На каком здании в романе находится знак. Масонские символы. Их значение и влияние. Здание страхового общества "Россия"


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Еще со времен фараонов могущественные правители часто использовали архитектуру как способ для выражения своего мировоззрения, а иной раз - для воздействия на свой народ.

Тайны, застывшие в камне

Многие поколения исследователей пытались проследить в архитектуре эзотерическую традицию минувших веков. И оказалось, что египетские верования, видоизмененные тамплиерами и масонами, застыли в камне, легли в самую основу устройства многих городов, в частности, Парижа, Лондона и Вашингтона.
Например, Париж - эта жемчужина архитектуры — был спланирован таким образом, чтобы власти могли без особых усилий подавлять мятежи. Архитектурные теоретики называют такой подход урбицидом.

Париж. Пирамиды и бульвары

Самым известным с точки зрения скрытого символизма современным городским объектом является стеклянная пирамида в парижском Лувре.

По мнению конспирологов, она послужила различным целям: это и своеобразный памятник бывшему президенту Франции Франсуа Миттерану, который утвердил программу реконструкции Лувра, и тайная могила Марии Магдалины. А 666 стеклянных панелей, из которых состоит пирамида, многие считают символом дьявольского начала на Земле. Правда, мало кто знает, что в действительности число панелей — 673.

Пирамида в Лувре, однако, является лишь одним из последних штрихов к тщательно спланированному городу внутри города, призванному в первую очередь воспеть величие французского государства. «Большая ось» Лувра простирается от остатков древнего королевского дворца Франции до Елисейских Полей, под Триумфальной аркой Наполеона и дальше, до современной Большой арки Дефанс.

Такая планировка весьма напоминает устройство Карнакского храмового комплекса в Египте.
Городской ландшафт Парижа имеет один достаточно зловещий штрих. Эти прямые, как стрела, улицы были проложены во второй половине XIX века бароном Джоржем-Юджином Хаусманном, главным архитектором времен диктатора Наполеона III.

Официальным оправданием подобного проекта была названа необходимость обеспечения свободной циркуляции воздуха и удобства уличного движения. Кроме всего прочего, подразумевалось и то, что подобные пространства сформируют облик столицы империи, достойной своего государя. Однако в своих мемуарах Хаусманн указывает на существование и других, скрытых причин.

Уничтожение целых кварталов позволило переселить десятки тысяч рабочих из городских трущоб на окраины города, где бы они не мозолили глаза сильным мира сего. Новые прямые и широкие проспекты были проложены прежде всего, чтобы дать возможность войскам свободно передвигаться по городу, а не прорываться с боем от одной баррикады к другой, как это было во время революции 1848 года.

Масоны в Вашингтоне...

Общеизвестен факт, что Джордж Вашингтон был масоном. Масонская символика распространяется и на географию города Вашингтона. Первый главный архитектор города Пьер-Шарль Ланфан был единомышленником маркиза де Лафайета, французского революционера и убежденного франкмасона. Созданный им план Вашингтона был, очевидно, подсказан некими эзотерическими идеями вольных каменщиков.

Даже бывший неоконсервативный историк Фрэнсис Фукуяма признает, что масонство оказало влияние на столицу. И дело не ограничивается Египетским обелиском (мемориал Джорджа Вашингтона). Идеально параллельные улицы города, пересеченные диагональными проспектами, образуют масонские символы: угольник и циркуль.

На многих интернет-сайтах сегодня можно увидеть спутниковые снимки Вашингтона, на которых просматривается пентаграмма, образуемая пересечениями улиц. Один из лучей пентаграммы прямо указывает на Египетский обелиск.

Известно множество толкований этого факта — от псевдоегипетского оккультизма в масонском стиле до сатанизма. Возведение пятистороннего здания с красноречивым названием «Пентагон» в период Второй мировой войны многие до сих пор считают неслыханным нахальством со стороны масонов.

