Знаменит жак ив. Утопленная легенда. Даты из биографии Жака Ива Кусто


Свое детство я с трудом мог представить без Жака Ива Кусто, с упоением смотрел его передачи типа «Подводной одиссеи команды Кусто». С трудом я мог тогда представить, что Кусто внезапно не станет в 1997, это был настоящий удар для меня, любителя приключений. Кусто был не только легендарным исследователем, но и изобретателем, который придумал акваланг. Сложно представить, что этого изобретения каких-то 70 лет назад не было, а теперь курсы дайвинга можно найти на любом побережье. Еще труднее представить, что Кусто - первый человек, у которого получилось на полном серьезе сделать полноценный акваланг без каких-либо ограничений, еще более удивительно, что эта легенда жила при мне.

Отец Жака Ива Кусто был белорусом, а его настоящая фамилия была Куст. Он приехал во Францию на заработки и остался там, встретив красивую француженку. Многие патриоты могут восхититься этим событием, но я лишь отмечу, что, по-моему, у Кусто не было гражданства и национальности - он был гражданином всего мира. В детстве Жак был болезненным ребенком и с семи лет болел хроническим энтеритом (хмм… болезнью прямой кишки). Врачи советовали мальчику не утруждать себя нагрузками, а болезнь сделала парня страшно худым.
Постоянные перемены мест жительства из-за работы отца (он был адвокатом) закалили парня и привили ему страсть к путешествиям. В 12 лет (!) мальчик собрал свою первую машинку на батарейках из различных отходов электроники. Кусто продавал небольшие электронные подделки-изобретения и зарабатывал свои первые деньги. Так он и накопил на свою первую кинокамеру. Но, несмотря на огромное множество увлечений, которым Кусто отдавал всего себя и которые у него получались на «ура», учеба ему никак не давалась, пока родители не перевели мальчика в специализированный интернат, который он закончил с отличием.

Искренне влюбленный в море, Кусто поступил в Высшую национальную военно-морскую школу, после окончания которой поехал на Ближний Восток воевать. Но в 1936 году он пережил страшную аварию и сильно повредил позвоночник. Долгие месяцы реабилитации не прошли зря: Кусто придумал первые удобные очки для подводного плавания. Ну, и повстречал будущую супругу.

Чуть позже, когда больной позвоночник наконец перестал давать о себе знать, Жак познакомился с морским офицером Филиппом Тайе, разделявшим страсть Кусто к морю. Вместе с другим крутым чуваком Фредериком Дюма бро начинают свои исследования. Тогда Кусто, впервые погрузившийся под воду в 1936 году в своих очках для подводного плаванья, осознал, что мир под водой не менее прекрасен, чем мир на суше. Теперь Жак точно знал, что хочет исследовать то, что находится под уровнем моря.

Одних очков оказалось мало, и Кусто вместе со своим хорошим знакомым инженером Эмилем Ганьяном сооружает первый скафандр с автономной системой подачи кислорода. В 1943 году они испытывают его и понимают, что изобретение реально работает! В течении Второй мировой изобретение Кусто применялось для очистки морского дня от немецких мин. Во время войны Кусто изобретает камеру для подводной съемки и снимает несколько фильмов.

Создание акваланга принесло Жаку первые деньги, в 1946 году они начали производиться в промышленном масштабе. На вырученные деньги Кусто купил списанный минный тральщик британских ВМС и назвал его «Калипсо», переоборудовав его в станцию для исследования моря. Деньги на свои исследования Кусто решил добывать крайне оригинальным способом: он стал снимать познавательные фильмы о жизни морских глубин. Закадровым голосом Кусто со страшным французским акцентом читал текст про их исследования. Оригинальный жанр и неисследованный мир под водой приковали внимание к проектам Кусто, а в 1956 году за фильм «В мире безмолвия» Жак получил «Оскар», «Золотую Пальмовую ветвь» и россыпь наград помельче. Попутно Кусто изобретает небольшую подводную лодку, которая получила название «Подводное блюдце», для исследований дна моря на больших глубинах. Также на экраны телевизоров выходит первый сезон «Подводной одиссеи Жака Ива Кусто». Я аж прослезился, бро.

Всего Кусто за свои фильмы получил аж три «Оскара», награды помельче не считаем. Исследования и открытия Кусто повлияли на весь мир. Именно он открыл несколько подводных городов в Средиземном море, именно он по заказу правительств мусульманских стран открыл у берегов Аравийского полуострова богатейшие нефтяные месторождения. Именно этот человек подробно изучил фауну и флору почти всех известных морей, даже в Антарктику заглянул. Он получил сотни наград за исследования особенностей подводных животных, Кусто сделал множество открытий и участвовал в получении эффекта Магнуса.

