Звукоизвлечение на классической гитаре. Как устроена гитара-акустика. Основные детали инструмента

Деку гитары делают из дощечек резонансной ели толщиной 4-5 мм и шириной не менее 60 мм. Длина дощечек зависит от длины корпуса гитары с запасом 50-60 мм.

Дощечки резонансной ели предварительно подбирают по ширине годичных слоев и оттенку.

Дощечки слегка прострагивают. Цель такой предварительной обработки заключается в том, чтобы определить оттенок ели, уточнить правильность годовых слоев и расстояния между ними. Хорошо подобранная дека должна создавать впечатление общей структуры и одного оттенка.

Для склейки дощечек предварительно подбирают жимки с шириной рабочей части, на 10-15 мм превышающей ширину склеиваемой деки. Затем аккуратно наносят клей на обе склеиваемые плоскости кромок и, прижав друг к другу дощечки, укладывают в жимки. Признаком хорошо сжатой деки является равномерно выступивший в швах клей. Для склейки рекомендуют казеиновый клей или, что является более предпочтительным, ПВА (эмульсия должна быть обязательно пластифицирована!!!).

После выдержки в жимках и полного высыхания клея приступают к острожке деки. Это выполняется на ровном, широком основании (для этого подойдет лист многослойной фанеры, ДСП или небольшая чертежная доска) с учетом стрелок, показывающих направление строгания. Толщина отстроганной деки должна составлять 4-5 мм. Более чистую сторону принимают за лицевую и, следовательно, к ней надо относиться очень бережно. Далее намечают центр будущего звукового отверстия и приступают к врезке розетки. После высыхания клея уточняют центр розетки и намечают тонкой царапиной звуковое отверстие. После этого дорезают звуковое отверстие с лицевой и обратной стороны. Лицевую сторону зачищают циклей от остатков клея в зоне розетки, а с обратной стороны деку тщательно шлифуют шкуркой.

На подготовленную деку накладывают корпус гитары, строго выдерживая осевые линии, и обводят контур корпуса. По этому контуру обрезают деку (с запасом 5 мм) лобзиком, ножом или мелкозубой циркулярной пилой.

Пружинки для гитарной деки, как и для остальных музыкальных инструментов, изготовляют из резонансной ели (реже из сосны). Доску радиальной распиловки размечают по торцу по 10 мм. По этим разметкам делают зарубки топором так, чтобы щель от раскалывания древесины образовалась на глубину 40-50 мм. Затем в эту щель вставляют лезвие ножа и отщепляют заготовку пружинки. Это делают для того, чтобы скол происходил строго в тангенциальной плоскости. Косослой, сучки и другие дефекты в материале пружинок недопустимы.

Приклеивают пружинки мездровым клеем. После полного высыхания клея производят окончательную обработку пружинок.

Накапливая опыт, мастер в порядке эксперимента меняет профиль и сечение пружинок, а также их число и схему расположения. Иногда случаются и неудачи, но всегда это процесс творческий и познавательный.

Для разметки гнезд под пружинки левой рукой деку прижимают к корпусу гитары, строго выверяя совпадение оси деки с осью на ручке грифа. Правой рукой с помощью остро отточенного карандаша намечают на огибах прижатые пружинки.

Пружинки считают правильно врезанными, если нет щели между декой и корпусом Необходимо следить за тем, чтобы гнездо не оказалось больше положенного размера. Если такое случилось, то при приклейке деки в увеличенное гнездо подкладывают древесные опилки, смешанные со столярным клеем.


При изготовлении высококачественных инструментов и при наличии соответствующего материала деки склеивают из двух половинок (рис. 1). Бревно резонансной ели раскалывают вдоль оси, а затем откалывают секторные заготовки. Секторные заготовки вначале строгают с обеих сторон, а затем на циркулярной пиле распиливают вдоль. Пропил не делают сквозным, а оставляют 5 мм. В таком виде заготовку, сушат в комнатных условиях от 3 до 10 лет. После сушки пятимиллиметровую перемычку пропиливают и половинки деки разворачивают. Склеивают деку вышеприведенным способом.

