Ударный вертолет "Тигр" (Eurocopter Tiger): описание конструкции, технические характеристики, производитель. Зарубежные боевые, ударные и штурмовые вертолеты Боевой вертолет тигр

Ударный вертолёт PAH-2 Tiger предназначен для ведения разведки и борьбы с бронированной техникой и вертолетами противника. В 1987 г. Франция и Германия в составе фирм-разработчиков Messerschmitt-Bolkow-Blohm и Aerospatiale, образовали консорциум Eurocopter с филиалом в Париже и приступили к разработке нового вертолета в двух вариантах - противотанкового и огневой поддержки. Многоцелевой вариант НАР (Helicoptere d"Appui Protection) как и противотанковый HAC-3G (Helicoptere Anti-Char) предназначались для армии Франции, а всепогодный противотанковый PAH-2 (Panzerpabwehr-Hubschrauder) для армии ФРГ.

В марте 1988 г. с целью уменьшения стоимости проектирования обе стороны объединили французскую и немецкую противотанковую модели в один проект САТН (Comman Anti-Tank Helicopter - единый противотанковый вертолет). Программу САТН оценили в 1,1 млрд. дол. При этом планер и силовая установка соответствовали варианту PAH-2. Однако вместо американской системы обнаружения и целеуказания TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" на вертолете решили установить европейский комплект оборудования МЕР, в который входили подвтулочный прицел, обзорная система и система управления огнем. Тогда же французская армия подтвердила свою заинтересованность в получении вертолета непосредственной огневой поддержки. 27 апреля 1991 г. PT-1 Tiger впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний производилась комплексная оценка летных характеристик, подсистем планера, втулок несущего и рулевого винтов, двигателей, топливной и гидравлической систем, а также бортового РЭО. Вертолет продемонстрировал хорошую устойчивость, что позволило отказаться от планировавшейся установки системы стабилизации (SAS) - вертикальных поверхностей на концах стабилизатора, которые предназначались для повышения поперечной устойчивости и демпфирования колебаний в канале рысканья.

В 1991 году, всвязи с развалом СССР и обьединением Германии, финансирование проекта было значительно сокращено, а также почти в два раза был сокращен госзаказ на предполагаемые поставки вертолета (с 218 вертолетов до 138). Сокращение Германией числа закупаемых вертолетов замедлило работы над проектом и подготовку к серийному производству. Только в июне 1992 г. завершилась сборка второго опытного вертолета PT-2, который предназначался для испытаний бортового РЭО, как и находившийся в постройке PT-3, а в ноябре того же года появился и первый опытный вертолет огневой поддержки для французской армии, получивший к этому времени наименование "Жерфо" (кочет). Для экономии времени и средств французские специалисты одновременно с летными испытаниями этой машины вели отработку системы вооружения и части РЭО для нее на вертолетах "Пума". Так, одной из первых была испытана 30-мм автоматическая пушка GIAT АМ-30781 и прицельная система, работающая в оптическом и ИК-диапазонах.

Успешные испытания "Жерфо" произвели хорошее впечатление на военных специалистов и 17 ноября 1992 г. командование армейской авиации заявило, что планы закупки всепогодных противотанковых PAH-2 Tiger скорее всего не окончательны и возможно будут скорректированы в пользу варианта "Жерфо". Но начало 1993 г. оказалось совсем нерадостным для концерна Eurocopter, правительство Германии сократило госзаказ закупаемых вертолетов PAH-2 Tiger до 78 машин. Проект снова оказалась под угрозой закрытия. Однако 29 мая 1993 г. военное командование Германии и Франции заключили соглашение, по которому обе стороны подтвердили своё дальнейшее участие в разработке нового вертолета. Между тем, планируемые срок поставки новых вертолетов PAH-2 Tiger на вооружение был перенесен на 2000г.

Такое решение повлекло за собой сложности коммерческого характера, так как уже на 1998 г. были намечены первые экспортные поставки в вооруженные силы Великобритании. Одновременно в совместном соглашении ставилась задача выработать новые тактико-технические требования к PAH-2 Tiger, который теперь под обозначением UHV-2 предполагалось использовать в качестве многоцелевого вертолета поддержки. На нем планировалось установить перспективные ПТУР "Тригат" и 27-мм автоматическую пушку "Маузер", размещенную в подфюзеляжном контейнере. Модернизации подлежал и комплект датчиков системы обнаружения и обзора, а также компьютер боевой информационно-управляющей системы.

