Авраамов николай юрьевич командующий чудской военной флотилией. Авиация (ВВС) Каспийской военной флотилии


Каспийская флотилия ВМФ России: состав и дислокация


Оперативное объединение Каспийская флотилия ВМФ России базируется в Астрахани, а в составе имеет надводные корабли, поисково-спасательные суда, авиацию, части береговых войск, а также специального, технического и тылового обеспечения. Главными задачами её являются следующие: обеспечить национальные и государственные интересы РФ в данном регионе, противодействовать терроризму.

История

Краснознамённая Каспийская флотилия ВМФ России - почти старейшее оперативное объединение военно-морского флота нашей страны, образованное в ноябре 1722 года императором Петром Первым.

Одновременно был построен военный порт в Астрахани, чтобы защитить север и запад побережья Каспия.

Образована 15 ноября 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта, для защиты северного и части западного побережий Каспия.


Каспийская флотилия ВМФ России участвовала практически во всех походах, которые предпринимала страна в данном регионе: Персидский поход 1722 года, предпринятый императором, сопровождался уже 80 крупными кораблями.

С 1867 года главная база переместилась в Баку . Таким образом охранялись рыбные и торговые промыслы, были представлены флотилией промышленные интересы России в Иране.

Заслуги были велики: Каспийская флотилия ВМФ России завоевала право на Георгиевскую ленту, которую носили моряки на бескозырках.

В 1918 году флотилия стала Военным флотом Астраханского края, затем была реорганизована в 1931-м. В Великую Отечественную Каспийская флотилия ВМФ России воевала под Мариуполем, Керчью, Севастополем и многих других фронтах, моряки сопровождали в транспортах военные грузы и нефть по Каспию. За огромные заслуги в войне с фашистскими захватчиками многие сотни матросов и офицеров были удостоены медалей и орденов, а среди них - восемь Героев Советского Союза. Сама Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала Краснознамённой.

Базирование и состав


Когда государство СССР перестало существовать, а республики преобразовались в суверенные страны, в 1992 году силы, средства и корабли флотилии тоже были разделены. Семьдесят процентов всех средств перебазировались обратно в Астрахань, где находится главный штаб, а кроме того, в Каспийск и Махачкалу, остальные тридцать процентов отошли Азербайджану - жилой фонд, береговая инфраструктура и корабли. В 2010 году Каспийская флотилия уже находится в составе Южного военного округа. Она составляет едва ли не главную компоненту, поскольку в составе её находятся части морской пехоты, береговых войск ракетной артиллерии и много чего ещё, помимо основного состава - нескольких дивизионов и бригад кораблей.

Сергей Михайлович Пинчук (род. 26 июля 1971 года , Севастополь , СССР) - российский военачальник, командующий Каспийской флотилией с 20 сентября 2016 года. Командир Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота (2011—2014), контр-адмирал (2014).

Сегодня Каспийская флотилия насчитывает около сорока кораблей и разнообразных судов, два сторожевых корабля - "Дагестан" и "Татарстан", три малых ракетных - "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг", четыре малых корабля артиллерии - "Махачкала", "Волгодонск" и "Астрахань". А также имеются здесь ракетные и артиллерийские катера, два базовых тральщика и пять рейдовых, шесть десантных катеров и многое, многое другое.

Каспийская флотилия — одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база — Астрахань , места базирования и дислокации — Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.


Флагман сторожевой ракетный корабль "Татарстан" (проект 11661К, тип "Гепард").

ТТХ СКР пр.11661 “ Татарстан “

Водоизмещение стандартное 1500 тонн, полное 1930 тонн.

Длина 102,2 метра, ширина 13,76 метра, осадка 3,7 метра.

Скорость полного хода 28 узлов.

Дальность плавания 3800 миль на 14 узлах, 950 миль на 27 узлах. Автономность плавания 15 суток.

Силовая установка: 1 x 38000 л.с. ДГТА М-44 (2 x 15000 л.с. ГТУ, 1 x 8000 л.с. дизель 86Б), 2 ВФШ.

Вооружение:

Навигационное вооружение:

НРЛС МР-212 «Вайгач».

