«Герой нашего времени» (Роман) Пересказ

Роман «Герой нашего времени» - одно из значительнейших творений М.Ю. Лермонтова. Композиционное своеобразие произведения таково, что каждая глава и ее расположение в повествовании заключают в себе определенное значение для раскрытия образа главного героя. И открывает роман глава «Бэла» Лермонтова, краткое содержание которой мы и рассмотрим.

Роман «Герой нашего времени»

Издавался роман по частям. Первой увидела свет глава «Бэла», опубликованная в журнале «Отечественные записки» (1839 год). Затем вышли «Фаталист» и «Тамань». Новое произведение Михаила Юрьевича было неоднозначно воспринято критикой. Белинский и его сторонники открыто восхищались романом, однако были те, кто находил в жестокую карикатуру на современное общество. Единственный персонаж, который не вызывал протестов у оппозиции, - Максим Максимыч. Именно его первоначально принял за «героя нашего времени» Николай I и был сильно раздосадован, поняв, что ошибся. Эта полемика заставила Лермонтова написать предисловие к следующему изданию романа, где он опровергает мнение об иронии и насмешках над современностью.

В статье мы рассмотрим не весь роман, а только первую главу - «Бэла» (Лермонтова), краткое содержание ее и анализ.

Своеобразие композиции романа

Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.

Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.

Лермонтов. «Герой нашего времени». Герои главы «Бэла»

Каковы же персонажи первой главы? Основные ее герои следующие:

  • рассказчик,
  • Максим Максимыч - штабс-капитан,
  • Печорин,
  • Бэла - княжна,
  • Казбич - разбойник,
  • Азамат - сын князя.

«Бэла» Лермонтова: краткое содержание. Знакомство

На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец - человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.

Рассказ Максима Максимыча

Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Максима Максимыча можно начать с поездки Печорина и штабс-капитана на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома - Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.

Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня.

Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом.

Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя.

Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы.

Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел - причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.

Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом.

Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.

Анализ главы

Анализ литературного произведения позволяет раскрыть все его смысловые грани. Особенно интересно рассматривать тексты, подобные роману «Герой нашего времени». Глава «Бэла» повествует о любви Печорина и Бэлы, черкесской княжны. Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства.

Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства.

Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла, анализ образа которой весьма примечателен, воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.

Бэла

Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе.

Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!»

Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.

Бэла и Печорин

Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) - роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам.

История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии.

Вывод

Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки.

“Герой нашего времени” был написан в 1838-1840 гг. В 1838 г. писатель находился в ссылке на Кавказе, где и родилась идея романа. Затем произведение издавалось частями в журнале “Отечественные записки”, и, видя интерес читателей, автор объединил отдельные главы в один большой роман.

Кроме того, у читателей возник ряд вопросов, и в связи с этим в издании 1841 г. появилось предисловие, дающее ответы на них.

Если вы школьник или студент и изучаете роман Лермонтова “Герой нашего времени”, краткое содержание произведения поможет вам в минимальные сроки ознакомиться с текстом, понять основные конфликты и творческий замысел автора.

Основные действующие лица романа:

  • Григорий Александрович Печорин - главный герой, царский офицер.
  • Бэла - дочка черкесского князя, возлюбленная Печорина.
  • Княжна Мери - знатная девушка, которая влюбляется в Печорина.
  • Максим Максимыч - штабс-капитан, офицер царской армии. Выступает свидетелем многих коллизий в жизни главного героя и рассказывает о них.
  • Рассказчик - проезжий офицер, который выслушал и записал рассказ о Печорине.

Второстепенные персонажи:

Роман включает в себя пять глав, или небольших повестей:

  1. “Бэла”;
  2. “Максим Максимыч”;
  3. “Тамань”;
  4. “Княжна Мери”;
  5. “Фаталист”.

Глава “Бэла”

Глава начинается с того, что мы встречаемся с рассказчиком. Это русский офицер, путешествующий по Кавказу . Он знакомится с Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Они быстро становятся приятелями. Затем начинается буран, и герои от нечего делать начинают вспоминать различные события своей жизни. Штабс-капитан рассказывает историю о другом офицере - Григории Печорине, с которым был знаком чуть больше четырех лет назад.

Печорин - молодой дворянин, богатый, красивый и статный, и в то же время умный и хорошо образованный человек. Однако несколько смущает характер Печорина: он может скакать на лошади по скалам, как будто совершенно не чувствуя страха, а может, как девица, жаловаться по совершенным пустякам. В то время, о котором идет рассказ, Печорин служил в военной крепости, где комендантом в ту пору был Максим Максимыч.

Через некоторое время капитан заметил, что его подчиненный в глуши тоскует, и, будучи чутким начальником, решил ему помочь. В этот момент он как раз был приглашен на свадьбу: замуж выходила старшая дочь черкесского князя, жившего неподалеку от крепости, который старался поддерживать с офицерами хорошие отношения. Однако у князя была еще и младшая дочь, Бэла, прекрасная и грациозная девушка, которая и приглянулась Печорину.

На свадьбе в помещении становится душно, и капитан выходит на свежий воздух, где случайно становится свидетелем разговора. Азамат, брат Бэлы, и Казбич , черкес с разбойничьей внешностью, разговаривают о коне последнего. Азамат хочет купить коня за любую цену, готов даже украсть для Казбича свою сестру, к которой тот неравнодушен, но Казбич лишь отмахивается от юноши.

