке летописи впервые упоминаются : они пришли в Переяславль, заключили мир, хотя еще не имели общей границы. Скорее всего они это сделали, чтобы найти союзника против торков, которые оказались зажатыми между кипчаками и Русью.

Разгромленные остатки этого кочевого народа дорогой печенегов бежали на запад и перешли Дунай. Одни поселились в Македонии, другие нашли приют у короля венгров. Часть их подчинилась половцам. Но многие роды торков признали власть Руси и остались жить в пределах Переяславского княжества, а также по реке Рось, где был основан центр их поселений — город Торческ

Противостояние натиску кочевников в общегосударственном масштабе подняло роль Киева как центра единения всех русских сил. В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность, позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы.

Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие восточных славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой — обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины

Северо-западные области, примыкающие к и Норвежскому морям, были заселены племенами саамов (культура с керамикой “арктического” типа), промышлявшими, в основном, охотой.

Северные области Восточной Европы заселяли финно-угорские племена. Различные археологические культуры отождествляются с крупными племенными образованиями. Культуры каменных могильников, лууконсаари, позднебеломорская, позднекаргопольская, текстильной керамики и ее подразделение — дьяковская культура — составляют западную группу финских племен. Городецкая культура соответствует поволжско-финской общности, а пермско-финской общности — три культуры — азелинская, пьяноборская и гляденовская. Культуры керамики с фигурно-штамповой орнаментацией принадлежат племенам угорской языковой группы. Основой экономики финно-угров были преимущественно присваивающие формы хозяйствования (охота, рыболовство и собирательство), хотя в ряде регионов известны и скотоводство.

Юго-западными соседями финно-угров были балты, заселявшие лесные области от побережья Балтийского моря на западе до верховьев Днепра и Оки — на востоке. Ареал балтов дифференцировался на три части. Культура западнобалтских курганов соответствовала западным балтам, из среды которых вышли средневековые пруссы, ятвяги, галинды, курши и скальвы. Срединную часть составляла культура штрихованной керамики, в результате членения которой позднее образовались летто-литовские племена. Восточные области принадлежали днепровским балтам (культуры днепро-двинская, мощинская, почепская и киевская). Среди носителей последних двух культур имелись анклавы потомков скифо-сарматов. Основой экономики балтов было лесное земледелие и скотоводство при значительной роли охоты и рыбной ловли.

Южные степные и отчасти лесостепные области вплоть до нижнего Дуная заселяли сарматы, принадлежащие, как и их предшественники скифы, к иранской языковой группе. Они вели кочевой образ жизни, а в лесостепных областях процветало земледелие. В низовьях Днепра и в проживали поздние скифы, имевшие оседлый земледельческий быт.

На рубеже II и III вв. в Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Северского Донца) сложилась черняховская культура. Это, как и пшеворская культура Висло-Одерского региона, было полиэтническое образование. В составе населения черняховской культуры были местные сарматы и славяне, расселившиеся из Повисленья; готы и гепиды (германцы), продвинувшиеся с нижней Вислы; гето-даки, принадлежащие к фракийской языковой группе, — на западных окраинах ее территории. Готы концентрировались в двух регионах — в междуречье нижних течений Дуная и Днестра и на нижнем Днепре. В Подольско-Днепровском регионе черняховской культуры произошла славянизация сарматов и становление славянского диалектно-племенного образования антов. Здесь были развиты ремесла, земледелие высокого уровня и широкие торговые связи.

В восточной части Приазовья и на побережье проживали меоты. Центральные и восточные области Северного Кавказа характеризуются культурой курганных могильников с катакомбными погребениями — сложным образованием, в котором участвовали местные кавказские племена и пришлое ираноязычное население, сначала сарматы, а с III в. — аланы.

Вся южная половина Восточно-Европейской равнины в той или иной степени была затронута миграциями Великого переселения народов. Во второй половине IV в. азиатские кочевники-гунны, объединенные в большой племенной союз, вторглись в Юго-Восточную Европу. По пути к ним присоединились угорские племена и аланы. Сармато-аланы, проживавшие в Предкавказье и Подонье, не смогли оказать сопротивления гуннам, и последние в 375 г. вторглись в Северное Причерноморье. Гунны опустошили всю территорию черняховской культуры, разгромив готское государство Германариха и покорив население этих земель, они продолжили свое движение на запад.

Северо-западные области Восточной и Северной Европы были слабо заселены племенами саамов, ведшими охотничий образ жизни.

