Приметы и суеверия. День буждения лешего Когда просыпается леший


ЗАКОНЧИЛСЯ (КВЕТЕНЬ)апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший - хранитель леса.


Н екоторые лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано.Л еший — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя , и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».
Л еший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Л ешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

П о польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч , либо сова , либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Леший в народном календаре

В народном месяцеслове 24 марта Леший, разгневанный народными гуляньями накануне, встречается с лесным зверьём, осматривает их и залечивает их раны после зимы. Лучше не беспокоить его и в лес в этот день не заглядывать.

«К упальская ночь» на 24 июня считается временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и Леший. А в ночь под «Агафона Огуменника» (4 сентября ), по-поверью, Лешие выходят из леса в поле, бегают по деревням и сёлам, раскидывают снопы по гумнам и вообще творят всякие бесчинства. Для охраны гумен поселяне ранее выходили к загородям, вооружёнными кочергой с тулупами, вывороченными наизнанку.

Т акже особым «срочным днём» Лешего считается 27 сентября (Воздвижение ), день, когда Лешаки сгоняют в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути в это время опасно. «На Ерофея» же, - как считают крестьяне, — «Лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября ) дух проваливается под землю (вырывая её на семь пядей), где зимует до весны, но перед зимовкой Лешие беснуются, «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, разгоняют зверей по норам и свирепствует. Ведающие русские мужики и бабы в этот день в лес не ходят: «Леший — не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя». Впрочем, не все Лешие исчезают на зиму; в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги.

Нрав Лешего

О тношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом. От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина , которое клали на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречались обращения и к лешему. На знакомство с лешим отваживаются одни колдуны. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Выдает свое присутствие «уканьем». При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе. Часто ворует себе в жёны девушек. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что, как правило, детей от леших рожали редко. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег. Случается, что леший подходит к кострам дроворубов погреться, хотя в этих случаях имеет обыкновение прятать своё лицо от огня.

П од властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Поэтому охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. В Читинской области в XIX веке со слов стариков фольклористами был записан совет о нежелательности ночлега на лесных тропах, поскольку невдалеке кто-то закричит, засвистит и зазвенят колокольчики. Если же разведён костёр, то леший может прибежать и всё разбросать. При этом лучше бежать от этого места со всех ног.

Л юбимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевурнуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская „свистопляска", против которой в древности выступала Православная Церковь , берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена.

Л ешему приписывается также похищение детей:

Но всюду ви́сел на пути, и злы проказы лешего!

Угонит зверя — не найти, в капканы крыс навешает.

А сколько он детей унёс к себе за волок Кайский!

Не от дождей, от горьких слёз промок весь край прикамский.