В последнее время широкое распространение получили гитары с так называемыми фанерными деками. Эти деки, несомненно, технологичны в условиях массового производства, но высокие акустические требования к ним предъявлять нельзя.

Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества заготовками дна служат дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3-4 мм. Лучше, когда дно собирают из двух дощечек. Если этой возможности нет, то дно склеивают из нескольких дощечек, как и еловую деку.


Традиционным украшением дна гитары являются вклеенные по оси жилки. Их набирают и склеивают заранее обычно в количестве трех (рис. 2). При склеивании половинок дна 2 в жимках 1 между ними и устанавливаются жилки 4 . Жилки должны выступать над поверхностью склеиваемого дна на 0,5-1 мм. После высыхания клея полученное дно гитары осторожно строгают с обеих сторон.


Для упрочнения клеевого соединения дна вдоль жилки ставят скрепку. Ее делают в виде планки (рис. 3) и приклеивают с внутренней стороны дна. Скрепку склеивают из многих кусочков под углом 15-30°, что обеспечивает ей большую косослойность по отношению к клеевому шву. На заготовки деки и дна наносят контур корпуса гитары и обрезают с припуском 5 мм. Деку и дно гитары подкрепляют пружинками.

Длина заготовок пружинок гитары 420 мм, а сечение 8X16 мм. После строгания сечение пружинок имеет трапециевидную форму с размерами оснований 3 и 6 мм и высотой 12 мм.


Пружинки на деке гитары располагают по схеме (рис. 4). Перед приклейкой пружинок 1 и 3 в них врезают пружинки 2 (см. рис. 4, а). Перед приклейкой пружинок 2, 3 и 4 (см. рис. 4,б) в скрепке 1 делают пропилы, равные ширине сечения пружинки.

Если пружинки сделаны прямыми, т. е. не придают выпуклости деке и дну, то после нанесения клея деку и дно кладут на плоскую поверхность и прижимают пружинки грузом. Но довольно часто дну придают выпуклость за счет криволинейности пружинок. Для этого пружинки дна обрабатывают, как и пружинки деки балалайки, и с тем же радиусом закругления приклеивают пружинки к дну гитары.

После просушки клеевых соединений на концах пружинок стамеской делают срезы (так называемые плечики), снижающие высоту пружинок с 12 до 6 мм. Длина срезов 50-60 мм от контура корпуса.

Высоту пружинок 2 (см. рис. 4,а) уменьшают стамеской с 12 до 8 мм. Пружинки зачищают шлифовальной шкуркой.

На деке и на дне гитары со стороны приклеенных пружинок, отступив от контура 8-10 мм, проводят карандашом линию. Область, очерченную этой линией вместе с пружинками, покрывают 1-2 раза нитроцеллюлозным лаком типа НЦ-222.


1-Гриф. 2-Верхняя дека. 3-Нижняя дека. 4-Обечайка. 5-Головка грифа. 6-Пятка грифа. 7-Верхний порожек. 8-Нижний порожек. 9-Ладовый порожек. 10-Колки. 11-Бридж (струнодержатель). 12-Резонаторное отверстие. 13-Кнопка. 14-Защитная накладка. 15-Маркер лада.

Акустическая гитара состоит из двух основных частей - это гриф и корпус. Корпус часто называют декой, хотя это не совсем верно, далее Вы узнаете почему.

Для начала рассмотрим гриф гитары (1). Гриф состоит из ручки грифа, головки грифа (5), пятки грифа (6) и накладки грифа. На головке грифа находятся колки (10)- механизм для крепления и изменения натяжения струн. Накладка грифа прикреплена к ручке грифа. На накладке на определенном расстоянии друг от друга установлены металлические пластинки - порожки (9). Порожки выступают над грифом и разделяют его на лады (лад - это расстояние между двумя порожками). В самом начале грифа у головки крепится верхний порожек (7). Он предназначен для ограничения длины колеблющейся части струны сверху.

Пятка грифа крепится к корпусу гитары. Гриф может быть прикручен болтом или приклеен к корпусу. Крепление грифа болтом позволяет регулировать высоту струн над грифом. Если гриф вклеен в корпус гитары, то он может регулироваться анкером (специальным стержнем внутри грифа), которым можно исправить изгиб грифа. Головка анкера скрыта либо на головке грифа либо в корпусе гитары рядом с розеткой.

