Что такое социальная коммуникация определение. Социальная коммуникация. Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Позитивное воздействие массовой коммуникации

Психологическая инерция мышления Психологическая инерция – это привычка к стандартным действиям в типовых ситуациях; упорное стремление человека думать и действовать в соответствии с выработанными и приобретенными привычками и представлениями. Виды психологической инерции: Инерция привычной функции и функциональной направленности. Инерция привычных терминов специальных терминов. Инерция привычной формы привычного внешнего вида.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 8. Психологическая инерция мышления

Психологическая инерция – это привычка к стандартным действиям в типовых ситуациях; упорное стремление человека думать и действовать в соответствии с выработанными и приобретенными привычками и представлениями. Данное психическое явление нередко можно наблюдать и в процессе изобретательской деятельности. В основе психологической инерции лежат негативные психологические установки.

Негативные психологические установки,

вызывающие инерцию мышления.

1.«Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда».

2.«Этого не может быть потому, что …».

3.«Этот объект имеет ограниченное применение…».

5. «Так считают все…».

6. «Форма объекта всегда была такой…».

7.«Я знаю, каким должно быть решение» или «я знаю, где нужно искать решение…».

8. «Я решаю только свою задачу…».

9.«Это задача для специалиста моего профиля…».

Виды психологической инерции:

  1. Инерция привычной функции и функциональной направленности.
  1. Инерция привычных терминов (специальных терминов).
  1. Инерция привычной формы, привычного внешнего вида.
  1. Инерция привычных свойств, состояний, параметров.
  1. Инерция привычного принципа действия, области знаний
  1. Инерция привычной неизменности объекта.
  1. Инерция привычного состава, привычных компонент.
  1. Инерция привычного измерения.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

673. Психологическая теория и психологическая практика: проблемы расхождения и взаимовлияния 28.54 KB
Современные менеджмент маркетинг реклама спорт политика и конечно педагогика медицина без психологии просто немыслимы. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа 1679-1754 опубликовавшего книги Рациональная психология и Экспериментальная психология в которых использовал термин психология. Он создал и первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете на базе которой впоследствии был создан Институт...
1295. Психологическая поддержка и сопровождение 8.08 MB
Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога по психологической поддержке и сопровождению адаптации молодых специалистов. Задачи решаемые за время прохождения практики: общее знакомство с базой прохождения практики; знакомство с административно-управленческим персоналом предприятия; знакомство с деятельностью психолога предприятия и основными направлениями его работы; в соответствии с выбранной темой практики провести исследование особенностей психологического сопровождения адаптации молодых...
11317. Психологическая готовность к школе 189.08 KB
Целью определения психологической готовности ребенка к школьному обучению является профилактика школьной адаптации. Психологи занимались и в настоящее время отдают много времени проблеме готовности ребенка к школе. Роль семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе...
5577. Психологическая сексуальная медицина 12.31 KB
Сексуальность как психологический процесс: сексуальное желание возбуждение оргазм удовлетворение Сексуальность проявляется в форме эротического воображения и стимулируется кожным контактом. Сексуальность может не только доставлять радость но и причинять неудовлетворенность.
15534. Психологическая безопасность личности 75.03 KB
Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье в свою очередь – основа жизнеспособности условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. Выделяют следующие основные подходы к изучению безопасности человека. Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека предполагающую наряду с внешними внутренние условия безопасности в число которых входят элементы опыта субъекта...
6728. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ 19.94 KB
Информационно-психологическая безопасность Этот аспект информационной безопасности связан в первую очередь с воздействием недоброкачественной информации на психологическое состояние личности что несёт угрозу интеллектуальному духовно-нравственному состоянию человека а также угрозу его физическому здоровью. Выделяют несколько видов так называемой вредоносной информации могущей нанести серьёзный вред психике человека. Какие же неблагоприятные информационные факторы привели к тому что возникли угрозы для личности Основной из них является...
5406. Психологическая характеристика группового действия 16.13 KB
ассматриваемые нами явления можно разделить на три основные группы: характеристики группы как субъекта действия, основанные на самосознании группы, характеристики морально-психологических отношений в процессе группового действия
3563. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний 83.1 KB
Цель работы: рассмотреть судебно-психологическую экспертизу эмоциональных состояний с точки зрения юриспруденции и психологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
18127. Психологическая готовность детей к школьному обучению 112.98 KB
Учение как ведущий вид деятельности младших школьников. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка которая выражается в его отношении к школьному обучению учителю учению как деятельности. Божович еще в 60-е годы указывала что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности познавательных интересов готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Запорожец отмечая что готовность к обучению в школе представляет...
7132. Психологическая и физиологическая сущность внимания и его свойства 92.01 KB
Психологическая и физиологическая сущность внимания и его свойства. Определение внимания. Свойства внимания. Функции и виды внимания.

