Самые мягкие струны для гитары. Виды струн для гитары. Выбираем струны: их материал и обмотку

Бабиченко Д.Л. основатель струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®

Согласен с теми, кто считает, что термин "акустическая гитара" является не самым удачным для обозначения инструментов конструкций "вестерн", "джамбо", российских моделей с изменяемой высотой грифа. Очевидно, что "классическая", или как ее иначе называют - "испанская" гитара, также является акустической. Не удивительно, что от столь неоднозначной терминологии у музыкантов, особенно начинающих, в головах часто происходит путаница. И все же с условным термином acoustic guitar всем нам придется смириться, поскольку он навеки утвердился в мировой гитарной среде благодаря американцам, разработавшим в конце XIX века весьма совершенную конструкцию "акустической гитары", имеющую перекрестную систему пружин на внутренней поверхности верхней деки, и с тех пор являющихся законодателями моды и лидерами в их производстве.

Не буду и я изобретать свою терминологию, а лучше перейду к рассказу о струнах, предназначенных для обоих типов инструментов.

Вступление

При выборе струн, как и при выборе музыкального инструмента, на мнение "специалистов" следует полагаться осторожно. Особенно это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных магазинах, в большинстве своем не отличающимся профессионализмом и заинтересованным не столько помочь покупателю с выбором, сколько продать ему наиболее дорогой товар для получения максимальных премиальных от работодателя. Любой гитарист перепробует за жизнь ни один десяток разных видов струн и поменяет свои предпочтения не раз, ведь вкус и требования у человека со временем претерпевают изменения, да и струнные технологии не стоят на месте. Не редко профессиональные музыканты имеют по два и более инструмента (например, у прекрасного московского гитариста Ивана Смирнова их более десятка) и подбирают для каждого свой комплект струн, наиболее полно гармонирующий с ним как по звуковым, так и по физическим параметрам. Поэтому давать рекомендации по выбору конкретных марок струн бессмысленно, а вот познакомить читателя с их современными видами и конструктивными отличиями будет полезно. Что касается однотипных струн разных производителей, то можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

Вначале о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с обмоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Давным-давно, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных, волосяных и даже изготовленных из растительного сырья струнах. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но сегодня они лишь изредка встречаются на арфах и старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Все перечисленные виды струн относятся к так называемым "монолитным", не имеющим обмотки.

Обмотка на струнах начала появляться лишь в конце XVIII века. Она позволила не только улучшить тембр басовых струн, но также во многом облегчила исполнение, обогатила технические возможности большинства музыкальных инструментов того времени.

Первые стальные струны появились на рояле в середине XVIII века, после чего сталь начали постепенно применять и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), с разнообразными поверхностными покрытиями и т.д.

Виды струн

Со второй половины XX века до недавнего времени гитарные струны было принято делить на две основные группы: синтетика/"нейлон" и сталь/"металл". Синтетика всегда использовалась для классической гитары, а сталь всегда для акустической (если не считать недоразумений, связанных с дефицитом или безграмотностью). Однако из-за того, что за последние 10 лет в струнном деле появилось много новых технологий и материалов подобный подход уже не работает. Так в качестве керна/сердечника струн классической гитары стали применять стальной тросик, а некоторые стальные струны наоборот обрели синтетическое покрытие, не говоря о появлении комплектов со смешанной конструкцией струн. Поэтому основное деление струн правильней производить не по материалам, из которых они изготовлены, а по типам гитар, для которых они предназначены: классической и акустической. Внутри каждой из двух этих групп струны подразделяются на виды в соответствии со своими конструктивными особенностями, а одинаковые по конструкции струны - по силе натяжения/жесткости/диаметрам.

1-я группа: Струны для классической/испанской гитары

Комплекты предназначены для гитар с веерной системой пружин на верхней деке, имеют суммарное натяжение от 32 до 45 кг (в американской традиции до 50 кг).
Виды струн:

  1. Кишечные
  2. Синтетические
  3. Синтетические повышенной плотности / "карбон"
  4. Струны на стальном тросике
  5. Синталические (Syntal®)

1. Кишечные (монолитные) струны (англ. Gut strings). Повсеместно в России их неверно называют "жильными", хотя к жилам/сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных, главным образом овец. Сегодня встретить их в нашей стране почти невозможно, да и на Западе они давно стали редкостью. В небольших количествах их привозят частным образом любители старинной средневековой музыки, но в свободной продаже они не встречаются. Несмотря на то, что в последнее время производители кишечных струн научились лучше защищать их от неблагоприятных внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся и имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев.

