Российско-японские отношения в современных условиях. История российско-японских отношений

Советский Союз всегда искренне стремился к мирным отношениям с соседними странами на Дальнем Востоке, в том числе и с Японией, что отвечало общим интересам. Однако миролюбивая политика СССР не находила отклика у правящих кругов милитаристской Японии.

Не прошло и полугода после Октябрьской социалистической революции, как японские вооруженные силы вторглись в пределы Приморья и Сибири. Более чем четырёхлетнее пребывание японских милитаристов на советском Дальнем Востоке сопровождалось преступлениями и зверствами интервентов, убийствами мирных жителей, казнями партизан, грабежами. Сжигались целые деревни, вырубались леса. Были угнаны советские суда, производился хищнический лов рыбы. Белогвардейцы захватили и переправили в японские банки 2,7 тыс. пудов золота А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 5..

В октябре 1922 г. японские оккупанты были выброшены с советского Дальнего Востока. Настали мирные дни. Но осталось еще много нерешенных проблем: оккупация японцами южной части Сахалина, хищнический грабеж японскими промышленниками наших рыбных богатств, отсутствие нормальных политических и экономических отношении с Японией. Провал японской интервенции показал, что военный метод разрешения проблем советско-японских отношений несостоятелен. Дальновидным политическим деятелям Японии становилось ясно, что советское правительство, которое к тому времени уже установило отношения с рядом крупных капиталистических государств, в первую очередь -- с Англией и Германией, является силой, с которой необходимо считаться.

Все возрастающий нажим на японское правительство оказывало общественное мнение Японии: возник ряд обществ содействия сближению с Россией. В сентябре 1923 г. Японию постигло стихийное бедствие -- землетрясение, которое почти полностью разрушило японскую столицу.

Президиум ЦИК СССР принял постановление о выделении 200 тыс. руб. золотом, и в Японию на пароходе «Ленин» были отправлены медикаменты и продовольствие. И, естественно, этот акт доброй воли завоевал симпатии и поддержку широких кругов общественности Японии А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 6.. Активную роль в деле сближения двух стран играл мэр города Токио -- виконт Гото Симпэй. Дальновидный политик -- Гото, опасаясь проникновения США на Дальний Восток, выступал за сближение с Россией уже вскоре после русско-японской войны. В те годы он был едва не самым выдающимся среди японских ораторов. Великолепно зная и чувствуя свою аудиторию, всегда умел произвести на нее впечатление.

Усилия Гото в пользу установления и развития советско-японских отношений отражали как популярность этих идей в народе, так и заинтересованность определенных деловых кругов, которые имели интересы на русском Дальнем Востоке. Несмотря на преклонный возраст, Гото проделал утомительно долгий путь в «красную столицу», так как был уверен, что будущее его родины во многом зависит от хороших отношений с Советским Союзом.

По его инициативе в феврале 1923 г. в Токио начались неофициальные советско-японские переговоры. И хотя они не дали каких-либо результатов, советская сторона смогла определить основные спорные вопросы и выяснить позицию японского правительства.

Ослабление Японии в результате решений Вашингтонской конференции и внешнеполитическая изоляция побудили все же японское правительство возобновить переговоры с СССР о нормализации отношений. В январе 1925 г. они завершились подписанием «Конвенции об основных принципах взаимоотношений». Вот. 1 этого документа указывалось, что между СССР и Японией устанавливаются дипломатические и консульские отношения. В соответствии с Протоколом «А», приложенным к Конвенции, японское правительство обязалось полностью вывести войска с Северного Сахалина к 15 мая 1925 г. Протокол «Б» был специально посвящен вопросу о концессиях. Правительство СССР заявило о готовности предоставить японским подданным концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств. Привлечение японского капитала должно было ускорить восстановление хозяйства Дальнего Востока. Спустя полгода в Японии были организованы 2 крупных общества с участием правительства -- Северосахалинское нефтепромышленное акционерное общество и Северосахалинское каменноугольное акционерное общество.

Прогрессивная общественность, деловые круги Японии активно поддерживали соглашение. Агрессивные же, антисоветские элементы откровенно выражали недовольство соглашением в печати и с трибуны парламента, заявляя, что переговоры представляют собой поражение японской дипломатии. Больше всего вызывала недовольство военщины необходимость вывести войска с Северного Сахалина. Командование армии считало войну с СССР неизбежной, а «потерю» Северного Сахалина -- ослаблением своих стратегических позиций. Агрессивную политику Японии против СССР поддерживали так называемые «новые» концерны, возникшие незадолго до Первой мировой войны. Они нажились на военно-инфляционной конъюнктуре во время войны, но оказались в трудном положении в период экономического кризиса.

В апреле 1927 г. известный милитарист генерал Гиити Танака сформировал новый кабинет. Приход к власти Танака означал, что в правящих кругах Японии взяли верх наиболее реакционные элементы. Известен пространный меморандум Танака, предоставленный императору в июле 1927 г., в нем излагалась агрессивная внешнеполитическая программа японского милитаризма.

В сложных условиях в то время приходилось работать в Японии советскому посольству и полпреду СССР в Японии Алексею Антоновичу Трояновскому (с 16 ноября 1927 г. - по 1933 год). Советское правительство поставило перед своими дипломатами четкую задачу: создать более здоровую атмосферу во взаимоотношениях с Японией и активно бороться против попыток военщины развязать войну против СССР. А реакционные японские газеты писали о «дьявольской руке Красной России», которая вторгается во внутренние дела страны. Они призывали следить за действиями русского посольства «дворца скрытого дьявола большевизации Японии».

Вокруг личности Трояновского также нагнеталось недоброжелательство. Газета «Заря» с провокационной целью писала: «Мы должны поздравить Японию, которая получила в подарок от своей соседки редкого в Советской России специалиста по разрушению Азии -- Трояновского». Не только реакционная пресса, но и отдельные политические деятели не переставали склонять на все лады «коммунизм», «красную опасность», называли Трояновского «опасной личностью». Советские дипломаты использовали любую возможность для того, чтобы довести до сведения и сознания широких слоев японского народа основные принципы внешней политики СССР.

На предложение советского полпреда заключить пакт о ненападении в марте 1928 г. (а такие предложения были сделаны советским правительством и в 1926, и в 1927 г.),-- ответ Танака был один: «Для этого еще не пришло время. События должны развиваться постепенно. Не будем торопиться. Если сразу слишком высоко забраться, можно и упасть А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 8.». Г. В. Чичерин -- народный комиссар иностранных дел СССР -- называл Японию страной самой тонкой в мире дипломатии. И многие годы эта дипломатия была направлена на осуществление -- последовательными этапами -- широкой экспансии в бассейне Тихого океана.

К разработке планов военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 г. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР «кодовое название -- Оцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Мировой экономический кризис привел к серьезному обострению международной обстановки. В Японии сокращалось производство, росла безработица, ухудшалось положение трудящихся. Выход из кризиса японские правящие круги искали на путях экспансии. 18 сентября 1931 г. японские войска напали на Китай и предприняли оккупацию его северо-восточных провинций. Материалы Токийского процесса неопровержимо доказали: «как оккупация Манчжурии, так и вторжение в Китай исходили из конечной стратегической цели Японии -- войны против СССР». К разработке плана военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 года. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР кодовое название -- «Отцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Благодаря этим планам японцы намеревались захватить: Приморье, Приамурье, Забайкалье, Камчатку, Северный Сахалин и другие территории Дальнего Востока, и /МНР/ А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 8..

«Антисоветская свистопляска» в Японии, как говорил полпред Трояновский, достигла своего апогея. Зашевелились и белогвардейцы, осевшие на Японских островах. В Токио пожаловал белогвардейский генерал Семенов. Агрессивные империалистические круги призывали правительство отбросить колебания и напасть на СССР, не откладывая дела в долгий ящик. Военный министр Араки утверждал, что рано или поздно война между Японией и СССР неизбежна, что страну надо готовить к этой войне.

