Осетины. Осетины - мусульмане или христиане? Религиозное мировоззрение осетин

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Встречали ли вы когда — нибудь представителей осетинской национальности? Если да, что первое вам бросилось в глаза? Строгий и серьёзный взгляд, проникающий прямо к вам в душу, а может необычайная пропорциональность их телосложения?

И первое, что вам пришло в голову: «Откуда он такой взялся?». Однако цепляют своей красотой не только осетины, но и осетинки. Любой, кто увидит представительницу данной национальности долго не сможет отвести от неё взгляд.

А вы когда — нибудь задумывались, откуда в них эта притягательная сила красоты? Может дело не только во внешности, а ещё и в манерах. Давайте разбираться!

Происхождение осетин

Всем известно, что осетины являются потомками алан. Аланы ― племена кочевников скифо -сарматского происхождения, часть из которых в конце IV века осела у предгорья Кавказа. Но после двух татаро — монгольских набегов выжили лишь те, кто поднялся высоко в ущелья гор.

Они и сохранили этнос, а также традиции осетинского народа. Однако ещё в IV веке историк из Рима Аммиан Марцеллин писал, что «многие аланы имеют высокий рост и красивы… А сдержанно — грозный взгляд их глаз пугает.

Более того, представители этих племён очень подвижны из — за легкости вооружения…».

Значит ли это, что привлекательная внешность досталась им от предков? Как мне кажется, ответ очевиден.

Однако, что-то в них есть ещё, такое таинственное и загадочное, что сразу располагает к ним. Может ли это быть связано с силой характера или с наличием у них той натянутой, но не рвущейся нити, которая связывает их с традициями и обычаями их предков?

Менталитет осетин

В действительности, осетины являются именно той национальностью, которая до сих пор сохраняет приверженность и почтительность к своей культуре. Они почитают старших, отличаются гостеприимством и широкой душой.

Те, кто знакомы с осетинами, часто описывают их как очень внимательных и заботливых людей, проявляющих абсолютное уважение к другим.

Но особенно восхищаются их национальными праздниками, на которых обязательно присутствуют осетинские пироги. А их зажигательные и страстные танцы просто сводят с ума.

Также каждого осетина с детства обязательно учат борьбе, чтобы он смог защитить себя и своих близких.

Теперь скажите, как можно не восхищаться представителями данной национальности, особенно, когда источником их красоты является не только внешность, но и их богатый внутренний мир?!

готовят будущих студентов одного из самых престижных вузов страны. Четвертый год подряд одиннадцатиклассники из центра развития одаренных детей «Интеллект» оказываются в числе победителей телевизионной олимпиады «Умницы и умники» на Первом канале и без экзаменов зачисляются в МГИМО.


Одним из победителей минувшего 26-го сезона игры стал Муслим Дзодзиков, еще двое ребят из Северной Осетии дошли до финала. Все они — ученики педагога центра Залины Сосрановой. Всего с 2009 года она подготовила семь победителей и двух призеров телеолимпиады (призеры получают дополнительные 100 баллов к ЕГЭ по гуманитарному направлению).


Мы поговорили с Залиной Сосрановой, чего стоит поступление в МГИМО и как развить талант в ребенке.



«Минимальный объем чтения - шесть часов в день»




Для четвертьфинального этапа регионы получают три темы, на полуфинал и финал - по одной. На подготовку к каждой - ровно месяц. Темы обширные. К примеру, в этом году в полуфинале была очень сложная - «Страны Балканского полуострова». Финальная тема не менее объемная - «Города России», мы даже не знали, что именно будет: культура, история, какие ее периоды - древняя Русь или современная Россия?


На «Умниц и умников» участники попадают после регионального отбора. Он стартует в мае. Сама олимпиада проходит в три этапа - с сентября по апрель. До финала доходит около 20 игроков: знатоки и теоретики двух категорий. В этом году в конкурсе приняло участие 120 школьников почти из всех регионов. Победители - 12 человек.


Чтобы не «промахнуться», приходится перерабатывать огромный объем материала. Подбор литературы и источников - важный этап, от которого зависит наш результат. В прошлом году мы угадали практически всю литературу. Тогда наша Диана Камболова стала победителем. Но так случается не всегда.