Л ешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном.Для язычника никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печется и заботится о них. Христианство вытеснило язычество, но ассимилировало в себя многие верования. У каждого существа, живущего на земле, оказался свой ангел. Так появились ангелы, отвечающие за снег, дождь, град, зной, мороз... Список можно продолжать до бесконечности. Мир вокруг нас населен: в лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях - полевые; есть и хозяева "помельче": луговики (живущие на лугах), кустницы (маленькие духи, обитающие в кустах), колодезники (хозяева колодцев), подгрибовники или боровики (опекающие грибное царство). Все существа, не относящиеся к миру "людскому" оказываются отнесенными к миру "иному", "потустороннему", и вызывают у человека страх, реже — юбопытство. Но подобное же отношение вызывают и люди у обитателей потустороннего мира: люди не ценят и не слушают природу, живут лишь сиюминутными прихотями, не заботясь о том, что вне их. Лес и тянул, и пугал человека. Всегда находились те, кто боялся, даже живя поблизости от леса, входить в него, но были и люди, которые в лесу себя чувствовали как дома, и договаривались с лесными обитателями, живя с ними в ладу. Лес представлялся огромным, непонятным живым организмом, где обитают духи, где могли находить приют умершие, и куда отправлялись в деревенских заговорах болезни. У лесного хозяина много имен: лесовик, лешок, лешак, лисун, лесной дедушка, лес праведный, диконький мужичок, пущевик, волчий пастырь. В народе верили, что лешими становятся проклятые люди, дети-подменыши и покойники, умершие "неправильной" смертью, а также ангелы, которые, будучи с небес низвергнуты на землю, упали в леса. Живут лешие в глуши, подальше от людей, в заброшенных избушках и вывернутых из земли корягах. Но случается и такое, что лешие селятся целыми в лесу деревнями, строят себе просторные дома, обзаводятся женами-лисунками и детьми. Обычно леший хозяйничает безраздельно во всем лесу, но если лес оказывается большим, то тогда появляется старший леший — лесничий, и ему подчиняются лесовики, боровики, моховики и прочие лешаки рангом помельче. Охраняет леший лесное зверье, распоряжается волками, часто выпасая их как овец. Он перегоняет с места на место зайцев, белок, полевок. В деревнях существовало поверье, что если случается большое "переселение" животных — то это один леший другому проиграл их, и теперь перегоняет в другой лес. Одной из особенностей лешака — способность менять свой рост, он может превратить в крохотное создание, прячущееся в траве, может — стать вровень с человеком, а может и вырасти до верхушек самых старых деревьев. Когда леший идет, поблизости от него возникает сильный ветер, шумят деревья. Привычная для человека ткань мира дрожит, когда рядом оказывается существо, умеющее передвигаться между мирами. Леший может выглядеть как обычный человек, лишь какие-нибудь детали указывают на его необычность, а вернее, на принадлежность к миру духов. Например, у лешего могут быть перепутаны правый и левый сапоги, на голове нахлобучен медный колпак и т.д. (чаще всего у лешего перепутана обувь или неправильно запахнута одежда с левой на правую сторону, в то время как "нормальные" люди носят наоборот). Нет у него на лице бровей и ресниц, глаза белые или свинцово-синие, и кровь у лешего синяя. Однако, в таком виде его можно встретить крайне редко. Он предпочитает надевать на себя личину хорошего знакомого, причем ему все равно принять ему облик мужчины или женщины, старика или юноши. Правда, лесной хозяин предпочитает носить одежду лишь четырех цветов: белую, красную, черную и зеленую. Будучи духом, леший легко меняет свою форму, превращаясь и в человека, и в зверя, и в птицу, и в дерево, чаще старое, корявое, поэтому-то его иногда видят как старика, обросшего еловой корой. Лисунки же выглядят похоже. Они длинноволосы и длинногруды — для того, чтобы свободно ходить и бегать они вынуждены закидывать груди за плечи. Впрочем, за услуги, которые иногда им оказывают деревенские жители (например, починить сломанную вещь), лисунки награждают древесной корой или угольями, которые затем превращаются в золото и самоцветы. Лешие любят блуждать по лесу, качаться на ветвях деревьев; появляясь то здесь, то там, они свищут, хохочут, хлопают в ладоши, громко кричат на разные голоса: и ржут лошадью, и мычат коровой, и лают, и мяукают… Если бродить по лесу, то зайдя глубоко-глубоко, туда, куда люди не ходят, можно наткнуться на огромного, заросшего мхом лешего. По ночам лешие уходят спать в лесные сторожки, заранее задумывая, в которой они остановятся следующей ночью. Если незадачливый путник займет выбранную лешим избушку — ему несдобровать. Лесной хозяин приложит все усилия, чтобы выпроводить нежданного "гостя": ветер будет шатать кровлю, распахивать дверь, а в лесу поднимется страшный ветер… Если человек не поймет этих предупреждений, будет и того хуже: он заблудится в лесу или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим. Леший оберегает лес от напастей, часто — от людей, отсюда страшные истории, про то, как голову заморачивает и с дороги сбивает. Но лес — его территория, его дом, а поэтому лучше всегда быть вежливым, входя в него, чтобы ненароком не обидеть лесного хозяина. В лесу лучше никогда не кричать, чтобы не тревожить обитающих в нем духов. Леший не любит крика, он может сам легко обернуться лесным эхом, знакомым голосом из чащобы, птичьим пересвистом, за которым не услышишь людей. Еще больше раздражает лешего свист, звук которого подобен для него воздействию высоких частот на человека (вызывает раздражение, беспокойство, панику). За свист в лесу леший может самолично отправиться к дому свистуна и перебить все стекла — чтобы в другой раз неповадно было досаждать лесному хозяину. Недовольство лешего может выражаться и насылании на нарушившего покой леса болезни, и во внезапном страхе, и во внезапном помешательстве. Если человек из-за шуток лешего теряет дорогу из леса, он проваливается в иной мир, и может в нем остаться навсегда. Чтобы вернуться домой, надо перевернуть все в мире "с ног на голову", изменить привычные понятия, которые уже не спасают, согласиться ступить на пути "иного" мира… Тогда леший принимает тебя за своего и отпускает. Люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, выворачивали стельки, поворачивали шапку задом наперед, пытались читать молитвы. Но лешие никогда не обижали маленьких детей, волею случая или по проклятию родителей оказавшихся во владениях лесного хозяина. Дети, чаще всего, видят оба мира, и поэтому они "родственны" и людям, и духам. Скорее всего, лешие, мороча голову и путая следы, могли увести человека из мира реального в параллельный мир или же сопределье, где все почти такое же, как дома, но родной деревни может не существовать и т.п. Считается, что то, что принадлежит лешему, окружается невидимой стеной, "закрывает", перетаскивая в "иной" мир, и лишь колдун может увидеть, где находятся пропавшие животные или вещи. Чтобы найти потерянную животину нужно выйти не оглядываясь на перекресток лесной дороги, оставить на нем два яйца и спросить первого попавшегося человека (который и будет лешим) — где искать пропажу. Страх — страхом, но с лешим можно договориться. Например, охотники и те, кто ходит лесными дорогами, заключают "договор" с лешим, чтобы дичь шла в силки, тропа не плутала, и никто не пугал ночами во время сна. Правда, договор двусторонний, и чтится обеими сторонами. У лешего можно и просто попросить: если он не озлоблен на весь белый свет, и на людей в частности, то он и к грибному месту выведет, и дорогу найти поможет. На поклон лесному хозяину приносят краюху хлеба (или блины), табачный лист, оставляют первый весенний улов. Договаривались с лешими и пастухи, пасшие скотину в лесу, хотя условия, на которых договор заключался, могли быть странными. Так, леший обязывался (за пару крашеных яиц или же одну корову) сам пасти скотину, а пастух — не стричься, не собирать грибов, не здороваться ни с кем за руку, не спать с женой, не перелезать через изгородь (нужное подчеркнуть). За нарушение договора леший мог сурово покарать, а то и искалечить охотника или пастуха, но мог и простить, если его успевали задобрить подарками. Лешие бродят по лесу ночью, а днем спят. 23 апреля по ст. стилю день весеннего Юрия (или Георгия, который также носит имя волчьего пастыря) считался в западных областях России праздником лешего, во время которого лесному хозяину приносились жертвы, чтобы все лето он оберегал скотину от волков. Иногда, когда летом вдруг разыгрывается сильная буря, считается, что это лешие играют свадьбы. На зиму лешие уходят в иной мир. Перед своим уходом они неистовствуют, ломают деревья, загоняя предварительно зверей по норам. В день их ухода почти всегда дует страшный ветер. В ином мире лешие спят в темных подземельях, успокаиваясь до весеннего пробуждения. Оберегами от лешего служат соль и огонь, а также круг, очерченный осиновой палкой или ножом, а также кусочек липовой ветки, очищенной от коры. (Липа почиталась священным и счастливым деревом, живущим рядом с человеком и связанной с ним. Древесина липы использовалась для высекания "живого" огня, с помощью которого обновляли каждый год огонь в домашних очагах.). Также считалось, что леший боится обгорелых головешек и железа. Если при встрече с лешими молитва не помогает, лучше всего грязно-матерно браниться. Впрочем, не любят лешие домовых (и предметы или животных, с ним связанные), которые живут рядом с людьми, помогая им по хозяйству.

