Что должен знать человек, решивший идти в церковь. Путь к Богу: как начать ходить в церковь

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как подготовиться

Надеюсь, что вы знаете, в какую церковь ходить, и если ваша церковь православная, то попробуем разобраться, в правилах ее посещения.

Прежде, чем идти в церковь нужно подготовиться и решить, что надеть.

Женщины должны посещать церковь в скромной одежде, желательно без яркого макияжа. Глубокое декольте, открытые руки и колени также не допускаются. На голове должен быть платок.

Нужно ли ходить в церковь обязательно в юбке или можно и в брюках? Что касается брюк, то их лучше не надевать, хотя сегодня во многих храмах предлагаются специальные накидки, типа большого и широкого фартука, которые вы можете обвязать вокруг талии.

Мужчины не должны ходить в церковь в шортах и майках, также перед входом в церковь необходимо снимать головной убор.

Как вести себя в храме

Прежде всего, вы должны все время помнить, что церковь - это дом Божий, и приходя в этот дом, вы должны вести себя уважительно:

  1. Перед тем, как войти, обязательно нужно перекреститься три раза.
  2. Зайдя в храм, вы должны себя вести тихо, нельзя говорить по телефону, принимать пищу, смеяться и разглядывать прихожан, стоять спиной к алтарю. Дети тоже должны вести себя тихо и спокойно, объясните им правила поведения заранее.
  3. Не приветствуется, если вы пришли во время службы наспех поставить свечку, расталкивая молящихся, и быстренько уйти. Если вам необходимо поставить свечку, дождитесь окончания службы или придите пораньше, до ее начала.
  4. Как креститься, где ставить свечи, и так далее, вы можете найти в этой статье: "Как вести себя в церкви? "

Кому можно и нельзя посещать храм

  1. Часто беременные женщины задают вопрос, . Ответ тут только один: можно, и даже нужно. Когда будущая мама посещает храм, то ее тревоги и переживания по поводу ее состояния сходят на нет, она получает благословение, благодаря чему ее беременность разрешается удачно. Поэтому беременным не стоит опасаться по поводу того, что ей будут не рады в церкви.
  2. Многие слышали, что женщины не должны ходить в церковь во время менструации. Ходить в церковь, а тем более принимать святое причастие, во время менструации священики считают нежелательным. Подробнее об этом вы можете прочитать на этом здесь: " "
  3. Часто задаются вопросы, можно ходить в церковь некрещенным или нет? Известно, что впервые все мы заходим в храм некрещеными, поэтому церковь не возражает против того, что некрещеный человек пришел к ним. Может быть, он встал на путь к Богу. Нельзя просить его выйти из церкви человека, и говорить, ему, зачем ходить в церковь, если он не крестился. Напротив, некрещеному человеку стоит помочь прийти к Богу, а е гнать его от него.

Другой вопрос, можно ли ему участвовать в церковных обрядах и таинствах? Вы можете сами молиться за некрещеного, частная молитва за таких людей не запрещена, но не можете подать записку на обедню или литургию, ни за живого некрещеного человека, ни за умершего.

Также некрещеный не может ни причащаться, ни венчаться, ни исповедаться.

Как часто нужно посещать церковь

Люди, стремящиеся к Богу и желающие посещать храм Божий, часто интересуются, а как часто ходить в церковь? Точный ответ вы вряд ли найдете, ведь церковь - это то место, куда вы идете по велению души, а не по повинности или обязанности. Часто верующие посещают церковь в выходные дни, так как возможность пообщаться с Богом для них необходима постоянно. Также в церковь ходят по большим церковным праздникам.

Вы можете ходить на исповедь и причащение для того, чтобы очистить свою душу, так часто, как сами посчитаете нужным. Тут нет точных рекомендаций, слушайте свое сердце, своего духовного наставника, и выбирайте, когда и как часто вам стоит посещать храм.

Не бойтесь идти в храм

Решая для себя вопрос, как правильно ходить в церковь, вы должны знать, что церковь это не строгая и враждебно к вам настроенная организация, где за неверное поведение, вам будет отказано в посещении.