Радиолокационное вооружение: РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»;

РЛС МР-352 «Позитив(-М1)»;

МПЗ-301 «База» (ЗРК); СУО МР-123 «Вымпел».

Радиоэлектронное вооружение:

2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 система РЭБ ТК-25(Э);

БИУС «Сигма» («Сигма-Э»);

ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335.

Артиллерия:

1 × 76 мм АУ АК-176М;

2 × 14,5 мм МТПУ.

Зенитная артиллерия: 2 × 30 мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение:

2 × 4 ПУ ПКРК «Уран»;

1 × ЗРК «Оса-МА-2»;

2 × ПЗРК «Игла-М».

В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

  • 2 сторожевых корабля проекта 11661К ("Татарстан" и "Дагестан"),

  • 3 малых ракетных корабля проекта 21631 ("Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг"),

ТТХ МРК пр. 21631 “ Град Свияжск “

Водоизмещение 949 тонн.

Длина 74,1 метра, ширина 11,0 метров, высота 6,57 метра, осадка 2,6 метра.

Скорость хода 25 узлов.

Дальность плавания до 1500 миль.

Автономность 10 суток.

Экипаж от 29 до 36 человек.

Движитель: Водомётный движитель.

Вооружение:

Артиллерия: 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал»,

3х1 7,62-мм пулемётная установка.

Зенитная артиллерия:

2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2).

Ракетное вооружение:

1х8 Калибр или 1х8 Оникс,

2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

  • 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 ("Астрахань", "Волгодонск", "Махачкала") и 12411 (МАК-160),

ТТХ МАК шифр «Буян» пр. 21630 “ Астрахань “

Водоизмещение полное 520 тонн.

Длина 61,8 метра, ширина 9,6 метра, высота борта 6,57 метра, осадка 2,0 метра.

Скорость полного хода 26 узлов.

Дальность плавания 1500 миль.

Автономность плавания 10 суток.

Экипаж от 29 до 36 человек.

Силовая установка: 2х8000 л.с., дизели М507Д, 2 водомета.

Вооружение:

Навигационное вооружение:

1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма.

Радиолокационное вооружение: 1 х РЛС «Позитив»,

1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК.

Радиоэлектронное вооружение:

2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

Артиллерийское вооружение:

1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал»,

2х1 14,5-мм пулемётная установка,

1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М».

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм ЗАК АК-306.

Зенитное ракетное вооружение: 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

  • 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
  • 5 артиллерийских катеров,

ТТХ АКА пр. 1204

Водоизмещение, т:

Стандартное 73,4 - полное 77,4

Главные размеры, м:

Длина наибольшая (по КВЛ) 27,7 (26,8)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,3 (3,78)

Осадка средняя 0,85

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 14 (1)

Автономность по запасам провизии, сут 7

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДД, 2 х М-50Ф (2 200)

Количество х тип (суммарная мощность, л. с.) движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 25)

Скорость хода, уз 23

Дальность плавания ходом 10 уз, мили 320

Вооружение:

Наименование БМ-14-17

Количество ПУ х направляющих 1 х 17-140-мм

Боекомплект 34 НУРС М-14-ОФ

Артиллерийские комплексы: - количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-76-мм (в башне от танка ПТ-76)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-14,5-мм (2М-6),

1 х 2-25-мм (2М-ЗМ)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-7,62-мм (ПКТ)

Количество гранатометов х стволов (тип гранатометов) 4 х 1-30-мм («Пламя» БП-30)

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-2М»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (ПЗРК)

Боекомплект 8 ЗР

Радиоэлектронное:

Навигационная РЛС «Донец-2»


  • 5 рейдовых тральщиков,

  • 6 десантных катеров,

ТТХ ДК пр. 21820 “ Атаман Платов “

Водоизмещение, т:

стандартное:

Размеры, м:

Скорость полного хода, уз:

Дальность плавания:

Автономность, сут:

Силовая установка:

2х10000 л.с., дизели М507А-2-010М3, 2 ВФШ в насадках

Вооружение:

2х1 14,5 мм МТПУ-1

Десантовместимость:

3 основных танка Т-72 или 5 БТР-80 и 50 чел или 1 единица БТТ и 90 чел или 140 т груза

Экипаж, чел:

ТТХ катера проекта 11770 «Серна»:

Водоизмещение пустого катера 53,8 тонны,

полного без груза 61,0 тонна,

полного с грузом 99,7 тонн.