Одним из главных адептов теории, согласно которой Вашингтон был построен по масонской модели, является астролог и писатель Дэвид Овасон. Его впечатляет использование знаков зодиака, в частности Девы, на общественных городских зданиях.

Дэвид убежден, что Вашингтон подготавливается масонами, построившими этот город и продолжающими им управлять, для будущего, когда изменится само понимание сущности звезд. В книге «Тайная архитектура столицы нашей нации» Онасон предположил, что здания госучреждений «втайне были посвящены египетской богине плодородия Исиде».

...и в Лондоне

После великого пожара 1666 года, уничтожившего большую часть Лондона, архитектор Кристофер Рен, который был масоном, создает план коренной перепланировки города, одобренный королем Чарльзом II.
Весь грандиозный план воплотить в реальность не удалось, но несмотря на это было построено большое количество новых впечатляющих храмов.

Наиболее примечателен среди них собор Святого Павла, реконструированный согласно проекту Кристофера Рена. Любопытно, что он отклонен на восемь градусов от общепринятой оси восток-запад. Эта странная погрешность приводит к тому, что собор обращен напрямую к церкви Темпл, бывшему духовному пристанищу рыцарей-тамплиеров.

Архитектор Николас Хоксмур был столь же прямолинеен. Колокольня его церкви Святого Георгия на площади Блумсбери имеет вид зиккурата - ступенчатой пирамиды. Для поэта и оккультиста Яна Синклера это служило доказательством сатанизма Хоксмура.

Эту мысль и сегодня можно встретить в произведениях английских писателей-мистиков. В остросюжетном романе Питера Экройда «Хоксмур» лондонские церкви архитектора становятся местом сатанинских убийств, а в комиксах Эдди Кэмпбелла и Алана Мура «Из ада» к этому примешивается еще и убийца викторианских времен Джек-потрошитель. Как всегда, одна теория заговора легко перетекает в другую.

Про Москву легко можно было бы написать увлекательный роман в духе Дэна Брауна. Если внимательно разглядывать старинные здания, окажется, что очень многое в их оформлении может трактоваться как знаки тайных обществ, например масонов.

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.

Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Ул. Большая Ордынка, д. 20

Настоящих масонских церквей в отличие от Америки в России никогда не было. В то же время при строительстве православных церквей архитекторы-масоны часто оставляли послания «для своих». Скорбященская церковь была построена сразу двумя архитекторами, членами ложи, — Баженовым и Бове. Среди элементов декора, которые можно трактовать как масонские, — портик с двумя колоннами, отсылающими к колоннам Иерусалимского храма — Якину и Боазу. Кроме этого, в храме очень необычный иконостас — всего один ряд икон, над которым нависает балдахин, обозначающий у масонов место для кресла президента ложи.

Институт Склифосовского

Большая Сухаревская пл., д. 3

«Странноприимный дом» графа Шереметева был возведен по проекту Джакомо Кваренги и открыт в 1810 году. Он был построен не только как благотворительное учреждение, но и как памятник умершей жене графа — бывшей крепостной Прасковье Жемчуговой. На фронтоне здания один из важнейших масонских символов — лучезарная дельта, треугольник, внутри которого помещен знак всевидящего ока. Глаз символизирует постоянное внимание Творца; лучи, исходящие от дельты, — знак вечного сияния мудрости.

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21

Последнее здание, возведенное Баженовым, имеет необычную планировку, напоминающую рог изобилия, важный масонский символ. В этом месте проходили собрания и совершались обряды ложи. Дом также известен тем, что в нем другой масон — издатель Новиков обустроил публичную читальню, открытую для всех людей независимо от происхождения. Сейчас здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Архангельский пер., д. 15-а.

Возведенная в XVII веке церковь была перестроена масоном Гавриилом Измайловым в 1773 году и использовалась для собраний находившейся неподалеку масонской Педагогической семинарии. Однако в 1852 году по приказу митрополита Филарета многочисленные символы ложи на церкви были сбиты. На память остались фигуры, держащие пустые свитки, над южным входом — видимо, с них стерли неугодные надписи вместо того, чтобы уничтожать целиком.