Это, прежде всего, место, где вы должны обрести покой и веру, очиститься от грехов и обрести любовь и счастье. И в храме вам всегда будут рады, а если вы что-то сделает не так, то вам подскажут и поправят, не стоит этого бояться. И если вас одолевают некие вопросы, ответы на которые вы никак не можете отыскать, то здесь вам наверняка помогут.

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно…

В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю - смотрели, какой нынче день - постный или скоромный.

Особенно строго соблюдали правила в монастырях.

Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.

Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по…

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как подготовиться

Надеюсь, что вы знаете, в какую церковь ходить, и если ваша церковь православная, то попробуем разобраться, в правилах ее посещения.

Прежде, чем идти в церковь нужно подготовиться и решить, что надеть.

Женщины должны посещать церковь в скромной одежде, желательно без яркого макияжа. Глубокое декольте, открытые руки и колени также не допускаются. На голове должен быть платок.

Нужно ли ходить в церковь…

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ЦЕРКОВЬ

Много теряют те, кто редко посещает Храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали Церковь. Помните слова Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
Да, на нашей грешной земле Св. Храм - единственное место, где мы можем укрыться от непогод жизни, от нравственной грязи. Храм - подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыка неба и земли, Господь наш Иисус Христос; в храме, как сказано в песнопении, «невидимо Силы Небесные служат».
Спаситель наш говорил: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4) - то есть духовная пища так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в…

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько раз в месяц рекомендуется посещать храм? Только ли в субботу/воскресенье?»

Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
- По церковным канонам, человек, который три недели не причастится – отлучается от Церкви, несет какую-то епитимью. Мы, христиане, во исполнение заповеди: чти день субботний, а для нас это день воскресный – один из дней недели, мы должны этот день посвящать Господу и начинать с молитвы, с посещения храма. Каждый христианин должен посещать храм раз в неделю – это самая идеальная норма. Каждый христианин должен приходить в храм, в воскресный день, молиться и соединяться со Христом в таинстве причащения. Так было в древней Церкви. Сегодня, многие священники говорят, что часто причащаться не нужно, но например, раз в месяц. Но это не значит, что раз в месяц мы должны приходить в храм. В храм мы все равно, должны приходить раз в неделю, а причащаться можем раз в месяц – это как благословит духовник. Если человек…

Вопросы, вопросы, вопросы …..

1. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
2. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
3. Можно ли входить в храм с сумками?
4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
5. Сколько времени надо находиться на службе?
6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
7. Что важно в поклонах и молитве?
8. Как правильно целовать иконы?
9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
10.Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
11.Что означают в молитвах слова «аминь» и «аллилуйя»?
12.Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
13.Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
14.Сколько раз в году нужно причащаться?
15.Что такое соборование?
16.Как часто следует посещать храм?
17.Для чего нужен духовный руководитель?

Православный храм Порядок церковных богослужений Посещение храма Правила обращения Правила обращения к священнослужителям Как вести себя в приходской трапезной Церковные требы Таинства и обряды

Посещение церкви является необходимостью для любого верующего христиа – нина. В церкви человек, даже еще не верующий, концентрирует свое внимание на всем, что связано с Богом, то есть на духовных вещах. Это помогает ему справиться с душевным беспокойством, страхом, обидой, ненавистью и т. д. Посещая церковь, христиане получают утешение и душевное облегчение, покровительство, защиту и помощь. Больные или их родственники часто приходят в церковь, чтобы молиться об исцелении.

Однако в последнее время появляется все больше людей, которые считают себя верующими, хотели бы посещать церковь, но не знают церковного этикета.

Церковным этикетом называют не столько правила, сколько само поведение верующего человека. Это поведение присуще ему…

Церковь - это особое, святое место. Обычаи поведения в храмах, исповедывающих любые религии, проходили долгий путь образования. Каждое религиозное направление имеет свои каноны, которые следует соблюдать, находясь в обители Бога. Конечно, существуют и общие нормы поведения в любых храмах: не распивать спиртного, не курить, не шуметь и вести себя уважительно в святом месте. Остальные же обычаи очень различаются.

