Институт главы государства сравнительный анализ. Сравнительный анализ института главы государства в россии и великобритании. Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ

Введение

Глава 1. Президент как глава государства в системе органов государственной власти 16

1.1 Правовая природа президентской власти 16

1.2 Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ 41

1.3 Легислатура главы государства 54

Глава 2. Основные элементы конституционно-правового статуса президента в странах СНГ 73

2.1 Функции и полномочия главы государства в странах СНГ 73

2.2 Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ 153

2.3 Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности президента в странах СНГ 178

Заключение 202

Библиографический список 208

Приложение 236

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Демократические преобразования в странах СНГ в начале 90-х годов прошлого столетия основательно затронули государственные институты, существенно трансформировав систему органов государства. Наиболее важным изменением в государственном аппарате этих" стран стало учреждение в 1991 году института президента, хотя аналогичный институт с 1990 года существовал в СССР. Несмотря на многовековой опыт, накопленный развитыми странами мира в сфере организации и деятельности президентства, для государств-участников СНГ данный институт является достаточно новым. При этом следует учитывать, что, несмотря на относительную новизну, уже накоплен определенный опыт функционирования института президента в странах СНГ, дающий возможность для взвешенного анализа и корректировки норм законодательства и правоприменительной практики. Данный опыт требует научного осмысления предназначения института главы государства, обобщения и политико-юридической оценки, и, в силу этого, -специального исследования.

Правовая природа президентской власти

Демократические преобразования начала 1990-х годов оказали влияние на создание новой системы организации государственной власти в странах СНГ. Эта система основана на основных демократических принципах, в числе которых: верховенство права, приоритет прав и свобод человека и гражданина, независимость суда, принцип разделения властей. Среди названных принципов одним из важнейших является принцип разделения властей.

Ш. Монтескье писал: «В государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная... .Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных людей»1.

Приведенные положения Монтескье по-прежнему актуальны и нашли свое применение в практике государственного устройства стран СНГ.

В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы к пониманию принципа разделения властей2, его исследование осуществляется разными методами. А. А. Мишин различает два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально-юридическое закрепление, второй - фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

Во всех демократических странах конституционной основой и конституционным принципом осуществления государственной власти признается принцип разделения властей. И если на более ранних этапах государственного строительства под разделением властей понималось расчленение государственной власти на три различные и самостоятельные власти, которые действовали изолированно друг от друга, то теперь под разделением властей обычно имеется ввиду разграничение функций -законодательства, управления и правосудия, которые осуществляются различными органами. Такое понимание четко просматривается и в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Например, в Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П Суд констатировал: разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие

Таким образом, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

В. И. Радченко полагает, что институт Президента Российской Федерации... «вышел» из конституционной модели принципа разделения властей в Российской Федерации, и осмысление «национальной» конституционной модели разделения властей в Российской Федерации позволит адекватно определить правовую природу института президента". Мы считаем, что данное суждение применимо ко всем странам СНГ.

По мнению В. Е. Чиркина, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентарных республик, рассматривать президентскую власть как особую ветвь власти, имеющую арбитражно координационный характер. В данных ребпубликах глава государства играет руководящую роль по отношению к исполнительной власти, а также наделен отдельные элементы участия в законодательной и судебной власти, что проистекает из положения президента как главы государства. Обладая такими полномочиями, президент в полупрезидентской республике может стать доминирующей фигурой. Возникает четвертая ветвь государственной системы разделения властей1.

Складывающаяся разновидность особой президентской власти в странах СНГ имеет специфические черты: - Наличие тенденции к «демократическому вождизму» цезаристского типа". - Комплексный характер власти, то есть президенты в странах СНГ конституционно наделяются полномочиями других высших органов власти (не только исполнительной, но и законодательной и судебной).

Наличие у президента особых контрольных полномочий (прежде всего в отношении органов исполнительной и законодательной власти), которые либо принадлежат ему по конституции, либо устанавливаются им фактически.

Стремление встать над всеми другими ветвями власти, сосредоточив у себя функции и полномочия арбитра по отношению к ним, что уже предполагает самостоятельность и организационно-правовую независимость от Парламента, Правительства, высших судебных структур, политических партий (в большинстве случаев), а в итоге и от всего общества.

Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ

В государствах с республиканской формой правления, в том числе и странах СНГ, где главой государства является избираемый президент, в отношении кандидата на пост президента установлены определенные нормы, квалификационные требования, которым он должен соответствовать.

Согласимся с мнением Н. А. Сахарова, что большинство их вполне оправданно и приемлемо для всех претендентов на президентский пост1. Такие ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией на главу государства. Исходя из значимости и места в системе органов государственной власти главы государства, предъявляемые к кандидату в президенты требования традиционно закреплены в конституционно-правовых нормах.

Одним из таких требований, предъявляемых к лицу, претендующему на занятие поста президента, является наличие у него гражданства. По общему правилу права, свободы и обязанности личности, их объем и содержание находятся в прямой зависимости от правового статуса лица, в данном случае связаны со статусом гражданина.

Конституции стран СНГ разграничивают права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина Безусловно, правовой статус человека не тождественен правовому статусу гражданина, однако между ними наблюдается определенная связь.

На единство прав и свобод человека и гражданина указывал И.Е. Фарбер: «Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина. Основные права и свобода гражданина - это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему» . По мнению Б.С. Эбзеева - «права гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту»".

Ф.Ф. Кокошкин подчеркивал, что фактические основания различия между гражданами и остальным населением лежат в действительном или предполагаемом участии первых в той коллективной жизни народа, которая создает и поддерживает государство. Граждане участвуют в образовании и сохранении той общественной силы, на которую опирается государственная власть. Поэтому они являются не только отдельными от государства субъектами, вступающими в юридические отношения с ним, но и членами государства, составными элементами государственной личности. Граждане в собственном смысле входят в состав народа, остальные - только в состав населения государства3.