Длина 25,6 метра, ширина 5,8 метра.

Осадка без груза: 0,42 метра в носу, 1,48 метра в корме; осадка с грузом: 1,16 метра в носу и 1,52 метра в корме.

Максимальная скорость хода 30 узлов.

Дальность плавания 600 миль при 29 узлах.

Экипаж 5 человек.

Силовая установка: 2 дизеля М503А по 4000 л.с.

Вместимость:

1 основной танк Т-80, или 2 БМП, или 92 человек десанта, или до 45 тонн груза (в трёхбальный шторм не более 29 тонн).

* Малое гидрографическое судно "Анатолий Гужвин",


В составе флотилии — несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

Каспийская флотилия, по данным Министерства обороны России, только в 2015 году участвовала в более сорока учениях разной направленности, в том числе и по борьбе с терроризмом. Флагманом служит ракетный сторожевой корабль "Татарстан" под командованием контр-адмирала Игоря Владимировича Осипова.

Суда и корабли, части и подразделения специального назначения - честь и слава, которую бережёт и преумножает Каспийская флотилия ВМФ России. Состав её разнообразен и насколько возможно полон: сюда входит даже гидрографическое судно службы ВМФ.

Использование

Надводная составляющая ВМФ защищает морские коммуникации, перевозит и прикрывает десанты, устанавливает минные заграждения и борется с минной опасностью, обеспечивает выход и развёртывание подводных сил, а также и возвращение их на территорию базы. Подводные же наносят неожиданные удары по континентальным и морским целям, а также и разведывательным. Вооружение Каспийская флотилия ВМФ РФ имеет самое современное: баллистические и крылатые ракеты. Морская авиация предназначается для противостояния группировкам надводных кораблей, для ракетных и бомбовых ударов по объектам на берегу, для отражения атак противокорабельных ракет и вражеских самолётов, для указания цели кораблям при обнаружении подводных лодок противника.

Таким образом, обороняются все побережья Каспия: военно-морские базы, порты, пункты базирования и береговые объекты, а также ведутся боевые действия всем составом воздушно-морских десантов. Каспийская флотилия ВМФ России, состав которой предполагает качественную защиту наших рубежей, не только стоит на страже, но и сдерживает все военные силы остального мира, умиротворяет угрозы недоброжелателей по отношению к нашей стране, защищая её суверенитет даже за пределами сухопутных территорий - во внутренних и территориальных водах, а также свободное передвижение судов в открытых морях и океанах.

Ради мира

Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность море хозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.

Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: "Углич", "Великий Устюг", "Град Свияжск" и "Дагестан" отлично справились с поставленной задачей.

Оснащение

Все корабли, охраняющие наши границы на Каспии, разработаны и произведены на верфях страны: на Зеленодольском и Приморском заводах, судостроительных заводах Азовска, Астрахани, Феодосии, Петрозаводска, а также ССЗ "Волга", "Залив", "Имени 61 коммунара", но особенная гордость - ракетные катера и тральщики с берегов Невы, которые получила Каспийская флотилия ВМФ России. Адрес: Санкт-Петербург, Средне-Невский судостроительный завод. Ракетные катера оснащены тактическими крылатыми ракетами "Калибр", который производится в Екатеринбурге. На этой же основе разработаны комплексы подводного, надводного, воздушного и наземного базирования, а также экспортные варианты. Именно этим вооружением пользуются Россия, Индия и Китай.

