Валериан кречетов. Протоиерей Валериан Кречетов: Духовник должен быть готов за своих чад пойти в ад. Когда не получается молиться…

В 1962 женился на Наталье Константиновне Апушкиной, отец которой был доцент, химик-органик, духовный сын Алексея, а потом Сергия Мечёва

В 1969 году рукоположен епископом Филаретом.

Последняя награда: митра, в 2003 г.

Настоятель: Покровской церкви, церкви Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна

Светское образование:

высшее 1959; МЛИ

Духовное образование:

академия 1973; МДА

Информация о священнослужителе:

2002 орден прп. Сергия Радонежского III ст.

1997 орден кн. Даниила Московского III ст.

1987 крест с украшениями

1983 палица

1978 протоиерейство

1970 наперсный крест

1969 камилавка

1969 набедренник

http://www.hram.kokoshkino.ru/Interv/Krechetov.asp

Интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем Покровского храма села Акулово

Батюшка, расскажите, пожалуйста, как Вы стали священником.

Дело в том, что главное идет от семьи. Семья по-православному, по-христиански есть малая Церковь. Вся наша жизнь - это множество малых Церквей, которые живут большой Церковью. Все мы имеем здесь, на земле, отца и мать, а их первообраз - это Отец Небесный и Матерь Божия, Заступница усердная рода христианского. Поэтому верующие и называют друг друга братьями и сестрами. Так что основа всей жизни заключается именно в семье.

Но ведь часто семьи разрушаются.

Да, сейчас такая ситуация. Все в мире связано. Церковь, конечно, врата адовы не одолеют, но общее влияние мира, общий уход от веры влияет на семью. Первые христиане жили все имеете - единым сердцем, единой душой. Долго, конечно, это не могло продолжаться, потому что такое возможно только в небольших размерах. Это же малое стадо. И как в жизни не встречается на каждом шагу золота, бриллиантов, алмазов драгоценных, так и духовные ценности на каждом шагу не лежат, их не бывает горы. Видимо, в том-то и ценность православных семей и вообще людей, живущих православной, христианской жизнью. Сказано же: <Вы есте соль земли>. Соли ведь сколько граммов кладут, чтобы что-то посолить? Немного. Поэтому такие крепкие семьи - как драгоценность, как соль, - не часто встречаются. Но они должны быть, они всегда есть, потому что на них ориентируются. Вот, к примеру, не все же святые. А святые являются светильниками, на которых смотрят, с которых берут пример. Апостол Павел сказал: <Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу>. А Христос сказал: <Я и Отец - одно... будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный>. И вот это преемство живое, учительство от старшего поколения к следующим поколениям, младшим, оно в настоящей семье всегда присутствует.

Почему враг все время старается расколоть семью? Вот у нас все пытались построить новое общество, лозунги разные выдвигали. А это совершенно бесполезная работа, ничего не дающая, если в ее основу не положить твердую семью. Лет тридцать назад директор тридцать первой школы в Москве, в которой мои дети учились, Суворов, беседовал со мной около двух часов, даже больше. Если кто-то заходил к нему, он говорил: <Нет, нет, мы заняты>. Хотя я священник, а он человек партийный, кандидат биологических наук, с большим педагогическим стажем, разговаривали мы с ним с удовольствием, потому что говорили на одном языке, у нас не было никаких разногласий. А ведь это были семидесятые годы.

Да, и он сказал тогда очень важную вещь: <Дайте мне воспитанную мать, и я покажу вам воспитанных детей...> А еще он произнес страшные слова: <У нас семьи нет и не будет. Мы идем к краху. Через мои руки прошли те, кто теперь уже стали бабушками. И, глядя на них, я вижу, куда мы идем>. Вот пророчество, можно сказать, светского человека. Оно, к несчастью, сбывается и действительно сбудется при одном условии: если люди не обратятся к Богу. Спасет только обращение к Богу, только восстановление семьи. Собственно, Церковь это и делает: занимается восстановлением, укреплением семьи, потому что все, что в первую очередь получает ребенок, он получает именно от родителей, в семье.

Нам, трем братьям, Петру, отцу Николаю и мне, грешному, Господь явил такую милость. Мы родились в семье, где была, по словам Льва Ивановича Суворова, воспитанная мать. Священник Владимир Воробьев, умерший в тюрьме, духовник моего отца, когда мой отец его спросил, как ему строить семью, какую жену выбирать, сказал: <Бери такую, чтобы была или христианка, как кремень, или чтобы из ее души семья христианская перла, вот так!> - и показал. Вот эти два качества - христианка, как кремень, и христианская семья были у моей матери, Любови Владимировны Кречетовой, в девичестве Коробовой. И эта сила христианская - основа в любом деле.

Папа мой был когда-то преуспевающим экономистом. Окончил Московское коммерческое училище, но веяния тогдашние его, молодого, тоже захватили (молодежи это особенно свойственно, к несчастью), и он перестал ходить в храм. Его мама, урожденная Мария Арсеньевна Морозова, была из семьи старообрядцев. Арсений Иванович и Захар Захарович Морозовы - это предки моего отца по материнской линии, и Ногинские так называемые мануфактуры (бывшие Богородские) принадлежали моему прадеду, Арсению Ивановичу. Поэтому старообрядческие устои в семье были твердые.

И вот Мария Арсеньевна сказала моему отцу: <Я тебе в ноги поклонюсь, сынок, сходи, причастись Великим постом>. А он ей: <Что ты, мама, я и так схожу>. Пришел в церковь, стоит. А с вечера была исповедь, как раз отец Владимир Воробьев исповедовал, священномученик. Он жил на Арбате тогда, у Николы в Плотниках. Отец, пока ждал исповеди, все смотрел на девушек. Понятно, ведь молодой человек был, красавец, высокого роста, чемпион Москвы по академической гребле. Пел, у него голос был, на гитаре играл - все было при нем.

И вот подходит его очередь. Батюшка сидел, потому что он был уже старенький, и отцу пришлось встать на колени. Батюшка спрашивает: <Ну, что, молодой человек, пришли?> Он говорит: <Мама попросила>. А батюшка говорит: <Что ж, это хорошо, что Вы маму послушали> - и, ничего не спрашивая, покрыл его епитрахилью. <Что со мной случилось, - отец вспоминал, - я не знаю. Я зарыдал, так только из крана может литься вода - слезы у меня текли ручьем>. Батюшка спросил его имя и сказал: <Ну, завтра придете причащаться>.

Удивительна, конечно, сила молитвы материнской. За послушание, за молитвы матери, за молитвы священника он получил благодать, которая его переплавила в одно мгновение. Он шел назад, уже не смотрел ни направо, ни налево, ни на каких девушек. Потом начал ходить в церковь. Позже, когда посадили его в тюрьму, он там сидел с архиепископами, с епископами: с архиепископом Феодосием Коломенским, с владыкой Эммануилом (Мещерским). Были там и священники: отец Михаил Шик, отец Иосиф Фудель. Отец на Соловках даже был.

А сколько же он сидел?

Да немного, три года. Потом три года ссылки. Когда он уже был в ссылке, в Архангельске, состоял на учете, к нему мама приехала, и они там повенчались. Вот какие были невесты: приехала к политзаключенному - он считался по 58-й статье. Обвинение, конечно, парадоксальное, такое только в анекдотах может быть: <За подстрекательство иностранного государства к действиям против Советского Союза>. Не сказано даже, какого государства, просто иностранного. И это обвинение какому-то бухгалтеру!

Вот такие родители. Потом в Москве родился первый сын, потому что мама сразу в Москву поехала. А когда папу освободили, его за сто первый километр отправили - и мы переехали в Зарайск. Мое детство там прошло. Правда, перед войной папа решил перебраться в Волоколамск, это тоже за сто первый километр. Там нас застала война. Папа ушел на фронт, мы оказались в оккупации. Я видел немцев, слышал стрельбу. До сих пор перед глазами стоит: горящий дом, стрельба, взрывы.

Батюшка, Вы, наверное, молились тогда?

Очень был интересный случай. Я был еще мал, когда папа уходил на войну, мне было четыре года. Я сидел у мамы на руках, попрощался и сказал: <Надо не биться, а молиться>. Они запомнили это. Я-то, конечно, не помню. Потом была оккупация, а потом нас освободили наши войска, и мы опять вернулись в Зарайск.

Мама моя семьдесят пять лет славила Бога: с пятнадцати лет как начала петь, так всю жизнь в церкви пела. Потом уже стала псаломщицей. Конечно, получала гроши, жили мы только огородом. У нас электричества не было, одна керосиновая лампа, но регулярно ходили на все службы: в субботу вечером, в воскресенье утром. Насколько я помню, я начал прислуживать в церкви в шесть лет, во время войны, в сорок третьем году. Дошкольный возраст. Меня Господь сподобил особых милостей. Служил там один очень необычный священник, отец Николай. Помню, как он мне иногда давал потреблять Святые Дары из Чаши.

