Мария Кюри-Склодовская. Биография. Мария склодовская-кюри - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы Французская и польская ученый экспериментатор педагог

Имитатор генератора из оригинального эксперимента

régine debatty / Flickr

Польские ученые повторили известный эксперимент Милгрэма на своих соотечественниках. Выяснилось, что поляки 2010-х годов готовы причинять боль людям, подчиняясь авторитету, не меньше, чем американцы 1960-х годов. Результаты работы были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в январе 2017 года, внимание к ним привлек выпущенный в марте пресс-релиз.

Один из наиболее авторитетных психологов XX века Стэнли Милгрэм провел свой классический эксперимент в 1963 году под впечатлением от преступлений нацистов в ходе Второй мировой войны. Он хотел выяснить, сколько страданий могут причинить обычные люди другим, если это входит в их обязанности. Для этого ученый пригласил среднестатистических людей поучаствовать в эксперименте, целью которого было заявлено изучение влияния боли на обучение.

В ходе эксперимента участники тянули поддельный жребий, чтобы играть роль учителя или ученика. На самом деле им всегда доставалась роль учителя, а ученика изображал профессиональный актер. Ученик должен был заучивать пары слов, а затем воспроизводить их по команде учителя. При этом в распоряжении учителя был правдоподобно выглядящий генератор тока с 30 переключателями от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При каждой ошибке руководящий работой экспериментатор в белом халате велел учителю давать ученику удар током, причем с каждой последующей ошибкой напряжение увеличивалось на 15 вольт. Актер изображал усиливающуюся болевую реакцию, но экспериментатор настаивал на продолжении «обучения», произнося последовательно четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Если было достигнуто максимальное напряжение, его применяли трижды, после чего сессия прекращалась. Перед началом эксперимента учителю самому давали демонстрационный удар током напряжением 45 вольт.

Дизайн эксперимента: Е - экспериментатор, Т - учитель, L - ученик

Wikimedia Commons

Американский эксперимент должен был послужить лишь отладке методологии, после чего Милгрэм планировал провести его в Германии, чтобы лучше понять психологию граждан этой страны во время войны. Однако результаты оказались весьма красноречивыми: в среднем 65 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, доводили наказание ученика до максимального, невзирая на его «боль» и протесты. Лишь около 12 процентов останавливались на показателе в 300 вольт, когда актер начинал изображать нестерпимые страдания. «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», - рассказывал ученый.

Эксперимент Милгрэма неоднократно воспроизводили в США, Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании со схожими результатами (средняя доля участников, доведших его до конца, в США составила 61 процент, а за их пределами - 66 процентов, разбег составлял от 28 до 91 процента). Небольшие изменения дизайна исследования, призванные исключить влияние таких факторов как пол, социальный статус, авторитет научного центра, неведение об опасности тока и возможные садистские наклонности, на результаты существенно не влияли, как и год проведения работы. В странах Центральной и Восточной Европы подобные эксперименты до сих пор не проводились.

Сотрудники Университета общественных и гуманитарных наук во Вроцлаве решили исправить эту ситуацию. «Нашей целью было проверить, насколько высок уровень подчинения среди жителей Польши. Особая история центральноевропейского региона сделала вопрос подчинения авторитетам исключительно интересным для нас», - пишут они.

Чтобы снизить психологическую травму участников, ученые воспользовались модификацией эксперимента, основанной на выводах американского психолога Джерри Бергера (Jerry Burger). Он отметил , что большинство (79 процентов) участников оригинальной работы, дошедших до 10-го переключателя, доходят и до последнего, 30-го. Поэтому об уровне подчинения можно судить и по первым 10 показателям напряжения ударов. Таким дизайном и воспользовались польские психологи, чтобы сделать эксперимент более этичным. Для участия в нем пригласили 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 18 до 69 лет.