Араки, убежденный фашист, был одним из активнейших участников оккупации советского Дальнего Востока. Деятельность советского посла он называл «интригами» и говорил своим приближенным, что не верит в откровенность русских, когда они надевают френч и цилиндр. Трояновскому удалось в октябре 1932 г. встретиться с Араки. Своим визитом Трояновский вызвал замешательство в кругах японской военщины, вынуждая ее менять наступательную тактику, лавировать. Укреплялось влияние реалистически мыслящих японских политиков, считавших войну против СССР ловушкой для Японии, в которую ее хотели втянуть заинтересованные западные державы.

Резко осуждая японскую агрессию против Китая, советское правительство в то же время стремилось не дать возможности милитаристским реакционным силам в Токио обострить отношения между СССР и Японией. Оно предприняло серию гибких дипломатических шагов, направленных на предотвращение новой антисоветской интервенции. Стараясь предотвратить, остановить дальнейшее развитие японской агрессии, советская дипломатия пыталась убедить правительство Чан Кайши в необходимости объединения усилий обоих государств.

31 декабря 1931 г., воспользовавшись проездом через Москву назначенного на пост министра иностранных дел Японии Иосидзава, НКИД предложил заключить советско-японский пакт о ненападении. Было заявлено, что СССР заключил пакты о ненападении и нейтралитете с Германией, Турцией, Афганистаном, парафировал пакт с Францией, что ведутся переговоры с Финляндией, Латвией, Эстонией и Румынией. «Мы будем связаны пактами со всеми соседями. Япония является единственным соседом СССР, который не заключил с ним пакта о ненападении и не ведет переговоров о таком пакте. Такое положение является ненормальным. Переговоры о пакте длительное время вел полпред Трояновский. Представители японского правительства всячески их затягивали, говорили о желательности заключения «союза» между Японией, СССР и Германией или же союза между Японией, СССР и марионеточным государством Маньчжоу-го».

Японское правительство дало ответ на советские предложения только спустя год. 13 декабря 1932 г. оно отклонило предложение о заключении пакта под предлогом того, что Япония и СССР являются участниками многостороннего пакта Бриана -- Келлога, и это делает излишним заключение специального пакта о ненападении. В качестве другого предлога приводилось соображение о том, что «еще не созрел момент для заключения пакта о ненападении». Весьма показательно то, что пакт о ненападении был отклонен японским правительством на другой день после опубликования сообщения о восстановлении отношений между СССР и Китаем. Японская дипломатия рассматривала подобный поворот событий как свое крупное поражение.

В дальнейшем советское правительство вновь поднимало этот вопрос. Однако Япония, бесповоротно вставшая на путь агрессии, постоянно имея в виду будущую войну против Советского Союза, отклонила мирные предложения. Дипломатия СССР вынуждена была проводить осторожную политику. Учитывая непрекращающиеся провокации японской военщины на КВЖД и желая лишить японских империалистов всякого повода спровоцировать войну, советское правительство в июне 1933 г. предложило Японии приобрести эту дорогу. 26 июня по этому вопросу начались переговоры, которые, однако, затянулись почти на два года. Они проходили в очень сложной обстановке, с большими перерывами, маньчжурская делегация, которой фактически руководили японцы, предложила явно несерьезную цену -- 50 млн. иен (20 млн. золотых рублей) А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 10..

Конференция зашла в тупик и прекратила свои заседания. Отказываясь занять какую-либо конструктивную позицию в переговорах, власти Японии и Маньчжоу-го усилили бесчинства на КВЖД, порчу путей, налеты и т. п. В отчете полпредства СССР в Токио японская политика характеризовалась следующим образом: « 1933 год был одним из наиболее напряженных в советско-японских отношениях. Особенного напряжения эти отношения достигли осенью, когда японцы сделали попытку фактически захватить в свои руки КВЖД, и когда пропаганда войны с СССР со стороны японской военщины достигла наивысшего размера А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 10.».

Советское правительство было вынуждено пойти на большие уступки, продав дорогу за цену намного ниже ее действительной стоимости ради сохранения мира на Дальнем Востоке. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о приобретении дороги властями Маньчжоу-Го за 140 млн. иен. Это было значительно меньше тех средств, которые в свое время были вложены русским правительством в строительство КВЖД.

После военного переворота в Японии в феврале 1936 г. отношения между Японией и СССР продолжали оставаться напряженными. Характеризуя эти отношения, нарком по иностранным делам СССР в беседе с японским послом в Москве Сигэмицу в декабре 1936 г. отмечал, что ни на одной границе СССР нет такого беспокойства, как на советско-маньчжурской За два года с 1936 по 1937 на границе СССР и захваченной японцами Маньчжоу-Го было зафиксировано 231 нарушение, из них 35 крупных боевых столкновений. А за 1938 год со стороны японской военщины было зафиксировано 40 случаев нарушения воздушного пространства СССР, совершено 124 нарушения на суше и 120 на море. За это время было спровоцировано 19 боевых столкновений. Пограничниками задержано 1754 агента японской разведки.. Особо надо отметить, подчеркивал нарком, набеги на советские территории, и упорный отказ Японии от заключения пакта о ненападении.

Если к этому добавить агитацию и пропаганду в японской прессе и книгах в пользу экспансии Японии за счет СССР, «то не приходится удивляться, что мы вынуждены были против воли, с большими материальными затратами сосредоточить большие военные силы на Дальнем Востоке в целях самозащиты».

Планируя войну против советского государства, японские милитаристы отдавали себе отчет в том, что Японии одной едва ли удастся нанести ему поражение. И поэтому они стремились найти себе союзника, что вполне совпадало и с планами гитлеровцев. Несмотря на серьезные предупреждения советского правительства 25 ноября 1936 г. Япония подписала с Германией так называемый «Антикоминтерновский пакт». В секретном соглашении, ставшем известным лишь в 1946 г. на Токийском процессе. Советский Союз был назван в качестве главной «цели» пакта. Прямым результатом заключения «Антикоминтерновского пакта» явилось резкое обострение советско-японских отношений. Не проходило ни одного месяца без того, чтобы в наших газетах не появилось два-три, а иногда 8-9 сообщений о нарушениях японской стороной нормальных взаимоотношений и вынужденных заявлениях и протестах со стороны советского правительства. В ноябре 1937 г. к «Антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так было достигнуто политическое единство трех агрессоров.

В правительственных и военных кругах Японии усилилась подготовка «большой войны» против СССР. Главными элементами в ней были ускорение создания военного и военно-промышленного плацдарма в Манчжурии и Корее, расширение агрессии в Китае и захват наиболее развитых районов Северного, Центрального и Южного Китая. Программа была одобрена правительством генерала С. Хаяси, пришедшего к власти в феврале 1937 г. На первом же заседании правительства генерал Хаяси заявил, что «с политикой либерализма в отношении коммунистов будет покончено». Это означало, что Япония выбрала путь решительных действий в соответствии с условиями «Антикоминтерновского пакта». В японской печати стали появляться откровенно антисоветские статьи с призывами «к маршу до Урала» А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 12..

Кабинет Хаяси вскоре был вынужден уйти в отставку, уступив место новому правительству во главе с принцем Ф. Коноэ, политическая платформа которого была открыто антирусской.

Советское правительство принимало энергичные меры, чтобы сохранить мир на дальневосточных границах. 4 апреля 1938 г. СССР предложил Японии мирным путем разрешить все спорные вопросы. Предложение не встретило положительного отклика со стороны Японии.

В мае-июне 1938 г. милитаристские круги Японии развернули широкую пропагандистскую кампанию вокруг так называемых «спорных территорий» на границе Маньчжоу-Го с Приморьем.

Таким образом, в рассматриваемый период правящие круги Японии стояли на платформе воинствующего антисоветизма и безудержной агрессии, что не могло не привести к обострению отношений между нашими странами.

Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много, что объединяет

Сергей Лавров

глава МИД РФ

Первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат) был подписан 7 февраля 1855 года, документстал итогом выдающейся дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина. Японские власти тогда добровольно (в отличие от аналогичного японо-американского договора, навязанного Японии силовым путем) установили официальные контакты с соседним государством. Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами.

