Особенности людей выросших в алкогольных семьях. Кто они, Взрослые Дети Алкоголиков? Упражнение «Пересматриваем прошлый опыт»

социальный педагог алкогольный семья

Жизнь ребенка - это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. (6,с.43)

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность.

Социализированность - это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

Степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

Наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

Необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

Наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

Наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);

Реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

Мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни -- креативность (поведенческая автономия). (9,с.287).

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди уже привыкли. Особенно уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Известный детский психиатр М. И. Буянов по этому поводу замечает, что нет такой семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Риск заболеть хроническим алкоголизмом в будущем у детей, выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляли спиртными напитками. Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. Кроме того, дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к возможному попаданию их в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в подобной семье, должен неизбежно усвоить сложившиеся в ней формы поведения, которые в большинстве случаев расходятся с социально приемлемыми вариантами. В семьях с химической (алкогольной) зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: «не говори», «не доверяй», «не чувствуй». (13,с.92).

Третье правило «не чувствуй» - естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Но вместо того, чтобы чувствовать эту острую боль, маленькие люди учатся тому, как ее притуплять. Они вынуждены учиться прятать, отрицать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно. Но, пожалуй, наиболее уязвимыми в этом плане они становятся в подростковом периоде. Как считают специалисты, подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти ключ к решению семейных проблем в алкоголе. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами шизофрении). Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Естественно, вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Опыт работы практических психологов с такими семьями и воспитывающимися в них детьми показал, что отклонения в психическом развитии и становлении личности ребенка в значительной степени обусловлены общей семейной атмосферой. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе с взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.

1. «Этот ужасный секрет семьи». В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с пьянством, хотя сделать это достаточно трудно. Поэтому вся семья вынужденно играет роль вполне благополучной, сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Вследствие этого дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой - боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми.

2. «Жизнь в укрытии». По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях секретность, увертки, обман становятся неотъемлемыми компонентами жизни. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, конфликтов и ссор, разъединения членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

3. «Что же реально». Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним - чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и потому, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, опасные предчувствия и впадает в состояние фрустрации.

4. «Послания с двойным смыслом». Живущий в алкогольной семье ребенок довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать».

Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что на самом деле происходит в семье. Еще большим парадоксом для ребенка является его взаимоотношение с пьющим родителем (отцом). В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле добрый или злой, и поэтому он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать правду, связанную с его скверным поведением. Подобная двойственность чувств, испытываемых по отношению к пьющему отцу, изматывает ребенка, может привести даже к нервному истощению.

5. «Борьба, конфликты, ссоры». В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Ссоры и постоянное выяснение отношений, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией, оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину и ищет решения семейной проблемы внутри себя. Кроме того, постоянно наблюдаемые споры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще (особенно это касается мальчиков).

6. «Страхи, тревожные предчувствия». Как уже отмечалось нами выше, поведение людей, употребляющих алкоголь, отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут использовать агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и поэтому часто предпочитают проводить время вне дома. Задерживаясь вне дома, дети пытаются уберечь себя от того кошмара, который там происходит.

Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена делает им замечания или как-то протестует против их прихода, муж выгоняет ее с ребенком из дома, невзирая на непогоду. Ни плач, ни мольба, ни уговоры ребенка не останавливают его. И это повторяется неоднократно, ребенок живет в постоянном страхе, что отец возвратится домой в состоянии опьянения и ситуация возобновится. И поэтому начинает убегать сам, если отец приходит пьяным.

7. «Разочарования». В алкогольной семье взрослые привыкают к невыполнению своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, их угнетает такая безответственность родителей. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, а просто перестают ждать обещанного. Однако для формирования их личности подобное отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, и поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Подобные детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что даже взрослыми выходцы из алкогольных семей продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

8. «Слишком быстрое взросление». Наряду с негативными условиями формирования личности ребенка в алкогольной семье условно можно выделить такой позитивный момент, как более быстрое взросление. В силу сложившихся в семье обстоятельств, связанных с пристрастием к алкоголю кого-то из родителей (а иногда и обоих), старшие дети вынужденные брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам. К тому же они вынуждены заботиться и о пьющих родителях и прикрывают дезорганизацию семейной жизни. Несвойственная возрасту забота ребенка о семье, вынужденно взятая на себя родительская роль не позволяет ему испытать детские радости. Понимать это они начинают, только став взрослыми. Им трудно адаптироваться как в широкой социальной среде, так и в своей собственной семье, потому что они привыкли жить в режиме постоянного жертвоприношения и ощущают себя «псевдовзрослыми».

9. «Оскорбления и унижения, включая явное и скрытое сексуальное насилие». Пьющие родители утрачивают внутренний контроль за своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространенными в алкогольных семьях являются формы наказания, унижающее человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание не долгое время в непроветриваемом помещении, публичная порка и др.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, сказывающихся на всей последующей жизни подвергшегося сексуальному насилию человека и особенно, когда это произошло в своей семье. Даже став взрослым, такой ребенок продолжает переживать вину, стыд, ненависть к себе, отчаяние, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, часто впадает в депрессию.

10. «Заброшенный ребенок». Склонные к алкоголизации родители не проявляют должного внимания к своим детям. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными самим себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.