И с тех пор у меня было знание Церкви, мечты о ней были. Еще когда лежал в кроватке, маленьким, я уже говорил: <Верую, Господи, и исповедую, Ты еси Христос, Сын Бога живаго, пришедый грешныя спасти, от нихже первый семь аз> - эту молитву перед причащением полностью наизусть, а потом: <Сложите руки, перед Чашей не креститесь...> Господь это дает детской памяти. Я все запоминал с детства.

В Зарайске была послушница из монастыря, Евтихия. Я ее потом нашел в списках расстрелянных в Бутово. У них был духовный отец, они шли за ним с Украины и осели у нас. Когда я пошел в первый класс, она меня начала учить Часослову на славянском языке. И я одновременно начал читать по-русски и по-славянски, я шел параллельно, по-этому читал по-славянски так же спокойно, как и по-русски, уже в детстве. Одна учительница даже говорила: <Кречетов, у Вас в сочинении славянские обороты>. Я мог сказать <яко>, настолько это было для меня органично, естественно. Поэтому я не понимаю, почему выступают против славянского языка, для меня он родной.

А матушка эта - она потом постриг приняла, монахиня Матрона (Мамонтова),- она меня просила: <Я малограмотная, ты мне почитай>. Я ей еще в школе читал письма епископа Игнатия (Брянчанинова), и она мне что-то объясняла. Она не была совсем неграмотной, просто хотела, чтобы я читал. Поэтому многие вещи я знал еще с детства - <Отечник>, например. И когда только начал служить, первые проповеди, материалы их все были из детских воспоминаний.

Что интересно, матушка меня называла <духовничок>. Я не знал, конечно, что стану старшим духовником Московской епархии. Для меня петь, читать в храме было настолько естественно, что, когда я стал дьяконом, отец Николай, мой брат старший, сказал: <Как будто ты так всегда служил>. Я даже не чувствовал особых изменений, мне казалось, что так всегда было.

Батюшка, кто был Вашим духовником?

Первым моим духовником был отец Алексий Резухин. Он первый мой наставник, которого я очень любил, я ему даже стихотворение написал, когда его переводили в другой приход. В молодости я стихи писал. Он заронил в нас искру, его проповеди нас увлекли. Мы начали прислуживать в церкви, по нескольку человек ходили.

Когда священник выходил на литию, я, будучи еще ребенком, чувствовал, что это место особое, незримое такое, что нельзя эту линию пересекать. Я и теперь не понимаю, почему люди этого не чувствуют, часто ходят поперек храма.

Я был уже студентом, когда мой отец стал священником. Он очень умно, хорошо говорил. У него был ясный язык, ум светлый, логическое мышление. Он одного курса не доучился в Академии, а учили его старые профессора, еще дореволюционные, старой школы. Он интересно рассказывал, я очень любил его слушать. Отец очень многое мне дал, а мама меня вела практически: я видел, как она молится, как она поет, какая у нее устремленная молитва, видел ее усердие именно к храму, к богослужению. Богослужение для нее было все! Она бросала хозяйство ради него - и ничего, всегда все было, слава Богу. И я видел ее стремление к богослужению, благоговение ко всему этому.

Она мне всегда говорила: <Валюшка, не смей старшим отвечать. Когда старший говорит, ты должен молчать>. Вот такое было христианское семейное воспитание, которое требовало послушания старшим, беспрекословия. Внутри, может, ты и упрямишься, но прекословить не имеешь права. Это правило мне очень часто в жизни помогало. Слышу ее голос: <Валюшка, молчи. Не смей, не смей отвечать>. Когда мы, братья, между собой цапались, она говорила мне, как младшему, чтобы я прекратил пререкаться. Потому что всегда нужно, чтобы кто-то первый остановился. Остановиться первым очень важно.

Отец Валериан, а как Вы своих детей учили? У Вас же их семеро, Вы их наказывали?

Я их особенно не наказывал. Одного как-то раз отшлепал, потом всю жизнь жалел. Пришел домой, а бабушка говорит: вот они сделали то-то и то-то. Я и наказал, мне самому было больно. И потом я больше никогда так не делал, потому что понял, что, когда ребенок что-то не то делает, его можно шлепнуть, чтобы остановить. Когда они дерутся, например, нужно их как-то в это время встряхнуть, привести в чувство. Это может быть шлепок, но без злобы, без раздражения - это не наказание. А выяснять причину драки или учить нужно уже в другое время, когда дети могут это воспринимать.

Я проверил: когда они ложатся спать, в это время у них такое философское настроение, они могут рассуждать о чем-то. Тут очень интересная реакция, для взрослых очень поучительная: вот они крутятся, вертятся, потом им говорят: <Ну-ка, детки, на молитву>. И тут же один в туалет побежал, другой упал: <Я не могу больше!> До этого на голове ходили - а тут сразу <не могу>. Так и у взрослого человека: становится на молитву, и сразу: <Что-то спина болит>. Взрослые - это те же дети, только с хитринкой, с лукавством.

Ну вот, помолятся детки, улягутся, успокоятся, а игрушки, естественно, все разбросаны. И я им говорю: <Видите? Игрушки валяются, а как вы сегодня днем из-за них дрались! В чем дело? Почему так дрались? Не потому, что игрушка очень нужна, а просто, когда один взял, другому тоже захотелось>. И я им объяснял: чтобы отнять, нужна сила, а чтобы уступить - смирение, сила воли. Если другой очень хочет - уступи ему. Отказаться от того, чего ты хочешь, - это подвиг.

У нас часто путают упрямство и силу воли, а это вещи совершенно противоположные, только внешне похожие. Иной, бывает, добивается своего и выглядит как человек волевой, хотя у него, может, и силы воли нет, а он просто не может себе отказать в чем-то! И очень часто люди безвольные добиваются своего всеми средствами. А это совсем уже плохо, когда всеми средствами: значит, человек беспринципный, он будет думать только о том, что ему хочется.

Приходилось, конечно, детям это все объяснять. И я часто видел результат: один у другого игрушку отнимает, дергает, дергает, и, когда тот отпустит, он упадет с этой безделушкой пластмассовой в руках, и ему кажется, что он сильнее... Он доволен, а другой говорит: <Ну и что, а у меня осталось смирение> - и этот, первый, сразу такой разочарованный. Вот такие плоды педагогики. Или в другой раз один из моих сыновей, Федор (он сейчас священник), видит: один у другого отнимает что-то и они готовы сейчас подраться. Он подходит к ним и говорит: <Да отдай ты ему, ему это не нужно, он просто хочет у тебя отнять>, - и действительно, и тот, и другой отпустили. А однажды был такой момент: схватились двое, я говорю: <Ну, у кого есть смирение?> Сразу оба руки разжали - и какая-то лошадка пластмассовая или машинка упала между ними.

А самый интересный был момент, когда схватились брат и сестра. Я говорю: <У кого есть смирение?> Сестричка кричит: <У Васьки смирение!> Он, конечно, польщенный, отпустил. Вот Вы спрашиваете про особенности женского и мужского пола. Мужской пол -прямолинейный, а женский - изворотливый.

Конечно, очень важно, чтобы дети всегда хотели молиться. Но не все тут так просто. Иногда им не хочется молиться, в храме стоять. Ни в коем случае нельзя насилием заниматься, потому что это вызывает отвращение, они могут даже возненавидеть все. Нужно терпения набраться, немножечко уступить. Как говорят, с детьми всегда нужно работать внатяг. То есть нельзя ни сильно тянуть, ни отпускать. Чтобы все время чувствовалась прямая связь, упругая такая, но не отпускающая. Потому что отпустишь - покатится, натянешь - наоборот, оборвется все. Но это уже чутье нужно, к каждому подход индивидуальный.

Батюшка, в застойные времена были свои проблемы, а за эти десятилетия Вы почувствовали какие-то особые сложности?

Да, тогда были проблемы исповедничества, а сейчас обратная сторона, которая явилась одной из причин революции. Это когда заставляли в церковь ходить - и вроде бы все в порядке, все ходят, а ребенок подспудно ждет, когда же он наконец вырастет и перестанет ходить.

Вот у нас иногда пытаются всех детей загнать в воскресные школы, и они ходят туда стадом. А ведь тут очень тонко действовать нужно, потому что внешний мир все равно остается. Причем сейчас страшнее в том смысле, что, с одной стороны, в церковь загоняют, а с другой стороны, существуют компьютеризация, телевизация, телеканализация - это вообще страшные вещи. Такого потока информации у нас не было.

Кстати, одна из причин того, что Господь помог нам своих детей воспитать - у нас в семье не было, да и сейчас нет телевизора и даже радио. У нас этот программированный и целенаправленный поток информации на детей не обрушивался. Для этого я привлекал людей авторитетных, чтобы они поговорили с моими детьми. Они удивлялись: <Ну, батюшка, это же Ваши дети...> - <Нет, я прошу вас>. Потому что дети своих родителей так не слушают. Это евангельское: никогда пророк не бывает в чести в отечестве своем. Для своих домашних быть пророком труднее всего.