90 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, дошли до последнего переключателя. Частота отказов от доведения эксперимента до конца была втрое выше, если роль ученика выполняла женщина, однако авторы отмечают, что из-за небольшого размера выборки сделать из этого однозначные выводы невозможно.


«Наше исследование в очередной раз продемонстрировало огромную силу ситуации, в которой находятся люди, и насколько легко они соглашаются на неприятные для себя вещи. Спустя полвека после работы Милгрэма поразительное большинство субъектов все еще готовы бить током беспомощного человека», - прокомментировал результаты один из авторов работы Томаш Гжыб (Tomasz Grzyb).

Мария Склодовская-Кюри — польско-французский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911). Основала институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний.

Мария Склодовская родилась в Варшаве. Её детские годы были омрачены ранней потерей одной из сестёр и вскоре — матери. Ещё школьницей она отличалась необычайным прилежанием и трудолюбием. Мария стремилась выполнить работу самым тщательным образом, не допуская неточностей, часто за счёт сна и регулярного питания. Она занималась настолько интенсивно, что, окончив школу, вынуждена была сделать перерыв для поправки здоровья.

Мария стремилась продолжить образование, однако в Российской империи, в состав которой в то время входила Польша, возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены. Сестры Склодовские — Мария и Бронислава договорились по очереди отработать несколько лет гувернантками, чтобы по очереди получить образование. Мария проработала несколько лет воспитателем-гувернанткой в то время, пока Бронислава училась в медицинском институте в Париже. Затем Мария в возрасте 24 лет смогла поехать в Сорбонну, в Париж, где изучала химию и физику в то время, как Бронислава зарабатывала средства для обучения сестры.

Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. В 1894 году в доме одного польского физика-эмигранта Мария Склодовская встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому времени он провёл важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры. Мария занималась исследованием намагниченности стали, и её польский друг надеялся, что Пьер сможет предоставить Марии возможность поработать в своей лаборатории. Вместе они занялись исследованием аномальных лучей (рентгеновских), которые испускали соли урана. Не имея никакой лаборатории и работая в сарае на улице Ломон в Париже, с 1898 по 1902 годы они переработали восемь тонн руды урана и выделили одну сотую грамма нового вещества — радия. Позже был открыт полоний — элемент, названный в честь родины Марии Кюри. В 1903 году Мария и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Будучи на церемонии награждения, супруги задумываются создать собственную лабораторию и даже институт радиоактивности. Их затея была воплощена в жизнь, но гораздо позже.

После трагической смерти мужа Пьера Кюри в 1906 году Мария Склодовская-Кюри унаследовала его кафедру в Парижском университете.

В 1910 году ей удалось в сотрудничестве с Андре Дебьерном выделить чистый металлический радий, а не его соединения, как бывало прежде. Таким образом, был завершён 12-летний цикл исследований, в результате которого было доказано, что радий является самостоятельным химическим элементом.

В конце 1910 года кандидатура Склодовской-Кюри по настоянию ряда французских ученых была выдвинута на выборах во Французскую Академию Наук. До этого ни одна женщина не была избрана во Французскую Академию Наук, потому выдвижение сразу же привело к жестокой полемике между сторонниками и противниками её членства в этой консервативной организации. В результате нескольких месяцев оскорбительной полемики кандидатура Склодовской-Кюри была отвергнута на выборах с перевесом всего в один голос.

В 1911 году Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Склодовская-Кюри стала первым (и на сегодняшний день единственной женщиной в мире) дважды лауреатом Нобелевской премии.

Незадолго до начала Первой мировой войны Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Склодовская-Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности. Сразу после начала активных боевых действий на фронтах Первой мировой войны Мария Склодовская-Кюри стала закупать на личные средства, оставшиеся от Нобелевской премии, рентгеновские переносные аппараты для просвечивания раненых. Передвижные рентгеновские пункты, приводившиеся в действие динамо-машиной, присоединённой к автомобильному мотору, объезжали госпитали, помогая хирургам проводить операции. На фронте эти пункты прозвали “маленькими Кюри”. Во время войны она обучала военных медиков применению радиологии, например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В прифронтовой зоне Кюри помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Накопленный опыт она обобщила в монографии “Радиология и война” в 1920 году.