Первый раздел границ

Согласно Симодскому трактату граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным. В Петербургском трактате 1875 года взамен уступки России прав на весь остров Сахалин, Япония получила права на все Курильские острова

Продолжение

Одной из самых драматических страниц в двусторонних отношениях является русско-японская война 1904-1905 годов.

Она началась с неожиданного нападения Японии на российские корабли на рейде Порт-Артура 27 января (по старому стилю) 1904 года.Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Многие из тысяч русских военнопленных, вывезенных из Манчжурии в Японию, не вернулись на Родину и похоронены в японской земле. В результате войны, несмотря на существование договоров, определявших линию границы между двумя странами, у России была отторгнута часть ее территории - Южный Сахалин. Войну завершил Портсмутский мирный договор. Он был подписан между Российской империей и Японией 5 сентября 1905 года в Портсмуте (США). С российской стороны договор подписали председатель комитета министров граф Сергей Витте и барон Роман Розен(бывший посол России в Японии, а к моменту подписания договора - посол в США), с японской стороны -министр иностранных дел Комура Дзютаро и посол в США Такахира Когоро.

От установления дипотношений до Халхин-Гола

Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены на уровне посольств 25 февраля 1925 года. Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах, охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Переговоры о нормализации отношений начались в Пекине в мае 1924 года и завершились 20 января 1925 года подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений, нескольких деклараций, протоколов и нот, регулирующих взаимодействие сторон. Конвенция содержала ряд значительных уступок СССР в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В частности, советское правительство признало Портсмутский мирный договор 1905 года, в соответствии с которым часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии. Со своей стороны, японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, который после этого переходил под суверенитет СССР.

Донесения Рихарда Зорге

Советское правительство получило информацию о планах военных действий Японии в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол во многом благодаря разведывательной сети, созданной Рихардом Зорге. Среди многочисленных сообщений, переданных Зорге в Москву, была информация о готовящемся нападении Германии на СССР летом 1941 г., а также о том, что Япония не намерена атаковать, а сосредоточит свои усилия на Тихоокеанском театре военных действия. 18 октября 1941 г. Рихард Зорге и члены его разведывательной группы были арестованы японской полицией. Сам Рихард Зорге отрицал свою причастность к советской разведке и говорил, что работал в Китае и Японии на Коминтерн. В мае 1943 г. начался суд над разведгруппой Зорге. В сентябре того же года советский разведчик был приговорен к смертной казни. 7 ноября 1944 г. он был повешен в токийской тюрьме Сугамо и похоронен на тюремном дворе. Советский Союз в течение 20 лет не признавал Зорге своим агентом. Только 5 ноября 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1967 г. останки советского разведчика с воинскими почестями были перезахоронены на кладбище Тама в Токио.

Продолжение

В мае - сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол советско-монгольские войска разгромили отборные соединения японской Квантунской армии, вторгшиеся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР).

Очаг войны на Дальнем Востоке возник еще в начале 1930-х годов. Первоначально объектом японских захватнических устремлений стал Китай, северо-восточную провинцию которого (Маньчжурию) японцы оккупировали осенью 1931 года. Весной 1932 года японские войска вышли на линию принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороги и вплотную приблизились к советским границам. На захваченной территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го, весь административный аппарат которого полностью контролировался Квантунской армией.

Летом 1935 года началась полоса конфликтов на советско-маньчжурской границе. Дело доходило до серьезных боевых столкновений. Параллельно с нагнетанием напряженности на границе власти Маньчжоу-го развернули жесткую кампанию против советских учреждений, приведшую к срочной эвакуации из Маньчжурии советских граждан.

В 1936 году японское правительство одобрило "Основные принципы национальной политики", в которых предусматривалось наряду с полным захватом Китая последующее развитие наступления, в частности, на территорию МНР и СССР. Для успешной реализации своих планов Токио заручился поддержкой Берлина, подписав 25 ноября 1936 года так называемый Антикоминтерновский пакт, означавший начало военно-политического союза между Японией и фашистской Германией.

С января 1939 года в районе границы между МНР и Маньчжурией (которая так и не была определена официально) стали периодически появляться японо-маньчжурские вооруженные отряды, которые вступали в перестрелку с монгольскими пограничниками. Весной такие инциденты, сопровождаемые взаимными протестами, участились, что в итоге привело к войне.

Победа на Халхин-Голе имела важное военно-политическое и международное значение. В частности, эти события оказали серьезное влияние на решение Японии не вступать в войну против СССР на стороне фашистской Германии. В апреле 1941 года между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете сроком на пять лет, договор соблюдался до августа 1945 года.

Вопрос о принадлежности Курильских островов

В ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе при условии возвращения СССР Курильских островов и Южного Сахалина. Это было закреплено в документах Ялтинской конференции.

Открытие Курильских островов

Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятилетий. Первые (с севера) острова Курильской гряды были присоединены к России в 1711 г., последние (южные) - в 1778 г. Первую карту ("чертеж") Курильских островов составил казак-мореход И.Козыревский (1711 г.). На первых и последующих картах Курильские острова обозначались как единый географический объект без деления их на Большую и Малую Курильские гряды. Присоединение Курильских островов к России осуществлялось от имени верховной власти России и в соответствии с нормами международного права того времени. Коренные жители Курильских островов айны своей государственности не имели; до прихода русских считали себя независимыми; никому дани не платили. За весь почти 70-летний период освоения Курильских островов русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 г. в местечке Аккэси на о. Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время о. Хоккайдо еще не был полностью завоеван японцами. Вторжение японцев на южные Курильские острова (Кунашир и Итуруп) относится к 1786-1787 гг. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть названные острова. В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России. (по материалам Историко-документального департамента МИД РФ)

Продолжение

С мая по начало августа 1945 года на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе войск и техники. 9 августа 1945 года дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции.

После 1945 года между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 году не присоединился к Сан-Францисскому миру. Этот документ, подписанный 8 сентября 1951 года странами антигитлеровской коалиции и Японией, официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Сан-Францисский договор зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Однако договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Официально японская сторона не признала их вхождения в состав СССР. А после 1951 года при поддержке США японское правительство начало оспаривать право СССР на обладание островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или как их называют в Японии, "северными территориями".

19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений, а также обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора. СССР согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора, и выразил готовность к обсуждению других нерешенных вопросов.

Однако в 1960 году японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.

До начала 1990-х годов советская сторона не упоминала декларацию 1956 года, хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 году (первая японо-советская встреча на высшем уровне). Ситуация стала меняться с началом перестройки. Во время визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 года в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

27 декабря 1991 года Япония признала Россию государством-правопреемником СССР. Главной проблемой российско-японских отношений по-прежнему остается спор о принадлежности южных островов Курильской гряды. Япония продолжает настаивать на их возвращении, ссылаясь на Симодский трактат 1855 года, а в Москве заявляют, что принадлежность островов базируется на итогах Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 года).

Контакты без мирного договора

В октябре 1973 года в Москве состоялась первая советско-японская встреча на высшем уровне. В совместном заявлении от 10 октября 1973 года по итогам переговоров премьер-министра Японии Какуэя Танаки и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

19 апреля 1991 года по итогам визита президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что "мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы."

11-13 октября 1993 года состоялся визит в Японию президента РФ Бориса Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора "путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости".

11-13 ноября 1998 года в ходе официального визита в РФ японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.

3-5 сентября 2000 года Японию посетил президент РФ Владимир Путин. По итогам визита были сделаны заявления по проблеме мирного договора и о взаимодействии двух стран в международных делах.

В ноябре 2005 года в рамках его второго визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе "Программа действий в борьбе с терроризмом".

В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве председателя правительства РФ. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может, острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

29 апреля 2013 года в Москве состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ (это был первый официальный визит японского главы правительства в Россию с 2003 года). Было принято заявление о развитии российско-японского партнерства.

В марте 2014 года Япония присоединилась к санкциям, введенным США, Канадой и Евросоюзом в отношении РФ в связи с ситуацией на Украине. Изначально санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима и замораживание переговоров о возможном заключении трех договоров - об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности. Впоследствии список японских санкций был расширен, последний раз - 24 сентября 2014 года. В настоящий момент под их действие подпадают 40 физических лиц, две компании, которые, по мнению Токио, "причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма", а также пять банков.