Между некоторыми ладами могут находиться точки или другие фигуры из пластика, дерева или перламутра - маркеры ладов (15). Они позволяют ориентироваться на грифе во время игры и украшают гитару. Как правило, они находятся на третьем, пятом, седьмом, десятом, двенадцатом, пятнадцатом и семнадцатом ладах, но бывают и исключения. На игру они никак не сказываются, а лишь помогают ориентироваться музыканту и украшают гитару.

Корпус гитары состоит из верхней (2) и нижней деки (3) (поэтому и не правильно декой называть корпус), которые скреплены между собой фигурными боковыми стенками гитары - обечайками (4).

На верхней деке находится резонаторное отверстие (12), которое украшается пластиковой или бумажной розеткой (хотя на дорогих моделях она может быть выполнена из шпона или перламутра). Под резонатором иногда прикреплена пластиковая пластина (14) для защиты верхней деки от царапин медиатором. Иногда делают гитары с дополнительным резонатором небольшого размера, который может находиться в верхней части деки.

На поверхности верхней деки прикреплен бридж (11) или подставка для струн, к которой крепятся струны. На струнодержателе (реже рядом с ним) находится нижний порожек (8). Расстояние между верхним и нижним порожком называется мензурой. На верхнюю деку приходится немалое усилие из-за натяжения струн, поэтому верхняя дека изнутри усилена специальными рейками, которые называются пружины.

Нижняя дека не имеет отверстий и находится с обратной стороны гитары. Будьте осторожны при игре на гитаре, т.к. нижняя дека дольше всего подвержена царапинам от ремня, пуговиц и других твердых деталей одежды.


Акустическая гитара, как и все другие инструменты данного вида, условно делится только на две части: гриф и корпус. Конечно, именно структура каждой гитары отличает ее от всех других видов, однако по внешним показателям каждая гитара выглядит одинаково. Гитара акустика условно делится на три основных вида, которые можно отметить, не вдаваясь в подробности:

Как устроен корпус акустической гитары:

Независимо от вида гитары, корпус каждой из них делится на три части. Акустическая гитара не является исключением, и всю дек необходимо рассматривать, учитывая отдельно каждый взятый участок. Современные гитары-акустики имеют высококачественные по акустическим показателям корпусы, которые имеют следующие отделы:

  1. Верхняя дека.

Это та часть корпуса, через которую проходят струны инструмента. Именно от этой части напрямую зависит итогового звучания инструмента, а если быть точнее, то основное влияние оказывает порода дерева и его прожилки. На сегодняшний день можно встретить деки, состоящие из двух частей, не менее распространены цельные верхние деки. Самыми же качественными считаются верхние деки, состоящие из четырех частей. Разработчик в таком случае имеет возможность собрать пластину из мелких деталей, которые идеально подходят для получения плоского материала.

Практически никогда не попадаются бюджетные гитары, верхние деки которых состоят из нескольких частей. В основном для изготовления таких удешевленных инструментов используется цельный материал, который среди разработчиков часто называется музыкальной фанерой. Довольно редко бывают варианты, состоящие из нескольких частей, однако, по словам потребителей, в таком случае уж лучше найти цельную деку.

На верхней деке всегда располагается так называемое резонаторное отверстие, служащее для улучшения акустических качеств инструментов. Стандартный диаметр данного отверстия составляет восемь с половиной сантиметров. Именно такой размер был вычислен в ходе долгих экспериментов, поставленных самими производителями. На внутренней части нижней деки напротив отверстия обычно расположена этикетка с информацией о самом производителе. Вокруг отверстия обычно наносится украшающий орнамент. Кстати, у многих новичков часто возникает вопрос: почему все гитары-акустики имеют одинаковую форму? Дело в том, что любое отклонение от стандартов в плане формы значительно сказывается на звучании инструмента. Чаще всего звук гитары ухудшается, вследствие чего были созданы стандарты, по которым и изготавливаются акустические гитары.