Виды коммуникаций – это, в общем смысле, формы процессов взаимодействия между различными людьми; это многогранный процесс обмена между индивидами, группами людей различными интересами, идеями, информацией.

Коммуникационное действие – это завершённая операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участков коммуникации. «Коммуникационная деятельность включает не одного, а двух социальных субъектов, в отличие от трудовой и познавательной деятельности, имеющих одного исполнителя. Отсюда следует, что коммуникационная деятельность есть общественное отношение, полюсами которого являются сотрудничество и конфликт» .

Количество участников коммуникации может меняться. В зависимости от этого можно выделить несколько видов коммуникации: микрокоммуникацию, мидикоммуникацию и макрокоммуникацию.

Микрокоммуникация – это коммуникация, где индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента или активного коммуниканта; в качестве же коммуникационных партнёров могут выступать либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая совокупность. Микрокоммуникация имеет 7 форм. А именно:

1) Копирование образца – усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания (на межличностном уровне).

2) Беседа – обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками (на межличностном уровне).

3) Команда – указания для исполнения их подчинённому, (на межличностном уровне).

4) Референция – подражание социальной группе (на групповом уровне).

5) Руководство коллективом – лидерство в группе (на групповом уровне).

6) Социализация – освоения человеком общепринятых норм (на массовом уровне).

Заметим, что диалог индивида с группой или массой исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми партнёрами .

Второй вид социальной коммуникации называется мидикоммуникацией. Мидикоммуникация – это коммуникация где в роли коммуниканта и реципиента выступают социальные группы. Мидикоммуникация имеет пять форм: мода, переговоры, групповая иерархия, адаптация к среде, руководство обществом.

Охарактеризуем каждую из этих форм.

1)Мода – основанная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для социальных групп.

2)Переговоры – обычный способ разрешения конфликтов и достижения соглашений между социальными группами.

3)Групповая иерархия складывается в крупных учреждениях, по схеме «управленцы – рабочие». Как пример можно назвать армейские подразделения, сословно-кастовые общества. Там контакты между группами чётко регламентированы.

4)Адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев и т. д.

5)Руководство обществом осуществляется со стороны творческих групп, производящих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную жизнь общества. Необходимо заметить, что мировоззренческие смыслы – это знания, объясняющие наблюдаемые явления, происхождение человека и вселенной, смысл человеческой жизни, идеалы, нормы и стимулы социальной деятельности. Социальные группы, вырабатывающие эти смыслы и коммуникационные сообщения, в которых они запечатлены, оказываются в центре духовной жизни общества. Эти центры смещаются по ходу социально-культурной эволюции .

Следующий вид социальной коммуникации – макрокоммуникация. Макрокоммуникация – это коммуникация, где в качестве объектов действуют общества в целом или государственные образования, цивилизации и т. д. Данный вид коммуникации имеет три формы:

    Заимствование достижений

    Взаимодействие культур

    Информационная агрессия (явление относительно новое, появилось лишь в XX веке).