В последние годы своей жизни она продолжала преподавать в Радиевом институте, где руководила работами студентов и активно способствовала применению радиологии в медицине. Она написала биографию Пьера Кюри, опубликованную в 1923 году. Периодически Склодовская-Кюри совершала поездки в Польшу, которая в конце войны обрела независимость. Там она консультировала польских исследователей. В 1921 году вместе с дочерьми Склодовская-Кюри посетила США, чтобы принять в дар 1 г радия для продолжения опытов. Во время своего второго визита в США (1929) она получила пожертвование, на которое приобрела ещё грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Но вследствие многолетней работы с радием её здоровье стало заметно ухудшаться.

Мария Склодовская-Кюри скончалась в 1934 году от апластической анемии. Её смерть является трагическим уроком — работая с радиоактивными веществами, она не предпринимала никаких мер предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман. Похоронена рядом с Пьером Кюри в парижском Панте.


Мария Склодовская-Кюри - родилась 7 ноября 1867 года, Варшава, Царство Польское, Российская империя. Французская и польская учёная-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественная деятельница. Удостоена Нобелевской премии: по физике (1903) и по химии (1911). Основала Институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний. Умерла 4 июля 1934 года вследствие хронической лучевой болезни в санатории Санселльмозе, Пасси, Верхняя Савойя, Франция.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Мария Склодовская-Кюри