2. Синтетические струны (условно - "нейлон") были разработаны в США фирмой "Августин" в 40-х годах XX века. Они пришли на смену нестойким кишечным, молниеносно завоевав популярность у гитаристов. Три верхних струны 6-струнного комплекта представляют собой монолитную синтетическую нейлоновую леску (так называемый "монофиламент"). Три басовых - изготовлены на мультифиламентной/полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с внешней металлической обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится и не позволяет пачкаться пальцам, но и является хорошим индикатором износа струны. Однако медная обмотка струн, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары, особенно быстро на четвертой струне, имеющей самую тонкую обмотку. В последнее время многие струнные фирмы используют в качестве обмотки медные сплавы (нейзильбер, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь, но дают более матовое звучание.

3. Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии синтетического материала с длинным названием, который музыканты в обиходе называют карбоном. Из-за того, что плотность карбона выше нейлона на 70%, при одинаковом натяжении с нейлоновыми струны из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.


Визуальное сравнение струн из карбона и нейлона, идентичных по массе/силе натяжения:

МИ 1-я струна: нейлон - 0,70 мм / карбон - 0,54 мм;
СИ 2-я струна: нейлон - 0,80 мм / карбон - 0,61 мм;
СОЛЬ 3-я струна: нейлон - 1,00 мм / карбон - 0,76 мм.

Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном заметно бОльшая звонкость/яркость и... стоимость. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового - различие в тембре у "витых" струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия имеют большое значение. В последнее время карбоновое волокно все активней применяют при производстве "витых" струн смычковых инструментов, и эти струны пользуются все большим успехом.

4. Струны на стальном тросике стали привозить в Россию примерно с 2000 года. Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости. Все они снабжены обмоткой, хотя и разной: три верхние с нейлоновой лентой, а три басовые - с традиционной посеребренной медью. Впервые установленные на инструмент эти струны поражают академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при повороте колков. Однако даже в Москве и Питере этот тип струн не часто встречается в продаже - они достаточно дороги и весьма необычны, что не способствует росту их популярности.

5. Синталические струны - необычные басовые струны с традиционной обмоткой из металла (посеребренная медь, бронза и т.п.), разработаны струнной фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® в 2005-2007 гг.


За разработку гитарных струн Syntal® фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® удостоена диплома "Лучшая отечественная инновация в области музыкальных и шоу-технологий" крупнейшей российской специализированной выставки МУЗЫКА-МОСКВА.

Синталические басы отличает высокая яркость звука на уровне металла и привычная мягкость как у "нейлона", в отличие от которого быстро настраиваются, лучше держат пробой обмотки на ладах и даже позволяют делать так называемые "подтяжки". В комплектах неплохо сочетаются с верхними "голыми" струнами из монолитного карбона после того как обыграются в течение нескольких дней. Синталь способна держать сочный "рояльный" тембр практически без изменения в течение нескольких месяцев.

ГМ® Syntal® S564 . Сделана в цехе фирмы в декабре 2010 г., микрофон Sennheiser MKH 800 P48 (ФРГ) . Струны установлены на гитаре среднего ценового диапазона Alhambra (Испания) .
Играет Михаил Оленченко (Москва).

Тестовая запись комплекта струн ГМ® Syntal® S564
Играет Вадим Голутвин (Москва). 2009 г.

2-я группа: Струны для акустической гитары

Предназначены для гитар с усиленной перекрестной системой пружин на верхней деке конструкций "вестерн", "джамбо", и моделей с регулируемой высотой грифа. Комплекты имеют суммарное натяжение от 40 до 80 кг (в американской традиции кантри/блюграсс - до 100 кг).
Виды струн:

  1. Стальные
  2. Стальные с плоской/полукруглой обмоткой
  3. Стальные в синтетической оболочке
  4. Синталические (Syntal®)

1. Струны на стальной монолитной основе . Керном (сердечником) этих струн служит высокопрочная, так называемая "рояльная сталь". Она же используется в "голом виде" для верхних двух, иногда трех струн. В качестве обмотки часто применяют сплавы на основе меди - различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорную бронзу. Материалы обмотки различаются по твердости и упругости, придавая струнам различную жесткость, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн бывает разным, самым распространенным является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", обеспечивающая струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после их установки.