11. «Заниженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию пониженной самооценки. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу о том, что они ее недостойны. Прежде, чем ребенок утвердится в своей самоценности, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивает его они. Кроме того, он переживает чувство вины, стыда за семью, что проявляется в виде недостаточного сознания чувства собственного достоинства.

12. «Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить». Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкоголезависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуациями, типа «Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые…» С одной стороны, дети фантазируют по поводу того, что жизнь их была бы совсем иной, если бы они родились в иное время, в другой семье и т.д. С другой стороны, - фантазии эти, ориентированные на счастливый конец, часто содержат мысли о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их к мифотворчеству, главными мотивами которого, по мнению специалистов, могут быть следующие:

причину родительского пристрастия к алкоголю ребенок видит в себе: если он изменится в лучшую сторону, то родители перестанут пить;

переживают чувство социальной дискриминации, считают, что они не такие, как все, что вносит психологический дискомфорт в их существование;

иллюзорно представляют себя хозяевами создавшегося положения, считают, что могут контролировать обстоятельства, однако что-то изменить в семейной ситуации не могут. Невозможность реализовать миф о своем всесилии порождает чувство вины, неопределенность и безнадежность. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей, контроль обстоятельств не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;

ожидают кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. Этот миф появляется на основе чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Здесь появляется призрачная надежда, однако она блокирует внутреннюю активность, и члены семьи ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Ожидание помощи извне, отказ действовать, стагнация могут привести ребенка к депрессии.

Фантазирование и мифотворчество детей не является чем - то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Поэтому склонность к фантазированию детей в алкогольных семьях можно было бы рассматривать как закономерную особенность детской психологии. Но довольно часто фантазии и мифы замещают реальность, используются взамен действительности. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребенок приучается «плыть по течению».

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации детей, но и серьезным образом сказывается на формировании их личности, негативные последствия которого ощущаются всю жизнь. Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключается в том, что:

Дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;

Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

Родители не разделяют чувств и поведения ребенка, и осуждение, направленное на поступки, отрицательно оценивает его личность в целом;

Дети чувствуют себя позабытыми, брошенными и никому не нужными;

Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

Самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка. Родители могут относиться к ребенку, как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком;

Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.(15,с.283).

Таким образом, отрицательное влияние алкогольной семьи на социализацию ребенка заключается в: том, что дети вырастают эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, и не позволяет детям успешно адаптироваться в социальной среде.

Статистика не раз подтверждала: люди, вышедшие из алкогольных семей, чаще становятся жертвами аддикции. Даже если такому выросшему ребенку удается избежать зависимости, его жизнь нередко повторяет судьбу родителей - такие люди обычно несчастны. Виной этому становится алкогольный характер.

Особенности личности, которые можно отнести к понятию «алкогольный характер», могут быть заложены в человеке с рождения, либо формироваться под влиянием зависимого окружения, в частности, родителей. Такие черты не только усложняют процесс взросления, замедляя полноценное развитие ребенка, но и мешают построить счастливую жизнь в зрелом возрасте.

Причины формирования алкогольного характера

Жизнь с алкоголиком - это настоящее испытание для всей семьи. С приходом зависимости происходит искажение основных ролевых моделей, сам сценарий семейной жизни деформируется. Отныне жизнь всех подчинена лишь алкоголику - его настроению и состоянию в данный момент. При этом страдают от такого положения дел абсолютно все члены семьи, но, несмотря на это, продолжают исполнять свои роли, боясь разрушить внешнюю видимость «нормальной семьи». Эту иллюзию счастливой семьи неосознанно поддерживают все родственники зависимого. Даже сам алкоголик с удовольствием играет в добропорядочного члена общества. Причины для это у каждого свои:

  • алкоголик не признает наличие проблемы, так как уверен в ее отсутствии. Он глубоко убежден, что сможет отказаться от выпивки в любой момент, а употребляет алкоголь лишь из-за сложившейся ситуации (стресс, усталость, праздник, конфликт в семье и так далее);
  • супруга (или супруг) зависимого вынужден скрывать болезнь партнера, так как боится показать свою несостоятельность. Муж алкоголик, в первую очередь, повод для стыда жены, и чтобы сохранить привлекательную картинку семейного благополучия для соседей и подруг, она старательно отрицает проблему, либо упорно и безуспешно «спасает» алкоголика от болезни;
  • ребенок из алкогольной семьи не может говорить о домашних проблемах на людях. Если он расскажет соседям об алкоголике-отце, регулярных скандалах и слезах матери, семья воспримет это как предательство. Ребенок прекрасно понимает это, а потому вынужден скрывать свои чувства ведь, лишенный родительского внимания, он всеми силами пытается заслужить похвалу и любовь.

Ребенок в подобной ситуации остается без внимания родителей. Вся жизнь семьи вращается вокруг зависимого - на ребенка попросту не хватает сил и времени. Детям из алкогольных семей приходится слишком рано повзрослеть. Все свои проблемы, включая конфликты со сверстниками, непонимание с учителями, ему приходится решать самостоятельно. Зачастую, единственным решением проблемы становится ее отрицание. Подросток попросту прячет свои эмоции, скрывает их даже от себя. К сожалению, такой подход ведет не только к формированию алкогольного характера, но и к нервным срывам, а в дальнейшем и формированию склонности к аддикции.