В 1994 г. прошли испытания третьей опытной машины РТ-3. Они выявили: большие изгибающие моменты несущего винта (который был усилен), чрезмерную чувствительность дуплексной автоматической системы управления полетом, повышенные вибрации в кабине экипажа и хвостовой балке. В результате было уменьшено передаточное число в системе регулирования шагом лопастей, а форма обтекателя редуктора была модифицирована с целью стабилизации обтекающего потока и уменьшения вибрации. Был отработан также "быстрый" запуск турбовальных ГТД MTU MTR-390, разработанных британской "Роллс-Ройс" и французской "Турбомека". В частности, скорректировали программу управления форсунками и первыми ступенями компрессоров. После доработок машину утвердили в качестве окончательного образца. Несколько слов о конструкции "Тигра". Фюзеляж и крыло выполнены из углеродного волокна, а обтекатели из стекловолокна и кевлара.

Много внимания разработчики уделили живучести машины в соответствии со стандартами MIL STD-1290. Это сделало конструкцию вертолета достаточно стойкой к попаданиям 23-мм снарядов советских ЗСУ 23-4 "Шилка" и ЗУ 23-2. Прямое крыло малого удлинения с опущенными законцовками имеет четыре пилона для размещения оружия, топливных баков и контейнеров различного назначения. Вертикальное оперение стреловидное необычайно развитое: состоит из пары килей, один из которых расположен под хвостовой балкой, и двух вертикальных поверхностей на концах прямого стабилизатора. Килю придан несимметричный профиль, а поверхности установлены под углом, что позволяет разгрузить рулевой винт в полете.

В середине 90-х гг. потенциальные покупатели не утратили интереса к PAH-2 Tiger. Так, правительство Германии подтвердило свое первоначальное намерение получить 212 боевых вертолетов. В 1995 г. министерство обороны Франции заказало 14 PAH-2 Tiger для проведения войсковых испытаний и одновременно закупило основные запчасти на общую сумму в 153 млн. дол. В том же году были собраны экспериментальные машины РТ-4 и РТ-5 в вариантах НАР и PAH-2/НАС соответственно. Их использовали для полномасштабных испытаний вооружения.

Вскоре министерство обороны Германии признало вертолеты огневой поддержки PAH-2 Tiger непригодными для использования и заявило, что их поставки будут отложены в связи с многочисленными дефектами и недоработками. Партия из 80 вертолетов PAH-2 Tiger производства Eurocopter, дочернего предприятия EADS, была заказана в 1999 году. 67 из них должны были быть поставлены к 2009 году. Между тем, по словам представителя Минобороны, к настоящему времени ведомство получило лишь 11 вертолетов, причем в связи с "серьезными дефектами" все они были признаны непригодными. Eurocopter выступила с заявлением, в котором сообщила, что работы по устранению неполадок ведутся ускоренными темпами. Ожидается, что первые боеспособные вертолеты Tiger поступят в распоряжение бундесвера не раньше 2012 года.

Вертолет разработан по традиционной схеме с одним несущим винтом полужесткого типа. При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы (кевлар, эластомерные подшипники и стекловолокна, армированные углеволокном пластики), нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Кабина экипажа двухместная, кресла расположены тандемом. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения (остальная часть фюзеляжа также сконструирована в соответствии с этим принципом).

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники (конические и радиальные). Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения. Большой разнос шарниров обусловливает хорошие характеристики маневренности. Рулевой винт «сфери-флекс» (с втулкой из титана и раздвоенными камедями лопастей) обеспечивает хорошие характеристики управления по рысканию.

Силовая установка PAH-2 Tiger состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах размером 15,2х15,2 см, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Вертолеты PAH и HAC различаются в основном только системой вооружения. Комплект вооружения вертолета PAH содержит прицел, включающий тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель, 2-3 ПТУР «HOT-2» или ПТУР третьего поколения АТС 3 с системой управления в режиме «выстрелил-забыл», 4 УР класса «воздух-воздух» FIM-92 Stinger и Mistral. На вертолете HAC установлена подвижная пушка GIAT FV-30781 калибра 30 мм с боезапасом в 450 (на варианте НАР) и 150 снарядов (на модели НАС), 4 УР класса «воздух-воздух» и блоки НАР. В зависимости от варианта, прицел может устанавливаться над втулкой несущего винта или в носовой части фюзеляжа.

