Каковы 4 способа сделаться государем. Никколо макиавелли государь. Завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать

Трактат "Государь" Макиавелли, краткое содержание которого есть в этой статье, самое известное произведение флорентийского мыслителя XVI века. В нем он подробно описывает методологию захвата власти, а также методы управления государством, качества, которые необходимы для идеального правителя.

Интересно, что первоначально книга называлась "О княжествах". Трактат был создан примерно в 1513 году. Но впервые увидел свет только в 1532-м, уже после смерти Макиавелли.

Правила государя

Первым делом, в трактате "Государь" Макиавелли, краткое содержание которого вы сейчас читаете, даны правила, которым должен следовать правитель.

Важно, чтобы подданные чувствовали свою значимость. Для примера автор предлагает читателю представить себе, что правитель захватил новую территорию в эпоху Возрождения. Первоначальные условия хуже не придумаешь - народ считает вас оккупантом.

Для того, чтобы это исправить, необходимо как можно чаще лично приезжать в свои владения. В крайнем случае, отправлять своих подданных. К тому же, нужно принимать меры по устранению потенциальных конкурентов. Один из методов - защита слабых лидеров, правящих вокруг новых владений. Такие правители в скором времени с удовольствием к вам присоединятся. Этот союз может быть настолько сильным, что позволит бросить вызов более мощным противникам вашей власти.

Третье правило - внимательно относиться к будущим угрозам. Болезнь легче купировать в самом начале, поэтому соперников нужно останавливать еще во время первого наступления.

Управление государством

В трактате "Государь" Никколо Макиавелли , краткое содержание которого имеется в этой статье, утверждается, что всегда действует парадоксальный принцип. Если государство легко завоевать, тогда им трудно управлять, а если трудно завоевать, то с управлением проблем возникнуть не должно.

Макиавелли делит государства на несколько видов. Например, к государствам-баронам относится Франция. Там король правит чрез дворян, имеющих личный интерес. Такая система крайне неустойчива, быстро ведет к раздробленности. Нужно только переманить на свою сторону нескольких баронов. Но в будущем можно получить точно такие же проблемы, которые настигли вашего предшественника.

В государстве, построенном на принципе "правитель - слуга", правитель начинает с устранения противников с политическими амбициями. Например, так поступил Александр, когда завоевал Персию. Ему пришлось устранить Дария, который сделал власть в Персии абсолютной, заставив себе подчиниться всех лидеров. Бороться пришлось долго и яростно, зато, когда Персия была покорена, в ней не осталось независимых лидеров, способных устроить переворот.

Приобретение новых территорий

В книге Макиавелли "Государь", краткое содержание которой есть в этой статье, утверждается, что любой правитель может получить контроль над страной только двумя способами: с помощью международных соглашений или армии. В любом случае, для благоприятного исхода необходимо сочетание счастливого случая и великих достоинств.

В трактате "Государь" Макиавелли, краткое содержание которого вы сейчас читаете, утверждается, что захват королевства с помощью армии бесполезен, если вам не будет сопутствовать удача. В тоже время, даже если судьба к вам благоволит, необходимо проявить себя, чтобы грамотно распорядиться счастливым случаем.

Что поможет стать государем?

В кратком содержании по главам "Государя" Макиавелли, становится ясно, что правителем могут помочь стать две составляющие - народная любовь и злодеяния.

Хитрость и беспощадность в решениях нередко приводили на трон правителей. Но важно помнить, что жестокость нужно правильно применять. Она должна быть стремительной, народ возмутится, но, постепенно уменьшая насилие, вы сможете этим успокоить население.

Ошибочная тактика - это и порядочность в начале правления, и увеличение жестокости со временем. Правитель может заполучить власть, защищая граждан и, заручившись их поддержкой. Тогда он может помочь людям стать достаточно обеспеченными и поддерживать вас. Главное - заставить народ думать, что он у вас в долгу.

Искусство войны

В трактате "Государь" Никколо Макиавелли, краткое содержание по главам позволяет подробно познакомиться с этим произведением. Автор напоминает, что любой правитель должен освоить искусство войны.

С помощью дипломатии не всегда можно решить возникающие проблемы. Развивать военные навыки необходимо даже в мирное время, потому что путь войны наиболее вероятный для потери государства. Сколько бы ни были хороши законы и выстроенные вами институты, они бессмысленны без защиты сильной армии.

Состав армии

Важно, чтобы армия состояла из граждан государства. Только такие войска смогут эффективно защищать страну от внешних врагов.

Наемники, которые сражаются за деньги, часто оказываются бесполезны, потому что не заинтересованы в выживании страны и могут в любой момент покинуть поле боя.

В трактате "Государь" Н. Макиавелли, краткое содержание вы сейчас читаете, в качестве примера приводится судьба Италии в XV-XVI веках. Страна постоянно полагалась на наемников и была в итоге завоевана французами.