«Права граждан, - писал В.В. Сокольский, - распадаются на права частные и права политические. В древности иностранцы не имели ни тех, ни других прав. В современном государстве пользуются частными, но не пользуются политическими правами, ибо пользование сими последними предполагает полное слияние интересов данного лица с интересами данного государства, а такое слияние можно предположить только в подданных»1. Однако, существует и иная позиция по данному вопросу. Так, В. В. Вискулова высказала иное мнение по поводу принадлежности политических прав лицам, не обладающим статусом гражданина в условиях интернационализации: «Анализ российского и зарубежного законодательства по этому вопросу позволяет нам вьщелить три категории политических прав: политические права, предоставляемые всем иностранным гражданам; политические права, предоставляемые отдельным группам иностранных граждан; политические права, не предоставляемые иностранным гражданам. К первой категории можно отнести право на объединение, распространяемое законодательством болыпинства государств на «каждого» (ст. 30 Конституции РФ, ст. 36 Конституции Республики Беларусь), право обращений (ст. 40 Конституции Украины). Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей можно одновременно отнести как ко второй, так и к третьей категории»".

Таким образом, реализация политических прав и свобод неразрывно связана с институтом гражданства, поскольку посредством данной группы прав воля народа трансформируется в волю государства.

По мнению Б. -С. Эбзеева «гражданство - это связующее звено между свободой личности и народным суверенитетом. Личность, реализуя свои гражданские права и обязанности, тем самым участвует в реализации народного суверенитета, ассоциированным носителем которого она является» .

В государственно-правовой литературе сложилось известное понимание гражданства как научной категории, определяемой либо через понятие правовой (политико-юридической) принадлежности к государству, либо связи лица с государством.

Функции и полномочия главы государства в странах СНГ

Одним из наиболее важных элементов конституционно-правового статуса государственного органа, в том числе и главы государства, являются его функции, которые определяют его предназначение в государственном механизме.

Как отмечает А.Б. Венгеров, правильное теоретическое решение вопроса 0 взаимосвязи функций государства и структур, обеспечивающих их выполнение, имеет существенное практическое значение, «поскольку государственный орган необходимо создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию».1

Функции государства, по мнению Н. И Матузова и А. В. Малько - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение".

По мнению А.А. Мишина и Б.А. Страшуна, функции государства одновременно выступают как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений3.

Существует множество точек зрения ученых стран СНГ по вопросу функций государства, их определения и системы. В то же время понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. По мнению А.И. Лукьянова, «функции органов государственной власти дают предметно-политическую характеристику их деятельности и представляют собой основные стороны их социально-политического назначения, главные направления работы»

Реализация функций и задач государства в функциях и задачах органов государственного власти осуществляется по линии их конкретизации. При этом учитывается место конкретного органа в государственном механизме, возложенные на орган задачи, специфика и потребности той сферы общественной жизни, на которую он воздействует. Президенту же, исходя из этого, свойственны особые функции. Так Л.А. Окуньков пишет: «...из действующей Конституции вытекает, что над этими властями исполнительной, законодательной и судебной - есть координатор: президентская власть, которая соединяет деятельность всех этих властей»".

«По сути дела, здесь заложена концепция президента как носителя наивысшей легитимности (законности) власти в государстве, политического лидера, гида нации, ведущего ее за собой, арбитра и верховного координатора по отношению к парламенту, правительству и всем органам власти и управления субъектов федерации» . Данная формула оказала значительное влияние на содержание аналогичных конституционных формулировок существа президентской власти почти во всех странах СНГ. Президент гарант конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства (ст. 7 Конституции Азербайджана, ст. 49 Конституции Армении). В статье 69 Конституции Грузии установлено, что президент «обеспечивает единство и целостность страны». Согласно ст. 79 Конституции Беларуси, кроме этого, он «гарант экономической и политической стабильности». В Казахстане Президент Республики еще и «символ и гарант единства народа» (п. 2 ст. 40), впрочем как и в Азербайджане, где он такое единство воплощает, обеспечивая «преемственность Азербайджанской государственности» (п. 2 ст. 8). Похожие формулировки содержатся и в ст. 42 Конституции Кыргызской Республики, ст. Конституции Молдовы (здесь формулировки более умеренны), ст. 54 Конституции Туркменистана, пп. 1-3 ст. 93 Конституции Узбекистана, ст. 102 Конституции Украины. По Конституции Таджикистана Президент, кроме перечисленного выше, является гарантом «преемственности и долговечности государства» (ст. 64).

Конституционные функции государства и конституционные функции президента находятся в соотношении «целого» и «части». Указанное соотношение, в свою очередь, имеет существенные особенности, которые диктуются политико-правовыми основами института президента - «главы государства».

Согласимся с М.Т. Баймахановым, который предлагает следующую логическую последовательность «категорий, характеризующих государство, с учетом реалий жизни: сущность государства; долговременные или преходящие задачи; задачи, решаемые им на данном этапе; функции государства».1 Применительно к государственным органам, в частности к президенту, выявленную «логическую последовательность» целесообразно продолжить таким образом: вытекающие из задач и функций государства задачи и функции конкретного государственного органа, определяемые его конституционным статусом; компетенция (права, обязанности и предметы ведения) государственного органа, реализуемая в установленных организационно-правовых формах; увязанная с функциями и компетенцией ответственность государственного органа.

Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ

Для реализации конституционных полномочий глава государства издает акты. Объем полномочия президента издавать акты и условия его осуществления во многом зависят от типа политического режима.

При тоталитарных и авторитарных режимах президенты наделены самыми широкими полномочиями в издании указов, заменяющих собой законы. В условиях демократических режимов и осуществления принципа, разделения властей президенты также наделяются правом издавать указы, постановления и принимать другие решения в пределах своих полномочий: По мнению Н. А. Сахарова акты главы государства при демократическом режиме «во-первых, имеют не.силу закона, а являются подзаконными по своему статусу. Во-вторых, сфера действия президентских актов, носит ограниченный характер, и они отнюдь не подменяют собой, законодательство; а тем более конституционные нормы»1. Однако анализ Конституций стран СНГ позволяет сделать вывод, что во многих странах СНГ нормативные акты главы государства принимаются по широкому кругу вопросов, в том числе и по таким, которые формально-юридически, принадлежат компетенции высшего представительного и законодательного органа. Поэтому на практике и предметно и содержательно некоторые акты главы государства в странах СНГ имеют фактическую силу закона- и-принимаются по вопросам, не отнесенным Конституциями к компетенции главы государства.

Место актов президента в системе законодательства зависит также от формы правления того или иного государства, применительно к странам СНГ - от типа республики.

