Выборы в облдуму. Как выбирают в Государственную Думу

Эксперты прогнозируют, что после выборов президента в 2018 году начнётся реформа политической системы

Фото: Владимир Афанасьев / «Парламентская газета»

Выравнивание конкурентоспособности партий станет одним из главных направлений реформы политической системы в России. А одним из её векторов станет укрупнение партий. Об этом заявили участники заседания Экспертного клуба «Парламентской газеты», которое состоялось 12 октября.

«Многосубъектность» вместо ручного управления

Модератор Экспертного клуба «Парламентской газеты» политолог заявил, что реформа политической системы назрела, так как существующий механизм формирования парламента России успешно выполнил свою задачу по отсечению от законодательной власти популистских группировок. И, по его словам, падение явки на выборах, которое было отмечено политологами в единый день голосования 10 сентября, - «разумное поведение избирателя». Эксперт считает, что содержательное отличие будущей реформы в том, что режим персональной власти при одном, пусть и великолепном лидере, будет заменён на «многосубъектность».

«Механизм принятия коллегиальных решений будет сильнее, чем ручное управление», - рассказал Марков об одном из вариантов реформы.

Михаил Емельянов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Также, по его словам, вполне реален сценарий, когда политические партии в России станут площадкой интеграции власти и крупного бизнеса. К примеру, пояснил он, если в каком-то городе есть бизнесмен №1, то есть и бизнесмен №2, который всегда будет находиться в конфликте с первым. Каждому из них нужна своя политическая опора, своя партия - такая система работает в десятках стран мира. В России же пока бизнес делает больший акцент на поддержку губернаторов или мэров, чем депутатов. Политолог считает, что ситуация должна меняться в пользу партий.

Избиратель не идёт на выборы, потому что уверен - все партии в России одинаковы, а голосование нужно «для галочки», заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, депутат от фракции «Справедливая Россия» . Парламентарий убеждён, что реформа политической системы в России невозможна без предложений от самих партий. По его словам, отдельные люди в системной оппозиции об этом говорят давно и таких людей становится всё больше.

Иван Абрамов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

«Никто не будет ломать партии через колено - такой реформой доверие избирателей не вернуть. Думаю, власти обозначат путь к реформированию, чтобы партии двигались по нему дальше сами», - отметил законодатель.

А уже сейчас, по убеждению Михаила Емельянова, надо создавать координационный совет для оппозиционных парламентских партий - так будет легче продвигать инициативы. Тем более что, например введение в России прогрессивной шкалы налога, поддерживается всеми тремя оппозиционными думскими фракциями. Поэтому объединение «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, считает депутат, - «идея не такая уж фантастическая».

На пути к двухпартийности

Реформирование политической системы начнётся сразу после выборов Президента России в марте 2018 года, убеждены эксперты. А предложения о том, как осуществлять изменения, мы услышим уже в ходе предвыборных заявлений кандидатов в президенты - в этом уверен первый зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, депутат от фракции ЛДПР .

«Запрос на сильную оппозицию уже сформирован в обществе. И тот кандидат, который его сформулирует, будет иметь большие шансы на победу», - считает он.

Константин Бабкин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

А суть реформы парламентарий видит в укрупнении политических партий. При этом парламентарий заметил: если бы действующее избирательное законодательство работало бы на сто процентов, то вопрос о партии большинства был бы всегда открытым.

Эксперты согласны с тем, что появление «второй крупной партии» наряду с «Единой Россией» позволит уйти от ситуации, когда интересы огромного количества россиян никак не выражаются в ходе выборов. А политтехнолог Андрей Колядин заметил: власть не даст сигнал к реформе, если не будет конкретного проекта изменения политической системы. Как говорится, нет проекта - нет решений.

Андрей Колядин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Между тем не все уверены, что реформа политической системы начнётся именно в 2018 году. Но в 2021 году Госдума будет формироваться уже по иному принципу - в этом сомнения мало у кого возникают. В частности, такое мнение высказал «Парламентской газете» глава «Партии дела» Константин Бабкин .

«Выборы станут более соревновательными, конкуренция больше. Во всяком случае, наша партия на себе ощущает стремление подавить нашу политическую активность, на это очень надеется», - отметил он.

Самое ожидаемое политическое событие 2016 года – выборы в Государственную думу седьмого созыва не принесли сюрпризов и полностью оправдали ожидания специалистов.