Люди глубоко верующие, точно знают как надо вести себя, находясь в храме. Но ведь двери церкви открыты для всех желающих - и для туристов, и для обычных людей, которые испытали потребность души или простое любопытство прийти в храм. Для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не оскорбить чувств верующих прихожан и не потревожить покой в храме, ознакомьтесь с основными правилами его посещения.

Обычно, в православном храме главный вход располагается с западной стороны. По бокам, еще два входа - северный и южный. В библии сказано, что рай был на востоке, в…

№35 (740) / 16 сентября ‘13

Церковная жизнь

Почему храм называют церковью?

– Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание избранных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения.

Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на Небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой…

Сегодня многие люди, причисляющие себя к верующим, неправильно воспринимают не только само значение церкви и истинное проявление собственной веры, но и подлинный смысл своего жизненного пути, осуществление которого, к сожалению, не всегда происходит согласно Закону и Воле Самого Господа.

Что есть церковь по сути своей? В Священном Писании слово «церковь» имеет значительно больший смысл, нежели тот, коим его часто и ошибочно наделяет определенная часть верующих. Церковь – это не просто определенное здание. Согласно Библии, значение самого слова «церковь» в полной мере раскрывает греческое слово «экклесия», обозначающее не что иное, как сход и собрание людей, призванных во имя единой цели.

Те, кто читал Новый Завет Библии, знает, что Самим Иисусом Христом была создана церковь – Его собрание тех, кто неистово верит в Него и считает Его Спасителем своим и всего сущего на Земле.

Так и повелось, - Христос установил Свое общество, а Его последователи и по сей день…

О посещении храма

1.1. Зачем ходить в храм?

Одно из назначений человека на земле - славить и прославлять Бога - своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «ТеломХристовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

1.1. Зачем ходить в церковь (храм)? Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

1.2. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды…

Часто задаваемые вопросы

Эти вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, которые задают люди, редко приходящие в храм или только начинающие церковную жизнь, и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека.

В качестве ответов на некоторые вопросы приведены цитаты из Священного Писания, чтобы показать консультирующим ориентир для их ответов, а воцерковляющимся – основной источник вероучительных знаний. Консультантам не рекомендуется отвечать на вопросы заученными цитатами, но в случае необходимости, исходя из ситуации, можно подкрепить ответ авторитетом Священного Писания.

Следует также помнить, что на некоторые вопросы не существует однозначных ответов. Исходя из духовного состояния спрашивающего и сложившейся традиции на приходе, на один и тот же вопрос могут быть даны разные ответы.

В церковном знании надо различать:

догматы – истины христианского учения, истины веры, отклонение от…

НАСТАВЛЕНИЕ

О посещении храма. Часть 1

1. Зачем ходить в храм?

Одно из назначений человека на земле - славить и прославлять Бога - своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

2. Что надо делать перед…

Прежде всего нужно отбросить стеснение. Никто не посмотрит косо на новичка, который не знает, как правильно вести себя на службе, где поставить свечу за упокой или здравие, как причаститься или исповедоваться. Обо всем можно спросить у опытных прихожан непосредственно в церкви или у продавца в церковной лавке.

Если в вашем окружении есть воцерковленный человек или мирянин, постоянно посещающий церковь, стоит поговорить с ним. И все же священники советуют начинать с главного: Библии. Причем лучше начать с Нового Завета, он легче для понимания и проще в прочтении. Для начала прочтите одно Евангелие (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна).

Обязательно следует почитать о церковных таинствах. Например, одно из важнейших – это таинство причастия. В идеале причащаться необходимо каждую неделю. Но перед тем как причаститься, верующему нужно пройти таинство исповеди и получить благословение.

Исповедь священники принимают ежедневно во время службы. Специальной подготовки к ней не требуется. А вот к причастию нужно готовиться за три дня:

Соблюдать пост, отказавшись от мяса, молока, рыбы, яиц;

Накануне причастия вечером прийти на службу;

С 12 часов ночи перед причастием нельзя принимать пищу.

Понимая, в чем смысл этого таинства, новичок будет чувствовать себя увереннее.