Поведение в лесу
Поведение у воды

Поведение в лесу

Лес - «чужое» пространство. Такое отношение к лесу русского крестьянина вызвано тем, что земледелие было подсечным. Отчужденность лесного пространства подчеркивалась эпитетами: густой, непроходимый, темный, дремучий. Лес населен как вредоносными персонажами, так и помощниками человека. В Троицкое воскресенье лес считался именинником, его нельзя ни ломать, ни рубить, кроме одной обрядовой березки.

Леший - хозяин зверей и леса в целом. Леший представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. Эхо в лесу считалось криком Лешего. Он может отзываться на человеческое пение своими заунывными песнями.

Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает.

По поверьям, заблудившийся должен вывернуть одежду и белье, или надеть обувь не на ту ногу, или снять обувь и перевернуть в ней стельки наоборот. Тогда при ходьбе ноги пойдут в сторону, противоположную той, куда направляет Леший, и человек выйдет на правильную дорогу. Более всего оберегались от потехи Лешего 22 августа. Но он может и помогать человеку, предупреждать об опасности, отгонять с места, на которое падает дерево, вывести заблудившегося человека из леса, пасти скот при соответствующем договоре с пастухом и даже нянчить потерянного (оставленного на покосе) ребенка. Леший - повелитель зверей. Любимцем является прислуживающий ему медведь. 14 сентября Леший сгоняет в одно место все подвластное ему зверье и устраивает смотр перед наступающей зимой. В этот день крестьяне в лес не ходили. Опасались ходить и 4 октября, когда Леший бесится перед тем, как пропасть или замереть на зиму, ломает деревья, гоняет зверей. С первыми морозами он проваливается под землю.

Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть - лес на кварталы делят, где кому хозяйничать.

Звижнев день - 25 сентября. Нельзя в лес ходить, собираются все звери, особенно змеи. 25 марта змеи выползают из-под земли «на юрьеву росу», 30 мая у змей свой праздник. Они собираются вместе на змеиную свадьбу. В этот день встречи с ними особенно опасны. 20 июля (Перунов день) змеи выходят из своих нор и ползают по лугам и лесам.

Охотники, кто в лес ходит, когда надо ночь в лесу переночевать - спрашивают у Хозяина: «Пусти, Хозяин, не век вековать, А одну ночь ночевать». Так три раза скажут, и спать укладываются. А то если не сказать, бывает, Хозяин пихнет что-нибудь в огонь, напугает или еще что.

Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься:

«Хозяин и хозяюшка,
Хозяйские малые детушки.
Нам не век вековать.
Одну ночь ночевать».

Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать.

Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо.

Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь.

Змей убивать и ловить нельзя, змеи добро приводят. Говорят, если змею за хвост стряхнуть - не укусит и не уползет никуда.

Поведение у воды

Вода - это граница между мирами: небом, землей, потусторонним миром. Очистительные омовения сопровождали рождение человека, его свадьбу и смерть. Преодоление водной стихии как границы между жизнью и смертью. Ритуальное омовение было свидетельством «второго» рождения и в этом смысле перешло в христианскую символику крещения как духовного рождения человека. Ритуальное омовение считалось обязательным каждый второй день весенних и летних празднеств. Известно также купание в крещенских прорубях после ряженья на Святках. Особое значение купанию придавали накануне и в день Купалы. Наиболее животворящей считалась небесная вода. Люди спешили умыться в речной воде в то время, когда реки начинали очищаться ото льда.

Но старались особенно не беспокоить, в нее не бросали камни, палки, мусор. Лечебные свойства приписывались ключевой воде, а также воде, взятой из горного источника, так как происхождением своим ключи, родники обязаны «ударам молнии в землю или камень».

И все же вода не так чиста, как огонь, так как в ней может водиться нечистая сила. Чтобы этого не случилось, русские не оставляли открытыми сосуды с водой, особенно на ночь, а пустые сосуды для воды держали перевернутыми. Вода играла роль передатчика магической силы в чародействе, и «наговоренной» водой пытались вылечить человека или принести ему вред. Соединение в воде губительных и живительных начал нашло отражение в представлениях о живой и мертвой воде.

Водяной - персонаж, воплощающий стихию воды. Как обитатель водоемов Водяной считался повелителем рыб. Он может привлекать в свои воды рыбу из чужих рек и озер. В рассказах о встречах с Водяным говорилось, что люди видели его плывущим на чурбане или коряге: он сидит голый, весь в тине, на голове высокая шапка, свитая из зеленой куги (безлистных растений), и вокруг тела зеленый пояс из той же травы.

С Водяным связаны разнообразные обряды. Он считался именинником в день Купалы, празднование которого сопровождалось жертвоприношениями, играми, песнями, обливанием водой, купанием. По-своему чтили Водяного рыбаки, мельники, пасечники, опасаясь, что он может разбушеваться и порвать сети, распутать рыбу разрушить мельничную плотину, затопить ульи. Рыбаки спешили угостить Водяного, когда он просыпается от зимней спячки: начинает ломать лед и мучить рыбу. Если в три дня (Водяной обычно просыпается 30 апреля) рыбаки не успевали с угощением, то лишались удачного лова на весь сезон.

Одной из главных рек России всегда была и есть Волга, с которой связаны различные сюжеты. В преданиях Волга выглядит непокорной рекой. Когда Иван Грозный вел свое войско через нее, на Волге поднялись высокие валы. Царь призвал палача, который трижды ударил по ней кнутом, «чтобы не бунтовала против царской рати». От этого из нее брызнула кровь и образовались три кровавых рубца, которые видно и по сей день, особенно летним вечером, если взглянуть, против солнца, когда оно закатывается за горы. На речке надо говорить: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».