Для президентских республик характерна широкая возможность главы государства своими актами регулировать общественные отношения:

В полупрезидентских республиках глава государства также обладает правом издавать указы, но почти все они носят подзаконный административный характер. Кроме того, часто президентские указы могут вступить в силу только при наличии второй подписи премьер-министра или того министра, в ведении которого находится сфера применения указа. В парламентарных республиках возможность президента влиять на законодательный процесс посредством указов сведена к минимуму, его право на издание подобных указов, носит формальный и ограниченный характер.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения (ст. 90 Конституции. России), которые обязательны на всей территории государства и не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Следует отметить, что издаваемые президентом акты не всегда именуются указами. Позволим себе не согласится с мнением С В. Полениной; что «наименование, которое присваивают своим нормативно-правовым, актам каждый из органов государства, играет, безусловно, важную роль для-определения характера принимаемого решения, однако его выбор носит скорее характер субъективного усмотрения законодателя, чем объективно обусловленной необходимости»1. Дальнейшее исследование покажет, что в странах СНГ акты главы государства, имеющие различное наименования отличаются и разной юридической силой; то есть различное наименование актов является объективно обусловленной необходимостью.

В странах СНГ глава государства издает: в Беларуси - декреты, указы и распоряжения (ст. 85 Конституции Беларуси), в Узбекистане и Туркменистане -указы, постановления и распоряжения (ст. 94 Конституции Узбекистана, ст. 56 Конституции Туркменистана), в Украине, Кыргызстане, Грузии, Азербайджане, Таджикистана и Армении - указы и распоряжения (ст. 106 Конституции

Украины, п. 1 ст. 47 Конституции Кыргызстана, ст. 73 Конституции Грузии, ст. 113 Конституции Азербайджана, ст. 70 Конституции Таджикистана, ст. 56 Конституции Армении) в Казахстане - законы, указы, имеющие силу закона, указы и распоряжения, (ст. 43 Конституции Казахстана). В Молдове единственным видом актов президента являются указы (ст. 94 Конституции Молдовы).

Таким образом, среди актов президента в странах СНГ можно выделить следующие виды: 1) указы, имеющие силу закона; 2) декреты; 3) указы; 4) постановления; 5) распоряжения.

Проанализируем такие специфические акты главы государства в некоторых странах СНГ как законы, декреты и указы, имеющие силу закона. Так, в Белоруссии и Грузии президенты кроме традиционных указов и распоряжений, имеющие общеобязательную силу на всей территории издает декреты, имеющие силу закона.

Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Конституционное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

В теории конституционного права выделяют обычно три возможных варианта: главой государства может быть либо монарх, либо президент, либо коллегиальный орган (например, Федеральный совет в Швейцарии)См.: Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2005. - С.265...

Наиболее полно, на наш взгляд, формы главы государства указаны в учебнике К.В. Арановского Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие / К.В. Арановский. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С.391.. В качестве главы государства он называет:

Монарха, то есть суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью;

Президента, то есть выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом;

Узурпатора, то есть лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований, например, силой захвативший власть, не имея при этом «ни царского происхождения, ни мандата выборщиков» Там же, с. 392.;

Коллегиальный орган со статусом президента. В этом случае функции главы государства выполняет государственный орган, состоящий из нескольких человек;

Несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Например, в Сан-Мариино учрежден удвоенный институт главы государства - два равноправных капитан - регента.

Кроме того, функции главы государства могут быть переданы его представителю регенту или должностному лицу, действующему от имени монарха в одном государстве, входящих в унию. Например, в странах образующих унию с Великобританией, правомочия Короны выполняют генерал - губернаторы и лейтенант - губернаторы, назначаемые монархом по его решению парламента каждого из таких государств.

Все главы государств выполняют некоторые общие функции и полномочия. Во-первых, они осуществляют представительскую функцию. Глава государства выступает от имени государства во внешних отношениях, назначает министров иностранных дел и дипломатов, участвует в объявлении и заключении мира. Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращения к парламенту и нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения.

Во-вторых, главы государств участвуют в формировании правительства, а также иных государственных органов.

В-третьих, глава государства может выполнять полномочия в сфере законодательной деятельности. Глава правительства может открывать сессии парламента, в определенных конституцией случаях распускать парламент, выступать с законодательной инициативой и воздействовать на парламент правом вето.

В-четвертых, глава государства обычно причастен к военной политике, к руководству вооруженными силами. Он же выполняет чрезвычайные полномочия, которые имеют много разновидностей: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности и т.п.

Кроме того, глава государства выполняет полномочия в судебной практике, которые заключаются в назначении на судебные и высшие должности, а также в осуществлении права помилования.

Главам государства обычно приписывают роль символа единения нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями.

Случается, когда глава государства лишен свойственных ему функций, а также иногда невозможно выявить орган, обладающий признаками монарха, президента.

Действительное значение полномочий главы государства в основном определяет форма правления. Первое от чего зависит характер его полномочий, - это относится ли государство к парламентской форме правления или не является таковым.

В зависимости от формы правления различия в статусе главы государства выглядят примерно так:

В парламентских формах правления (парламентская монархия, парламентская республика)

В других формах правления (абсолютная монархия, президентская республика и др.)

Отношение к

Правительству

Оформляет назначения на правительственные должности в соответствии с решением парламентского большинства. Главой правительства не является, не контролирует содержание политических решений, принимаемых правительством.

Назначает главу правительства или весь состав правительства. Руководит деятельностью правительства и контролирует его.

Участие во внешней политике

Не принимает внешнеполитических решений; на основании решений правительства, министра иностранных дел подписывает акты и совершает действия внешнеполитического значения.

Руководит внешней политикой, принимает решения, связанные с заключением мира.

Принятие нормативных и иных правовых актов

Оформляет нормативные и иные решения, принятые парламентом, правительством, премьер - министром, отдельными министрами.

Акты главы государства вступают в силу пи условии их скрепления подписью премьер - министра или ответственных министров.

Издает нормативные и иные акты, принимает политические решения.

Вето на решения парламента

Право вето за главой государства не закреплено, либо он не пользуется этим правом.

Глава государства пользуется правом вето. В странах, где нет парламента, в использовании вето нет необходимости.

Созыв и роспуск парламента

Глава государства созывает парламент в порядке и в срок, установленные законом. Распускает парламент на основании закона или в случае политического кризиса.

Парламент не нуждается в созыве актом главы государства. В дуалистических монархиях, республиках и особых формах правления, где сложилось верховенство главы государства парламент созывается и распускается актом главы государства, который пользуясь этим правом, контролирует работу парламента.