Дело в том, что я сам сталкивался с этим моментом: однажды пришел в одну семью, а там гремит современная музыка. Я стал на эту тему говорить, а ребенок слушал, и родители были поражены: они долбят, долбят, и ни с места, а тут вдруг слушает. Ну, вопервых, потому, что с ним говорил священник, во-вторых, я говорил не по-семейному, а немножечко по-другому. И когда я ушел, они на него набросились: <Надо же! Мы тебе столько раз говорили!> А он им: <Да потерпите, я переболею>. Сейчас этому ребенку уже за тридцать, наверное, но такой был факт. Я наблюдал это не раз и в других семьях.

Телевизора у Вас нет, а как Вы относитесь к театру?

Я очень любил петь с детства, любил оперу. Голос у меня был, альт, но мутация проходила как-то непонятно. Обычно альт переходит в тенор, а у меня получился бас. И хотя я оперные вещи пытался исполнять, но звучал мой голос по-церковному, как у дьякона. Видимо, манера была такая, поскольку я с детства пел в церкви. Дело в том, что я слышал дьяконов старых, еще дореволюционной школы.

А на театр мне в свое время глаза открыл спектакль <Принц и нищий>. Я приехал к своим родственникам на каникулы в Москву, и меня повели в театр. Я был серый человек, никуда не ходил, кроме церкви, ничего не знал, мнение о театре у меня было умозрительное, но я уже с детства знал, что это греховно, идет от скоморохов. И вот сижу я чуть ли не в третьем ряду, в партере. Тут нищий как захохочет: <Ха, ха, ха!> А зрение у меня хорошее было, и я увидел у него полный рот золотых зубов. У меня шок, сразу все померкло, я понял, что все неправда - и тряпье нищего, и одежды принца! И с тех пор, кроме <Идеального мужа>, на который мы с супругой ходили, когда она еще невестой была, я больше в театре не бывал. На золотых зубах <нищего> кончился весь мой театр. Опера для меня осталась как музыка, как пение, а все остальное... На оперу я очень много ходил.

А детей в театр водили?

Нет, ребят я, по-моему, никогда в театр не водил. Когда они в школе куда-нибудь всем классом ходили, мы их отпускали, но в театре они, по-моему, не были. Они дома слушали музыку, классическую. Я пел. У нас всегда пели: русские песни, романсы, оперные вещи.

Батюшка, у Вас дом хлебосольный, гостей много бывало?

Нет, у нас много гостей не бывало. Некогда просто. Собирались обычно или родственники, или близкие по духу люди. У нас в семье был сухой закон, никогда не было вина на столе. Поэтому дети, пожалуй, чуть ли не до семи лет не знали, что такое спиртное, что такое пьяный. Однажды пришли с прогулки, говорят: <Мы видели дяденьку, у него, наверное, голова кружится, он держится за стенку, видно, больной>. Мы тогда жили в центре Москвы, на Пушкинской площади.

Потом, помню, второй сын, когда я уже священником служил, пришел и говорит: <Знаешь, пап, есть люди неверующие>. Дети не знали, что есть неверующие люди. Они жили в своем мире: церковь, дом, родственники. И они думали, что все люди верующие, даже в то время. Вот что значит семья, окружение, общение.

У нас дома всегда читали что-нибудь из житий святых, часто светскую литературу, русскую классику и зарубежную, христианского духа - Диккенса, Гоголя, Пушкина.

Батюшка, а у Вас времени на детей хватало?

До принятия сана, конечно, времени было больше, и я старался заниматься с детьми. Они это как-то серьезно воспринимали. Помню, вхожу однажды, а старший мой сынок спрашивает: <Пап, а ты кто?> Что ему ответить-то? Он так смотрит на меня выжидательно, а потом говорит: <Валериан Михайлович, наш отец>. А их уже трое тогда у меня было, и они вопросы ставили очень серьезные. Второй сын как-то подходит к маме: <Мама, курочка делает яичко, но она ведь тоже из яичка. А откуда взялось яичко, когда курочки не было?> Ребенок это сформулировал в четыре года. Мама, конечно, ответила очень просто, ясно: <Господь сотворил курочку, а курочка несет яички>. И все встало на свои места. А теперь детям голову морочат, что сначала была икра, потом икра стала большая, получилось яйцо, рыбьи яйца. В общем, мудрят!

Вообще в отношении воспитания у верующего человека все просто получается. Когда я уже стал священником, я понял, что только вера дает широту взгляда на жизнь, а безверие суживает. Наука вообще загоняет в шоры: вот этого нет, есть только это. Причем доводы типа <наука уже доказала, что этого не может быть> - абсурд, потому что наука может только сказать: <Вот это знаю, а дальше не знаю>. О таких вещах я с детьми говорил, объяснял.

Отец Валериан, как Вы готовились к тому, чтобы стать священником?

Я считал, что быть священником - это дар. И в Лесотехнический институт поступил, потому что отец сказал: <Собираешься быть священником - приготовься к тюрьме. Приобрети специальность, которая может у тебя быть в тюрьме>. На врача я учиться не решился, а вот на эту специальность пошел. Ведь заключенных на работы посылали, на лесозаготовки.

Это было уже как исповедничество.

Я готовился к принятию сана и не был ни пионером, ни комсомольцем, хотя это было непросто в те времена. Но Господь умудрял меня. Я знал, что за отказ сажают, расстреливают, поэтому максимально лояльно говорил. Меня спрашивали: <Почему ты не хочешь быть пионером?> А я отвечал: <Разве может пионер ходить в церковь? Нет, не может. Тогда вы не можете меня принять, ведь я же хожу в церковь>. Господь давал мудрость.

То есть Вы так открыто, прямо говорили?

Да. Они же со мной беседы проводили. С комсомолом так же. Но я стоял на своем, и они отстали.

Однажды отец сказал мне, как это важно - исповедь, проповедь, живое слово священника. Я, конечно, понимал, что самое важное - это богослужение, но важны и исповедь, и проповедь. И вот я задумался об этих словах отца. Мы помолились, легли спать, и вдруг я себя увидел в приделе Архангела Михаила в храме Благовещения, в котором я вырос (там было два придела: один Архангела Михаила, другой - Преподобного Сергия). Вижу себя стоящим на амвоне, в облачении, с крестом, и мне как бы внутренний голос говорит: <Ты желал быть священником - вот ты священник. Ты считаешь важным исповедовать - вот и исповедуй>. Я взглянул - полный храм народа. Взялся за крест, как брался отец Алексий, и думаю: <Что же сказать?> Глаза закрыл, потом открываю и чувствую, что руки стиснуты, а я лежу - закрыл глаза во сне, а открыл наяву. Настала ясность, и я чувствую: я же не готов! И самое удивительное, что, когда я уже был диаконом и приехал как-то в семинарию, владыка Филарет (Минский сейчас), ректор семинарии, поворачивается ко мне и спрашивает: <Готов? Я так не готов>. И до этого был еще один момент: когда я познакомился с духовником Николаем Голубцовым, я ему говорю: <Я собираюсь быть священником>, а он мне: <Готовься, я к этому готовился всю жизнь>. И я, как во сне, почувствовал: не готов. Потом, когда я собирался жениться, он мне тоже сказал <готовься>, и архиерей спросил: <Готов? А теперь готов?> А я говорю: <Разве можно быть готовым? Всегда не готов>.

Батюшка, Вы сподобились служить со столькими замечательными людьми, расскажите об этом.

Это все подвижники. Об отце Николае Голубцове сейчас уже вышла книжка. Я сподобился с ним немножко общаться. Это удивительная личность. Глубоко духовный человек. У него был особый дар исповеди. Часто в его проповеди я слышал ответ на те вопросы, которые у меня возникали, он как бы отвечал мне, настолько у него все было жизненно. Это особый дар.

Потом, поскольку отец Николай Голубцов скончался, я через Елену Владимировну, свою тещу, познакомился с владыкой Стефаном (Никитиным), у которого был в Калуге всего за неделю до его смерти. Позже, когда он скончался, я поехал в Калугу на отпевание, а оттуда на машине вместе с гробом приехал сюда, в Отрадное. Здесь я стал ездить к отцу Сергию. Как-то я ему сказал: <Прихожу на работу, все загнанные какие-то. Мне их жалко, жалко людей-то>. А он: <Такие, как ты, нам нужны, иди к нам. Инженеров много, а священников не хватает>. Ну, я пошел за благословением к митрополиту Пимену, будущему Патриарху. Но Церковь тогда была так зажата, он говорит: <Нам не разрешают>. И я подумал, что зря ходил.

Нет, оказалось не зря, потом все сложилось. Я познакомился с личным секретарем Патриарха Алексия Первого (Синайского), Даниилом Андреевичем. Он был председателем хозяйственного управления и взял меня инженером. Потом я поступил в семинарию. Экстерном окончил ее за год, настолько я был подготовлен. Когда экзамен сдавал, пел на подобны сразу, не только на гласы. Однажды, когда уже стал священником, на клиросе запутались, не могли в книжке Богородичные паремии найти, и я вышел и на память прочитал. Я мог прочитать <Шестопсалмие> наизусть, все каноны, ирмосы на память знал. Поэтому мне было несложно.

