Презентация на тему «Семейные ценности в художественной литературе. Семейные ценности в русской литературе

О.И.Китаева

«Есть ли в вашей семье традиции и какие?»

Список литературы

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» И «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕНОСТИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О.И.Китаева

учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»

Семья – это дом с большой буквы. Так сложилось, что в сознании людей понятия «дом» и «семья» стали синонимами, ибо не может существовать дом без живущих в нем людей, без семьи, и эти понятия только тогда наполнены смыслом, когда существуют в неразрывной связи, как единое целое.

Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные изречения: «Семья - это семь я», «В семье и каша гуще». В нашем сознании закрепилось понимание: «Семья – это ячейка общества». Несомненно, семья – основа всего в нашей жизни. Эта истина утверждается и нашей литературой, и нашей историей, и нашими традициями.

Тема семьи – одна из ведущих в русской литературе. Её отголоски слышны ещё в древнерусских произведениях: о любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княжна Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»), через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу – это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!

Писатель 19 века Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» говорил устами старца Зосимы: «…нет драгоценнее воспоминаний у человека как от первого детства его в доме родительском, и почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз…». Сам Ф.М.Достоевский происходил из «…семейства русского и благочестивого», где главными были любовь родителей к детям и детей к родителям, образованность, религиозность, гражданственность. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было лишь 10 лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которые вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным». Эти добрые воспоминания писатель пронес через всю жизнь. Наверное, не было бы такого Ф.М.Достоевского, если бы не было у него такой семьи.

Но есть и семьи « случайные», где каждый член семьи обособлен. Например, писателя 19 века И.С.Тургенева возмущало грубое и злое поведение матери по отношению к крепостным людям, к своим и чужим детям. Это омрачило его жизнь в семье, но не испортило его душу. Из воспоминаний известно: маленький И.С.Тургенев дал клятву, что он никогда не поднимет руку на человека. На уроках литературы в 5 классе, изучая повесть И.С.Тургенева «Муму», мы упоминаем о том, что прообразом барыни, олицетворяющей зло, является мать писателя. Однако ему удалось создать замечательные образы русских женщин в повести «Ася», «Первая любовь» и др. Н.А.Некрасову тоже удалось создать незабываемые образы русских женщин, добрых, сильных, любящих своих мужей, детей, в поэме «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо». Подтверждаются слова Ф.М.Достоевского, «…и от самого дурного семейства могут сохраняться воспоминания драгоценные, если только душа твоя способна искать драгоценное…»

Знакомство с жизнью и творчеством каждого писателя, поэта на уроке мы начинаем с того, в какой семье он родился, как воспитывался, подчеркиваем значимость семьи для любого человека.

Все начинается с семьи. Мы, учителя, это особенно хорошо понимаем. А что же сегодня происходит с семьей? Общеизвестный факт: 80 процентов молодых семей распадаются. Почему? Это тема для серьезного размышления. Необходимо воздействовать на душу ребенка таким образом, чтобы он сам осознал необходимость семьи, основанной на любви, уважении, терпении, взаимопонимании, на совместном воспитании детей, то есть на духовных ценностях. Такое воздействие возможно на уроках литературы прежде всего. Если получится решить такую задачу, то, может быть, когда-нибудь, став взрослым, ученик нынешний сумеет создать счастливую семью. Произведения русской литературы призваны воспитывать молодое поколение образцами любви, мудрости, взаимоуважения. Приведем примеры:

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (древнерусская литература) - Петр и Феврония канонизированы в 1552 году. Святые – пример истинно русской семьи, основанной на любви и верности. После прочтения ребята в этом убеждаются.

2. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (литература первой половины 19 века). М.Ю.Лермонтов обращается к народному творчеству, чтобы создать свое произведение. Прочитав «Песню…», мы особое внимание уделяем теме защиты чести и достоинства семьи купца Калашникова, названного удалым и наделенного богатырскими качествами совсем не случайно. Верность, любовь, честь – основа семьи Калашникова.

3. Автобиографическая повесть «Детство» Л.Н.Толстого (вторая половина 19 века) - здесь мы видим семью, где дети и взрослые любят и дорожат друг другом. Такую семью мы называем исконно русской, счастливой, основанной на духовных ценностях.

3. Автобиографическая повесть «Детство» М.Горького (начало 20 века) - «Свинцовыми мерзостями» была наполнена жизнь маленького Алексея в семье деда Каширина. Но бабушка согрела душу мальчика и наполнила ее любовью. Это и помогло будущему писателю в жизни.

Вывод: семейными ценностями во все века являлась любовь, верность, доброта, забота, уважение. Это и есть наши духовные ценности. На них и строятся хорошие семьи.

Семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья оказывает воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Следовательно, является самым важным фактором в воспитании высоконравственной личности. А значит, в современном обществе возникла необходимость обращения к проблеме возрождения семейного воспитания.

Так случилось, что долгое время в нашей стране происходило утверждение каких угодно ценностей, но только не семейных. В результате мы имеем то, что имеем: дети забывают своих родителей, вырастая, они не ценят счастья появления собственных детей и оставляют их в детских домах, которых по стране становится все больше и больше. Очень часто эти дети так никогда и не попадают снова в семью и вырастают, не зная, что такое семейные ценности.

В чем причины снижения воспитательного влияния семьи? Можно ли, обратившись к образцам русской классической литературы, восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания?

Пословицы – распространенный и любимый жанр русского народного творчества. Более чем в других фольклорных жанрах, в них сосредоточены накопленные веками мудрость, опыт, мечты и чаяния простого народа. Особое место занимают пословицы, являющиеся как бы синтезом народной житейской мудрости. Такие пословицы до сих пор не потеряли своего значения и широко бытуют в народных массах. Среди них немало пословиц о роде-племени: «каков корень, таков и отпрыск», «от яблоньки яблочко, а от ели шишка», «каково деревце, таковы и яблочки», «от доброго дерева добрый и плод», «что посеяно, то и вырастет», «из роду в род тот же урод», «не далеко от дерева яблочко падает», « от терновника не жди винограду», «каков батюшка, таковы у него и детки», « по матери дочка, по отцу сынок», «бел лицом, да худ отцом».