Некрополь Донского монастыря

Донская пл., д. 1

В отличие от жилых районов Москвы распространение масонской символики на кладбище, естественно, никто не контролировал. Пока город менялся и перестраивался, старое Донское кладбище сохранило свой старинный облик, неотъемлемой частью которого являются масонские могилы. Членов ложи можно узнать благодаря надгробиям в виде обрубленного дерева или изображениям лучезарной дельты на могилах.

Иногда в центре них также изображена прописная буква «G». Этот знак – наследие оперативного средневекового масонства, которое объединяло архитекторов и строителей, «Вольных каменщиков». Сегодня он присутствует как символ в ритуалах большинства лож и в философии масонства означает, по одним версиям, этические ограничения, которые должен ставить себе член организации, по другим – идеологию почитания «Великого архитектора вселенной» и самого акта творения. Знак «G» в центре, в свою очередь, символизирует либо бога (от английского «God»), либо геометрию, которая является «царицей наук» у масонов.

Изображения главных масонских символов хранятся на масонских табелях, которыми исторически были обычные чертежные доски.

Они используются в учебных и ритуальных целях, и иллюстрации на них различаются для каждого этапа посвящения, так как для разных градусов открыта разная символика. Трактовка символов масонства неоднозначна, допускаются их разночтения. Кроме того, масонами поощряется сам процесс толкования, поскольку за разгадкой символа стоит духовная и умственная работа каждого ученика. Форма досок, как и изображения на них, символична. Они имеют форму прямоугольника и выполнены в пропорциях золотого сечения.

Архитектурная символика повсеместно распространена в разных масонских ложах. Легендарные колонны иерусалимского храма Боаз и Яхин, по ряду версий, трактуются космогонически – как символ двух начал – созидания и разрушения. Но некоторые масоны понимают их как границы человеческой индивидуальности. С одной стороны, колонны указывают на необходимость существования этих границ (и, следовательно, человеческого саморазвития), с другой на неизбежность их конца и столкновения человека с внешним миром (и, как следствие, необходимости социальной жизни).

Кельма (или мастерок) трактуется как инструмент равенства. На этой лопаточке масоны передают друг другу символический «строительный цемент», с помощью которого они строят «здание братства». Отвес, который иногда принимают за маятник – снова архитектурный символ. Он означает стремления к самосовершенствованию в одних, прямоту и непреклонность в других символических трактовках. Как символ равенства у масонов также используется уровень (измерительный прибор), а как символ стремления к совершенству – грубый камень и отесанный камень, резец, шлифовальные инструменты.

На иллюстрациях обряда посвящения масонов часто присутствует мозаичный (шахматный) пол в черно-белую клетку. По легенде, он был частью символики ордена тамплиеров, память о чем осталась запечатленной в росписи пола Собора Парижской богоматери. Эти представления часто становится спекулятивным основанием для сближения тамплиеров с масонами. Однако, в масонстве этот пол традиционно трактуется как напоминание об одном из исторических видов чертежной доски, по которому долгое время работали архитекторы. Символически же он трактуется как равновесное существование черного и белого, злого и доброго начал.

Незабудка – еще один противоречивый символ. Для масонов он стал символом памяти о жертвах концентрационных лагерей, хотя впервые использовался одной из немецких лож еще в 1926 году. В конце тридцатых годов цветок незабудки стал опознавательным знаком организации благотворительной помощи нацистским отрядам, поэтому долго не использовался масонами. Но после войны его представители лож снова взяли его на вооружение как память о Холокосте.