  • Секрет успеха — не торопиться.
  • В науке мы должны интересоваться вещами, а не личностями.
  • Будьте менее любопытны о людях но более любопытны об идеях.
  • Пусть каждый из нас прядёт свой кокон, не спрашивая зачем и почему.
  • Меня учили, что путь к прогрессу никогда не бывает легким и простым.
  • Важно не то, в какого бога верят люди: чудеса творит не бог, а сама вера.
  • Не усовершенствовав человеческую личность, нельзя построить лучший мир.
  • В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.
  • Радий не должен обогащать никого. Это элемент. Он принадлежит всему миру.
  • Я принадлежу к числу людей, которые думают, что наука — это великая красота.
  • Всю мою жизнь новые чудеса природы заставляли меня радоваться, как ребёнка.
  • Самое главное в жизни - никогда не впадать в уныние из-за людей и из-за событий.
  • Никто не замечает того, что уже сделано. Все видят лишь то, что осталось сделать.
  • Я не верю в то, что в нашем мире может исчезнуть страсть к риску и приключениям.
  • Обманчиво ставить весь интерес к жизни в зависимость от таких бурных чувств, как любовь.
  • Когда ты молод, одинок и погружен в науку, можно не иметь на что жить и жить самой полной жизнью.
  • Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания.
  • Люди, так живо чувствующие, как я, и не способные изменить это свойство своей натуры, должны скрывать его как можно дольше.
  • Нам надо есть, пить, спать, бездельничать, любить, то есть касаться самых приятных вещей в этой жизни, и все же не поддаваться им.
  • Учёный у себя в лаборатории не просто техник: это ребёнок лицом к лицу с явлениями природы, действующими на него как волшебная сказка.
  • Муж у меня - лучшего даже нельзя себе вообразить, это настоящий божий дар, и чем дольше живём мы вместе, тем сильнее любим друг друга.
  • Нужно заниматься исследованиями ради красоты науки, и всегда есть шанс, что научное открытие может, как радий, принести пользу человечеству.
  • Великое открытие не выходит готовым из мозга учёного, как Минерва в доспехах из головы Юпитера, оно есть плод предварительного сосредоточенного труда.
  • Мы не должны мириться с мнением, что весь научный прогресс сводится к механизмам, машинам, зубчатым передачам, хотя и они сами по себе тоже прекрасны.
  • Каждый из нас обязан работать над собой, над совершенствованием своей личности, возлагая на себя определенную часть ответственности за жизнь человечества.
  • Жизнь великого учёного в лаборатории - вовсе не спокойная идиллия, как думают многие; она чаще всего - упорная борьба с миром, с окружением и с самим собой.
  • Я думаю, что в каждую эпоху можно жить интересно и полезно. Для этого нужно не растрачивать бесплодно свою жизнь, а иметь право сказать: "Я сделал все, что мог".
  • Зачем тратить целое утро на раскрытие тайн кулинарии, если за это время можно усвоить несколько страниц учебника по физике или провести в лаборатории интересный опыт?
  • Среди дней плодотворной работы попадаются и дни сомнений, когда ничего как будто не получается, когда сама материя кажется враждебной, и тогда приходится бороться с отчаянием.
  • Когда я чувствую себя совершенно неспособной читать книгу продуктивно, я начинаю решать алгебраические и тригонометрические задачи, поскольку они не терпят погрешностей внимания и возвращают уму прямой путь.
  • Как видно, никому из нас жизнь легко не даётся. Ну и что ж, значит, нужно иметь настойчивость, а главное - уверенность в себе. Нужно верить, что ты на что-то ещё годен, и этого «что-то» нужно достигнуть во что бы то ни стало.
  • Нет необходимости вести такую противоестественную жизнь, какую вела я. Я отдала много времени науке, потому что у меня было к ней стремление, потому что я любила научное исследование. Все, чего я желаю женщинам и молодым девушкам, это простой семейной жизни и работы, какая их интересует.
  • Самое тяжкое - это те уступки, какие приходится делать предрассудкам окружающего нас общества, больше или меньше, в зависимости от большей или меньшей силы своего характера. Если делаешь их слишком мало, тебя раздавят. Если делаешь чересчур много, то унижаешь себя и делаешься противен самому себе.
  • Как люди могут только думать, что наука сухая область? Есть ли что-нибудь более восхитительное, чем незыблемые законы, управляющие миром, и что-нибудь чудеснее человеческого разума, открывающего эти законы? Какими пустыми кажутся романы, а фантастические сказки — лишенными воображения сравнительно с этими необычайными явлениями, связанными между собой гармоничной общностью первоначал, с этим порядком в кажущемся хаосе.

Польские исследователи во главе с психологом Томашом Грзибом (Tomasz Grzyb) повторили эксперимент, проведенный Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) почти полвека назад.

Тогда, в 1963 году, Милгрэм привлек к участию в эксперименте добровольцев, которым было объявлено, что в исследовании будет изучаться влияние боли на память. Им рассказали, что один из участников будет запоминать пары слов из обширного списка – в действительности роль «обучаемого» играл подставной актер. Участникам же предлагалось проверять насколько хорошо ученик запоминал слова, за ошибки предлагалось «наказывать» ударами тока разной силы.

После каждого нажатия на переключатель, актер громко кричал, издавал стоны, стучал в стену и требовал прекратить издевательства. С определенного момента напряжение нужно было увеличивать с каждой новой ошибкой. В том случае, если «учитель» колебался, сомневаясь, увеличивать ли напряжение, экспериментатор настаивал на продолжении эксперимента, уверяя, что ответственность за жизнь и здоровье «ученика» несет не «учитель», а организатор эксперимента. При самом высоком напряжении актер вообще прекращал издавать какие-либо звуки и подавать признаки жизни.Результаты эксперимента оказались впечатляющими: две трети участников эксперимента оказались способны довести напряжение до максимума (450 вольт) – их не смущали ни крики, не стук в стену.

Всем участникам эксперимента было обещано денежное вознаграждение в 4,5 доллара – они знали, что получат его вне зависимости от того, как пройдет испытание, по сути им платили за приход в лабораторию Милгрэма. Позже ученые повторили этот эксперимент на студентах Йельского университета, которые никаких денег за участие не получали.