Самое ожидаемое политическое событие 2016 года – выборы в Государственную думу седьмого созыва не принесли сюрпризов и полностью оправдали ожидания специалистов. Партия Единая Россия в очередной раз одержала победу «за явным преимуществом», а результаты выборов продемонстрировали отсутствие какого-либо желания у простого народа менять сложившийся политический порядок. И всё же, выборная кампания 18 сентября 2016 года позволяет сделать некоторые выводы. Например, несмотря на результаты выборов, относительно низкая общая явка говорит о потере интереса к выборам, как к мероприятию, определяющему те или иные вектора развития страны.

Результаты выборов в Государственную думу: явка по регионам

Мнения экспертов по поводу количества пришедших на выборы российских граждан несколько разнятся. Одни специалисты соглашаются с пресс-секретарём Президента РФ Д.Песковым, заявившим, что 47,81% по всей стране – это показатель, который вполне достойно смотрится на фоне аналогичных европейских кампаний. Другим не даёт покоя тенденция, показывающая, что простой народ всё меньше желает тратить время на выражение своей гражданской позиции и декларирование политических взглядов.

18 сентября 2016 года участки посетило меньше половины зарегистрированных избирателей, но это не помешало ЦИК признать выборы состоявшимися (соответствующие поправки в законодательство были внесены заранее), а результаты выборов — окончательными. Интерес вызывает лишь существенная разбежка в показателях явки по регионам. Несмотря на то, что представители Единой России побеждали практически в каждом регионе, наибольшее количество голосов за них, равно как и почти вдвое большее количество проголосовавших, было зафиксировано в 13-ти субъектах: Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Мордовии, Чеченской республике, Кемеровской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Татарстане и Республике Тыва. В этих регионах средняя явка составила 81,4%, тогда как в 72 остальных – лишь 42,9%. Какие результаты выборов были получены в этих двух кардинально отличающихся между собой группах, можно увидеть в следующей таблице.

Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то эти города возглавили списки населённых пунктов с самой низкой явкой: 35,18% и 32,47% соответственно. Вместе с тем, и здесь результаты выборов показали серьёзную поддержку партии власти.

Результаты выборов в Госдуму 2016: как распределились голоса

Выборы 2016 года в Государственную думу вновь показали силу партии власти: Единая Россия не просто одержала победу, а получила конституционное большинство, которое позволит ей принимать законы, содержащие поправки в статьи Конституции РФ – высшего нормативного правового акта государства. Официальные данные говорят, что Единая Россия набрала 54,19%, что в количестве депутатских мандатов равно 343 (общее число мест в Государственной думе – 450). Итоговые цифры выборов таковы:

  • «Единая Россия» – 54,19%;
  • КПРФ – 13,34%;
  • ЛДПР – 13,15%;
  • «Справедливая Россия» – 6,22%;
  • «Коммунисты России» – 2,27%;
  • «Родина» – 2,3%;
  • Российская партия пенсионеров «За справедливость» – 2,0%;
  • «Яблоко» – 1,9%;
  • «Партия роста» – 1,8%;
  • «Парнас» – 1,2%;
  • «Зеленые» – 0,8%;
  • «Гражданская платформа» – 0,3%;
  • «Гражданская сила» – 0,2%.

Вслед за Единой Россией места в Государственной думе получили представители пяти партий и один самовыдвиженец:

  • «Единая Россия» – 343,
  • КПРФ – 42,
  • ЛДПР – 39,
  • «Справедливая Россия» – 23,
  • «Гражданская платформа» – 1,
  • «Родина» – 1,
  • самовыдвиженцы – 1.

Выборы в Думу 18 сентября 2016 года: фальсификация?

Председатель Центрального избирательного комитета Э.А. Памфилова охарактеризовала выборы 2016 года, как открытые и легитимные. При этом она дала понять, что любые факты фальсификаций будут рассматриваться незамедлительно, а в отношении нарушителей будут приниматься соответствующие меры. Официальные данные, которые поступили из МВД России на следующий день после выборов, гласят, что имели место два случая вброса бюллетеней в Ростовской области. Кроме того, зарегистрировано 8 жалоб, которые поступили в адрес ЦИК от наблюдателей. Мнения экспертов относительно фальсификаций выборов 2016 года традиционно разделились: часть считает, что места в Государственной думе были распределены заранее, другие – что в итоговых цифрах действительно отражена воля простого народа.