Треугольник, в который вписан глаз, также называют Лучезарной дельтой или Глазом Гора. Этот символ провидения и божественного присутствия становится доступен масонам уже на первых степенях посвящения, когда их главной задачей является приобщение к божественному началу, погружение в вопросы веры и духовного познания. Из истории известно, что знак существовал еще в Древнем Египте. В средневековье он активно использовался алхимиками, а в Новое время присутствовал на фронтонах христианских соборов. Тем не менее, чаще всего Всевидящее око ассоциируется именно с масонами или другими тайными эзотерическими сообществами.

Про Москву легко можно было бы написать увлекательный роман в духе Дэна Брауна. Если внимательно разглядывать старинные здания, окажется, что очень многое в их оформлении может трактоваться как знаки тайных обществ, например масонов.

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.

Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.



Фото: Антон Белицкий/РИА Новости

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Ул. Большая Ордынка, д. 20

Настоящих масонских церквей в отличие от Америки в России никогда не было. В то же время при строительстве православных церквей архитекторы-масоны часто оставляли послания «для своих». Скорбященская церковь была построена сразу двумя архитекторами, членами ложи, — Баженовым и Бове. Среди элементов декора, которые можно трактовать как масонские, — портик с двумя колоннами, отсылающими к колоннам Иерусалимского храма — Якину и Боазу. Кроме этого, в храме очень необычный иконостас — всего один ряд икон, над которым нависает балдахин, обозначающий у масонов место для кресла президента ложи.

Институт Склифосовского

Большая Сухаревская пл., д. 3

«Странноприимный дом» графа Шереметева был возведен по проекту Джакомо Кваренги и открыт в 1810 году. Он был построен не только как благотворительное учреждение, но и как памятник умершей жене графа — бывшей крепостной Прасковье Жемчуговой. На фронтоне здания один из важнейших масонских символов — лучезарная дельта, треугольник, внутри которого помещен знак всевидящего ока. Глаз символизирует постоянное внимание Творца; лучи, исходящие от дельты, — знак вечного сияния мудрости.

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21

Последнее здание, возведенное Баженовым, имеет необычную планировку, напоминающую рог изобилия, важный масонский символ. В этом месте проходили собрания и совершались обряды ложи. Дом также известен тем, что в нем другой масон — издатель Новиков обустроил публичную читальню, открытую для всех людей независимо от происхождения. Сейчас здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Архангельский пер., д. 15-а.

Возведенная в XVII веке церковь была перестроена масоном Гавриилом Измайловым в 1773 году и использовалась для собраний находившейся неподалеку масонской Педагогической семинарии. Однако в 1852 году по приказу митрополита Филарета многочисленные символы ложи на церкви были сбиты. На память остались фигуры, держащие пустые свитки, над южным входом — видимо, с них стерли неугодные надписи вместо того, чтобы уничтожать целиком.

Некрополь Донского монастыря

Донская пл., д. 1

В отличие от жилых районов Москвы распространение масонской символики на кладбище, естественно, никто не контролировал. Пока город менялся и перестраивался, старое Донское кладбище сохранило свой старинный облик, неотъемлемой частью которого являются масонские могилы. Членов ложи можно узнать благодаря надгробиям в виде обрубленного дерева или изображениям лучезарной дельты на могилах.

Масонство - это не религия, а инициационная школа. Основным достижением масонов было стирание сословности, а взамен выдвигается братство. Символы масонов можно обнаружить гуляя по городским кладбищам. Использование в надгробиях масонских знаков говорит о сильном распространении явления в среде дворянства. Мемориальная архитектура является отражением той эпохи – детищем скульптора и заказчика.

Масонские символы на памятнике Пушкину

Памятник Пушкину сверху

Надгробие «Солнца русской поэзии» Пушкина представляет идеальный масонский памятник. Форма памятника в виде обелиска с аркой на пирамиде пьедестале, силуэт напоминает Эйфелеву башню. У масонов существует обряд Арки - суть масонской философии, который неотделим от степени Мастера. Символизирует соприкосновение с Богом, вход в вечную жизнь, силу, радугу и прекрасное. Арку украшают Маген Давиды (шести конечные звезды): большой на стеле и по десять с двух сторон, символизирующих вселенную. Число 21 мистическое для масонства. В «Пиковой даме» – тройка, семерка, туз – это как раз число 21. Присутствуют вазон, лавровые венки, погасшие факелы и прочая масонская символика. Памятник стоит на пирамиде – символе вечного мирового порядка. Надгробие увенчано простым четырехконечным крестом со «Всевидящим оком» - главный масонский знак.