Еще до принятия сана батюшка сказал мне: <Ты, когда станешь диаконом, служи вполголоса, концы обрывай, иначе пропадешь в диаконах>. Однажды отец Герман, он сейчас архидиакон в Даниловом монастыре, мне говорит: <Отец Валериан, что ты там мямлишь?> Я отвечаю: <Да не получается*. А он: <Врешь ты>. И потом, когда меня уже посвятили в священники, я тогда как выдал паремии в полный голос. Все: <Ах! Такой дьякон!> - но уже поздно. Но я поплатился за это. Я должен был в Отрадное попасть сразу, но меня Патриарх забрал к себе в Переделкино.

Патриарх Алексий Первый любил басок. И я там прослужил полтора года. С монахами сподобился служить, и даже иеромонах Валериан чадом был. Школа это была очень хорошая, потому что монашествующие - это особое. Они все из Лавры были, имели преемство от старого монашества. А потом меня уже сюда, к отцу Сергию перевели, он иеромонах Серафим в постриге. С ним я четыре с половиной года служил. Он много мне, конечно, дал.

В Даниловом монастыре я познакомился с отцом Дорофеем, с отцом Евфросином, которого я причащал и хоронил здесь. Он иеромонах Зосимовой пустыни, десять лет на Колыме отбывал.

Потом отец Тихон Пел их. С ним я два с половиной года здесь служил. Это, конечно, для меня утешение большое. Еще отец Федор был, такой милый старчик, восьмидесяти восьми лет. Отец Николай Морев.

Батюшка, а как Вы к отцу Николаю Гурьянову попали?

Я как-то приехал раз, другой. Однажды слышу, говорят: <Батюшку, может, причастить? Батюшка не причащается>. Я со старцами всю жизнь, поэтому мне как-то привычно. Стал приезжать чаще, чаще, а потом мне даже такое утешение было: как-то приезжаю, а отец Николай спрашивает: <Наш батюшка приехал?>

Вот у многих сейчас уныние, ощущение, что все рушится, все разваливается. Что Вы по этому поводу думаете?

Да нет, нет. Батюшка говорил не так. Духовно-то все укрепляется. Будучи в Переделкино, я встретился с одним схимником, не знаю даже, кто он. Я спросил его, что нас ожидает. Он сказал: <Для тела, для земной жизни впереди - ничего особенного>. То есть земная жизнь будет страшней и страшней. А для духовной впереди один только свет. На самом деле пугаться не надо. Наше поколение прошло войну и послевоенные годы, сталинские времена, хрущевские времена - это все несладкое время. Вот мама моя была большой оптимист, как-то мне это передалось от нее. А что может быть вообще? Мы же говорим: <Яко с нами Бог, яко с нами Бог>. С нами Бог действительно, только мы об этом забываем. На самом деле надо помнить: <Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!>

Меня всегда, например, интересовали травы. Я убедился, что, оказывается, мы совершенно неправильно живем, ушли от своего, родного, природного. Еще Серафим Вырицкий говорил: <Россия живет от своей земли>. Действительно, земля нам столько дает - одна сныть чего стоит, которой преподобный Серафим питался! Сныть, крапива - все это есть, пожалуйста, это ничего не стоит.

Вот преподобный Паисий, афонский старец, говорит: <Если приучить себя к воздержанию и на постную пищу перейти, то с Божией помощью хватит в любое время выжить>. Все идет от сознания. Просто надо оставить эту штампованную жизнь, в которой много излишеств.

Отец Валериан, а как относиться к тому, что со страной происходит? Или надо с этим смиряться?

А что со страной происходит? Это естественный отбор: кто идет туда, а кто - сюда. Конечно, что бы человек ни делал, результат будет от Бога. От нас труды, а результат - от Бога. Просто Господь может послать такое время, какие-нибудь катаклизмы... Но люди привычные спокойно выживут. Много ли нам надо? Я вот подсчитал: перловка, какое питательное зерно - всего три килограмма в месяц на человека достаточно. Вот так! Я на себе проверил. На год тридцать шесть килограммов. Ну, не одну же ее есть будешь, еще чего-нибудь. Человеку вполне можно в удовольствие жить. Мне рассказывали: в наше время одна монахиня мешок перловки взяла и ушла в горы. Ей крупы хватило на два года, и осталось еще. То есть мы все придумываем, создаем себе штампы: без этого я не могу, без того. Да чепуха это все.

Вот для чего посты нужны, вот чем они помогают. Они сажают на простую пищу, человек видит, что он при тех же возможностях вполне может продолжать трудиться - а духовно, конечно, каждый должен трудиться над своей душой. Детей тоже нужно приучать к простоте, к этой простой пище. Вот почему важны посты для детей. И еще физический труд. Я старался всем своим детям всегда дарить разные инструменты. Вот сейчас сын приехал, говорит: <Пап, ты мне топорик подарил когда-то, с надписью даже>. Просто топор, пила и лопата - и все, можно жить. А телевизионное засорение, штампы эти - лишнее.

Батюшка, так что, нам унывать нельзя, грех?

Какое тут уныние? Я людям говорю: мне времени не хватает. Когда унывать? Некогда. Это если время есть, можно унывать, а если некогда, унывать не будешь.

Беседу вела Надежда Зотова

К 80-летию протоиерея Валериана Кречетова

Встречи с о. Валерианом Кречетовым всегда удивительны, они дают духовную поддержку, лечат от уныния, наполняют смыслом наше существование. Как мудрый духовник, он, опираясь на учение Святой Церкви и собственный глубокий духовный опыт, помогает людям нащупать главное, выкарабкаться из болота греха, страсти, да и просто подскажет, как быть в той или иной жизненной ситуации.

….Ажиотаж начался уже у входа в Дом кино на Васильевской, афиши которого говорили о предстоящей презентации документального фильма об о. Валериане «Любовь не ищет своего…» и о присутствии самого батюшки на этом вечере. Люди готовы были стоять в проходах, сидеть на ступеньках и ловить каждое его слово через открытые двери, даже находясь в фойе.

Родился батюшка 14 апреля 1937 года в самый разгар репрессий. Его бабушка по отцу, Мария Арсеньевна Морозова, происходила из старообрядческого купеческого рода Морозовых. Была очень верующим человеком, образцом жены, матери и христианки. С отцом, Михаилом Кречетовым, они обвенчались на поселении после тюрьмы – это был подвиг, т. к. он был политическим заключённым, «врагом народа». Позже мать добилась реабилитации отца, дошла до Сталина.

В Соловецком лагере отец сидел вместе с епископом Феодосием (Ганицким), в 2006 году прославленным РПЦ в лике святых как священноисповедник. Как-то на вопрос отца, как поступить, владыка посоветовал положиться на волю Божию. «Я положился». – «А чего ко мне пришёл? В лучших руках дело».

Началась война, мама осталась одна с тремя детьми. Письмо, написанное на фронт, в котором она говорила о том, что будет ждать мужа любым («где бы ты ни был, что бы с тобой ни было, хоть без рук, без ног, я тебя разыщу и привезу тебя»), отец, как молитву охраняющую, носил в кармане всю войну.

О войне и послевоенных годах своего детства о. Валериан вспоминает до сих пор: «Иногда сейчас можно услышать: “Есть нечего”. Да вы не знаете, что такое “есть нечего”. Вам не хочется просто есть, а “есть нечего” – это вообще нет ничего, что можно съесть. Вот это – не дай Бог».

Воспитанный в духе любви к Богу, маленький Валерий начал прислуживать в церкви с шести лет. Шёл 43-й год, война. Пел и читал, причём читать начал одновременно и по-русски, и по-церковнославянски. «Я припадал к иконе Матери Божией и просил у Неё только одного: Матерь Божия, сподоби меня служить Сыну Твоему и Богу моему. Об этом никто не знал, это была моя детская молитва, – старец едва сдерживает слёзы, произнося эти слова. – Ну вот, как видите, служу».

Кречетовы не были ни пионерами, ни комсомольцами, однако в характеристике после 10-го класса у Валерия было написано: пользуется уважением и любовью одноклассников.

Если человек всё время думает о служении Богу, то всё остальное обязательно будет на своих местах. О. Валериан приводит слова духовника афонского монастыря Филофея о. Иоанна: «Когда мы идём к свету, за нами идёт наша тень. Тень – это всё земное. Иди к свету и всё земное будет дано тебе, как твоя тень. Если же ты отвернёшься и погонишься за тенью – за земным, то и от света уйдёшь, но и тени не догонишь».

«Мой отец, который стал священником в 54 года, мне всегда говорил: “Священническое служение – это служение, а профессия у тебя просто должна быть, мало ли что придётся в жизни делать. Многие апостолы были рыбаками, каждый имел какую-то профессию”». Как-то отец сказал, что тот, кто собирается быть священником, должен быть готовым к тюрьме. «Я готовился. Бог пока миловал».

