Образовательный портал. Мировое сообщество государств презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему Вставь в текст пропущенные слова

  • познакомить с понятием “мировое сообщество”, представленное в лице Организации Объединенных Наций;
  • познакомить с историей, функционированием, задачами ООН.

Оборудование: таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал для парной и групповой работы.

Методическое обеспечение: электронная презентация; видеофильм “Стихийные бедствия”.

План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

3. “Открытие” детьми нового знания

4. Применение новых знаний

5. Итог урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие.

Прочитайте слова: “Она не будет жаловаться на темноту, она зажжет свечу”.

Попробуйте объяснить, о каком человеке так можно сказать?

Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

II. Постановка проблемы.

1. Самоопределение к деятельности.

В этой четверти мы приступили к последнему разделу курса истории и обществознания “Человек и единое человечество”. Мы продолжаем погружаться в эту тему, делать открытия, обогащаться знаниями. Конкретно тему урока обозначим чуть позже.

2. Повторение.

Как называют всех людей, живущих на Земле? (Человечество)

Продолжите: сегодняшнее общество – это... (Все люди, живущие на планете, объединенные общими интересами)

А у разных государств интересы разные или общие? К чему стремится наше государство?

У каждого государства свои интересы, поэтому государства иногда ссорятся, случаются конфликты и даже войны.

3. Мотивирующий прием

Давайте посмотрим видеосюжет и проанализируем ситуацию. (Фрагмент фильма “Стихийные бедствия” ураган, цунами)

Что произошло и в каком положении оказалось государство и его местные жители?

Как вы думаете, будет ли оказана помощь?

Проблемный вопрос на доске: Почему государства помогают друг другу?

Предлагаю вам обсудить это в группах, а свои версии записать.

Прослушивание и обсуждение версий, выступает представитель от каждой группы:

  • нельзя бросать в беде невинных людей – нужно помогать;
  • государство не справится самостоятельно с убытками;
  • это может случиться с каждым, как ты относишься…, так и к тебе;
  • нужно сохранять и поддерживать дружеские отношения, ведь мы единое человечество;
  • должна быть взаимопомощь, солидарность, гуманизм.

Может ли государство самостоятельно справиться в данной ситуации?

А кто принимает решение об оказании помощи на международном уровне? (ООН)

Мы вплотную подошли к теме урока. Первичное знакомство состоялось при изучении какой эпохи? В чем особенность этой организации, если говорить о количестве стран, входящих в данную организацию? (Почти все страны)

Хотя ООН является универсальной организацией, признанной всеми странами мира, многие до сих пор не имеют полного представления о том, как она работает и чем занимается. На эти вопросы мы сегодня и попробуем ответить. У каждого учащегося информационный лист, куда нужно вписывать нужную информацию.

1. Страницы истории ООН.

2.Деятельность ООН.

4. Совет безопасности.

III. “Открытие” детьми нового знания.

Что же это за организация, какова история создания ООН. (Выступления 3 учащихся)

Вернемся к нашей проблемной ситуации: почему ООН занимается организацией помощи нуждающимся странам?

Что необходимо для оказания помощи? (Еда, вода, медикаменты, врачи, спасатели...)

Представьте, что все страны привезут только еду или только медикаменты – сможет ли пострадавшее государство справиться со своими трудностями и решить проблемы?

Как помощницам договориться о том, кто и чем будет помогать?

Вывод: Все государства планеты – это единое сообщество, т.к у всех есть общие интересы – МИР, БЕЗОПАСНОСТЬ. Поэтому они помогают друг другу, а для защиты интересов есть ООН.

Но ООН занимается не только сохранением мира и оказанием помощи. Она ведет разностороннюю деятельность, направленную на улучшение жизни людей во всем мире. 60 направлений своей деятельности насчитывает ООН.

Сейчас посмотрим презентацию, которую подготовила группа учащихся по второму пункту нашего плана. На ней представлены: “Основные направления деятельности ООН”.

1 слайд – Что это? (Одно из зданий штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Что за флаги?)

2 слайд – Деятельность по поддержанию мира (с момента окончания II Мировой войны было урегулировано150 конфликтов. Сохранение мира сложнейшая задача).

Остальные слайды. – Деятельность ООН.

3 слайд – Особое внимание организация уделяет правам человека. Еще в декабре 1948 года она приняла документ, в котором перечислены права всех людей мира. Этот документ называется ВДПЧ.

Из учебника на странице 110 зачитаем, что такое декларация.

Какие права вы знаете? Поработайте в парах с учебником и заполните схему (права человека).

Право на труд, право на свободу слова, право на гражданство.