Эксперимент широко обсуждался и многие люди, узнавая о нем, говорят, что они-то никогда не смогли причинить боль другому и никакой авторитет не смог бы повлиять на их мнение. Польские исследователи решили выяснить, действительно ли это так.

Они не стали полностью копировать эксперимент Милгрэма. Для участия в нем они пригласили 80 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 69 лет. Перед каждым из них располагались 10 кнопок, каждая из которых отвечала за разное напряжение. Участники эксперимента могли ударить током испытуемого, который находился в соседней комнате – в реальности он этих ударов не чувствовал и просто притворялся.

Как и в оригинальном эксперименте экспериментатор настаивал на продолжении эксперимента, используя фразы «необходимо, чтобы вы продолжили» и «у вас нет выбора, нужно продолжать». Несмотря на крики и страдания испытуемого, по команде экспериментатора 90% участников оказались согласны увеличить напряжение – их доля была даже выше, чем в эксперименте Милгрэма. Впрочем, если «учеником» была женщина, испытуемые отказывались продолжать в 3 раза чаще, чем если на ее месте был мужчина.

В общем, годы идут, а большинство из нас, заключают ученые, все так же способно причинить другому боль, руководствуясь авторитетным мнением.

Они обладают потрясающей силой духа, не боятся рисковать и, безусловно, опережают свое время. Они восхищают, завораживают, переворачивают сознание и историю в целом, — 33 женщины, изменившие мир.

И если вдруг вам сейчас не хватает вдохновения, пусть их истории станут источником того самого заряда энергии, с которым можно добиться не меньших успехов.

Мария Склодовская-Кюри

Французский ученый-экспериментатор польского происхождения, педагог, общественный деятель. Известна своими исследованиями в области радиоактивности, удостоена Нобелевской премии: по физике и по химии, первый дважды нобелевский лауреат в истории.

Маргарет Гамильтон

Была ведущим инженером-программистом в проекте пилотируемой программы полетов к Луне «Аполлон», а на приведенной выше фотографии она стоит перед распечаткой кода для бортового компьютера «Аполлон», изрядную часть которого она сама написала и ревизировала.

Катрин Швитцер

Американская писательница и телекомментатор, наибольшую известность получила как первая женщина, официально пробежавшая Бостонский марафон. На фото видно, как непросто ей это далось. Представитель организаторов марафона пытался силой увести ее с трассы и, по словам Швитцер, потребовал, чтобы она «вернула номер и убиралась к черту с его марафона». Фотографии этого инцидента попали на первые страницы ведущих изданий мира.

Валентина Терешкова

Первая в мире женщина-космонавт, совершившая полет в одиночку. Полет на космическом корабле «Восток-6» продолжался почти трое суток. К слову, своим родным Терешкова сказала, что уезжает на соревнования парашютистов, о полете они узнали из новостей по радио.

- Читайте также:

Кейт Шеппард

Лидер суфражистского движения в Новой Зеландии. Именно Новая Зеландия стала первой страной, где суфражистки добились успеха: в 1893 году женщины получили право голосовать на выборах.

Амелия Эрхарт

Американская писательница и пионер авиации, ставшая первой женщиной-пилотом, перелетевшим Атлантический океан, за что Амелия была награждена Крестом Летных Заслуг. О своих полетах она написала несколько книг-бестселлеров, а также стояла у истоков организации женщин-пилотов «Девяносто девять» и была избрана ее первым президентом.

Камако Кимура

Известная японская суфражистка и активистка. На этом фото Камако Кимура запечатлена на марше в Нью-Йорке, посвященном борьбе за право женщин голосовать. 23 октября 1917 года.