Модификация PAH-2 Tiger
Диаметр несущего винта, м 13.00
Диаметр рулевого винта, м 2.70
Длина,м 14.00
Высота,м 3.81
Ширина, м 1.00
Масса, кг
пустого 3300
нормальная взлетная 5400
максимальная взлетная 6000
Внутренние топливо, л 1360
Тип двигателя 2 ГТД MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR 390
Мощность, кВт
при взлете 2 х 958
при полете 2 х 873
Максимальная скорость, км/ч 280
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 800
Скороподъемность, м/мин
максимальная 690
боевая 384
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 2000
Экипаж, чел 2
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871 или AM-30781 с 750 патронами
Боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
Противотанковая конфигурация:
8 ПТУР HOT2 и/или TRIGAT LR и
4 УР воздух-воздух Mistral и/или FIM-92 Stinger
Ударная конфигурация:
4 УР воздух-воздух Mistral совместно с пушкой
68х68-мм НУР SNEB или 44х68-мм НУР и 4 УР Mistral

П оступающий с 2005 г. на вооружение сухопутных войск бундесвера ударный вертолет «Тигр» оценивается военно-политическим руководством Германии, как одна из систем вооружений, существенно повышающих боевые возможности этого вида вооруженных сил.

Оперативная характеристика

Командование СВ Германии рассматривает «Тигр», как универсальную защищенную боевую систему, пригодную для выполнения широкого спектра задач в интересах CВ и ВМС в рамках операций национального и международного характера.

Считается, что в качестве независимого маневренного боевого элемента вертолет «Тигр» способен действовать в районах, труднодоступных для наземных систем оружия (например, из-за условий рельефа или инфраструктуры), быстро достигать боевой зоны, успешно закрывать бреши в боевых порядках, а также значительно усиливать огневые возможности взаимодействующих подразделений.

Ударный вертолет «Тигр» предназначен для поражения значимых наземных и воздушных целей, пунктов управления, бронированных и других защищенных объектов, а также огневых средств в глубине территории противника. Способность вертолета к гибким и высокоманевренным действиям на широких пространствах, высокая огневая мощь определяют его высокую боевую и оперативную значимость.

Вертолет «Тигр» – болезни роста

Вместе с тем, поступление этого вида авиационной техники в войска сопровождали значительные проблемы.

Согласно итогам комплексной инвентаризации основных проектов новых вооружений, регулярно проводимой Федеральным ведомством по вопросам вооружений, информационным технологиям и использованию бундесвера (далее BAAINBw), изложенным в докладе министерства обороны немецкому парламенту в марте 2018 г., превышение общих сроков реализации программы «Тигр» от плановых по времени составило более 80 месяцев, а по стоимости более 934 млн.евро (+22%).

Начало разработке и поставкам боевых вертолетов по проекту «Тигр» дало в 1984 г. межправительственное соглашение, подписанное между Германией и Францией. Другими партнерами стали Испания и Австралия, как страна-экспортер.

В рамках проекта работы проводятся как на международном уровне под эгидой «Совместной организации сотрудничества по вопросам вооружений» (Organisation Conjointe de Cooperation en matiere d’Armement, OCCAR ), так и в национальном масштабе под контролем BAAINBw. При этом проект получил обозначение «вертолет поддержки «Тигр» (Unterstützungshubschrauber Tiger, UHT ). Главным подрядчиком проекта является компания «Эйрбас Хеликоптер» (Airbus Helicopters, или EUROCOPTER ).

Изначально в 1984 г. для ВС Германии планировалось закупить 212 машин. После изменения ситуации на рынке и переоценки характера угроз в 1994 г. правительство Германии приняло решение вместо противотанкового закупать многоцелевой вертолет поддержки. Договор о приобретении UH «Тигр» подписан в июне 1999 г. Причем особенностью немецкого варианта конструкции стал прицел, размещенный на мачте над несущим винтом машины.