Обобщая вышеизложенное, надо отметить, что все виды социальной коммуникации направлены на выстраивание взаимосвязей, на взаимовлияние, на обмен информацией между коммуникантами. Коммуникационное действие – это обмен информацией. В зависимости от цели участников коммуникационное действие может осуществляться в трёх формах: подражание, управление, диалог. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает индивидуальная личность – называются микрокоммуникацией, где выступает социальная группа – мидикоммуникацией, где выступает массовая совокупность (вплоть до общества в целом) – макрокоммуникацией. Те виды, где индивидуальная личность, либо социальная группа, либо массовая совокупность выступают в роли объекта воздействия, называются соответственно межличностным, групповым и массовым уровнем коммуникации.

Разобравшись с видами социальных коммуникаций, необходимо уделить особое внимание функциям, так как они имеют огромное значение для формирования и развития личности, преемственности и передачи социального опыта и организации совместной деятельности. Представление о назначении социальных коммуникаций связано с их глобальными социальными функциями.

Главным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Человек не может освободиться от коммуникационного взаимодействия с другими людьми. Жить в обществе и быть свободным от социальной коммуникации нельзя. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в ходе различных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм общения. Другими словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность.

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.

Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

По источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

По каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:

1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень:

а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Рассмотрение понятия и классификации барьеров системы массовой коммуникации; описание их основных функций. Характеристика технических, психических и социальных препятствий, вызванных различными факторами на примере глобальной компьютерной сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Биография Хабермаса. Социальная коммуникация. Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия. Типы коммуникационного действия. Речевые акты. Концепт речевого действия. Язык - основа коммуникации. Теория аргументации и понятие дискурса.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2009

    Место коммуникации среди социальных процессов. Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации.

    Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуникации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "коммуникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разновидностях социальной коммуникации.

    Эволюцию понятия "коммуникация" в русском языке легко проследить по справочной литературе. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово "коммуникация" писалось с одним "м" и толковалось как "пути, дороги, средства связи мест". Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: "Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга". До революции иных значений за термином "коммуникация" не числилось (с начала XX века его стали писать с двумя буквами "м"). Советский энциклопедический словарь (М., 1979) указывает два значения:

    1. пути сообщения транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства;
    2. общение, передача информации в процессе деятельности, включая сигнальные способы связи у животных. Исчерпывается ли сказанным понятие о коммуникации?

    Начнем с элементарной схемы коммуникации, которая имеет то достоинство, что принимается всеми известными дефинициями и концепциями.

    Коммуникация предполагает наличие по крайней мере трех участников: передающий субьект (коммуникант) - передаваемый объект - принимающий субъект (реципиент). Таким образом, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

    1. В качестве участников коммуникации выступают два субьекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). В роли субъекта коммуникации можно мыслить Бога, к которому обращаются с молитвой. Из понятия коммуникации исключаются неодушевленные предметы: так, взаимодействие солнца с землей не есть коммуникационный процесс.
    2. Обязательно наличие передаваемого объектa, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, футбольный мяч и т.д.) или не иметь ее, например, гипноз. Коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему симпатию, антипатию, доверие, любовь. Вырожденная форма коммуникации общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления и т.п.).

    3. Коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред не коммуникационный акт. Целесообразность может проявляться в трех формах:
    3.1. Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации;
    3.2. Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, языки, символы, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительное содержание;
    3.3. Элементарная схема коммуникации пригодна для генетической связи "родители - дети". Как известно, эта связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект), представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства (биосинтеза, репликации) определенного организма. Специфика ситуации состоит в том, что дети, т.е. реципиент, отсутствуют до появления генетической информации и синтезируются на ее основе. Зигота, т.е. оплодотворенная клетка, знаменующая образование зародыша, еще может рассматриваться как объединение частей родительского тела в виде половых клеток - гамет, но ребенок является не частью своих родителей, а их подобием. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого подобия от поколения к поколению, допустим, передача "лошадопдобности" от лошади жеребенку.