Капитан пересказывает этот разговор Печорину, не представляя, какой трагедией это может закончиться. Печорин впоследствии предлагает Азамату аналогичный обмен: тот украдет для него сестру, а офицер, в свою очередь, поспособствует тому, что юноша получит коня Казбича. Азамат выполняет свою часть уговора и привозит Бэлу в крепость. Когда Казбич пригоняет в крепость баранов, Печорин отвлекает его, а Азамат в это время крадет коня Карагеза.

Казбич клянется в мести, и позже в крепость доходят слухи: он убил отца Азамата и Бэлы, так как подозревал, что тот был соучастником в похищении коня.

Бэла же в это время живет у Печорина в крепости. Бережным обращением ему удается покорить ее сердце, но после этого он быстро теряет к ней интерес, из-за чего девушка очень переживает. Пожилой капитан, пытаясь утешить Бэлу, предлагает ей в отсутствие Печорина прогуляться за стенами крепости, где они видят Казбича – тот скачет на коне отца Бэлы.

Через некоторое время Максим Максимыч и Печорин вынуждены уехать, а на обратном пути видят Казбича, везущего какой-то мешок. Они понимают, что в мешке Бэла, и бросаются в погоню, но Казбич ранит ее кинжалом и бросает . Они не успевают его догнать.

Девушку привозят в крепость, где она еще два дня находится в бреду, говорит о любви к Печорину и жалеет, что из-за разной веры они не смогут встретиться в раю. После похорон Максим Максимыч больше не говорит о девушке с подчиненным. Постепенно он начинает думать, что это было лучшим выходом из ситуации: ведь Печорин все равно оставил бы Бэлу, а она не пережила предательства. Впоследствии Григорий Александрович уезжает в Грузию для продолжения службы и больше никаких вестей о себе не подает.

Глава “Максим Максимыч”

Герои расстаются, однако через некоторое время снова встречаются. Штабс-капитан рассказывает, что неожиданно встретил бывшего подчиненного – тот вышел в отставку и теперь едет в Персию. Печорин не стремится к общению с бывшим начальником, проявляет равнодушие и холодность, что очень печалит старого штабс-капитана.

Кроме того, рассказчик видит Печорина лично и передает свои впечатления о нем. Он отмечает красивое, выразительное лицо, которое нравится женщинам, хорошую, без вызова, одежду . Но главное во всем его облике – холодный, тяжелый и проницательный взгляд. Рассказчик также отмечает отсутствие жестикуляции - признак недоверчивости и скрытности.

Старый штабс-капитан видит, что рассказчик заинтересовался личностью Печорина, и передает ему дневник Григория Александровича. После смерти Печорина в возрасте 28 лет рассказчик решает опубликовать некоторые части дневника, прося у читателей снисхождения к личности Григория Александровича: ведь, несмотря на свои пороки, тот был искренен в их описании. Последующие главы романа представляют собой отрывки из дневника Печорина.

Глава “Тамань”

В этой главе Печорин рассказывает о “забавном” приключении, случившемся с ним на Тамани. Приезжая в этот городок, он останавливается на ночлег в доме слепого мальчика, но скоро начинает подозревать, что мальчик что-то скрывает. Ночью он решает проследить за ним и видит, что мальчик встречается с девушкой – Печорин называет ее Ундиной , что значит “русалка”. Они ждут человека по имени Янко, который вскоре появляется, неся какие-то мешки.

Утром Печорин пытается выяснить у слепого, что это были за мешки, однако тот притворяется, что не понимает. Ундина пытается с ним заигрывать, и Печорин делает вид, что поддался. Вечером он идет на свидание, попросив знакомого казака, чтобы тот был начеку и в случае чего пришел на помощь.

Печорин и Ундина садятся в лодку, но вскоре девушка пытается столкнуть его в воду (тот не умеет плавать). Она догадалась, что офицер понял: она, Янко и слепой мальчик – контрабандисты. Чтобы он не донес в полицию, она решает утопить его, однако он сильнее и сбрасывает ее в воду. Она плывет к лодке Янко, который забирает ее на борт, и они пропадают в темноте.

По возвращении Печорин понимает, что слепой мальчик украл все его вещи. Он раздосадован тем, что мог погибнуть, хотя и признает, что эти приключения развлекли его. Утром он навсегда уезжает из Тамани.

Глава “Княжна Мери”

В этой главе Григорий Александрович рассказывает о своей жизни в Кисловодске. Жить там ему очень скучно, он ищет развлечений – и находит их.

В Кисловодске он знакомится с Грушницким – молодым юнкером, пылким юношей, влюбленным в княжну по имени Мери Лиговская. Офицер смеется над чувствами молодого человека, говорит о Мери в его присутствии так, как будто это скаковая лошадь, а не девушка, оценивает ее недостатки и достоинства. Мери же он раздражает, причем ему даже нравится злить девушку: он первым покупает ковер, который она хотела приобрести, позволяет себе неприятные намеки в ее адрес. Грушницкому он пытается доказать, что эта девушка – из породы тех, кто кокетничает со всеми подряд, а замуж выходит по воле маменьки за никчемного человека.

В то же время в городе офицер знакомится с местным доктором Вернером. Это умный, но желчный человек, вокруг которого ходят разнообразные слухи, его даже именуют местным Мефистофелем . Впрочем, такая экзотическая слава нравится доктору, и он поддерживает ее всеми силами. Он предугадывает, что в сложившемся “треугольнике” может произойти драма, однако не слишком об этом распространяется.

В Кисловодск тем временем прибывает Вера - родственница княжны Мери. Когда-то Григорий Александрович был страстно в нее влюблен, да и она сохранила свои чувства к нему. Они встречаются, и перед нами предстает уже совсем другой герой: не злой циник, а живой человек, которому не чужды боль и страдание. Вера уже замужем и не может быть вместе с Григорием ; после встречи с ней он от досады бросается в седло и скачет по горам, почти замучив коня. Случайно встречается с Мери, чем очень ее пугает.

