Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава") Тема: Образ Петра Великого в поэме А

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

произвести подробный анализ текста;

прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

историческому прошлому своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы 7 класс

Тема: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина

« Полтава».

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

Произвести подробный анализ текста;

Прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

Историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: портрет Петра I, Карла 12, текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и целей.

2.Изучение нового материала.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин « Медный всадник »

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждого солдата:

(ученик читает речь наизусть в обличие Петра)

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

Слово учителя.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

3 Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

План:

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Передышка в бою.
  4. Образ Петра и Карла.
  5. Битва в разгаре.
  6. Победа.
  7. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя?

(описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани роковое?

(Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»?

(У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует?

(В донном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту.)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

(Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

(Чтение отрывка наизусть)

Какое впечатление он на вас производит?

(впечатление силы, величия, красоты)

Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

(чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета).

Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».

Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII в Полтавском сражении. Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.

Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев» «Полтавский бой».

Описание победы .

Какие чувства победы и как передает нам автор?

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4 Вывод: Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

Подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

5.Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.

6. Выставление оценок.

Литература:

  1. Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
  2. Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
  3. Коровина В. Я. « Пушкин в школе» М. 1999
  4. Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
  5. Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
  6. «Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
  7. Пушкин А. С. « Сочинения» т.5., М. 1994
  8. Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998






Пётр I Великий (Романов Пётр Алексеевич) (1672 – 1725) Русский царь с 1682 г., первый Российский император (1721). Выдающийся государственный и военный деятель России, политик и дипломат. Осуществил ряд важнейших преобразований: организация мануфактур, корабельных верфей, оружейных и горных заводов; развитие торговли, создание Сената, коллегий, создание регулярных Армии и Флота; строительство городов, крепостей; открытие учебных заведений и многое другое. Заложил основы русской школы военного искусства, расширил и укрепил государство. Является автором и редактором первых уставов, ряда военно-исторических и научных трудов. Проявил военные способности во время Северной войны (), успешно руководил войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Результативно провел Персидский поход ().


Карл XII (Karl XII) 1682 – 1718 Король Швеции в годах, выдающийся полководец. Получил хорошее классическое образование, владел несколькими иностранными языками. Стал королем после смерти отца в апреле 1697 года; в ноябре 1697 года, в возрасте 15 лет, был провозглашен совершеннолетним. Правил как самодержавный монарх, при коронации сам возложил на себя корону и в отличие от своих предшественников не принес клятвы соблюдать законы Швеции. 11 декабря 1718 года Карл был убит выстрелом из фальконета при осаде форта Фредериксхалль (ныне Халден). Обстоятельства гибели короля до сих пор не ясны и являются причиной споров историков. Когда до столицы России дошла весть о гибели Карла XII, Петр I объявил в Петербурге траур по одному из самых опасных и отважных своих противников.



Регулярная армия ̶ человек (пехота, конница) 102 орудия Украинские казаки ̶ 40000


Регулярная армия – человек. 39 орудий Украинских казаков – 2000 человек.





Победа изменила ход Северной 1. Победа изменила ход Северной войны в пользу России. войны в пользу России. Враг был изгнан из пределов 2. Враг был изгнан из пределов России, война продолжалась уже на чужих территориях. Международный престиж 3. Международный престиж России резко возрос. Заявили о приверженности союзу с Россией Саксония, Дания, Речь Посполитая.








Как рисует Пушкин начало боя? -Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? -Почему поле брани роковое? -Кто такой "бог браней"? -Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? - Какое художественно-изобразительное средство использует поэт для передачи ощущения топота множества ног?







Петр IКарл XII Необыкновенен, грозен для врага «Бледен, недвижим» Это порыв, стремлениеНемощь короля символизирует закат его государства Воплощает в себе динамическую силу И энергию молодого государства Беспомощен, слаб, «слабым манием руки на русских двинул он полки» Участвует в боюНе принимает участия в бою.







10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709). … клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. А.С. Пушкин


Оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке «Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё, о чём говорилось и что происходило на уроке». «Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий». «Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно».