Еще одна ошибка - полагаться на союзные войска. Как только чужая армия окажется на вашей территории, она может отказаться вернуться домой.

Щедрость и скупость

Умелое сочетание этих двух качеств важная способность, которой должен обладать любой правитель, утверждает в трактате "Государь" Макиавелли, а краткое содержание позволяет в этом убедиться.

Проявлять щедрость и вежливость необходимо для стабильного будущего государства. При этом те качества, которые хороши для простого человека, могут помешать вам стать умелым правителем.

Например, излишняя щедрость приведет к тому, что люди привыкнут, что могут позволить себе все, что пожелают. Казна будет быстро истощена, придется повышать налоги, и пользы от щедрости не будет никакой. Поэтому жадность и благотворительность нужно аккуратно уравновешивать.

Проявлять щедрость разумно в тех странах, где граждане сами выбирают правителя. Но став государем, нужно продемонстрировать скупость и повышать свою популярность, не тратя на это большие суммы.

В конечном счете, люди будут довольны низкими налогами.

Жестокость правителя

В пересказе краткого содержания 8 главы "Государя" Макиавелли, утверждается, что правитель должен умело пользоваться жестокостью. Правильно ее применяя, можно рассчитывать на пользу и выгоду.

Например, Ганнибал жестоко наказывал собственных разведчиков, когда те предоставляли неверные сведения, пугал солдат, чтобы они сплачивались в самые трудные времена.

Желание выглядеть справедливым и милостивым в глазах народа не всегда разумно. Чтобы объединить народ, часто необходимо вселить в людей благоговейный страх.

Для правителя лучше, чтобы его боялись, а не любили. Ведь обещания, которые основаны на любви, часто нарушаются, мы это знаем даже по личной жизни. А вот страх перед суровым и жестоким наказанием может стать важным сдерживающим фактором.

Эффективнее всего можно применять жестокость при руководстве армией. Солдаты признают, что злобность необходима для порядка и дисциплины. Триумф Ганнибала - пример правильного применения жестокости.

Важно использовать ее в своих интересах, но не пересекать опасного рубежа, за которым начинается ненависть граждан. Важно нащупать равновесие. Лучше не наказывать невинных жителей, не лишать их без причины их имущества. В этом случае люди могут сплотиться против правителя, обеспечив стране нестабильность.

Обман

В трактате "Государь" Никколо Макиавелли признает, что успешному правителю часто приходится использовать обман. Ему важно не только обладать львиной силой, но и лисьей хитростью.

Давая обещания, совсем не обязательно всегда сдерживать слово. Честность, безусловно, важна, потому что законы являются основой государственных институтов. Но нужно умело пренебрегать принципами в угоду собственных интересов.

А когда просыпается совесть, напоминайте себе, что и другие люди поступают так же, несмотря на данные ими обещания. Важно, чтобы граждане не видели вашей коварной стороны личности, поэтому оставайтесь внешне добропорядочным правителем, разделяющим человеческие и религиозные ценности.

Абсолютно честным стоит быть только на международной арене. Когда отношения между двумя государствами напряжены, необходимо выбрать чью-то сторону и поддерживать только ее. Худший вариант в этой ситуации - нерешительность. Когда все закончится, победитель обязательно нападет на вас, зная, что вы его не поддержали в трудную минуту.

Анализ краткого содержания "Государя" Макиавелли помогает лучше понять и разобраться в сущности государственных институтов, в том, как они устроены.

Любому великому лидеру необходимы грамотные советники. Ведь ни один правитель не может быть мастером на все руки. То, как он формирует команду своих советников, говорит о его лидерских качествах.

Государь должен сам понимать, в каких областях он чувствует себя слабее всего, и подбирать соответствующих помощников и министров. При этом важно за ними постоянно присматривать. Как только вы замечаете, что кто-то из ваших подчиненных действует ради собственной выгоды, нужно его сразу уволить. А тех, кто служит верно, поощрять щедрыми вознаграждениями.

При этом нужно уметь попросить совета. Советники должны знать, что вы цените честность и не будете наказывать за правду, какой бы горькой она ни оказалась. В противном случае, вас ждет только лесть, из-за которой вы не сможете составить верное представление о положении дел в стране.

При этом никогда нельзя прислушиваться к советам безоговорочно. Из-за этого люди скоро могут начать подвергать сомнению любые ваши действия и решения.

Нельзя полагаться на случай

В последней главе своего трактата Макиавелли призывает правителей ни в коем случае не полагаться на случай.

Удача, безусловно, важна для государя, но нужно быть всегда готовым к тому, что она в любой момент может отвернуться от вас.

В качестве примера Макиавелли приводит отца Юлия II, который решил начать войну против Болоньи. Он выдвинулся с войсками, не ожидая согласия со стороны союзников. В итоге кампания прошла с большим успехом.

Завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать

  1. К одной стране и иметь один язык . Удержать страну не трудно, особенно если новые подданные и раньше не знали свободы. Для удержания власти необходимо.
  • Искоренить род прежнего государя.
  • Поддерживать общность обычаев.
  1. К разным странам и иметь разные языки . Удержать власть очень сложно, в следствии различий в языке, обычай и порядков. Для удержания власти необходимо.
  • Переселиться в новую местность на жительство . Только живя в стране можно заметить начинающуюся смуту и прекратить ее вовремя. Избавить страну от грабежа чиновников, граждане смогут напрямую обращаться к государю.
  • Учредить колонии , связывающие новые земли с основными (предпочтительней, так как стоят дешево, а обижают очень небольшую группу людей, чьи землю занимают) или разместить значительное количество войск в завоеванной стране (очень дорого, придется вводить новые налоги для завоеванного государства, то есть негодовать будет все население).
  • Стать главой и защитником более слабых соседей .
  • Постараться ослабить сильных соседей .
  • Не допускать слишком сильного укрепления слабых .
  • Следить, чтобы в страну под каким-либо предлогом не проник чужеземный государь не уступающий по силе . Таких всегда призывают недовольные внутри страны: 1) из честолюбия, 2) из страха. При появлении чужеземного государя, все слабые примыкают к нему из зависти.

По типу строя государства управляемое единовластно делятся на два типа

  1. Государства, где государь правит в окружении слуг , которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством. В этом случае, государь обладает большей властью , так как все население знает лишь одного господина. Такое государство крайне сложно завоевать, но по завоеванию легко удержать.
  2. Государства, где государь правит в окружении баронов , властвующих не милостью государя, но в силу древности рода. Бароны эти имеют наследные государств аи подданных, каковые признают над собой их власть и питают к ним естественную привязанность. В этом случае, государь обладает меньшей властью. Такое государство легко завоевать, но по завоеванию сложно удержать.

Унаследованное государство

Удержать правление намного проще, так как подданные успели свыкнуться с правящим домом. Для удержания власти достаточно:

  • не нарушать устоявшихся законов и правил;
  • без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Причиной тому то, что у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и необходимости

Новое государство

По типу новизны

Новое государство в целом .

  • Государство, где подданные привыкли повиноваться государю .
  • Государство, где подданные жили исконно свободно . Для удержания завоеванного государства живущего до этого свободно и по своим законам есть три способа.

    • Разрушить его.
    • Переселиться туда на жительство.
    • Предоставить право гражданам жить по своим законам, обложив данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность государю.

Первый способ наиболее действенный. Третий наиболее опасный, так как государства привыкшие жить свободно не забудут свободу и старые порядки даже по прошествии длительного времени.

Новая часть, присоединенная к унаследованному государству .

В случае смешанных государств удержать власть сложнее в следствие возможных переворотов. Основная причина переворота: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что естественно, завоеватель притесняет подданных, налагая на них разного рода повинности о обременяет их простоями войска.

В этом случае завоеватель наживает врагов как среди тех, кого притеснил, так и среди тех, кто способствовал завоевания, так как не может воздать им в соответствии из ожиданиям, но и не может применить к ним крутые меры, будучи им обязанным.

По способу приобретения

Государство, приобретенное своим оружием . Государство, приобретенное чужим оружием .

По характеристикам государя

  • Государство, приобретенное милостью судьбы . Легко приобрести власть, но удержать ее трудно. К таким государям можно отнести тех, кому власть досталась за деньги или была пожалована в знак милости. В этих случаях государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью.
  • Государство, приобретенное доблестью . Великих трудов стоит завоевать власть и малых - ее удержать. Основывая сложность заключается в том, что всегда необходимо вводить новые установления и порядки. Надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Государей можно поделить на:

    • тех, кто для должен упрашивать для достижения цели (скорее всего обречены на провал);
    • тех, кто может применить силу (с высокой вероятностью будут удачливы).

Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой.

Гражданское единовластие

Единовластие учреждается либо знатью, либо народом. Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.

  • Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворять притязания знати, но можно - требования народа.
  • У народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
  • С враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью - можно, ибо она малочисленна.
  • Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале.
  • С людьми знатными надлежит поступать так, как поступают они.
  • Вне зависимости от того, кто привел государя к правлению, он первым делом должен заручиться дружбой народа, то есть взять народ под свою защиту.

Войска

Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.

Виды войск.

  • Собственные.
  • Союзнические.
  • Наемные.
  • Смешанные.

Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско. Союзные войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа - зависимостью. В наемном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске - доблесть.

Без собственного войска государство непрочно - более того, оно всецело зависит от прихотей фортуны. Собственные войска суть те, которые составляются из подданных, граждан или преданных тебе людей, всякие же другие относятся либо к союзническим, либо к наемным.