Разрушенная судьба: как меняется личность ребенка в зависимой семье

Даже избежав зависимости, человек, выросший в алкогольной семье, остается несчастным. Особенности его личности, сформированные негативным влиянием самых близких людей, мешают ему создать счастливую семью, реализовать свой потенциал, получать удовольствие от жизни. Большинство детей алкоголиков имеют целый ряд негативных черт характера, в частности:

  • игнорирование правил, неумение планировать. Выросши в семье, где не было места порядку, человек продолжает жить в хаосе, руководясь лишь секундными порывами и настроениями. Именно так жила его семья, полностью подчиняясь эмоциональному состоянию алкоголика;
  • лояльное отношение к насилию в семье. Ребенок из алкогольной семьи не видел нормальных взаимоотношений. Поэтому постоянные скандалы, неумение держать себя в руках, моральное и физическое насилие над взрослыми членами семьи и детьми кажутся ему нормой. Даже повзрослев, он не способен выработать другие формы поведения без помощи специалиста;
  • лживость. Во время жизни в зависимой семье, человек привык добиваться любви и похвалы всеми доступными способами. Ложь, зачастую, является одним из самых простых, а потому популярных из них. Он врет своим родным и близким, чтобы не расстроить их, не обидеть или получить одобрение окружающих;
  • жизнь в постоянном напряжении. Ребенок в алкогольной семье постоянно рискует навлечь на себя гнев родителей. Даже в зрелом возрасте, такой человек постоянно «на чеку». Он не способен до конца довериться человеку, расслабиться и получать удовольствие от жизни, ведь каждую секунду ожидает пинка или подзатыльника;
  • постоянная потребность в одобрении. Такой человек никогда не уверен в правильности своих действий. Ему постоянно нужно подтверждение его правоты, без этого он становится импульсивным, нервным, растерянным.

Человек, выросший в зависимой семье, до конца своей жизни будет чувствовать себя другим, инородным в любом обществе. Разумеется, таких плачевных последствий для ребенка алкоголиков можно избежать. Работа с опытными психологами позволит изменить свою жизнь, наконец обрести счастье и внутренний покой.

Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется ди­намикой самого процесса и может принимать различные формы: П индивидуальное консультирование (терапия); О супружеское консультирование (терапия); □ групповая терапия для разводящихся супругов и детей; О семейное консультирование (терапия).

22. К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя. Белорусские ученые И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н.В. Фурманова, занимающиеся проблемами подобных семей, отмечают, что ребенок может выбрать ту или иную стратегию адаптации в семье алкоголиков. Эта адаптация осуществляется в виде одной из ниже перечисленных ролей, взятых на себя ребенком. «Ужасный ребенок». Такие дети ведут себя вызывающе и заставляют обращать на себя внимание, создавая эмоционально-напряженные ситуации. «Псевдородитель». Ребенок начинает брать на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей. Как бы тяжело ни напрягались такие дети (убирая квартиру, приготовляя еду, зарабатывая деньги), пробуя сохранить семью, они все равно обладают заниженной самооценкой

«Шут гороховый». В целях избавления от стресса ребенок может начинать все и всех вы-смеивать. Со временем к таким перестают относиться всерьез, поэтому они испытывают трудности в установлении глубоких контактов с другими людьми. «Человек-невидимка». Выбор такой роли позволяет ребенку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Он может тихо сидеть в углу или своей комнате, стремясь не мешать взрослым заниматься своими делами, превращаясь в «пустое место».

«Больной». Выбор этой роли может быть обусловлен как реальным хроническим заболева-нием ребенка, так и соматизацией психологических проблем. Болезнь позволяет ребенку переключить внимание родителей на него

В целом, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.

23.Психология ребёнка из алкогольной семьи.

Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведёт к вероятности попасть в группу социального риска. Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Но пожалуй, самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким ему людям. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что:дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности;

дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребёнка, осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;

дети чувствуют себя заброшенными;

родители могут не воспринимать ребёнка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью;

самооценка родителей может зависеть от поведения ребёнка;

чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.

24. Попустительский стиль семейного воспитания Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Состязательный стиль семейного воспитания При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимание на человеческие качества малыша. В результате такого воспитания формируется поисковый социально - психологический тип личности ребенкаОсобое внимание требует формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей. Рассудительный стиль семейного воспитания Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В Воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально - психологический тип личности. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе, если педагоги авторитарного стиля.

Все малыши, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков, разные. Но пагубное пристрастие родителей накладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. Их дети имеют как внешние отличительные признаки, так и особенности на психическом уровне. Однако не всегда в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, ребенок рождается с явными признаками уродства. Тем не менее, согласно статистике, таким детям сложно нормально жить и общаться, они склонны к безбрачию, наркомании и, соответственно, алкоголизму.

Врожденные внешние дефекты проявляются в следующем:

  • недостатки твердого, мягкого неба, а также верхней губы;
  • утонченная нижняя губа и маленькая верхняя челюсть;
  • слабовыраженная носогубная складка;
  • зауженные глаза с ярко выраженным верхним веком;
  • нос приплюснутый и широкий.