Но без обязанностей прав не бывает. ВДПЧ провозглашает, что дети имеют особые права. Какие? ВДПЧ приняла ещё один документ 20 ноября 1989 года “Конвенция о правах ребёнка”.

Вывод: Все люди рождаются свободными и равноправными.

– А что будет, если кто-то нарушит права? Есть в структуре ООН специальная организация Совет Безопасности, которая отвечает за сохранение и не нарушение прав. Прочитайте самостоятельно пункт параграфа и подготовьте ответы на вопросы, записанные на доске.

1) Каковы задачи СБ?

2) Какие страны имеют постоянных представителей в СБ?

3) Какие наказания могут быть наложены на “провинившиеся” государства?

IV. Применение новых знаний.

  1. Пересказ по пунктам плана о СБ.
  2. Заполнение информационных листков.
  3. Проверка и самопроверка.

Вернемся ещё раз к проблемной ситуации: почему государства помогают друг другу?

Вывод: Потому что все государства это единое сообщество, у нас есть общие интересы.

V. Итог урока. Рефлексия.

Итак, ООН помогает улучшить жизнь всех народов мира. Почему?

Это центр решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Но мы должны помнить и знать. Множество людей по-прежнему беззащитны перед лицом голода, болезней, нищеты, перед экологическими проблемами окружающей среды. А поэтому ООН продолжает оказывать помощь нуждающимся, для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ!

Подумайте, а что можете сделать вы, чтобы помочь?

Главное, не быть равнодушным, посмотрите вокруг себя, узнайте о людях, жизнь которых отличается от вашей. А в будущем: быть полезным обществу. Много лет назад про Элеонору Рузвельт сказали: “Она не будет жаловаться на темноту, она зажжет свечу” Это член организации ОН, по её инициативе была разработана ВДПЧ. Её деятельность помогла улучшить жизнь всех людей мира. Хочется верить, что когда-нибудь скажут и о вас.

1. Вставь в текст пропущенные слова.

С 1945 года люди всего мира стремятся наладить сотрудничество между странами, чтобы совместно решать возникающие вопросы. Для этого была создана Организация Объединенных Наций
Главная задача этой организации сохранение мира на планете, недопущение войн, налаживание мирного сотрудничества между странами.

Кроме ООН, есть и другие международные организации. Попробуй по названиям догадаться, для него они были созданы. Запиши свои предположения в таблицу.
Какие ещё международные организации ты знаешь, для чего они созданы? Запиши их в пустые графы таблицы.

2. Сделай подписи к рисункам, изображающим попытки ООН предотвратить войну.

Реши задачу.

На части территории государства «В» разгорелся конфликт между разными народами, населяющими эту страну. По приказу правителей нескольких союзнических государств их объединённые войска без разрешения Совета Безопасности ООН и против мнения двух его постоянных членов решили вмешаться в этот спор и начали военные действия против государства «В».

Вопрос: Кто нарушает международные законы, Устав ООН? Выдели подчеркиванием.

Сделай вывод: Миротворческие войска ООН нужны для того, чтобы обеспечить мир и порядок, обеспечить условия для проведения переговоров между сторонами конфликта, защитить мирное население.

1. Вставь в текст пропущенные слова.

С 1945 года люди всего мира стремятся наладить сотрудничество между странами, чтобы совместно решать возникающие вопросы. Для этого была создана Организация Объединенных Наций
Главная задача этой организации сохранение мира на планете, недопущение войн, налаживание мирного сотрудничества между странами.

Кроме ООН, есть и другие международные организации. Попробуй по названиям догадаться, для него они были созданы. Запиши свои предположения в таблицу.
Какие ещё международные организации ты знаешь, для чего они созданы? Запиши их в пустые графы таблицы.

2. Сделай подписи к рисункам, изображающим попытки ООН предотвратить войну.

Реши задачу.

На части территории государства «В» разгорелся конфликт между разными народами, населяющими эту страну. По приказу правителей нескольких союзнических государств их объединённые войска без разрешения Совета Безопасности ООН и против мнения двух его постоянных членов решили вмешаться в этот спор и начали военные действия против государства «В».

Вопрос: Кто нарушает международные законы, Устав ООН? Выдели подчеркиванием.

Сделай вывод: Миротворческие войска ООН нужны для того, чтобы обеспечить мир и порядок, обеспечить условия для проведения переговоров между сторонами конфликта, защитить мирное население.

Урок и презентация по окружающему миру
Учебник Д. Д. Данилова «Человек и человечество», 4 класс
Образовательная программа «Школа 2100»

Мировое сообщество государств

Иванова Ирина Семеновна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 145Санкт-Петербурга

Цели и задачи урока:

  1. Овладение картиной мира : научить объяснять, как международные организации объединяют людей на Земле в одно человечество.
  2. Чувственно -эмоциональное отношение к миру : научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека.
  3. Познакомить учеников с понятием «мировое сообщество», представленное Организацией Объединённых Наций (история и функционирование ООН, её структура и задачи).