Вода спит ночью везде, хоть в реке, хоть в озере.

Ночью водичка-матушка спит, нельзя водичку шевелить.

Худо будет, если не вовремя ходят за водой.

Купаться нельзя ночью. Водичке надо отдыхать. В Петров день нельзя было купаться - чертушка утащит.

Опусти ртуть в колодец - вода уйдет.

Из всей существующей нежити леший является самой загадочной нечистой силой. Он может принимать абсолютно разные образы, связанные с лесом. Представление о лешем многозначно - это одновременно и многоликий дух, и растение, и животное и человек. В основном преобладает антропоморфный образ, то есть леший может выглядеть как обычный человек, а может как гигант.

Не подготовленный к общению с дикой природой человек в лесу чувствует себя не уютно. Многие вообще ощущают необъяснимую тревогу и животный страх, сумрак даже в ясный день, скрип вековых разлапистых елей, шорохи кустов, вскрики неведомых существ, неожиданная потеря ориентации в пространстве и какое-то постоянное чувство чужого взгляда. Не зря говорят - лес живой! И он внимательно следит за непрошеным гостем. Никогда не ставьте лешему капканы, ибо это может сильно разгневать его.

Вот вы бывали в лесу. И наверняка сталкивались со странным явлением, когда вдруг вы сбивались с дороги и все время возвращались на одно и то же место. И это бывает даже в знакомых местах. А уж в незнакомых сплошь и рядом. Вот это и называется «леший водит».

В лесопарковой зоне дачного поселка Ильинка местные грибники замечали некий субъект напоминающий огромного снежного человека. А в Малаховке наоборот - карлика.

Зачастую леший предстает перед людьми в виде соседа, родственника или просто знакомого, причем обман раскрывается лишь по возвращении домой, когда становится известно, что встреченный в лесу знакомый в это время находился, совсем в другом месте. Часто лешего представляют как старичка с длинными седыми волосами и бородой. В человеческом обличии леший всегда стремится скрыть свое лицо и не смотреть в глаза собеседника. Те, кто случайно сталкивались с лешим, отмечали у него отсутствие ресниц и бровей, а иногда даже ноздрей или одного глаза, или уха, а также отсутствие тени.

Но происходил ли контакт с лесным духом понять в состоянии стресса способен далеко не каждый. Мало ли кто или что маячит впереди в густых зарослях. При этом у лешего есть свои особые признаки.

Леший функционирует не всегда, а только в определенное время года более или менее теплое. И засыпает он в октябре сразу после Покрова на 4 день, то есть 4 октября. Он ломает перед этим деревья, буйствует. Опасно ходить в это время в лес, так как деревом может зашибить. В это время леший непредсказуем и бесконтролен. А просыпается он на Василия Парийского, по-новому это 25 апреля.

На самом деле увидеть лешего почти невозможно. Если повезет, то заметить можно, лишь только боковым зрением или как считали раньше деревенские жители - через ухо коня. Но чаще всего леший проявляет себя звуком: о его присутствии, например, говорит громкий хохот, которым он пугает встречного человека. Хозяин леса часто подражает голосам животных от медвежьего рева до камаринного писка. Леший может предстать в маске любого лесного существа. Он как бы охраняет природу. И если вы любите природу ничего не ломаете и ведете себя вполне прилично - леший вам не страшен. Он не любит лихих и злых людей. Одним словом - это лесничий. Лесник, который живет в лесу и охраняет свой лес. Это дух леса. Ведь лес тоже живой - это живой организм, у которого есть свой дух, которого мы называем лешим.


Наступил апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший – хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.

Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.

В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса - Святибору , которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя - дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным – почти до неба -
или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…

Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох – палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея – 17 октября , по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку – проваливаются под землю.

Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые , зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть – он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми . Даже в поля редко забредает, там свой хозяин – Полевик . В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.

Нет-нет - да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в , из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…

В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.

В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.

По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) . Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.

Слышали, что 4 октября проводы Лешего? Готовите подарки лесному духу, хотите нынче его уважить? Как собираетесь подарки отдавать, неужто, в самую гущу леса зайдете? На Севере ведают – нельзя в день проводов Лешего заходить дальше улеска, опушки леса.

Быличка первая: о страшном духе лесном

Шёл бы ты в лес, да там и исчез – такое проклятье на Севере ещё помнят, сильно оно встарь человека пугало. Лес силен, страшен, а без леса нельзя. Лес кормит, поит, одевает. Только до самых проводов Лешего правит там хозяин лесной.