    Исходя из сказанного, можно дать следующее толкование: Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов, реализуемое B трех различных формах:

    1. перемещение (транспортировка) материальных объектов, в том числе - энергии, болезнетворных вирусов, мигрирующего населения, транспортных средств, грузов и т.п.;
    2. обмен осмысленными сообщениями;
    3. генетическое наследование биологических образов. Соответственно вырисовываются три типа коммуникации: пространственная (транспортная); смысловая (семантическая); генетическая. Например, путешествия, торговля, почта, электро- и радиосвязь - явления пространственной коммуникации; рукопожатие, танец, жертвоприношение, политическая демонстрация, передача культурного наследия, диалог культур, перевод с языка на язык - проявления смысловой коммуникации; метисизация, смешение рас и этносов, генетическое наследование - относятся к генетической коммуникации. Конечно, нас интересует смысловая коммуникация, но она связана с другими типами коммуникации, и поэтому нельзя последние упускать из виду.

    В зависимости от реципиента различаются два рода смысловой коммуникации: коммуникация внутренняя (точнее - внутриличностная), когда коммуникант и реципиент совпадают, и коммуникация внешняя, когда адресатом является другой человек, группа людей или общество в целом (массовая аудитория). Внешнюю смысловую коммуникацию будем называть социальной коммуникацией.

    В связи с разработкой общей типологии коммуникации уместно привести слова крупнейшего этнографа и антрополога XX века К. Леви-Стросса, который писал:

    "В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений... Исследования каждой из этих грех систем под-чинены одному и тому же методу; они отличаются друг от друга только стратегическим уровнем, который соответствует им внутри некоего единого мира коммуникаций... Культура состоит... из правил, применимых во всякого рода коммуникационных играх, которые происходят как в природе, так и в культуре".

    Три коммуникационных уровня (системы), о которых говорит К. Леви-Стросс, в качестве генетической, пространственной и смысловой коммуникации.

    Обратим внимание также на взаимосвязь социальная - внутриличностная коммуникация. Интеллектуальное развитие ребенка, как показали исследования психологов, начинается с эгоцентрической речи вслух, которая затем преобразуется в беззвучную внутреннюю речь. Но непременным условием появления эгоцентрической речи, как и дальнейшего преобразования ее во внутреннюю речь, является нахождение ребенка в социально-коммуникационной среде. Говорят, что внутриличностная (внутренняя) коммуникация ecть интериоризованная социальная коммуникация. Благодаря этой интериоризации взрослый человек становится полноправным участником естественного диалога, т.e. выступает в роли коммуниканта и реципиента внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

    • во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" (Л. С. Выготский);
    • во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее ""внутреннему голосу".

    Именно этот скрытый диалог с самим собой служит причиной душевных расстройств (фобии, депрессии, мании), которыми занимается психиатрия.

    Из сказанного следует, что отличительные особенности социальной коммуникации заключаются в том, что объектом взаимодействия между коммуникантом и реципиентом является осмысленное сообщение, а совершается это взаимодействие не в психическом пространстве (как в случае внутриличностной коммуникации), а в социальной среде, т.e. в социальном времени и пространстве. Сообщение, как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму (звук, изображение), но может и не иметь ее гипноз, психическое заражение, парапсихология и т.п., поэтому воздержимся от указания, каким образом выражен смысл сообщения. Получаем: Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это наиболее общее философское определение социальной коммуникации, имеющее методологическое значение в дальнейших рассуждениях.

    В зависимости от участников социальной коммуникации будем различать следующие виды:

    • микросоциальную (межличностную) коммуникацию, где участники непосредственно контактируют друг с другом на психологическом уровне;
    • мидисоциальную (групповую) коммуникацию, где в роли коммуникантов и реципиентов выступают не индивидуальные личности, а социальные группы внутри данного общества (социума), например, коммуникация "учителя учащиеся";
    • микросоциальную коммуникацию, где в качестве коммуникационных субъектов действуют: или общество в целом, не расчлененное на группы (массовая коммуникация), или государственные образования (международная коммуникация), или исторически сложившиеся цивилизации (мeжцивилизациoннaя коммуникация).

    Ясно, что виды социальной коммуникации имеют разные цели и задачи, используют разные коммуникационные средства, различны но специфике и требуют особою рассмотрения. Вместе с тем во всех случаях их главным содержанием является обмен смыслами (духовными ценностями), что и позволяет рассматривать их как разновидности социальной коммуникации.