Внешняя политика и вооруженные силы

Глава государства формально является главнокомандующим.

Глава государства является верховным главнокомандующим, назначает внешнего министра, осуществляет общее руководство оборонной политикой, в ряде стран непосредственно руководит военным ведомством и вооруженными силами.

Чрезвычайные полномочия

Глава государства по решению правительства объявляет чрезвычайное положение. Чрезвычайных полномочий не имеется.

Глава государства своим решением вводит чрезвычайное положение и осуществляет чрезвычайные полномочия.

Право помилования

Глава государства издает акт о помиловании по предоставлению правительственных учреждений (министерства юстиции).

Глава государства принимает решения о помиловании лиц, осужденных за преступления.

Итак, в парламентских формах правления глава государства оформляет политические решения, предложенные парламентом и правительством, но не принимает их самостоятельно. Роль главы в таких государствах ограничена. В иных формах правления политическое значение главы государства очевидно. Главным образом, оно определяется тем, что монарх или президент фактически контролирует правительство.

Различается статус главы государства и в зависимости от того, является он монархом или президентом.

Власть монарха отличается порядком своего утверждения - она, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти: наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д. В любом случае народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке. Правда, существует исключение - выборный монарх, который не получает власть по наследству, он избирается на определенный срок, пример Малайзия.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Кроме того, монарх может отречься от престола. Отречение от престола означает отказ от власти, который влечет для государства смену монарха.

Монарх считается свободным от ответственности. Это означает, что монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники.

При необходимости замещения отсутствующего монарха или при его временной неспособности осуществлять полномочия главы государства существует институт регентства.

Данная характеристика статуса монарха существует в теории права. В конкретной действительности есть различные исключения и отступления. Не случайно монархии различаются между собой: монархия неограниченная (абсолютистская) и ограниченная, в том числе конституционная.

Для абсолютистской монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Ограниченная монархия имеет разные формы. В случае, когда монархии сопровождаются сильным парламентом, возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражается в том, что, хотя монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую вынужден считаться с деятельностью парламента. Конституционной монархии «свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности… Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит» Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б.Венгеров. - М.: Омега-Л, 2004.- С. 231.

В зависимости от правового положения монарха различает дуалистическую и парламентарную формы конституционной монархии. «Дуалистическая монархия - переходная форма правления. Для нее характерно определенное «равновесие» между властью монарха и властью представительного органа, которые делят между собой законодательные полномочия. Исполнительная власть, как правило, всецело принадлежит монарху, который в этой области совершенно независим от парламента. Правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. У парламента нет никаких рычагов воздействия на правительство. Судебная власть также полностью находится в руках монарха» Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.. Саидов А.Х; Под ред. А.С Пиголкина. - М.: Юрайт- Издат, 2005. - С. 178.. Парламентарная монархия, когда в руках монарха находятся ограниченные полномочия, например, право помилования, награждения, представительство государства в международных отношениях и т.п. В этом случае фактическая государственная власть осуществляется парламентом и правительством. Парламент принимает законы и обладает контрольными полномочиями по отношению к правительству. При этом парламент и правительство неответственны перед монархом.

Президент - глава государства в республиканских странах. Пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства. В ряде государств президент избирается не прямыми выборами граждан, а общенациональным представительным органом или иной коллегией выборщиков. Президент, избранный не населением, а представительным органом, как правило, не располагает таким объемом властных полномочий, установленных конституцией, какие имеются у президента, избранного путем прямых выборов. К кандидату на пост президента предъявляются квалификационные требования: гражданство, достижение определенного возраста и др.

По-разному решается вопрос о замещении поста президента в случае смерти президента или его отставки. В некоторых странах его заменяет глава исполнительной власти, в отдельных странах - специальная коллегия, иногда - председатель Парламента. Чаще всего постоянная вакансия поста главы государства влечет за собой проведение досрочных выборов.

Большое политическое значение имеют срок полномочий главы государства, порядок его переизбрания и прекращения полномочий. Сравнительно редко встречается одногодичный срок полномочий, чаще всего распространен четырех- и семилетний срок.

Прекращение президентского правления наступает по истечении срока полномочий, в результате досрочной отставки, осуждения в порядке импичмента, отрешения от должности или смерти.

В отличие от монарха, президент может нести политическую и судебную ответственность. В парламентской республике политическая ответственность за действия главы государства возлагается на правительство, а в президентской республике глава государства - носитель правительственной власти не ответственен за свои действия перед парламентом. Президент республики несет судебную ответственность за свои действия, основания и пределы которой устанавливаются конституцией или конституционным законом. Наиболее распространенными основаниями для привлечения к ответственности являются нарушение Конституции, совершение тяжких государственных преступлений. Признание виновным влечет за собой отстранение от должности. Случаи привлечения президента к судебной ответственности в порядке импичмента встречаются очень редко. Под импичментом понимают особую процедуру привлечения президента к судебной ответственности.

Итак, правовой статус главы государства характеризуется тем, кто занимает этот пост в стране, каким образом он стал главой и на какой срок, объемом полномочий, ответственностью.

Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти .

С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

    законодательную (парламент);

    исполнительную (глава государства, правительство);

    судебную .

Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

    олицетворяет собой единство нации;

    является символом государства;

    представляет страну на международной арене;

    выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

    служит связующим звеном между высшими органами власти.

В качестве главы государства может выступать монарх ,президент, премьер-министр . Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которыхформа правления иполитический режим .

В монархиях главой государства является король, им­ператор, шах и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Сау­довская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.

В республике главой государства является, как правило, президент . Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполно­моченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.

Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламен тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).

В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).