Качества государя

  1. Щедрость и Бережливость . Хорошо иметь славу щедрого государя, тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Если проявлять ее разумно и должным образом, о ней не узнают, а тебя все равно обвинят в скупости, поэтому, чтобы, распространить среди людей славу о своей щедрости, ты должен будешь изощряться в великолепных затеях, но, поступая таким образом, ты истощишь казну, после чего, не желая расставаться со славой щедрого правителя, вынужден будешь сверх меры обременить народ податями и прибегнуть к неблаговидным способам изыскания денег. Раз государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость так, чтобы ее признали, то не будет ли для него благоразумнее примириться со славой скупого правителя? Ради того, чтобы не обирать подданных, иметь средства для обороны, не обеднеть, не вызвать презрения и не стать по неволе алчным, государь должен пренебречь славой скупого правителя, ибо скупость - это один из тех пороков, которые позволяют ему править. Тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором - как можно большая щедрость.
  2. Жесткость и Милосердие . Внушать страх или любовь? Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. От беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх. Любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно. Государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти. Не прослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска. Любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных.
  3. Как государи должны держать слово . Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца. Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Ради сохранения государства государь часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие.
  4. Каким образом избегать ненависти и презрения . Государь должен следить за тем, чтобы не совершилось ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных. Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решение государя касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными, поэтому государь, как я уже говорил, нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство.
  5. Как поступать, чтобы тебя почитали . Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки. Когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Государя уважают, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого. Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут. Государь должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года. Уважая цехи, или трибы, на которые разделен всякий город, государь должен участвовать иногда в их собраниях и являть собой пример щедрости и великодушия, но при этом твердо блюсти свое достоинство и величие, каковые должны присутствовать в каждом его поступке.
  • Необходимо вооружать жителей. Если невозможно вооружить всех, то надо приглядеться и отобрать часть, оказав им почесть за то, что они берут на себя больший риск. Таким образом мы приобретем собственное войско.
  • Являясь новым государям или основывая новое государство следует всегда создавать собственное войско.
  • Присоединяя территорию к имеющемуся государство, следует разоружить всех, кого захватил, кроме тех, кто способствовал захвату.
  • Тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны. Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу.
  • Министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя. Но и государь со своей стороны должен стараться удержать преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести, чтобы тот видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся переворотов.
  • Благоразумный государь должен отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению. Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие.
  • Людей следует либо ласкать, либо изничтожать. Ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое нет. Наносимую человеку обиду следует рассчитать так, чтобы не бояться мести.
  • Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.
  • Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее - к выгоде противника.
  • Поистине страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой
  • Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
  • Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда.
  • Благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
  • Самое же главное для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие - ни дурное, ни хорошее - не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.
  • Знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой
  • Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям.
  • Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность.
  • Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
  • Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.
  • О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива.
  • Любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
  • Натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, - подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.

Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные величия государей. Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших. Положив много времени и усердия на обдумывание того, что я успел узнать, я заключил свои размышления в небольшом труде, который посылаю в дар Вашей светлости. И хотя я полагаю, что сочинение это недостойно предстать перед вами, однако же верю, что по своей снисходительности вы удостоите принять его, зная, что не в моих силах преподнести вам дар больший, нежели средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал ценой многих опасностей и тревог. Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желал, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета. Я желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять действия государей. Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости достичь того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор ваш когда-либо обратится на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы.

Скольких видов бывают государства и как они приобретаются

Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными – если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом – таков Милан для Франческо Сфорца; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания, – таково Неаполитанское королевство для короля Испании. Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

О наследственном единовластии

Я не стану касаться республик, ибо подробно говорю о них в другом месте. Здесь я перейду прямо к единовластному правлению и, держась намеченного выше порядка, разберу, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть.

Начну с того, что наследному государю, чьи подданные успели сжиться с правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого ему достаточно не преступать обычая предков и впоследствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам. При таком образе действий даже посредственный правитель не утратит власти, если только не будет свергнут особо могущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть при первой же неудаче завоевателя.

У нас в Италии примером тому может служить герцог Феррарский, который удержался у власти после поражения, нанесенного ему венецианцами в 1484 году и папой Юлием в 1510-м, только потому, что род его исстари правил в Ферраре. Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан. Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

О смешанных государствах

Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение – так что государство становится как бы смешанным, – трудно удержать над ним власть прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании. И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию, ибо не может вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но не может и применить к ним крутые меры, будучи им обязан – ведь без их помощи он не мог бы войти в страну, как бы ни было сильно его войско. Именно по этим причинам Людовик XII, король Франции, быстро занял Милан и так же быстро его лишился. И герцогу Лодовико потому же удалось в тот раз отбить Милан собственными силами. Ибо народ, который сам растворил перед королем ворота, скоро понял, что обманулся в своих упованиях и расчетах, и отказался терпеть гнет нового государя.