Слайд 1. Человек и человечество

  1. Постановка проблемы.

Учитель:

Что такое конфликт? Из-за чего они возникают?

(Конфликт - это столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьёзный спор, соперничество.)

Учитель:

Из-за чего может возникнуть конфликт между государствами?

(Могут не поделить территорию вдоль границ, одна страна захочет отобрать у другой залежи полезных ископаемых и т. д.)

Учитель:

Могут быть у государств разные интересы?

На доске появляется запись : «У каждого государства свои интересы».

Учитель:

На прошлом уроке мы упоминали гуманитарную помощь. Что это такое?

(Это когда одно государство помогает другому, попавшему в беду.)

На доске появляется запись : «Государства оказывают друг другу гуманитарную помощь».

Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
«Почему разные государства (или страны, как скажут дети) помогают друг другу?»

Проблема урока записывается на доске. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

  1. Версии детей, актуализация знаний .

Что объединяет людей в общества?

(Общие интересы.)

Какое самое большое общество на Земле?

(Человечество.)

Какие общие интересы могут быть у разных государств, составляющих единое человечество?

(Многие страны заинтересованы в сохранении мира на планете, готовы оказать помощь тем, кто попал в беду.)

Представьте, что все страны, готовые оказать помощь, привезут только медикаменты или только еду. Сможет ли пострадавшее государство справиться со своими трудностями?

(Нет, может быть, нужно и то и другое, или что-то ещё.)

Как помощникам договориться о том, кто и чем будет помогать?

(Нужно создать какую-то организацию, которая будет решать чем помочь, распределять задания между всеми государствами-помощниками.)

Почему разные государства помогают друг другу?

общие интересы всемирная организация

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Организация Объединенных Наций.

Какую всемирную организацию вы уже знаете? Когда и почему она была создана?

(После Второй мировой войны большинство государств планеты объединились в Организацию Объединённых наций (ООН).

Рассмотрите символы ООН.

Слайд 2. Символы ООН

Как вы думаете, что они обозначают?

(Работа по командам. Первая команда рассматривает пистолет с «завязанным дулом» перед здание Генеральной Ассамблеи символизирует запрет войн, т. е. одной из задач ООН является предотвращение войн. Вторая команда рассматривает изображение флага ООН. Изображены все материки планеты на фоне голубого чистого неба. Это значит, что человечество должно бороться за мир во всём мире, т. е. ещё одна задача ООН - объединение разных стран в одно сообщество. Третья команда видит круглый стол в зале Совета Безопасности. Это означает, что за круглым столом все участники заседания могут видеть друг друга и находятся в равном положении относительно остальных, т. е. ещё одна задача ООН - установить равноправие между государствами и всеми людьми на планете.)

Как вы думаете, может ли ООН выполнять роль того самого организатора, который помогает государствам оказывать друг другу помощь?

(Да, может.)

Под словами «Всемирная организация» ставится « +».

2. Всеобщая декларация прав человека.

Вы вспомнили о том, что самое большое общество на Земле - человечество, вы называли интересы, общие для всех людей. В каком документе они записаны?

(Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, то можно обратиться к тексту учебника с. 78 нижний абзац. Устав ООН)

Слайд 3. Устав ООН

В Уставе ООН говорится о правах человека. Какие из них вы уже знаете?

(Право на жизнь, право на свободу, право на защиту чести и достоинства и др., право на участие в управлении своим государством, право на свободу слова, равноправие вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, свобода совести, право на собственность.)

Слайд 4. Права человека.

Знаете ли вы, в каком документе записаны права человека? Найдите его название в тексте фрагмента «Все люди рождаются свободными и равными!» (учебник с. 104)

(Всеобщая декларация прав человека)

Слайд 5. Всеобщая декларация прав человека.

Под словами «Общие интересы» ставится знак «+».

3.Миротворческая деятельность ООН.

Что происходит, если во время игры кто-то из детей нарушает правила?

(Ему объясняют правила ещё раз, а если он всё равно играет не по правилам, его могут в игру больше не брать и т. п.)

Что происходит, если гражданин страны нарушает правила, принятые в обществе?

(Он подвергается осуждению, государство может его наказать и т. п.)

Как вы думаете, что может произойти, если какая-то страна нарушает правила, принятые мировым сообществом государств?

(Ответы детей).

Давайте проверим наши предположения по тексту учебника с. 104-105

Слайд 6. Миротворцы

Давайте решим задачу.

(Ответы детей)

  1. Выражение решения проблемы.