Элиза Зимфиреску

Наряду с ирландкой Алисой Перри румынка Элиза Зимфиреску считается одной из первых женщин-инженеров в мире. Из-за предубежденного отношения к женщинам в науке Замфиреску не приняли в Национальную школу мостов и дорог в Бухаресте. Но Элиза не стала отказываться от своей мечты и в 1909 году поступила в академию технологий в Берлине. Элиза руководила несколькими исследованиями, которые помогли найти новые источники угля и природного газа.

Роза Ли Паркс

Американская общественная деятельница, зачинательница движения за права чернокожих граждан США. Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери Роза отказалась по требованию водителя уступить свое место белому пассажиру в секции автобуса для цветных после того, как все места в секции для белых были заняты. Это событие повлекло за собой массовый бойкот общественного транспорта темнокожим населением и принесло национальную известность Розе Ли Паркс. Конгресс США удостоил ее эпитетом «Мать современного движения за гражданские права».

София Ионеску

Выдающийся румынский нейрохирург, принято считать, что София была одной из первых женщин-нейрохирургов в мире.

Анна Франк

Мод Вагнер

Первая известная американская женщина-татуировщица. Сейчас, может, в том, как плотно покрыто ее тело татуировками, нет ничего выдающегося, но задумайтесь на минуточку, насколько провокационно это выглядело в 1907 году!

Надя Команечи

Всемирно известная румынская гимнастка. С раннего детства Надя Команечи занималась спортивной гимнастикой и получала от этого большое удовольствие. По мнению самой спортсменки, занятия спортом дали ей больше возможностей, чем ее сверстникам, ведь уже в возрасте 9-10 лет она побывала во многих странах мира. Команечи вошла в историю как пятикратная олимпийская чемпионка, первая в истории спортивной гимнастики получила 10 баллов за свое выступление.

Сара Такрал

Первая женщина-пилот в истории Индии. Свою лицензию Сара получила в возрасте 21 года.

Мать Тереза (Агнес Гондже Бояджиу)

Известная во всем мире католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию, заботиться о бедных. В 1931 году она приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной монахини-кармелитки Терезы из Лизье. Около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии в Калькутте, а в 1946 году получила разрешение помогать бедным и обездоленным — создавать школы, приюты, больницы для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощи страждущему человеку».

Ана Аслан

Румынская исследовательница, направившаяся свою деятельность на борьбу со старением. Аслан основала в Бухаресте единственный в Европе Институт геронтологии и гериатрии и разработала препарат для страдающих артритом пожилых людей, благодаря которому они пошли на поправку – стали ходить, вновь обрели силу, гибкость и даже смогли вернуться к работе и заняться спортом. Также Ана создала препарат «Аславитал для детей», предназначенный для лечения детского слабоумия.

Аннет Келлерман


Австралийская профессиональная пловчиха. В возрасте 6 лет у Аннет была обнаружена болезнь ног и для преодоления инвалидности родители записали ее в плавательную школу в Сиднее. В возрасте 13 лет ее ноги были практически в норме и в 15 лет она начала участвовать в соревнованиях по плаванию. В 1905 году 18-летняя Аннет стала первой женщиной, осмелившейся переплыть Ла-Манш. После трех неудачных попыток она заявила: «Я обладала выносливостью, но не хватило грубой силы» . Также Аннет способствовала тому, чтобы женщинам было разрешено носить цельный купальный костюм (1907). После этого фото, кстати, она была арестована за непристойное поведение.

Рита Леви-Монтальчини

Итальянский нейробиолог, лауреат Нобелевской премии, которую она получила за открытие факторов роста. Она решила положить свою жизнь на алтарь науки и ни разу не пожалела о сделанном выборе, постоянно подчеркивая, что ее жизнь «богата превосходными человеческими отношениями, работой и увлечениями». Исследовательница продолжала активную деятельность и после выхода на пенсию. Рита Леви-Монтальчини даже учредила специальный благотворительный фонд, помогающий женщинам из стран третьего мира получать высшее образование. Она стала первой женщиной, принятой в Папскую академию наук; а в 2001 году была назначена пожизненным сенатором Итальянской Республики.