Пословицы подчеркивают мир и согласие между мужем и женой, хорошую жизнь в любящей семье: «Совет да любовь – на том свет стоит», «Куда иголка – туда и ниточка», «У хорошего мужа и жена досужа», «Не надобен клад, коли у мужа с женой лад».

Церковные поучения требовали от детей уважения к матери: «…вечно матери своей не забудь, вспомяни, яко тою родил еси»; «…не забывай матерня труда, еже о чадех печаль и болезнь. Можете о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей». Почтение к матери объявлялось делом «богоугодным», а пренебрежение и забвение памяти родителей резко осуждалось: «…и возплачется тогда, и Господь не услышит его». О взаимном согласии между мужем и женой говорил Лев Толстой: «Будьте оба осторожны, внимательны больше другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старания большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения как мужа с женою,- но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему,- эти-то отношения главное. В них держава».

В христианском понимании родительская любовь – это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером. Ибо «родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитают их в благочестии» (Святитель Иоанн Златоуст).

Именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания (недостаток которого также ощущается в нашем обществе), примером тому может служить повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Слова «честь», «долг», «Отечество» для Гринева-отца – святые. Благословляя сына на службу, он произносит: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отец хочет видеть своего сына достойным продолжателем рода Гриневых.

Имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своих близких, сохраняя при этом святость семейных традиций как одного из способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше время, когда разрушены многие семьи, почитать семейные традиции стало очень сложно. На вопрос «Есть ли в вашей семье традиции и какие?» более половины опрошенных мной ребят ответили отрицательно. А значит, необходимо заново создавать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, с тем чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. «…Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал… Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров». (А.Н.Толстой)

Традиции семейных чтений во времена А.Н.Толстого – это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество.

Достойны ли мы своих дедов и отцов? Передадим ли мы их нравственные уроки своим детям? Изучив данную тему, я пришла к выводу, что в русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Доказательством тому – наша отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса.

Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания . А сделать это можно, обратившись к образцам великой русской литературы.

Список литературы

1.Домострой / Древнерусская литература, М., 2002.

2.Платонов А. Еще мама. Л., 1989.

3.Пушкин А.С. Капитанская дочка /Драматические произведения /, М., 2000.

4.Слово о полку Игореве. М., 1972.

5.Ковалев С.В. От Я до МЫ: Азбука семейной жизни. М., 1989.

6.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях. М., 1992.

7.Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. М., 1969.

8.Прихожан А.М. Дети без семьи. М., 1990.


Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье.

Время проведения: 2 часа.

Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой

1. Вступление

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей .)

2. Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если семья - это постройка, то какая…

Если семья - это цвет, то какой…

Если семья - это музыка, то какая …

Если семья - это геометрическая фигура, то какая…

Если семья - это название фильма, то какого…

Если семья - это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций.

3. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья - группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения, семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта - это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни! А где можно найти примеры такого единения? Конечно, в литературе. Когда говорится об изображении семьи в литературе, то у каждого из вас, я думаю, перед глазами проходят герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Итак, цель нашего урока - проанализировать семейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

4. Беседа по роману

Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?

Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

А теперь посмотрим, как реализует эту мысль Толстой в романе «Война и мир». Семей в произведении несколько, но мы остановимся на трех - Болконские, Ростовы и Курагины. Какие ценности в семье Ростовых? Почему в их семье нельзя быть другим? Чем похожи семьи Болконских и Ростовых? Как на примере этих семей Толстой доказывает мысль: нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях?

Брак по расчету… Станет ли такая семья счастливой в толстовском понимании этого слова? А какое истинное чувство, по мнению автора, перерождает человека? Действительно, это любовь. Так что же делает красивыми героев романа Толстого? Мы говорили о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных. К какой семье вы бы присоединились и почему?

5. Обсуждение в группах

А теперь мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейные заповеди, которые основаны на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы.

(Обсуждаем и вывешиваем на доску заповеди каждой группы .)

Какие заповеди оказались общими для каждой группы?

Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.

Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

Будь другом друзей супруга.

Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

Не верит тот, кто сам обманывает.

Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.

Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

Смейся вместе, а не над…

Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.

Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.

Не давай советов, если тебя не просят.

Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

Любовь и взаимопонимание - основа вашего счастья!

Как вы думаете: ситуация финансового кризиса скажется на семейных отношениях?

Ситуация на работе не может не сказаться на семейной жизни. Потеря работы может разрушить брак, но может, напротив, укрепить его, научить супругов поддержке и взаимопомощи.

Судя по результатам опроса, проведенного исследовательским центром среди россиян, состоящих в зарегистрированном браке, большинство наших сограждан дорожат своими «половинками» и в сложной ситуации постараются максимально их поддержать и не дать пасть духом. Треть (33%) опрошенных россиян готовы оказать своим супругам посильную помощь в поиске нового места работы. «Вместе посидим, подумаем, что нам нужно, и будем двигаться в выбранном направлении. Но право выбора, конечно же, останется за супругом»; «Я уважаю свою жену, следовательно, поддержу морально и помогу в поисках, если это потребуется», - комментируют респонденты. Однако среди женщин готовность помочь супругу в трудоустройстве демонстрируют 40%, тогда как среди мужчин - только 26%.

Как вы думаете, в чем психологические причины появления неблагополучных семей?

6. Психологические особенности неблагополучных семей (по Вирджинии Сатир)

Как вы думаете, почему эти особенности могут привести к семейным проблемам?

Заниженная самооценка одного или обоих супругов . (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.)

Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.)

Надуманные неизменные правила, которые вынесли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой - пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.)

Решение избавиться от проблем с помощью развода абсурдно. Человек, который не сделал правильного вывода о реальных причинах развода, снова допустит подобные ошибки.

Чтобы избежать семейных конфликтов, необходимо:

Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон).

Выражать свои чувства в спокойной обстановке.

Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы.