Кусто также переживал об экологии морской среды и даже создал общество по ее охране, которое называется «Общество Кусто». В эти же годы трагедия унесла жизнь младшего сына Кусто, участвовавшего в экспедиции: его гидросамолет упал в воду, а тело так и не нашли.

Девяностые стали для Кусто не лучшим временем. «Общество Кусто» обвинили в уклонении от уплаты налогов, была конфискована приличная часть имущества исследователя. Старший сын Кусто пытался использовать имя отца, чтобы лучше продавать свой товар, и Жак активно судился с ним за это. В 1997 году Кусто умер от инфаркта миокарда. Ему было 87 лет, и он до сих пор жив в нашей памяти. Ибо он крутой, бро, и нам абсолютно плевать, скрывал он налоги или нет.

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 окт. 1878-1969) был вторым ребёнком из четырёх детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив. Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Воинская служба

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству!

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны - участник французского движения сопротивления .

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Награды

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Медаль Говарда Поттса (1970)

Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Президентская медаль Свободы (1985)

Увлекшись авиацией, поступил в Академию морской авиации, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936 году, ему пришлось оставить учебу. Кусто вернулся на флотскую службу на военный корабль. Затем всерьез заинтересовался нырянием. Чтобы вода не разъедала глаза, изобрел водозащитные очки. Последовали эксперименты с подводной экипировкой.

Во время Второй мировой войны Кусто начал работу на французскую военно-морскую разведку, которая, когда это было возможно, поддерживала продолжение водолазных экспериментов, помогал французскому движению Сопротивления.

В 1943 году Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 метров. Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему.

После войны он помогал в очистке от подводных мин морских акваторий. Позже военно-морское министерство передало в распоряжение Кусто плавучую базу "Альбатрос", которая была переименована в "Эли Монье", для отработки техники подводного плавания. Команда корабля, в состав которой входили опытные водолазы и академические ученые, занималась не только совершенствованием оборудования для подводных плаваний, но и подводными исследованиями у берегов Корсики, Сардинии, Туниса, Марокко и в Атлантике.

В 1950 году Кусто приобрел списанный минный тральщик и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии.

В 1957 году он возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В процессе подводных исследований Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые "ныряющие блюдца", приспособил кинокамеру для подводных съемок.

Еще в военные годы он начал заниматься подводными съемками и созданием научно-познавательных документальных фильмов на базе собственных материалов. Многие экспедиции исследовательского судна "Калипсо" также снимались им на пленку и показывались в кино и по телевидению.

С 1966 года вел программу на телевидении.

Жак Ив Кусто был автором 50 книг, в том числе "В мире безмолвия" (написанной вместе с Фредериком Дюма и Джеймсом Дагеном), "Мир без солнца", "Чтобы не было в мире тайн", "Каллипсо" и кораллы", "Мировой океан". Киноверсия книги "В мире безмолвия" в 1956 году была удостоена премии "Оскар" и французской "Золотой Пальмовой Ветви", в 1965 году документальный фильм под названием "Мир без солнца" также получил премию "Оскар".

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1974 году основал некоммерческое общество по охране морской среды, которое называлось "Общество Кусто" (Cousteau Society).

За свою деятельность Кусто был удостоен многочисленных наград, включая орден Почетного легиона. В 1977 году Организация Объединенных Наций присудила ему Международную экологическую премию. В 1989 году он был избран в члены Французской академии наук.

Кусто был дважды женат . Первой супругой была Симона Мельхиор, умерла в 1990 году. У них родились два сына Жан-Мишель и Филипп, погибший в 1979 году в авиакатастрофе. В 1991 году Кусто женился на Франсине Триплет, которая родила ему дочь и сына.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в Париже (Франция). Похоронен на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Французский военно-морской офицер, исследователь и режиссер Жак-Ив Кусто помог миллионам людей узнать о том, что происходит под поверхностью океана. Итак, насколько хорошо вы знаете человека в гидрокостюме? 11 июня 2015 - 105 День рождения Жака-Ива Кусто, давайте взглянем на пять вещей, которые вы, возможно, не знали о мастере морской бездны.