Правда, если мятежная страна завоевана повторно, то государю легче утвердить в ней свою власть, так как мятеж дает ему повод с меньшей оглядкой карать виновных, уличать подозреваемых, принимать защитные меры в наиболее уязвимых местах. Так в первый раз Франция сдала Милан, едва герцог Лодовико пошумел на его границах, но во второй раз Франция удерживала Милан до тех пор, пока на нее не ополчились все итальянские государства и не рассеяли и не изгнали ее войска из пределов Италии, что произошло по причинам, названным выше. Тем не менее Франция оба раза потеряла Милан. Причину первой неудачи короля, общую для всех подобных случаев, я назвал; остается выяснить причину второй и разобраться в том, какие средства были у Людовика – и у всякого на его месте, – чтобы упрочить завоевание верней, чем то сделала Франция.

Начну с того, что завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. В первом случае удержать завоеванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя, ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чего другого не может произойти беспокойства. Так, мы знаем, обстояло дело в Бретани, Бургундии, Нормандии и Гаскони, которые давно вошли в состав Франции; правда, языки их несколько различаются, но благодаря сходству обычаев они мирно уживаются друг с другом. В подобных случаях завоевателю следует принять лишь две меры предосторожности: во-первых, проследить за тем, чтобы род прежнего государя был искоренен, во-вторых, сохранить прежние законы и подати – тогда завоеванные земли в кратчайшее время сольются в одно целое с исконным государством завоевателя.

Госуда́рь (Il Principe; также часто встречается более близкий к оригиналу, но менее точный по смыслу перевод «Князь» ) - трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название: De Principatibus (О княжествах ).

Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и его правлении. Материалы не устарели до сих пор: принципы, описанные в книге, актуальны и в современной геополитике. В первую очередь книга содержит описание принципов прихода к власти и удержания монархии и республики. Никколо Макиавелли описывает такие варианты прихода к власти, как удача (умелое использование стечений обстоятельств), доблесть, подлость или преступление, а также выбор решением групп населения (народа или элиты).

  • Вступление
  • Глава I. Скольких видов бывают государства и как они приобретаются.
  • Глава II. О наследственном единовластии.
  • Глава III. О смешанных государствах.
  • Глава IV. Почему царство Дария, завоеванное Александром, не восстало против преемников Александра после его смерти.
  • Глава V. Как управлять городами или государствами, которые, до того как были завоеваны, жили по своим законам.
  • Глава VI. О новых государствах, приобретаемых собственным оружием или доблестью.
  • Глава VII. О новых государствах, приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы.
  • Глава VIII. О тех, кто приобретает власть злодеяниями.
  • Глава IX. О гражданском единовластии.
  • Глава X. Как следует измерять силы всех государств.
  • Глава XI. О церковных государствах.
  • Глава XII. О том, сколько бывает видов войск, и о наемных солдатах.
  • Глава XIII. О войсках союзнических, смешанных и собственных.
  • Глава XIV. Как государь должен поступать касательно военного дела.
  • Глава XV. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают.
  • Глава XVI. О щедрости и бережливости.
  • Глава XVII. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх.
  • Глава XVIII. О том, как государи должны держать слово.
  • Глава XIX. О том, каким образом избежать ненависти и презрения.
  • Глава XX. О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи.
  • Глава XXI. Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали.
  • Глава XXII. О советниках государей.
  • Глава XXIII. Как избежать льстецов.
  • Глава XXIV. Почему государи Италии лишились своих государств.
  • Глава XXV. Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять.
  • Глава XXVI. Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров.

Подданные должны почувствовать себя значимыми

Представьте, что вы правите в эпоху Возрождения и только что завоевали новую территорию. Население считает вас оккупантом и чужаком, не хочет воспринимать в качестве своего государя. Как тогда управлять страной?

Первое правило государя

Старайтесь лично присутствовать в новых владениях. Близость правителя позволит жителям ощутить собственную значимость и одновременно отпугнет врагов.

Если вы не можете приехать сами, отправьте своих подданных. Так новые подданные привыкнут к укладу вашего народа и начнут адаптироваться.

Второе правило

Всегда принимайте меры по устранению потенциальных конкурентов. Защищайте слабых лидеров вокруг новых владений, они с удовольствием присоединятся к вам. Ваш союз может стать достаточно сильным, чтобы бросить вызов мощным государствам, которые могут угрожать вашей власти.

Третье правило

Будьте внимательны к будущим угрозам. Болезнь легче вылечить в начале, поэтому и соперников проще остановить при их первом наступлении.

Пример: Древние римляне использовали эту тактику при захвате Греции. Они не позволяли ни одному местному лидеру стать сильнее, чем другие, неважно, насколько лояльным он был к римлянам.

А король Франции Людовик XII, захватив Северную Италию, быстро потерял над ней контроль, нарушив все вышеуказанные правила. Не повторяйте его ошибки.