Грушницкий начинает доказывать офицеру, что в доме Лиговских его больше не будут принимать после всех его выходок. Печорин спорит с приятелем, предполагая обратное. Вскоре он идет на бал к Лиговским, где необыкновенно обходителен с Мери, и ее мать приглашает его в свой дом уже как близкого друга.

Теперь Григорий Александрович интересуется Мери как женщиной, но ему до сих пор важна и Вера. Впрочем, на одном из свиданий Вера признается, что смертельно больна – у нее чахотка, и просит позаботиться о ее репутации. Также она добавляет, что всегда понимала и принимала Григория со всеми пороками.

Печорин сходится с Мери и старается сделать так, чтобы она в него влюбилась . Он сам не понимает, зачем ему это нужно: развлечься, позлить Грушницкого, вызвать ревность у Веры? Впрочем, своей цели он достигает. Вера беспокоится. Она просит, чтобы Григорий не женился на Мери, и взамен обещает встретиться с ним ночью. Грушницкий ревнует, отворачивается при появлении Печорина, перестает здороваться с ним.

Самому же Григорию Александровичу скучно с ними всеми. Он ведет себя вызывающе, заставляет Мери плакать, кажется людям безнравственным и безумным. При этом в городе говорят о том, что скоро он сделает ей предложение, княгиня Лиговская ждет от него сватов. А сам он ждет от Мери первого признания. На прогулке он целует девушку в щеку, на следующий день дожидается признания и холодно замечает, что ничего к ней не испытывает. Мери чувствует себя униженной, понимает, что над ней лишь посмеялись.

Описывая эту сцену, Григорий рассуждает о причинах такого своего поведения. Он пишет, что высоко ценит собственную свободу, боится быть благородным, боится показаться смешным окружающим. А еще полагает, что не способен принести никому счастья.

В город приезжает известный фокусник, и на его представлении собираются все, кроме Веры и Мери. Вечером Печорин, переживая за Веру, идет в дом Лиговских, где та проживает. Грушницкий же думает, что у него здесь свидание с Мери, выслеживает офицера и вызывает на дуэль . Секундантами становятся Вернер и еще один драгун.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Перед дуэлью Печорин долго рассуждает о своей жизни, о том, что никому не принес хорошего, для многих стал палачом, убив словом или делом. И не смог найти ни одного человека, который смог бы его понять и все ему простить. А теперь он может умереть на дуэли, и от него останутся лишь воспоминания.

Наутро Вернер пытается примирить оппонентов, Печорин хочет проявить великодушие, но Грушницкий обижен и зол. На дуэли Грушницкий погибает . Дуэль нужно скрыть, и все участники говорят, что он был убит черкесами.

Вера же все понимает, признается мужу в том, что все еще испытывает чувства к Печорину, и тот увозит ее из города. Печорин понимает, что дороже Веры у него никого нет, пытается ее догнать, но только загоняет лошадь до смерти. По возвращении в город он узнает, что в обществе ходят слухи о дуэли и ему назначено новое место службы. Он идет прощаться в дом Лиговских. Старая княжна предлагает ему руку дочери, но он сам отказывается от предложения.

Глава “Фаталист”

В завершающей части романа Печорин по служебным делам оказывается в казачьей станице. Как-то вечером среди офицеров заходит спор о том, сам ли человек выбирает свою судьбу, или все заранее предрешено. Один из героев, серб Вулич, говорит о том, что является фаталистом - человеком, верящим в судьбу. И если сегодня ночью ему свыше не назначено умереть, то, как бы он к этому ни стремился, он не умрет.

Чтобы доказать свои слова, он предлагает пари: он выстрелит себе в висок, и если неправ, то умрет . На такие страшные условия соглашается только Печорин. Он смотрит собеседнику в глаза и говорит, что сегодня тому суждено умереть. Вулич стреляет себе в висок, но пистолет дает осечку. Следующий выстрел – в сторону - боевой. Однако Печорин продолжает настаивать на том, что Вулича ждет смерть, и тот, раздосадованный, уходит.

По пути домой Печорин видит свинью, разрубленную шашкой напополам. Ему говорят, что это “чудит” один казак, когда выпьет. А наутро ему рассказывают, что тот же казак ночью зарубил Вулича. Печорин решает испытать судьбу и идет на поиски казака вместе с другими офицерами. Казак же, протрезвев, понимает, что произошло, но сдаваться не хочет. Он запирается в хате и обещает убить каждого, кто проникнет внутрь. Печорин, рискуя жизнью, лезет в хату через окно, но остается жив, офицеры успевают связать казака.

Казалось бы, после этого Печорину суждено стать фаталистом. Однако с выводами он не спешит, полагая, что в жизни далеко не все так просто . Максим Максимыч же, которому он пересказал эту историю, тоже не стремится к фатализму. На этом роман заканчивается.

Неназванный по имени русский путешественник едет по Кавказу. В пути по горам он встречает пожилого штабс-капитана Максима Максимыча, прежде начальника одной крепости в Чечне. Рассказ Максим Максимыча про странный случай из тамошней своей жизни и составляет сюжет Бэлы.

В крепость приезжает служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин, человек странного замкнутого, но твёрдого и сильного характера. Он часто отдаётся бездеятельной скуке, но иногда загорается большой энергией и волей.