В начале своего служения о. Валериан не знал, какой путь выбрать – семейный или монашеский. Спросил совета у о. Кирилла (Павлова). Тот сказал: «Молись – Господь тебе укажет». В тот же день он познакомился со своей будущей супругой. О трудностях семейной жизни о. Валериан, с присущим ему удивительным чувством юмора, рассказывает: «Я прожил со своей тёщей 35 лет. Кто живёт с тёщей, знает, какой это важный момент. Я получил столько – никакая академия столько не даст. Школа смирения – я был человек очень гордый, строптивый. А Господь сказал: строптивым на пути посылаются стропотные. Моя тёща, Царство ей Небесное (духовная дочь о. Сергия Мечёва, очень много рассказывала о нём), была человеком твёрдой воли. Но я хорошо помнил завет моей матери: «Валюшка, молчи. Старшим не смей отвечать». И выполняя её завет, я просто как сыр в масле катался. И любому это советую. Среди двоих кто первый уступит, тот и прав».

Бог дал о. Валериану пять сыновей, две дочери и пока что 35 внуков. Огромный опыт. Однажды звонит ему молодая мама – что делать, батюшка, ребёнок плачет. Ребёнку 9 месяцев – зубки режутся, самое время. Это болезненно, а сделать ничего нельзя, только терпеть. «Очень важный медицинский момент, – говорит о. Валериан, – когда болезнь не лечится, её нужно терпеть. Так же, как и ближнего своего: если ничего не получается – терпи. Это закон. Кстати, очень полезный».

Следующие полушутливые размышления батюшки мне хотелось бы привести почти дословно, настолько они актуальны и поучительны: «Человек рождается и сразу начинает есть. Зубов у него ещё нет, а он ест. Появляются зубы – он ест. Потом зубы начинают выпадать, а человек продолжает есть. Могут вывалиться все зубы, а человек всё равно ест. То есть получается, что ест он всё время, от рождения до кончины. А зубы у него не всё время. Значит, их основное назначение не для этого – есть он может и без зубов. А вот когда начинают вылезать зубы? Перед тем, как человек начинает говорить. Так вот для чего они нужны – чтобы держать язык за зубами! А если они язык не держат, тогда для чего они нужны? Первые причины выпадения зубов – это то, что они плохо держат язык. А как дорого зуб отремонтировать! Теперь я понял: молчание – золото. И это не шутка. К примеру, если рот открываешь с тёщей или со свекровью, так потом приходится с ними разъезжаться. А это дорого. Молчишь, и дешевле всё обходится».

Батюшке много приходится ездить: «Я очень много нахожу поучительного. Как курочка клюет по зёрнышку, так везде можно найти духовную пользу. Вот, к примеру, притча. Поссорились два друга, один другого ударил. Тот, кого ударили, написал на песке: “Сегодня друг ударил меня”. Через некоторое время тот, кого ударили, стал тонуть. Друг, забыв про ссору, бросился и спас его. Тогда спасённый высек на камне: «Сегодня мой друг спас мне жизнь». Обиду нужно писать на песке, чтобы её развеяло, а добро высекать на камне. Если тебе кто-то сделал добро – запомни это, а когда ты сделал добро – забудь это».

«Самое главное – это спасение души. Его можно достичь только очищением от грехов. А грехи прощает Господь. А прощает Он тому, кто других прощает: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Чем больше простишь, тем больше тебе простится. Поэтому надо радоваться, когда тебя кто-то оскорбляет, – есть возможность его простить. Кто нас корит, тот добром дарит. Духовным добром».

О. Валериан продолжает: «Сейчас такое время – все руководят. На вакансию инженера – 9 человек, а на руководителя – 300. Кто не умеет делать, тот учит, как нужно делать. А кто не умеет учить, тот учит, как нужно учить. Старайтесь так жить, как Бог даст. Радуйтесь жизни. Когда человек живёт, он не должен особенно думать, как на него смотрят, как о нём думают. Господь всё управит».

Батюшка уже около часа стоит на сцене, не садится – привык говорить стоя. «Правда, – сетует, – возраст никуда уже не денешь. Ни продать его, ни подарить. Нет такого бартера и денег, чтобы вернуть утраченную прыть, – улыбается о. Валериан. – Я это уже проверил на себе. Но возраст – это то, что относится к телу, но не к душе. Когда человек живёт с Богом, для него не только возраста нет, для него и времени-то нет. Бог вне времени и пространства. Сущность всего нашего бытия в двух основах. Это Богоявление и Богослужение. Бог явил Себя в Своём творении, а творение должно служить своему Творцу. То есть от нас – Богослужение. Очень важно сохранение благодати, благоговения – к храму, к богослужению, к престолу, вообще к святыне. Преемственность для священника особенно важна».

«Мы выросли не только в атмосфере богослужения, – отмечает батюшка. – Очень важен быт. Когда мы собирались, то пели и русские песни, и, конечно же, духовные песнопения. Псалмы они называются, стихотворения духовного содержания, переложенные на музыку. Такой пласт, а мы его сейчас не знаем совершенно».
Вместе с внучкой Лизой, которая аккомпанировала ему на рояле, о. Валериан спел духовный стих о преподобном Серафиме.

После беседы с батюшкой был просмотр нового документального фильма о нём. Красивые съёмки знаменательных для батюшки мест – Акулово, Покровская церковь, припорошённая кристально белым снегом, красивая природа, виды с высоты птичьего полёта. Звучит классическая музыка – Вивальди, Бах, церковные песнопения. Много добрых слов звучит с экрана в адрес батюшки от прихожан, детей, внуков:
«Батюшка всегда служит очень благоговейно, его душа пребывает в службе».
«Он себе не принадлежит. Он здесь всё. Он отец-настоятель, он держит традицию».
«Благодарю Бога, что он дал мне родиться у моих родителей. И братья мои незлобливые, направлены с любовью к людям. Этому нас родители научили – доверять и любить людей. Распространяй вокруг себя любовь, и ты почувствуешь, как эта любовь будет касаться тебя, возвращаться к тебе».

Наставления самого о. Валериана, воспоминания:

«Как-то выпил я водки напёрсток, приехал батюшку (о. Иоанна Крестьянкина) причащать, всё приготовил. О. Иоанн выходит, говорит, я не буду причащаться, мне нельзя, я водки напился». Я всё понял: «Батюшка, простите, это я сделал». Батюшка причастился, но мне был урок на всю жизнь».

«Никто ничего не сможет сделать, если это не попустит Господь. Произведения человеческие – это жалкая копия того, что сотворил Бог».

«Неоценимое качество России в том, что она выживает в любых условиях. Несмотря на санкции».

«Что нельзя отнять? Мастерство, умение. Но этому надо учиться. Чем больше человек знает, тем более он независим и может помочь другим».

А закончить рассказ о вечере мне хотелось бы следующими словами о. Валериана: «То, что называют любовью, это некое подобие. Греки над этим задумались, поэтому у них три названия любви: эрос, филео и агапе. Стра´стная, дружеская и жертвенная. Любовь не может жить в себе, она должна на кого-то изливаться. Человек несчастен, если у него самого нет любви. Не от того, что его никто не любит, а от того, что он сам никого не любит. Как сказал св. Иустин Попович: «Любовь к человеку без любви Божией – есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – есть самообман».

Любовь не ищет своего и никогда не перестаёт…

Анна Алексеевна АНДРЕЕВА

Акулово — вот уже больше сорока лет это неблизкое село — место, где служит отец Валериан . В простом облачении он исповедует, беседует, крестит, венчает, одних утешит, другим ответит строго. родился в 1937 году. Отец — репрессированный бухгалтер, впоследствии священник Михаил Кречетов, прошел через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Валериан Кречетов окончил Московский лесотехнический институт, работал на Урале. Поступил в московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию.

13 декабря 2012 года отцу Валериану вручена международная общественная награда Андрея Первозванного «Вера и верность». Премия присуждается за заслуги в укреплении российской государственности, межславянского согласия, союза государств, дружественных России, и в возрождении духовности.

Одиночество

Святыми отцами предсказано, что в последние времена верующие будут жить, как в пустыне. Но если пустынники первых веков за десятки километров чувствовали душу другого человека и шли к нему, чтобы встретиться, то сейчас происходит обратное. Окружающие и даже родственники часто не понимают верующего. Это не такое уж обязательное условие, но встречается очень часто.

Сколько людей, столько путей

Приток людей в Церковь увеличился, стало больше молодых, больше мужчин. Люди стали приходить семьями, что, конечно, очень отрадно. Прихожане принимают более активное участие в церковной жизни.Церковь состоит не только из приходящих членов. От Ее создания и до второго пришествия, всегда есть некая постоянная часть — люди, которые всегда находятся в Церкви. Одним из главных условий истинной Церкви является непрерывное преемство, а оно означает живую реку православной жизни, передаваемой из поколения в поколение, от родителей к детям, от детей к внукам. В эту реку вливаются или, как говорил , прививаются и дикие ветви, которые начинают на ней плодоносить. Есть люди, которые приходят в вечно живущую Церковь, есть, к несчастью, и те, кто из нее уходит, но все это периферийные процессы. А в сердцевине Ее течет живая, непрерывная и постоянная река.

Говоря о входящих в Церковь, нужно сказать, что никто не приходит, если Господь его не привлечет. Этот процесс называется — призывающая . Можно привести множество разных примеров того, каким образом Господь приводит людей в Церковь. Существует даже выражение – сколько людей, столько путей. Какие-то из них похожи, и их можно даже классифицировать.