Как вести себя в церкви

Если женщина начала ходить в церковь, она должна знать основные правила:

Входить в храм можно только в платке (допустимы шаль, шарф);

Одежда должна быть скромной: никаких мини-юбок, рваных джинсов, декольте и т. п.;

Во время критических дней и в течение 40 дней после родов посещать храм нельзя.

Если вы впервые оказались на службе, не стоит пугаться. Служба идет примерно полтора часа. Для начала можно просто постоять, послушать, о чем говорит священник, креститься, когда крестятся прихожане. Становиться на колени не обязательно, целовать иконы тоже.

Впервые исповедуясь, обязательно скажите об этом священнику. Он подскажет, что делать. Не бойтесь говорить о своих грехах: батюшка не осудит, а порадуется, что мирянин ищет спасения души, и отпустит прегрешения. Самый страшный грех с точки зрения церкви – не отпущенный. О чем говорить, подумайте заранее. Можно вынести список грехов на листочек, чтобы не растеряться и ничего не забыть.

Принимать причастие без исповеди нельзя. Священнику нужно обязательно сказать, что вы впервые принимаете участие в таинстве.

Что касается свечей, то ставить их за здравие можно как перед какой-то конкретной иконой (например, святого Николая), так и перед любой иконой вообще. Просто зажгите свечу, помолитесь, обратитесь к богу со своей просьбой или прочтите молитву святому, у которого просите помощи. Свечи за упокой души ставятся в определенной части храма: слева от входа, где расположено большое распятие.

Ничего сложного в том, чтобы начать посещение церкви, нет. Если душа просит о том, чтобы прийти в храм, нужно дать себе эту возможность. Может быть, поначалу будет чувствоваться дискомфорт или страх, но это быстро пройдет. Главное, не бойтесь обращаться за подсказками к окружающим.

Вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, мучает многих прихожанок. Некоторые решительно отказываются надевать на себя все черное или серое, говоря, что уж лучше они не пойдут на службу. Другим не нравится носить юбку в пол, которая мешает движению. Третьи свидетельствуют, что все это необходимо. Но так ли это? На самом деле есть 4 главных правила, которых нужно придерживаться православным женщинам:

  • не выглядеть вульгарно и броско;
  • не носить обтягивающие вещи;
  • не надевать броские драгоценности (из украшений обязателен крестик);
  • голова обязательно должна быть покрыта платком.

В остальном христианки могут полностью полагаться на собственный вкус и стиль. Никто не вправе им это запретить. Но давайте перейдем к тому, как женщине одеваться в церковь правильно.

Верхняя одежда

Топы, футболки с короткими рукавами, майки с глубоким декольте и иностранными надписями, во избежание несуразных ситуаций и отвлечения верующих от молитвы, в церковь надевать запрещено. Не забывайте, что все тело православной женщины, пришедшей в храм, должно быть спрятано под одеждою. Поэтому идеальным выбором станут свободные блузы или рубашки длиной до бедра. Они должны иметь рукава и высокий воротник и быть непрозрачными. То же самое касается платьев.

Нижняя женская одежда

Христианок, задающих вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, часто также интересует, можно ли пойти туда в брюках. На самом деле нежелательно, так как вы будете отвлекать прихожанок от молитвы, особенно тех, кто якобы все про все знают. Но если другой возможности нет, стоит поверх брюк надеть специальные юбки с завязками, они сейчас продаются во многих магазинах, а иногда предоставляются прихожанам непосредственно в самом храме на время службы.

Но все же лучшим выбором станут просторные юбки длиной ниже колена, не обязательно в пол. Вы должны во время богослужения молиться и обращаться к Богу, а не думать о том, как же некомфортно стоять, и не бояться упасть. Мини-юбки категорически запрещены! Не стоит уводить мысли мужчин, в том числе и священников, в неверную сторону.

Головной убор

Одно из важных правил из тех, как женщине одеваться в церковь, гласит: ее голова должна быть покрыта. Никаких исключений в этом случае быть не может! Другое дело, что вместо платка в некоторых церквях разрешается носить шляпку, шаль, берет или шапочку, главное - чтобы эти изделия были подобраны правильно, а не резали глаза собственной неуместностью. Но о возможности замены следует узнавать в местном храме.