В полномочия президента входит:

    формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

    обращение к парламенту с посланиями;

    роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

    подписание и контроль за исполнением законов;

    право вето на отдельные законодательные акты;

    назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

    право помилования, амнистии;

    решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

    прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

    ведение переговоров и заключение международных соглашений;

    введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

Описание работы

Цель данного исследования - рассмотреть институт главы государства в системе разделения властей, определить его полномочия, провести сравнительный анализ разновидностей главы государства на основе белорусского и зарубежного опыта.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «глава государства»;
2. рассмотреть полномочия главы государства;

Введение ………………………………………………………………………….. 3-4
Раздел 1. Институт главы государства: понятие, сущность, назначение……..5-6
Раздел 2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах …………………………………………………………….7-14
2.1Монарх как глава государства……………………………………………7-10
2.2 Президент как глава государства…………………………………….....10-13
2.3 Прочие разновидности главы государства…………………………….13-14
Заключение…………………………………………………………………….15-16
Список использованной литературы ………………………………………..17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

ТЕМА: «ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Минск, 2013

Введение ……………………………………………………… ………………….. 3-4

Раздел 1. Институт главы государства: понятие, сущность, назначение……..5-6

Раздел 2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах …………………………………………………………….7-14

2.1Монарх как глава государства……………………………………………7- 10

2.2 Президент как глава государства……………………………………..... 10-13

2.3 Прочие разновидности главы государства…………………………….13-14

Заключение…………………………………………………… ……………….15-16

Список использованной литературы ………………………………………..17

Введение

Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: "По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб". В этой связи обычно утверждается пост главы государства. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны и часто является символом государства, единства нации.

В отличие от ”классических” ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) фактическое и юридическое положение главы государства однозначно определить невозможно. В каждой стране место этого должностного лица своеобразно и зависит от исторических традиций, формы правления и т. д. Однако можно выделить наиболее общие черты, характеризующие институт главы государства.

Цель данного исследования - рассмотреть институт главы государства в системе разделения властей, определить его полномочия, провести сравнительный анализ разновидностей главы государства на основе белорусского и зарубежного опыта.

Для этого в работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие «глава государства»;
  2. рассмотреть полномочия главы государства;
  3. рассмотреть разновидности главы государства, определить порядок замещения должности;

Выяснив все вышеизложенное, можно судить о значении института главы государства в системе высших органов государственной власти, можно рассмотреть сходства и различия разновидностей главы государства в различных странах и на основе этого выявить наиболее перспективную разновидность.

1. Институт главы государства: понятие, сущность, назначение

Во всех развитых демократических государствах неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти является институт главы государства, который занимает особое место в системе разделения властей. Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вне и внутри страны, символ государственности народа.

В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (Великобритания, Индия), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие базисные признаки главы государства. Это:

Высшее место в иерархии государственных должностей;

Верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене;

Носитель, прежде всего, исполнительной власти, осуществляемой им единолично либо совместно с правительством.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия: этот созыв сессий парламента, опубликование законов, право роспуска парламента(иногда право вето), формирование правительства (иногда формальное его утверждение), право увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентской республики).

2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах

Как было выяснено ранее, источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. На основе этого можно выделить две основных разновидности главы государства: президент и монарх.

2.1. Монарх как глава государства

Самый яркий символ государственной власти - это монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентской же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства, здесь монарх выполняет скорее функцию символа государства, единства нации, примера для подражания.

Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры.

Монарх имеет право на особый титул. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владения монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в данном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государственными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средства - цивильный лист.

Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия. Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, женщины поданной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XV11I вв.);

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

После наследования престола предусмотрен особый обряд коронации. Коронация означает окончательное воцарение монарха. Такая разновидность главы государства в наименьшей степени подвержена влиянию конъюнктурных изменений в расстановке сил, его формирование не связано с проведением выборов.

Несмотря на высокую степень приспособляемости, монархия в современном мире все больше утрачивает свои позиции. Сохранение монарха в качестве единоличного главы государства в значительной части стран мира обусловлено конкретно историческими причинами. Очень важную роль в сохранении этого института единоличного и наследственного правления играют исторические традиции, особенности национальной культуры и национального правосознания. Речь в данном случае идет о приверженности не столько определенной личности, нередко сама особа монарха может и не пользоваться большой популярностью, а о приверженности институту, который рассматривается как один из атрибутов национальной государственности. Не маловажную роль играет и то обстоятельство, что монарх нередко рассматривается общественным мнением как политически нейтральная фигура, стоящая выше столкновений различных политических сил или даже как своего рода арбитр при конфликтах между законодательной и исполнительной властями. Определенную заинтересованность в сохранении института монарха проявляет и политическая элита, особенно в тех случаях, когда это позволяет исключить риск политической борьбы и политических неожиданностей при замещении института главы государства. Вместе с тем преобладающей тенденцией в развитии института главы государства остается сокращение числа монархий увеличение числа стран с республиканской формой правления.

2.2. Президент как глава государства

Сейчас в мире в 143 странах главами государств выступают президенты. Если монархи становятся главами государств по наследству или избираются пожизненно, часто независимо от своих личных качеств, то президенты избираются на определенный срок (три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции). Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы. Первый в мире президент в современном понимании был избран в США в 1789 году.

Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собрании штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию, особый транспорт, включая самолеты, охрану, свои штандарт - флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц.

Данная глава содержит некоторые общие исходные положения. Она в известной мере схематична, но без выяснения содержания терминов и понятий (а они обедняют палитру действительности и часто нуждаются в оговорках) трудно, а то и невозможно анализировать общие признаки и видовые особенности различных глав государств, своеобразие их правового положения.

Вопросы терминологии

Словосочетание «глава государства» возникло, видимо, в давние времена по отношению к монархам. Ныне это официальный термин государствоведения, используемый, например, и в монархической капиталистической Испании (ст. 56 Конституции Испании 1978 г.), и в Социалистической Республике Вьетнам (ст. 101 Конституции СРВ 1992 г.) . Эти два слова не всегда соответствуют представлениям людей о лице, возглавляющем государство.

В СССР население верно считало подлинным главой государства И. В. Сталина, сосредоточившего в своих руках огромную власть, хотя, за исключением сравнительно короткого периода времени, он не занимал никаких государственных постов, а был Генеральным секретарем правящей (единственной)

Коммунистической партии. В свое время лидер нового курса в Китае, обеспечивший подъем экономики страны, Дэн Сяопин занимал юридически не очень важную должность (председатель военного комитета ЦК Коммунистической партии Китая и одновременно Государственного военного комитета), но он фактически был главой государства. Подобный пост - Председатель Государственного комитета обороны КНДР - занимал Ким Чен Ир - «любимый вождь корейского народа» (другой официальный титул «Солнце нации»), являвшийся реальным главой государства. После его смерти в 2011 г. этот высокий пост занял один из его сыновей - Ким Чен Ын, являвшийся реальным главой государства. А население Великобритании или Японии, хотя и считает первым лицом в государстве монарха, вовсе не рассматривает его как подлинного руководителя государства или как лицо, сосредоточивающее в своих руках основные рычаги власти.

