Какие современные танки переживут ядерный взрыв. Авианосец из айсберга, атомный танк и другая титаническая военная техника. Самый, самый, самый

Тема холодной войны и противостояния двух сверхдержав в последнее время стала одной из самых обсуждаемых в мировых СМИ. Сначала американцы объявили о перевооружении своих стратегических сил и создании маломощных ядерных зарядов. А затем Россия явила миру сразу несколько впечатляющих разработок, включая настоящее "оружие апокалипсиса" – беспилотный подводный аппарат на атомной установке.

Эксперты рассуждают о новом витке гонки вооружений, хотя в обеих странах ее и отрицают. Тем не менее проекты, задуманные в ожидании ядерной войны в середине прошлого века, приобретают просто какую-то зловещую актуальность.

Гиперзвуковой глайдер, атакующий противника из космоса, ракеты на ядерной установке – все это было задумано еще при СССР, когда военные ждали ракетную атаку в любой момент.

В это суровое время был задуман и испытан "Объект 279" – тяжелый советский танк, который должен был прорвать оборону противника после ядерных бомбардировок. В советском командовании справедливо полагали, что выиграть войну одними бомбами и ракетами не получится.

Машина, сохранившаяся в единственном экземпляре в музее в Кубинке, больше похожа на летающую тарелку на четырех гусеницах, чем на традиционный танк. И этому есть простое объяснение: эллипсообразная форма должна была уберечь машину от волны ядерного взрыва.

Уровень защиты танка поражает воображение: толщина некоторых участков литой брони достигает 319 миллиметров. Вдобавок машину оберегали противоосколочные и противофугасные экраны. "Двести семьдесят девятый" выдерживал попадание 122-миллиметрового бронебойного снаряда, не говоря уже о 90-миллиметровом кумулятивном.

Чтобы танк не превратился в глыбу железа, которую невозможно сдвинуть с места, толщину брони сделали разной. В некоторых местах она всего 50 мм, в других – в шесть раз больше. Вся броня состоит из четырех бронированных элементов. По оценке экспертов, "Объект 279" защищен в два раза лучше, чем тяжелый танк Т-10, и в пять раз лучше, чем Т-34.

При этом "ядерный танк" весит столько же, сколько тяжелый ИС-4 времен Великой Отечественной – 60 тонн. Тысячесильный дизельный двигатель разгоняет машину по шоссе до 55 км/час. А по проходимости машина благодаря четырем гусеницам может дать фору любому современному танку.


Удельный вес на грунт у "тарелки" всего 0,6 кг на сантиметр, как у легкого танка. Машина должна была проехать по воронке ядерного взрыва, через взрыхленный грунт, грязь, болота и завалы. Судя по испытаниям, "Объект 279" справлялся, но у него возникли проблемы с маневренностью из-за четырех гусениц. Чтобы повернуть, танкистам приходилось затрачивать массу усилий, и на это уходило колоссальное количество времени.

Предполагалось, что эти машины пройдут первыми, а уже за ними последуют более маневренные средние танки. "Объект 279" должен был появиться в пепле ядерного взрыва и добить уцелевшего противника, проложив дорогу остальным. Для прорыва обороны машину вооружили 130-миллиметровой пушкой с механизмом заряжания. Скорострельность орудия – до пяти выстрелов в минуту, приличный показатель и для современного танка. Система управления огнем также продвинутая по тем временам: оптический дальномер, комплекс автоматического наведения и ночного видения, инфракрасный прожектор. Настоящая "Армата" 1960-х.

В качестве второго оружия на "Объект 279" поставили 14,5-миллиметровый пулемет Владимирова с полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной укладкой и стереоскопическим прицелом. Вполне достойное усиление.

Поскольку действовать машине предстояло в условиях радиоактивного заражения, ее оснастили химической, биологической и противоядерной защитой экипажа. Специальная система создавала в танке избыточное давление и исключала попадание внутрь зараженного воздуха. Считалось, что танк мог пройти сразу после взрыва через эпицентр, особо там не задерживаясь.

Но проверить это на практике, к счастью, не удалось. Всего было построено три танка "Объект 279", после чего Никита Хрущев проект завернул, хотя машину успешно испытали. СССР окончательно сконцентрировался на средних танках, которые по своим характеристикам стали наступать на пятки тяжелым, а весили намного меньше. Вдобавок строить "ядерный танк" было слишком дорого из-за сложной брони и механики. Наконец, наступила "оттепель" и длительная разрядка в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

Но сейчас о машине просто грех не вспомнить, тем более что ничего подобного на вооружении России нет. Справятся ли с такими специфическими боевыми задачами Т-90 или "Армата"? Вряд ли, хотя в обычном бою они будут на порядок лучше.