Результаты выборов в Думу 2016: что говорят наблюдатели о победе Единой России?

О том, что в 2016 году вновь победит Единая Россия, говорилось ещё в предварительных опросах, которые накануне выборов регулярно публиковал ВЦИОМ. Тогда же были названы и партии-спутники, многие годы составлявшие Единой России компанию в нижней палате парламента: КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Среди мнений экспертов и наблюдателей можно услышать самые разные объяснения сложившейся на политическом поле страны ситуации: огромный административный ресурс партии власти, отсутствие достойной альтернативы, потеря интереса к выборам большей части населения и пр. Сухие же цифры говорят о том, что за партию, получившую конституционное большинство, в 2016 году проголосовало 27,2 млн. граждан. На прошлых выборах, где Единая Россия также одержала безоговорочную победу, число её сторонников составляло 32,4 млн. человек.

Нынешние выборы стали в своем роде уникальными. Многие политологи сошлись на том, что кампания-2016 стала своеобразным «стресс-тестом» всей политической системы в России.

И уже сейчас можно сказать, что тест был успешно пройден. Речь идет даже не о том, кто победил и кто набрал больше голосов. Как никогда ранее внимание было уделено самим электоральным политическим процессам.

Впрочем, для начала немного о цифрах.

"В Государственную думу проходят четыре партии: "Единая Россия" (44,5%), ЛДПР (15,3%), КПРФ (14,9%), "Справедливая Россия" (8,1%)", - сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в эфире телеканала "Россия 1".

Также по данным опроса на выходе из участков, "Коммунисты России" набирают 2,6% голосов, "Родина" - 2,3 % голосов, Российская партия пенсионеров "За справедливость" - 2%, "Партия роста" - 1,8%, "Парнас" - 1,2%, "Зеленые" - 0,8%, "Гражданская платформа" - 0,3%, "Гражданская сила" - 0,2%.

Также по данным Фонда общественного мнения, у «Единой России» будет 48,7 процента голосов, у ЛДПР - 14,2 процента, у КПРФ - 16,3 процента, у «Справедливой России» - 7,6 процента.

Отметим, что окончательные данные будут доступны после подсчета всех бюллетеней во всех регионах страны.

По итогам обработки 10% итоговых протоколов, на выборах в Госдуму «Единая Россия» набирает 45,95% голосов избирателей, ЛДПР - 17,4%, КПРФ - 16,76%, СР - 6,36%, сообщил ЦИК.

Непарламентские партии "Родина", "Гражданская платформа" и "Партия Роста" проходят в Госдуму по одномандатным округам на момент подсчета 8,00% протоколов, получая по одному месту, свидетельствуют данные ЦИК России.

"Люди проявили гражданскую позицию. Явка не самая большая, какой была в предыдущей кампании, но высокая. .. Мы знаем, что людям живется непросто, проблем много, но результат такой, какой он есть. Можно с уверенностью сказать, что «Единая Россия» набрала большинство",- заявил президент России.

"Предварительные результаты, согласно которым абсолютное большинство в новой Госдуме набирают «единороссы», свидетельствуют о политической зрелости российского гражданского общества",- отметил Путин.

Он добавил, что "хотя народу «трудно и тяжело, но люди за «Единую Россию» проголосовали. Без спорных вопросов в работе партии не обходится, но кроме нее, никто лучше основные проблем страны не решает. «Единая Россия» точно выполняет ту функцию, ради которой партия создавалась",- пояснил глава государства.

"Результат хороший, наша партия будет иметь абсолютное большинство, но а какое это большинство - будет определено в результате подсчета голосов", - сказал премьер-министр и глава партии большинства Дмитрий Медведев.

В свою очередь секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил, что люди оказали поддержку курса на независимость и самостоятельность страны, на стабильность. "Именно эта поддержка отразилась в результате, который объявляют социологи и Центризбирком",- сообщил он.

ЛДПР признает итоги выборов в Госдуму и оценивает выборы положительно, заявил лидер партии Владимир Жириновский. "Мы выборы, естественно, признаем и оцениваем положительно", - сказал он. Также Жириновский отметил, что "имели место определенные нарушения", но значительными они не являются.