Масонские знаки и символы на памятниках

Могила Пушкина
Арка — радуга
Две колонны — проход

Символический гроб
Символический гроб и скорбящие
Символический гроб и скорбящая

Череп и кости
Две колонны — врата
Готы

Пожалуй, самым известными некрополями в Петербурге являются Александро – Невская Лавра, Волковское, Литераторские мостки, Новодевичье и Смоленское кладбища, где похоронены современники Пушкина. Один из самых важных символов в масонстве – это две колонны Яхин и Боаз. Их устанавливают на входе в священные места, символизирующие врата и вход в неизведанное, таким местом на земле является кладбище. Некрополь всегда упорядочен, как шахматная доска (участки, номера могил) . Тут масонские символы органично переплетаются в некие послания будущим поколениям. Памятники в виде неотесанных камей символизируют хаос и тление. Надгробие со сломанной колонной говорит о насильственной смерти, например, надгробие Моцарта (композитор был отравлен Сальери). Символы смерти - череп и кости, скелеты, гроб и символический мертвец у масонов означают презрение к смерти, о бренности всего земного, о слабости и несовершенстве человеческой природы и дают правильное понимание жизни. Раздуваемый в «СМИ» негатив вокруг масонских символов не имеет почвы, как буквы они складываются в текст и важно какой он передает смысл. В то время посещая кладбище, современники могли прочесть знаки масонов как книгу. Но в нынешнее время эта культура умерла.

Основные символы масонов

  • Лучезарная дельта главный символ масонов – вечное наблюдение и провидение «Великого Строителя Вселенной» (Бога).
  • Книга – символ света во тьме, священные законы (Библия, Тора и т.д.).
  • Жертвенник – масонский знак жертвы во имя общества.
  • Факел – символ жертвенного света знаний и истины (атрибут Прометея).
  • Песочные часы – вечность времени и кратковременность человеческой жизни.
  • Чаша – символ пути и становления на правильную основу.
  • Арка – символ радуги и вход в вечную жизнь.
  • Лавровый венок – обозначал победителя и олицетворял победу.
  • Гроб, череп, кости – масонские символы презрения к тленной жизни и смерти.
  • Ветвь акации – бессмертие и вечная жизнь.
  • Две колонны – проход в свешенное место (врата).
  • Ступени – путь и очищение стихиями.
  • Шахматный пол – порядок и равновесие, добро и зло, горя и радости и т. д.
  • Солнце – свет, мужество и правосудие.
  • Луна – тьма, женственность и страстность.
  • Звезда – «Дух», ум и жизненная сила.
  • Циркуль и наугольник - символы неба и земли (взаимодействие божественного и земного).
  • Отвес – истина.
  • Лопаточка (мастерок) – знак масонов, статус мастера.
  • Уровень – равенство людей перед Богом и законом.
  • Молот – сила над грубой материей (масонского ордена).
  • Кафинский узел – переплетение интересов, единение и братство масонов.
  • Дикий камень – грубая неотёсанная материя и хаос.
  • Кубический камень – обработанная материя (масонами) и нравственность.
  • Круглая шляпа – символ вольности духа.
  • Меч – неумолимый закон и кара.
  • Жемчужины и раковина – масонские знаки саморазвития (перл).
  • Химеры – символы несбыточных мечтаний.
  • Корона – мудрость и высшее просветление.
  • Череп – сосуд души человека.
  • Золотой ключ – познание всех тайн бытия.
  • Фонарь – свет разума.
  • Крест – символ борьбы духа с материей и страдания.