Современная "Армата" весит 48 т при мощности двигателя 1 тыс. 500 лошадиных сил. Скорость по шоссе – порядка 80 км/час. Маневренность просто запредельная, судя по демонстрационным видео. Экипажу в Т-14 намного комфортнее, машина оснащена комплексами активной и динамической защиты. Но как все это будет работать в условиях ядерной войны? Возможно, 30-сантиметровая защита "двести семьдесят девятого" станет намного эффективнее всех этих продвинутых электронных комплексов, которые просто перестанут функционировать. После ядерного взрыва никто не будет бегать с "Джавелинами", летать на самолетах и вертолетах также станет крайне опасно. "Проект-279" в беспилотном варианте вполне мог быть стать своеобразной "машиной апокалипсиса", медленно и неуклонно продвигающейся на территорию обескровленного противника.

Russia to Develop Nuclear Round for T-14 Main Battle Tank

Самый смертоносный танк России, основной боевой танк третьего поколения Т-14, а так же основа для бронетранспортеров на универсальной системе шасси Armata, может стать еще более смертоносным в ближайшем будущем.

По неподтвержденным сообщениям медиа «Уралвагонзавод» (российский оборонный подрядчик и крупнейший в мире производитель танков) не только модернизирует новые версии таинственного Т-14 новым 152-миллиметровым орудием, способным использовать ядерный боеприпас, но так же разрабатывает урановую танковую броню.

Военным экспертам пока не ясно, насколько далеко продвинулись русские в этом вопросе. То есть находится ли атомный субкилотонный 152-мм снаряд в стадии разработки, или речь уже идет о его возможном боевом применении.

Использование тактического ядерного оружия на поле боя не является частью официальной российской военной доктрины. Однако в последние годы Россия добилась значительных успехов в разработке тактических атомных боеприпасов.

Текущая версия T-14 вооружена гладкоствольной пушкой 2А82 калибра 125 мм, способной стрелять мощными боеприпасами на эффективном расстоянии до семи километров и с частотой до 10 выстрелов в минуту. 152-мм пушка 2А83 будет иметь гораздо меньшую скорость стрельбы.

«Армата» — это первый новый танк руских, разработанный Россией после распада Советского Союза. Сообщается, что танк оснащен новой активной системой защиты, включающей в себя новое поколение активной брони, предположительно способной противостоять самым современные в мире противотанковым пушкам и противотанковым ракетным комплексам.

Кроме того, как мы уже указывали в другой статье, Т-14 в конечном итоге будет полностью автоматизированной боевой единицей, оснащенной необитаемой башней и при необходимости управляемой дистанционно:

«Универсальная система шасси Armata представляет собой платформу для более десятка различных гусеничных машин, включая самоходную гаубицу, инженерную машину и бронетранспортер. 70 процентов гусеничной бронированной техники Сухопутных войск России планируется заменить на транспортные средства, основанные на универсальной системе шасси Armata».

Правда пока подлинные боевые возможности Т-14 неизвестны и останутся такими до тех пор, пока не будут проверены в реальном бою.

В 2016 году Министерство обороны России заказало первую партию из 100 Т-14 и намерено закупить к 2025 году до 2300 танков Т-14 . Однако, похоже, это только официальные финансовые и производственные возможности России. По оценкам экспертов, с 2018-го года Россия может производить таких танков не более чем по 120 единиц в год. В настоящее время в Сухопутных войсках России состоят на вооружении около 20 единиц Т-14. Пока не ясно, начато ли серийное производство танка.

В 50-е годы XX века после появления первых ядерных реакторов появились проекты оснащения ими кораблей, самолетов, ракет и даже поездов. Тогда эти проекты казались почти нереальными для воплощения. Конечно же, американские военные не могли не заметить такой перспективной силовой установки для военной техники. Не обошли стороной и танки.

Какова же история создания атомных танков?

Первый подобный проект разработали на конференции с названием «Question Mark III», которая проходила в июне 1954 года в городе Детройт. Такой танк наименовали TV-1, который весил 70 тонн, защищался броней в 350 миллиметров и имел бы в качестве вооружения 105-мм. пушку. Благодаря ядерному реактору он смог бы работать на протяжении 500 часов, не нуждаясь при этом в замене топлива. Не забыли в данном проекте и о машине, которая питала бы технику энергией во время марш-бросков.