Также партия «Справедливая Россия» заявила, что признаёт итоги выборов в Госдуму."В целом я считаю, что выборы в Госдуму 7-го созыва состоялись. У партии «Справедливая Россия» нет оснований подвергать сомнению результаты",- сообщил лидер партии Сергей Миронов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Россия-24» сообщил, что сторонники партии намерены провести серию акций по итогам прошедших выборов в Госдуму. «Мы свои голоса не отдадим. На 19-20 сентября намечены акции в поддержку честных и достойных выборов повсеместно",- ворчит Геннадий Зюганов. Впрочем, именно с такими формулировками ворчит он постоянно - что не мешает после каждых выборов КПРФ и лично Зюганову заседать в парламенте, получая значительные депутатские зарплаты.

"Единая Россия» получила большинство в 79 из 89 одномандатных округов, ЛДПР - в четырех, КПРФ - лишь в двух. По одному мандату у кандидатов «Справедливой России», «Родины», «Гражданской платформы» и Партии роста",- сообщил ЦИК, ссылаясь на данные государственной автоматизированной системы «Выборы».

Например, Сергей Марков, отметил высокую явку на Дальнем Востоке: «причины более высокой явки две. Много новых маленьких партий, от этого их избиратели идут на выборы. И граждане больше поддерживают власть после атаки Запада на Путина, после катастрофы на Украине и после Крыма»

"Результаты выборов были ожидаемые. Рисунок кампании был такой, что кампанию тянули кандидаты - одномандатники. У кого было достаточное количество сильных одномандатников, чтобы закрыть некоторое количество округов - те имели шансы, а у кого нет, можно было сколько угодно роликов показывать и компанию в интернете вести: избиратели не любят электоральной шизофрении, когда надо за человека голосовать из одной партии, а за бренд - другой",- заявил политолог Алексей Чадаев.

"Шансы были у малых непарламентских партий, конечно, но просто никто не понял этого рисунка избирательной кампании, который говорит о том, что, во-первых, одномандатные кандидаты - локомотивы, во-вторых, местная повестка доминирует над общефедеральной. Не про то, как обустроить Россию, планету, Украину, Сирию, а про то, как обустроить двор, подъезд, соседнюю школу, и так далее», - рассказал Чадаев.

"Наша гламурная тусовка, распиханная по всяким старым новым партиям, к этому готовы не была, что результат и показал", - резюмировал эксперт.

"В свою очередь в целом произошло обновление системы и игроков. Любовь к стране и патриотизм являются сегодня для избирателя важными аспектами. Улучшила свой результат ЛДПР; подтвердила свой статус парламентской партии "Справедливая Россия"; приличный результат показала партия «Родина» и малые партии, распределившие между собой голоса, скажем так, протестного голосования. Представители этих партий окажутся в парламенте в качестве победителей в одномандатных округах",- пояснил политолог Алексей Мартынов.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, также дал комментарий об уровне явки и ходе избирательных процедур: «явка пока что достаточно типовая, что обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, есть одномандатники, что повышает интерес к избирательной кампании, с другой стороны, у нас нет какого-то внутреннего надрыва в политической кампании, такой протестной внутренней активности, поэтому интерес там не настолько высокий».

О высокой явке говорил и Директор по исследованиям фонда "Институт социально-экономических и политических проблем" (ИСЭПИ) Александр Пожалов. По его словам, «в первые часы голосования по местному времени во многих регионах Сибири и Дальнего Востока активность избирателей была выше, чем в 2011 году».

В целом, лозунг, под которым прошла нынешняя кампания - легитимность, честность, прозрачность. Уже сейчас по тому, насколько меньше было нарушений во время голосования, можно сказать, что российская избирательная система качественно эволюционировала. Как бы пафосно это ни прозвучало, но на этих выборах в Государственную Думу победила демократия.

Это особенно важно, поскольку сейчас стране требуется максимально легитимная власть. При этом та власть, которую осознанно выбирал народ. Кстати, именно поэтому так возросла в рамках нынешней кампании роль одномандатных депутатов. И большие проценты голосов получили те из них, кто непосредственно встречался с избирателями. То, о чем говорил Вячеслав Володин на встрече с политологами - о дворе, как единице политического пространства, полностью воплотилось в жизнь.