Некоторые приходят в поисках истины, некоторые приходят от горя, некоторые от желания обрести некую внутреннюю твердость, постоянство. И это понятно, потому что жизнь не зря именуется морем житейским, на котором бывают и ветры, и бури. Непостоянство жизни, если человек об этом задумывается, вызывает у него потребность искать чего-то более надежного. Это естественный поиск Бога.

Туга душевная

Когда-то моему отцу, Царствие ему Небесное, на экзамене в академии старичок профессор задал такой вопрос: «Что делает Господь, чтобы привлечь человека к себе?» Я уже не помню, что он ответил, на что преподаватель говорит: «Все правильно, но что все-таки самое главное?» И когда отец задумался, профессор ему подсказал: «Посылает тугу душевную». То есть посылает обстоятельства, когда человек не находит удовлетворения, не находит успокоения, не чувствует опоры. Обопрешься – предадут, в чем-то другом обманут. Вот человек невольно и задумается о том, где же тогда истина, если везде обман. В минуты физической болезни или душевной безысходности человеку все равно свойственно искать выход даже из безвыходного положения. И в таком поиске люди нередко обретают Бога.

Многих приводит к вере . Есть такое выражение – к пустому колодцу за водой не ходят. Поэтому очень важен личный пример, надо быть теми светильниками, про которые Господь сказал: «Вы есть свет миру». В литературных произведениях показаны примеры, как твердость духа верующих в невыносимых условиях тюрем и лагерей, где они совершенно спокойно себя чувствовали, приводила людей к вере.

Многие прибегают за помощью, когда «здесь» уже не на что надеяться. Тогда люди просят помощи у Бога, и это тоже один из путей.

Иногда человек приходит в Церковь просто из любопытства. Он хочет понять: «Зачем туда люди ходят? Что они там находят?» А потом неожиданно для себя сами находит там Бога. Я знаю такие примеры.

Однажды мальчики, скрываясь от своих преследователей, как это бывает в играх мальчишек, забежали в храм. Там они почувствовали что-то, чего нет в обыденном мире. Потом одного из этих детей я крестил уже взрослым.

Поэтому причины прихода человека в Церковь бывают разными, но они своего рода семя, которое падает на соответствующую почву. Иной и забежит в Церковь, но его все равно ничего не тронет. Поэтому то, как человек приходит – это пути промысла Божия. Но в Церкви всегда существует некий стержень, некая живая струя, которая имеет непрерывное преемство.

Все мне не так!

Есть приходящие, вливающиеся в Церковь и потом тоже становящиеся постоянными ее членами. Есть и те, кто, большей частью через или через какие-то страсти, впадают в состояние недовольства. Церковные правила и уставы кажутся им слишком тяжелыми, потому что накладывают рамки на их желания, прежде всего, греховные. И тогда начинается уход. Сначала они начинают задумываться: «А зачем это? Для чего это?» А потом постепенно начинают отходить и перестают быть членами Церкви. Действие всякого греха таково, что он отделяет человека от Церкви. Поэтому на исповеди, когда человек сознается в своем грехе и старается исправиться, над ним читается молитва: «Примири и соедини во святей Твоей Церкви».

Бывает так, что люди ходят в Церковь и ведут при этом греховную жизнь. В этом случае они только телом пребывают в Церкви, духовно же отделены от Нее. Однако постепенно и тело начинает тяготиться службами, постами, и тогда человек окончательно отходит от Церкви.

По множеству пороков, свойственному современному обществу, человеку труднее войти в Церковь, которая предполагает отказ от греха, борьбу с ним. Например, в государстве с низким уровнем потребления алкоголя полный его запрет не вызовет особенного возмущения. А вот в обществе, где все пьют – это гораздо сложнее.

То же касается и (которого на Руси раньше не было) — человек не может отказаться от этой соски, она становится той страстью, которая им обладает. Об этом апостол Павел сказал так: «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Не говоря уже о том, что если кадильный дым привлекает благодать Божию, то табачный дым называют — «бесовское кадило». Я уже не говорю о том, что раньше то, что до венца, было блудом. А теперь уже устроили , то есть ведут открытую блудную жизнь без каких-либо гражданских, и тем более церковных обязательств.

Все эти и другие черты современной жизни являются для многих камнем преткновения. Сам образ жизни общества всячески препятствует человеку войти в Церковь.

Неясность вокруг

Людей сейчас волнует состояние всего общества – та ненадежность, неясность, которая происходит вокруг. Даже деньги то дорожают, то дешевеют, валютный курс все время пляшет. Иногда он колеблется легкими волнами, а иногда получается настоящее цунами, которое все сметает. Людей волнует непостоянство в их материальном положении. Часто не платят зарплаты. Даже предприниматели нередко обманывают друг друга, а это, в конце концов, отражается и на работниках.

Проблемой является непостоянство, непрочность семей, в том числе и для воцерковленных людей, у которых тоже почти нет семей, где все ровно. Даже если есть внешнее благополучие, это не значит, что в порядке внутреннее.

Отец Валериан с матушкой

В свое время сказал, что от святых мы отличаемся непостоянством. Сейчас дистанция нашего отличия от святых особенно увеличилась, потому что непостоянно все. Гражданские семьи – одно из явных свидетельств непостоянства. Люди не надеются вместе жить и дальше. Спрашиваешь их: «А почему?» «Не знаем». То есть они сами себя не знают, а друг друга тем более.

Без Церкви

Одно из современных заблуждений в том, что можно спасаться не воцерковляясь, не ходя даже в Церковь. Это довольно распространенное мнение среди тех, кто крещен. Они говорят, что это все внешнее, это все не важно. Но дело в том, что дерево без листьев плода не приносит. Внешнее дело без внутреннего не дает плода, но и так называемое внутреннее не может принести плода, если нет внешнего. Если в душе все будут хорошими, добрыми и верными, а внешне будут ругаться, пьянствовать и блудить, то где же оно — то, что в душе? Или тело от души уже совсем отделилось?

У нас была одна старушка, Царствие ей Небесное, Анастасия Михайловна, которая как-то говорит бабушкам: «Чем здесь сидеть, сходили бы лучше в Церковь». Они говорят: «А у нас Бог в душе». Тогда она им отвечает так: «Вот, представь, что муж тебя любит в душе. Когда хочет – приходит, когда хочет — уходит. Как тебе это?» Сразу все стало понятно.

Такая виртуальная реальность – живешь, как хочешь, но в душе имеешь как бы веру в Бога. Но о вере сказано, что и бесы веруют и трепещут.

Ошибки православных

Самое большое заблуждение церковных людей — это когда они забывают про Бога, забывают, что без промысла Божия ничего не совершается. Человек не чувствует Бога в своей жизни, не просит, чтобы Господь открыл ему свою волю. Часто спрашивают: «Ну, а как Он ее откроет?» А так, что если помнить все время о Боге, тогда в обстоятельствах жизни или иным образом эта воля проявится. А когда небо молчит, то не надо ничего предпринимать. То есть когда не чувствуешь Божией воли, не надо никуда лезть, потому что не туда залезешь.

Среди других заблуждений есть тенденция – разбирать по косточкам священнослужителей. К кому можно обращаться, к кому нет. В какой церкви есть благодать, а в какой нет. Как ученики, сами еще ничего не зная, начинают обсуждать учителей. Получается и осуждение, и рассуждение о вещах, которые часто выше нашего разумения.

Многие сейчас увлекаются эсхатологическими теориями, то есть со всем тем, что связанно с , Но до конца мира надо еще дожить, а как конкретно жить пока он еще не наступил, вот этим они не занимаются. Просто ждут, как ждали его сектанты и в прежние времена.

Заблуждением является увлечение прозорливыми. Некоторым обязательно надо прозорливого батюшку. Конечно, святые люди есть, и они могут помочь, но так же как и хороший врач и лекарства могут помочь, только если сам организм тоже борется.

Часто ищут причину несчастий и прочего не в себе, а в ком-то другом: «А кто мне это сделал? А кто мне порчу навел?» То есть не я, грешный, получил по своим грехам, а кто-то что-то плохое мне сделал. Увлекаются отчитыванием. «Мне нужно отчитываться». Отчитывались раньше на собраниях, а теперь вот так.

Осуждение

Умные учатся и на своих, и на чужих ошибках, а не умные только на своих. А некоторым ни свои ни чужие ошибки впрок не идут. В основном же, конечно, люди учатся.

Один мой давний знакомый, очень серьезный, хотя в те годы и нецерковный человек, рассказал мне потрясающую историю. Ехал он на эскалаторе, и впереди кто-то упал, следующий, подъехав, упал за ним. Мой знакомый торопился и, вместо того, чтобы помочь беднягам подняться, будучи человеком сильным и спортивным, просто перепрыгнул через них и побежал дальше, а про себя подумал: «Растяпа, нужно под ноги смотреть». Выбежал он из метро, видит автобус уходит, кинулся к нему и, сам не заметив, за что зацепился, растянулся прямо в луже. В этот момент он слышит, как кто-то говорит: «Растяпа, под ноги смотреть нужно». Он на всю жизнь это запомнил и с тех пор никого старался не осуждать.