Государство либо легко завоевать, но трудно управлять, либо трудно завоевать, но легко управлять

Когда скончался Александр Великий после завоевания Персидского царства, все думали, что без него македонцы быстро потеряют контроль над персами. Но они сумели сохранить свою власть на долгие годы. Как?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различные виды государств.

Система правитель-барон

Пример: Во Франции король правил страной через множество дворян (их называли баронами), имеющих личный интерес. Такая неустойчивая система ведет к раздробленности государства. Изредка бароны даже могут оспорить власть короля.

Страну с такой системой легко завоевать: достаточно переманить несколько баронов на свою сторону. Но в будущем вы получите те же неприятности, что и ваш предшественник.

Отношения правитель-слуга

Государь начинает царствование с устранения людей с политическими амбициями. Остаются только те, кто искренне поддерживает правителя и его планы. Так создается сплоченное государство, оказывающее жесткое сопротивление оккупантам при вторжении.

Пример: Когда Александр завоевал Персию, она имела данную систему правления. Царь Дарий упразднил все институты и заставил лидеров преданно следовать за ним. Поэтому Александру пришлось яростно бороться, чтобы покорить Персию, но зато после его смерти в стране не существовало независимых правителей, которые могли бы начать переворот.

Только вы выбираете, какую систему применять в своем государстве. Каждая имеет свои преимущества, поэтому решать нужно исходя из конкретных обстоятельств и ваших возможностей.

Приобретение новых государств зависит от удачи и достоинств

Правитель может получить контроль над государством двумя способами: армия и международные соглашения.

Независимо от метода, требуется сочетание великих достоинств и счастливого случая.

Даже самому одаренному правителю необходимо немного удачи, чтобы использовать свои достоинства. Захват города или королевства с помощью армии демонстрирует ваше мужество, духовную силу, характер и лидерство. Но все это бесполезно, если удача не окажется на вашей стороне.

Пример: Ромула случай заставил покинуть город Альба в младенчестве, тем самым подтолкнув его положить начало Рима. Не будь он вынужден покинуть Альбу, мог в итоге стать фермером, не имея возможности показать свои положительные стороны.

Но верно и обратное: если судьба благосклонна к вам, придется проявить себя, чтобы воспользоваться ею.

Пример: Если влиятельный покровитель благосклонен к вам, можно стать государем просто по счастливой случайности. Но в новом государстве ваши оппоненты будут сильнее сторонников, потому что первые нацелены на ваше свержение, а сторонники не знают, чего от вас ожидать.

Вам придется действовать быстро и достойно, чтобы заложить основы долгого царствования. Возьмите под контроль знать в государстве и создайте собственную армию. Без этих мер предосторожностей вас быстро свергнут.

Злодеяние и народная поддержка помогут стать государем

Пример: В 317 г. до н. э. человек по имени Агатокл, сын гончара, собрал армию наемников и взял Сиракузы (Сицилия). Несмотря на свою клятву соблюдать демократическую Конституцию, он убил 10 000 своих противников и стал тираном.

Злодеяние — один из способов обрести власть. Хитрость и беспощадность помогут получить контроль над государством.

Но жестокость работает только при правильном применении. Жестокость должна быть стремительной − нанесите один беспощадный удар. Сначала народ будет сильно возмущен. Постепенно уменьшайте количество насилия, успокаивая этим население. Именно так поступил Агатокл, и ему удалось сохранить власть.

И наоборот, чрезмерная порядочность в начале правления и постепенное увеличение жестокости — не разумная тактика.

Власть можно получить также, защищая граждан и приобретая поддержку с их стороны. Нужно помочь людям стать достаточно обеспеченными, чтобы они хотели поддерживать вас. «Достаточная обеспеченность» зависит от того, к чему люди привыкли.

Пример: Если люди до этого были рабами, то будут счастливы, обретя свободу.

Основная цель — заставить граждан чувствовать себя в долгу. Если это случится, они будут держать вас у власти, даже если придется терпеть лишения. При власти посредством террора люди не чувствуют себя в долгу.

Жестокостью проще добиться власти, но власть, основанная на поддержке населения более стабильна.

Каждый государь должен владеть искусством войны

Дипломатия — полезный инструмент, но когда дело доходит до драки, безоружный всегда подчинится вооруженному. Искусство войны необходимо, чтобы стать и оставаться государем.

Даже в мирное время важно развивать военные навыки, потому что путем войны вероятнее всего потерять государство.

Войска играют ключевую роль: хорошие законы и институты невозможны без защиты со стороны сильной армии.

Война необходима для поддержания власти, поэтому постоянно держите в боевом состоянии свою армию и себя — свои физические и умственные способности.

Пример: Каждый раз во время охоты изучайте ландшафт ваших владений и подумайте, как использовать местность для формирования обороны при войне.