На следующей конференции под названием «Question Mark IV», которая проходила спустя год, был представлен ещё один атомный танк. За прошедшее время от «Question Mark III» конструкция реакторов изменилась, что позволило уменьшить размеры и вес машины. Его назвали R-32, и весил он уже 50 тонн. Калибр пушки уменьшился до 90 миллиметров. Меньшим стало и лобовое бронирование – «всего лишь» 120 мм. Реактор машины позволял двигаться на расстояния в 4 000 миль, то есть почти 6500 километров.

Схема атомного танка модели R32 (боковой срез)

Данный проект посчитался более перспективным, чем его предшественник TV-1 и даже подумывали, что R-32 сможет заменить в будущем основной тогдашний танк американской армии M-48. Но реальность диктовала свои условия: одна только предполагаемая стоимость будущего атомного танка отбивала любое желание выпускать их серийно. Дальше эскизов R-32 не продвинулся. После этого была идея переделать тяжелый американский танк M-103 в испытательную машину с ядерным реактором. Но и она не пошла дальше проекта на бумаге.

А что же СССР со своим «догнать и перегнать Америку»? В Советском Союзе подобные проекты попросту отсутствовали. На основе тяжелого танка Т-10 создали подвижную атомную электростанцию под названием ТЭС-3, которую стали использовать в 1961 году. Затем данную программу свернули и только в 80-ых годах вернулись к ней обратно.

Каковы причины отказа от создания и производства атомных танков? Во-первых, это высокая стоимость таких машин. Во-вторых, экипажи таких танков должны подвергаться более тщательной и основательной подготовке. Помимо этого встал сразу же вопрос о создании специализированных ремонтных и заправочных машин. А вот повреждения в бою таких машин, скорее всего, привели к радиоактивному заражению.

В августе 1953 году построенный британцами танк «Центурион» ехал по пустынной дороге Южной Австралии, по направлению к месту стоянки, расположенному в нескольких метрах от экспериментального полигона для ядерных испытаний. Это было началом интересной и трагической истории этого танка.

Танк был создан британцами в конце Второй Мировой войны. За образец был взят легких танк «Комета». «Центурион» был больше, тяжелее, был сильнее вооружен, и подвеска у него была более живучей. Это был лучший британский танк того времени.

Но мы не будем говорить о непревзойденных способностях таких танков. Нас интересует определенный танк под серийным номером 169041. Впервые эту модель создали в 1948, она была оснащена, тогда передовой, автоматической системой стабилизации оружия. А именно 169041 был построен в 1951 и продан Австралии в 1952, где он большую часть времени использовался для тренировок танковых войск в Виктории.

В 1953 поступил приказ в котором говорилось, что танк необходимо было перевезти в Вумера Тест Рейндж для участия в ядерных учениях. Для таких испытаний постоянно использовали танки, чтобы понять уровень повреждения, который может нанести испытываемое оружие, но Центурион был вершиной развития тогдашней техники, с всего-то 500 милями пробега. Но был приказ, и судя по всему этот новенький танк получит повреждения несовместимые с «жизнью»

Сначала появилась простая проблема - доставить танк на место назначения. Его начали перевозить на поезде, потом его переместили на трейлер, но трейлер не смог выдержать такой тяжелый груз. На фото вы видите, как он прогнулся под весом танка. Но все это происходило еще довольно далеко от места испытаний, вскоре остальную часть пути танк преодолел своими собственными силами.

На полигоне же 169041 был полностью экипирован. Его расположили в полукилометре от эпицентра взрыва. Чтобы лучше понять масштабы, представьте себе футбольное поле. Так вот, танк находился в пяти футбольных полях от атомной бомбы. Для футбольного мяча это расстояние приличное, но для атомной бомбы это ничто.

15 октября 1953 Центурион завели, активировали все системы и задраили люк. Члены команды покинули танк и отошли на безопасную дистанцию. Затем прогремел взрыв мощностью 9 килотонн. Это была довольно слабая бомба, если сравнить ее с той, что сбросили на Хиросиму, та была от 13 до 18 килотонн.

Что же случилось с Центурионом? Он отлетел на полтора метра, щитки, закрывающие гусеницы, отлетели. Многие внешние части танка были повреждены, те, что были поменьше размером, и вообще отлетели. Все люки открылись. Вся оптика была повреждена. Если бы внутри были люди, они бы точно не выжили. Двигатели не работали по причине отсутствия топлива.

Три дня спустя команда отвезла танк обратно на базу. У вас, по-видимому, уже возник вопрос, и сейчас я попытаюсь на него ответить. Дело в том, что первую половину обратного пути танк тащил два трейлера, пока его двигатель не приказал долго жить. Центурион 169041 сломался. Трейлеры тянули его до Вумера на спущенных колесах. А как же радиация?

