Разница между партией и движением. Политические партии и движения

Объединения людей могут существовать в разных форматах. В одних случаях они классифицируются как партии, в других – как движения. Чтобы понять причины такого разделения, рассмотрим, чем отличается партия от движения.

Определение

Партия – организация, имеющая в своем составе людей с общими взглядами и интересами и направляющая свои усилия на достижение власти в государстве или участие в ней в лице своих представителей.

Движение – объединение людей для решения конкретных проблем социального или политического значения, а также организованные действия участников такого объединения.

Сравнение

Основными признаками, позволяющими выявить отличие партии от движения, являются следующие:

  1. Для партии характерно стремление к власти. Движению важно лишь добиться помощи власти в своей деятельности. Если движение начинает бороться за власть, оно превращается в партию.
  2. Перед партией стоит целый ряд глобальных задач. У движения есть одна главная цель, связанная с решением определенной крупной проблемы.
  3. Партия функционирует на основе развернутой идеологии, движение имеет одну общую идею.
  4. Партия – это стабильное формирование, действующее долгое время. Движение организуется не на такой длительный срок, по достижении нужного результата оно перестает существовать.
  5. Партия имеет более или менее однородную социальную базу, в которую входят люди с определенным статусом. В то же время в одном движении могут участвовать представители разных национальных, идеологических и других групп.
  6. У партии есть разветвленный управленческий аппарат, внутренняя иерархия. Формируются отделения на региональном и местном уровне, поддерживающие связь с национальным руководством. Движения, в свою очередь, не структурированы.
  7. В партии имеется фиксированное добровольное членство, сопровождаемое взиманием членских взносов. Движение не занимается официальной регистрацией своих участников.
  8. Внутрипартийная жизнь регулируется нормами, обозначенными в специальном документе – уставе. Партия разрабатывает четкую стратегию, направление действий прописывается в партийной программе. Формат движения – не такой строгий.
  9. Члены партии участвуют в проводимых выборных мероприятиях. Люди, входящие в движение, подобным правом не обладают.

Таковы основные критерии, дающие представление о том, в чем разница между партией и движением.

Школа при Посольстве России в Индонезии. Экстернат.

Кравченко А.И.Певцова Е.А. «Обществознание. 9 класс» , изд. «Русское слово», 2008 год

Итоговый тест за 2 четверть

1. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что…

А) общественные движения политическими вопросами не занимаются

Б) в партиях есть членство, взносы и иерархия

В) В партиях нет постоянного количества членов

Г) в общественных движениях есть внутренняя структура

2. С какого возраста возможно участие в выборах?

А) с 14 лет, Б) с 16 лет, В) с 18 лет, Г) с 21 года

3. Кто может принять участие в выборах?

А) любой гражданин

Б) любой человек, достигший совершеннолетия

В) любой полностью дееспособный гражданин

Г) любой человек, уплачивающий налоги

4. Какой орган власти самый главный из перечисленных?

А) Федеральное собрание (парламент)

Б) Президент

В) Правительство

Г) Конституционный суд

Д) никакой, все равны перед Законом.

5. В республике парламентского типа…

А) нет Президента

Б) большая часть власти принадлежит Парламенту

В) Парламент назначается, а не избирается.

6. Демократия – это такой политический режим, когда…

А) вся власть принадлежит простому народу

Б) органы власти избираются народом и подотчетны народу

В) в стране республика, а не монархия

7. Право – это…

А) совокупность нормативных документов,

Б) наука о Законах

В) правила поведения

Г) возможность что-либо сделать, совершить

8. Человек совершает правонарушение тогда, когда…

А) нарушает норму права

Б) крадет что-либо

В) не выполняет свой моральный долг

9. С какого возраста возникает уголовная ответственность за преступления:

А) с 14 лет, Б) с 16 лет, В) с 18 лет

12. В правовом государстве главной является власть…

А) законодательная

Б) исполнительная

В) судебная

Г) есть три равных независимых власти

13. Конституция РФ – самый главный закон потому, что…

А) это самый большой по объему правовой документ

Б) в ней описаны полномочия Президента и Правительства

В) она устанавливает основные принципы государственного устройства и функционирования общества

Г) она определяет все права человека

14. Россия имеет государственное устройство:

А)конфедеративное, Б) федеративное, В) унитарное

15. Группа прав, обеспечивающих человеку свободу для активных действий, - это…

А) право на свободу собраний

Б) право на свободный труд

В) право на неприкосновенность жилища

Г) право свободно распространять информацию

16. Группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, - это…

А) право на охрану здоровья

Б) право на жизнь

В) право на жилье

Г) право на достойный уровень жизни

(исключите неправильный вариант ответа)

sociopolitical movement) -активная деятельность объединившихся групп, слоев населения на основе общих интересов и целей. Как правило, общественно-политические движения имеют свои программы действий, в которой выражены отношение к властным структурам, определенные требования, оценка различных политических сил, задачи, целевые ориентиры, идеалы Общественно-политические движения могут носить как позитивный, так и негативный характер, способствовать либо стабилизации и прогрессу политической жизни общества, гражданскому согласию либо нагнетанию социальной напряженности.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общественно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движении наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и нестабильность его участников. В движении нет фиксированного членства.

Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г., «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения».

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиальный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политической жизни, вносит предложения в органы государственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаимоотношений с политическими партиями.

Классификация общественно-политических движений может быть произведена по различным критериям (по целям и сферам деятельности, по социальной основе, отношению к государственному строю, политическому режиму, по способам и действиям людей и др.).

Особенно важно то, что становление общественно-политического движения отражает факт возникновения гражданского общества, являющегося базисом всех демократических преобразований человека, общества и государства.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

По данным Министерства юстиции РФ, в Российской Федерации насчитывается около 5 тысяч политических партий и 60 тысяч общественно-политических движений. Большинство из них существует лишь на бумаге. В сентябре 1997 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому все партии обязаны пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции.

И только по истечении одного года после перерегистрации они смогут принимать участие в выборах.. К началу 1999 года перерегистрацию прошли 141 общероссийское политическое общественное объединение. Настоящий справочник содержит сведения о тех партиях и движениях, чья политическая активность наиболее ощутима. (расположены по алфавиту).

Политическая партия (от лат. pars (partis) – часть, участие, доля) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Отличительные признаки политической партии

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти .

3. Наличие политической программы , т. е.

документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

Наличие организации :

– в любой партии есть руководящие органы , как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

– любая партия характеризуется членством , т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;

– любая партия имеет устав , т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций , ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии : борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

Партийная система совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

В современном мире существуют следующие демократические движения :

– за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

– антивоенные, антиядерные;

– за землю и социальные права крестьян;

– за новый экономический порядок (антиглобализм);

– неприсоединения;

– экологические;

– против расовой и национальной дискриминации;

– женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений

1. Стремятся не к достижению власти , а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).

2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

– в большей степени приближены к обыденной жизни людей , чем политические партии;

– более широкая, аморфная, пестрая социальная база , чем у политической партии;

необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.

4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX–XX веков.

Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой – в силу необратимости исторического времени.

Образец задания

C 5. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, используя в них названия любых политических партий современной России.

Ответ: Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Политическая партия имеет организованную структуру, детально разработанную политическую программу и является одним из компонентов политической системы общества.

Примеры предложений: На выборах в российскую Государственную Думу в декабре 2007 года семипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Справедливая Россия» и Либерально-демократическая партия России. Партии либерального толка (Союз правых сил, «Яблоко» и др.), не получив мест в нижней палате российского парламента, оказались в политическом кризисе и др.

Понятие «общественно-политические движения » включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Типология общественно-политических движений

По отношению к существующему строю
  • Консервативные;
  • реформаторские;
  • революционные
По идеологической основе
  • Либерально-демократические;
  • консервативные;
  • социалистические
По национальному признаку
  • Национально-освободитель­ные;
  • за самоопределение нации, культурно-национальную автономию
По демографическому признаку
  • Молодежные;
  • студенчес­кие и др.
По степени организации
  • Стихийные;
  • разрозненные;
  • слабоорганизованные,
  • высокоорганизованные
По масштабам
  • Международные;
  • региональные;
  • действующие в стране, штате, республике
По методам и способам действия
  • Легальные/нелегаль­ные;
  • формальные/неформальные;
  • ориентирующиеся на мирные или насильственные действия

Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это по­зволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обуслов­ливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины.

Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений яв­ляются солидарность и добрая воля их участников.

Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздейство­вать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

Общественно-политические движения выполняют важные функции :

  • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями;
  • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических дви­жений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

Существуют различные варианты взаимоотношений обществен­но-политических движений с партиями.

Общественно-политические движения могут существовать са­мостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

Это происходит в том случае, когда участники движений, имея опреде­ленный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы,
а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники дви­жений вообще не хотят связывать себя партийностью.

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это про­исходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за вы­двинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Пар­тии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Добившись успеха в решении поставленных задач, политиче­ские движения обычно прекращают свое существование (так прои­зошло, например, с движением против размещения крылатых ра­кет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, боль­ших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, напри­мер, произошло с движением «зеленых»).

В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

Получить займ на карту в Смарт Кредит. .