Помимо глобальной повестки, у избирателей есть и конкретные, локальные проблемы, которые они хотят решить при помощи избираемой ими власти. Встречи с избирателями также стали «стресс-тестом». Но уже не для всей политической системы, а непосредственно для кандидатов. Кто успешно «протестировался» - покажут итоги голосования.

Еще один интересный факт. Даже крымские татары на выборах в Госдуму проявляют "небывалую явку, демонстрируя полную солидарность с российским народом". Об этом заявил Life вице-премьер правительства региона Руслан Бальбек."Национальный фактор 2,5 года активно использовался внешними силами в качестве дестабилизирующего. Крымские татары восприняли это как вызов лично себе и проявляют на выборах сегодня небывалую активность. Явка среди них будет высокой, за 25 лет такой явки на выборах среди крымских татар никогда не было",- пояснил он.

"Выборы проходят открыто и легитимно. Судя по сообщениям ЦИКа, серьезных нарушений не зафиксировано. Для всех партий, участвующих в выборах, созданы равные условия для конкуренции", - цитирует пресс-служба движения сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова.

В целом уже сейчас ряд политиков и экспертов отмечает высокий уровень открытой и прямой конкуренции между партиями и кандидатами. Вообще, сама кампания этого года была максимально публичной. И побеждает в ней тот, кто показал себя компетентным специалистом.

По словам Сергея Неверова, "Единая Россия" считает приоритетным проведение легитимных выборов в Госдуму, а не количество голосов, полученных в день голосования». И такое видение политических процессов актуально не только для ЕР, но и для любой политической партии, желающей победить в этом сезоне.

Нет задачи победить любой ценой, более того, «любой ценой» сейчас и не победишь. Мониторинг нарушений ведется максимально тщательно.

Неэлекторальные технологии обнаруживаются оперативно, и на них следует жесткая реакция. Реакция, при этом, опять же, максимально публичная, что бьет по репутации партий и кандидатов-нарушителей в среде избирателей, идущих голосовать.

Так соруководитель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц, уже сообщил СМИ - хоть все проблемы не искоренены полностью, однако "отмечается улучшение общего климата".

"Климат на выборах - он стал чуть лучше, чем он был в 11 году. "Безусловно, позиция ЦИК, которую ЦИК транслировал в регионы, кем-то услышана была, но есть отдельные случаи",- заключил он.

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, «ЦИК находится в очень тесной связи с правоохранительными органами и прокуратурой, и на этот счет нам можно быть спокойными». При этом, политолог особо отметил: «зная немного Эллу Александровну Памфилову, полагаю, что так оно и произойдёт. ЦИК довольно плотно контролирует ситуацию, в том числе и в регионах. Ведет, насколько мне известно, значимую работу по предупреждению нарушений. Многие кандидаты очень активны, многие уже делали заявления относительно того, что они зафиксировали определенные нарушения. Это, конечно, тоже очень оперативно разбирается. Буквально в прямом эфире. Я думаю, что вот такая оперативная ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, позволяет сказать, что в целом эти выборы можно считать не то что состоявшимися, а результаты их будут легитимными».

При этом важный момент заключается в том, что каких-то глобальных, систематических нарушений не было обнаружено. Об этом говорят как российские, так и зарубежные эксперты и наблюдатели. Например, член Общественной палаты Любовь Духанина в интервью отметила, что «кандидаты в депутаты от всех партий проделали реальную работу с избирателями, предлагали свои программы. И сегодня у людей действительно есть возможность сделать выбор. Но самое важное: вся предвыборная кампания шла действительно открыто. И информации в этом году было достаточно много. Теперь самое важное - чтобы выборы прошли честно, были легитимными».

Подтверждает слова Духаниной и известный тележурналист Евгений Ревенко, который голосовал в Воронеже. По его словам, «люди в Воронеже активно шли на выборы. Нигде не зафиксировано сколь бы то ни было существенных нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление граждан. А «Единая Россия» как никто другой заинтересована в честных, чистых, прозрачных выборах, чтобы ни у кого не возникло сомнений в легитимности этого голосования».