Статья опубликована при поддержке туроператора "Санрайз тур". Горящие туры на курорты в Турцию, Тунис, Болгарию, Египет, Грецию, Италию, Испанию, пляжный отдых в оаэ , подбор тура. Посмотреть все туры, хиты продаж, рекомендуемые туры, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.sunrise-tour.ru/.

7. Упражнение «Словарь здоровых партнерских отношений»

Психолог называет понятие, а учащиеся объясняют его применительно к семейной жизни.

Сопереживание . (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство . (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка . (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность . (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь . (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать . (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Желание . (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение . (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Таким образом, для хорошей семьи характерно : уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В неблагополучной семье все наоборот - психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.

8. Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

Выступления детей.

9. Итог урока

Сегодня вы вспомнили героев Толстого, их семьи. Идеалом семьи для писателя являются Ростовы с их патриархальным укладом жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в семейной жизни!

В последние годы многие исследователи говорят о кризисе который переживает современная семья высокий уровень разводов малодетность или бездетность снижение ценности семьи как таковой. На структуру семейных ценностей влияет также национальная принадлежность супругов так как вероисповедание семейные национальные культурные обычаи и традиции накладывают определенный отпечаток на систему взглядов человека. Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как М. 4 Семья предоставляет англичанину роскошную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение……………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Понятие "Семейные ценности" в английской культуре………..............6

Глава 2. Понятие "Семейные ценности" в немецкой культуре…………..…….10

Глава 3. Понятие "Семейные ценности" в русской культуре…………..............13

Заключение……………………………………………………………………….…18

Список литературы……………………………………………………………...…20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Неизбежным следствием серьезных экономических, общественных изменений, происходящих в последние десятилетия в мире, является трансформация социокультурных ценностей, в том числе семейных. В семье, являющейся частью общества, отражаются его особенности. В последние годы многие исследователи говорят о кризисе, который переживает современная семья - высокий уровень разводов, малодетность или бездетность, снижение ценности семьи как таковой. Отмечается, что более значимыми ценностями для молодых людей является личностная и профессиональная самореализация, достижение социального успеха. Изменяется и характер семейных ценностей. Важную роль в современной молодой семье приобретает психотерапевтическая функция. Молодые люди, живя в современном динамичном мире, испытывают эмоциональные перегрузки и для них важно, чтобы в семье они находили покой, понимание, поддержку. 1

Семейные ценности оказывают влияние на благополучие супружеских отношений. Они определяют значимость для партнеров сторон семейной жизни. В соответствии со шкалой семейных ценностей в ряду семейных деятельностей на первый план выдвигается та или иная семейная функция - рождение и воспитание детей, организация быта и т.д. Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает у человека разочарование в семейной жизни с данным партнером. Рассогласование семейных ценностей у супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни, приводит к конфликтам, неудовлетворенности. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи, особенностей личности супругов, их жизненной ситуации. 2

На структуру семейных ценностей влияет также национальная принадлежность супругов, так как вероисповедание, семейные национальные, культурные обычаи и традиции накладывают определенный отпечаток на систему взглядов человека. 3

В нашей работе мы изучили семейные ценности молодых супругов русской, английской и немецкой национальности, поскольку предполагаем, что существующие серьезные национальные отличия, которые найдут отражение и в характере семейных ценностей.

Цель исследования : изучить особенности семейных ценностей разных культур (на примере России, Англии, Германии).

Задачи исследования :

  1. Выявить особенности семейных ценностей в английской культуре.
  2. Изучить семейные традиции Германии.
  3. Раскрыть сущность семьи семейных отношений в России.

Объектом изучения являются семейные ценности.

Предмет исследования : особенности семейных ценностей английской, немецкой и русской культур.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование.

Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, М. С. Верб , А. Г. Волков, С. И. Голод , И. В. Гребенников, В. Д. Иванова, Н. И. Костомаров , Т. А. Куликова, А. В. Петровский , Л. И. Савинов, П. А. Сорокин , В. А. Сысенко , А. Г. Харчев, Н. Д. Шимин, Я. Шепаньский, А. А. Белик , Г. Бутуль, А. Я. Гуревич , П. С. Гуревич, П. Динцель-бахер, И. Г. Дубов , Ж. Дюби, А. Дюпрон, С. П. Иваненков , В. В. Козловский, И. А. С. Панарин, Л. Н. Пушкарев , М. Рожанский, С. Н. Соколова , В. А. Шкуратов, В. Г. Бабаков , Н. И. Воронина , Г. Д. Гачев, В. М. Семенов , И. Л. Сиротина, Б. П. Шулынди н, В. Adams , С. Broderick , Е. Morgan , Е. Shorter , и многих других.

Теоретическая и практическая значимость . Материалы курсовой работы могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, истории, философии, социологии, зарубежной литературе, при разработке курсов по прикладной культурологии.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" В АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Душа англичанина прячется за семью замками. Нам трудно назвать глаза англичанина зеркалом его души, в них порой ничего нельзя увидеть, его речь кратка, в ней много иронии, в которой таится скрытый смысл. Англичане очень педантичны в выборе одежды, работы, семьи. У них все разложено по полочкам. Каждое событие должно происходить по особому, заранее спланированному сценарию. Семья является основной ячейкой английского общества, именно она формирует взгляды человека на жизнь, т. е. идет формирование картины мира индивида. 4

Семья предоставляет англичанину роскошную возможность вести себя так, как ему хочется, а не так, как полагается. Однако если не считать ежегодных отпусков и праздничных дней, члены семьи отнюдь не горят желанием проводить много времени вместе. Как только заканчивается утомительный период детства, англичане отправляются в плавание по жизни, не особенно стесняя себя размышлениями о своих детях или родителях. 5

Понятие «менталитет английской семьи» выражает жизненные и практические установки ее членов, этнические особенности и эмоциональные предпочтения, устойчивые образы окружающего мира, свойственные ее культурной традиции. Традиционная английская семья сложилась под воздействием национальных обычаев, моральных норм и правил поведения, базирующихся на ментальных особенностях английской нации (приверженность семье и семейному очагу, культ и неприкосновенность частной жизни, почитание и следование традициям и привычкам, способность к самоконтролю и самообладанию, практичность, консерватизм и т.д.). 6

В романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» через систему портретов и характеров семейного клана Форсайтов выявлены как позитивные (трепетное отношение к семье, рассудительность, здравомыслие, порядочность), так и негативные (частнособственнический инстинкт, расчетливость, самодовольство, снобизм) черты английского менталитета, в художественной форме значительно углубляющие основания своеобразия и специфики английской семьи. 7

Английская семья замкнута изнутри - каждый из ее членов тщательно сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Подавлять свои чувства к детям является обязательным пунктом в воспитании. Порой родители, не проявляя нежных чувств к своему ребенку, очень нежно и трепетно относятся к домашним питомцам, целуя и обнимая их даже на людях. Выражение подобных чувств к своим детям, да еще и в присутствии посторонних, является демонстрацией слабости, а это допускать нельзя. Проявление душевной близости между членами семьи тщательно избегается англичанами, что зачастую между ними существует даже больше барьеров, чем между семьей и обществом. Культ независимости и самостоятельности человека в английской семье зачастую приводит к замкнутости, а затем и к одиночеству. 8

Отношения между мужем и женой в Англии носят довольно сдержанный характер: муж и жена редко вмешиваются в дела друг друга. Так же, как и чувство привязанности, чувства стыда, обиды, гнева прячутся за сдержанной улыбкой супругов. Шумные сцены, выяснения отношений - все это не присуще английской семье. Игнорирование этих вещей позволяет останавливать любые размолвки на ранней стадии, не давая им вырасти в нечто большее. Согласно опросу британских газет, большинство английских мужчин считают, что, прежде всего, жена должна быть хорошей хозяйкой, они не приемлют в своих женах такие качества, как глупость, расточительность, сварливость, хитрость. Еще с глубокой древности женщину определяли как умное и хитрое существо: считалось, что умственные качества женщины намного превосходят мужские. Женщина также является символом опоры и источником, дающим новую жизнь. Женщина в английском обществе наделена массой достоинств и недостатков. О хитрости слабого пола создано немало пословиц и крылатых выражений в английской фразеологии. Внешность также является темой для появления все новых и новых фразеологических единиц. Такое явление, как «женственность», в английской языковой картине мира имеет довольно ироничное описание. Англичанки считают, что у их мужей преобладают такие качества, как неопрятность, глупость, вялость, нечестность, эгоизм, самовлюбленность. Для английских детей детство - это такой период, который нужно миновать как можно скорее (чтобы, став взрослым и оглядываясь назад, можно было смахнуть с ресниц непрошеную сентиментальную слезу). Для маленького англичанина стать взрослым значит достигнуть великих вершин: у взрослых ведь куда меньше обязанностей и ответственности, чем у детей. 9

Большая часть англичан считает своих стариков «неудобными». Английские старики часто заброшены родными и, если позволяют доходы, доживают свой век в сумрачных домах призрения. Впрочем, родственники довольно часто навещают их, проверяя, насколько они здоровы и счастливы, а также хорошо ли работает охрана в этом заведении.
Разослав детей по школам, а стариков и вовсе с глаз долой и от греха подальше, англичане вполне могут посвятить себя настоящей деловой жизни, с которой, по их мнению, ни слишком юные, ни слишком старые совладать просто не в состоянии. 10

Тем не менее, семья для англичанина является не только крепостью, но и своеобразной тихой гаванью, где всегда можно найти поддержку, не испытывая при этом чувство долга, ведь независимость английской души превыше всего. В целом, английский образ жизни вырабатывает свою норму поведения человека в обществе, в которой отсутствуют такие понятия, как распущенность и излишняя откровенность. Говорить о своей личной жизни у британцев считается непристойным и подобных разговоров они пытаются избегать. Именно таким же образом они избегают и разговоров о зарплате и своих доходах. Англичане делают упор на поведение человека, а не на его побуждения, все это направлено на утверждение определенных общественных норм. Отношения в английской семье никак не могут быть сравнимы с отношениями в семьях другой народности. 11

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" В НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЕ

Немецкие исследователи отмечают, что изучение немецкого менталитета является весьма сложной задачей, что связано с рядом исторических и политических причин, а также с особенностями немецкой культуры. Свидетельством девальвации традиционных немецких семейных ценностей стала «студенческая революция» 1968 г. Протест молодежи был направлен против непререкаемости авторитетов и традиционных ценностей, студенты выступали за свободу личности, демократизацию системы образования и общества в целом. На первый план в Германии конца XX в. выдвигаются индивидуалистические ценности, связанные, прежде всего со сферой личной жизни человека. Следует отметить, что традиционные семейные ценности претерпели значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами истории Германии. Сущность семьи в Германии второй половины XX в. кардинальным образом изменилась. Еще в первой половине XX в. господствовала традиционная авторитарно-патриархальная модель семьи, в соответствии с которой отец как глава семьи единолично решал все важные вопросы семейной жизни, а уделом жены были церковь, кухня, дети, платья. Авторитарная фигура отца-главы семьи и кормильца ушла в прошлое, семейные отношения воспринимаются со второй половины прошлого века и по настоящее время как отношения равноправных партнеров. По мнению немецких исследователей, семья как общность в наше время индивидуализирована: ожидания от семейной жизни связываются с самореализацией и автономией, что указывает на глубокие изменения в структуре ценностей немецкого народа. 12

В значительной степени изменились также и ценностные ориентиры при воспитании детей. В отличие от предыдущих исторических эпох целью воспитания детей является привитие им самостоятельности и независимости, веры в собственные силы, способности к критическому мышлению, а не послушания, покорности, подчинения авторитетам. Итак, традиционные ценностные ориентиры - воспитание любви к порядку и дисциплины отступили на второй план, но не полностью отсутствуют в процессе воспитания. Как и прежде, в качестве значимых факторов для приобретения знаний и компетентности в определенной области расцениваются прилежание, дисциплина и порядок. 13