Поднялись леса темные от земли до неба. Деревья плотной стеной стоят, меж ними кустики пониже притаились, коли нет тропинки - по лесу не пройти. В лесу даже днем темно, солнышка почти не видно, только светлы ягодные полянки лучами солнца освещены, теплом согреты.

Правит лесом хозяин лесной, дядька-Леший. Без его ведома ни одна шишка с дерева не упадет, ни одна ягодка не созреет. Нрав суровый у северного Лешего, не то что у Домовых, что ближе к людям живут. До осеннего прощания с Лешим ходят в чащу лесную только с разрешения хозяина. Иначе жди беды: запутает Лесовик, заведет в топкое болото, не даст из леса выйти.

Чтобы умаслить Лесовика брали в лес подарочки: пару яиц вареных, горбушку хлеба, соль, яркую ленточку из косы. В подарок Лешему стараются выбрать то, что не в лесу найдено: не дело владельцу леса его же богатства в дар возвращать.

Густые северные леса, в которых родились былички о Лешем

Быличка вторая: как вызвать Лешего на помощь

Сказывают, на глаза путникам Леший редко является. Иногда видят Лесовика вдали – большой, равняется с самыми высокими деревьями, а по лесу идёт не гнет и травинки. Иногда Леший ростом с малый листок становится, подле человека прячется, наблюдает, не чинят ли вреда лесу.

Сказывают, можно Лешего в облике людском встретить: одежду носит на изнанку, правый лапоть на левую ногу надет, левый – на правую, глаза сверкают зеленым или желтым огнем. Коли не получается выбраться из леса, переоденься подобно его хозяину: одежку выверни, коли не один в лесу – обменяйся одеждой с товарищами, обувь поменяй с одной ноги на другую. Тогда дядька-Леший тебя к людям выведет сам или с помощью подручных лесных зверей.

Сказывают, есть и особая поговорка, которую Леший любит: «Шёл. Нашёл. Потерял». Коли в лесу в беду попадешь – слова заветные повторяй, тогда дядька-Леший в обиду не даст. Особо смелые парни на берёзу старую забираются, кричат оттуда трижды: «Царь лесной, всем зверям батько, явись сюда!». Сказывают, является на зов Леший в человеческом облике, ни в одной просьбе не откажет тому, кто позвал его.

Ведают на Севере, что есть один день в году, когда нельзя Лешего призвать на помощь или договориться с лесным духом. Приходится тот день на 4 октября. Проводы Лешего нынче, после лесной дух должен будет уснуть, покинуть землю до весны. Потому сегодня лютует лесной хозяин, не желает уходить.

Пенёк или Леший, наблюдающий за людьми?

Быличка третья: как бабушки наши на проводы Лешего приходили

В день, когда с Лешим прощаются, стараются дальше двора не выходить, детей без пригляда даже за дверь горницы не пускают. Полезно обратиться нынче к Домовому с просьбой семью от духов лесных оградить: когда Леший осенью лютует, сказывают, даже в деревню иногда заглядывает, хотя в другое время старается не встречаться с Домовым, Дворовым и Банником.

Подарки лесному духу относят на опушку заранее, на вечерней зоре 3 октября да к закату солнышка стараются уж на двор вернуться. Коли в день прощания с Лешим услышишь со стороны леса крик или плачь – ничему не верь. Коли выйдет из леса девица или ребенок, попросит в избу впустить, обогреть – двери не открывай. Все деревенские люди во время проводов Лешего со двора не выходят, только духи лесные могут со стороны опушки в деревню прийти.

В день проводов Лешего не выпускали со двора детей, чтобы лесные духи не увели их

Так нужно ли устраивать проводы Лешего?

Напугали вас сказками о лесном духе? Дядька-Леший не то, что добрый Домовой, осторожа с ним надобна. Обряд прощания с Лешим провести – дело доброе, но надобно о себе во время обряда позаботиться.

Коли хочется лесного хозяина уважить, идите с дарами к Лешему 1-3 октября. Идти лучше днём, не на закате солнышка, на вечерней зоре обряд проводов Лешего только ведающие проводят. В сам день проводов Лешего в лесу не появляйтесь, да и в парках лучше не гулять. Так прощание с Лешим честь по чести проведете, и волноваться не придется о том, чем закончится встреча с лесным хозяином.

А чтобы не бояться Лешего, ! В них поведаем о том, что Леший только раз в году лютует, а в остальное время добр к тем, кто уважает его.