Отметил возросшую открытость и конкурентность нынешней кампании и Заместитель председателя Государственной думы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Он заявил, что «сегодняшние выборы проходят в открытой и конкурентной атмосфере». «За мандаты депутатов Госдумы борются 14 партий - в два раза больше, чем в прошлые выборы в 2011 году. Всем участникам были созданы равные условия для того, чтобы они могли представить свои программы, а люди могли оценить их, сравнить между собой», - заявил Васильев, подчеркнув, что «теперь многое будет зависеть от выбора каждого из нас, от нашей гражданской позиции и неравнодушия».

"Наша партия ставила задачу по легитимности. Для этого было немало сделано - мы провели предварительное голосование, мы смогли пригласить в наши ряды много представителей гражданского общества, которые принесли с собой уважение людей. А также мы сократили число губернаторов-кандидатов, поэтому мы убеждены, что эти результаты и выборы конкурентны и легитимны",- отметил он.

"Мы ставили задачу обновления Партии и соответствия ожиданиям общества. Это кого-то удивляет, но мы намерены серьезным образом менять ситуацию. Обращаться к людям и просить лучших из них к нам прийти и занять место в парламенте - это огромная ответственность. Но мы должны отвечать за это",- пояснил политик.

"Единая Россия" в предвыборный период проводила мониторинг новых законов. Мы единственные, кто взяли законы по лесу, земле, торговле и начали вместе с людьми проводить мониторинг. Это уже дает результат: в сетях увеличилась доля товаров местного производства. Идут качественные изменения в интересах людей",- заключил он.

Выбор при этом, граждане делают, и делают весьма активно. По словам руководителя Фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, «явка избирателей на выборах в Госдуму седьмого созыва опровергла пессимистические прогнозы некоторых аналитиков, предсказывавших крайне низкую активность россиян».

Соглашается с ним генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который заявил, что «по мере приближения электоральной активности в центральную Россию, в западные регионы, особенно на юге, явка будет расти. И достигнет 50 с лишним процентов».

При этом, работу на повышение легитимности и конкурентности проделала не только «Единая Россия», но и другие политические партии. Например, активно развивали социальную повестку СР и КПРФ. Вообще в рамках нынешней кампании социальные вопросы были популярной темой для очень многих политических движений.

Что касается победы «Единой России», то нужно понимать, что это еще и огромная ответственность партии перед всей страной. Впрочем, кандидатами ЕР была проделана огромная работа, начиная от праймериз, заканчивая итоговым днём голосования. В рамках этих процедур в списки «Единой России» попали действительно компетентные люди, профессионалы. Которых в эти списки избрал народ на предварительном голосовании.

При этом ЕР не выставила своих кандидатов в 19-и одномандатных округах. И сделано это было осознанно, в рамках открытой политической конкуренции. Поскольку в этих округах и так есть сильные, профессиональные оппозиционные кандидаты.

В целом в нынешнем избирательном сезоне уровень конкуренции повысился. В бюллетене указано 14 партий вместо семи допущенных на выборы в прошлом году. То есть, политическое представительство в государственной думе могут получить самые разные социальные страты российского общества, и что важно, политический спектр партий охватывает все социальные слои.

По прогнозам экспертов, новая Государственная Дума будет пространством постоянного политического диалога. ЕР готова говорить с конструктивной оппозицией и более того, к мнению этой оппозиции прислушиваться. Такой диалог обусловлен самой логикой нынешних избирательных процессов и выбором граждан. В Думу прошли именно те, кто готов был компетентно и конструктивно разговаривать как с электоратом, так и с конкурентами по политической борьбе.

В целом в победе ЕР сыграло отдельную и важную роль позиционирование себя, как «партии Путина и Медведева». Рейтинги первых лиц государства повысили и уровень народного доверия к «Единой России».

Можно сказать, что нынешняя кампания была несколько спокойнее предыдущих в плане кризисов, скандалов и нарушений. И это свидетельствует о развитии и «взрослении» политической системы в России в целом.

Москва. 19 сентября. сайт - В понедельник было подсчитано большинство голосов на выборах в Госдуму, местные парламенты и глав российских регионов, которые прошли по всей стране в Единый день голосования - 18 сентября. Лидерами голосования в законодательные органы вновь оказались представители "Единой России", а на выборах губернаторов - действующие главы регионов или временно исполняющие их обязанности.

Среди прочих тенденций - ослабление позиций "Справедливой России" и КПРФ за счет роста популярности ЛДПР среди избирателей, низкая явка на выборы в Москве и Петербурге, а также снижение числа нарушений в ходе голосования.