Одной из самых важных деталей на верхней деке является так называемый бридж или струнодержатель. Представляет собо й деталь обычную деревянную пластину со специальными отверстиями для струн. На рисунке изображен бридж классической гитары, а единственное отличие его от акустического вида – отверстия для крепления струн. Металлические струны акустики имеют специальные круглые утяжелители на конце, за счет которых струны держаться в бридже, где в свою очередь, располагаются специальные ячейки. Такие отверстия также часто называются пазами.

  1. Нижняя дека.

Данная часть корпуса оказывает скорее косвенное влияние на звучание гитары-акустики, так что особое внимание подбору материала для данной пластины разработчики не уделяют. Нижняя дека способствует скорее оттенку звука акустической гитары, то есть, является сопровождающим фактором, а не первостепенным. И все-таки, в мире не зря сложился стереотип, что самым качественным материалом, гарантирующим идеальное звучание при условии правильного изготовления верхней деки, для производства нижней части является палисандр. Конечно, клен, груша, красное дерево, орех и так далее тоже являются приемлемыми породами, но не более того. Палисандр все-таки придает инструменту намного улучшенных акустических показателей. Независимо от ценовой категории, нижние деки всех гитар состоят из двух половин. В более дорогих гитарах-акустиках также используется кант, скрепляющий части нижней деки, придавая ей износостойкости.

  1. Обечайка.

Служит для придания объема всему корпусу гитары и объединения нижней и верхней деки. Особой роли в звучании гитары не играет, так что зачастую изготавливается из того же материала, что и нижняя дека. Единственной деталью, расположенной на обечайке является кнопка для крепления ремня, позволяющего эксплуатировать инструмент в положении стоя.

Как устроен гриф акустической гитары:

Такая, казалось бы, простая конструкция как гриф акустической гитары делится на три основных части: тело грифа, пятка и головка. Пятка служит для крепления грифа к обечайке корпуса. В гитарах акустиках чаще всего используются металлические болты для крепления. Бюджетные модели иногда используют клей. Основная, рабочая область грифа называется шейкой. На данную часть с помощью клея и физического давления устанавливается накладка, куда уже потом врезаются лады. Порожки ладов практически всегда выполнены из разного вида металлов, но, опять же, удешевленные модели могут иметь пластмассовые порожки.

В самой верхней части шейки грифа акустической гитары расположен верхний, основной порожек, который имеет шесть ячеек для струн. Данная деталь, независимо от ценовой категории, всегда изготовлена из высококачественного пластика. Хотя некоторые очень дорогие модели имеют порожки, выполненные из натуральной кости. Мензура гитары – расстояние от верхнего до нижнего порожка. В акустических инструментах длина в основном составляет 65 сантиметров.

В самой верхней части грифа акустической гитары располагается одна из важнейших деталей – головка. Именно на нее крепятся колки, отвечающие за настройку струн. На акустических гитарах колки в одинаковом количестве расположены по обе стороны головки грифа. Конечно, изготавливаются из металла, в основном – из стали.

Как устроена внутренняя часть акустической гитары:

Данная часть считается самой простой и маловажной в плане звуковых показателей, однако необычайно важной она является для долгосрочности и износостойкости гитары. Тут располагаются так называемые пружины и пластины, с помощью которых крепление всех частей верхней и нижней деки усиливается.

Часто такие пружины располагаются специальной форме для большего воздействия на звучание. Представляют такие детали собой обычные деревянные планки. Толщина таких планок зависит только от предпочтений производителя и стандартных показателей не имеет.

Верхняя дека - основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…

Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).


То же самое можно сделать и полуфуганком.


Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.


Склеиваем деку в «вайме».


Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.

Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.

Теперь готовим инструмент для врезки розетки.


Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.


Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет - слишком толстый и грубый инструмент.


Получаем вот такой контур розетки.


Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.


Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали - прорезаем «балериной».


Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.


Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.


примеряем розетку «на сухую».


Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…


Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.


…и зажимаем струбцинами.



Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»


Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.


Удаляем вырезанный круг.


Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…


Следующий этап - приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.

Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.


Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит - ну и ладно. Сколько мастеров - столько и мнений.

Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…