Однажды на свадьбе у одного из окрестных горских князей младшая дочь хозяина, Бэла, поёт Печорину нечто вроде комплимента. Печорину нравится эта красавица. Вскоре он узнаёт, что её беспутный брат Азамат жаждет заполучить прекрасную лошадь джигита Казбича. За этого коня Азамат готов похитить из отцовского дома и отдать Бэлу.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Печорин входит в сделку с Азаматом. Он помогает угнать лошадь Казбича, когда тот пригоняет в русскую крепость баранов для продажи. Взамен Азамат привозит Печорину украденную собственными руками сестру.

Тем временем, Казбич из мести выслеживает Бэлу, вышедшую из крепости за водой, и пробует увезти её на лошади. Офицеры гонятся за ним. Казбич пронзает Бэлу кинжалом и бросает, а сам скрывается в горах. Над телом Бэлы Печорин вначале пытается сохранить спокойствие, но потом не выдерживает и заходится в отчаянном смехе, от которого мороз пробирает по коже.

Печорин собирается уезжать, и не вспоминая про Максим Максимыча. Однако тот вдруг возвращается и бежит, что есть мочи, обнять старого товарища. Печорин в ответ лишь подаёт капитану руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, он садится в коляску.

Максим Максимыч потрясён таким равнодушием. Он старается задержать Печорина, но тот даёт кучеру знак отправляться. Старик напоминает: «Да у меня ваши записки. Что с ними делать?». Бросив: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Заинтересовавшийся Печориным спутник Максим Максимыча просит, чтобы старик отдал ему записки этого непонятного человека. Узнав вскоре, что Печорин умер во время путешествия в Персию, он решает опубликовать их. Из дневников Печорина и составляются последние три части «Героя нашего времени». Публикатор говорит, что его особенно поразило, «с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки».

«Фаталист»

На офицерской вечеринке заходит разговор о фатализме – убеждении, что судьба человека написана на небесах и от рока невозможно уйти. Присутствующий поручик Вулич предлагает пари на деньги с целью проверить эту теорию. Пари заключает с ним Печорин, которому по странному выражению лица поручика кажется, что тот сегодня непременно умрёт. Сняв со стены пистолет и не зная, заряжен ли он, Вулич приставляет его себе к виску и спускает курок. Пистолет даёт осечку. Чтобы проверить, если ли всё же в нём пуля, Вулич делает второй выстрел, в висящую фуражку – и пробивает её насквозь.

Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Фаталист». Художник В. Поляков

Печорин проигрывает пари, но не может избавиться от убеждения, что на лице поручика виден знак смерти. Офицеры расходятся. По пути домой Печорина нагоняют два казака, рассказывая: один их буйный товарищ сильно напился и только что выбежал куда-то на улицу, махая шашкой.

Едва Печорин приходит домой, как к нему прибегают с рассказом, что Вулич убит. Тот самый пьяный казак наткнулся на него по улице и зарубил шашкой. Перед смертью поручик успел произнести: «Он прав!», явно имея в виду предсказание о скорой гибели, услышанное от Печорина.

Преступника окружают в пустой хате. Он не хочет сдаваться и грозит убить всякого, кто попытается к нему войти. Печорин тоже решает испытать свою судьбу. Выбив окно, он запрыгивает в хату к убийце. Тот стреляет в него, сбив эполет, но не ранив. Печорин хватает казака за руки, а через дверь врываются другие и вяжут преступника.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» Однако сухой скептический ум Печорина всё же не склонен слепо верить в рок, ибо «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

«Герой нашего времени», краткое содержание по главам.

I. Бэла.
Автор, повествующий от первого лица, уже год проходящий службу на Кавказе, совершая подъем на Койшаурскую гору, познакомился со штабс-капитаном, давно находящимся на Кавказе. Поднявшись на вершину, путникам пришлось ютиться в сакле, укрываясь от сильного снегопада, где Максим Максимыч, так звали нового знакомого автора, принялся рассказывать ему историю.
Как то раз, в крепость на Тереке, где он командовал ротой, явился молодой офицер, назвавшийся Григорием Александровичем Печориным, показавшийся несколько странным, но, по видимому, состоятельным человеком. Однажды, местный князь, пригласил их на свадьбу своей старшей дочери, где Печорину сразу приглянулась стройная, черноглазая княжна Бэла, младшая дочь. Опытный взгляд Максима Максимыча заметил, что на княжну обратил внимание еще один человек. Его звали Казбич. Это был очень смелый и ловкий человек, однако с не очень хорошей репутацией.
Ночью, Максим Максимыч стал невольным свидетелем разговора Казбича с княжеским сыном Азаматом. Княжич горячо упрашивал абрека отдать своего скакуна, очень понравившегося ему. Азамат дошел до того, что предложил за коня сестру Бэлу, пообещав выкрасть ее для Казбича, но получил отказ. Уже будучи в крепости, Максим Максимыч пересказал Печорину весь услышанный разговор Азамата с Казбичем, не подозревая к каким последствиям это приведет.
Азамат часто посещал крепость. По обычаю, Печорин, угощая его, заводил, между прочим, разговор о скакуне Казбича, всячески нахваливая его. Наконец, Печорин сделал ему предложение. Он, обязуясь добыть лошадь Казбича, потребовал от Азамата выкрасть и привезти к нему свою сестру, Бэлу. Вечером, воспользовавшись отсутствием князя, Азамат, доставил Бэлу в крепость.
Следующим утром, Казбич, привязав коня к забору, зашел к Максим Максимычу. Воспользовавшись этим, Азамат отвязал скакуна и вскочив на него во всю прыть помчался прочь. Выскочивший на шум Казбич, выстрелил с ружья, но промахнулся, отчаянию его не было предела. А Азамата с тех пор никто более не видел.
Максим Максимыч, дознавшись где находится Бэла, направился к Печорину, намереваясь потребовать от него возвращения девушки к отцу. Но доводы прапорщика и его отношение к красавице черкешенке, остановили эти намерения. Между офицерами даже было заключено пари. Печорин утверждал, что через неделю Бэла будет принадлежать ему. И надо сказать, прибегнув к различным хитростям, ему это удалось. В завершении рассказа, Максим Максимыч поведал о том, что Казбич, подозревая отца Азамата в соучастии похищения коня, выследил и убил князя.
На следующий день, Максим Максимыч, по просьбе автора, продолжил рассказ, начатый прошлым вечером. Он поведал, как привык к Бэле, как она похорошела и расцвела, как они с Печориным баловали девушку. Но через несколько месяцев штабс-капитан заметил изменение в настроении молодого человека В произошедшем между ними откровенном разговоре, Печорин рассказал, что за свою короткую жизнь он часто испытывал все ее радости, от которых, в конечном итоге, ему всегда становилось скучно. Он надеялся, что с Бэлой все будет по-другому, но ошибся, скука опять настигла его.
А вскоре произошло трагическое событие. Возвращаясь с охоты, Максим Максимыч и Печорин, увидели несущегося от крепости, на лихом скакуне, Казбича, с женщиной на руках. Это была Бэла. Нагнавши его, Печорин выстрелил, ранив коня. Соскочивший черкес, приставил к девушке кинжал. Выстрел штабс-капитана ранил его, но он успел нанести княжне предательский удар в спину. К общему горю, Бэла, страдая два дня, умерла. Печорин хотя и не показывал своих эмоций, однако осунулся и похудел. А вскоре его перевели в другой полк. На этом он и закончил свой рассказ.
На следующий день автор и штабс-капитан расстались не надеясь на новую встречу, но все произошло совершенно иначе.