Организация поставки

Разработка и поставка вертолетов для бундесвера проходила в несколько этапов и сопровождалась многочисленными изменениями и дополнениями первоначального проекта. Первые шесть вертолетов «Тигр» поставлены Германии в 2005 г. в так называемой предсерийной версии. Она не могла использоваться в боевых действиях, а предназначалась для обучения пилотов и техников. Вся партия поступила в распоряжение франко-германского учебного центра в Ле Люк (Le Luc).

Следующие пять вертолетов продвинутой предсерийной конфигурации (т.н. базовый уровень, версия 002) бундесвер получил в 2008 и 2009 гг. Эти машины в значительно большей степени соответствовали серийному статусу. Первые серийные образцы ударного вертолета «Тигр» начали поступать в войска с 2010 г. с шестилетним опозданием и в небольших количествах.

На фоне начатого 4 октября 2011 г. бывшим министром обороны ФРГ Томасом де Мезьером и установленных ограничений на основные системы вооружений потребность в закупках вертолета была пересмотрена и сокращена до 80 машин. Позднее, в марте 2013 г., МО и подрядчик подписали очередное соглашение (т.н. «немецкий курс») о сокращении общего количества поставляемой техники до 68 единиц. Кроме того, предусматривалось, что подрядчик выкупит 11 ранее поставленных «Тигров» и не станет продавать бундесверу запасные части для последних 10 вертолетов.

Согласно упомянутому выше докладу, по состоянию на февраль 2018 г. Германия получила 65 вертолетов «Тигр». Поступление в войска оставшихся машин ожидалось до конца 2018 г. Из общего числа, 68 вертолетов, 45 «Тигров» предназначены для сухопутных войск. Из них, 32 машины направляются в 36 полк ударных вертолетов «Курхэессен» (Kampfhubschrauberregiment 36 «Kurhessen» ), г. Фрицлар (Fritzlar).

Особенности оснащения версии UHT

Ударный вертолет «Тигр» в серийном варианте (обозначение Мк I) на рубеже 2005 г. характеризовался значительным набором инноваций. В частности, машина получила дублирующую компоновку критически важных систем, систему предупреждения об облучении вражескими РЛС, лазерными и другими системами прицеливания. На фюзеляже вертолета монтировалось оборудование дезориентации вражеских управляемых ракет с ИК и радиолокационными головками самонаведения.

Радиоэлектронное оснащение командира-стрелка включает мачтовый прицел OSIRIS с дневным черно-белым каналом, тепловизор и лазерный дальномер.

В состав оснащения кабины пилота входят система бокового обзора (Pilot Sight Unit, PSU ), прогнозирующая ИК-система поддержки управления полетом (Forward Looking Infrared-Flugführungsunterstützungssystem, FLIR ).

В шлемы обоих членов экипажа интегрированы приборы ночного видения. Оснащение немецкого варианта «Тигр» позволяет в условиях ночного полета почти без задержки проводить переключение между прибором ночного видения и FLIR, а также между системой усиления остаточного света и тепловидением.

Средства связи вертолета включают УКВ радиостанцию с частотной модуляцией (F М ), комбинированный ОВЧ/УВЧ (VHF / UHF ) передатчик, а также радиостанцию ВЧ (HF ) диапазона. Кроме того, «Тигр» оснащен установкой оперативной поддержки с системой управления полем боя (Battlefield Management System ). Система позволяет по радиоканалу обмениваться данными с наземным командным пунктом относительно изменения обстановки и боевых задач.

Вооружение

Крылья (пилоны) вертолета имеют четыре узла подвески оружия. На два внешних узла крепятся по две ЗУР «Стингер» с дальностью стрельбы 5 км. Два внутренних узла подвески позволяют устанавливать один из следующих образцов вооружения:

  • 12,7 мм спаренный пулемет GunPod HMP с дальностью стрельбы до 1500 м (боекомплектом 400 выстрелов);
  • пусковой контейнер 70 мм НУР (16 ракет, дальность поражения 6 км), либо ПУ ПТУР «Хот» (4 ракеты, дальность – 4 км);
  • ПУ ПТУР PARS 3 (4 ракеты, дальность – 6000м).

Развитие боевых возможностей

Вместе с тем, по оценкам специалистов, тактико-технические характеристики модели «Тигр» Мк I по мере поступления в войска перестали удовлетворять изменившимся требованиям боя и возможностям систем защиты современных образцов бронетанковой техники. В частности, 12 вертолетов, направленных в Афганистан в интересах выполнения миссии МССБ были модифицированы до специально разработанной для этого версии «Асгард» (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment Full , ASGARD F ).