Окончательные итоги выборов в Госдуму седьмого созыва будут подведены в пятницу, 23 сентября, но, как считают в ЦИК, никаких существенных изменений относительно уже подсчитанных результатов ожидать не стоит.

Изменения

Главной особенностью выборов этого года стало возвращение смешанной системы голосования - из 450 депутатов Госдумы седьмого созыва 225 человек выбирают по партийным спискам и столько же - по одномандатным округам. На 95.836 избирательных участках по всей стране можно было проголосовать за 14 политических партий (перечислены по порядку размещения в бюллетене): "Родину", "Коммунистов России", "Российскую партию пенсионеров за справедливость", "Единую Россия", "Зеленых", "Гражданскую платформу", ЛДПР, ПАРНАС, "Партию Роста", "Гражданскую силу", "Яблоко", КПРФ, "Патриотов России" и "Справедливую Россию".

Примечательно, что в этом году отказались и от практики "паровозов", когда во главе списка на выборах по пропорциональной системе выставляется популярный и авторитетный человек (высокопоставленный политик, спортсмен, актер и так далее), за счет которого рейтинг его партии и количество отданных за нее голосов растет. Впоследствии лидер списка отказывается от своего мандата в пользу менее именитого однопартийца.

Выборы в Госдуму

Как сообщили в Центральной избирательной комиссии (ЦИК РФ), по итогам подсчета 93,1% протоколов "Единая Россия" получает 140 мест в Госдуме по партийным спискам и 203 места по одномандатным округам. Таким образом, по предварительным данным, у "Единой России" будет 343 места в Госдуме из 450 (то есть 76,2%).

Больше всего голосов правящая партия получила в регионах с максимальной явкой на избирательные участки: например, 88% в Дагестане, 81,67% - в Карачаево-Черкесии, 77,71% - в Кабардино-Балкарии, 77,57% в Кемеровской области. В некоторых регионах "Единая Россия" хоть и стала лидером голосования, но не добилась столь высоких результатов. Так, в Челябинской области за нее проголосовали , а в Москве - .

Таким образом, "Единая Россия" уже может рассчитывать в Госдуме на конституционное большинство (более двух третей кресел), которое позволит партии принимать поправки в Конституцию (за исключением нескольких глав), а также преодолевать президентское вето.

Второй по числу мандатов партией, по предварительным данным, оказывается КПРФ. По партийным спискам она получает 13,45% голосов - то есть 35 мандатов, по одномандатным округам - семь мандатов. Далее с небольшим отрывом следует ЛДПР - за нее по единому федеральному округу проголосовали 13,24%, что соответствует 34 мандатам, по одномандатным спискам эта партия получает пять мандатов. "Справедливая Россия" по партийным спискам набрала 6,17% голосов, а по одномандатным получила семь мест в парламенте.

Большинство нижней палаты российского парламента останется в основном четырехпартийным, и даже снижение барьера для прохождения в Госдуму с 7% до 5% не помогло непарламентским партиям пройти по общепартийным спискам. Только "Родина" и "Гражданская платформа" смогут получить по одному месту в нижней палате, так как два их кандидата смогли победить в своих одномандатных округах. Кроме того, в состав Госдумы войдет один самовыдвиженец - Владислав Резник.

Выборы глав регионов

В рамках Единого дня голосования также прошли выборы глав девяти регионов - в Коми, Туве, Чечне, в Забайкальском крае, а также в Тверской, Тульской и Ульяновской областях. При этом в Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии глав регионов избирают региональные парламенты.

Для победы в первом туре кандидату было необходимо набрать более 50% голосов. Это удалось Сергею Гапликову, за которого проголосовали 62,17% избирателей. Явный лидер определился и в Чечне - после подсчета 93,13% бюллетеней, выяснилось, что за врио главы региона проголосовали почти 98% пришедших на выборы, а его ближайший соперник - уполномоченный по защите прав предпринимателей Чечни Идрис Усманов - получил лишь 0,83% голосов.

