Особенности мифологического мировоззрения. Основные черты мифологического мировоззрения

Понятие и структура мировоззрения

У понятия "мировоззрение" нет какого-то одного признаваемого всеми определения. Чаще всего ученые сходятся на том, что под этим термином следует понимать комплексное представление человека о мире, некую субстанцию, которая является связующим звеном между сознанием и познанием. С точки зрения своей структуры мировоззрение включает такие элементы, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Основные типы мировоззрений

Мировоззрение развивалось вместе с развитием человека, его представлений об окружающем мире и о себе. Несмотря на то, что в настоящее время ученые наибольшее внимание уделяют обыденному и научному представлению об окружающей действительности, исторически первой формой миропонимания является мифологическое мировоззрение.

Понятие мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, как следует из названия, основывается на мифах, то есть на ярких, эмоциональных, логически выстроенных схемах, с помощью которых человек старался объяснить те или иные явления или процессы. Эмоциональность и красочность была необходима, чтобы заставить окружающих поверить в то, что в действительности все именно так и происходит.

Миф как отражение специфики мифологического мировоззрения

В то же время миф - это не просто рассказ, это очень глубокое переживание человеком тех событий, о которых он повествует. Такое восприятие происходит потому, что в этих историях затрагиваются самые важные проблемы человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Миф - это своеобразный шифр, "скрытый язык", с помощью которого человек стремился донести до окружающих всю сложность и упорядоченность окружающей природной среды. Именно в этом поиске глубинного смысла тех или иных явлений и процессов, окрашенного в яркие, а подчас и в фантастические тона, и заключается специфика мифологического мировоззрения.

Предпосылки появления мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, его появление и развитие связаны с определенным этапом развития человеческого сознания и накопления знаний об окружающем мире. Непосредственными предпосылками его появления следует признать определенный эмоциональный дискомфорт, который окружал человека в те далекие времена, а также его стремление использовать даже те незначительные знания, которыми он уже обладел, чтобы сразу объяснить все окружающие его процессы и явления.

Они самым непосредственным образом связаны со спецификой данного типа мировосприятия. Это и одушевление окружающих предметов и явлений, и неразделенность представлений о действительности, и фантазии, и перенос многих явлений своей жизни в мир богов и духов. Кроме того, мифологическое мировоззрение характеризуется отсутствием каких-либо попыток придать познанию абстрактный характер, то есть попытаться выделить в тех или иных явлениях их главные, сущностные качества и свойства. При этом в мифах человек пытался дать объяснение абсолютно всему, что его окружало, в том числе себе самому. В то же время следует отметить, что мифологическое мировоззрение, в отличие от тех же обыденных знаний о предметах, представляет собой достаточно стройную систему, где каждый миф занимает собственное, четко определенное место.

Мифологическое мировоззрение.

Философия как разновидность мировоззрения.

Чтобы подступиться к изучению философии, необходимо иметь представление о том, что такое мировоззрение. Мировоззрение в самом широком смысле слова - это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Оно является социально-историческим явлением, возникающим с появлением человечества, и отражает именно человеческий, а не природный способ существования. Мировоззрение - это та опосредующая природу призма, через которую человек смотрит на мир. Оно выкристаллизовывается в культуре, которую называют вторым домом человека, является ее частью, выражает ее суть. Вначале обобщенные взгляды на мир формируются за счет жизненного опыта и здравого смысла, потом - веры в Бога, а затем опираются на разум, логику. В то же время в мировоззрении современного человека присутствует сплав различных компонентов. Зачем человеку мировоззрение? Дело в том, что в отличие от животного, у человека есть необходимость целостного представления и осознания мира, в котором он живет, а также своей роли в этом мире. Только так он может ставить цели и осуществлять их. Например, осознавая причины мирового финансового кризиса или глобальных проблем, можно создать проекты их решения. В истории человечества выделяют три исторических типа мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение.