Берта фон Зутнер


Австрийский деятель международного пацифистского движения. В 1889 г. вышла ее книга «Долой оружие!» («Die Waffen nieder»), рассказывающая о жизни молодой женщины, судьба которой была искалечена европейскими войнами 60-х гг. XIX в. О ней заговорил мир как о ведущем борце за мир. Во времена, когда женщины почти не принимали участия в общественной жизни, Зутнер, активный борец за мир, снискала всеобщее уважение, в том числе и Альфреда Нобеля, с которым она переписывалась, информируя его о деятельности пацифистских организаций и агитируя жертвовать средства на миротворческую деятельность. В 1905 году Берта стала первой женщиной - лауреатом Нобелевской премии мира и второй женщиной, получившей Нобелевскую премию.

- Читайте также:

Ирена Сендлер

Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер - сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации (под псевдонимом Иоланта) часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и ее товарищи вывезли из гетто 2 500 детей. Ирена Сендлер записывала данные всех спасенных детей на узкие полоски тонкой бумаги и прятала этот список в стеклянной бутылке. По анонимному доносу в 1943 году ее приговорили к смерти, однако она была спасена. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.

Гертруда Кэролайн

Первая женщина, переплывшая Ла-Манш (1926). «Королева волн» – так ее называли в США. Она пересекла канал брассом, потратив на это 14 часов 39 минут.

Хеди Ламарр

Популярная в 1930-1940-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретатель. Ее история из числа тех, которые вызвали бы обвинение в неправдоподобности, если бы что-то такое сочинили для художественного фильма: таинственная звезда Голливуда родом из Европы и авангардный композитор (речь о Джордже Энтайле) вместе придумывают новый способ кодировки сигналов, препятствующий их глушению. Ламарр, чья кинокарьера продолжилась после Второй мировой войны, не только спасла множество кораблей флота США от вражеских торпед (ее технологию обнаружили заново и стали широко применять уже в 1960-е, начиная с Карибского кризиса), но и стала прародительницей стандартов Wi-Fi и Bluetooth.

Ада Лавлейс

Британский математик, считающаяся первым программистом в истории. В самом начале своих занятий математикой она познакомилась с Чарльзом Бебиджем, математиком, экономистом, связавшим свою жизнь с идеей создания «аналитической машины» — первой в мире цифровой вычислительной машины с программным управлением. Человечеству предстояло прожить еще более века, чтобы понять великий смысл и значение идеи Бебиджа, но Ада сразу оценила изобретение своего доброго друга и вместе с ним пыталась обосновать и показать что оно сулит человечеству. Ее рукой были написаны программы поразительно схожие с программами, составленными позднее для первых ЭВМ. Кстати, Ада — дочь известного поэта Джорджа Гордона Байрона.

Людмила Павличенко

Легендарная женщина-снайпер в мировой истории родом из Белой Церкви. Во время Второй мировой войны участвовала в боях в Молдавии, в обороне Одессы и Севастополя. В июне 1942 года Людмила получила серьезное ранение, после чего ее эвакуировали, а затем вместе с делегацией отправили в США. В ходе своего визита за океан Павличенко побывала на приеме у Президента США Франклина Рузвельта и даже некоторое время жила в Белом доме по приглашению его супруги. Многим навсегда запомнилась ее речь в Чикаго: «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!»

Розалинд Франклин

Роль Розалинд Франклин в открытии структуры ДНК, которое многие считают ключевым научным достижением XX века, принижалась в течение долгих десятилетий (чему немало поспособствовала ранняя смерть Франклин от рака). Несмотря на то, что решение Нобелевского комитета, лишившего Розалинд ее роли премии и отметившего только Джеймса Уотсона, Фрэнсиса Крика и Мориса Уилкинса, не отменить, правда есть правда: именно выполненный Франклин рентгеноструктурный анализ ДНК стал тем недостающим шагом, который позволил окончательно визуализировать двойную спираль.