1. ИЗНАЧАЛЬНО ОН ХОТЕЛ ЛЕТАТЬ

В молодости Кусто вступил во французский военно-морской флот, но погружение под воду никогда не входило в его планы, как жизненные, так и служебные. Вместо этого, Кусто планировал стать военно-морским летчиком. Но его мечта умерла, когда Кусто попал в серьезную автомобильную аварию в 1936 году. Молодой пилот позаимствовал отцовский спортивный автомобиль «Salmson», чтобы поехать на свадьбу, и попал в ужасную аварию - фары замкнули на ночной дороге. Кусто был настолько тяжело ранен в аварии, что, казалось, восстановить его обучение будет уже невозможно.

Кусто нужен был способ, чтобы восстановить и укрепить свои сломанные руки. Именно поэтому, в качестве тренировок, он и начал плавать в океане. В том же году, Кусто совершил своё первое подводное плаванье в подводных очках, и он понял, что нашел свое призвание.

2. У НЕГО БЫЛА ТАЙНАЯ СЕМЬЯ

Вскоре после того как Кусто обнаружил свою любовь к подводному миру, он также заявил о своей любви к Симоне Мельхиор. Они поженились в 1937 году, и Симона никогда не была в тени жизни Жака. Она вместе с ним плавала в экспедиции на его корабле «Calypso», помогала ему обеспечить финансирование для новых проектов, и даже продала свои фамильные драгоценности, чтобы помочь купить топливо для корабля. Симона настолько хорошо ухаживала за экипажем «Calypso», что команда прозвала её «Ла Бергере» или «Пастушка».

Жак Ив Кусто с первой женой

История достойная любовного романа, не так ли? Представьте себе, насколько все удивились, когда в 1991 году объявил, что у него не просто была любовница, но и тайная семья. Через год после того как Симона умерла от рака, Кусто рассказал миру о своём продолжительном романе с Франсин Триплет, которая была на 30 лет его моложе. Он также завил, что у него было двое тайных детей от этой связи. Позже Кусто женился на Триплет.

3. ОН, ВЕРОЯТНО, ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБ ВЫ ПИЛИ «GUINNESS»

Знаменитый корабль Жака-Ива Кусто «Calypso» изначально был британским минным тральщиком во время Второй мировой войны, а после окончания конфликта он стал паромом на Мальте. В 1950 году ирландский миллионер Томас Лоел Гиннесс, потомок легендарной семьи пивоваров, купил корабль. Для Гиннесса этот корабль не был дорогой покупкой, поэтому он долго за него и не торговался. Он арендовал его Кусто по очень привлекательной цене: один франк в год.


«Калипсо»

Корабль был в достаточно плохом состоянии до того момента, когда сделал его знаменитым. В январе 1996 года «Calypso» был в Сингапуре, где его случайно протаранила баржа. Корабль затонул, и пришлось тянуть его из воды с помощью крана для обширного восстановления в будущем. После смерти Кусто в 1997 году, две ветки его семьи вели ожесточенный бой за будущее корабля. В настоящее время он по-прежнему восстанавливается. И это довольно дорогая затея!

4. ОН ПОДРУЖИЛСЯ С КАСТРО

В 1985 году и его команда решили отправиться на Кубу, чтобы исследовать уникальную морскую систему страны, а также составить картину популяции омаров. И будучи там Кусто обедал на своем корабле с Фиделем Кастро. И Кусто, похоже, очень понравился Кастро: диктатор позволил дайверу освободить 80 политических заключенных. Но и его команда были удостоены еще одной уникальной чести: они стали первыми не-кубинцами за 24 года со времен кубинского ракетного кризиса, которым разрешили пройти через ворота установки ВМС США в Гуантанамо.

5. ОН ХОТЕЛ, ЧТОБЫ «ВОДНЫЙ МИР» СТАЛ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Возможно, и стал одним из изобретателей акваланга, и был самым известным дайвером в истории, но мечтал о том, что в один прекрасный день в его изобретении уже не будет необходимости. В 1960 году в своем интервью журналу «Time» Кусто предсказал, что в будущем медицинская наука продвинется до точки, где людям могли бы хирургическим путем вживлять жабры, которые позволили бы им жить под водой. Кусто считал, что если хирургия может быть усовершенствована, то возможна и последующая процедура, которая бы удалила жабры и позволила бы человеку снова вернуться к нормальной жизни на земле. Он рассказал журналу: «Все, что было сделано на поверхности рано или поздно будет сделано и под водой. Это будет завоевание целого нового мира».

Мы уверены, что этот человек в забавной красной шапочке таил у себя на корабле еще множество секретов. Узнаем ли мы их, кто знает? Но, благодаря Жаку-Иву Кусто , мы уже точно знаем гораздо больше об океане.

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.