Миф - это исторически первая форма мировоззрения, присущая первобытному обществу и ранним этапам развития цивилизационных обществ. Ее основу составляет собрание мифов (греческих, японских, бушменских и пр.). Мифология - это своеобразный архаичный способ понимания природы, общества и человека, характерный для ранних этапов человеческой истории. В отсутствие науки, философии человек объяснял мир через присущую той или иной культуре систему мифов. Структурно все мифы универсальны и похожи, так как основываются на чувствах и переживаниях. Черты мифологического мировоззрения:

1. Синкретизм - нерасчлененность, слитность человека с природой, невыделенность его Я и не противопоставленность всему сущему (камню, дереву, животному и пр.).

2. Миф основывается не на логике и разуме, а на глубинных чувствах, переживаниях (вот почему все мифы мира очень похожи).

3. Смысл в мифе выражается в образах за счет ассоциативного мышления (например, гром ассоциируется с гневом богов, потому что вызывает страх и ужас).

4. Очеловечивание, одушевление природы (анимизм, гилозоизм). Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - первичная форма верования в души и духов. Гилозоизм – (от греч. ὕλη - материя и ζωή - жизнь) - философское учение о всеобщей одушевленности материи.

5. Мистика и магия - нерациональные способы связи и управления людьми, природой и всем Космосом. Все в мире пронизано мистическими связями, их разрушение вызывает индивидуальные и коллективные проблемы (засуха, болезнь, смерть, голод). Магическое действие и обряды призваны восстановить утраченные связи. Магия - это архаичная естественная практика управления природой и человеком.

2) Религиозное мировоззрение.

Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) - специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного (трансцендентного) Бога или богов.

Черты религиозного мировоззрения:

1) Выделенность человека из природы через связь с духовным миром (Богом).

2) Мистичность (обряды и культы религии мистичны, например, в обряде причастия через хлеб и вино человек причащается к телу и крови Христа).

3) Разум занимает подчиненное положение по отношению к вере, вера нелогична, внерациональна (например, в Троице Бог один, но в то же время представлен в трех ипостасях, что нарушает логический закон тождества).

4) В центр ставится поиск спасения, обретения высших ценностей, утверждается вечная жизнь после смерти.

Существуют разные типы религий, их можно разделить на политеистические , где существует множество богов (индуизм, джайнизм, синтоизм, даосизм и др.), и монотеистические , где существует единый Бог (иудаизм, христианство, ислам). Политеистические религии во многом содержат в себе черты мифологии, а монотеистические, открывшие Бога как трансцендентное начало (сверхъестественное, сверхсущее, потустороннее), являются принципиально новым типом мировоззрения.

3) Философское мировоззрение.

Философия как мировоззрение возникает позже мифа и религии, тем не менее, унаследовав от них всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Философия (от греч. φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость) - высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение, построенное на логической реконструкции действительности. Философия выступает как вершина мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое мировоззрение. Мифология – это универсальная, ещё не расчленённая (синкретическая), единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного (доисторического) общества.

Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества, и состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремёсел, которые передаются через поколения.

Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщённым отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества.

Мифы (греч. ̶ повествование, сказание ), были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и были ещё не способны выделить себя из окружающей среды. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах, в которых в художественной форме объяснялось устройство Космоса, Вселенной, мира, природы и судьбы человечества. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, в которых заключено духовное богатство и мудрость народов.

Миф, как он существовал в первобытной общине, т.е. в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определённых общественных установок, для санкционирования определённого типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.



Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.

2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями.

5. Объяснение происхождения Вселенной, Земли и человека:

̶ объяснение природных явлений;

̶ жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения (зачатки эмпирических знаний древних людей);

̶ вопросы чести, долга, этики и нравственности.

В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

1) диахронический (рассказ о прошлом) и

2) синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа носителю мифа представляется в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифы выступали и выступают важным стабилизирующим фактором общественной жизни. Кроме этого, значение мифов (в том числе и современных) состоит в том, что они устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни.

Именно из мифов выделились со временем и религия и философия: систематизация фантазий привела к возникновению религии, а систематизация знаний ̶ философии.

Религиозное мировоззрение

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия освещает те же вопросы, что и миф.

