Методика Дембо — Рубинштейн: исследование самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Методика Дембо - Рубинштейн для измерения самооценки

Краткая информация о методике

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо - Рубинштейн, модифицированной и нормированный на отечественной выборке А. М. Прихожан.

Экспресс-методика состоит из двух частей. Первая часть основана на методе прямого оценивания, вторая носит проективный характер.

Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления подростков, требующих особого внимания со стороны педагога и психолога.

Описание методики и процедура проведения

Методика предлагается респондентам на бланке, содержащем инструкции и задания. Каждая часть методики размещается на отдельной странице.

Методика может проводиться фронтально - с целым классом или группой учащихся - и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков подросткам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого подросткам предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый - больной). Затем следует проверить, как каждый из них выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, а затем вновь ответить на вопросы. После этого подростки работают самостоятельно, а психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает 10-15 минут.

Бланк методики

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя - на самую высокую (см. ниже карточку для измерения самооценки по методике Дембо - Рубинштейн).

Задание

I часть методики

Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

Оцени себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметь на каждой линии эту самооценку.

После этого представь, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы ты был удовлетворен собой, чувствовал гордость за себя. Отметь это на каждой линии знаком (х).

II часть методики

Материал: чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция. Подумай, какие стороны своей личности, своего характера, успехи в том, чем ты занимаешься, свои умения ты хочешь оценить, и сделай это с помощью линий. Перед тобой чистый лист бумаги. Нарисуй на этом листе сколько хочешь линий (чем больше, тем лучше), подпиши каждую из них сверху и снизу и выполни то же задание: оцени себя, поставив на каждой линии знак (-), а затем представь, каким ты хотел бы быть, когда почувствовал бы гордость за себя и отметь это на каждой линии знаком (х).

Обработка и оценка полученных результатов

I часть методики . Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 балла).

  • 1. По каждой из шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется:
    • - уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака (х);
    • - высота самооценки - от (0) до знака (-);
    • - величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от (х) до (-); в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах но каждой шкале.
  • 2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.
  • 3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки (-) (для определения дифференцированности самооценки) или (х) (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке подростком разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, в таком случае она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.

II часть методики . При обработке второй части внимание уделяется:

  • - уровню самопрезентации школьника (сколько качеств он использует); самостоятельно ли школьник выбирает качества или повторяет те, которые были в первой части;
  • - преобладающая категория качеств (нравственные, волевые, деловые, коммуникативные и др.);
  • - преобладание среди выбранных качеств тех, которые школьник оценивает высоко, средне или низко.

Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки - 500 чел., девушек и юношей примерно поровну.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 4.10, 4.11).

Таблица 4.10

Показатели самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика, балл

Очень высокий

Уровень притязаний

98-100 и более

Уровень самооценки

86-100 и более

Уровень притязаний

94-100 и более

Уровень самооценки

Уровень притязаний

93-100 и более

Уровень самооценки

Таблица 4.11

Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

Окончание табл. 4.11

Интерпретация и дополнительные показатели

При качественном анализе материала особое внимание следует уделить редким ответам. К таким ответам, как уже отмечалось, относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний подростка оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу , но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение подростка к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом и свидетельствует о неблагополучии подростка в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для подростка, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы подросток дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточной внимательности подростка, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе, бывают столь сильны у подростка, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после обследования.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых подростков это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!»), рисунки (в том числе и непристойные) обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности подростка в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций - сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность (такие подростки часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у старших подростков.

Материалы по второй части методики служат дополнением к первой, позволяя дать более глубокую качественную характеристику личности подростка.

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степени дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень (по не предельно) высокая, умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие подростки отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях и способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия по достижению своих целей.

Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда подросток имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что подросток по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире - конструктивному личностному развитию.

В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

Данные об особенностях поведения подростка во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать особенности поведения подростков в ходе проведения методики.

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая », «я не обязан этого делать », отказ от выполнения задания, стремление задать психологу различные, не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими участниками не менее, чем на 5 минут) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность. Такие подростки в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись «ответить не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т.п.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для подростка новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой с подростком. После индивидуального выполнения работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, после фронтального проведения беседа обычно проводится после обработки результатов.

При проведении беседы необходимо выполнять основные требования к экспериментальной беседе:

  • - внимательно слушать подростка;
  • - выдерживать паузу, не торопить его;

в тех случаях, когда подросток испытывает трудности при ответах на прямые вопросы {Почему ты так оценил свой ум ? характер ?), переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал подросток и т.п.);

  • - задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие подростка в разговор;
  • - не подсказывать «забытых» слов, выражений;
  • - задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;
  • - держаться свободно, без напряжения;
  • - регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с указанными характеристиками речи подростка;
  • - не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;
  • - эмоционально поддерживая подростка, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответах;
  • - общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым;
  • - следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного подростком.