В феврале 2015 года Синдзо Абэ высказался за развитие разносторонних отношений с Россией и продолжение переговоров о заключении мирного договора между двумя странами.

Прошло уже 70 лет с окончания войны, но между нашими странами до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. К настоящему моменту мы провели десять встреч с президентом РФ Владимиром Путиным. И, взяв за основу эти переговоры, я продолжу развивать сотрудничество с Россией по разным направлениям, включая экономику и культуру, а также продолжу упорные переговоры по заключению мирного договора

Синдзо Абэ

Премьер-министр Японии

6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Россию с рабочим визитом и встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Японская сторона по итогам переговоров анонсировала "новый подход" к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. Москва поддержала предложение Токио провести перекрестные годы России в Японии и Японии в России в 2018 г.




К началу XXI века российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю историю. Эти отношения активно развиваются в трех сферах: политической, включая вопросы заключения мирного договора; экономической, где приоритет отдается торгово-экономическому сотрудничеству; в сфере международного сотрудничества на двусторонней и многосторонних основах, а также в других практических областях. В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран» Актуальность темы


Эпоха Российской империи Первые контакты К середине 17 столетия Россия, присоединившая к себе уже большую часть Сибири, выходит к берегам Охотского моря. К этому времени относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Денбей, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны как Япония. Денбей был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I, после которой в 1705 году Пётр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка, а Денбея назначить её учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию, и в 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам провинций Рикудзэн и Ава. Полученные населением от русских серебряные монеты были доставлены в бакуфу, которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании на севере от неё страны «Оросия» (Россия).


Симодский договор Симодский договор между Россией и Японией или Симодский трактат (яп. Нити-ро васин дзё:яку?, «Японско-российский договор о дружбе») первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией. Было подписано вице- адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи 7 февраля 1855 г. Состояло из 9-ти статей. Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». Для русских в Японии вводилась, по существу, консульская юрисдикция. Курильские острова к северу от о. Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин продолжал оставаться как совместное, нераздельное владение двух стран. Для русских кораблей были открыты также порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Россия получала режим наибольшего благоприятствования в торговле и право открыть консульства в указанных портах. Положение о совместном владении Сахалином было более выгодно для России, продолжавшей активную колонизацию Сахалина (Япония в то время не имела такой возможности из-за отсутствия флота). Позже Япония начала усиленно заселять территорию острова и вопрос о нём начал приобретать все более острый и спорный характер. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт- Петербургского договора, согласно которому Россия уступала Японии все Курильские острова в обмен на полноправное владение Сахалином. Дата подписания Симодского трактата с 1981 года отмечается в Японии как «День северных территорий».


Санкт-Петербургский договор Санкт-Петербургский договор 1875 года (яп. Karafuto-Chishima Kōkan Jōyaku?) договор между Россией и Японией, заключенный 25 апреля (7 мая) 1875 года в Санкт-Петербурге. По договору Япония соглашалась передать Сахалин, ранее находившийся в совместном владении, в собственность России в обмен на все 18 Курильских островов. Договор изменил положения Симодского трактата от 1855 года, согласно которому Сахалин находился в совместном владении двух стран. Договор сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско- японской войны был подписан Портсмутский мирный договор.



Русско-Японская война Портсмутский мирный договор Портсмутский мирный договор (яп. по:цумасу дзё:яку?) договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмут, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны Комура Дзютаро и Такахира Когоро. Портсмутский мирный договор прекратил действие:Союзного договора между Российской империей и Китаем (1896), предусматривавшего военный союз России и Китая против Японии в случае агрессии последней, и Русско-китайской конвенции от 1898 года, дававшей России права аренды Ляодунского полуострова (и Порт-Артура в частности).


Портсмутский мирный договор Переговоры в Портсмуте (1905) слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) Плансон, Набоков, В итте, Розен,Коросто вец; с японской стороны (ближняя часть стола) Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.), Таках ира (англ.), Сато.НабоковВ итте РозенКоросто вец Адатинем.Отиай Комураангл.Таках ираангл.Сато


Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей. Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина. Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами. Содержание договора


Условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира, поэтому в Японии этот мирный договор был встречен с откровенным недовольством. Европейские державы и США были довольны заключением договора. Франция в связи с германской угрозой стремилась привлечь Россию к урегулированию Марокканского кризиса. Великобритания после ослабления позиций России на Дальнем Востоке рассматривала ее в качестве возможного союзника против Германии. Германия после заключения Бьеркского договора 1905 года надеялась использовать Россию в своих целях. США считали, что добились своей цели остановить продвижение России на Дальнем Востоке, и в то же время сохранить Россию в качестве противовеса Японии. При установлении в 1925 году советско-японских дипломатических отношений советское правительство признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что «СССР не несет за него политической ответственности» После разгрома Японии во Второй мировой войне и ее капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу. Позиции заинтересованных сторон после заключения договора


В заключение необходимо отметить, что для резкого поворота в отношениях между двумя странами существовало несколько важных предпосылок. В первую очередь, это общее изменение политики Англии, вызванное обострением англо-германских отношений и повлекшее поворот ее в сторону России. Во-вторых, отказ России от активной политики в Манчжурии и стремление Японии утвердиться не только в Корее, но и в южной Манчжурии. В-третьих, это взаимные интересы Японии и России в Китае, связанные с КВЖД и внешней политикой других держав в отношении Китая. Летом 1907 г. помимо русско-японского договора были подписаны японо- французский и русско-английский договоры, фактически создавшие новую политическую ситуацию в Азии и в Европе. Это стало основой союза Англии, Франции и России, в результате которого Россия преодолела многочисленные проблемы в отношениях с Японией. Их двусторонние отношения обрели прочную базу, создававшую предпосылки для дальнейшего сближения. Итоги




Иностранная военная интервенция в России () военное вмешательство стран Антанты и Четверного союза в Гражданскую войну в России (). Всего в интервенции приняли участие 14 государств. Предыстория Сразу после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли большевики, был объявлен «Декрет о мире» и, в результате заключенного между ленинским правительством и Германией Брестского мирного договора, советская Россия вышла из Первой мировой войны. 3 декабря 1917 года собралась специальная конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран, на которой было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи и установлении контактов с национально-демократическими правительствами. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. Франции Украина и Крым. 1 января 1918 года Япония ввела во Владивостокский порт свои военные корабли под предлогом защиты своих подданных. Попытки советского правительства нормализовать советско-японские отношения оставались безуспешными из-за враждебности Японии. Японская интервенция на Дальнем Востоке


Разведывательное отделение Главного штаба Верховного Правителя в сводке сведений от 21 марта 1919 года сообщало о мотивах внешней политики Японии, как недостаток в стране полезных ископаемых и сырья, необходимых для промышленности и стремлении к завоеванию прочных рынков, побуждавших Японию к территориальным захватам в странах, богатых сырьем и с низким уровнем развития промышленности (Китай, российский Дальний Восток и др.). Согласившись принять участие в борьбе с большевиками, Япония ввела войска и устремилась к захвату Сибири, интенсивно скупая крупные земельные участки, дома, копи, промышленные предприятия и открывая отделения банков для субсидирования своих предприятий. В целях беспрепятственного захвата русского Дальнего Востока Япония стала поддерживать сепаратистские настроения казачьих атаманов. 1 апреля 1919 года разведчики Верховного Правителя докладывают, что «борьба с большевизмом является удачным предлогом для пребывания японских войск на чужой территории, а поддержка атаманов позволяет Японии эксплуатировать сырьевые ресурсы». Историк к.и.н. Н. С. Кирмель пишет со ссылкой на РГВА, что одним из способов завоевания Японией главенствующего положения являлось ведение паназиатской пропаганды «Азия для азиатов» и стремление к расчленению России для создания в будущем «азиатского союза под японским флагом». Неудачи армий Верховного Правителя в 1919 году оказали сильное влияние на дальнейшую японскую политику в отношении русского вопроса: 13 августа 1919 года резидент военно- статистического отделения Приамурского военного округа докладывал, что «вопрос о признании омского правительства в настоящее время в связи с успехами большевиков и непрочного положения колчаковского режима перестал быть предметом обсуждения. Политика Японии в отношении России будет изменена. Япония должна позаботиться о том, как отнестись к большевизму, идущему на Восток



Николаевский инцидент Николаевский инцидент (яп. никоу дзикэн) вооружённый конфликт между красными партизанами, белогвардейцами и частями японской армии, произошедший в 1920 году в Николаевске-на-Амуре. В сентябре 1918 года Николаевск был оккупирован японскими войсками в ходе интервенции Антанты на Дальнем Востоке. В начале 1920-го в городе, кроме русского населения и белых отрядов (ок. 300 человек), был размещён гарнизон численностью 350 человек из состава 14-й пехотной дивизии японской императорской армии под командованием майора Исикавы и проживало около 450 человек японского гражданского населения. В январе 1920 года город осадил крупный красный партизанский отряд численностью 4000 человек под командованием анархиста Якова Тряпицына. 24 февраля японцы заключили с партизанами перемирие, по которому партизаны могли войти в город.