Модификация включала повышение баллистической защиты экипажа и надежности программного обеспечения, а также установку многополосной радиостанции с функциями SatCom/TacSat и песчаных фильтров для двигателей. Кроме того, получила реализацию возможность записи хода выполнения боевого задания (как юридическое требование).

В период до 30 июня 2014 г. вертолеты версии «Асгард» совершили 260 боевых вылетов (1860 часов полета) и получили в целом положительные оценки.

Опыт эксплуатации варианта «Асгард» в Афганистане и предложения из войск послужили основой для определения мероприятий, направленных на повышение боевых возможностей вертолета в рамках пакета требований для ударного вертолета «Тигр» в версии Мк II.

Дальнейшее улучшение ТТХ вертолета должно включать:

  • повышение точности стрельбы 70 мм ракетами за счет их оборудования лазерной головкой самонаведения;
  • возможность использования на внешней подвеске 70 мм УР «Тop» (Tiger Helicopter Outer Rockets,THOR );
  • противолазерную защиту от смешанных и инфракрасных лазеров для экипажа;
  • увеличение боевой дальности за счет установки дополнительного топливного бака (Combat Fuel Tank );
  • установку командирского лазерного указателя (Commanders Laserpointer ) для упрощения взаимодействия с наземными силами;
  • дальнейшее улучшение баллистической защиты для экипажа.

При этом, предусматривается приведение 40 машин СВ к способности использовать комплект оборудования «Асгард», а количество таких комплектов увеличить до 24 единиц. Такое перевооружение планировалось начать в 2018 г. и завершить к 2024г.

Борьба с устареванием и дальнейшее развитие

Поскольку утрата боевого потенциала вертолета к середине 2020-х годов из-за устаревания его систем неизбежна в 2012 г. запущена «Программа гарантии боевых возможностей вертолета «Тигр» (Tiger Capability Assurance Program, TCAP ). Руководство программой осуществляет рабочая группа (Tiger-Capability Assurance Working Group,TCG ), членами которой являются страны-участницы проекта «Тигр».

Целью является сохранение боевых возможностей вертолета и, где возможно, расширение его боевого потенциала в рамках существующей концепции. Многонациональный подход, как считается, дает надежду на достижение максимального синергетического эффекта, а ключевыми методами должны стать управление устареванием систем и своевременная их замена новыми перспективными образцами.

Перспективный вариант вертолета получил обозначение «Тигр» Мк III. В интересах группировки характеристик модификации Мк III, которые уже сейчас выходят далеко за пределы текущих возможностей вертолета, в рамках рабочей группы разработаны специальные таблицы требований (Tiger Update Requirement Sheets, TURS ). Таблицы сгруппированы по более, чем 50 показателям, включая: вооружение, связь, радиолокационное оборудование, системы управления и навигации, программное обеспечение, РЭБ, интерфейс человек-машина, взаимодействие с БПЛА, архитектура авионики, ремонтопригодность и другие.

Таблицы требований стали основой для стартовавшего в июле 2015 г. 18-ти месячного совместного исследования военных и представителей промышленности. Исследование призвано было обеспечить общее представление о возможностях модернизации существующей архитектуры вертолета, рисках программы, технологических вызовах, допусках и стоимости.

Со стороны бундесвера активное участие в работе над Mk III принимает управление по развитию СВ (Amt für Heeresentwicklung ) . Начало поставок вертолета «Тигр» в версии Мк III планируется на 2024 г. Предполагается, что новый вариант машины будет соответствовать будущим вызовам и требованиям к боевым возможностям ударных вертолетов бундесвера на обозримый период до 2040 г.

Таким образом, поступающий на вооружение CВ Германии вертолет «Тигр» обладает высокими боевыми характеристиками. Имевшие место задержки поставок вертолетов вызваны многочисленными усовершенствованиями первоначального проекта. Поставки машин версии Мк I бундесверу завершены в 2018 г. Общее количество вертолетов – 68 ед.