На фото выше видно, какие дети рождаются у алкоголиков.


Особенности ребенка алкоголиков

Кроме того, у нарко- и алкозависимых, ребенок может родиться глухим, немым или слепым. У него даже могут отсутствовать какие-либо части тела.

Главный признак - отставание в развитии, как в физическом, так и в умственном плане. У алкоголиков крайне редко рождаются здоровые дети.

Психические особенности

Помимо косметических дефектов, они имеют отклонения на уровне психики:

Низкая самооценка

Естественно, ни один ребенок не будет гордиться тем, что его родители алкоголики. Если в семье выпивает, например, только муж, то это не так ужасно. Малыш хоть как-то защищен одним родственником. Но ситуация перерастает в катастрофу, когда спиртным злоупотребляют оба родителя. Мало того что жить в такой семье невыносимо, так еще начинаются пересуды окружающих.

Маленький человек начинает ощущать себя «второсортным», у него существенно падает самооценка. А ждать помощи от алкоголика отца или пьющей матери не имеет смысла.

Скрытность в общении

Редко родители, которые злоупотребляют спиртным выглядят хорошо. Ребенок не может привести в гости друзей, потому что стесняется. К тому же в квартире царит «вечный праздник», редко мать алкоголичка следит за порядком в доме.

Неспособность сказать слово «нет»

Родившиеся в неблагополучных семьях, не могут отказать окружающим людям. Психология объясняет это тем, что пьющий родитель (особенно мужчина) под воздействием «зеленого змея» становится очень агрессивным.

В итоге, дети живут в постоянном страхе, бояться отказать в чем-либо неадекватному родственнику. Это накладывает сильный отпечаток в будущем. Человек становится «марионеткой» для окружающих.

С детьми алкоголиков очень сложно найти общий язык, они склонны к нарушению закона.

Синдром ВДА

Взрослые дети алкоголиков страдают, так называемой патологией «синдром ВДА». Согласно статистическим данным, 40%-ов населения в Москве, имеют такое нарушение.

Человек, который жил в неблагополучной семье, не способен адаптироваться в социальной группе, агрессивен, внушаем. Выросшие дети наркоманов и алкоголиков, живут по заложенному с младенчества сценарию.

  1. Взрослым детям алкоголиков сложно сделать выбор «второй половины». Окружающие пугаются их неблагоприятной наследственности. К тому же, сами люди, имеющие синдром ВДА бояться повторить жизнь пьющих родителей.
  2. Неспособность реализации себя в роли родителя. Это редко встречается у взрослых детей алкоголиков, но все же, имеет место быть. Человек ведет себя со своим потомством точно так же, как и его родители с ним.
  3. Трудности с работой. Если человек пошел по стопам родителей, ни один работодатель не будет держать его в компании. Такие сотрудники никому не нужны.
  4. Сложные отношения с окружающими людьми. Взрослые дети родителей алкоголиков очень часто врут. Они не доверяют окружающим, либо, напротив, зависят от их мнения. Все это создает довольно сложные взаимоотношения с людьми.

Люди, которые злоупотребляют «зеленым змеем» или наркотиками и рожают при этом, не отказываясь от пристрастия, кормят их грудным молоком, должны задуматься: каким вырастет их сын или дочь. Они не смогут создать семью, построить карьеру. Таким личностям нужно подумать об этом, и отказаться от пагубной привычки ради потомства.

Помощь детям алкоголиков

Чтобы младенец из неблагополучной семьи не вырос с синдромом ВДА, ему нужна как психологическая, так и социальная помощь.

Социальная помощь

Социальная поддержка осуществляется следующими способами:

  • Патронаж. Такое попечительство берет на себя помощь, профилактику и социальную защиту;
  • Психологически-педагогический центр. Такой человек самостоятельно может обратиться за помощью в такое учреждение;
  • Индивидуальное обучение. Дети алкоголиков очень часто отстают в развитии от сверстников. Именно поэтому создана такая программа по обучению;
  • Беседы для предотвращения риска алкоголизма. Медицинские и социальные работники проводят агитацию против употребления спиртного.

Психологическая помощь

Психологическая поддержка осуществляется при помощи следующих методик:

  • САН - опросник «самочувствие-активность-настроение»;
  • Корректировка нервно-психических нарушений;
  • Комплексная терапия (совместная помощь логопеда, терапевта, психотерапевта);
  • Предотвращение проблем с учебой;
  • Терапия «сенсорным коктейлем». Приятная атмосфера, спокойная музыка и прочее, благоприятно воздействуют на психологическое состояние маленького пациента.
  • не нужно сравнивать их с другими;
  • в начале общения лучше стать для них учителем. И только через какое-то время другом и помощником;
  • корректное отношение. Не заставлять таких детей чувствовать себя человеком «второго сорта»;
    составить график развития согласно возможностям;
  • применять методику «ситуация успеха». Она довольно хорошо стимулирует детей;
  • разумный контроль. Не потакать детям из неблагополучных семей во всем. Должна быть дисциплина.

При помощи поддержки взрослых людей, малыш из семьи алкоголиков способен сформироваться личностью. Психологическое воздействие может помочь справиться с проблемами и начать вести нормальный образ жизни.