II. Максим Максимыч.
Продолжив свой путь и добравшись до Владикавказа, автор остановился в гостинице, ожидая воинскую команду сопровождения. К его радости, через день туда же приехал Максим Максимыч, принявший предложение поселиться в одной комнате. А вечером во двор гостиницы въехала пустая щегольская коляска. Узнав, что экипаж принадлежит Печорину, обрадовавшийся штабс-капитан с нетерпением стал ожидать его прибытия. Но Печорин явился только утром. Максим Максимыч был в это время у коменданта, а потому автор, послав к нему уведомить о прибытии Григория Александровича, наблюдал за героем рассказа, отмечая, что Печорин был хорош собой и должен был нравиться светским дамам.
Максим Максимыч появился, когда Печорин уже готов был садиться в коляску. Штабс-капитан с распростертыми объятиями бросился к старому знакомому, но Григорий Александрович прохладно отреагировал на это выражение чувств, объяснив все своей обычной скукой. На предложение пообедать, Печорин отговорился, что очень спешит, направляясь в Персию. Максим Максимыч был очень расстроен, не такую встречу он ожидал. У него остались, еще со времен совместной службе в крепости, бумаги Печорина и он спросил, что с ними делать, Григорий Александрович, ответив, что они ему не нужны, тронулся в путь, оставляя старого служаку со слезами на глазах.
Автор, ставший свидетелем этой сцены, попросил отдать ему бумаги Печорина. Максим Максимыч, так и не отойдя от обиды, достал с десяток тетрадей с записями и отдал их, разрешая делать с ними все, что угодно. А через несколько часов, они, довольно сухо попрощавшись, расстались. Автору надо было продолжать свой путь.

Журнал Печорина.
В предисловии автор говорит об известии о смерти возвращавшегося из Персии Печорина. Это событие дало право опубликовать его записки. Автор поменяв в них собственные имена, выбрал только те события которые связаны с пребыванием покойного на Кавказе.

I. Тамань.
Начиная свои записки о Тамани, Печорин не очень лестно отзывается об этом городишке. Прибыв туда ночью, он только к вечеру смог отыскать приют в хате, на берегу моря. Там его встретил слепой мальчик, показавшийся Печорину очень странным. Ночью, Печорин решил проследить за ним. Укрывшись, он услышал доносившийся женский голос переговаривавшийся с мальчиком, они ожидали лодку. Печорин, прежде чем возвратиться в хату, успел заметить, как из приставшей к берегу лодки, выскочил человек, его называли Янко. Он выгрузил крупные мешки и три фигуры с тяжелой ношей исчезли во мгле.
На следующий день офицер решил дознаться о ночных событиях. Но все расспросы у старухи и у мальчугана ни к чему ни привели. Выйдя из лачуги, он, вдруг, услышал женский голос поющий песню, а затем и саму девушку. Он понял, что этот тот голос, который он уже слышал ночью. Несколько раз она пробегала мимо офицера, заглядывая ему в глаза. Ближе к вечеру он решил остановить и спросить ее о событиях прошедшей ночи, даже пригрозив комендантом, но также не получил ответа.
А когда стемнело она сама пришла к офицеру. Подарив ему поцелуй, девушка сказала, что ночью ждет его на берегу. В назначенное время, Печорин отправился к морю. Здесь, ждавшая его девушка, пригласила в лодку. Отплыв от берега, она, обняв офицера, начала объясняться ему в любви. Печорин почувствовал неладное, когда услышав всплеск, обнаружил отсутствие за поясом пистолета. Он стал отталкивать ее от себя, но она крепко вцепившись, пыталась столкнуть с его с лодки. В завязавшейся борьбе Печорину, все же удалось сбросить ее в воду.
Причалив к пристани и пробираясь к хате, он обнаружил спасшуюся девушку. Укрывшись, Печорин продолжил наблюдение. Вскоре к берегу причалил Янко. Девушка сказала ему, что они в опасности. Тут же подошел слепой мальчик, с мешком за спиной. Мешок положили в лодку, девушка запрыгнула туда же и бросив пару монет слепому, Янко и его спутница отплыли от берега. Печорин догадался, что имеет дело с обычными контрабандистами.
Вернувшись домой, он обнаружил пропажу всех своих ценных вещей, теперь ему стало очевидно, что слепой принес к лодке. Утром, посчитав смешным, жаловаться коменданту, что его чуть не утопила девушка и обокрал слепой мальчишка, Печорин покинул Тамань.