Последствия Штаб Красной Армии передислоцировал на Сахалин лыжный отряд Фомина-Востокова, ранее сыгравший ключевую роль в окружении Николаевска. На Сахалине также была провозглашена власть Советов. Японское правительство использовало Николаевский инцидент для обоснования дальнейшей оккупации Сахалина, оправдывая её необходимостью защитить живущих на Сахалине японцев от того, что произошло в Николаевске. Сахалин был занят японцами 22 апреля 1920 года. Вопрос об отводе японских войск из северной части Сахалина был разрешён в результате переговоров, начавшихся в 1924-м и завершившихся подписанием советско-японской конвенции в 1925 году. Большая часть Николаевска-на-Амуре оказывается сожженной. Город, долгое время считавшийся одним из красивейших на Дальнем Востоке, фактически приходится отстраивать с нуля.



Пекинский договор 1925 года (Советско-японская конвенция 1925 года об основных принципах взаимоотношений) договор между Японией и СССР об установлении дипломатических отношений, подписанный в 1925 году в Пекине. История После Октябрьской революции Япония активно участвовала в интернациональной интервенции на Дальнем Востоке России. Попытки советского правительства нормализовать советско-японские отношения оставались безуспешными из-за враждебности Японии. И с разгромом интервенции Антанты в европейской части России в годах и укреплением международных позиций Советской России Япония продолжала уклоняться от признания СССР. Такая политика Японии привела к тому, что 13 февраля 1924 года советские властные структуры направили японскому консулу во Владивостоке уведомление, суть которого сводилась к тому, что положение консула Японии с этого момента перестает признаваться советской стороной официальным, а сам он будет рассматриваться как частное лицо. Отношения в 20 – 40 годы


Между тем в конвенции было закреплено соглашение сторон, что все заключённые Россией и Японией до 7 ноября 1917 года договоры, соглашения и конвенции, исключая Портсмутский мирный договор, должны быть пересмотрены. Стороны договорились приступить к пересмотру подписанной в 1907 году российско-японской рыболовной конвенции. Правительство СССР дало согласие на предоставление японским подданным, компаниям и ассоциациям концессий на эксплуатацию сырьевых естественных богатств на всей территории СССР. Детализация условий контрактов на концессии была дана в прилагавшемся к советско-японской конвенции протоколе «Б». В целом, Пекинский договор 1925 года содержал ряд значительных уступок в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради установления дипломатических отношений и стабилизации таким образом ситуации на российском Дальнем Востоке, поскольку признание Японией Советской России не в последнюю очередь вело к прекращению (или, по крайней мере, усложнению) оказания японской стороной до этого момента активной поддержки антисоветских белогвардейских сил на Дальнем Востоке за пределами СССР.


Хасанские бои серия столкновений в 1938 году между Японской императорской армией и РККА из-за споров о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная. В Японии эти события именуются «инцидент у высоты Чжангуфэн» (яп. Тё:кохо: дзикэн?). В 1932 году японские войска завершили оккупацию Маньчжурии, на территории которой было создано марионеточное государство Маньчжоу-го. Вскоре после этого, обстановка на линии границы осложнилась. Не стал исключением участок, который занимал Посьетский пограничный отряд. В феврале 1934 года линию границы перешли пять японских солдат, в столкновении с пограничниками один из нарушителей был убит, а четверо ранены и задержаны. 22 марта 1934 года при попытке провести рекогносцировку на участке заставы Емельянцева были застрелены офицер и солдат японской армии. Хасанские бои


Последствия конфликта В общей сложности, с 1936 года до начала Хасанских событий в июле 1938 года японские и манчжурские силы совершили 231 нарушение границы, в 35 случаях они вылились в крупные боевые столкновения. Из этого количества в период с начала 1938 года до начала боев у озера Хасан было совершено 124 случаев нарушения границы по суше и 40 случаев вторжения самолетов в воздушное пространство.


Бои на Халхин-Голе (монг. Халхын голын дайн, яп. Номон-хан дзикэн) вооружённый конфликт, продолжавшийся с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжурией (Маньчжоу-го), между СССР и Японией. Заключительное сражение произошло в последних числах августа и завершилось полным разгромом 6-й отдельной армии Японии. Перемирие между СССР и Японией было заключено 15 сентября В заграничной историографии, в частности в американской и японской, термин «Халхин-Гол» употребляется только для наименования реки, а сам военный конфликт называется локальным «инцидентом у Номон-Хана». «Номон-Хан» название одной из гор в этом районе маньчжуро-монгольской границы. Бои на Халхин-Голе


Предыстория конфликта В 1932 году завершилась оккупация Маньчжурии японскими войсками. На оккупированной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-го. Начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией (старая граница проходила на км восточнее). Одной из причин такого требования являлось желание обеспечить безопасность строящейся японцами в этом районе железной дороги Халун-Аршан Ганьчжур. В 1935 году начались столкновения на монголо-маньчжурской границе. Летом того же года начались переговоры между представителями Монголии и Маньчжоу-го о демаркации границы. К осени переговоры зашли в тупик. 12 марта 1936 года между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи». С 1937 года в соответствии с этим протоколом на территории Монголии были развёрнуты части Красной Армии. В 1938 году между советскими и японскими войсками у озера Хасан уже произошёл двухнедельный конфликт, закончившийся победой СССР.



Итоги Общепризнано, что победа СССР на Халхин-Голе сыграла определённую роль в ненападении Японии на СССР. Примечательным фактом является то, что когда в декабре 1941 года войска Германии стояли под Москвой, Гитлер требовал[источник не указан 119 дней] от Японии напасть на СССР на Дальнем Востоке. Именно поражение на Халхин-Голе, как считают многие историки, сыграло главную роль в отказе от планов нападения на СССР в пользу нападения на США. Боевые действия на территории МНР совпали с переговорами японского министра иностранных дел Хатиро Ариты (англ.)русск. с английским послом в Токио Робертом Крейги. В июле 1939 г. между Англией и Японией было заключено соглашение, по которому Великобритания признала японские захваты в Китае (тем самым, оказав дипломатическую поддержку агрессии против МНР и ее союзника СССР). В это же время правительство США продлило на шесть месяцев аннулированный ранее торговый договор с Японией, а затем полностью восстановило его. В рамках соглашения Япония закупила грузовики для Квантунской армии, станки для авиазаводов на 3 млн долларов, стратегические материалы (до стальной и железный лом, до бензин и нефтепродукты) и др.