Подготовиться к войне помогает опыт великих мастеров. Все великие командиры учились у своих предшественников: Александр Македонский — у Ахилла, а Цезарь подражал Александру.

Важно быть хорошим лидером в мирное время, но нельзя забывать, что фортуна изменчива. На государство может обрушиться война, и единственный способ сохранить власть — подготовиться к ней.

Армия государства должна состоять из его граждан

Что общего у римлян, спартанцев и швейцарцев?

Эти страны имели хорошо вооруженное население, что позволило им оставаться независимыми на протяжении целых столетий. Только армии из местных жителей могут эффективно защищать государство.

Наемники, то есть независимые войска, сражающиеся только за деньги, бесполезны. Они не заинтересованы в выживании государства, поэтому в бою могут убежать, если почувствуют, что за деньги не стоит умирать.

Наемники будут грабить вас в мирное время, а на войне позволят делать то же самое вашему противнику. И даже если вам повезет найти способного командира наемников, готового сражаться за вас, рано или поздно он осознает, что может легко свергнуть и вас.

Пример: В 15-16 веках Италия неоднократно полагалась на наемников и была завоевана французскими королями, а позже оккупирована Фердинандом Арагонским, когда наемники удирали с поля боя сломя голову.

Другая ошибка — полагаться на вспомогательные войска союзников. Как только чужие войска вступят на вашу землю, вы рискуете никогда не избавиться от них.

Пример: Греция впустила 10 000 турецких солдат на свою землю, чтобы защититься от соседей. Когда война закончилась, турки отказались вернуться восвояси и, в итоге, оккупировали Грецию на протяжении нескольких столетий.

Вы проиграете, полагаясь на вспомогательные войска: если их победят, ваше государство падет, а если они выиграют, то останутся и поработят вас.

Единственный способ защитить страну — создать армию из собственных граждан.

Государь должен гармонично сочетать щедрость и скупость

Подданные ожидают от своего правителя определенного поведения.

Личностные черты характера, такие как, вежливость или щедрость, важны для стабильности государства. При этом качества, положительные для обычного гражданина, могут не быть таковыми для государя.

Возьмем щедрость. Щедрый человек всеми любим, но если правитель, стремясь к такой репутации, начнет тратить все, что можете себе позволить, люди быстро привыкнут к этому. Придется постоянно осыпать граждан дарами, что быстро истощит казну. Понадобится увеличить налоговое бремя, что сведет все преимущества щедрости на нет.

Чтобы быть успешным государем, нужно уравновешивать щедрость и жадность.

Проявляйте щедрость, чтобы обрести власть, особенно в государствах, где граждане могут выбирать правителя.

Пример: Так Цезарь стал правителем Рима: он потратил целое состояние на «хлеб и зрелища», чтобы увеличить свою популярность.

Но уже став государем, покажите скупость и постепенно увеличивайте расходы, чтобы укреплять популярность, не влезая в финансовые неприятности.

Пример: Как только Цезарь получил желаемую должность, он умерил свою щедрость, чтобы не обанкротить империю.

В долгосрочной перспективе граждане будут больше удовлетворены, если вы установите невысокие налоги. Поэтому скупость в целях снижения налогов лучше, чем щедрость.

Успешный государь может использовать жестокость в свою пользу

Одной из величайших угроз Римской империи стала война, начатая Ганнибалом и его Карфагенской армией. Успех Ганнибала приписывают его жестокости. Правильно примененная жестокость принесет вам пользу.

Пример: Ганнибал распял собственных разведчиков за предоставление неверных сведений. Он вселял страх в солдат, тем самым сплачивая их в трудные времена.

Каждый государь хочет выглядеть милостивым и справедливым, но для того, чтобы сохранить власть и объединить граждан, он должен внушать благоговейный страх.

Для правителя лучше, чтобы его боялись, а не любили. Все мы знаем, что обещания, основанные на любви, постоянно нарушаются, поэтому слишком милосердный государь может быть использован ради чьих-то собственных интересов. Но страх перед суровым наказанием всегда будет служить сдерживающим фактором.

И разве это не милосердно — обеспечивать безопасность жестоким наказанием нарушителей закона?

Жестокость особенно эффективна при управлении армией: солдаты восхищаются некоторой степенью злобности и признают, что она необходима для дисциплины. Успех Ганнибала − пример правильного применения жестокости.

Используйте жестокость в своих интересах, но не заходите слишком далеко, дабы не вызвать ненависть граждан. Постарайтесь найти равновесие. Не наказывайте невинных жителей, не отбирайте их имущество без причины — так люди сплотятся против вас, порождая нестабильность в государстве. Лучший сделать их удовлетворенными и в некоторой степени боязливыми.

Успешный государь знает, когда использовать обман и скрыть его

Если спросить правителя, с каким животным он себя отождествляет, ответом часто будет лев. Да, львиная сила — это важное качество, но правителю нужна и хитрость лисы.