2. Стальные струны с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, являются разновидностью первого вида струн. Они не имеют свиста при скольжении пальцев о витки намотки, от чего их любят гитаристы, которым приходится записываться на студии через микрофон, а также музыканты, которых раздражает быстрое подсаживание тембра струн с круглой обмоткой, вызванное сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают более матовый звук, контрастирующий со звонкостью верхних стальных струн без обмотки.

3. Стальные струны в тонкой синтетической оболочке бывают двух видов. Оба разработаны в конце девяностых годов в США. У первого вида поверх металлической обмотки положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала тефлона (второпласта), обладающего хорошей износостойкостью и низким трением. Она призвана не только защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, но также сделать поверхность струны более скользкой и замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки заключена в тонкую оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для музыкантов, обладающих от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако, помимо гораздо более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится некоторыми гитаристами, что ради него они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

4. Синталические струны - струны нового поколения, разрабатывающиеся фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® с 2005 года. Они имеют синтетическую основу с малым процентом удлинения и традиционную металлическую обмотку. Их отличает высокая яркость звука на уровне самых звонких стальных и мягкие ощущения при прижиме на уровне "нейлона". В комплектах прекрасно сочетаются с верхними "голыми" струнами из стали. По сравнению со стальными струнами, синталические дольше "встают в строй", но позволяют делать так называемые "подтяжки" и обладают повышенной сопротивляемостью к пробою на ладах. Начало производства этого типа струн для акустической гитары планируется фирмой ГМ® на 2011-2012 гг.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей конструкций гитарных струн, существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента практически одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться мензурами (весь диапазон мензур гитар: 575 - 674 мм), и при идентичной настройке один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение/жесткость. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары принято считать размер 648-650мм*.

*У автора статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары (см. статью Стандартизация мензур струнных инструментов и метод их вычисления).

О натяжении струн



График натяжений двух комплектов стальных гитарных струн с нормальными и усиленными басами, имеющими идентичные первые две струны.

Силу натяжения струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, струны на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но не все обращают внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар, представленные в России очень широко, рассчитаны на усиленные инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, как правило играющих пальцами правой руки (на Западе этот способ называют "fingerstyle"), имеющих инструменты другой конструкции и отдающих предпочтение не столько громкости звука, сколько меньшим усилиям при игре и более глубокому звучанию басов.

Натяжение струн на синтетической основе также принято определять, исходя из сечений струн, однако корректное сравнение работает только для однотипных материалов. Так сравнивать нейлон с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше будет различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески различие в 0,002 дюйма (0,05 мм) не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон/Syntal®), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком тусклым и тихим;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочесть струны на стальной основе не ниже №11 с более толстыми диаметрами басовых струн, для которых потребуются сильные пальцы;
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №9 и 10. При этом, скорее всего, придется самостоятельно или с помощью лютьера/мастера, немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и при форсированном звукоизвлечении могут задевать лады, вызывая дребезг.

И напоследок совет начинающим гитаристам – всегда настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать; при перетяжке вы рискуете его со временем деформировать, а струны могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и плотным, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но настроенные правильно и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

Копирование статьи разрешается при условии размещения ссылки на сайт фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® , указания ФИО автора и без внесения каких-либо изменений в текст.

При покупке гитары музыканты часто задумываются о приобретении дополнительного комплекта струн. Часто случается так, что установленные заводом струны для гитары значительно отличаются по качеству в худшую сторону от отдельно предлагаемых комплектов, в результате чего «родным» приспособлениям отводится роль запасных. Новички часто заходят в тупик во время выбора марки и вида струн, что способствует консультации у представителей музыкальных магазинов, которые, стоит отметить, часто сами не разбираются в подобных аксессуарах. Запомните, что каждому представителю магазина требуется выполнить план продаж, так что советовать вам будут только те товары, продажа которых принесет выгоду самому торговому центру, но никак не потребителю. Со временем каждый музыкант набирается определенного опыта, благодаря которому выбор струн для любого приспособления не станет трудной задачей, однако на начальных этапах требуется запомнить некоторые простые советы, чтобы не допустить ошибку и не потратить лишние сбережения.