Протоиерей Валериан Кречетов

Духовные чада

Духовного роста желают и стремятся к нему даже быстрее, чем это возможно. Но иногда духовные чада пользуются духовным отцом для того, чтобы уйти от своих проблем и переложить их на священника. «Батюшка, а куда мне поехать? Батюшка, у кого мне лечиться? Батюшка, что мне покупать?» И батюшка должен думать, куда чаду ехать, где лечиться и что покупать. Это, конечно, не взросление, а наоборот, уход от труда.

Замечательный пастырь , который служил как раз среди городского люда, всегда спрашивал человека о том, как он сам думает, а свои советы высказывал в форме предложения, а не указания: «Я думаю, может быть стоит поступить так-то или так-то». То есть он старался учить своих духовных чад мыслить самих. По-настоящему так и должно быть.

Совершать таинства может любой священник, а давать советы только тот, кому дано.

Автономная нравственность

Люди считают себя православными, а живут, как хотят, не считая обязательными для исполнения нормы, данные Богом. Появилось даже такое понятие – автономная нравственность. То есть существуют Божии законы – не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать, и одновременно каждый сейчас говорит: «Вот это, я считаю, можно делать, а вот это действительно нельзя». То есть каждый сам себе становится неким нравственным законодателем.

Это закваска сектантская, именно они берут отдельные положения, а остальное отбрасывают. «Вот с этим я согласен, а на остальное не будем обращать внимание, я не считаю, что это важно. Венчаться – это важно, исповедоваться – тоже можно, а вот ходить в Церковь, да еще постоянно… а зачем? Поститься – и вовсе лишнее». Людей, которые думают подобным образом, полно, и их избирательность объясняется просто: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Поэтому против молитвы и поста идет основная война.

Жизнь идет

Мне очень отрадно, когда я вижу 60-летних, впервые пришедших в храм исповедоваться, причащаться или даже венчаться.

Жизнь идет. Количество добрых людей сейчас больше. Я не знаю, каково их процентное соотношение с остальными, но то, что их стало больше – это факт.

Будь готов

Когда предаешься воле Божией, то Господь берет душу в наиболее лучший для человека момент в духовном смысле. Святитель Арсений (Жадановский) последний настоятель Чудова монастыря говорил что, когда человек готов, Господь ни мгновения не медлит, забирает душу в ее наиболее высшем здесь состоянии. Есть такая книга «Невероятное для многих, но истинное происшествие». В ней описывается как душа вышла из тела, увидела свое тело, потом увидела ангелов, бесов и последнее, что она услышала в том мире, когда она пришла на свет, было «не готов». Человека вернули в тело и сказали: «Иди и готовься».

Отношение к людям

Без сомнения, приход в Церковь меняет отношение человека к миру. Если человек на правильном духовном пути, то отношение к людям становится лучше. Понимаешь, что этот несчастный мир крутится, люди живут без веры, как они живут вообще непонятно, такая их жизнь беспросветная. Суетятся, завидуют, ревнуют, грешат, потом еще преступления совершают, аборты-убийства, потому что в их понимании: куда же столько детей? …

Круг общения

Есть такое изречение: с преподобным преподобен будешь, с избранным избран будешь, с неповинным неповинен будешь, со строптивым развратишься. Или еще проще: с кем поведешься от того и наберешься. Канонами запрещалась общаться с еретиками и иноверцами. Но если человек цепляется за вас, то отталкивать его не по-христиански, но и самому лезть не нужно. Необходимо рассудить, по силам ли тебе будет это общение, потому что если нет крепости в вере, то начнут смущать, и закатишься неизвестно куда.

Когда не получается молиться…

В таком случае надо молиться, просить помощи Божией. Преподобный Серафим в беседах с Мотовиловым говорит, что молитва всегда нужна, во всем нужна и больше всего нужна. Схиигумен Пантелеимон по этому вопросу сказал, что слова в нашей власти, а сердце не в нашей. О том же говорит и поговорка «сердцу не прикажешь», и эта поговорка не только к любовным отношениям относится. Само чувство дается от Бога. По-моему, святитель Николай (Велимирович) сказал: «От человека подвиг веры, а от Бога дар любви». Бог даст молитву молящемуся.

В духовной жизни нет мелочей

Чтобы не совершать тяжких грехов, нужно не пренебрегать мелочами. Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, подготовка. Сначала какая то мыслишка, потом компания, потом выпивка, блуд и так далее, еще какое-то падение. Сначала человеку интересно, что там такое, потом начинает тянуться, потом хочет приобрести, потом начинает искать способ как приобрести, нечестность какая-то возникает при подходящей возможности. В духовной жизни, говорят - нет мелочей.

Отец Валериан Кречетов в селе Акулово Одинцовского района является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Писатель, духовник, проповедник, утешитель скорбящих душ православных. И это далеко не все титулы протоиерея Кречетова Валериана.

Биография

Протоиерей Валериан Кречетов родился 14 апреля 1937 года в г. Зарайске. У него было 2 брата. Обучение в школе Валериан закончил в 1959 г.

Его мать Любовь из Коробова была старообрядкой. Его отец Михаил был сосланным бухгалтером, отбывавшим срок в лагере на Соловках вместе со священнослужителями и митрополитами. Во время войны он воевал на фронте. А после ее окончания отучился в духовной семинарии и в 54 года стал священником.

Образование

Кречетов Валериан имеет как светское, так и духовное высшее образование.

1959-1962 гг. - учеба в МЛТИ. Отец всегда наставлял своих сыновей на путь истинный и готовил их к священству. Он говорил: прежде рукоположения нужно приобрести светское образование, чтобы выжить в тюрьме. Ведь раньше священнослужителей очень часто преследовали и сажали в тюрьмы. Братья выбрали лесной институт, т. к. осужденных отправляли на лесоповал. Затем Валериан вызвался осваивать целину. Стал штурманом Военно-Воздушных сил, но работал инженером в лесхозе. Вскоре он женился. Женой Кречетова Валериана стала Наталья Константиновна Алушкина.

1962-1969 гг. - учеба в МДС. Через некоторое время Кречетов Валериан перевелся работать инженером в Патриархию, откуда поступил в семинарию. За один год он экстерном смог сдать экзамены за четыре курса семинарии.

Хиротония

  • 21 ноября 1968 г. - диаконская хиротония.
  • 12 января 1969 г. - диакон Валериан рукоположен во иерея. Таинство хиротонии совершил епископ Дмитровский Филарет.
  • 1969-1973 гг. - учеба в МДА.

Приходы

Первый приход отца Валериана - Спасо-Преображенский где он отслужил 1.5 года.

Второй приход - храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово, где служит и поныне.

Настоятельство - с 1970 года.

Приход прот. Валериана Кречетова

Как попасть к отцу Валериану? Приход где служит проповедник, находится в небольшом с. Акулове. Акуловский храм не закрывался с 1807 года. В тяжелые репрессивные годы богослужения велись в приделе св. Николы Чудотворца. Этот храм стал в то время духовным оплотом, где находили пристанище гонимые священнослужители и многие верующие москвичи.

С 1970 г. настоятелем здесь является отец Валериан. Батюшка настолько располагает к себе, что к нему на богослужение съезжаются с разных концов Москвы и Подмосковья. Приходская паства с каждым годом только увеличивается, появляются многодетные семьи, которые в полном составе посещают храм. Кроме пастырских трудов по окормлению прихожан, отец Валериан Кречетов несколько десятков лет нес епархиальное послушание: был епархиальным духовником. В 2010 году он стал членом Межсоборного присутствия РПЦ.

Благоустройство

За время служения в храме батюшки церковь и его территория приобрели ухоженный красивый вид. Трудами настоятеля были отреставрированы и построены многие объекты. Он руководил:

  • Постройкой Дома для церковных работников (притча). На 200 кв. м расположились просфорная, трапезная, кухня.
  • Благоустройством территории, принадлежащей Воскресной школе. Кроме того, территория была украшена цветником.
  • Реставрацией Были отреставрированы наружные и внутренние стены, купола, колокольни, подвальные помещения.
  • Постройкой крестильни с баптистерием.
  • Благоустройством территории воскресной школы. Кроме украшения территории цветниками, воскресной школе была подарена точная копия Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».
  • Постройкой и росписью храма, освящённого в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Новый храм был освящен на 200-летие основного храма в 2008 году. Освящение храма совершал
  • Асфальтированием стоянки и церковного погоста.
  • Проведением в воскресную школу центрального водоснабжения.

Общецерковная деятельность

Отец Валериан не только «добрый пастырь своих овец», ответственный настоятель, трудолюбивый строитель, он возрождает миссионерскую, катехизаторскую деятельность. По его благословению прихожане ведут активную социальную политику, в частности, они принимали непосредственное участие в ремонте воскресной школы, посещают стариков в домах престарелых.

Воскресная школа

При воскресной школе открываются различные кружки и секции, например, дети занимаются рукопашным боем, валянием шерсти, художественным вязанием, изобразительным искусством, прикладным рукоделием, фотографией, конструированием. Они поют в церковном хоре, ставят театральные постановки. Воспитанники с удовольствием отправляются в паломнические поездки.