II. Княжна Мери.
11 мая.
Прибыв накануне в Пятигорск, Печорин, на прогулке встретил старого знакомого, юнкера Грушницкого, пребывавшего на водах после раненения. В этот момент, мимо проходили княгиня Лиговская с дочерью, княжной Мери, показавшаяся Печорину довольно привлекательной и судя по всему, Грушницкий будучи знакомый с ней, тоже проявлял к ней интерес. В течении дня офицеры еще пару раз видели княжну, пытаясь обратить на себя внимание, особенно усердствовал Грушницкий.
13 мая.
Утром к Печорину явился давний приятель, доктор Вернер. Он поведал, что офицером интересовалась княгиня Лиговская. Она слышала о Печорине еще в Петербурге и рассказала несколько приукрашенную историю о его похождениях, вызвав живой интерес у княжны. Печорин попросил Вернера в общих чертах описать княгиню с дочкой, а также кого он у них встречал сегодня. Среди гостей, оказывается была дама, по описанию показавшаяся офицеру очень знакомой.
Ну а вечером, отправившись на прогулку, Печорин блистал своим остроумием, собрав вокруг себя кружок молодых людей и был замечен княжной, пытавшейся, безуспешно, скрыть свое равнодушие. Он также приметил Грушницкого, не спускавшего глаз с княжны.
16 мая.
В течении последних двух дней, Печорин, все также встречал княжну в различных местах, привлекая сопровождавшее ее общество к себе, но так и не знакомясь с самой княжной. Грушницкий, явно влюбленный в княжну Мэри, поведал Печорину о ее нелестном отзыве о нем. В ответ, Григорий Александрович рекомендовал юнкеру также не обольщаться на счет княжны.
Днем, прогуливаясь, он встретил ту даму, о которой говорил Вернер. Это действительно оказалась его знакомая по Петербургу, Вера. Она приехала с пожилым мужем на лечение, но чувства к Печорину, как оказалось еще не остыли.
А после, отправившись на верховую прогулку, он повстречал Грушницкого и княжну Мэри, опять оставив о себе не лучшее впечатление, о чем юнкер и не преминул заметить Печорину. Тот, в свою очередь, отвечал, что при желании легко изменит ее мнение о себе.
21 мая.
Все эти дни Грушницкий не отходит от княжны.
22 мая.
Печорин на балу в Благородном собрании. Здесь он впервые имеет возможность общаться с обворожительной княжной Мери, пригласив ее на танец. Здесь же ему удалось сразу проявить себя, отвадив от княжны одного пьяного господина, настойчиво приглашавшего Мери на танец. Благодарная княжна просила Печорина, впредь, посещать ее гостиную.
23 мая.
На бульваре Печорин повстречал Грушницкого, выразившего благодарность за вчерашний поступок на балу, а к вечеру оба отправились к Лиговским, где Григорий Александрович представился княгине. Княжна Мери пела, вызывая у всех восторженные отклики. У всех, кроме Печорина, слушавшего ее рассеянно, к тому же он часто разговаривал с Верой, изливавшей ему свои чувства и от его взора не укрылось, что княжну это очень огорчило.
29 мая.
В эти дни, Печорин, несколько раз, разговаривая с княжной, при появлении Грушницкого, оставлял их вдвоем. Это не радовало Мери и вообще общество юнкера явно тяготило княжну, хоть она и пыталась это скрыть.
3 июня.
Размышления Печорина о княжне прервал приход Грушницкого, произведенного в офицеры, но пока не был готов мундир, не желавшего показываться княжне.
4 июня.
Печорин виделся с Верой. Она ревнует, ведь княжна именно ей стала изливать свою душу.
Забегал и Грушницкий. Назавтра должен быть готов его мундир и он уже предвкушал момент, когда на балу сможет танцевать с княжной.
5 июня.
На балу Грушницкий предстал в новеньком мундире. Он не отходил от княжны, то танцуя с ней, то наскучивая ей своими упреками и просьбами. Наблюдавший за всем этим Печорин, прямо заявил Грушницкому, что княжну явно тяготит его общество, вызвав еще большее раздражение у новоиспеченного офицера. Проводив Мери к карете и вернувшись в зал, Печорин заметил, что Грушницкий уже сумел настроить против него присутствующих и более всего драгунского капитана. Ничего, Григорий Александрович готов принять и это обстоятельство, он настороже.
6 июня.
По утру Печорин встретил карету. Вера с мужем отправлялась в Кисловодск.
Проведя час у княгини, он так и не увидел княжну, больна.
7 июня.
Пользуясь отсутствием княгини, Печорин имел объяснение с Мери. А вечером зашедший к нему в гости, доктор Вернер, рассказал о том, что в городе разнесся слух о якобы грядущей женитьбе Печорина на княжне. Это явно происки Грушницкого.
10 июня.
Вот уже пару дней Печорин в Кисловодске. Прекрасная природа, встречи с Верой.
Вчера прибыл Грушницкий с компанией, с Печориным очень натянуто.
11 июня.
Приехали Лиговские. Печорин зван к ним на обед. Размышления о женской логике.
12 июня.
Во время вечерней верховой прогулки Печорин, помогая утомившейся княжне, позволил себе обнять и поцеловать княжну. Мери потребовала объяснений, но офицер предпочел промолчать.
А позднее, Печорин стал случайным свидетелем пирушки Грушницкого с компанией, где услышал о себе много непристойного. Особенно усердствовал драгунский капитан. Уверяя всех в трусости Печорина, он предложил устроить дуэль последнего с Грушницким, не зарядив при этом пистолеты.
Следующим утром, на прогулке, опять объяснение с княжной. Печорин признался, что не любит ее.
14 июня.
Размышления о супружестве и свободе.
15 июня.
В Благородном собрании выступление известного фокусника. Печорин получает записку от Веры, проживавшей в одном доме с княжной, приглашение на свидание поздним вечером. Ее муж уехал, вся прислуга отправлена на представление. Ночью, покидая дом свидания, Печорин чуть было не был пойман драгунским капитаном и Грушницким, караулившими под домом.
16 июня.
Завтракая в ресторации, Печорин становится, свидетелем разговора в котором Грушницкий рассказывал своей компании о ночном происшествии и называл его виновником происшествия. Григорий Александрович потребовал забрать свои слова – отказ. Решено. Печорин объявляет драгунскому капитану вызвавшемуся быть секундантом Грушницкого, о том, что он пришлет к нему своего.
А секундантом стал доктор Вернер. Вернувшись после выполнения своей миссии, он рассказал о разговоре, случайно подслушанного им у Грушницкого. Драгунский капитан замышлял зарядить только один пистолет, пистолет Грушницкого.
Ночь перед поединком. Бессонница, размышления о жизни.
Прибыв с Вернером на место дуэли, они увидели Грушницкого с двумя секундантами. Доктор предложил решить все миром. Печорин был готов, но с условием: Грушницкий отказывается от своих слов. Отказ. Тогда Григорий Александрович поставил условие, чтобы дуэль осталась тайной, стреляться на краю пропасти, даже легко раненый разобьется о скалы и этим можно будет скрыть причину смерти. Капитан согласился. Грушницкий же, постоянно о чем то шептавшийся с капитаном, плохо скрывал происходившую с ним внутреннюю борьбу, по сути, ему придется стрелять в безоружного человека.
Но жребий брошен. Первый стреляет Грушницкий. Печорин отвергает предложение доктора открыться своим противникам, что ему известно об их подлом замысле. Выстрел дрожащей рукой, пуля лишь оцарапала Печорину колено. Он спросил у Грушницкого, не забирает ли он свои слова обратно. Отказ. Тогда Печорин просит зарядить свой пистолет. Капитан бурно протестует, пока сам Грушницкий не признает правоту своего противника.
Печорин, удовлетворив свое самолюбие, еще раз предлагает отказаться от клеветы. Но Грушницкий непреклонен, им вдвоем нет места на этом свете.
Выстрел и уже никого нет на том месте. Раскланявшись и бросив взгляд на лежащее внизу тело своего противника, Печорин удалился.
Отягощенный, тягостными раздумьями, он только к вечеру вернулся домой, где его ждали две записки. В первой Вернер сообщал, что никаких подозрений ни у кого в городе нет. Во второй Вера, узнавшая о ссоре с Грушницким от мужа и не веря в смерть Печорина, прощалась навсегда и клялась в вечной любви. Она открылась мужу и вынуждена поспешно отъехать. Вскочив в седло Печорин бросился по дороге в Пятигорск. Но увы загнав лошадь, он смирился с потерянным счастьем.
Вернувшись обратно, он получил приказ отправиться на новое место службы. Видимо, начальству стало что-то известно о происшествии.
Печорин отправился к княгине проститься. Она, несмотря на последние события и его положение, готова была, ради дочери, дать согласие на их брак. Но Печорин выразил желание поговорить с княжной. В разговоре с Мери он признался, что посмеялся над ней, жениться не может и вообще заслуживает всяческого презрения.
Раскланявшись, Печорин выехал из Кисловодска.