Семья в Германии всегда стола на первом месте, сегодня ничего не изменилось. Немецкая семья это важнейшая ячейка общества и социальный институт. Как ни странно, но в Германии, со временем значение семьи лишь возросло. Последние социологические исследования в Германии показали, что у 90% населения семья стоит на первом месте, как главный личный приоритет. Большую ценность семья имеет и для немецкой молодежи, 70% молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет заявили, что семья необходима для полного счастья. Конечно, со временем представления о том, как должна выглядеть идеальная немецкая семья несколько изменились в ходе различных социальных перемен. Например, раньше традиционная немецкая семья подразумевала нескольких детей, при этом матери всегда были домохозяйками, а отец главным кормильцем семьи. Сегодня такую семью в Германии практически нельзя найти, подобная модель проживания встречается лишь в нижних социальных слоях, часто среди мигрантов. 14

Сегодня в Германии формы совместного проживания супругов стали более разнообразными, свобода выбора и действий расширилась. В основном это связано со значительно изменившейся ролью женщины, примерно 60% немецких матерей сегодня работают. Из-за это немецкие семьи уменьшились, количество семей с одним ребенком в Германии увеличилось, есть даже семьи которые живут вообще без детей. Статистика сообщает, что каждая третья женщина, родившаяся в 1965 году, сегодня не имеет детей. Моральные основы семьи тоже потерпели сильные изменения. Однако верность своему партнеру по-прежнему осталась на первом месте. В Германии так же выросло процентное соотношение так называемых браков, без брачного свидетельства. Многие молодые пары просто начинают жить вместе, в связи с этим значительно выросло число внебрачных детей. Однако в целом немцы стараются сохранить большинство своих традиций. В Германии не принято оставлять детей с дедушками и бабушками - ребенка либо берут с собой, либо нанимают няню. Но если вдруг произошла непредвиденная ситуация и ребенка все же пришлось оставить с кем-то из старшего поколения, родители малыша находят вполне естественным заплатить за это деньги. Кстати, немцы очень рано начинают жить самостоятельной жизнью. Нередко, ребенок чуть старше 14 лет начинает жить отдельно от родителей. Более того, в дом родителей он может прийти только предварительно согласовав время. Не раньше не позже. Таким образом, можно констатировать, что в ценностных ориентирах современной Германии наблюдается не сохранение старых и не появление абсолютно новых ценностных идей, а симбиоз традиционных и новых ценностей. 15

ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Семья традиционно выступает хранительницей и транслятором ценностных оснований жизни подрастающим поколениям (нравственно-религиозных, эстетических идеалов, традиционных норм поведения и общения). Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Крестьянская семейная жизнь строилась в основном на соблюдении старых обычаев и традиций; формальное законодательное брачно-семейное право играло в жизни крестьян не столь значительную роль. Брак для русских крестьян был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, но и моральным долгом. Только женатые люди могли получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки. 16

Анализ разнообразных культурологических и педагогических источников по проблемам воспитания в русской семье (М.М.Громыко, А.Э.Измайлов, Н.И.Костомаров, Д.И.Латышева и др.) позволяет выявить основные ценности семейного воспитания. На Руси издревле было особое понимание значения семьи. Значимость семейной жизни оценивалась с дух позиций: хозяйственно-экономической и моральной. С хозяйственно-экономической точки зрения неженатый мужчина вне зависимости от возраста не имел права голоса на общих собраниях. Считалось, что человек, не несущий ответственность за семью, не может принять взвешенное и разумное решение. Обращаясь к статистике, можно констатировать, что брачность в Российской империи была почти всеобщей. В крепостное время всего около 1% мужчин и женщин в возрасте 60 лет никогда не состояли в браке, что почти совпадало с долей инвалидов (слепые, немые и глухонемые) и психически больных в 1897 г., равной 0,9% от всего населения. Отрицательное отношение к развода, прежде всего, связано с религиозностью и набожностью русских людей. «Что соединил Бог, то человек разъединить не в силах». В брак вступали по воле родителей и только с родительского благословления. Учитывались и мнения молодых людей, но те, кто поступал против решения семьи, обрекали себя на полунищенское существование. Выбор супруга обосновывался также двумя причинами: хозяйственными и моральными. Одной из важнейших функций семьи является физическое и духовное воспроизводство населения, т. е. рождение и воспитание детей. Бездетность воспринималась как наказание судьбы и величайшее несчастье. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. 17

В русской семье воспитание детей - самая важная обязанность родителей: «Умел дитя родить, умей и научить», гласит пословица. Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Характерно, что «народные воспитатели» позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, даже определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей. Мужчина всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Средства и методы воспитания зависели от возраста ребенка. В возрасте от года до семи лет уход за ребенком со стороны родителей был минимальный. Ребенку предоставлялась полная свобода действий, слабо или почти не контролируемая взрослыми. Когда ребенок становился старше, использовалось наказание: от упрека до розги. Раскаивающегося ребенка старались простить. Доброжелательное отношение к детям создавало у них ощущение защищенности. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, родители заботились и о нравственности ребенка. Одной из основных задач, которая ставилась обществом перед родителями, была задача постепенного введения его в религиозно-обрядовую жизнь. Духовно-нравственное воспитание в семье начиналось с крещения. Дети с самого раннего возраста видели иконы в доме, их приучали относиться к святыне с благоговением, объясняли им, что Бог видит все, что происходит. 18