Значит ли это, что члены команды, которые пересекли полстраны в радиоактивном танке? Да, у них не было защитной одежды, никто не беспокоился об их состоянии и о состоянии танка. Им просто было сказано припарковать его где-нибудь подальше. Затем танк подвергли исследованию и выяснили, что он радиоактивно не загрязнен. Членам экипажа повезло, т.к. толстая броня взяла на себя радиоактивную энергию от взрыва.

С новым двигателем Центурион еще несколько лет служил тренировочным танком. После нескольких обновлений он стал называться Центурион МК 5. В 1968 Австралия отправила эскадрон Центурионов во Вьетнам и 169041 был в их числе. В 1969 году танк был атакован реактивной гранатой, при этом большинство членов экипажа получили ранения. Но даже после этого танк был на ходу.

В конце концов, 169041 вернулся в Австралию. Некоторое время он был на хранении, несколько раз его ремонтировали, потом он участвовал в парадах. Сообщается, что он все также находится в бронетанковых войсках на севере страны.

Но есть в этой истории и что-то трагическое. Это замечательно, что танк пережил столько выдающихся событий, но тех, кто им управлял, все-таки счастливчиками не назовешь. Та команда, которая вела танк на ядерные испытания, пострадала от воздействия радиации. Один из членов команды в 1990 году сообщил газете, что 12 из 16 солдат умерли от рака, и что у него самого тоже был рак. Очень сложно отследить причину каждого случая заболевания, но если посмотреть, сколько ветеранов умерло от рака, то причина становится очевидна. В газетной статье также писали, что танк подвергся специальной процедуре очистки от радиации, затем его по крайней мере дважды тестировали и признали подходящим для дальнейшей службы.

Лично я не уверен, как относится к этой истории. Мне, конечно же, хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец. Мне не хочется, чтобы вы считали, что от этого танка больше пострадал его экипаж, чем противники. Но решать вам.

Copyright сайт © - материал подготовила Елена Семашко

Если Вам нравятся танки, то значит Вам нравятся и красивые девушки. Смотрите

“Объект 279” – очень оригинальный советский проект тяжелого танка для условий атомной войны

Появление атомного оружия потребовало от военных пересмотреть и стратегию и тактику ведения боевых действий. Но роль танков только возросла. Ведь, как выяснилось, из всех видов боевой техники танки оказались самыми устойчивыми к воздействию всех поражающих факторов ядерного взрыва. Конечно требовались доработки… Объект 279 – это танк оптимизированный для действия в условиях полномасштабной атомной войны. В его конструкции две “изюмины”: оригинальная ходовая часть с четырьмя гусеницами, и корпус в форме вытянутого эллипсоида.

Литой корпус дополняли противокумулятивные экраны, которые и придавали танку необычную форму, напоминающую “летающую тарелку”. По замыслу конструкторов это должно было предотвратить опрокидывание танка при воздействии мощной ударной волны.

Четырехгусеничная ходовая часть придавала тяжелому танку уникальную проходимость: при преодолении препятствий его практически невозможно посадить “на брюхо”, а давление на грунт 60 тонной машины составило всего 0,6 кг/кв.см.

Предполагалось что такая сверхпроходимость понадобится для прохождения зоны разрушения в близи эпицентра атомного взрыва. Кроме того, для защиты от советских танковых армий европейцы всерьез собирались использовать ядерные фугасы для разрушения водохранилищ и речных русел для затопления и заболачивания местности.

Но оригинальная конструкция имела и свои весьма существенные недостатки: большие потери мощности, сопротивление повороту увеличивалось в 12 раз по сравнению с “классикой”, сложность в обслуживании и ремонте. Объект 279 был изготовлен и испытан, но серийной машиной, по многим причинам, не стал. Сейчас уникальный танк находится в танковом музее в Кубинке…



Из за кулис военных разработок доходят слухи, что эта уникальная машина всё таки получит право на жизнь, подвергшись серьёзной модернизации в условиях современного мира. Ну а мы будем на это надеяться! Тактико-технические характеристики танка Объект 279:

Габариты:

длина – 10,2 м (без ствола 6,77 м)
высота – 2,5 м
ширина – 3,4 м
Масса – 60 т

Броня:

лоб – 93-269 мм
борт – 100-182 мм
башня – 217-305 мм

Вооружение:

Пушка М-65 калибра 130 мм
Пулемет КПВТ калибра 14,5мм – 1 шт
Боекомплект – 24 снаряда

Двигатель – дизельный 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный ДГ-1000 или 2ДГ-8М

Запас хода – до 250 км
Скорость – до 55 км/ч
Экипаж – 4 человека