Женская обувь

Церковная служба очень долгая, а стоять во время нее приходится. Поэтому всем интересующимся, как одеваться в церковь женщине летом или зимой, следует знать: обувь для посещения храма необходимо выбирать удобную и закрытую. Никаких босоножек, открытых сандалий, туфель на высочайшем каблуке, которые сильно цокают по полу! Если носить обувь на плоской подошве по какой-либо причине не можете, надевайте туфли на 2-3 см каблучке, к которому прибиты набойки.

Цвет предметов гардероба

Некоторые, отвечая на вопрос о том, как женщина должна одеваться в церковь, отвечают: в темное или даже лучшее черное. Это весьма ошибочный взгляд! Сам патриарх Кирилл, отвечая на вопрос одной из прихожанок, сказал, что цвет одежды и иных предметов гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к скромности, ни к православию в общем. Впрочем, это не значит, что можно надеть костюм клоуна и в нем отправиться в храм. Православная женщина должна выглядеть мило и скромно, так, словно действительно она собралась на великий праздник, а не на гулянку с подружками. А вот в каком стиле будет пошита ее одежда - в современном ли, деревенском или городском, это уже не имеет никакого значения. Успехов вам!

В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог - чрево (Флп. 3, 19).

Человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов

Но если человек прав, и его сердце действительно стало обителью бога, то можно ли быть уверенным, что это Бог истинный, а не тот, который силится выставить себя Богом, не являясь таковым? Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу» . Другими словами, человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов.

Кто-то скажет: «Вот, я пощусь и молюсь, только в храм не хожу». На это можно ответить, что молиться и поститься есть дело, конечно, доброе и необходимое, но само по себе недостаточное.

Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. Преподобный Варсонофий Оптинский предлагает на эту тему следующее рассуждение. У одного святого отца спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки - хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий .

Признак того, что Бог пребывает в сердце – любовь к храмовому богослужению

Таким образом, стремление к церковной службе является для христианина тем духовным камертоном, с которым мы можем всегда сверять состояние своей души. Признаком того, что Бог пребывает в сердце, является любовь к храмовому богослужению.

Это можно уподобить человеческим отношениям. Если мы любим кого-то, то мы стараемся быть рядом с ним. Если мы скажем, к примеру, своему другу: «Ты всегда со мной, ты у меня в сердце, поэтому я не пришел поздравить тебя с днем рождения», - то вряд ли мы услышим в ответ слова одобрения и понимания. Так же и с Богом. Если Бог у нас в сердце, если мы любим Его или хотя бы стремимся к этой любви, то как же мы не почтим День Рождения или Воскресения Христа, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, перенесшим ради нашего спасения унижения, боль и смерть, как забудем о памятной дате Божией Матери, через Которую мы получили доступ к воплотившемуся Богу, или пренебрежем днями празднования Небесных Сил бесплотных и святых, предстоящих пред престолом Божиим и неустанно молящихся о нас, ленивых, грешных и сильных лишь на слова самооправдания?

Церковь – это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм

В центре храмового богослужения находится величайшее христианское таинство - причастие Тела и Крови Христовых. Все богослужение построено так, чтобы подготовить нас к этому таинству наилучшим образом, и является уже само по себе преддверием и предвкушением нашего вечного пребывания с Богом. В церковной службе видимым образом проявляется учение о Церкви, как о Теле Христовом. Церковь - это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм. Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви - Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело. Поэтому участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а неким природным и жизненно необходимым устремлением. Отсутствие такового должно служить нам сигналом того, что мы духовно больны и находимся в серьезной опасности, что наша жизнь требует скорейшего исправления.

Конечно, не всегда нам легко участвовать в общественном богослужении, не всегда хочется. У каждого случаются состояния, когда приходится себя заставлять идти в храм. Но без этого духовная жизнь невозможна.