Во-первых, запомните, что в выборе аксессуаров не бывает определенных стандартов. Любой комплект акустических струн по-разному звучит на определенных моделях гитары. Во-вторых, желательно не обращайтесь за советом к так называемым «специалистам» музыкальных магазинов и знайте, что высокая стоимость струн никак не гарантирует качественного звучания именно на вашем инструменте. Через некоторое время вы научитесь точно подбирать необходимые именно в вашем случае приспособления, но даже на начальном этапе, когда у вас нет никакого опыта, отталкивайтесь только от собственного мнения по данным критериям:

  • Звучание.

Попросите консультанта установить понравившийся вам комплект на гитару и настроить ее или сделайте это сами, если умеете. Сыграйте несколько своих любимых мелодий, желательно, того жанра, который будет предпочтительным в дальнейшем использовании гитары. Прислушайтесь к звуку. Обычно, если струны действительно хорошо звучат, слышно это с первого раза. Если у вас возникают сомнения, сыграйте еще несколько композиций и сравните звук с родным комплектом струн.

  • Удобство игры.

Звучание – далеко не единственный, а тем более, не основной критерий подходящих струн для гитары начинающего музыканта. Помните, что, в первую очередь, необходимо думать о комфортности использования инструмента. Если вам неудобно играть на гитаре с новым комплектом струн по разным причинам, самой распространенной из которых является жесткость новых приспособлений, можете смело выбирать следующие варианты. В принципе, два этих аспекта тесно связаны между собой, так как от удобства игры напрямую зависит звучание. Данный факт значительно облегчает выбор.

  • Качество товара.

Обычно, признаки плохого качества струн сразу бросаются в глаза. Это может быть плохая обмотка или плохой материал изготовления. Кстати, зачастую даже самые дорогие комплекты имеют подобные недостатки, так что стоимость товара вообще не включайте в список ключевых аспектов.

Обратите внимание, что ни в одном музыкальном магазине представители не станут распаковывать новый комплект струн, чтобы предоставить вам возможность испробовать их. Зато во многих музыкальных салонах существует множество уже распечатанных видов струн именно для таких целей. Если же в выбранном вами магазине такая возможность не предоставляется, уберечь вас от неправильного выбора могут только советы профессиональных музыкантов, не имеющих отношения к данному магазину. В таком случае позаботиться об этом нужно заранее, если вы знаете, что не сможете протестировать акустические струны лично до их покупки.

Критерии выбора струн для акустической гитары:

  • Толщина струн.

Профессиональные гитаристы обычно используют в своих инструментах максимально толстые струны, так как звучание гитары с использованием таких приспособлений намного насыщеннее и приятнее. Естественно, для качественной акустической гитары вам следует также подбирать струны подходящей толщины, однако помните, что качественная игра на толстых струнах требует определенного опыта и навыков. Пальцы левой руки должны быть максимально натренированы, чтобы во время игры гитара звучала идеально.

  • Материал обмотки:
  1. Медная обмотка зачастую используется в предустановленных с завода струнах на акустических гитарах среднего класса. Медные сплавы, задействованные в обмотке, являются относительно недорогими, что позволяет производителям устанавливать их на любые свои продукты.
  2. Струны с серебряной обмоткой обойдутся несколько дороже предыдущего варианта. Но разница в звучании двух таких видов практически незаметна. Основной фактор, сказывающийся на стоимости – привлекательный внешний вид серебряных струн на протяжении всего времени существования. Также при использовании таких аксессуаров вы убережете себя от постоянных черных следов на пальцах левой руки.
  3. Обмотка из латуни гарантирует струнам для гитары долговечность при правильном использовании и необходимом уходе. Более того, звучание таких струн значительно отличается от медных в лучшую сторону, что, естественно, сказывается на стоимости.

На сегодняшний день существует два вида обмотки струн – круглый и плоский. Само собой подразумевается, что игра на гитаре с плоскими акустическими струнами значительно проще, так что новичкам отлично подходит именно данный вид обмотки. Но стоит заметить, что круглая обмотка придает струнам более привлекательного звучания за счет звонкости и четкости. Если вы уверены в своих возможностях, смело покупайте варианты с круглой обмоткой. В случае новичков лучше, конечно, приобрести приспособления с плоской обмоткой, но помните, что приглушенный и тусклый звук – результат именно установки таких струн, а не проблема самого инструмента.