Характерные черты религии:

̶ преобладание чувственного мировосприятия;

̶ «вера» возводится в принцип;

̶ система догматов;

̶ разум занимает подчинённое положение (кредо религии: «не думай, а верь»).

Уже на ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На базе присутствовавших в мифах фантастических верований и ритуалов зарождается религия (точнее религии), которая также выступает как один из социально-исторического типов мировоззрения, сосуществующих с философией на протяжении многих веков. Представляя собой специфическую форму отражения действительности, религия до сих пор остаётся значительной социально-организованной и организующей силой в мире.

Религию нельзя понимать упрощённо или вульгарно, например, как систему «невежественных» представлений о мире и человеке. Религия – это сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогли развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей. Так, например, незыблемой основой христианской морали является труд, который понимается как сотрудничество с богом, а кто не трудится, тот не христианин. Религия внесла огромный вклад в процесс сознания актуальной во все времена идеи единства человеческого рода и непреходящего значения высоких нравственных норм в жизни людей.

Религия – это мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общности, которые определяются верой в существование некоего Высшего Начала. Это вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Религиозное сознание – это признание реального присутствия в жизни человека, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего Начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и существование человека.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что способом существования религиозного сознания является вера (более подробно речь о вере пойдет в теме «Философский образ знания»).

Специфика религии обусловливается тем, что основным ее элементом является культовая система , т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступая в качестве её содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения . И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочивания и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Необходимо помнить, что мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер . Его мировоззренческие конструкции вступают в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов .

Философское мировоззрение

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объём позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождавшейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высшую ступень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

̶ философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымы- сле);

̶ философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);

̶ философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

̶ философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории.

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения:

- Космоцентризм – это философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

- Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе).

- Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

Исторически появляется форма теоретического характера постижения мира, на смену символа приходит Логос разум . Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения , связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам . В отличие от религии философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, рациональности. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, это одна из форм человеческой культуры. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер . И этот момент существенно сближает философию и науку. Начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. В европейской культуре этот процесс происходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опосредованную связь.

Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее чётко зафиксирован в системе Аристотеля (IV в. до н. э.).

Второй этап – XVI-XVII вв., когда наука формируется как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные (эмпирические) методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., ̶ философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более чётко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира даёт мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперёд, правильно ставить и решать свои проблемы. Поэтому характерным признаком философского способа освоения действительности является универсализм . На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло своё выражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек .

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы.

В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, Бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

По Традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня Бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «Бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

Антропоморфность
— рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.


Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и Боги в виде особых людей.

Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров , что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

Апелляция к прецеденту в объяснении событий , определяющих современный порядок вещей. Например: "человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества", "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у Богов Прометеем" и т. д.

Антиисторичность . Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство , буддизм , ислам - мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур.

Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов.

Религиозное мировоззрение помогает человеку в тяжелые минуты жизни и дает ответы на его вопросы о жизни и смерти и т. п.

Причины возникновения:

Недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;

Развитие способности человека к абстрактному мышлению;

Усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами.

Выделим такие:

В религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;

Мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.

В религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

Особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;

Если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

Существуют различные подходы философов к существованию Бога:

Пантеизм - Бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней;

Теизм - Бог создал мир и продолжает в нём свою активность;

Деизм - Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;

Атеизм - отрицание веры в существование Богов.

Особенности:

Абсолютное существование в Бога/Богов или что-то сверхъестественное;

Религия опирается на вероучения;

Системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)

Имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;

Различает естественное и противоестественное;

Вера в сверх силу (Бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;

Основанием мира является дух, идея;

Для религии главным является достижение единства человека с Богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.

Особенности мифологического мировоззрения

    Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.

Мифы - древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев - многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением.

    Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.

    Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой "Илиаде", индийской "Рамаяне", карело-финской "Калевале" и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде "живут" образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли - анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, - своего рода "художественную религию", полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.

    Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных

    Миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

С его помощью осуществлялась связь "времен" - прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.