Фаталист.
Проживая некоторое время в казачьей станице, Печорин, вместе с остальными офицерами, проводил вечера за игрой в карты и интересными разговорами
Однажды к офицерскому столу подошел храбрый офицер, но страстный картежник, серб, поручик Вулич. Он предложил пари, нашедшее отклик у Печорина. Серб, решил поиграть жизнью и обмануть смерть, Григорий Александрович был иного мнени. Сняв со стены первый попавшийся пистолет, приняв ставки, Вулич приставил оружие ко лбу. Туз взлетает вверх, выстрел… осечка и общий вздох облегчения. Серб снова взводит курок и наводит оружие на висевшую фуражку. Выстрел и фуражка пробита пулей. Всеобщее изумление, а Вуличу, червонцы Печорина.
Печорин, размышляя о жизни, возвратился домой. Под утро несколько офицеров, пришли к нему с известием, что Вулич убит. Одевшись, Печорин по дороге узнал подробности.
Покинув офицеров, серб возвращаясь домой, окликнул пьяного казака и получил смертельный удар саблей. Совершив преступление, казак заперся в хате, куда и направился Печорин с офицерами. Никакие уговоры не действовали, сложить оружие убийца не собирался. И тогда Печорин тоже решил испытать судьбу. Бросившись через окно в хату, он оказался на сантиметр от гибели, пуля сорвала эполет. Но это позволило другим ворваться в хату и обезвредить казака.
Вернувшись в крепость, Печорин рассказал эту историю Максим Максимычу, желая знать его мнение. Но тот оказался далек от метафизики.