Основные виды струн

Классическая гитара:

  • Нейлоновые струны.

В каждом комплекте таких струн для классической гитары присутствуют три первых струны, изготовленных из цельного нейлона и три басовых, в производстве которых используется множество тонких нейлоновых нитей и внешняя металлическая обмотка. Зачастую для обмотки таких струн используется медь.

  • Синтетические струны.

По внешним критериям очень похожи на нейлоновые, однако изготавливаются из карбона, что гарантирует долгосрочность и высокое качество звучание. Если главным недостатком нейлоновых струн является звук, то в случае с синтетическими комплектами данный фактор является скорее достоинством. Именно благодаря звонкому и качественному звучанию стоят такие комплекты достаточно дорого.

  • Струны на стальном тросе.

Наименее распространенный вид. В изготовлении используется стальной тросик, который обматывается нейлоновой нитью (первые три струны) и серебром (басовые струны). Стоимость превышает синтетические комплекты, так что такие струны редко встречаются даже в крупных музыкальных магазинах, однако всегда доступны для покупки под заказ.

  • Синталические струны.

Идеальное сочетание мягкости нейлоновых струн и качества звука синтетических. К тому же, струны из такого материала легко поддаются настройке и плохо тянутся, что способствует устойчивости в определенном тоне.

Акустическая гитара:

  • Стальные струны.

В изготовлении используется высококачественная сталь. Обматываются обычно медными сплавами, а основные отличия заключаются только в виде обмотки. Такие струны для гитары являются самыми распространенными в акустических инструментах.

  • Струны с синтетической оболочкой.

По сути, это обычные стальные акустические струны, однако поверх медной или серебряной обмотки наносится дополнительный синтетический слой, выполняющий в основном защитную функцию. Такие комплекты в основном намного долгосрочнее предыдущих прототипов.

Основные критерии выбора

Теперь, когда вы уже знаете достаточно информации о разновидности струн, можете смело отправляться за покупкой, однако помните, что выбирать струны необходимо, исходя из собственных предпочтений в звучании и эстетических факторах. А что самое важное, обязательно учитывайте преимущественный жанр музыки. От этого напрямую зависит как вид струн, так и вид самого музыкального инструмента. Самостоятельно выбрать подходящие струны для акустической гитары намного легче, однако, если вам требуется подобрать комплект для классического варианта, лучше обратитесь за советом к профессионалам.

В первую очередь выбираются согласно потребностям музыканта, его физиологическим особенностям и предпочтениям. При этом, для каждой гитары выбираются особые струны, в комплексе с которыми инструмент будет звучать на порядок лучше. Рассмотрим некоторые виды.

Синтетические чаще всего используются для игры на классической гитаре. По сравнению с другими видами нейлоновые позволяют быстрее научиться игре на инструменте, так как практически не режут пальцы. Такие струны не используются на больших гитарах, в силу большой эластичности, их натяжение слабое, поэтому звучание не очень благозвучное.

Если интересует вопрос: «Какие струны лучше для акустической гитары», то рекомендуется поискать ответ в комментариях профессионалов. К сожалению, дать конкретные рекомендации по этому вопросу практически невозможно, так как в силу индивидуальности каждого человека, материал струн и их звучание воспринимаются по-разному.

Однако в современном мире сформировалось чёткое убеждение в том, что металлические струны лучшие для игры на гитаре. В чём-то общественность права, так как этот вид выполняется из прочного и надёжного материала, наравне с тем инструмент должен быть из хорошего дерева.

Металлические струны для акустической гитары звучат громче и звонче, однако обучаться на них не стоит, так как они больно впиваются в пальцы, от чего появляются кровавые мозоли.

Не так давно были популярны кишечные струны (жилочные). Их производство основано на переработке кишок животных, но такие струны трудно найти в России, при этом, на западе их выпуск тоже сводится к минимуму, так как они недолговечны и быстро выходят из строя. Поэтому на сегодняшний день лучшие струны для акустической гитары металлические. Есть много других видов и способов изготовления струн, но они настолько непопулярны, что говорить о них не стоит.



