Под системой муниципального права понимается. Муниципальное право россии. Состав и структура особенной части муниципального права

Структура муниципального права

Муниципальное право, являясь отраслью права, обладает своей системой, в которой размещаются комплексы однородных норм, которые регулируют конкретные группы общественных правоотношений, составляющих его предмет.

Структура муниципального права – совмещение муниципально-правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности в зависимости от назначения, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Структурирование муниципального права предусматривает включение в себя следующих частей:

  • местного самоуправления в системе народовластия;
  • основ местного самоуправления;
  • территориальных, организационных и финансово-экономических;
  • предметов ведения и полномочий местного самоуправления;
  • гарантий местного самоуправления;
  • ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ.

Замечание 1

Структура муниципального права проявляется в логическом, последовательном расчленении муниципальных правовых норм и их объединений в схожие по признакам правовые группы, институты, учитывая их содержание и характер отношений, которые урегулированы ими в сфере местного самоуправления.

На основании вышесказанного следует понимать, что система муниципального права представляет собой соединение муниципальных правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности, исходя от их значений, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Элементы муниципального права

Определение 1

Элементами муниципального права называются отдельные правила поведения, из которых построена система муниципального права.

Рассмотрим подробнее элементы муниципального права.

Одним из главных элементов представляются муниципальные правовые нормы , которые закрепляют положение местного самоуправления в структуре народной власти, которые определяют его значение при развитии демократических основ управления обществом и государством. Эта группа норм включает в себя нормы, которые содержат определения основополагающих понятий и терминологии, которые используются в законодательстве о местном самоуправлении.

Вторым немаловажным элементом системы представлены нормы, которые закрепляют основополагающие начала жизнедеятельности местного самоуправления , которые подразделяются на группы: территориальная, организационная, финансово-экономическая. Данные группы определяют порядок формирования, соединения, улучшения или устранения муниципальных образований, а так же деятельность по установлению и изменению их границ и названий, устанавливают основополагающие начала структуры местного самоуправления, основы взаимодействия избираемых и прочих органов местного самоуправления.

Третьим основным элементом системы муниципального права представлена группировка норм, которые закрепляют предметы ведения и полномочий местного самоуправления . Эта группа норм устанавливает личные полномочия местного самоуправления, некоторые государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления.

Четвертым элементом системы муниципального права представлены нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления . Их функция - закреплять отношений и связи гарантий, которые обеспечивают организационную и денежную независимость органов местного самоуправления, судебную самостоятельность и остальные формы правовой защиты местного самоуправления.

Пятый элемент образован нормами, которые устанавливают ответственность органов МСУ, должностных лиц МСУ . Эти нормы устанавливают формы, порядок, условия наступления ответственности перед населением муниципальной единицы, перед всей федерацией, а также перед юр., физ. лицами.

Система муниципального права

Определение 2

Система муниципального права представлена совокупностью группировок однородных нормативно-правовых норм муниципального права, которые регулируют определенные общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Система муниципального права состоит из следующих частей. Рассмотрим их особенности.

Общая часть содержит принципиальные основополагающие положения о муниципальном праве, публичной власти на местах, ее особенностях, правовом положении в системе органов государственной власти и в обществе, так же в общей части содержится исторический блок, описывающий развитие муниципального права через его предметность, методику и систему принципов.

Особенная часть содержит в себе наиболее массивные блоки норм публичного и частного права, которые регулируют правоотношения в системе публичной власти на местах в целом, и группы отношений, которые составляют в отдельности каждую из основ местного самоуправления.

Важно не упустить тот факт, что данные отношения урегулированы нормами конституционного, налогового, административного права и т.п. Именно в связи с этим нормы и отношения зачастую сложно разложить на правовые институты, как например это происходит в административном праве, которое признано самостоятельной отраслью.

Муниципальное право, как научная дисциплина, структурирована на следующие подразделения:

  1. Введение в муниципальное право, которое раскрывает понятие муниципального права как отрасли права, научной дисциплины, предмет и источники муниципального права, исторические и теоретические основы местного самоуправления;
  2. Понятие, основополагающие принципы местного самоуправления, формы непосредственного народовластия, систему органов местного самоуправления.
  3. Источники местного самоуправления, включая правовые, территориальные, экономические.
  4. Список вопросов местного значения, права органов МСУ по их разрешению, которые включают в себя: понятие, формы осуществления органами местного самоуправления полномочий, некоторые группы права органов МСУ в разных сферах деятельности населения муниципального образования.
  5. Гарантии МСУ, включают в себя: единство гарантий; гарантии, которые обеспечивают организационную и финансовую экономическую независимость МСУ; судебную и иные формы правовой защиты МСУ.
  6. Осуществление контроля над деятельностью органов и должностных лиц МСУ.
  7. Ответственность органов и должностных лиц МСУ: виды ответственности, ответственность перед населением муниципального образования, федерацией, юр. и физ. лицами.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Закона об общих принципах организации местного самоуправления, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти па местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.



Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы - группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1. местное самоуправление в системе народовластия;

2. основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3. предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4. гарантии местного самоуправления;

5. ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право - комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с конституционным (государст-венным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского Права, определяет основные начала, принципы организации мест-лого самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной правосубъектностью. Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера. Кроме того, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение решений по вопросам местного значения, принятых на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий. Следует также учитывать, что время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в Стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе, правовое регулирование которой относится к сфере административного права.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

Системой муниципального права охватываются его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. В системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально. При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права. Собственно муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части. Общая часть - совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. Особенная часть - совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.
Общую часть составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, те, что закрепляют назначение местного самоуправления в обществе, цели, принципы, гарантии местного самоуправления, дефинитивные нормы общеотраслевого значения (муниципальное образование, органы местного самоуправления и т.д.).
Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на два блока. Первый объединяет нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений, второй - нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении местного самоуправления на добровольных началах. Первый блок включает следующие институты: территориальной организации местного самоуправления; статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления; непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти. Второй блок включает институт общественного территориального самоуправления.
В названных институтах выделяются субинституты (подинституты). Так, институт статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления подразделяется на нормы, определяющие статус и порядок деятельности представительных, исполнительных, контрольных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, муниципальных избирательных комиссий. В институте общественного территориального самоуправления выделяются нормы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных органов территориального общественного самоуправления, порядок консультативных голосований и т.п.

5. Мупиципально-правовые отношения (МПО) - это регулируемые нормами муницип права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУв городских, сельских поселениях и на др тер-риях с учетом исторических и иных местных традиций.
МПО с учетом их содержания можно подразделить на отношения:
а) связанные с организацией МСУ;
б) характеризующие муницип деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;
в) в к-рых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос полномочий.
В первую группу входят отношения, связанные с образованием, преобразованием муницип образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муницип образований, а также с определением структуры органов МСУ, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов МСУ,их ответств-ти. Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муницип образования непосредственно, через выборные и др органы МСУ вопросов обеспечения социально-экономического развития муницип образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муницип собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муницип образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муницип учревдсний здравоохранения, образования, культуры.


Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам МСУ отдельных гос полномочий. Гос-во, наделяя органы МСУотдельными гос полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.
Субъектами МПО являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; сход граждан; собрание или конференция граждан; органы МСУ; граждане; депутаты представительных органов МСУ; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.
Субъекты МПО можно условно подразделить на три вида.
К первому виду относится особый субъект -муниципальное образование,представляющее собой населенную тер-рию в пределах к-рой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения и имеются находящееся в муницип собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы местного самоуправления.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. Это прежде всего население муницип образования. Население избирает представительный орган МСУ, другие выборные органы, а также выборных должностных лиц МСУ, определяет структуру органов МСУ. С учетом мнения населения соответствующей тер-рии решаются вопросы о преобразовании муницип образования, установлении или изменении его тер-рии.

К третьему виду относятся субъекты, к-рые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; гос органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Основу данных отношений составляют:
1. субъекты муниципальных правоотношений
2. объекты муниципальных правоотношений
3. содержание муниципальных правоотношений
4. юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.
6.Субъекты муниципальных правоотношений
К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.
Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления
Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.
Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.
Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).
Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.
Вопрос 7. Институты Мундакского права бесит пзц нафиг надоело хочу катать.

Муниципальное право является системной отраслью права, т. е. имеет совокупность правовых институтов, объединяющих нормы муниципального права, регулирующие однородные муниципально-правовые отношения. При характеристике системы муниципального права авторы придерживаются различных подходов: одни выделяют 2 части в рамках системы - общую и особенную, другие характеризуют 3 части - общую, особенную и специальную, третьи авторы характеризуют систему муниципального права как совокупность основных правовых институтов.