Русский путешественник ехал по горам из Тифлиса. Телегу с его поклажей везли быки, погоняемые нанятыми горцами. Близ подошвы Койшаурской горы он встретил другого такого же соотечественника – офицера лет пятидесяти, ещё бодрого вида, по имени Максим Максимыч. Они оказались попутчиками. Во время нелёгкой дороги по перевалам близ пропастей Максим Максимыч стал вспоминать про свою службу в Чечне.

Он рассказал спутнику, что раз к ним в крепость приехал служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин , человек богатый, с твёрдым и независимым характером. Его поведение поначалу казалось несколько странным. Печорин то пропадал целые холодные дни на охоте, выходя в одиночку и на кабана, а то не выносил даже комнатного сквозняка. Часто он по целым дням одиноко сидел в своей комнате со скучающим видом.

Рядом с крепостью жил один союзный русским князь, у которого был сын Азамат – юноша храбрый, но неуравновешенный и беспутный. Князь пригласил офицеров из крепости на свадьбу своей старшей дочери. Во время плясок и песен на этом пиршестве младшая дочь хозяина, Бэла, пропела Печорину нечто вроде комплимента: «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их». Печорину Бэла очень понравилась (см. статью Печорин и женщины), но на неё жадно глядел и известный отчаянным нравом горец Казбич.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Пока шла свадьба, Максим Максимыч вышел во двор – и услышал тихий разговор Казбича с Азаматом. Азамат восторгался лошадью Казбича, Карагёзом, которая и вправду была необыкновенно хороша. Юноша просил, чтобы Казбич отдал ему лошадь, обещая украсть у отца и отдать за неё лучшую винтовку или шашку. Разошедшись, он предложил похитить и отдать за коня свою сестру Бэлу.

Казбич не соглашался. Между ним и Азаматом закипела ссора и драка. На крики сбежались другие гости, свадьба едва не перешла в резню. Офицеры уехали. Максим Максимыч пересказал всю историю Печорину.

Казбич часто приезжал к ним в крепость. Приезжал и Азамат. Печорин стал то и дело заводить с Азаматом разговор о лошади Казбича. Он обещал помощь в её похищении, но требовал взамен Бэлу. Максим Максимыч убеждал Печорина, что он затеял нехорошее дело, но Григорий Александрович отвечал: дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как я.

Однажды Казбич привёз в крепость на продажу десяток баранов. Печорин задержал его у себя, предупредив Азамата, и тот угнал Карагёза. Услышав ржание своего коня, Казбич побежал за похитителем с выстрелами, но тот ускакал. В страшном горе Казбич упал на землю и пролежал так до утра. Отдавший сестру Печорину Азамат скрылся неизвестно куда.

Максим Максимыч хотел вернуть Бэлу отцу, но Печорин говорил ему, что князь может в гневе зарезать дочь, побывавшую у чужеземцев. Пугливая Бэла поначалу всё время молчала. Печорин относился к ней ласково, дарил богатые подарки, клялся в любви. Долго не получая взаимности, он наконец сказал: «Бэла, ты свободна! Можешь возвращаться к отцу, а я от тоски поеду теперь куда-нибудь искать смерти…» Услышав это, горянка бросилась ему на шею.

Казбич тем временем убил отца Бэлы, считая, что Азамат украл лошадь по сговору с ним. Бэла и Печорин некоторое время жили в страстной любви, но потом горянка стала надоедать ему. Он всё чаще уходил от неё на охоту. Бэла тосковала, часто плакала, жаловалась на Печорина Максиму Максимычу. Раз тот гулял с ней по крепостному валу – и они вдруг увидели вдалеке Казбича на лошади отца Бэлы. Часовой выстрелил в него, но промахнулся. Казбич ускакал.

Бэла. Художник М. Зичи, 1902

Максим Максимыч стал пенять Печорину на равнодушие к Бэле. Тот в ответ рассказал старику о своей жизни. (См. .) В ранней юности Печорин много кутил, но это вскоре надоело ему. Тогда он начал посещать большой свет – но не нашёл и там ничего привлекательного, светские красавицы быстро стали казаться ему пустыми. Он поехал «развеять скуку под чеченскими пулями», однако скоро «привык и к их жужжанию». Вид Бэлы оживил в нём последнюю надежду на сильное чувство, но и она вскоре сменилась разочарованием. «Любовь дикарки, – говорил Печорин, – немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Теперь он думал отправиться в путешествие: «в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!»

Вскоре Печорин и Максим Максимыч поехали на охоту. Возвращаясь, они вдруг услышали у крепости выстрел, а потом увидели Казбича, который увозил на коне Бэлу. Офицеры бросились за ним, стреляя. Они уже нагоняли Казбича но в последний момент он ударил Бэлу в спину кинжалом, а сам соскочил с лошади, взобрался на утёс и скрылся. Оказалось, Казбич подстерёг девушку у реки, куда она пошла за водой.

Раненая Бэла умерла в мучениях на руках у Печорина. Печорин стоял над телом горянки со своим обычным непроницаемым лицом, но когда Максим Максимым подошёл утешать его, вдруг захохотал – и от этого исполненного крайним отчаянием смеха мороз пробирал по коже.

Месяца через три Печорина перевели служить в Грузию, и Максим Максимыч больше не имел о нём вестей.