УДК 616.89-008 © Меринов А.В., Лукашук А.В., 2014

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ВЫРОСШИХ В СЕМЬЯХ, ГДЕ РОДИТЕЛЬ СТРАДАЛ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена обзору современных литературных данных, касающихся проблем психологических, наркологических и клинико-психо-патологических особенностей детей, выросших в семьях, где родитель или родители страдали алкогольной зависимостью. Рассмотрены вопросы формирования, психодинамики и психокоррекции обнаруживаемых нарушений.

Ключевые слова: взрослые дети из семей больных алкогольной зависимостью, семья больного алкогольной зависимостью.

© Merinov A.V., Lukashuk A.V, 2014 PECULIARITIES OF CHILDREN GROWN UP IN FAMILIES WITH A PARENT SUFFERING FROM ALCOHOL

Abstract. The article throws light upon present-day literature data, which deal with peculiarities of psychological, narcological and clinical-psychopathological problems of children who have grown up in families with a parent or both parents suffering from alcohol dependence. The questions of formation, psychodynamics and psychocorrection of the revealed disturbances have been studied.

Key words: grown up children from families of alcohol dependent patients, family of an alcohol dependent patient.

Около 40 лет назад внимание исследователей стал привлекать проблемный контингент детей, выросших в семьях людей, страдающих алкогольной зависимостью. Выяснилось, что актуальность этой проблемы обусловлена не только грубой социальной дезадаптацией и виктимностью данной когорты, но и значительной распространённостью этого явления . Так, в США около 40 %

взрослых людей (около 76 млн. человек) имеют в роду больных алкоголизмом . Доля детей и подростков, у которых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом (в дальнейшем мы будем использовать устоявшуюся формулировку «взрослые дети алкоголиков» (ВДА), в США, по данным последних исследований, составляет от 1:8 до 1:5 . Следует отметить, что по мере увеличения среднего возраста популяционного среза доля ВДА в нем уменьшается, что отражает их меньшую продолжительность жизни . Экстраполируя приведённые общемировые пропорции на Россию, с учётом текущего тренда уровня алкоголизации населения, можно говорить о том, что число ВДА составляет от 25 до 50% .

При систематическом анализе научных публикаций, посвящённых этой проблематике, можно выделить несколько основных подходов к ее изучению. Наибольший интерес к этому малоизученному явлению отмечался в 60-80-х годах прошлого столетия, когда были выявлены основные клинико-психопатоло-гические паттерны синдромокомплекса «взрослого ребёнка алкоголика», а также статистически определён наиболее вероятный спектр коморбидной патологии . В конце XX - начале XXI века интерес исследователей переключился на анализ психодинамических и нейрофункциональных аспектов этого, без сомнения, многогранного явления . Причём в последнее десятилетие при изучении алкоголизма наблюдается сдвиг интереса учёных с проблем индивида к его взаимоотношениям с ближайшим окружением .

Клинико-психопатологические аспекты явления. Наиболее частой «фасадной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА являются химические зависимости. В различных исследованиях многократно доказано, что риск заболеть алкоголизмом у ВДА значительно выше . Причём, при наличии отца, зависимого от алкоголя, риск иметь алкогольную зависимость у детей выше в четыре раза, при наличии аддикции у матери - в три раза.

Некоторые ученые обнаружили изменения нейронных стимулов в мезолимби-ческой системе у ВДА .

Частота алкоголизма по данным различных источников у взрослых сыновей составляет от 17 до 70% , у взрослых дочерей больных алкоголизмом - от 5 до 25%, наркомании - около 6% и 3%, токсикомании - приблизительно 17% и 5% соответственно . Только у 19,9% взрослых детей, чьи родители больны алкоголизмом, не обнаруживается каких-либо психопатологических нарушений на момент исследования семьи .

Большинством исследований подтверждается гипотеза антиципации, которая проявляется в том, что представители младшего поколения по большинству основных клинических маркеров течения болеют тяжелее, чем представители старшего . При этом в каждом конкретном случае анамнез зависимости описывается как «телескопическая траектория» (telescoped trajectories), то есть, начало употребления алкоголем приходится на ранний возраст, а промежуток до начала клинической манифестации заболевания является очень коротким - в среднем четыре года для ВДА по сравнению с семью годами для детей из семей без анамнеза зависимости . При этом существует и гипотеза «аверсивной трансмиссии», которая предполагает, что чем тяжелее алкоголизм был у родителей, тем меньше риск быть зависимым у их детей .

Так же в ряде исследований доказано, что у ВДА выше встречаемость болевого синдрома, тика, насморка, энуреза, бессонницы, мигрени и насморка, аллергии, анемии, простуды, проблем с весом , эти люди имеют на 60% больше повреждений и травм , во время обучения в школе они склонны к агрессивному и рискованному поведению .

В то время как у мужчин из группы ВДА в спектре психопатологических проявлений преобладают наркологические заболевания, то для женщин наиболее типичными являются нозологии невротического и пограничного регистра . Сюда относят посттравматическое и другие связанные со стрессом рас-

стройства , а также расстройства тревожного и депрессивного спектров .