Выявление и раскрытие семейных ценностей позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций и обрядов в семейном воспитании у русского народа. Православие, ориентированное на высшие ценности человечества, было стержневой идеей в воспитании подрастающего поколения. Эти ценности не должны быть утрачены в динамично развивающемся мире, и накопленный историко-культурный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека. За годы реформ в российском обществе сложился довольно устойчивый стереотип, согласно которому последние десятилетия, в силу их насыщенности различными переменами, стали временем утраты людьми нравственных ориентиров, размывания границ между добром и злом, общего падения нравов. По мнению М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой, в рамки этого стереотипа, помимо традиционного сетования на взгляды и поведение молодежи, укладываются еще как минимум три достаточно распространенных суждения, связанных с оценками жизни общества в период социокультурного процесса модернизации. Социокультурные процессы модернизации общества проявляются не столько во внутреннем обновлении ценностных систем, в том числе семейной, сколько в сосуществовании групп населения с полярно различными ценностными системами и изменении их численности по отношению друг к другу. На сегодняшний день в современной российской семье по многим признакам наблюдается тенденция утверждения модернистской системы ценностей. Это выражается, прежде всего, в возрастании роли ценностей выбора, личной территории, комфорта, уважения и согласия в семье. За время социокультурного процесса модернизации России произошло некоторое снижение уровня морали россиян, однако это не отразилось на важности таких ценностей в семьях, как родительство, тепло и доверительное общение, ценности социализации и воспитания детей, а также ценности семейного бизнеса и семейного производства. Иными словами, российское общество путем бесконечных проб и ошибок пытается осуществить синтез традиционных российских и западных ценностей, в том числе и в семейных отношениях. Модель семьи в сознании и поведении современного российского общества вариативна. Она сохраняет черты традиционности и в равной степени приобретает инновационный характер. Многие современные россияне считают вступление в официальный брак необязательным, и согласны состоять в сожительстве. Но все же большинство русских людей считают для себя неприемлемым совместное проживание без регистрации брака. Это отчасти объясняется влиянием религиозных установок о неприемлемости сожительства, а отчасти - неодобрением этого близкими родственниками и обществом. В семьях русской национальности происходит демократизация супружеских отношений, которая проявляется в разных сферах жизни семьи: пересматриваются вопросы главенства, ведения семейного бюджета, хозяйства, актуализируются проблемы кооперации домашнего труда, совместного ухода за детьми и их воспитания. Для русских характерна следующая иерархия семейных ценностей: взаимопонимание; эмоциональная поддержка и родительско-воспитательная функция; деловая активность; хозяйство и быт; внешняя привлекательность; секс. 19

Таким образом, наиболее важным для молодых людей является характер эмоциональных отношений с партнером, воспитание детей и деловая активность. Что ранее традиционно считалось основой брака, т.е. хозяйственно-бытовая функция, уходит на второй план. Вероятно, это связано с особенностями существования человека в современном мире, когда он может обеспечить себя сам, техника позволяет легко решать бытовые проблемы и для этого уже не нужно вступать в брак. Поэтому выбор партнера осуществляется на основе взаимной симпатии. Сексуальные отношения играют важную роль при выборе брачного партнера. Секс стоит на последнем месте в иерархии ценностей, что возможно связано не столько с отсутствием его значимости, сколько с правильными представлениями молодых людей о том, что сексуальные отношения зависят от характера эмоциональных отношений между партнерами. Если существует взаимная симпатия, понимание в отношениях, то и сексуальные отношения будут гармоничны, поскольку сексуальная дисгармония, как правило, обусловлена психологическими проблемами личности партнеров и их отношений. 20

При всей негативности происходящего семья в российском обществе остается одной из приоритетных ценностей, выступая тем самым социокультурной средой социализации индивидов в целом и гендерной социализации в особенности. Однако современные реалии предлагают нам несколько иной взгляд на жизнь и на семью. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание будущего семьянина - задача, которая в последнее время стала очень актуальной. От того, какое внимание уделяется этой задаче, зависит будущее института семьи. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги», - считал А.С. Макаренко. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней. Система семейных ценностей определяется как совокупность позитивных установок на семью и брак, базовыми из которых являются любовь, рождение и воспитание детей, доверительное общение в семье. Формирование семейных ценностей - целенаправленный процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи. Молодая семья стала объектом внимания ученых в связи с ростом числа разводов, две трети которых приходится на молодые браки. 22

Подготовка молодежи к семейной жизни - это такая же важная проблема, как подготовка к профессиональной, политической, духовной, производственной и коммерческой деятельности. Ценности семьи необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Далеко не все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье. Все связанное с этим представляется им малозначительным, тем более что брак и семья - дело далекого будущего. Справедливо в этих взглядах лишь то, что детям действительно рано еще думать о браке, и, тем не менее, не ис ключается необходимость готовить юношей и девушек к семейной жизни. Неоценимую роль в этом деле играет обстановка в семье, где ребенок рождается и вырастает.

Первые социальные контакты, с которыми сталкивается ребенок, - это отношения между отцом и матерью, братьями и сестрами. Взаимная любовь и забота родителей друг о друге могут стать для ребенка доминирующим стереотипом поведения в его предстоящей семейной жизни. В процессе подготовки к самостоятельной семейной жизни положительное воздействие на ребенка оказывает привлечение его к работе по дому, выполнение им тех или иных обязанностей. Ребенок при этом приобретает или совершенствует специфические знания, навыки и способности, необходимые для будущего брака и семейной жизни. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин Г. В. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 8-ми т. - М.: Худож. лит, 1983. Т. 1. С.5 - 22.
  2. Ануфриев В. А, Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социал.-полит. журнал. №3. С. 16 -27.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243с.
  4. Бабаков В. Г, Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б. Н., 1996.
  5. Верб М. С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.
  6. Викторова Е. Ю., Дубровская О. Н.. Система ценностей современных британцев. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  7. Воронина Н. И. К проблеме национального и этнического менталитета // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: Тип. «Руз. Печатник», 2000. С. 14-17.
  8. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М.: « Академия », 1998.
  9. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис , 1998.
  10. Гуревич А. Я. Европейское средневековье и современность // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. - М., 1990. С. 135 - 147.
  11. Гуревич П. С. Философия культуры. - М.: Аспект-пресс, 1994.
  12. Гуськова Г. С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. - Курск, 1997. С. 106 - 108.
  13. Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. - Екатеринбург, 1992.
  14. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология/ Под ред. Б. Ф. Поршнева , Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971.
  15. Лосский Н. О. Характер русского народа. - М.: Республика, 1994.

1 Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

2 Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. - Екатеринбург, 1992.

3 Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243с.

4 Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М.: Наука, 1990.

5 Верб М. С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.

6 Воронина Н. И. К проблеме национального и этнического менталитета // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: Тип. «Руз. Печатник», 2000. С. 14-17.