В юридической трактовке понятия главы государства тоже произошли изменения. Термин «глава государства» применяется в новых конституциях по отношению к монархам, которые действительно правят (например, король Иордании, султан Омана), и к тем, которые лишь царствуют (все монархи в странах Европы, включая Великого герцога Люксембурга и князя Монако), к президентам, которые по своему усмотрению осуществляют полномочия главы государства (Бразилия, Мексика, США, Венесуэла и др.), и к тем из них, которые делают это «по совету» правительства, созданного парламентом (Германия, Индия, Италия и т. д.). В результате не только в представлениях рядовых граждан, но и в юридической литературе, а то и в самих текстах конституций, во-первых, произошло раздвоение понятия «глава государства» (фактически в некоторых конституциях говорится, что лицо, названное в конституциях главой государства, им реально не является, что нередко видят и сами граждане), а во-вторых, произошла замена юридического анализа института главы государства фактическим, который по существу стал доминирующим не только в политологии и государствоведении, но и в правовой науке.

Мы не хотим сказать, что второй подход плох, напротив, правовая наука становится ближе к реальной жизни. Но такое расщепление понятия правового института главы государства вряд ли плодотворно, хотя и вызвано объективными условиями. Оно не только следствие консерватизма правовых институтов (а они консервативны по своей природе) и жесткости традиций, но и свидетельство неудачи попыток науки конституционного права выработать новую терминологию, которая объединила бы юридическую конструкцию и явления жизни. Поэтому, несмотря на новые реалии и возникающие правовые конструкции, мы пользуемся веками сложившейся терминологией, и какого-либо прорыва в этом отношении не наблюдается.

Правда, многие конституционалисты уже давно отмечают и продолжают указывать на существующее несоответствие правовой конструкции «глава государства» и действительности в некоторых странах. Анализируя систему органов государства в Великобритании, Ж. и Ж.-Э. Жиккели говорят о фактической безвластности главы государства - королевы, о том, что глава государства вовсе не главное лицо в нем. Они констатируют, что «принятие решений централизует премьер-министр», что королевскую власть «унаследовал» кабинет (министров. - В. Ч.) и его глава. Французские ученые используют в связи с этим даже слова «диктатура премьер-министра» . «Соединенным Королевством управляет премьер-министр», - констатируют Ф. Амон и М. Тропе . Не столь резкие, но подобные выводы делают британские конституционалисты . Аналогичной является ситуация в Японии, где по Конституции монарх безвластен, в Германии, где решающую роль играет не президент, а премьер-министр (канцлер) и которую исследователи иногда называют «канцлерской республикой», в Италии, Индии и некоторых других странах, где премьер-министр опирается на поддержку парламента. Реальный глава государства в парламентарных монархиях, парламентарных республиках, а иногда и в парламентарно-президентских республиках это скорее премьер-министр, а не президент.

Отмечая несоответствие термина «глава государства» реальному положению такого лица в условиях многих существующих государств, исследователи, однако, не выдвигают детальных и обоснованных предложений об отказе от этого термина или о его замене. В первых республиканских конституциях его не было. Он появился в монархиях и лишь потом вошел в республиканские конституции, но не сразу. Сначала о президентах республик говорилось как о главах исполнительной власти. Таким же образом в соответствии с концепцией разделения властей характеризуется и монарх. Одновременно иногда указывается, что он вместе с парламентом осуществляет законодательную власть (такие несостыковки в юридической терминологии идут издавна).

До настоящего времени не во всех конституциях по отношению к монархам и президентам применяется термин «глава государства». Конституции нередко употребляют слова «король», «эмир», «султан» или «президент» без такой характеристики, не указывая его место в системе власти.

В марксистско-ленинской доктрине отношение к термину «глава государства» было отрицательным. В науке его считали наследием феодально-монархических традиций. В СССР вопрос о главе государства обсуждался в докладе И. В. Сталина о проекте Конституции СССР 1936 г. Слова «глава государства» не упоминались, речь шла о недопустимости должности единоличного президента. Поэтому термин «глава государства» иногда продолжал употребляться в советской юридической литературе с разъяснениями, что, во-первых, это - термин прошлого, а во-вторых, глава государства в СССР - коллегиальный, это Президиум Верховного Совета СССР («советского парламента») . В дальнейшем в некоторых зарубежных социалистических странах созданные по прежней традиции должности единоличных президентов были заменены коллегиальной президентурой (Президиум республики в Венгрии, Государственный совет в Польше и др.), затем в отдельных странах должность президента была введена наряду с коллегиальным органом (Болгария, Румыния и др.). В настоящее время названия «глава государства» и «президент» употребляются в Конституции Вьетнама 1992 г. (в Конституции КНР 1982 г. слов «глава государства» нет, есть «Председатель республики», но соответствующий иероглиф может быть переведен на русский язык как «президент», хотя для президента есть и другой иероглиф). Вместе с тем в обеих странах (СРВ и КНР) наряду с этими единоличными должностями есть коллегиальный постоянно действующий орган - Постоянный комитет парламента. Традиционные полномочия главы государства распределены между этим органом и президентом (председателем республики). В КНДР президента нет (теоретически его место занимают Президиум Верховного народного собрания и отчасти Государственный комитет обороны КНДР). Заявлено, что в истории страны был и остается единственный президент - покойный Ким Ир Сен . На Кубе президента тоже нет, но председатель Государственного совета является одновременно премьер-министром (эти посты в течение десятилетий до 2008 г. занимал Ф. Кастро, теперь занимает его брат Рауль). Неофициально Государственный совет на Кубе называют коллегиальным главой государства. Словом, попытка исключить из обихода термин «глава государства», если она и была в марксистско-ленинском подходе к системе органов государства, не состоялась.

По отношению к другим коллегиальным органам, выполняющим функции главы государства (Союзному (федеральному) совету в Швейцарии, Президиуму (Президентству) Боснии и Герцеговины), этот термин также официально не используется. Они не названы так в конституциях. В Швейцарии он не употребляется и неофициально. Гораздо чаще главой государства в Швейцарии называют президента, избираемого Союзным советом, который главой государства не является (он выполняет функции председательства в Совете). О неофициальном использовании термина «глава государства» по отношению к Президиуму Боснии и Герцеговины (он состоит из трех человек - боснийца, серба и хорвата) у нас данных нет.

