Достижения и просчеты внешней политики. Направления внешней политики

Новое политическое мышление. Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением» . Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики. Основные направления внешней политики Советско-американская встреча на высшем уровне Москва 1988г. 1. В 1987 г.был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 2 . В 1989 г. Горбачев заявил, что «доктрина Брежнева» мертва. 3. В 1991 г.был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Основные направления внешней политики Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону. 1989-90 гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий» ,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Основные направления внешней политики Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Берлинская стена Падение Берлинской станы Основные направления внешней политики

  • Весной 1991 г. Организация Варшавского договора была распущена и это усилило критику Горбачева внутри страны.
Основные направления внешней политики Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными. Встреча М.Горбачева С Чжао Цзыяном. При содействии СССР выли выведены вьетнамские войска из Кампучии и кубинские из Анголы. В 1989 г.состоялся визит М.Горбачева в Китай, в его ходе было объявлено о нормализации отношений. В 1986-89 г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем. Основные направления внешней политики Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования. Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».

Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением». Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики.


Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Советско- американские отношения: г. – ежегодные встречи М. С. Горбачева с Р. Рейганом и Дж Бушем – нормализация отношений






Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Советско- американские отношения: г. – ежегодные встречи М. С. Горбачева с Р. Рейганом и Дж Бушем – нормализация отношений -Улучшение отношений между СССР и США, Востоком и Западом - исключена опасность безудержной гонки вооружений, возникновения ядерной войны -улучшился общий международный климат -Уступки СССР больше чем Запада -сокращение в СССР оружия, составлявшего основу военной мощи, а в США – устаревших и неэффективных вооружений


Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий»,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно- ядерных сил.


Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Отношения со странами социалистического блока: – вывод войск из Восточной Европы 1990 – согласие на объединение Германии 1991 – роспуск СЭВ и ОВД


Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии.






Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Отношения со странами социалистического блока: – вывод войск из Восточной Европы 1990 – согласие на объединение Германии 1991 – роспуск СЭВ и ОВД Улучшился климат международных отношений Переориентация экономики стран Восточной Европы на запад привела к сокращению торговли с СССР, что способствовало дальнейшему обострению экономических проблем Советского Союза




Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Региональные конфликты: Февраль 1990 г. – вывод воск из Афганистана Май-июнь 1989 г. - визит М. С. Горбачева в Китай Лето 1990 г. - кризис в Персидском заливе Декабрь 1991 г. - Мадридские соглашения по арабо- израильскому конфликту


Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными.




В г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем.


Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Региональные конфликты: Февраль 1990 г. – вывод воск из Афганистана Май-июнь 1989 г. - визит М. С. Горбачева в Китай Лето 1990 г. - кризис в Персидском заливе Декабрь 1991 г. - Мадридские соглашения по арабо- израильскому конфликту Оздоровление остановки в регионах соперничества СССР и США Утверждение главенствующей роли США на международной арене.


Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования.


Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

Интеграция в международные экономические и политические структуры;

Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.


На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

Основные приоритеты внешней политики России

В конце XX – начале XXI вв. международное положение России претерпело серьезные изменения. Распад социалистического лагеря и СССР привел к уничтожению «пояса безопасности» на рубежах страны, Россия утратила многие коммуникации, важные порты, на сотни тысяч километров ее граница оказалась не защищена и даже не демаркирована. Прекращение «холодной войны» принесло, безусловно, положительные результаты – разрядку международной напряженности, отказ от обескровливавшей экономику «гонки вооружений», значительное расширение контактов России с миром. Но нельзя не отметить и то, что Россия лишилась статуса «сверхдержавы», потеряла право решающего слова в многих вопросах международной политики, утратила свой престиж в глазах некоторых стран. Кроме того, экономический кризис второй половины 1980–1990-х гг. привел к тому, что наша страна оказалась в финансовой зависимости от ряда государств и международных организаций.