Вопрос о специфичности ассоциированных с воспитанием в семье больных алкогольной зависимостью клинико-психопатологических паттернах является дискутабельным и, скорее, открытым. Так, в ряде исследований показано, что схожий спектр проявлений имеется и у людей, выросших во всех дисфункциональных семьях, особенно в условиях внутрисемейного физического насилия. У детей из дисфункциональных семей встречаемость психических нарушений составляет 95%. Harter S.L. (2000) на основании мета-анализа пришёл к выводу, что проявление «синдрома ВДА» неспецифичны , а Sher K.J. (1997) предположил, что сопутствующая патология зависит от наличия коморбидного зависимости заболевания у родителей: так если у родителей помимо алкоголизма были черты антисоциального личностного расстройства, то с большой вероятностью оно будет наблюдаться и у их детей и т.п.

Несмотря на спорность некоторых положений и неполную ясность структуры взаимоотношений различных клинико-психопатологических проявлений у ВДА, большинство исследователей сходятся в одном: ВДА являются группой риска по формированию большого спектра наркологических и психиатрических заболеваний, а также имеют связанный с этим сниженный уровень социального функционирования .

Интересной в этом свете также является гипотеза, что наследование алкогольной зависимости от родителей детьми может реализовываться двумя механизмами. Первый - это преимущественно через генетический путь передачи информации, при котором от рождения у ВДА есть дисфункция во фронто-стриатуме, которая проявляет себя сначала в синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, затем перетекает в антисоциальное личностное расстройство и заканчивает дебютом аддикции. Второй - эпигенетический, при котором ребёнок берет от родителей зависимость как вариант неадаптивного регрессив-

ного коппинг-механизма, при котором алкогольная аддикция - способ уйти от решения жизненных проблем, что, в свою очередь, приводит к ещё большей социальной дезадаптации (порочный круг вторичного алкоголизма) .

Психодинамические и личностно-психологические аспекты феномена ВДА. Детям из алкогольных семей уже в первые шесть месяцев жизни свойственны негативные паттерны привязанности (attachment): низкий эмоциональный ответ, высокий уровень негативного реагирования, редкие позитивные посылы родителям , а в возрасте 18-36 месяцев у них выявляются явные нарушения поведения с интернализацией конфликта . При этом алкогольная зависимость у матери, в целом, является более деструктивной, потому что нарушает симбиотические отношения в первые годы жизни, когда закладываются основы личностной адаптации ребёнка . В то же время крепкая привязанность к здоровой матери значительно снижает негативное влияние алкоголизма отца . Доминирующими эмоциональными реакциями у этих детей являются страх и враждебность, которые впоследствии становятся причиной психосоматических расстройств и химических аддикций .

Семья больного алкогольной зависимостью - это семья с контрастными правилами: они либо слишком свободны, либо слишком строги. В такой семье ребёнок очень рано начинает понимать, что алкоголизм - это большой секрет семьи, и все плохое, что с ним связано, необходимо скрывать. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть «позор» семьи, они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями, секретность, увёртки, обман становятся обычными компонентами их жизни . Перечислим основные характеристики семей с алкогольной зависимостью у родителя, наиболее значимые для формирования специфических нарушений у ВДА : размытость, нечёткость границ различных сфер жизни, личностей - дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - нет, и теряют «твёрдость психологической почвы под ногами»; отрицание имеющейся алкогольной, созависимой и прочей про-

блематики; непостоянство внимания к ребёнку, с попытками привлечь это внимание любыми доступными ему способами, включая делинквентное поведение; делегирование вины за проблемы родителей ребёнку - то есть, вся система воспитания в такой семье заставляет ребёнка верить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит; недостаточность информации о нормативных функциях семьи - дети выросшие в таких семьях имеют слабое представление о том, как должна функционировать нормальная семья.

Дети из алкогольных семей имеют признаки повышенной впечатлительности, эмоциональности, что формирует особенную разновидность долговременной эмоциональной памяти. Это способствует фиксации неприятных событий в памяти. Ребенок надолго запоминает страх, обиды, оскорбления. Так же вместе с активными реакциями протеста у них часто отмечаются и пассивные реакции - побег из дома, избегание дружеских отношений. Более резким проявлением пассивных реакций протеста являются суицидальные попытки, целью которых является желание отомстить и напугать. Еще одной формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное пове-дение(мелкое воровство, хулиганство, сквернословие, бродяжничество) в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости .

Таким образом, формируются три основных правила или стратегии в семьях с химической зависимостью: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».

Полученные ВДА отрицательные воспитательные конструкты по мере взросления будут мешать им устанавливать доверительные отношения . В первую очередь, это будет проявляться в трудностях создания брака. Доказано, что ВДА реже выходят замуж/женятся, а если выходят, то отмечают меньшую удовлетворённость браком и более частые разводы .

Н.К. Радина (2003) приводит результаты исследований, согласно которым у ВДА менее дифференцированный образ «Я-реальное» по сравнению с юно-

шами и девушками из обычных семей и специфика представлений о себе у ВДА состоит в биполярности ролевого набора: быть агрессором или быть жертвой .