1.Применение нового знания

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

(Почему разные страны помогают друг другу?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

(Ответы даются по группам. Вывод: многие люди на планете, многие государства ощущают себя единым человечеством - у всех нас есть общие интересы, важнейшие права, многие готовы оказать помощь попавшим в беду. Направлять усилия разных стран, сохранять мир на планете помогают всемирные организации, одна из которых ООН).

Работа с тетрадью. С. 70 № 1, № 2

V. Домашнее задание.

Обязательное для всех: в тетради доделать задания к уроку 19, прочитать текст к уроку.
Творческое задание:
1. Придумать и нарисовать схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой деятельностью всемирных организаций.

2. На с. 106 подготовить ответы на вопросы (под красными точками) по новой теме.

Мировое сообщество

государств

Урок 19.

Вспоминаем то, что знаем

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Мировое хозяйство.

Объясните, зачем современному человечеству

мировое хозяйство?

Что необходимо человеку или государству

для покупки товара?

Что такое деньги?

Где их можно взять?

Как называют вещи купленные человеком

на заработанные деньги?

Собственность

Тетрадь

стр.69 №4

Определяем тему урока

Что такое конфликт? Из-за чего он возникает?

Из-за чего может возникнуть конфликт между государствами?

Давайте посмотрим видеосюжет и проанализируем ситуацию

Определяем тему урока

У каждого государства свои интересы.

Что произошло и в каком положении оказалось

государство и его местные жители?

Как вы думаете, будет ли оказана помощь?

Государства оказывают друг другу гуманитарную помощь.

Открываем новые знания

Тема 19. Мировое сообщество государств.

Почему разные государства помогают друг другу?

Представьте, что все государства, готовые оказать помощь, привезут только медикаменты или только еду, сможет ли пострадавшее государство справиться со своими трудностями?

Как помощникам договориться о том, кто и чем будет помогать?

Проверьте себя по учебнику

стр.102-103

Открываем новые знания

ООН основана в

Штаб-квартира ООН находится

Число членов государств входящих в ООН

Главный орган управления ООН

Основные направления работы ООН

Дата принятия ВДПЧ

Как называется организация, которая объединяет

все страны?

Организация Объединенных Наций

Закончите предложения:

1945 году

в Нью-Йорке

Генеральная Ассамблея

мир во всем мире

Стр.104

Открываем новые знания

Что такое ВДПЧ?

Всеобщая декларация прав человека

Когда была принята ООН?

О чем этот документ?

В нем прописаны основные права и свободы

человека независимо от того, в какой

стране он живет.

Давайте посмотрим видеосюжет об ООН

Флаг ООН Организация Объединенных Наций Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке Зал заседания Генеральной Ассамблеи ООН В зале Генеральной Ассамблеи, оформленном в зеленом и золотом тонах, размещаются все 192 делегации, каждой из которых выделено шесть мест. Всего 1898 мест. Международный Суд Был учрежден в 1945 году в качестве главного органа ООН для вынесения судебных решений. Суд рассматривает иски только от стран, а не от частных лиц. Если страна принимает решение передать дело в Суд, она обязана выполнять его постановление. Международный Суд Совет Безопасности Зал Совета Безопасности был оформлен Норвегией по эскизам норвежского художника Арнстейна Арнеберга. Большую часть восточной стены занимает большое панно, символизирующее торжество мира и свободы. Участники сидят за круглым столом.

Открываем новые знания

Как вы думаете, что может произойти, если какая- то страна нарушит правила принятые мировым сообществом государств?

Есть в структуре ООН специальная организация, которая отвечает за сохранение и не нарушение прав?

Прочитайте самостоятельно пункт параграфа стр.104-105 и подготовьте ответы на вопросы, записанные на доске.

Открываем новые знания

Стр.104-105

Вопросы:

  • Каковы задачи СБ?
  • Какие страны имеют постоянных представителей в СБ?
  • Какие наказания могут быть наложены на «провинившиеся» государства?
Миротворческие силы Миротворцы Миссии ООН по стабилизации в Гаити оказывают помощь пострадавшим в результате разрушительного землетрясения в стране. Сокращение масштабов нищеты Беженцы в лагере Иридими в Чаде. Борьба против терроризма 19 августа 2003 года - Террорист-смертник взорвал начиненный взрывчаткой цементовоз рядом с «Канал-отелем», в котором располагалась штаб-квартира ООН в Багдаде, Ирак. Погибли не менее 17 человек, в том числе Специальный представитель Генерального секретаря в Ираке Сержиу Виейра ди Меллу, примерно 100 человек получили ранения.

Подводим итог урока

На какой вопрос искали ответ?

Почему разные государства помогают друг другу?

Дома: стр. 102-105, Т. стр. 70 №1(Н,П,М)