Самовыдвиженец Алексей Дюмин, исполняющий обязанности главы Тульской области, по итогам обработки 100% протоколов набрал 84,17%, а действующий глава Республики Тува Шолбан Кара-оол - 86%. Аналогично ситуация сложилась и в Забайкальском крае - кандидат от "Единой России", врио губернатора Наталья Жданова получила 54,22% голосов, и в Ульяновской области - врио губернатора Сергей Морозов, выдвинутый "Единой Россией", по результатам обработки 82% протоколов избирательных комиссий, набирал 53,91% голосов. Врио губернатора Тверской области Игорь Руденя также лидировал в своем регионе.

Выборы в региональные органы власти

В 39 субъектах РФ состоялись выборы в региональные парламенты, в частности, в Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Карелии, Мордовии, Чечне, Чувашии, в Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском и Ставропольском краях; в Амурской, Астраханской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской и Тюменской областях; в Петербурге, в Еврейской автономной области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Чукотском автономном округе.

В рамках Единого дня голосования также выбирали главу города Кемерово, депутатов муниципальных собраний в столицах 11 регионов - в Уфе, Нальчике, Петрозаводске, Саранске, Грозном, Перми, Ставрополе, Калининграде, Кемерово, Саратове и Ханты-Мансийске.

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что получили в региональных парламентах по стране в общей сложности 16 мест. Так, "Патриоты России" получили четыре мандата, "Яблоко" - пять, "Партия Роста" и "Пенсионеры за справедливость" - по три и "Родина" - один.

Явка по стране

Для россиян, оказавшихся во время выборов за пределами родины, традиционно организовываются избирательные участки за границей. Тем не менее президент Украины поручил проинформировать Россию о невозможности проведения выборов в Госдуму РФ на украинской территории. В Киеве заявили, что могут изменить свою позицию, если Москва откажется от проведения выборов в Крыму, который Украина считает оккупированной территорией. Тем не менее россияне смогли проголосовать в посольстве в Киеве и в генконсульстве в Одессе, однако процесс их волеизъявления сопровождался беспорядками. Во Львове и Харькове обошлось без нарушений правопорядка. Украинский МИД призвал не признавать результаты выборов в Госдуму в части голосования на территории Крыма.

Около 10 утра глава ЦИК Памфилова назвала явку на нынешние выборы - 47,81%. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что низкой ее назвать нельзя, и добавил, что она оказалась "выше, чем в подавляющем большинстве европейских стран" и "не влияет на сами результаты выборов, на их убедительность".

Самую высокую явку избирателей продемонстрировали КЧР и КБР - более 90%, Дагестан - более 87%, а также Кемеровская и Тюменская область - 74,3% и Чечня.

Наиболее низкими показатели явки избирателей оказались и Петербурге, что Песков назвал традиционным явлением. Так, в столице на избирательные участки пришло 35,18% электората, что существенно меньше, чем в ходе парламентских выборов 2003, 2007 и 2011 годов. В Мосгоризбиркоме предположили, что на явке сказалась холодная погода и дожди, а также плохая работа партий с избирателями.

Согласно данным ЦИК РФ, в Москве "Единая Россия" набирает 37,3% голосов, КПРФ - 13,93%, ЛДПР - 13,11%, "Яблоко" - 9,51%, "Справедливая Россия" - 6,55%.

Явка оказалась еще ниже московской - 32,47%.

Нарушения

По словам Памфиловой, каждое третье сообщение связано с неправомерными действиями, каждое пятое - это жалоба на фальсификацию итогов голосования или готовящиеся массовые фальсификации. "Несколько обращений поступило от наблюдателей - об их увольнении работодателем в связи с участием в избирательной кампании. Это надо взять на особый контроль - прокуратура точно не останется без работы", - заявила она.

Одно из таких нарушений - вброс избирательных бюллетеней секретарем участковой избирательной комиссии (УИК) в Ростовской области - уже привело к возбуждению . Еще в день голосования в интернете появилось видео с камеры наблюдения, на котором видно, как две женщины и мужчина закрывают обзор ящика, а еще одна женщина вкладывает туда пачку бюллетеней.

Также серьезный инцидент зафиксирован в Дагестане - группа молодых людей во время голосования разгромила избирательный участок под предлогом того, что там проводился массовый вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов.

Кроме того, выборы на одном из участков Нижегородской области признаны недействительными, еще на трех участках в Ростовской области итоги оказались под сомнением. Телефон с включенной камерой, оставленный одним из наблюдателей, помог зафиксировать сброс бюллетеней , и теперь результаты голосования на этом участке отменены.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».