Общая часть - совокупность норм общего характера, характеризующих конституционные основы, гарантии местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, формы участия граждан в работе муниципальных органов и т. п. В рамках общей части муниципального права выделяют следующие муниципально-правовые институты:

1. правовые основы местного самоуправления, в рамках которых выделяются следующие нормативно-правовые акты, регулирующие основы местного самоуправления: федеральные, региональные, муниципальные;

2. территориальные основы местного самоуправления. При характеристике данных институтов муниципального права особое внимание уделяется вопросам административно-территориального устройства субъектов РФ, формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, чем и объясняются особенности местного самоуправления отдельных регионов;

3. организационные основы местного самоуправления - совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы;

4. финансово-экономические основы местного самоуправления - права муниципального образования в отношении муниципальной собственности, права в области управления муниципальными предприятиями и учреждениями, права в сфере бюджетного процесса на местном уровне, вопросы взимания местных налогов и сборов, формирования муниципальных внебюджетных фондов;

5. ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Особенная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в конкретной области - финансово-кредитной сфере, образовательной области, социально-культурной области и т. д. Особенная часть содержит институты, регулирующие порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В рамках особенной части системы муниципального права выделяются два вида муниципально-правовых институтов: полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и государственно-властные полномочия, переданные органам местного самоуправления государственными органами РФ или субъектов РФ.

Специальная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих особенности функционирования местного самоуправления в отдельных регионах.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-пра-вовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Система муниципального права

Назначение системы муниципального права - объединение единых по своей юридической природе элементов в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования и взаимодействием с внешней средой 1 Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 166-167. .

Как и любая отрасль права, муниципальное право РФ состоит из принципов, институтов и норм.

Принципы муниципального права - основополагающие идеи и начала отрасли муниципального права. В работах большинства российских ученых-муниципалистов принципы отрасли муниципального права в основном совпадают с принципами местного самоуправления.

Институты муниципального права - это упорядоченные группы муниципально-правовых норм, направленные на регулирование однородных общественных отношений (например, институт территориальной организации местного самоуправления, институт муниципальной службы и т.д.).

Нормы муниципального права - это первичные элементы (отдельные правила поведения), из которых состоит отрасль муниципального права РФ. Нормы отрасли муниципального права необходимо отличать от норм правовых актов о местном самоуправлении. Первые представляют собой «содержание», вторые - «форму» (т.е. нормы отрасли получают внешнее выражение через нормы законодательства). Более подробно муниципально-правовые нормы будут рассмотрены далее.

Часть ученых полагает, что в настоящее время в муниципальном праве возможно разделение институтов этой отрасли на Общую и Особенную части 2 См.. например: Выдрин В.И. Муниципальное право России. М.: Норма, 2004. С. 25. (по аналогии с уголовным и гражданским правом), а некоторые выделяют даже Специальную часть 3 Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо. 2005. С. 24; Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 1999. (отрасли либо науки муниципального права). Поскольку система муниципального права еще далека от совершенства, а законодательство о местном самоуправлении продолжает расширяться и совершенствоваться, требует кодификации, то в будущем выделение частей отрасли муниципального права вполне возможно. Однако в настоящее время в науке не выработано общего представления о критериях отнесения институтов муниципального права к той или иной части.

Таким образом, выделяется пять крупных групп институтов («элементов», «структурных частей») отрасли муниципального права:

  1. местное самоуправление в системе народовластия;
  2. основы местного самоуправления: территориальная, организационная, правовая и экономическая;
  3. предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  4. гарантии местного самоуправления;
  5. муниципально-правовая ответственность, контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в системе народовластия - в эту группу включены муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в системе в управлении обществом и государством. К этой же группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении; нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления.

Основы местного самоуправления: территориальная, организационная, правовая и экономическая - нормы этой структурной части муниципального права определяют порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований. установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления. В эту же группу включен институт муниципальной службы.

Важное значение имеет правовая основа местного самоуправления - «фундамент» регулирования осуществления местного самоуправления.

Обязательным условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности. ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления - сюда включены группа норм, устанавливающих собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделять органы местного самоуправления. К этой группе относятся и так называемые «компетенционные» нормы, которые закрепляют компетенцию органов местного самоуправления в различных сферах общественной жизни.

Это институты полномочий местного самоуправления:

  • в области планирования и прогнозирования, финансово-экономической деятельности;
  • в социально-культурной сфере (образование, культура, здравоохранение и т.д.);
  • в области обеспечения прав и свобод личности, безопасности населения и охраны общественного порядка.

Гарантии местного самоуправления - нормы этой группы закрепляют систему гарантий (средств обеспечения) организационной и финансовой самостоятельности местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Муниципально-правовая ответственность, контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления - нормами этой структурной части муниципального права закрепляются формы, порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.