Командование ВС Германии рассчитывает в период до 2024 г. модернизировать «Тигр» до версии Мк II, а с 2024 г. ожидает поступление перспективного вертолета «Тигр» Мк III. Последний вариант, согласно оценкам экспертов, позволит удовлетворить требования СВ бундесвера на период до 2040 г.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Боевые вертолёты давно стали постоянными участниками всех более-менее заметных войн и конфликтов, а их сравнение - частью любого приличного околовоенного спора. Но баталии вокруг ветеранов «Холодной войны» уже давно пора завершить, поэтому сегодня мы сравним российский Ка-52 и европейский Tiger.

…Тем более, наши собрались ещё 114 «52-х» докупить.

Кто есть кто

Разработка советского боевого вертолёта нового поколения началась в далёком 1976 году, а 17 июня 1982 года в воздух поднялся первый экземпляр В-80 - одноместного боевого вертолёта соосной схемы, получившего известность под индексом Ка-50 и прозвищем «Чёрная Акула». Ко второй половине 2000-х финансирование улучшилось, и военные решили, что им больше нравится двухместная версия машины - Ка-52. Её в серийное производство и запустили. Ка-52 (фото: Антон Петров)

Европейский «Тигр» тоже начался с разработки 1970-х годов, но к первому полёту машина шла долго. «Тигр» полетел впервые лишь в 1991, а его поставки заказчикам начались спустя ещё 10 лет.
Eurocopter Tiger (фото: Mark Broekhans)

Ну, поехали.

Лётные качества

Ка-52 быстрее (почти на 30 километров в час), заметно маневреннее (благодаря соосной схеме) и фактически является самым «летучим» из ударных вертолётов сегодня. Радиус действия у обеих машин примерно одинаков - около 400 километров. Однако у «Тигра» на это уходит меньше топлива: внутренний запас - 1080 килограммов против 1487 у Ка-52. Немудрено, что максимальная взлётная масса тоже серьёзно отличается: 10800 килограммов у Камова против 6000 у «Тигра».

Ка-52 - 5
«Тигр» - 4

Живучесть и защищённость

Традиционно для отечественных боевых вертолётов Ка-52 хорошо забронирован: 350 килограммов приходятся на защиту кабины, защищены также двигатели и ряд других важных узлов. Но только на броню полагаться уже не модно. Вертолёты получают бортовой комплекс обороны «Витебск», способный обнаруживать лазерное излучение и пуск ракет. В составе комплекса - автоматическая система управления, станция активных помех для радаров, система защиты от ракет с тепловыми головками, «ослепляющая» их лазерным прожектором, и традиционные отстреливаемые «ловушки».

Если ничего не спасло, оба пилота Ка-52 имеют катапультные кресла, при этом сначала отстреливаются лопасти винта.

На случай падения внутри кабины (если авария произошла на небольшой высоте) средства пассивной безопасности поглощают значительную часть энергии удара и сохраняют здоровье пилотов.
Ка-52 (фото: Иван Савицкий)

У европейца бронирование заметно легче. Большую долю занимают углепластики и кевлар. Основная ставка делается на пониженную заметность машины во всех диапазонах, а также на бортовой комплекс обороны, который, как и российский «Витебск», защищает вертолёт от ракет с радиолокационным, лазерным и инфракрасным наведением. Кроме того, «Тигр» дополнительно защищён от электромагнитного импульса (машина разрабатывалась в пору ожидания ядерной войны в Европе). Катапультных кресел у «Тигра» нет, но кабина и сиденья так же рассчитаны на смягчение эффекта «жёсткой посадки».

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 4

Огневая мощь

Оба вертолета несут пушку и подвесное вооружение. Сравним. Ка-52 вооружён 30-мм автоматом 2А42 с ленточным питанием, темп огня регулируется в диапазоне 550-800 выстрелов в минуту, в боекомплект входят осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. На «Тигре» - тоже 30-мм GIAT 30M в «вертолётной» версии 781 (отличается сниженной дульной энергией и мощностью заряда), чтобы лёгкий вертолёт не «колбасило» после каждой короткой очереди.

Наши заморачиваться не стали - чего там, 11 тонн в вертолете - и оставили характеристики пушки, исходно позаимствованной у боевой машины пехоты, без изменения.