Джейн Гудолл

Знаменитая английская исследовательница-этолог Джейн Гудолл более 30 лет провела в джунглях Танзании в долине Гомбе-Стрим, наблюдая за поведением шимпанзе. Свои исследования наначала в 1960 году, когда ей было в 18 лет. В начале работы у нее не было помощников и, чтобы не оставлять ее одну, с ней поехала в Африку ее мать. Они разбили палатку на берегу озера и Джейн отважно начала свои замечательные исследования. Потом, когда ее данными заинтересовались во всем мире, у нее возникли тесные контакты с учеными, которые приезжали к ней из разных стран. Сегодня Гудолл — посол мира ООН, ведущий приматолог, этолог и антрополог из Великобритании.

Билли Джин Кинг

Знаменитая американская теннисистка, рекордсменка по числу побед на Уимблдонском турнире. По ее инициативе создана Всемирная женская теннисная ассоциация со своим календарем и призовыми, не меньшими чем в мужском теннисе. Стараясь утвердить равные права женщин в спорте, в 1973 году Кинг проводит выставочный матч с бывшей первой ракеткой мира, 55-летним Бобби Риггсом, нелестно отзывавшемся об уровне женского тенниса. Кинг одержала блистательную победу и в буквальном смысле разгромила Риггса. Именно с того момента, по мнению многих специалистов, теннис стал одним из самых популярных видов спорта у зрителей, почти национальной религией в США.

Рейчел Карсон

Всемирную известность американскому биологу Рейчел Карсон принесла книга «Безмолвная весна», посвященная вредному действию пестицидов на живые организмы. После публикации книги Рэйчел Карсон сразу была обвинена представителями химической промышленности и некоторыми членами правительства в алармизме. Ее называли «истерической женщиной», некомпетентной для написания подобных книг. Однако, несмотря на эти упреки, книга считается инициатором развития нового экологического движения.

Грейс Хоппер

Американская ученая и контр-адмирал флота США. Являясь первооткрывательницей в своей области, она была одной из первых, кто писал программы для гарвардского компьютера. Также она разработала первый компилятор для компьютерного языка программирования, развила концепцию машинно-независимых языков программирования, что привело к созданию COBOL, одного из первых высокоуровневых языков программирования. Кстати, именно Грейс приписывается популяризация термина debugging для устранения сбоев в работе компьютера.

Мария Тереза де Филиппис

Итальянская автогонщица. Первая женщина, ставшая пилотом Формулы-1. В возрасте 28 лет стала второй в национальном первенстве Италии по кольцевым автогонкам. В 1958 году дебютировала в Формуле-1, став пятой на «Гран-при Сиракуз», внезачктной гонке. Первой гонкой чемпионата для Марии-Терезы де Филиппис в том же году стало Гран-при Монако. Ей не удалось пройти квалификацию, однако она опередила многих мужчин, в том числе будущего функционера Формулы-1 Берни Экклстоуна.

Анна Ли Фишер

Первая мама-космонавт. На момент полета в шаттле «Дискавери» в качестве специалиста полета ее дочери Крисни Энн было чуть больше одного года.

Стефани Кволек

Американский химик польского происхождения, которая изобрела кевлар. За 40 лет работы ученым-исследователем она получила по разным данным от 17 до 28 патентов. В 1995 году она стала четвертой женщиной, которые была принята в Национальный зал славы изобретателей, а в 2003 году она была принята в Национальный зал славы женщин.

Малала Юсуфзай

Пакистанская правозащитница. Малала стала активистом в 11 лет, когда начала вести блог для BBC о жизни в оккупированном талибами городе Мингора. В 2012 году ее попытались убить за свою деятельность и высказывания, но врачи спасли девушку. В 2013 году она выпустила автобиографию и прочитала речь в штаб-квартире ООН, а в в 2014-м она получила Нобелевскую премию мира, став самым молодым лауреатом (17 лет).