Общеизвестно, что девушки, выросшие в семьях больных алкогольной зависимостью, намного чаще выбирают своим мужем также зависимого от алкоголя мужчину, число подобных выборов оценивается в 60-70% . Есть мнение, что поскольку эти женщины выросли в семьях, где игнорирование признаков алкогольной зависимости (отрицание) было привычным, поэтому они не подготовлены к распознаванию соответствующих признаков этой болезни у своих женихов , с другой стороны, их привлекают мужчины, напоминающие отцов.

В браке у этих девушек намного больше риск иметь химическую зависимость , либо стать созависимыми, крепко вплетаясь в патологическую семейную динамику аддиктивного симбиоза .

Кроме того, дети в семьях больных алкогольной зависимостью более часто становятся жертвами физического насилия или инцеста, что также является усугубляющим фактором в становлении виктимных личностных особенностей.

Подходы к реабилитации ВДА. Процесс реабилитации ВДА и восстановление нарушенных психологических механизмов у каждого пациента протекает по-своему, но при этом выделяют наиболее общие «вехи», которые обязательно прослеживаются при каждом «путешествии в выздоровление» : осознание и принятие своего состояния (идентификация проблемы); поиск нативного Я (естественное выражение чувств, поиск собственных потребностей и желаний); движение к желаемому образу личности (формирование новых убеждений, моделей поведения и точек зрения; самопрощение).

Для работы с ВДА необходимо как использовать установленные эмпирически факторы защиты, так и усиливать общие защитные свойства . При этом лечение алкоголизма у ВДА должно обязательно быть построено на трёх

обязательных принципах: разумное ограничение, групповая и психоаналитически ориентированная психотерапия, «изменение вектора агрессии в сторону внешнего проявления» - перенесение энергии, которая было направлена на саморазрушение, на созидательную деятельность .

Таким образом, дети, выросшие в семьях, где один из родителей или оба страдали алкогольной зависимостью, представляют собой весьма специфическую группу в отношении личностно-психологических особенностей, типов социализации и брачности. Данный контингент в нашей стране часто остаётся «за рамками» не только психокоррекционной работы, но и клинически не обособлен в сознании практических наркологов, психиатров и врачей общей практики. При этом, учитывая даже приблизительную распространённость анализируемого феномена, можно предположить весьма серьёзный вклад ВДА в формирование наркологических, соматических, суицидологических и прочих показателей в нашей стране.

Иными словами, в нашем обществе давно существует серьёзная медико-социальная проблема, которая до настоящего времени, к сожалению, не рассматривается как таковая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вашкин Д.В. Алкоголизм не приговор. М.: Эксмо, 2013. 110 с.

2. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи / Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000: матер. Всерос. форума по политике в области общественного здоровья «Алкоголь и здоровье», состоявшегося в 1996-1998 гг., и Всерос. конф. «Алкоголь и здоровье» г. Москва, РФ, 17 дек. 1996 г. / под ред. А.К.Демина. М.: Российская Ассоциация общественного здоровья, 1998. С. 233-248.

3. Литвиненко В.И. Парадоксы алкоголизма. Полтава: АСМИ, 2003. 144 с.

4. Микелевич Е.Б. Специфика самосознания детей из алкогольных семей на этапе ранней взрослости // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: матер. 5-й междунар. науч.-практ. конф., УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 28-29 апреля 2011 г.: в 2 ч. Ч. 2. Пинск: ПолесГУ, 2011. С. 232-235.

5. Москаленко В.Д., Шевцов А.В. Антиципация в семьях больных алкоголизмом и наркоманией в диадах сын-отец // Журн. неврологии и психиатрии. 2001. Вып. 4. С. 19-22.

6. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). М.: НПО «Союзмединформ», 1990. 68 с.

7. Москаленко В.Д. Наркологические, психопатологические нарушения, психологические проблемы в популяции взрослых сыновей и дочерей больных зависимостями // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 3. С. 55-61.

8. Радина Н.К. Личностные паттерны в воспроизводстве сценариев домашнего насилия: анализ романтических отношений «взрослых детей алкоголиков» // Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М.: МАКС-Пресс, 2003. С. 111-116.

9. Смит Э. (Smit E.) Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991. 127 с.

10. Balsa A.I., Homer J.F., French M.T. The health effects of parental problem drinking on adult children // J. Ment. Health Policy Econ. 2009. Vol. 12. №. 2. P. 55-66.

11. Beesley D., Stoltenberg C.D. Control, attachment style, and relationship satisfaction among adult children of alcoholics // J. Ment. Health Counsel. 2002. №. 24. P. 281-298.

12. Bjork J.M., Knutson B., Hommer D.W. Incentive-elicited striatal activation in adolescent children of alcoholics // Addiction. 2008. Vol. 103. № 8. P. 1308-1319.

13. Chassin L., Pitts S.C., Prost J. Binge drinking trajectories from adolescence to emerging adulthood in a high-risk sample: Predictors and substance abuse outcomes // J. Cons. Clin. Psychol. 2002. №. 70. P. 67-78.

14. Chassin L., Ritter J. Vulnerability to Psychopathology: Risk across the lifespan. New York: The Guilford Press, 2001. P. 107-134.

15. Domenico D., Windle M. Intrapersonal and interpersonal functioning among middle-aged female adult children of alcoholics // J. Cons. Clin. Psychol. 1993. № 61. P. 659-666.