должна быть плавной, натягивать струны надо постепенно, а если они новые, то необходимо натянуть их и оставить в таком положении в течение суток. Когда материал вытянется, можно продолжить настройку инструмента.

Если настроить по слуху не получается, то можно приобрести специальный тюнер, благо в магазинах их великое множество. Кроме того, есть бесплатные программы, которые позволят отладить струны для акустической гитары в соответствии с нужной тональностью.

При покупке гитары следует заменить струны, так как завод-изготовитель устанавливает самые дешёвые, изготовленные по примитивным технологиям. Это делается для того, чтобы покупатель мог протестировать инструмент. Конечно, дорогие модели инструментов не нуждаются в такой замене, однако, бюджетные варианты на 100% с некачественными струнами.



Если струны для акустической гитары пришли в негодность, то нельзя менять их выборочно, надо заменить весь комплект. Сегодня в музыкальных магазинах продаются струны поштучно, но не все понимают, что разные комплекты звучат по-разному, так как производители изготавливают продукцию по индивидуальным технологиям, поэтому тональность и тембр будут отличаться.

Данный обзор ознакомит вас с разными видами гитарных струн , типами обмотки и материалами из которых они изготовлены. Давайте рассмотрим, что вообще из себя представляет струна. К слову говоря, любая натянутая нить или металлическая проволока может называться струной. Конечно же с условием, что при игре она не растягивается и не рвется.

А теперь немного истории. Наши предки, задолго до появления гитар , использовали струны, сделанные из сухожилий животных. Такую разновидность струн называют "жильными " струнами. Также можно встретить дошедшие и до наших дней "кишечные " струны. Они, как вы уже наверное догадались, изготавливались из кишок животных. Вид струн , появившийся в. - начале 19 в. был совсем иным. Это были струны с обмоткой, которые смогли улучшить тембр многих инструментов, в частности гитар. Обмотка помогала уменьшить натяжение, и тем самым играть стало намного проще. Где то в то же время появляется еще один вид струн - со стальной основой или сердечником. Хотя по началу они использовались на рояле, но позже распространились и на другие музыкальные инструменты включая гитару. 20 век со своим техническим прогрессом основательно увеличил разнообразие видов струн . Далее мы сможем более подробно разобрать каждый из них.

Виды струн.

- Кишечные струны Вид струн из такого, мягко говоря, необычного материала уже не производится в России. Хотя иногда их можно встретить на западе, но и это уже редкость. Кишечные струны с появлением синтетических, почти сразу же, уступили им место. Основным недостатком данного типа струн в том, что они очень быстро изнашиваются около ладов и теряют свои качества от высокой температуры или влажности, в том числе и от влаги, выделяемой руками. Другими словами не самый лучший вариант;) .

- Синтетические струны Вид струн синтетического состава в целом можно поделить на две группы:

1. Нейлоновые струны - Их используют в основном для классической гитары. Они давольно мягкие, и хорошо подходят для гитаристов-новичков. Нижние 3 струны гитары делаются из нейлоновой лески, которая выполнена из так называемой монофиламентной синтетики. Три верхние струны изготавливаются из множества тонких нейлоновых нитей. Такая леска будет сделана уже из из полифиламентной синтетики. Обычно, обмотку для такого типа струн используют из меди в виде проволоки круглого типа с серебряным покрытием (рис.1). Серебро увеличивает износостойкость и в какой-то степени не позволяет испачкать струны руками. Но тем немение, постепенно изнашивается в районе ладов. Люди нашли выход, экспериментируя с другими сплавами. Посеребренная латунь, чистая латунь или же фосфорная бронза превосходят по износостойкости посеребренную медь.

Рис. 1

1 2. Карбоновые струны Материал для этих струн был открыт в XX веке в Японии, и называется он флюрокарбон или карбон. Плотность карбона на 90% выше нейлона. Поэтому при одинаковом натяжении карбоновая леска может обладать меньшим диаметром. Этот тип струн значительно звонче нейлоновых. Басовые струны карбоновых комплектов могут выполняться и из карбона, и из нейлона, так как нет ощутимой разницы в звонкости. Хотя скажем для особо искушённых музыкантов достаточно и этого небольшого различия, чтобы сделать свой выбор в пользу карбоновых струн.