Пакт о нейтралитете между СССР и Японией советско- японский договор о взаимном нейтралитете, подписанный в Москве 13 апреля 1941, через два года после пограничного конфликта на реке Халхин-гол. Был денонсирован СССР 5 апреля 1945 года. Подписание пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Пакт о нейтралитете (яп., ниссо тю: рицу дзё: яку) подписан в Москве 13 апреля 1941 года. Со стороны СССР договор подписал Молотов, со стороны Японии министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока (яп.). Ратифицирован 25 апреля 1941 года. Договор был заключен на 5 лет с момента ратификации: с 25 апреля 1941 по 25 апреля 1946 и автоматически продлевался до К пакту прилагалось коммюнике и обменные письма. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией





Хронология конфликта 13 апреля 1941 заключён пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Сопровождался соглашением о мелких экономических уступках со стороны Японии, которые ею игнорировались.[источник не указан 498 дней] 25 ноября 1941 продление Японией антикоминтерновского пакта. 1 декабря 1943 Тегеранская конференция. Союзники намечают контуры послевоенного устройства Азиатско- Тихоокеанского региона. Февраль 1945 Ялтинская конференция. Союзники договариваются о послевоенном устройстве мира, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона. СССР берет на себя неофициальное обязательство вступить в войну с Японией не позже чем через 3 месяца после поражения Германии. 5 апреля 1945 денонсация СССР пакта о нейтралитете между СССР и Японией. 15 мая 1945 Япония аннулирует все договоры и союз с Германией в связи с ее капитуляцией. Июнь 1945 Япония начинает подготовку к отражению десанта на Японские острова. 12 июля 1945 посол Японии в Москве обращается к СССР с просьбой о посредничестве в мирных переговорах. 13 июля ему сообщают, что ответ не может быть дан в связи с отъездом Сталина и Молотова в Потсдам. 26 июля 1945 на Потсдамской конференции США официально формулируют условия капитуляции Японии. Япония отказывается их принять. 6 августа ядерный удар США по Японии. 8 августа СССР заявил японскому послу о присоединении к Потсдамской декларации и объявил войну Японии. 9 августа на рассвете СССР начал боевые действия в Маньчжурии. Утром 9 августа второй ядерный удар США по Японии. 10 августа 1945 Япония официально заявляет о готовности принять Потсдамские условия капитуляции с оговоркой относительно сохранения структуры императорской власти в стране. 11 августа США отвергает японскую поправку, настаивая на формуле Потсдамской конференции. 14 августа Япония официально принимает условия безоговорочной капитуляции и сообщает об этом союзникам. 2 сентября подписание Акта о капитуляции Японии.


Таким образом, советско-японская война имела огромное политическое и военное значение. Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы еще не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней. Главнокомандующий американскими вооруженными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы» Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее: Накануне Крымской конференции начальники американских штабов убедили Рузвельта, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат. Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах указывал, что обращался к президенту Трумэну: «Я говорил ему, что, поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну». Итоги


Капитуляция Японской империи (яп., Нихон-но кофуку) ознаменовала собой завершение Второй мировой войны, в частности войны на Тихом океане и советско-японской войны. 10 августа 1945 Япония официально заявила о готовности принять Потсдамские условия капитуляции с оговоркой относительно сохранения структуры императорской власти в стране. 11 августа США отвергли японскую поправку, настаивая на формуле Потсдамской конференции; в итоге 14 августа Япония официально приняла условия капитуляции и сообщила об этом союзникам. Формальная капитуляция подписана 2 сентября 1945 года в 9:02 по токийскому времени на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе. От Японии акт о капитуляции подписали министр иностранных дел Мамору Сигэмицу и начальник Генштаба Ёсидзиро Умэдзу. От союзных держав акт подписал вначале верховный командующий союзных держав генерал армии (США) Дуглас Макартур, а затем другие представители, в частности, адмирал Честер Нимиц от США, Брюс Фрэзер от Великобритании, генерал- лейтенант К. Н. Деревянко от СССР.



В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, утраченные Российской империей в 1905 году по итогам Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт- Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил. Проблемы послевоенных отношений


Сан-Францисский мирный договор Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан в Сан- Франциско 8 сентября 1951 года. Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Глава советской делегации А. А. Громыко сделал упор на то, что на конференцию не пригласили представителей КНР, и в тексте договора не закреплены территориальные права Китая на Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова, а также суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами.



Советско-японская совместная декларация Советско-японская совместная декларация 1956 года была подписана 19 октября 1956 года в Москве, вступила в силу 12 декабря 1956 года. 19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», согласно которому японские власти разрешили американцам пользоваться в течение последующих 10 лет военными базами на своей территории, содержать там сухопутные, военно- воздушные и военно-морские силы. 27 января 1960 года правительство СССР заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.


Проблема принадлежности южных Курильских островов Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. Хоппо: рё:до мондай?, «Проблема северных территорий») территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи оспариваются Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.





Политическое развитие Курильской проблематики После распада СССР, Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора. Правительство Бориса Ельцина, пришедшее к власти в 1991, продолжало занимать твёрдую позицию относительно российского суверенитета над всеми Курильскими островами и отвергало их возвращение Японии. Несмотря на некоторую техническую и финансовую помощь со стороны Японии, состоявшей в Большой Семёрке, отношения двух стран оставались на низком уровне. В сентябре 1992 российский президент Борис Ельцин отложил свой запланированный визит в Японию и совершил его лишь в октябре 1993 года. Он не сделал никаких новых предложений, а подтвердил готовность России следовать советскому предложению 1956 года передать Японии остров Шикотан и группу Хабомаи взамен на подписание мирного договора. Также Ельцин извинился перед Японией за плохое обращение с японскими военнопленными после окончания Второй мировой войны. В марте 1994 года Москву посетил японский министр иностранных дел Хата Цутому и встретился с российскими коллегой Андреем Козыревым.


1 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.


В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России. 2 ноября министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил, что глава японской миссии в России «временно» вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. В то же время запланированная встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая должна была состояться 1314 ноября, отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова. При посещении в ноябре 2011 года Гонолулу президент России касаясь российско-японских отношений заявил, что «не нужно так резко реагировать Японии на посещение Курильских островов российскими властями, они посещают свои территории».


Совместные экономические проекты 1)Японские компании Mitsui и Mitsubishi вместе с «Газпромом» и англо-голландской Royal Dutch Shell участвуют в проекте «Сахалин-2», в ходе которого разрабатываются Лунское и Пильтун-Астохское месторождения в Охотском море. 2)В мае 2011 года российская компания «Роснефть» рассказала о намерении создать два совместных японско- российских предприятия. Одно из которых будет разрабатывать районы «Магадан-1», «Магадан-2» и «Магадан-3» на шельфе Охотского моря, а второе будет вести геологическую разведку в Восточной Сибири. 3)В июне 2011 года стало известно, что Россия предлагает Японии совместно осваивать нефтяные и газовые месторождения, расположенные в районе Курильских островов.


Помощь Российской Федерации 13 марта в 18:40 c подмосковного аэродрома «Раменское» вылетел самолет Ил-76 МЧС с 50 спасателями на борту и техникой. Это специалисты одного из лучших подразделений министерства отряда «Центроспас» и оперативная группа. В ближайшее время в город Фукусима прибудет вертолет Ми-26 из Хабаровска, который доставит 25 спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда. 14 марта глава МЧС РФ Сергей Шойгу объявил на заседании оперативного штаба, что «МЧС России продолжает наращивать силы по оказанию помощи Японии и предполагает удвоить количество спасателей, которые будут работать в зоне бедствия». По информации МЧС, в 16:00 с подмосковного аэродрома Раменское в Японию вылетел самолет МЧС Ил-76, на борту которого порядка 50 специалистов Центра по проведению операций особого риска «Лидер», а также специальное аварийно-спасательное оборудование. Кроме того, совместно со специалистами МЧС этим же спецрейсом вылетели двое экспертов корпорации «Росатом». Эти два специалиста вылетели в Японию для оказания содействия японским коллегам и для обеспечения поступления в «Росатом» непрерывной информации о ситуации на аварийных блоках на японской АЭС «Фукусима-1». Самолет совершит промежуточную посадку в Красноярске, где заберет 25 спасателей Сибирского регионального центра МЧС. Группа сибирских спасателей оснащена оборудованием и снаряжением для разбора техногенных завалов, а также для химической и радиационной разведки. Они готовы к автономной работе в течение двух недель. Сотрудничество России и Японии после землетрясения 11 марта 2011 г.