В пользу французского изделия - более гибкое изменение темпа огня, от 300 до 2500 выстрелов в в минуту. В нашу - более тяжёлый снаряд (почти 400 граммов против 240) и большая начальная скорость: 970 метров в секунду против 810, что даёт более высокую точность и дальность стрельбы.
Eurocopter Tiger

Основой арсенала у любого приличного противотанкового вертолёта (а это главные задачи и для Ка-52 и для «Тигра») - управляемые ракеты. «Главным калибром» Ка-52 является «Вихрь» - тяжелая ПТУР с лазерным наведением, дальностью полёта до 8 километров и скоростью под 2200 километров в час. Система управления ракетой позволяет фиксировать луч лазера на цели непосредственно перед попаданием, это резко снижает вероятность успешного противодействия.

Для европейца основным противотанковым комплексом является TRIGAT-LR (не менее многострадальный, чем сам вертолёт - его разрабатывали почти сорок лет!). Комбинированная ИК/ТВ система наведения, 7 километров дальности, максимальная скорость около 1050 километров в час.

Вот над этим сорок лет трудились? Надо было брать у американцев «Хеллфайр» и не позориться. Австралийцы - первые покупатели «Тигра» - к слову, его и взяли.

Кроме противотанковых ракет, обе машины могут нести ракеты «воздух-воздух» (фактически подвешенные под консоли пусковые установки переносных ЗРК), неуправляемые ракеты и пулемётные контейнеры. Общий арсенал на Ка-52 заметно больше в силу его большей массы: до 2300 килограммов против 1500 у «Тигра».

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 3

Бортовая электроника

Как ни странно, но возможности обеих машин в этой части близки. У них есть развитые пилотажно-навигационные комплексы, обеспечивающие полёты в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Оба вертолёта оснащены «стеклянными» кабинами с жидкокристаллическими дисплеями, оба имеют нашлемные системы целеуказания.

Пилоты могут наводить оружие на цель поворотом головы.

Возможности систем Ка-52 проверены в бою в Сирии. У «Тигра» есть своя кампания - вертолёты этого типа применяли в Мали, но не слишком удачно. Одну машину потеряли в катастрофе, пилоты погибли. В Сирию и Ирак «Тигры» направлять почему-то не стали. Будем считать это случайностью.
Кабина Ка-52 (фото: Владислав Дмитренко)

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 4,5

Надёжность и удобство в обслуживании

Исправность парка Ка-52 оценивается более чем в 90 процентов. Это надёжные машины с проверенной силовой установкой, и проблем с ними после пары инцидентов в первые годы эксплуатации не возникло.

«Тигр» по прежнему остаётся принцессой на горошине, с готовностью парка в 25-30%.

Отказы регулярно возникают как в электронных системах вертолёта, так и в механической части, что сильно разочаровывает пользователей. В итоге немцы и австралийцы уже ищут варианты замены для своего «электронного чуда». Французы пока держатся.
Eurocopter Tiger

Ка-52 - 5
«Тигр» - 3

Цена

Стоимость Ка-52 «для себя» - около 900 миллионов рублей за штуку, на экспорт - около 20 миллионов долларов (без учёта цены боекомплекта, обслуживания, подготовки пилотов, техников и прочего, способного задрать цену вдвое, а то и выше). «Тигр», как и положено приличной западной машине, дороже - более 40 миллионов долларов за вертолёт (без тех же дополнений).
Ка-52 (фото: Николай Краснов)

Понятно, почему «Тигров» - кроме исходно на них подписавшихся французов, немцев и испанцев - за полтора десятка лет удалось продать на экспорт только 22 штуки. Ка-52 уже отгружено более полусотни, и это явно не предел - особенно после сирийских «демонстрационных полётов».

Ка-52 - 4
«Тигр» - 2,5.

Так, вроде всё посчитали? Ну да, наверное. Что в итоге? В итоге у нас

Eurocopter Tiger (Airbus Helicopters Tiger ) — двухдвигательный ударный вертолет, созданный в начале 1990-хх и введенный в строй в 2003 году концерном Eurocopter. В Германии называется Tiger, во Франции — Tigre.

История Tiger

В 1984 году Вооруженные силы Франции и Германии представили официальные требования к перспективному многоцелевому боевому вертолету. Разработка и создание новой машины была поручена совместному предприятю Aerospatiale и MBB. Однако, уже в 1986 году проект был отменен из-за непомерно высокой стоимости вертолета, который должен был быть создан с нуля, а так же сомнений в необходимости их закупок. ВС Германии посчитали более эффективной и дешевой закупку ограниченной партии вертолетов AH-64 Apache американского производства.