- Струны на стальной основе

Данные типы струн чаще всего встречаются в эстрадной музыке, роке, блюзе, а также там, где отдают предпочтение звонкости и насыщенности звучания. Эти струны можно натягивать в три раза сильнее, чем синтетические. В акустике обычно их ставят на гитары с более усиленной конструкцией. Это неклассические акустические гитары с корпусом типа «вестерн», «джамбо», «дредноут». Ну и, конечно же, такие струны ставятся на электрогитары. Т.к. магнитные звукосниматели просто не смогут считать вибрации с нейлоновой струны. Обмотку, кстати, у металлических струн можно встретить разную. Чаще всего используются сплавы на основе меди, но можно встретить из нержавеющей стали, никеля, латуни, фосфорной бронзы.

Каждая обмотка придаёт свою, уникальную изюменку звучанию инструмента. С обмоткой типа «Roundwound» мы уже знакомы, еще раз ее можно рассмотреть на рис.1. Такая обмотка дает максимальную звонкость и бархатистость, которая особенно заметна на первое время после установки струн. Есть еще два не менее популярных типа обмотки стальных струн : «flatwound» и «groundwound», их можно рассмотреть на рис.2. Оба вида обмотки "съедают" свист и неприятные звуки, которые издают пальцы при скольжении по струнам. Это достигается потому что внешняя сторона обмотки плоская. Такой вид струн очень часто иcпользуют гитаристы, которые записывают на студии через микрофон.

Рис. 2

Вот, в общем то и всё. Теперь вы знаете, какие бывают струны для гитары. Делаем вывод, что к выбору струн стоит относиться достаточно серьезно, так как каждый вид струн имеет свои минусы и плюсы, свои особенности, которые могут несколько облегчить или усложнить, а может быть и обогатить игру на гитаре. А лично от себя вам хотелось бы посоветовать: экспериментируйте!;)


Для начинающего гитариста рано или поздно наступает момент, когда надо выбирать струны для гитары . Вы собираетесь купить дополнительный комплект струн для своей гитары, либо заменить старые или порвавшиеся струны. Какие же струны выбрать и как разобраться в большом разнообразии представленных моделей? Мы поможем вам в этом разобраться. При выборе гитары Вы уже сделали выбор в сторону нейлоновых или металлических струн. Теперь поподробнее разберёмся в этих видах струн для гитары. Возможно, кто-то хочет поменять один вид струн на другой.

Виды струн для гитары

Сейчас в продаже в основном встречаются два вида струн: нейлоновые и металлические (сделанные из разных сплавов металлов).
Нейлоновые струны чаще всего устанавливают на классические гитары. Также на них проще учиться новичкам, потому что они мягче и ненатренированные пальцы не испытывают болевые ощущения при игре. Звук нейлоновых струн мягкий, бархатный, глуховатый.
Металлические струны наоборот звонкие, яркие и более выразительные по звучанию. Их ставят на типа дредноут, и . Но на них лучше играть гитаристам с опытом, так как зажимать их сложнее и у новичков их первые уроки игры будут неизбежно сопровождаться болевыми ощущениями пальцев.

Толщина струн

Толщина струн указывается на упаковке и измеряется в тысячных долях дюймов. Самые тонкие струны это 0,008 или 0,009 дюйма. На упаковках обычно пишут 010 или 10 – это означает толщину в 0,010 дюйма. Также могут маркировать комплекты струн по самой тонкой струне. Например, 9, 10 или 11.

Гитарные струны Ernie Ball


Гитарные струны D"Addario


Гитарные нейлоновые струны Alice

Обратите внимание, что у металлических струн толщина увеличивается от 1 к 6 струне, а у нейлоновых три высоких струны почти идентичны трём низким. Дело в том, что первые три струны – это нейлоновая леска, а остальные сделаны из нейлоновых нитей с обмоткой из различных сплавов металлов, о которых мы поговорим ниже.

Обмотка струн

Различают три вида обмотки струн: круглая, плоская и полукруглая. На изображении Вы можете видеть как они отличаются друг от друга физически.

Отличаются они по звучанию. Круглая обмотка даёт яркий, звонкий звук и имеет характерные призвуки при перемещении пальцев по струне (близко к свистящему звуку). Плоская обмотка уменьшает присутствие паразитных призвуков, но само звучание становится менее звонкое. Полукруглую обмотку можно охарактеризовать так: звучание близко к полукруглой обмотке, а ощущения при игре, как у «плоских струн».