7 Аникин Г. В. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 8-ми т. - М.: Худож. лит, 1983. Т. 1. С.5 - 22.

8 Викторова Е. Ю., Дубровская О. Н.. Система ценностей современных британцев. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

9 Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001.

10 Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М.: «Академия», 1998.

12 Брак у народов Западной и Южной Европы. - М.: Наука, 1989.

13 Гуревич П. С. Философия культуры. - М.: Аспект-пресс, 1994.

14 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII -XX вв. М.: ВЛАДОС, 1997.

15 Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология/ Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971.

16 Ануфриев В. А, Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социал.-полит. журнал. №3. С. 16 -27.

17 Латышева Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2004.

18 Лосский Н. О. Характер русского народа. - М.: Республика, 1994.

19 Миронов Б.Н. Историческая социология России. - СПб.: Интерсоцис, 2009.

20 Гуськова Г. С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. - Курск, 1997. С. 106 - 108.

21 Бабаков В. Г, Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б. Н., 1996.

22 Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

23 Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13733. Семья и семейные ценности 15.18 KB
Что такое семья Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. То есть семейные ценности это то что нельзя купить ни за какие деньги получить по наследству или украсть. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием а может видеться как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный неблагодарный и тяжелый труд ожидающий каждого сразу за школьными...
21466. Создание серии социальных плакатов, объединённых темой «Семейные ценности» с позитивной точки зрения 86.64 KB
Базовые принципы выразительности и актуальности. Особенности разработки текстовой части. Особенности верстки плаката. Особенности печатного производства. Создание серии социальных плакатов. Описание объекта рекламы. Целевая аудитория. Анализ аналогичных разработок. Одной из основных форм социальной рекламы является социальный плакат...
3558. ГДЗ по литературе. ГДЗ 10 клас, литература. Все сочинения по литературе за 10 класс 121.9 KB
The grmmticl ctegories which find forml expression in the outwrd structure of the verb re first the ctegory of finitude dividing the verb into finite nd nonfinite forms this ctegory hs lexicogrmmticl force; second the ctegories of person number tense spect voice nd mood. The ctegory of mood expresses the chrcter of connections between the process denoted by the verb nd ctul relity in other words it shows whether the ction is rel or unrel. This ctegory is relized through the opposition of the direct indictive mood forms of the...
3749. О страшном и страхе в литературе 26.68 KB
Понятие «мотив» тесно связано с понятиями «сюжет» и «фабула», поэтому напомним вам, что в литературоведении под сюжетом понимают «последовательную цепь всех изображенных и выраженных в слове движений, действий, состояний, событий, поступков, переживаний, отношений
14012. Романсы в европейской и русской литературе 36.72 KB
Возникновение романного героя в художественной литературе является важнейшим этапом формирования романа как жанра. Парадоксально то что такой герой воплощает в себе как черты романтизма так и реализма: он – герой своего времени историческая личность часть социума несмотря на свою оторванность от него. Лермонтова в частности в таких произведениях как Герой нашего времени Княгиня Лиговская Штосс.
12551. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, СПЕЦИФИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ 105.94 KB
Так до настоящего времени проблематичным является понятие и содержание права на защиту семейных прав. Теоретической основой дипломной работы послужили труды специалистов в области семейного права: Н. Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты в области семейного гражданского административного и уголовного права специальная юридическая литература материалы судебной практики.
10049. Семейные отношения, которые возникают между детьми и их родителям 25.82 KB
Обязательства по несению дополнительных расходов на ребенка устанавливаются в судебном порядке. Подобные обязательства прекращаются в момент достижения ребенком возраста совершеннолетия 18 лет либо приобретение дееспособности после вступления в брак если ребенка удочерили усыновили в установленном законом порядке в момент признания факта смерти одной стороны. Истечение срока договора об алиментном содержании несовершеннолетнего ребенка.
15815. Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь 15.7 KB
Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь. Цели и задачи: установить и изучить нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь; установить связь с другими правовыми отношениями; выявить направления развития брачно-семейного законодательства. ВОПРОС 1 Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции...
16756. Исследование динамики предложения труда работников различных возрастных групп в современной экономической литературе 15.38 KB
Рынок труда в современных условиях – чрезвычайно динамичная структура что проявляется в существовании постоянных потоков между основными статусами населения на рынке труда: занятостью безработицей и экономической неактивностью. При этом если перемещения между состояниями занятости и безработицы происходят при неизменной численности экономически активного населения а следовательно и предложения труда...
17993. ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30.35 KB
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЧПОУ ТОСПО « Тюменский колледж экономики, управления и права »

Е.П.Хлопышева

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

Семья и семейные ценности – один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными и абсолютными. Они служат базисом формирования нравственности человека.

Тема семьи пронизывает всю русскую литературу. От «Слова о полку Игореве», где «Игорево славное гнездо» символизирует семейную родовую общность, до романов- эпопей Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова – вся русская литература в лучших своих образцах повествует, так или иначе, о русской семье.

Одно из ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской литературе, «Поучение» Владимира Мономаха, выражает надежду, что каждый из наследников, принявших в сердце завет отца будет трудиться, ибо семья – это созидающая общность.

Как вершина мудрости древнерусской литературы возникла в XVI в. книга «Домострой», написанная с глубоким пониманием национальных семейных традиций Древней Руси. «Домострой» наставлял хранить свою веру, служить государству, учил, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом. А завершалась книга утверждением духовных начал семейной жизни: «Не смотри богатства, благо государь есть – души и телу добро….

Вся классическая литература, по существу, отстаивает добрые начала русской семьи, те традиции и устои, которые утверждались еще «Домостроем», ту семейную иерархию, которая отражала духовную ответственность отца за домочадцев и послушание детей, осуждала разврат и произвол.