Однако, к 1987 году после реоганизации совместного концерна и оптимизации с целью снижения издержек, проект был возобновлен. Уже к 1989 году был готов совместный эскизный проект будущей машины.

В 1989 году было создано пять прототипов на заводах в Мариньяне и в Донауверте, которые были выбраны производственными площадками. Три прототипа не имели вооружений, еще два отрабатывали бортовое оружие. Первый прототип взлетел в 1991 году.

В 1992 году совместное предприятие Aerospatiale и MBB было реорганизовано в Eurocopter Group. Большая часть проектов обеих фирм были внесены в состав нового концерна, в том числе Tiger.

После летных испытаний проект затормозился. Холодная война окончилась и военные бюджеты стран Европы стали резко урезаться. Однако, проект Tiger продолжил развиваться, хоть и не избежал сокрещний и растягивания длительности работ. Теперь немцам был нужен не только противотанковый вертолет (советские ударные армии уже не угрожали), но и разведчик, эскорт и вертолет поддержки. Лишь в 1999 году Франция и Германия разместили официальные заказы на 160 вертолетов. В 2005 году первые серийные машины начали поставляться в войска.

В 1990-хх главными потенциальными заказчиками экспортных вертолетов Tiger должны были быть Великобритания и Нидерланды. Eurocopter уделял много внимания этим странам, но, с сокращением военных бюджетов и затягиванием работ по выводу вертолетов в серийное производство, обе страны отказались от модели в пользу . В дальнейшем, уже в 2000-хх после начало поставок в армии Франции и Германии, свои заказы на эти вертолеты разместили военные из Испании и Австралии. Планируется заключение контрактов на поставки в Южную Корею, Бразилию, Малайзию и Катар.

Описание: демонстрационные полеты вертолетов Eurocopter Tiger

Конструкция Tiger

Eurocopter Tiger создан по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом

При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы, нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения.

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники. Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Rolls-Royce MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Модификации

  • UH Tiger (от Unterstützungshubschrauber — вертолет поддежки) — средний многоцелевой вертолет непосредственной поддержки, созданный для Бундесвера (ВС Германии). Вертолет оснащается ракетами PARS 3 LR (выстрелил и забыл), противотанковыми ракетами HOT3, а так же 70-мм неуправляемыми ракетами. Для борьбы с воздушными целями вертолет может оснащаться ракетами AIM-92 Stinger. На вертолет могут быть подвешены 12,7-мм пушки.
  • Tiger HAP / HCP (Hélicoptère d’Appui Protection — вертолет поддежки и эскорта, а так же Hélicoptère de Combat Polyvalent — многоцелевой боевой вертолет) — средний вертолет для борьбы с наземными и воздушными целями, созданный для ВС Франции. Оснащается 30-мм пушкой, 68-мм неуправляемыми ракетами SNEB, 20-мм подвесными пулеметами, а так же ракетами воздух-воздух Mistral.
  • Tiger HAD (Hélicoptère d’Appui Destruction или Helicoptero de Apoyo y Destrucción на испанском) — модификация, изначально аналогичная версии HAP, но более адаптированная для непосредственного боя в условиях активного противодействия. Форсированный двигатель MTR390 имеет на 14% большую тягу, а конструкция лучше защищена от пулевых обстрелов. Создавался для ВС Испании. Оснащается ракетами Hellfire II и Spike ER.
  • Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter — боевой разведывательный вертолет) — модификация, созданная для Армии Австралии для замены OH-58 Kaiwa и UH-1 Iroquois. Tiger ARH модернизированная версия Tiger HAP, с установленными лазерными целеуказателями и системами наведения для ракет Hellfire II. Вместо стандартных неуправляемых ракет, вертолет оснащается 70-мм ракетами бельгийской фирмы FZ (Forges de Zeebrugge).

Вертолет PAH-2 Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название PAH-2, а во Франции - HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета PAH-2 состоялся 27 апреля 1991 года.

Особенностью боевого вертолета PAH-2 являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Все варианты вертолета PAH-2 основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет PAH-2 имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме "тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет PAH-2 имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет PAH-2 снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления , обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2" или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или "Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами "Mistral".