Управление информации МЧС РФ: «Таким образом общая группировка спасателей МЧС России в Японии составит порядка 180 человек». 16 марта в 00:00 в Японию вылетел самолет МЧС России Ил-76 с грузом гуманитарной помощи. На его борту 8600 одеял общим весом более 17 тонн. В 06:15 из аэропорта Хабаровска в Японию вылетел самолет Ан-74 МЧС России, который доставит в Токио 25 спасателей Дальневосточного регионального поисково- спасательного отряда. Группировка российских спасателей в Японии составляет 161 человек. Это одна из самых больших иностранных группировок спасателей, оказывающих помощь этой стране, на данный момент. Руководство олимпийского комплекса «Лужники» сделало пожертвование в пользу Японии в размере одного миллиона рублей. Русская Православная Церковь уже 15 марта объявила сбор пожертвований для помощи пострадавшим от стихийного бедствия в Японии. Общая сумма пожертвований, переведённых в Японию, на 7 апреля составила 240 тысяч 500 долларов США. Общая сумма собранных Церковью средств более 10 млн рублей.


Заключение После появления на мировой арене нового государства - Российской Федерации - можно было предположить, что его облик в глазах японцев не будет таким негативным, как его предшественника - Советского Союза. Однако это предположение оказалось ошибочным. Вместо коммунистического СССР, пришла демократическая Россия, но имидж ее в Японии значительно уступает имиджу СССР в конце 80- начале 90 годов. С появлением на мировой арене России, у Японии не только остались нерешенные вопросы, но и появились новые. Необходимо развивать отношения двух стран, для этого надо убедить российское и японское население в том, что это отвечает их национальным интересам.


Азиатско-Тихоокеанский регион претерпевает большие изменения. Значительные перемены происходят и в самой России. Россия - великая держава, раскинувшаяся на большей части Азии, а в политике все-таки в большей степени сохраняет уклон в сторону Европы. На мой взгляд, России нужно активнее развивать отношения с восточными странами, так как Россия, по-моему, больше восточная страна, нежели западная. Для России спокойствие в АТР и развитие экономического сотрудничества с азиатскими странами, есть понятие равновеликое по своему значению с западным направлением политики. Ветер нового времени дует в Азии. Только общими усилиями соседей по региону, включая Россию, можно направить его в сторону укрепления безопасности и стабильности. Развитие партнерства между двумя странами чрезвычайно необходимо. Строить отношения в рамках сотрудничества я считаю приоритетной задачей для обеих стран и, надеюсь, что отношения между Россией и Японией в будущем будут носить более динамичный характер.



1. Молодяков В. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX-начала XX века. М.: Токио Русско-японские дипломатические отношения (гг.): Кат. док.: (По материалам Арх. внеш. политики Рос. Империи)/Сост. Чихару Инаба. Токио.: Наука, Ушаковский С. Краткая история Японии Славинский Б.Н. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией: дипломатическая история, гг Славинский Б., "СССР и Япония на пути к войне: дипломатическая история, ". Япония сегодня. М., Родионов А. Россия Япония: проблемы развития торгово-экономического сотрудничества в новых условиях//Внешняя торговля Иванова Г. Русские в Японии XIX -начало XX вв: несколько портретов. М., Википедия. Свободная энциклопедия. 9. В интересах подлинного взаимопонимания//Япония и Россия, Дальний Восток России: экономическое обозрение./Под ред. П. А. Миннакира. М.: Экопрос, Список использованной литературы.

2 и 3 сентября 2016 года в рамках Международного Экономического Форума (МЭФ), проходившего во Владивостоке, состоялась встреча лидеров России и Японии. В ходе переговоров между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ были достигнуты договорённости по вопросам сотрудничества двух стран. Данная встреча явилась важным этапом, открывающим перспективы сотрудничества России и Японии в экономической и оборонной сферах, а также в решении внешнеполитических вопросов.

Одним из ключевых вопросов в отношениях России и Японии является принадлежность четырех Курильских островов: Хабомаи, Шикотана, Итурупа и Кунашира. Российская сторона непреклонна в своей позиции о сохранении этих островов, однако Япония пытается найти новые подходы для получения «Северных территорий». Несмотря на кажущуюся невозможность компромиссов по данному вопросу, переговоры продолжаются. Япония настаивает на заключении Мирного Договора, которое подразумевает передачу островов японской стороне.

Россия также заинтересована в решении этой проблемы, но с другой точки зрения. Перед встречей с Синдзо Абэ президент Путин заявил, что необходимо решение проблемы на взаимовыгодных условия, и какое-либо продвижение в вопросе «Северных территорий» возможно только при выстраивании близких, доверительных отношений. В качестве примера президент России привёл случай Китая. Территориальные споры между Россией и Китаем были урегулированы в результате тесного сотрудничества в различных сферах. Таким образом, в данной ситуации дальнейшее рассмотрение территориальных споров между Россией и Японией может явиться толчком для углубления сотрудничества.

Премьер-министр Абэ начал предпринимать решительные шаги в этом направлении. Ещё во время майского визита в Сочи он предложил план по сотрудничеству двух стран в восьми сферах: энергетики, промышленности, сельского хозяйства, городской среды, кооперации предприятий малого и среднего бизнеса, высоких технологии, гуманитарных обменов. Данные действия со стороны Японии направлены на возможный прогресс в подписании мирного договора и передаче островов. Не следует также обделять вниманием личные амбиции премьера Абэ, всеми силами пытающегося принять это историческое соглашение в срок своего правления. Также Абэ Синдзо предпринимает попытки по сохранению своего авторитета среди правящей элиты и населения. Согласно опросам газеты Майнити, около 60% опрошенных выразили уверенность в решении вопроса Северных территорий. Более того, не только у японской политической элиты, но и у японских инвесторов есть сугубо экономический интерес на российском рынке. Ряд крупномасштабных проектов по развитию Дальнего Востока выгоден для обеих сторон. Например, президент Абэ предложил совместно развивать Владивосток как открытый порт, сделав его воротами из Тихого океана в Евразию.

Ещё одним фактором, создающим необходимость выстраивания более тесных взаимоотношений с Россией, является претензия Китая на региональное доминирование. Япония пытается сместить в свою сторону поток ресурсов, ослабив Китай. Она может предложить более безопасное сотрудничество, так как со стороны Японии не существует опасности заселения приграничных территорий. Поэтому Япония ищет в России защитника на случай агрессии со стороны Китая. Также Япония пытается освободиться от американского влияния, выстраивая более доверительные отношения с Россией. Для этого ключевым является сотрудничество в оборонной сфере. Хотя Япония ещё не готова полностью отказаться от опеки США, Правительство постепенно предпринимает законодательные шаги для создания боеспособной армии. Например, в 2016 году был принят закон, дающий право Японским Силам Самообороны вести боевые действия за пределами территории Японии. Нынешним министром обороны Японии является Томоми Инада, который не раз высказывался за разработку ядерного оружия.

Для России выгоды, получаемые от сотрудничества с Японией, также выходят за рамки экономики. Япония может стать очень важным геополитическим партнёром России по двум причинам. Во-первых, Япония является одной из самых экономически высокоразвитых стран мира. Более того, Япония обладает достаточно мощной и боеспособной армией. В рейтинге вооружённых сил стран мира, опубликованном на сайте globalfirepower.com, Япония занимает седьмое место. И хотя Япония не обладает ядерным вооружением, высокие технологии, в первую очередь в атомной энергетике, и развитая инфраструктура позволят при необходимости создать ядерное вооружение в течение нескольких месяцев. Во-вторых, дипломатическое смещение в сторону Евразии ослабит главного геополитического соперника России - США.

Япония находится в положении младшего партнёра по отношению к США, что ослабляет Японию на международной арене. Для страны с таким военным и экономическим потенциалом полузависимое положение не просто невыгодно, но ещё и унизительно. Помимо того, США уже не может обеспечить безопасность Японии в Тихоокеанском регионе. Оставшись в одиночестве перед угрозой усиливающегося Китая, который претендует на первенство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Япония вынуждена искать новые способы обеспечения своей безопасности. Помимо этого Япония и сама не отказывается от своих амбиций ведущего игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В отличие от США Россия может предложить такие партнёрские отношения, в которых и Япония, и Россия будут находиться на одном уровне. Однако пока речи о передаче островов быть не может, так как одним из факторов, затрудняющих решение Курильской проблемы, является нынешнее положение Японии в отношение к США. Передача островов Японии означает де факто передачу островов США.