Такие представления встречаем в великой педагогической поэме XVIII в. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, где в речи крестецкого дворянина, чадолюбивого отца, рассказывается о том, как строит свою семью этот истинный хозяин, воспитатель двух достойных сыновей. Первый закон истинного воспитания – любовь к воспитуемым и уважение их духовной свободы. Важно в семейном воспитании и развитие с детства здорового организма, постоянный труд. А. Н. Радищев повествует здесь об идеальном, всестороннем воспитании.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - наставляет по-отечески герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Андрей Петрович Гринев своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания определяют судьбу героя. И все-таки он не раз оступается. И только «капитанская дочка» Маша всегда остается преданной духовным устоям семейного долга, исполнена истинной любви.

Верность супружескому долгу, свободу от пагубной страсти, демонстрирует героиня поэтического романа А. С. Пушкина Татьяна Ларина. Ее слова являются вершиной добродетели и примером для каждой замужней женщины, вводимой в соблазн: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича…» изобразил удалого купца Калашникова, защищающего честь жены, свою честь и главное – идею семьи как едва ли не важнейшую основу русской национальной идеи.

Большинство произведений русской литературы XIX в.: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Н. Толстого утверждали семейный национальный идеал и обнаруживали несостоятельность той «модели» семьи, которая упорно внедрялась в русское сознание западными «цивилизаторами» под предлогом «свободы».

В трилогии Л. Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») непосредственность воспоминаний автора, переданных через детское восприятие, помогает нарисовать удивительно теплую атмосферу дворянской семьи, с ее добрым, благополучным и устроенным бытом.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой изобразил семьи Ростовых, Болконских, Курагиных и др.

Простота, радушие Ростовых и гордость, честность Болконских – это особые родовые уклады, психологические, бытовые, жизненные. Каждый из них выражает патриархальную традицию и мораль.

Курагины – третье в романе семейное объединение. Их семейная близость – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, основанная на почти животном эгоизме. Семьи Ростовых и Болконских имеют против Курагиных нравственное превосходство, и все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Нравственная высота и человечность патриархальных семейств недостаточна в новых, гораздо более сложных условиях жизни. Аристократические семьи, у которых, казалось бы, есть все, что составляет благополучие и счастье, разрушаются в романе «Анна Каренина». Главная героиня погибает, и эта гибель как возмездие за пренебрежение семейным долгом, личный эгоизм.

Семья – основа основ народного быта в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала XX в. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца. Остальные сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий Григорий. Пантелей Прокофьевич женит Григория и тот не спорит. Другим центром семьи была религия. Отец осуждает внебрачную жизнь Григория с Аксиньей, спрашивает его о Боге. М. А. Шолохов показал постепенную гибель патриархальной семьи Мелеховых. Но семья продолжает быть главной ценностью. Не случайно в конце романа Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына.

Знакомство детей в семье с произведениями русской литературы дает представление о традициях в русской семье, подтверждает значение семьи как одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Семья играет решающую роль в становлении человека. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. И не зря еще в 19 веке Федор Достоевский сказал: "Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи".

Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, и, пытаясь понять его.

И именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания (недостаток которого остро ощущается в нашем обществе).

Имея семью – человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своих близких, сохраняя при этом святость семейных традиций как одного из способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку, подростку осознавать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяя гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше время, когда разрушены многие семьи, почитать семейные традиции стало очень сложно. Необходимо заново создавать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, с тем,чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.

И здесь мне хочется сказать о ценности традиций семейных чтений.

«…Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал…Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров». (А.Н.Толстой)

Традиции семейных чтений во времена А.Н.Толстого – это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество.

В русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Доказательством тому – наша отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса. Именно в русской литературе видится противоядие пошлости и нравственному уродству.

Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания . А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы, вернувшись к истокам семейного чтения.

Семья Ростовых. Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мри».
Художник В.А.Серов (Раппопорт). 1953 г.

«Мысль семейная», то есть описание семей, нескольких поколений, свойственна для многих произведений художественной литературы.

  • Именно семья формирует характер человека, те нравственные ценности, которые станут важными в жизни человека. Семья воспитывает в героях лучшие положительные качества личности. (Семьи Ростовых и Болконских в «Войне и мире», семья Гринёва в «Капитанской дочке»)
  • В семье закладываются и отрицательные качества человека: лень, нежелание трудиться, стремление к накопительству, жадность и другие (семья Головлёвых, Простаковых, Фамусовых, семья Чичикова, Евгения Онегина, Обломова, Курагиных и другие)
  • Изображение семьи как поддержки героя в трудные минуты его жизни, опора героя (семья Раскольниковых, рассказ « Судьба человека» М.Шолохова)
  • Изображение сложных внутрисемейных отношений между супругами (роман Л.Толстого «Анна Каренина», «Тихий Дон» М.Шолохова)
  • Взаимоотношения между родителями и детьми (И.Тургенев «Отцы и дети», Д.Фонвизин « Недоросль»и многие другие)
  • Раскрытие проблема счастливых и несчастливых семей, причин этого (эта проблема в той или иной степени раскрывается во всех произведениях о семьях).

Как видим, подход к изображению семей может быть разным. Однако все писатели едины в одном: семья играет важную роль в жизни человеке, именно здесь закладываются нравственные устои, которые переходят из поколения в поколение.

Подходы к изображению семьи:

  • Семейно-бытовой — раскрытие взаимоотношений между членами семьи
  • Психологический — изображение психологического климата в семье, поддержка или конфликт между её членами.
  • Идеологический – идейное противостояние, непонимание детей и родителей или, наоборот, единство, взаимопонимание.
  • Нравственный – формирование личности, становление его характера.

Примеров произведений на «семейную» тему множество. Практически каждое в той или иной степени раскрывает её. Приведу те, которые удобно использовать в качестве аргументов.

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по семейной теме:

  • «Слово о полку Игореве»
  • Д.И.Фонвизин « Недоросль»
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • Н.В.Гоголь «Мёртвые души», «Тарас Бульба»
  • И.С.Тургенев « Отцы и дети»
  • Л.Н.Толстой « Война и мир», «Анна Каренина»
  • М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.П.Чехов «Вишнёвый сад»
  • А.М.Горький «Мать»
  • М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  • А.Толстой «Хождение по мукам»
  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • В.Распутин «Живи и помни»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Примечание : по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.