По отношению к «двойственным» органам, выполняющим функции главы государства, термин «глава государства» иногда используется в конституциях (он применен к двум соправителям княжества Андорра - ст. 43 Конституции Андорры 1993 г. и к капитанам-регентам Республики Сан-Марино - ст. 3 Декларации прав граждан и основных принципов устройства Сан-Марино 1974 г.).

В настоящее время термин «глава государства» используется в конституциях и научной литературе в первую очередь для указания на особое, первенствующее, положение лица или на высокое положение коллегиального органа (соответствующей структуры), которое они занимают. Теоретически единоличный глава государства, коллегиальный или структурный орган по своему положению уступают только парламенту, но такие должностные лица, органы или структуры на деле выполняют функции парламента между его сессиями, а иногда значение их некоторых составных частей (например, лидера государства в Иране, существующего наряду с президентом Ирана) выше значимости парламента.

Монарх юридически занимает в иерархии место не ниже парламента (в тех странах, где есть парламент), а, по крайней мере, рядом с парламентом. Вспомним в связи с этим положения конституций некоторых стран о том, что законодательная власть осуществляется совместно парламентом и монархом (они, кстати сказать, распространены в отдельных случаях и на президента) . Идея верховенства (суверенитета) парламента в Великобритании (затем в некоторых других, но не во всех, странах англосаксонского права) появилась позднее, да и опирается она не столько на нормы конституций, сколько на теоретические положения ученых-юристов. Как говорилось, главы о монархах почти всегда, а о президентах нередко размещены в конституциях перед разделами о парламенте. В отношении монарха это можно объяснить традицией. Что же касается президента, то это отражает стремление создателей конституций поставить его на первое место (Франция, многие страны Америки, но не США). Парламент не может отменить акты главы государства. Они имеют непререкаемое значение. Их может сделать недействующими только конституционный суд (признав не соответствующими конституции), но ведь суд таким же образом может остановить (или предотвратить) и действие законов. Исключения в этом случае относятся только к коллегиальной президентуре (ее акты парламент отменить вправе), к части структурной президентуры (постоянным комитетам во Вьетнаме и Китае) и к актам президента Ирана в бицефальной , двуглавой структуре главы государства в Иране.

Глава государства может отменить закон парламента (только монарх в отдельных странах, имеющий право абсолютного вето) или на время приостановить его действие (до преодоления вето главы государства парламентом). Поэтому в отношениях законодательной и исполнительной властей (если по традиции считать главу государства исполнительной властью) ситуация обстоит гораздо сложнее, чем тезис: исполнительная власть исполняет законы. Юридически в некоторых странах монарх - участник законодательной власти. Ниже об этом будет сказано подробнее.

Глава государства занимает центральное (реальное или мнимое) место в государственном аппарате. Монарх, президент, а также коллегиальный монарх (например, в ОАЭ Совет эмиров) или коллегиальная президентура (например, Федеральный совет в Швейцарии) выступают как глава этого аппарата. Глава государства - центр полномочий государственного аппарата. Он (в том числе коллегиальный орган) глава государственной службы, назначает своими актами высших гражданских и военных служащих, судей и др. (он реально делает это или лишь подписывает документы). Если глава государства не делает назначений непосредственно, в президентских, президентско-парламентарных и отчасти парламентарнопрезидентских республиках он представляет кандидатуры для назначений. Вспомним о частичной реформе в России Конституционного Суда РФ в 2009 г., в результате которой председатель Суда и его заместители не избираются Судом, а их кандидатуры представляются президентом для назначения в Совет Федерации. Аналогичный порядок существовал до этого при назначениях состава Верховного и Высшего Арбитражного судов. Такая практика представления конкретных лиц на эти должности или только на должность председателя конституционного суда (иного органа, осуществляющего конституционный контроль) есть и в других странах. В Украине для кандидатур президента зарезервированы две ведущие должности министров в правительстве (министры обороны и иностранных дел), некоторые другие должности.

Губернаторы (префекты и др.) регионов, субъектов федерации, автономных образований, иных частей (генерал-губернатор в странах британского Содружества ) в конечном счете подчинены главе государства (в том числе генерал-губернаторы по нормам права или правовым обычаям - монарху, хотя на деле в парламентарных монархиях он не руководит ими). Губернаторы регионов (в том числе субъектов федерации) нередко назначаются президентом (Индия и др.), им часто подчинены и главы субъектов федераций, занимающие свою должность другими способами (например, в России).

Центральное место главы государства в государственном механизме связано также с тем, что он почти всегда по своему положению является главнокомандующим (не имеет значения, что главой государства может быть женщина, никогда не бравшая в руки оружия, и что у главы государства может быть отнюдь не высшее воинское звание: например, Николай II в России был главнокомандующим в Первой мировой войне в звании полковника, такое же звание имеет сейчас королева Великобритании Елизавета II).

Особое место главы государства (для единоличного главы) иногда определяется в конституциях терминологическими характеристиками. В Конституции Марокко 1996 г. (ст. 19) говорилось, что король - «командир», руководитель правоверных (amir-al-munimin), в ст. 245 Конституции Гондураса 1982 г. сказано, что президент осуществляет «общее руководство государством».

Для характеристики роли главы государства часто используются слова «символ», «гарант», «защитник», «арбитраж» (главы государства), «представитель государства» и др. Такие положения содержатся как в монархических (Испания, Марокко, 2011 г.), так и в республиканских конституциях (Казахстан, Франция), там, где глава государства осуществляет реальную власть и где он ее фактически не имеет. Сходство некоторых таких формулировок важно для создания общего понятия главы государства.

Слово «символ» обычно употребляется в монархических конституциях (Испания, Япония и др.), но иногда оно содержится и в конституциях республик (ст. 188 Политической конституции Колумбии 1991 г.). Слово «символ» используется в основных законах в целом в одинаковом смысле: как символ государства и единства народа (Япония), символ национального единства (Колумбия), символ единства государства и его преемственности (Испания), символ единства государства (Марокко). В подавляющем большинстве основных законов слова «символ» нет, но и в них монарх или президент тоже воспринимается как символ определенного государства.