Откуда в нас эта тяжесть, это нежелание? Все оттуда же - от наших страстей, которые настолько вошли в наши души, что стали для нас как бы второй природой («привычка - вторая натура»), от которой без труда и без болезни не избавишься.

Влияние богослужения на страсти можно сравнить с действием света на обитателей темной пещеры. Животные и насекомые, привыкшие к ночи и мраку, при появлении света приходят в движение и стремятся улететь, убежать, уползти в места привычные, в места темные, «безопасные», удаленные от света.

Так и страсти в нас, пока мы далеки от Церкви, от храма, от богослужения, дремлют в привычном и уютном душевном мраке. Но стоит нам прийти в храм на службу, и словно бы все силы ада восстают в наших телах и душах. Ноги ватные, в голове туман, спина болит… Да и вокруг все возмущает: чтецы читают непонятно, певчие сбиваются и фальшивят, священника или нет, или он куда-то торопится, у дьякона вид вызывающий, в церковной лавке отвечают нелюбезно, все какие-то мрачные, а если шутят и улыбаются, то это тоже раздражает («в святом-то месте!») и т.д. т.п. Ну и, конечно, фоном мысль: «Что я тут делаю?». И если не понимать необходимости храмовой молитвы, то шансов удержаться в храме почти нет. Тем не менее истинного утешения мы нигде, кроме храма, не получим.

Многим знакомо состояние уныния, или, как сейчас принято выражаться, депрессии, когда ничто не радует и все теряет смысл. В храм в этом состоянии также идти не хочется. Но православные люди знают, что если все же заставишь себя и доберешься до храма и богослужения, то все каким-то чудесным образом меняется. Вроде и простоял-то на службе бестолково, молитв почти не слышал, сам не столько молился, сколько пытался справиться с душевной бурей или с роящимися мыслями, а выходишь из храма, и на сердце - мир. Вроде бы внешне ничего не изменилось, обстоятельства все те же, но они уже не кажутся такими непреодолимыми, как раньше.

В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой

И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.

Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала.

Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой - энергией Божественной.

Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, - все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, - говорит он, - двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш» .

Конечно, порой случаются объективные обстоятельства, действительно препятствующие посещению храма. Но не всё, что кажется нам препятствием, является таковым в очах Божиих. В этом отношении показателен случай, описанный в житии праведной Иулиании Муромской: «Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был глас от иконы Пресвятой Богородицы, глаголющий так: “Иди, скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная» .

Для человека, утвердившегося на пути божественном, посещение церковной службы становится потребностью не меньшей, а порой даже большей, чем питание телесное. Особенно остро ощущают эту потребность святые. Так, праведный Иоанн Кронштадтский признавался: «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу...» .

Впрочем, и сегодня, наверное, в каждом православном храме можно встретить хотя бы одну прихожанку, которая, подобно евангельской Анне пророчице (ср. Лк. 2, 36–37), почти постоянно пребывает в храме. При том, что окружающие этому обыкновенно отнюдь не способствуют. И близкие ее укоряют, и свои, православные, убеждают поумерить пыл, а она, превозмогая годы и болезни, едва ли не ползком, а все стремится на любезную изболевшемуся сердцу «обедню».

В заключение хочется привести удивительный пример непобедимой любви к Божественной службе одной из греческих подвижниц благочестия XX века: «Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной вечерни и литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии <...>

Кети старалась познакомиться со священниками всех соседних селений, чтобы была возможность приглашать их отслужить литургию. Чаще ходила в храм Пантанассы. Ночью переходила реку Лурос по веревочному мостику. Часто зимой он покрывался льдом, а у Кети всегда было по несколько сумок с продуктами для бедняков.

Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.

Трудно описать все, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил ее о литургии. После работы Кети все же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.

<...> Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У нее случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил ее знакомый - отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.

Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец она показалась. Ее лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под ее длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у нее на пути.

Так что же все-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала все возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжелые богослужебные книги.

Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила еще на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог ее отвлечь. <...>

Ее любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: "Церковь, Церковь..."» .

Остается лишь пожелать всем нам стяжать хоть малую толику той любви к церковному богослужению, которая описана в этих строках!