Обширные лесные территории севера Восточной Европы, по-прежнему, принадлежали финноязычным племенам. Среди культур этого ареала выделяются культуры эстов, ливов, нерасчлененная культура предков суоми, хяме и корелы, а также большой регион восточно-прибалтийско-финских племен (из него вышли весь, чудь заволочская). В бассейне Оки локализовалась культура , рязанско-окских могильников, принадлежащая местным финнам и пришлым балтам. В Волго-Камье выделяются культуры: поломская (предки ), ломоватовская (предки коми-пермяков) и ванвиздинская (предки коми-зырян). Отдельную группу образуют древности Печорского Приуралья.

Несколькими культурами представлены племена угорской языковой группы. Древности оронтурского типа в Нижнем Пообье принадлежат северной группе обских угров (предки северных групп и ). Другие культурные группы (бокальская, неволинская культуры и древности туманского типа) не соотносятся с известными угорскими племенами. Кушнаренковскую культуру исследователи связывают с венграми-мадьярами.

Территория западных балтов в результате миграции среднеевропейского населения сократилась. В землях, примыкающих к , формируются культурные особенности пруссов, скальвов, куршей, земгалов, жемайтов, латгалов, литвы и ятвягов. На восточной окраине древнего балтского ареала известны две культуры — мощинская (голядь) и колочинская.

Крупными миграциями в период Великого переселения народов была затронута и срединная полоса Восточно-Европейской равнины. Здесь расселились более или менее крупные группы переселенцев из Средней Европы, среди которых доминировали славяне.

В бассейнах озер Псковского и Ильменя складывается культура псковских длинных курганов (V-VIII вв.), определяемая как кривичская. Местное финское население, как и мигрировавшие в составе среднеевропейцев иные этносы, были постепенно славянизированы.

В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях взаимодействия местных балтов со среднеевропейскими переселенцами сложилась тушемлинская культура (конец IV-VII вв.). В VIII в. здесь наблюдается приток кривичей с севера — формируется особая культура длинных курганов, которая отождествляется со смоленско-полоцкими кривичами.

В Волго-Клязьминском междуречье среднеевропейские переселенцы вместе с местными финнами создали мерянскую культуру (VI-IX вв.). Край постепенно славянизировался. Подобная ситуация была на средней Оке (культура муромы). В VIII в. в бассейне Ильменя формировалась культура сопок (словене ильменские).

Во время нашествия гуннов крупные группы славян из Волыни и Поднепровья переселились на среднюю Волгу, где сформировалась именьковская культура.

В результате вторжения кочевников-болгар в пределы именьковской культуры значительная часть ее населения переселилась в области междуречья Днепра и Дона, где складывалась волынцевская культура (конец VII-начало IX вв.), которая эволюционировала в роменскую, боршевскую и окскую (IX-X вв.), поглотившие колочинскую и мощинскую культуры днепровских балтов. Волынцевская культура отождествляется с русами — праславянским племенем, известным по письменным источникам IX в. Из него вышли северяне, вятичи и донские славяне, этноним которых остается неизвестным. На средней Волге оставшееся именьковское население позднее вошло в состав жителей Волжской Болгарии и со временем подверглось тюркизации. В бассейне Белой выделяется бахмутинская и турбаслинская культуры, которые сформировались в условиях расселения тюркских племен из Сибири.

После гуннского погрома основным населением юго-запада Восточной Европы стали славяне. В V-VII вв. по мере стабилизации жизни создаются и развиваются три славянские культуры:

1) пражско-корчакская, сложившаяся в Северном Прикарпатье, а затем на Волыни и в Правобережной Киевщине. В последних областях ее носителями были дулебы, из среды которых сформировались волыняне, древляне, поляне и дреговичи;

2) пеньковская, сформировавшаяся, в основном, на базе подольско-днепровского варианта черняховской культуры. Это были анты, в результате дифференциации которых образовались , тиверцы и уличи;

3) ипотешти-кындештская, в составе населения которой были славяне пражско-корчакской и пеньковской групп, а также местные романизированные жители Нижнего Подунавья.

В середине VI в. в степях Юго-Восточной Европы появились авары — кочевые племена тюрко- или группы. Первыми пострадали анты, но авары вскоре ушли на средний Дунай, где создали Аварский каганат.

Степи Приазовья и Северного Прикаспия заселили кочевые тюркоязычные племена, среди которых первое время доминировали болгары. В 30-х гг. VII в. приазовские болгары создали военно-политическое объединение “Великая ”. В 70-х гг. VII в. под давлением хазар одна из крупных болгарских орд переселилась в нижнедунайские земли. Другая болгарская орда ушла на среднюю Волгу. Оставшиеся болгары вошли в состав Хазарского каганата, население которого составляли хазары, болгары, аланы и славяне. На территории каганата формируется салтово-маяцкая культура (VIII-X вв.).

На выделяются культуры аланов и северокавказских племен.

Южнокрымская область была зоной византийской культуры, а с VIII в. в ее восточной части ощущается влияние салтово-маяцкой культуры.