21
ТЕМА: П ОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИХ ДИНАМИКА

План

Введение
1 Общественно- политические движения
1.1 Понятие общественно-политических движений
1.2 Особенности политического движения
1.3 Классификация политических движений
2 Типология Политических движений
2.1 Характеристика общественно-политических движений
2.2 Отличие общественно-политических движений от политических партий
2.3 Функции общественно-политических движений
2.4 Взаимоотношения общественно-политических движений с партиями
3 Основные политические движения
3.1 Теория либерализма и его суть
3.2 Консервативная ориентация
3.3 Идея социализма
4 Политическое лидерство
4.1 Типы политических руководителей
4.2 Проблемы лидерства
5 Динамика политических движений
5.1 Деятельность движений
5.2 Особенности динамики движений в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Движение Политическое - форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода "муку материи". Это замечание справедливо и в отношении политического движения. Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно. В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода - разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь.
1

1.1 Понятие общ ественно-политические движения
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.
1.2 Основные особенности политического движения

Основные особенности политического движения подчеркивают общую отличительную характеристику его природы. Она заключается в том, что политическое движение в чистом виде, т. е. если оно не санкционировано господствующей властью, предстает как стихийно-сознательное и случайно-необходимое явление. Естественный процесс зарождения политического движения соответствует именно таким характеристикам, ибо сама жизнь общества оказывается чреватой политическими движениями. Они прорываются наружу через внешне стихийные и случайные события, которые затем выстраиваются в необходимую цепь взаимосвязанных явлений и лишь постепенно становятся объектом сознательного руководства. Структурные особенности политического движения: - отсутствие жесткой организационной структуры (часто можно наблюдать использование движением уже имеющихся структур); - подвижность участников (отсутствие фиксируемого членства); - руководство по признаку лидерства (отсутствие четкой организации мешает бюрократизации аппарата).
1.3 Классификация политических движений может осуществляться по различным основаниям. Например, по значимости лежащих в их основе проблем, масштабам и глубине происходящих в общества изменений: а) исторические (эпохальные) политические движения (движения рабов, луддитов, левеллеров, крестьянские войны, пролетарские революции и т, д.); б) международные (антивоенные, экологические); в) национальные (за государственный суверенитет); г) локальные (за сохранение Байкала, Арала), местные (за отставку мэра и т. и) Классификация может осуществляться по происхождению политического движения, по отношении к политической системе, по отношению к политической власти и другим основаниям.
2 Типология политических движений

2.1 Характеристика общественно-политических движений

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:
1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых - налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;
2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);
3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Типология общественно-политических движений
По отношению к существующему строю
Консервативные;реформаторские;
революционные
По идеологической основе
Либерально-демократические;консервативные;
социалистические
По национальному признаку
Национально-освободительные;за самоопределение нации, культурно-национальную автономию
По демографическому признаку
Молодежные;студенческие и др
По степени организации
Стихийные;разрозненные; слабоорганизованные,
высокоорганизованные
По масштабам
Международные;региональные; действующие в стране, штате, республике
По методам и способам действия
Легальные/нелегальные;формальные/неформальные;
ориентирующиеся на мирные или насильственные действия
Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.
2.2 Идейно-политическая ориентация движений

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий.
Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партий
По социальной направленности программы
и деятельности
Социал-демократические;либерально-демократические; коммунистические;
классовые; националистические; расовые;
фашистские; религиозные; государственно-патриотические; народные
По идейным основаниям деятельности
Доктринальные (защита своей идеологии);
прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий); харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)
По методам выполнения программы
Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)
По характеру политических действий
Реакционные; консервативные; умеренные;
радикальные; экстремистские
По представительству в высших органах
государственной власти и отношению
к официальной политике
Правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные)
По месту в политическом спектре
Левые; центристские; правые
По стилю общения между партийными
лидерами и рядовыми членами
Демократические;
антидемократические
По организационной структуре
Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);
лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); авангардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)
По характеру членства
Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)
По виду партийного руководства
Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
личностного руководства; консенсусного руководства
Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.
Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся.
2.3 Общественно-политические движения

Общественно-политические движения выполняют важные функции:
агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;руководят массовыми выступлениями; осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.
Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.
Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.
2.4 Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.
Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.
Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).
В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.
3 Основные политические движения

3.1 Теория либерализма и его суть

Самыми распространенными социально-политическими теориями традиционно считаются либерализм, консерватизм и социализм.
Термин "либерализм" вошел в широкое употребление в первой половине XIX., когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят еще к эпохе революций XVII-XVIII вв. Основателями, классиками этого течения по праву считаются англичане Джон Локк, Адам Смит, Иеремия Бентам, французы Шарль Луи Монтескье, Бенджамен Констан, Франсуа Гизо, немцы Иммануил Кант, Вильгельм Гумбольт, американцы Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и др. Современная либерально-политическая мысль представлена многими в большей или меньшей мере известными именами. В их творчестве рассматривается широкий круг экономической и социально-политической проблематики. Ныне общепринятым считается понимание либерализма как социально-политической теории, в которой обосновываются прирожденные и неотъемлемые права индивидов, а все надиндивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускается лишь постольку, поскольку они не противоречат принципу индивидуальной свободы. Для понимания сути либерализма как направления социальной мысли и политической практики важно подчеркнуть, что возник он в период борьбы против феодального способа производства, политическ и т.д.................