17.10.17 год. Литература. 7 класс. (14 урок)

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава»

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к историческому прошлому своей страны.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;

Предметные: о бобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

2.Актуалиизация знаний.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин « Медный всадник »

3. Целеполагание.

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждого солдата:

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

4. Изучение материала.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

    Начало боя.

    Появление Петра.

    Передышка в бою.

    Образ Петра и Карла.

    Битва в разгаре.

  1. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя? (описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует? (В донном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись? (Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Обратимся к 1-ой части отрывка.

Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Появление Петра I .

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

Какое впечатление он на вас производит? (впечатление силы, величия, красоты)

Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и Карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Работа в паре.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета).

Описание победы .

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

7.Итог урока.

Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

8.Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой…" наизусть

2. Составить цитатный план поэмы

А. С. Пушкин «Полтава». Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. Подготовка к домашнему сочинению.

  1. Попробуйте по прочитанному отрывку вос-создать образ русского воинства, дать ему харак-теристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?
  2. Русские воины рвутся в бой, следуя во-инскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность вы-держать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы Рос-сии.

  3. Объясните значение таких слов и выраже-ний, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «темнеет слава их знамен», «бога бра-ней благодатью», «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
  4. Выражение «сыны любимые победы» обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. «Битвы поле роковое» — поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. «Темнеет слава их знамен» — эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза «Бога браней благодатью» означает, что бог вой-ны поддерживает русских воинов. Выра-жение «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» характеризует князя Александра Меншикова, ближай-шего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и подня-того императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

  5. Выпишите в тетрадь из текста различные ви-ды тропов, назовите их и раскройте значение ху-дожественных средств для выражения чувств и на-строений автора.
  6. Возьмем, к примеру, описание Полтав-ского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, пси-хологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и нача-ло боя («Горит восток зарею новой»), по-явление Петра со своими сподвижника-ми, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способству-ют художественные средства, используе-мые поэтом.

    Эпитеты : дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье бое-вое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница ле-тучая.

    Метафоры : горит восток зарею но-вой; свищут пули; битвы поле роко-вое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темне-ет слава их знамен; жар пылает; по-ле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

    Сравнения : как пахарь, битва от-дыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

    Важную роль в картине боя играет зву-коподражание.

  7. Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше-ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?
  8. На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос-сии. Мужество Петра, его страстная увле-ченность делом, стремления, направлен-ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш-кину.

    В «Полтаве» образ Петра романтизиро-ван, император воспринимается как полу-бог, вершитель исторических судеб Рос-сии.

    Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза.

    Сочетание ужасного и прекрасного в об-разе Петра подчеркивает его сверхчелове-ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо-ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офице-ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де-лил со всеми походные трудности. Его ув-леченность передавалась воинам, они ува-жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любует-ся Петром и на поле брани («Могущ и ра-достен, как бой…»), и после битвы, ког-да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

    Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.

    Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

    В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

  9. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от-ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?
  10. Описания Петра и Карла, шведского ко-роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо-ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не-терпении от предстоящего сражения, го-товый ринуться в бой. Карл предстает не-подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол-нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш-кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат-риотизма. Материал с сайта

  11. Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?
  12. Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторе-ние гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образ-ного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все во-круг скрежещет, шипит и свистит.

    Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

  13. Прочитайте вступительный и заключитель-ный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отли-чаются ли они в интонационно-стилистическом от-ношении от. описания боя, если да, то в чем? Ка-кие мысли и чувства преобладают в них?
  14. Повествование вступительного отрыв-ка спокойное и размеренное. Размышле-ния Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяют-ся эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место про-славлению великой победы русского им-ператора, его мужества и благородства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопрсы по полтаве
  • вопрос ответ а.с.пушкин "полтава майл
  • антитеза полтава
  • кокого значение полтавского боя
  • стих полтава антитеза

Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы в 7 классе.
Тема урока«И грянул бой, Полтавский бой!»
Цели урока:
- показать нарастание мощи российской армии;
- показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны;
- дать характеристику полководцам Северной войны;
- познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»;
- определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинского описания;
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.
Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы, материал к словарной работе по истории).
Оформление доски:карта;
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель истории.
С.Г. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, а чему он посвящен мы узнаем, разгадав этот смысловой кроссенс. Как по смыслу связаны картинки.
Следовательно, тема урока «Полтавская битва».
С.А. а если бы эту тему определял великий русский поэт А.С.Пушкин, то он бы поэтично воскликнул: «И грянул бой, Полтавский бой» (запись темы в тетрадь по истории) Это сражение Северной войны.
Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует Учитель истории.
Учитель литературы: Каким было это грандиозное историческое сражение, помогут ярче представить стихи А.С.Пушкина. В 1828 г. он создает поэму «Полтава». Полтавскую битву Пушкин считал одним из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Ну, а этой яркости в описание такой важной битвы поэт достигает литературными средствами. Перечислите известные вам средства художественной выразительности. Соотнесите термины и их определения.
ЭПИТЕТ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
СРАВНЕНИЕ - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.
МЕТАФОРА -
переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
АЛЛИТЕРАЦИЯ-
художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний Тест на слайде ответы
Какие направления внешней политики России стали основными после Великого посольства? (слайд)Зачем нужно было получить выход к морям?
Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?
Россия неоднократно пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны (1558-1583 г.г.) в годы правления Ивана IV Грозного.
Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).
Можно ли было решить эту задачу мирным путем?
Скорее всего, нет.
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.
Начало войны для Швеции. Поражение под Нарвой. Причины. Почему Пётр назвал не поражение, а Нарвская конфузия. Еще он назвал это поражение школой будущих побед. Какие уроки извлекли Определяют
Работа со словарём
Работа с документами Газета Ведомости информирует о подготовке к будущим сражениям реформа армии, поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, на нее работали не менее 30 мануфактур Анализ документа
Первые победы слайд карта
в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.
Сражение у Лесной Меньшиков Мать полтавской победы. Почему Петр I назвал это сражение «матерью Полтавской баталии»?
-В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам.
- Найдите на карте Полтаву.
-После разгрома корпуса Левенгаупта при Лесной Карл XII отказался от похода на Москву и, заручившись поддержкой Мазепы, двинулся на юг и осадил в начале апреля 1709 г. Полтаву. Три месяца 4200 солдат и 2500 вооруженных горожан под командованием коменданта А.С.Келина (шведа по национальности) держали героическую оборону, давая возможность русской армии сосредоточить силы для решающего сражения. Восемь атак 35-тысячной армии шведов сдерживало всего 7 тысяч человек, а к концу трехмесячной осады их стало на 5 тысяч меньше. Петр I договорился с «северным львом» о дне (таковы были правила главной битвы). Но шведы напали на два дня раньше срока.
-Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение?
Знакомство с отрывком из поэмы Полтава». Учитель читает отрывок из поэмы «Тиха Украинская ночь». Как отражает Пушкин обстановку накануне битвы? Как поэт показывает образ Мазепы, его предательство? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
Читают
Анализ отрывка
Анализ текста. Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока
над Западом, говорящая о начале процветания России
Начало боя (Чтение)
- Как рисует Пушкин начало боя?
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- как вы понимаете слова поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс – бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует? (В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)
.
- Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
Чтение отрывка
Отвечают.
Анализ текста
Работа с историческим материалом Интерактивная схема с коментариямиГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны.
-Поясните всю важность генерального сражения.
-Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все.
-Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие?
-Верно. Преимущества были у русской армии. Одно из них – редуты.
РЕДУТЫ – полевые укрепления, где была поставлена артиллерия, выкопанные в форме перевернутой «Т».
-Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна.
Но Петр одел в эти мундиры закаленный в боях новгородский полк.
Отвечают.
Выполняют.
Отвечают.
Работа со схемой сражения. Записывают опреде ление в тетрадь.
Отвечают.
С. Г.
фильм
С.А. Перед началом второй части боя(самой важной) Пётр и Карл обращаются к своим войскам? Давайте посмотрим, как это сделал Петр. (Не за Петра, а за Отечество)
Портреты Петра и Карла
Выясним, как Пушкин представляет появление Петра I.
Какое впечатление он на вас производит? ((он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
Производит впечатление силы, величия, красоты)
- Как поэт добивается этого эффекта? Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими: «лик, глас», «Божия гроза». Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, так же грозен для врага и так же непредсказуем, как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
. Для чего поэт использует антонимы ужасен – прекрасен при описании Петра Великого?(Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.)
- С какой целью Пушкин употребляет краткие прилагательные, короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях, быстроту).
- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII?
-зачитайте

Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Карл в недоумении, увидев подготовленные войска, а также Карл ранен в ногу,осматривая лагерь русских он убил одного казака, другой его ранил, поэтому он «бледен», у него нет сил, он не может, в отличии от Петра воодушевить свои войска.
- Какой приём использует А. С. Пушкин в изображении этих героев? (Антитеза) Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра

Передышка в бою.
Наступает затишье перед боем, войска готовятся к главному сражению.
- С чем сравнивается образ битвы?
(« Как пахарь битва отдыхает». Пахарь – труженик и воин - труженик. Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря)
- Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей
.

Работа с документом:Пушкин – поэт, человек творческий. Мог ли он отразить реальную картину, ведь он жил на столетие позже. Предлагаем познакомиться с воспоминаниями очевидца событий: стр. 114 док№2. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа
Работа с фрагментом поэмы. Учитель литературы:
-Давайте выделим фрагмент поэмы, изображающий сам бой. Прочтите его.
-Какие изобразительно-выразительные средства и приемы использовал Пушкин? Какой эффект достигался с их помощью?
-Обратите внимание на следующие строки:
«ШвЕд, русский – кОлет, рУбит, рЕжет,
Бой барабАнный, клИки, скрЕжет,
ГрОм пУшек, тОпот, ржанье, стОн,
И смЕрть, и Ад со всех сторон».
-С помощью этих средств и приемов поэт достигает яркости и динамичности в изображении.
- -Прочтите следующую строфу, повествующую о завершении битвы. Каков тон автора? Выразительно читают.
Находят. Чтение вслух.
Находят. Отвечают.
Отвечают.
Слышен гул сражения, сочетание звуков Р, Ш, Ж – звуковой образ боя,
создает ощущение звона, грохота, скрежета).
(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
.
. Учитель истории:
-Русская конница под руководством Меньшикова преследовала отступающих шведов. У крепости Переволочны на левом берегу Днепра шведы оказались прижаты к берегу и 30 июня капитулировали. В Северной войне Александр Данилович Меньшиков получил высший чин в армии – генералиссимуса. Прутский поход и морские победы
Учитель литературы А как Пушкин изображает победу? Петр устраивает Пир
- За каких учителей поднимает кубок Петр I? (Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).
- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
- Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
Рассказ учителя
Чтение отрывка
Работа в
группах: Учитель истории:
1. Ознакомиться с результатами Ништатского мира, определить территории, которые отошли к России, показать их на карте
2. Обсуждает и определяет причины победы России в Полтавской битве и Северной войне.
3. Определить значение победы России в Полтавской битве.
4 Определить значение победы России в Северной войне
Мир со Швецией был торжественно отпразднован в России. Все дома в Петербурге были иллюминированы, состоялся грандиозный маскарад. Сенат попросил ПетраI принять титул императора всероссийского. Русь превращалась в Российскую империю. Переменой подчеркивались возросшая мощь страны и ее влияние в Европе. Кульминацией Северной войны стала Полтавская баталия.
Рефлексия. - Учитель литературы:
-С какой целью А.С.Пушкин обращается к теме Полтавской битвы?
-Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?
Учитель истории:
-Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?
- урок хочется закончить словами А.С. Пушкина, который писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Отвечают.
От победы под Полтавой зависела судьба России, роль в мире. Славит русского солдата.
Отвечают.
Постановка домашнего задания:
По литературе – выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» (описание боя)
По истории п. 14
Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Полтава
Славная выносливая
Сражались погибали побеждали
Окно в Европу
генеральное сражение