Вообще, ребятам приходится сложно: за короткое время надо проштудировать огромный объем литературы, а они ведь еще учатся в школе. Выпускные классы, подготовка к ЕГЭ - и без того много работы. Занимаемся два-три раза в неделю по три-четыре часа. Ближе к финалу - каждый день. Но не стоит думать, что детей приходится заставлять. Отнюдь, на этом даже родители не настаивают, ребята сами проявляют интерес. Бывает, звонят в 12 часов ночи, советуются по поводу литературы. Минимальный объем чтения - шесть часов в день. В прошлом году на всех этапах олимпиады дети прочитали 90 книг, каждая - объемный труд.


Результат стоит таких усилий. Та же Диана Камболова занималась по 15 часов в день. Но она ни о чем не пожалела. Сейчас студентка одного из лучших вузов России изучает китайский язык, знать который мечтала с детства. Более того, она уже практически трудоустроена, так как образование по этому направлению - заказ Министерства иностранных дел России.



«Не надо развивать в ребенке чувство поражения»



В Москве дети уже не занимаются, приезжаем непосредственно на игру. Живем все вместе в гостинице. Отыграли неделю четвертьфиналов - возвращаемся домой. Если прошли, получаем новую тему и начинаем подготовку к следующему этапу. Потом полуфинал и финал. Его снимают в Останкино в течение одного дня - с 12:00 до 22:00. В студии бывают только участники игры - ведущий, жюри и дети. Преподавателям там находиться запрещено, телефоны заносить тоже.


Я всегда очень переживаю и перед игрой, и во время нее, но детям стараюсь этого не показывать, боюсь, что мое волнение передастся им. Когда что-то идет не так, всегда делаю им замечание, чтобы держать в тонусе. Они, как все их сверстники, любят себя пожалеть. Я же, наоборот, веду себя строго, и тогда они берут себя в руки. За время подготовки к игре я хорошо изучаю характер каждого и могу предположить, как именно его психологически настроить.


Никогда не смотрю эфиры - нервничаю. Но ребята сами все рассказывают. Правда, после игры стараюсь их отвлечь, чтобы они дали мозгу отдохнуть. Никогда не прошу сразу анализировать свои ошибки, все это уже потом. Если ребенок проиграл, не надо развивать в нем чувство поражения, лучше просто забыть об этом и двигаться дальше. Я в таких случаях говорю: «Не волнуйтесь, генеральские погоны с вас не снимут - у вас их нет».


От чего зависит успех? Главное, конечно, знания. Плюс удача. Многое решает и характер: если ребенок не справляется со своими эмоциями, ему сложно собраться и настроиться на игру. Очень важна реакция, так как многое зависит от того, как быстро ты поднимешь руку. В студии одновременно находится более ста детей, лучшие умы страны их возраста. Важно соображать максимально быстро и так же реагировать.



Как воспитать победителя



Говорят, что победителей не ищут, их взращивают. Важно развивать в ребенке мышление, логику, творческие способности. Но если у ребенка нет природных данных, сделать это будет очень сложно.


Заниматься надо с раннего детства. Наклонности детей проявляются довольно рано, и их надо развивать. Есть специальные методики, разработанные по государственным образовательным программам. На базе «Интеллекта» они реализуются начиная с 4−5 лет вплоть до 11 класса. Олимпиадное движение, например, очень популярно - считается, что оно развивает одаренность в ребенке. К каждому ученику нужен свой подход в зависимости от скорости усвоения материала и так далее.


Редкие дети понимают, что именно им надо. Поэтому иногда их стоит направлять. Здесь важно, чтобы это делали и родители. Не все дети, к примеру, осознают, что «Умники» - шанс поступить в один из лучших вузов страны без ЕГЭ. Это очень серьезный стимул, но его надо донести до ученика.


Чтобы не «загнать» школьника, учителя и родители должны действовать слаженно. Родители, как правило, знают возможности своих детей. Оптимально, если они координируют свои действия в вопросе влияния на ребенка с учителем.


За уровень знаний ученика ответственен педагог. У родителей другие функции - воспитательные. Проконтролировать, чтобы ребенок сел за уроки - да, но не более.


Преподаватель же должен научить, объяснить, подсказать, помочь. И утвердить ребенка в мысли, что он сумеет добиться успеха.



«Успешный ребенок - не обязательно отличник»



Как мотивировать ребенка учиться? Тут все индивидуально. Одним детям нужен стимул. Я знаю родителей, которые покупают сотовые телефоны за отличную учебу или за то, чтобы сын или дочь говорили на родном языке. И это действует, дети стараются, если их ждет награда. Другие и сами считают необходимым учиться.