В 2003 батюшка создал воскресную школу для взрослых. Они посещают Библейско-богословские курсы им. Сергия Радонежского.

Воскресная школа имеет три детских и одну взрослую группы. Общее количество детей - примерно 80 человек, а взрослых - 50 человек.

В воскресной школе проходят занятия по воскресным дням по Закону Божьему, по Основам православной нравственности, по Катехизису. А взрослые слушатели прослушивают курс по Основам православного мировоззрения.

Палаточный лагерь «Солнышко»

В летнее время воспитанники ВШ проводят свои каникулы и набираются физических и духовных сил в Летнем семейном палаточном лагере «Солнышко», который располагается в лесу в живописном месте на озере Селигер в Тверской области. Любые коммуникации здесь отсутствуют. Находясь в лагере, дети и взрослые усваивают на практике православный образ жизни на основании евангельских заповедей. Они ежедневно молятся, принимают участие в богослужении, поют и читают на службах, соблюдают посты, участвуют в оздоровительных, спортивных, культурно-воспитательных мероприятиях.

Священники ратуют за регулярное проведение миссионерских и катехизаторских бесед и лекций, за организацию паломничеств к святыням и историческим местам.

Библиография

Что говорят прихожане о своем духовном отце, каковым является протоиерей Валериан Кречетов? Отзывы всегда благодарственные, добрые. Кроме основной службы, митрофорный прот. Валериан является духовным писателем, чьи книги ищут с большим ажиотажем и читают с неподдельным интересом, о чем можно прочитать в отзывах и услышать от прихожан. Книги Валериана Кречетова обращены к широкому кругу православных читателей. Некоторые хотят получить духовное утешение, другие - совет, а третьи - вразумление и наставление. Каждый найдет то, что ему по душе. Представляем аннотации некоторых из книг.

  • "Изведи из темницы душу мою", 2012 г.

Книга адресована разным категориям людей: от начинающих христиан до воцерковленных прихожан. Душа человека нуждается в духовном росте. Каждый раз, побеждая грехи и делая усилия над собой, мы поднимаемся на одну ступеньку выше на пути к спасению. При этом соблюдение поста и искренняя регулярная молитва являются главными помощниками на пути восхождения.

  • "Как нам обустроить себя?", 2013 г.

В книге отец Валериан учит соединять движение ума и сердца во единый порыв. Наше сердце и наш ум должны одновременно хотеть просимое у Бога. Тогда мы сможем получить то, что просим. Автор проводит параллель наших душ с душами святых. Души святых всегда настроены на одну волну, а нас все время куда-то заносит: то влево, то вправо. Родители должны сами заботиться о своих душах и детей наделять чистым и светлым наполнением. Это главные мысли, изложенные в книге.

  • "Ключ к настоящему — в прошлом", 2014 г.

В книгу вошли интервью, данные журналу «Покров» и радио «Радонеж». Прот. Валериан, отвечая на вопросы, поясняет, что все наши проблемы и неурядицы идут из прошлого. Поэтому ключ от счастливой жизни можно найти, только исправив ошибки прошлого. Батюшка отвечает на вопросы о счастье, о радости, о достойной смене, о правильной жизни в Церкви и др.

  • "Марфа или Мария?", 2006 г., 2012 г.

Первая книга с таким названием вышла в 2006 году и была отмечена верующими как интересная и познавательная. Поэтому в 2012 г. вышло продолжение первого издания Валериана Кречетова. В книгах освящаются сложные темы. О. Валериан простым языком поясняет сложные вещи. В конце своего творения он вспоминает об о. Николае Гурьянове.

  • "Несть наша брань к крови и плоти…", 2011 г.

В книге изложены проповеди Валериана Кречетова. Духовная борьба - главная тема этой книги. Борьба не на материальном, а на духовном уровне, которая ведется в сердцах людей и является самой тяжелой. Победить духовную брань - вот главная задача христианина.

  • "О самом важном", 2011 г.

Название книги красноречиво говорит за себя. В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании.

  • "От суеты земной к жизни истинной", 2012 г.

В книге собраны духовные беседы, которые затрагивают самые актуальные вопросы. Зачем поститься? Как поступать с обидчиками? Частота причащений и соборований. Зачем нужны несчастья? Как за светской суетой не потерять духовность? Что важнее - храм или наличие добрых дел? Эти и многие другие вопросы освящаются в этой книге, прочитав которую, читатель сможет найти в себе физические и духовные силы.

  • "Размышления перед исповедью", 2014 г.

Новая книга предназначена для людей, готовящихся исповедоваться, а также для сомневающихся в необходимости покаяния. Батюшка простым и доступным языком объясняет значение этого великого таинства. Нужно ли исповедоваться, если никого не убил, не ограбил? Зачем каяться? Что говорить на исповеди, если ничего плохого не делал? На эти и на многие другие вопросы о. Валериан дает четкие, живые и проникновенные ответы. Каждый прочитавший эту книгу почувствует необходимость покаяния.

Награды

За свои заслуги перед материю Церковью о. Валериан получил множество наград. Он был награжден:

  • Набедренником.
  • Камилавкой.
  • Наперстным Крестом.
  • Получил звание протоиерея.
  • Палицей.
  • Наперстным Крестом с украшениями.
  • Орденом 3 степени св. Даниила Московского.
  • Орденом 3 степени преп. Сергия Радонежского.
  • Митрой.
  • Орденом 2 степени преп. Сергия Радонежского.
  • Наградой, согласно которой он может служить с открытыми до «Отче наш».

За время своих лет обучения и пастырской практики протоиерей Валериан Кречетов общался со многими великими духовными людьми и набирался духовного и пастырского опыта. Его собеседниками были и о. Николай Гурьянов, и о. Иоанн Крестьянкин.

В 2017 году отец Валериан отпраздновал свое 80-летие. На данный момент митрофорный протоиерей Валериан - многодетный отец и дедушка: он имеет 7 детей и 34 внука.

Отец Валерьян Кречетов, в народе считается прозорливым. Его проповеди весьма помогают атеистичным людям обратиться к церкви.

Православие всегда было сильным благодаря мудрым священникам. И в настоящее время есть истинные хранители веры, те, к кому обращаются за мудростью и укреплением душевных сил, напутствием на духовный путь. Число прихожан Покровского храма в селе Акулово растет с каждым годом, благодаря его настоятелю, отцу Валериану.

Про протоиерея Валериана Кречетова можно сказать, что он в храме с малых лет. Шестилетним мальчиком он начал прислуживать в Зарайской церкви. Батюшка Валериан из православной семьи: его отец был священником, а мама — псаломщицей в храме. Родители и дети жили церковной жизнью во времена атеизма и гонений на Церковь.

Школьником будущий священник изучал церковнославянский язык, от вступления в пионеры и комсомол отказывался. В семинарию пришел подготовленным человеком, окончил ее экстерном за один год вместо четырех. В 31 год стал дьяконом, через год иереем. Затем были годы обучения в Московской духовной академии РПЦ. У священника есть и светское образование: по настоянию отца он закончил Московский институт леса, освоил штурманское дело.

В 1970 году отец Валериан Кречетов стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь в селе Акулово не закрывалась с 1907 года и служила приютом для православных в годы репрессий. Трудами отца Валериана и его духовных чад храм был восстановлен и благоустроен. В числе прихожан множество многодетных семей, их проблемы батюшка знает не понаслышке. Сам он относится к «белому духовенству», прожил с супругой около полувека в любви и согласии, поставил на ноги семь детей, у которых подрастают 34 внука.

Где проходят беседы старца?

При церкви, где служит отец Валериан, действует воскресная школа для детей и взрослых. Помимо изучения Закона Божия, маленькие прихожане занимаются фехтованием, рукодельными техниками, конструированием. Взрослые опекают подопечных дома престарелых. Нашими силами вместе со служителями Храма часто организовываются поездки в места паломничества (к ныне живущим старцам, к мироточивым иконам и по святым местам).

Отец Валериан Кречетов духовно окормляет не только своих прихожан. Десятилетия он служил епархиальным духовником. В кругу его общения были Николай Гурьянов, отец Иоанн Крестьянкин. В настоящее время отец Валериан является духовником многих московских священников. Батюшкой воспитано немало монахинь и монахов, священников. На его службу приходят и простые прихожане, и сильные мира сего — такова его доброта и вера.

Как попасть на прием к батюшке Валериану?

Служение Валериана Кречетова не ограничивается настоятельством, он — миссионер и писатель. Его духовные книги многим помогают укрепиться в вере, в них находят утешение и добрый совет. Не все могут или знают, как попасть на прием к батюшке, через свои книги он делится тем, в чем нуждается душа любого православного христианина. Но никакая книга не заменит живого общения со старцем Валерианом. Его духовная мудрость способна воскресить мир в душе каждого страждущего и направить на путь Божий, истинный.

А попасть к нему Вы сможете с нами воспользовавшись благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и посетить в селе Акулово бесподобной красоты Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Подробнее о поездке.

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!