Как подражать лисе? Давая обещания, не стоит всегда держать свое слово.

Честность важна, поскольку законы и договоры являются основой государственных институтов. Но, как и хитрая лиса, вы должны знать, когда можно пренебречь принципами в пользу собственных интересов.

Пример: Если лидер повстанцев доставляет вам неприятности, почему бы не пригласить его на мирные переговоры и не наказать? Это позволит ловко решить проблему.

Если в вас проснется совесть, напомните себе, что другие люди часто поступают так, как выгодно им, несмотря на данные обещания.

Просто убедитесь в том, что граждане не увидят коварную сторону вашей личности. Вы можете быть «волком в овечьей шкуре», но должны создавать впечатление добросовестного правителя, разделяющего религиозные и человеческие ценности.

Но на международной арене будьте абсолютно честны. Если отношения между двумя государствами напряжены, необходимо быстро выбрать одну сторону и поддерживать ее.

Нерешительность — худший из возможных вариантов, ведь победитель в конфликте нападет именно на вас, потому что вы явно не поддерживали его.

Наличие очевидных союзников и противников вносит ясность в вашу собственную ситуацию, и заставляет действовать решительно. Настоящий государь всегда проявляет себя либо как преданный друг, либо как заклятый враг.

Государь должен иметь хороших советников

История знает много великих лидеров, но все они, в то или иное время, нуждались в советниках. Ни один человек не может быть «мастером на все руки». То, как правитель набирает советников и работает с ними, говорит о его лидерских способностях.

Качество советников зависит только от государя. Вам виднее, в каких областях вам не хватает знаний, поэтому необходимо разумно подбирать подходящих советников и министров.

Определившись, поддерживайте хорошие отношения с министрами, чтобы они служили вашим интересам. Но постоянно присматривайте за ними. Если вы видите, что кто-то действует ради собственной выгоды, незамедлительно увольте его. Те же, кто служит вам верой и правдой, должны получать щедрое вознаграждение — достаточное, чтобы не провоцировать их на интриги за вашей спиной.

Также государь должен уметь просить совета. Советники должны знать, что вы цените честные мнения и не будете наказывать их за правду. Иначе вы услышите лишь обманчивую лесть или приукрашенную истину. Если человек не желает говорить, значит он явно пытается что-то скрыть.

Но не прислушивайтесь к советам безоговорочно: если разрешите министрам раздавать советы без вашей просьбы, люди быстро начнут подвергать сомнению ваши решения. Дайте понять, что только вы решаете, когда обращаться за советом.

Действуйте — не полагайтесь на случай

Вы можете думать, что советы о том, как добиться успеха в качестве правителя, бессмысленны, поскольку судьбу любого государя решает фортуна и Бог.

Но вы можете влиять на свое будущее.

Бог наделил нас свободой воли. Мы способны принимать решения и, тем самым, влиять на свою судьбу. Половина будущего — в руках судьбы, но другая половина зависит от наших действий!

Удача важна для успеха государя, но можно защитить себя, подготовиться к ситуации, когда она отвернется.

Пример: Представьте, что ваша удача — это река, которая в течение многих лет спокойно текла, делая ваши поля плодородными. Вам необходимо строить дамбы от будущих катаклизмов. Так, если «река» превратится в наводнение, вы пострадаете, но не погибнете.

Невозможно подготовиться к каждому повороту судьбы: некоторые из них просто непредсказуемы. Не пытайтесь предвидеть будущее, а создавайте его! Лучший способ сделать это — быть смелым, а не осторожным.

Пример: Отец Юлия II захотел начать войну против Болоньи. Он не ждал согласия со стороны своих союзников и немедленно двинул войска на город. Венеция и Франция не смогли возразить, и кампания имела большой успех.

Макиавелли утверждает, что нужно думать об удаче, как о женщине, кроткой и послушной, предпочитающей молодого энергичного мужа, а не осторожного мыслителя.

Самое главное

Государю следует читать исторические книги и анализировать поступки выдающихся людей. Присмотритесь к тому, как они вели себя на войне, каковы причины их побед и поражений. Старайтесь подражать их примеру и избегайте их ошибок.

Великие дела вершили те государи, которые умели дурачить людей своими уловками. Похвально для государя держать слово. Но опыт показывает, что государи, которые мало заботились о данном слове, одерживали верх над теми, кто уповал на честность. Помните, что львиная сила — хорошо, но хитрость лисы важна не меньше.

Щедрость обходится дорого. Чтобы сохранить звание щедрого, придется постоянно одаривать подданных. А когда ресурсы истощатся, понадобится повысить налоги, что вызовет ненависть в народе, и в итоге вы все равно прослывете скупым. Разумнее изначально показать скупость и постепенно увеличивать траты.

Краткое содержание трактата Макиавелли «Государь»