Что касается результатов переговоров на МЭФ, то в первую очередь был достигнут прогресс в реализации плана Абэ по сотрудничеству в восьми направлениях. Результаты же переговоров касательно мирного договора и островов противоречивы. Противоположные заявления министра иностранных дел России Лаврова и официального представителя МИД Японии Ясухисы Кавамуры свидетельствует о том, что взаимопонимание по проблеме ещё не достигнуто. Министр иностранных дел России заявил о договорённости между двумя сторонами касательно совместной хозяйственной деятельности на четырех островах Курильской гряды. Однако офпред японского МИД опроверг эту информацию.

Сейчас самое время для начала самостоятельного пути Японии на международной арене. Пока США заняты выборами, Япония и Россия могут выстроить доверительные и союзнические отношения. Действовать необходимо прямо сейчас. У Абэ Синдзо есть 2 года, чтобы претворить свой план в жизни и создать прочную основу для дальнейшего развития сотрудничества двух стран. Я считаю, что в культурном плане Япония ближе к России, чем к США. Основоположник германской школы геополитики Карл Хаусхофер, предлагавший в ХХ веке создание Евразийского Континентального блока «Берлин - Москва - Токио» для противостояние Атлантистскому блоку Британии и США, утверждал, что, несмотря на островное расположение, Япония является континентальной державой с точки зрения ценностей и культуры.

Для создания столь мощного союза также следует принять во внимание возможные внутренние и внешние угрозы. Против сближения с Россией могут выступать различные ультраправые националистические организации и сторонники Запада. Однако Абэ Синдзо на сегодняшний момент в силах справиться с внутренним давлением, так как он стал одним из самых влиятельных премьер-министров за последнее время, о чем свидетельствует его долгое нахождение у власти. Кроме того, сам Абэ относится к националистической организации Ниппон Кайги . Возможность угрозы с Запада зависит от исхода предстоящих выборов в США. Но несмотря на это, сближение идёт форсированными темпами, об этом могут свидетельствовать договорённости между российским и японским лидерами о двух встречах: в ноябре на саммите АТЭС в Перу и 15 декабря в японской префектуре Ямагути, что имеет особое значение, так как это место рождения Синдзо Абэ. К этому времени будет виден прогресс по решению совместных задач в различных областях сотрудничества двух стран.

Никита Бондаренко


Российско-японские отношения можно разделить на три периода. До вмешательства России в Симоносекский мирный договор они носили нейтрально-дружественный характер. Затем последовала длительная эпоха конфронтации: 1895-1945 гг которая сменилась современными сложными отношениями с взаимными историческими и территориальными претензиями.

Русские военные отряды вышли к побережью Тихого океана в 1639 г. В течение XVIII столетия российское влияние распространилось на весь северо-западный сектор АТР: Камчатку, Алеуты, Аляску. К середине XIX века во владения Российского государства входили: все побережье, омываемое Беринговым, Охотским и Японским морями, Аляска, Алеуты, Командорские и Курильские острова, Сахалин. По Айгунскому 1858 и Пекинскому 1860 г. договорам Россия присоединила Амурский, Приамурский и Уссурийский краи. Во второй половине XIX столетия (в значительной мере вследствие поражения в Крымской войне и необходимости консолидации российских территорий) Россия уступила США Алеутские острова и Аляску (1867), Японии – Курильские острова (1875).

В 1876 г. началось проникновение Японии в Корею. В 1885 г. между Японией и Китаем был подписан Таньцзинский договор, по которому Китай не мог вводить войска в Корею без согласия японской стороны. После усмирения китайским правительством крестьянского восстания в Корее в 1894 г. Япония объявила войну Китаю, ссылаясь на нарушение таньцзинского соглашения. Война завершилась полной победой Японии, но Россия под угрозой применения силы вынудила Японию отказаться от ряда приобретений по Симоносекскому мирному договору.

Война между Россией и Японией стала неизбежной. 30 января 1902 г. в Лондоне был заключен Англо-японский союз, страхующий Японию от вмешательства в предстоящую Русско-японскую войну третьей европейской державы – Франции или Германии.

После тяжелых и безрезультатных переговоров о разделе сфер влияния в Корее 9 февраля 1904 г. (новый стиль) внезапной атакой японских миноносцев на русскую эскадру, дислоцированную в Порт-Артуре, началась Русско-японская война. Это нападение произошло без объявления войны хотя и после официального заявления японской стороны о разрыве дипломатических соглашений.

По Портсмутскому миру 1905 г. Япония получила Квантунский полуостров («полагавшийся» ей по Симоносекскому договору) и южный Сахалин (до 50-й параллели).

В 1910 г. Япония официально присоединила Корею. В Первую Мировую войну Япония и Россия выступали как формальные союзники. Россия от этого союза получила право выкупить за золото некоторые собственные корабли, захваченные японцами в ходе или по итогам войны 1904-1905 гг. Япония получила германские активы в Шаньдуне (Циндао) и ряд островов в Тихом океане.


В 1921-1922 гг. в ходе Вашингтонской конференции Япония была вынуждена отказаться от союза с Великобританией и от преимущественного положения в Китае, флот Японии ограничивался величиной в 66,7% от американского флота. С этого момента начинается борьба Японии за Китай, приведшая впоследствии к Тихоокеанской войне.

В 1926 г. Япония вновь захватывает Циндао, в 1920 вторгается в Шаньдун, в 1931 г. оккупирует Маньчжурию, в 1932 г. провозглашает марионеточное государство Маньчжоу-Го. Затем Япония последовательно денонсирует Вашингтонские и Лондонские соглашения по морским вооружениям и в 1937 г. «инцидентом на мосту Марко Поло» начинается вторая Японо-китайская война. В эту войну немедленно вмешиваются США, несколько позднее – СССР.

В 1939 г. США денонсирует торговый договор с Японией, а Советский Союз начинает оказывать Китаю и Монголии военную помощь. В ходе военного конфликта на реке Халкин-гол Япония терпит тяжелое поражение и отказывается от «северного» пути достижения сырьевой независимости. 13 апреля 1941 г. подписан Советско-японский договор о нейтралитете.

24 июля 1941 г. Япония с согласия вишистской Франции оккупирует Индокитай. 26 июля США, Великобритания и Голландия замораживают японские активы в своих банках. 7 декабря японо-американские переговоры разрываются, и японская авиация атакует Перл-Харбор. Это событие произошло после разрыва переговоров, но за полчаса до официального объявления войны.

К лету 1945 г. японская метрополия оказалась в отчаянном положении. В стране не было горючего, заканчивались боеприпасы, отсутствовали шерстяные и хлопчатобумажные ткани, бумага, продовольствие. «Летающие крепости» уничтожили сотни квадратных километров индустриальной застройки. Токио, Иокогама, Осака перестали существовать. В этих условиях СССР присоединился к Потсдамской декларации союзников и объявил, что не будет продлевать договор о нейтралитете с Японией. 9 августа 1945 года советские войска нанесли удар по позициям Квантунской армии и в короткой операции уничтожили эту армию. 2 сентября Япония капитулировала. Советский Союз получил Квантунский полуостров (передан Китаю), Маньчжурию (передана Китаю), южный Сахалин и Курильские острова.

В настоящее время российско-японские отношения определяются следующими основными факторами:

Неурегулированным территориальным спором относительно принадлежности южных Курильских островов

Негативным историческим опытом последнего столетия (вмешательство России в Японо-китайские войны 1894-1895 гг. и 1937-1945 гг.. Русско-японская война конфликт на КВЖД, конфликты на оз. Хасан и р Халкин-Гол, Вторая Мировая война, «холодная война»)

Участием России и Японии в конкурентных постиндустриальных проектах

Определенным сходством культур и историй России и Японии

Наличием ярко выраженных общих экономических интересов (Японии – в отношении российского сырья и рынков сбыта, России – в отношении японских инвестиций и технологической помощи)