Для современной России во внешней политике приоритетными являются такие направления, как:

1) расширение международного сотрудничества. Не скованная идеологическими рамками, наша страна может налаживать контакты на взаимовыгодной основе с любыми странами. Россия возобновляет интенсивные отношения и со своими старыми партнерами – Китаем, Кубой, странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, арабскими государствами, и укрепляет отношения со странами Запада, Японией, южной Кореей, Израилем и др.;

2) укрепление позиций России в мире. Современная Россия старается вернуть себе статус одного из мировых лидеров не с помощью ядерного превосходства, а путем взвешенной дипломатии. Наша страна участвует в процессе урегулирования на Ближнем Востоке, оказывает помощь государствам, пострадавшим во время стихийных бедствий, активно участвует в международных форумах и конференциях. Несомненным свидетельством значительного статуса России являются встречи «Большой восьмерки», в которой с 1997 г. наша страна занимает место наравне с сильнейшими мировыми державами. В русле укреплений мировых позиций России развиваются и переговоры о вступление нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию) и Совет Европы. Способствовала укреплению авторитета России и твердая позиция, занятая президентом В.В. Путиным по отношению к Иракской войне (2003 г.);

3) борьба с международным терроризмом. Россия, имеющая огромный опыт борьбы с терроризмом в Чечне, является одной из стран, ранее других заметивших, что наибольшую угрозу миру на рубеже XX–XXI вв. представляет международный терроризм. Российское руководство прилагает все усилия к тому, чтобы объединить мировое сообщество в противостоянии этому злу;

4) консолидация СНГ. Бывшие советские республики (для России – страны ближнего зарубежья) являются естественными экономическими партнерами России. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), не входящие в СНГ, долгое время дистанцировались от России, опасаясь возрождения экспансионистских намерений и великодержавных тенденций. Однако в последнее время контакты с ними оживились, и наметилось определенное потепление отношений, хотя и осложненное их вступлением в НАТО. Продолжает развиваться партнерство со странами СНГ. С 1997 г. между Россией и Белоруссией ведутся переговоры о создании союзного государства. Страны СНГ являются главными экономическими партнерами России, укрепляется и сотрудничество по многим политическим вопросам.

Тема: « ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. УСПЕХИ И ПРОСЧЕТЫ» .

Цели урока: познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 19годах.

Задачи урока:

o Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;

o Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные вопросы темы

o Воспитать понимание понятия «новое политическое мышлениеа»

3) учебное оборудование: рабочая тетрадь, политическая карта мира.

4)оформление доски:

Тема урока, план изучения новой темы, новые слова («новое мышление), дата:1985 г. ноябрь, домашнее задание.

ХОД УРОКа

1)Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Духовная жизнь общества. Политика «гласности».

3) 1) Подготовка устного ответа по карточке.

2. Работа с классом (выбор учителя):

А) проверка домашнего задания

Б) Соотнесите даты события:

3. устный развернутый ответ учащегося по карточке №1, отзывы одноклассников.

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

ПЛАН.

1. Концепция «нового политического мышления».

2. Решение региональных конфликтов.

3. Бархатные революции.

4. Итоги противостояния Запад-Восток

ЗАДАЧА для учащихся: Каковы результаты внешней политики СССР в 1годах?

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦИ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА ИЛИ ПО РАССКАЗУ УЧИТЕЛЯ.

Учебник п. 51,стр. 317-320 или п.58, стр,403-408.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Основные направления внешней политики

Позитивные

изменения

Просчеты внешней политики

1.Номалимализация отношений с США.

г. ежегодные встречи М. С Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем.

2.Решение региональных конфликтов

февраль 1989 г. вывод войск из Афганистана

Май-июнь1989 г. визит в Китай

Лето1990 г. кризис в Персидском заливе

Декабрь 1991 г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту.

3.Отношения со странами социалистического блока.

гг. вывод советских войск из Восточной Европы.

1990 г. согласие на объединение Германии

1991 г. роспуск СЭВ и ОВД

2.Сделайте выводы об итогах политики «нового мышления».

Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника п.51 стр.320-321 или п.58 стр.408

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРАЛА НА УРОКЕ.

Выполнение задания из рабочей тетради: вып. П.51, рабочий лист, стр. 79-80; рабочий лист 4 стр. 80-81

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

2.Выполнить задание из рабочей тетради задание №3 П. 51 с.