Слова «гарант» или «гарантирует» используются обычно в новых конституциях (Болгария, Марокко, Россия и др.). Говорится, что глава государства - гарант конституции, территориальной целостности государства, прав человека и гражданина и т. д. Как одинаковый по смыслу используется термин «защитник» (слово «протектор» как официальное название фактического главы государства использовалось и в XVII в. в английских актах).

В немногих конституциях характеристика главы государства включает слова «арбитр» или «арбитраж». Впервые такая терминология была использована в Конституции Франции 1958 г., создававшейся под руководством Президента Ш. де Гол- ля, стремившегося к личной власти. В Конституции говорится, что президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). В подавляющем большинстве основных законов прямого упоминания арбитража нет, но де-голлевская идея нашла применение. О функции посредничества президента между ветвями власти говорится в Конституции Румынии 1991 г. (ст. 80), в Конституции Гаити 1987 г. (ст. 136) сказано, что президент следит за нормальным функционированием институтов государства. Сказанное относится и к Конституции РФ 1993 г. Как и Ш. де Голль в условиях кризиса, российский Президент Б. Н. Ельцин стремился к полноте власти и после обстрела здания парламента ее получил. В принятой после этого Конституции РФ 1993 г. говорится, что президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). Стремление к координационно-арбитражной роли президента обозначилось и в формулировках конституций некоторых других стран с элементами авторитарного режима (Белоруссия и др.). В определенные периоды развития общества, в кризисных условиях это может быть необходимо, но стремление главы государства возвышаться над другими ветвями власти в качестве арбитра вряд ли может быть принято в демократическом обществе.

В конституциях говорится, что глава государства - представитель государства, иногда - «верховный представитель». Он представляет государство внутри страны: во взаимоотношениях с территориальными частями государства, в отношениях с гражданами (в США иски к государству направляются против (versus) президента) и другими субъектами права. Формы такого представительства будут рассмотрены ниже. В данном случае важно лишь отметить, что официальные действия и акты главы государства рассматриваются как действия и акты, совершаемые государством, от его имени.

В законодательстве слова «представитель власти» (государственной власти, государства) иногда употребляются также по отношению к государственным должностным лицам, наделенным соответствующими полномочиями. Поэтому, чтобы обозначить особую представительную роль главы государства в конституционном законодательстве, может быть целесообразной формулировка «верховный представитель государства».

В конституциях используются также другие понятия, относящиеся к главе государства. В монархиях это «регент», «регентский совет», «коронация», «коронованный монарх», в республиках - «вице-президент», иногда «заместитель президента», а в юридической литературе и в официальных документах - «инаугурация», «президент-элект» и «исполняющий обязанности президента».

Коронованный монарх - это монарх, т. е. наследник престола, достигший совершеннолетия и прошедший после этого при вступлении на престол обряд коронации (лицо может достичь совершеннолетия и раньше, но торжественный обряд коронации проводится как знак реального обретения власти). Если монарх унаследовал трон малолетним, эта процедура откладывается до его совершеннолетия (обычно до 18 лет, в некоторых странах до 21 года). При малолетнем монархе учреждается должность регента (т. е. правителя) или создается регентский совет (обычно из числа родственников). Акты малолетнего монарха издаются от его имени, но скрепляются подписью регента (членов регентского совета). Последний случай создания регентского совета с включением в него не- родственников монарха в Европе имел место в Болгарии в 1944 г., но вскоре монархия в Болгарии была упразднена. Некоторые конституции стран Востока устанавливают, что регентский совет создается не из числа родственников (Таиланд).

Термины «инаугурация», «вице-президент» и другие названные выше применяются в республиках. Инаугурация - торжественное введение президента в должность, сопровождающееся принесением им присяги. Иногда присягу должен приносить и вице-президент (например, Кипр). Президент- элект - это название избранного, но еще не вступившего в должность президента. Иногда конституции устанавливают значительный промежуток времени между избранием президента и вступлением его в должность (это время необходимо, в частности, для завершения дел прежним президентом и для того, чтобы избранный президент вошел в курс государственного управления).

Исполняющим обязанности президента в период его временного отсутствия, непродолжительной болезни, хирургической операции и т. д. обычно является вице-президент. Если такая должность в данной стране не предусмотрена (например, Германия, Россия, Франция), то исполняющим обязанности президента становятся по очереди (в случае невозможности лица по какой-либо причине исполнять такие обязанности) либо председатель верхней палаты парламента, председатель нижней палаты, председатель верховного (или конституционного) суда, либо глава правительства, а иногда правительство в полном составе. В России такие обязанности возлагаются на главу Правительства РФ.

  • Применяется и более сложная терминология. Например, в ст. 82 Конституции Папуа - Новой Гвинеи 1975 г. употребляется словосочетание «королева и глава государства Папуа - Новой Гвинеи». Наиболее разнообразнаяофициальная терминология по отношению к главе государства (президенту)использовалась в некоторых законах государств Тропической Африки. Официальный титул главы государства включал слова «освободитель», «лидер революции» и даже, например, «лев, разгрызающий любую кость». В монархических странах официальный титул главы государства (например, в прошлом вРоссии) иногда включает полный перечень (император, король, великийкнязь, князь и т. д.) составных частей государства.
  • См.: GicquelJ., Gicquel J.-Ё. Droit constitutionnel et institutions politiques.21-tone fed. P.,2007. P. 230, 238.
  • В Андорре соправители реализуют эти функции совместно и раздельно.
  • В обоснованиях говорилось о праве вето президента и о необходимостиподписания им закона для того, чтобы закон стал законом.
  • Бицефальный - от лат. bis - дважды и греч. kephale - голова.
  • Многие страны британского Содружества являются республиками, у нихсвой глава государства - президент. Половина членов Содружества - монархии. Их глава государства - британский монарх. Теоретически считается, чтоон назначает в эти государства генерал-губернаторов. На деле такое лицо определяется парламентами и правительствами государств - членов Содружества. Например, Конституция Папуа - Новой Гвинеи 1975 г. устанавливает, чтогенерал-губернатор назначается только на два срока по предложению правительства страны и утверждается 2/3 голосов членов местного парламента(ст. 88), а затем получает «патент» на управление от монарха из Лондона. Британский монарх может назначить или уволить генерал-губернатора только посовету местного правительства. Уволить его может также местный парламентбольшинством голосов (монарх в Лондоне обязан выполнить это решение,т. е. подписать соответствующий документ).
  • Acting president (англ.) - временно исполняющий обязанности президента (не «действующий президент»).