Для выявления устойчивости основных показателей и прослеживания динамики отношения школьников к себе методику полезно проводить с одними и теми же подростками несколько раз, но не более двухтрех раз в учебном году. Более частые повторы, как показывают данные, провоцируют подростков на выражение ситуативной динамики и поэтому нецелесообразны. Они могут осуществляться лишь в порядке исключения, например, при необходимости проверить результаты ведущейся или проведенной воспитательной, коррекционной работы.

На изменения, происходящие в отношении подростка к себе, указывают следующие различия показателей по результатам повторных проб:

  • - для уровня притязаний - не менее 16 баллов;
  • - для самооценки - не менее 10 баллов;
  • - для степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - не менее 7 баллов;
  • - для степени дифференцированности уровня притязаний и самооценки - переход в другую категорию - от «слабой» к «умеренной» и т.п.

«Самооценка» Т. Дембо-

Цель : позволяет выявить самооценочный уровень развития личности.

Описание методики. В методике предлагаются для оценки 7 качеств (линий): здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность, уверенность в себе и 2 уровня развития: в настоящий момент (реальная самооценка) и желаемый (идеальная самооценка или уровень притязаний).

В методике Дембо-Рубинштейна уровень самооценки делится средний – реалистическая самооценка, высокий – оптимальный для развития, завышенный – переоценка, низкий – недооценка.

В данную методику введен дополнительный параметр – уровень притязаний. Выделяются следующие уровни притязаний: «средние» и «высокие» притязания –реалистический уровень притязаний, очень высокий уровень притязаний, заниженный уровень притязаний.

Проведение. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Интерпретация результатов.

Высота самооценки:

1. средний (норма) – 45-60 баллов – реалистическая самооценка;

2. высокий (норма) – 61-74 балла – оптимальный для развития личности;

Количество баллов от 45 до 74 свидетельствуют о реалистической (адекватной) самооценке

3. завышенный – 75-100 баллов – переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам;

4. низкий – менее 45 баллов – недооценка себя, неуверенность в себе, т. е. отношение к себе как к никчемному, никому не нужному, что позволяет не прилагать никаких усилий

Уровни притязаний:

1. 60-89 баллов («средние» и «высокие» притязания) – реалистический уровень притязаний, свидетельствуют об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

2. 90-100 баллов – очень высокий уровень притязаний, свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям, о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

3. Менее 60 баллов («низкие» притязания) – заниженный уровень притязаний.

Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки:

1. от 8 до 22 баллов – норма, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь.

2. от 1 до 7 баллов указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной степени личности.

3. 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое состояние указывает на конфликт между тем, к чему стремится школьник, и тем, что он считает для себя возможным.

«Самооценка» Т. Дембо-

(модифицированный вариант шкалы самооценки)

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На странице нарисовано семь линий. Они обозначают 1-здоровье, 2-ум, способности, 3- характер, 4- авторитет у сверстников, 5- умение много делать своими руками, умелые руки, 6- внешность, 7- уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (--) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящей момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы бы были удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя»

здоровье

ум, способности

характер

умелые руки

внешность

уверенность в себе

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.

Обработка результатов

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. таблицу 1)

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности и гнева (например, Я сержусь). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто:

вес для подсчета:

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто:

вес для подсчета:

Такими «обратными» пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет;

по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Ключ

шкалы

Пункты, номер

Познавательная

активность

14 30 34 38

Мотивация

достижения

4 820 32 36 40

Тревожность

1 5 9 25 29 33 37

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить на число 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 =27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА – балл по шкале познавательной активности;

МД – балл по шкале мотивации достижения;

Т – балл по шкале тревожности;

Г – балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до + 60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения :

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учения, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению

Распределение баллов по уровням представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень

Суммарный балл

45 – 60 баллов

29 – 44 баллов

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.

Проведение теста Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образ теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» – это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности. Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:
    • уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    • высоту самооценки - от «о» до знака «-»;
    • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

Очень
высокий

Уровень притязаний

Уровень самооценки

Цель :определение уровня самооценки и уровня притязаний

Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.

Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной чертой.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.

На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:

    уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;

    высота самооценки - от «0» до знака «-»;

    величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « - »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой.

23 балла и более – резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.

8 -22 – норма – человек ставит те цели, которые можно достичь.

1 – 7 или при совпадении – уровень притязаний не является стимулом для развития.

Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу».

Шкала самооценки

100 100 100 100 100 100 100