16. Edwards E.P., Eiden R.D., Leonard K.E. Behaviour problems in 18- to 36-month old children of alcoholic fathers: secure mother-infant attachment as a protective factor // Dev. Psychopathol. 2006. Vol. 18. № 2. P. 395-407.

17. Eiden R.D., Edwards E.P., Leonard K.E. Mother-infant and father-infant attachment among alcoholic families // Devel. Psychopathol. 2002. № 14. P. 253-278.

18. Freshman A., Leinwand C. The implication of female risk factors for substance abuse prevention in adolescent girls // J. Prev. And Interv. Commun. 2001. Vol. 21. № 1. P. 29-51.

19. Hall C.W., Webster R.E. Traumatic symptomatology characteristics of adult children of alcoholics // J. Drug Educ. 2002. Vol. 32. № 3. P. 195-211.

20. Haller M.M., Chassin L. The reciprocal influences of perceived risk for alcoholism and alcohol use over time: evidence for aversive transmission of parental alcoholism // J. Stud. Alcohol. Drugs. 2010. Vol. 71. № 4. P. 588-596.

21. Harter S. L. Psychosocial adjustment of adult children of alcoholics: a review of the recent empirical literature // Clin. Psychol. Rev. 2000. Vol. 20. № 3. P. 311-337.

22. Heitzeg M.M. et al. Affective circuitry and risk for alcoholism in late adolescence: Differences in frontostriatal responses between vulnerable and resilient children of alcoholic parents // Alcohol. Clin. Exp. Res. 2008. № 32. P. 414-426.

23. Heitzeg M.M. et al. Striatal Dysfunction Marks Preexisting Risk and Medial Prefrontal Dysfunction Is Related to Problem Drinking in Children of Alcoholics // Biol. Psychiatry. 2010. № 21. P. 43-48.

24. Hussong A., Bauer D., Chassin L. Telescoped trajectories from alcohol initiation to disorder in children of alcoholic parents // J. Abnorm. Psychol. 2008. Vol. 117. № 1. P. 63-78.

25. Johnson S., Leonard K., Jacob T. Children of alcoholics: drinking, drinking styles, and drug use // Research Society of America. San Francisco, 1986. 216 p.

26. Jordan S. The promotion of resilience and protective factors in children of alcoholics and drug addicts // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2010. Vol. 53. № 4. P. 340-346.

27. Kearns-Bodkin J.N., Leonard K.E. Relationship functioning among adult children of alcoholics // J. Stud. Alcohol. Drugs. 2008. Vol. 69. № 6. P. 941-950.

28. Kelley M. L. et al. Mother-daughter and father-daughter attachment of college student ACOAs // Subst. Use Misuse. 2008. Vol. 43. № 11. P. 1559-1570.

29. Relationships among depressive mood symptoms and parent and peer relations in collegiate children of alcoholics / M. Kelley et al. // Am. J. Orthopsychiatry. 2010. Vol. 80. № 2. P. 204-212.

30. McCauley C.O., Hesselbrock V.M. A finer examination of the role that negative affect plays in the relationship between paternal alcoholism and the onset of alcohol and marijuana use // J. Stud. Alcohol. Drugs. 2009. Vol. 70. № 3. P. 400-408.

31. Moos R., Billings A. Children of alcoholics during the recovery process: alcoholic and matched control fami-lies // Addictive Behaviors. 1982. № 7. P. 155-163.

32. Putnam S. Are children of alcoholics sicker than other children? A study of illness experience and utilization behavior in a health maintenance organization. // Presented at the annual meeting of the American Public Health Association. Washington DC, 1985. 14 p.

33. Women who marry men with alcohol-use disorders / Schuckit M.A. et al. // Alcohol. Clin. Exp. Res. 2002. Vol. 26. № 9. P. 1336-1343.

34. Sher K. J. Psychological characteristics of children of alcoholics // Alcohol health & research world. 1997. Vol. 21. № 3. P. 187-191.

35. Van Den Berg N., Hennigan K., Hennigan D. Children of parents in drug/alcohol programs: are they underserved? // Alcohol Treat. Quart. 1989. Vol. 6. № 3/4. P. 1-25.

36. Watt T.T. Marital and cohabiting relationships of adult children of alcoholics: evidence from the national survey of family and households // J. Fam. Issues. 2002. № 23. P. 246-265.

37. Wiers R.W., Sergeant J.A., Gunning W.B. Psychological mechanisms of enhanced risk of addiction in children of alcoholics: a dual pathway? // Acta. Paediatr. Suppl. 1994. № 404. P. 9-13.

38. Woititz J.G. Guidelines for support groups; adult children of alcoholics and others who identify including guide to step 4 inventory // Health Communications., Florida: Inc. Pompano Beach, 1986. 37 p.

39. Yau W.W., Zubieta J.K., Weiland B.J. Nucleus Accumbens Response to Incentive Stimuli Anticipation in Children of Alcoholics: Relationships with Precursive Behavioral Risk and Lifetime Alcohol Use // The Journal of Neuroscience. 2012. № 7.

40. Ziter M.Z.P. Treating alcoholic families: The resolution of boundary ambiguity // Alcohol. Treat. Quart. 1989. Vol. 5. № 3-4. P. 221-233.