Данные об экспортном варианте официально разглашались, поэтому можно сказать о предельной дальности такой ракеты. Она составляет от двухсот семидесяти до трёхсот километров. Однако ещё в 2012 году состоялась встреча Сергея Аклеминского, вице-адмирала, который в то время командовал Каспийской флотилией, с президентом Дагестана, где прозвучали другие цифры. С. Аклеминский уверенно заявил, что в своём тактическом варианте кралатая ракета комплекса ЗМ14 ("Калибр") легко поражает цели, находящиеся на расстоянии более чем две с половиной тысячи километров. Двадцать шесть точных залпов в цель на территории Сирии и затем ещё восемнадцать настолько же успешных говорят о том, что вице-адмирал никого не вводил в заблуждение. Корабли и суда, откуда был нанесён удар, - это Каспийская флотилия ВМФ России, адрес её не менялся, Каспий она не покидала.

Как поделили Каспий

Берега Каспийского моря делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. Раньше, во время СССР, стран, претендующих на самое крупное озеро мира было только две - Советский Союз и Иран. Изменение политической карты значительно усложнило ситуацию. Этот регион чрезвычайно важен для каждой из вышеперечисленных стран, это и биологические, и энергетические ресурсы, здесь большие запасы газа и нефти, а также девяносто процентов осетровых рыб мира. В данный момент Каспий между прибрежными странами не поделен, кроме экономических зон и территориальных вод. Это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет любыми правдами и неправдами заполучить как можно больше территории. Наши интересы на Каспийском море защищает Каспийская флотилия ВМФ России. Российская Федерация очень долго настаивала на том, чтобы Каспий был чем-то вроде кондоминимума, общим достоянием всех пяти государств, когда действия каждого согласовываются с остальными. Добиться понимания не удалось, и Москва изменила позицию, предлагая поделить морское дно по срединным линиям, продолжающим границы на суше, а толща моря будет общей. На такой раздел согласились Азербайджан и Казахстан. Однако Азербайджан хочет взять во владение не только дно, но и акваторию с воздушным пространством своего сектора. Ирану больше нравится делёж поровну - каждой стране двадцать процентов. Туркмения настаивает на сорока семи милях зон экономических интересов. Словом, согласия пока нет. Это объясняется тем, что на недавно открытые месторождения претендуют сразу несколько стран. Тем более что сложно провести границы по озеру, где уровень воды - величина непостоянная, а берега всё время меняют свои очертания.

Причины напряжённости

Все государства прикаспийского региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение - всё это получает пополнение и дополнения.

А что делать, если ответ соседей на вопрос "зачем?" Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.

Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.

Интенсивность повысилась

Летом 2016 года значительно увеличилось количество походов, в которых участвовали корабли Черноморского флота и Каспийская флотилия ВМФ России. Астрахань, являющаяся основным местом базирования флотилии, принимала участие в разработке планов учений и выполнения совместных учебно-боевых задач. Состав тактических группировок был различным, выполнялись артиллерийские и ракетные стрельбы с привлечением до двадцати судов и кораблей обеспечения.

Проведены конкурсы международных армейских игр "Морское дерби", "Глубина" и "Кубок моря". Пройдено более 197 тысяч морских миль, то есть свыше 336 000 километров. Время, проведённое в море экипажами, составило 2300 суток, то есть показатели прошлого года перекрыты почти в два раза.

Учения-2016

Только один июньский учебный сбор на Каспии длился две недели. Отряды боевых кораблей и приданные им суда обеспечения вернулись из морского похода по центральной и южной частям Каспийского моря. Пятнадцать суток выполняла поставленные задачи Каспийская флотилия ВМФ России. Махачкала и Астрахань приняли на своих базах корабли, прошедшие почти две тысячи миль (3600 километров морского пути) и выполнившие более пятидесяти разнообразных по направленности и тематике корабельных учений.

Улучшилось совместное маневрирование, взаимодействие отряда кораблей, отработано движение разными строями. Проведены артиллерийские стрельбы, учения по противоминной защите, противовоздушной обороне во взаимодействии с авиацией, по поиску и сопровождению морских и воздушных целей, наведению авиации с дальнейшим уничтожением цели. Отработаны заправка на ходу горюче-смазочными материалами, пополнение материальных запасов с помощью судов обеспечения. И это только один поход. А учения продолжались весь весенне-летний сезон.

Хорошая новость

Спасательным буксирным судном пополнилась Каспийская флотилия в июле 2016 года. СБ-738 прекрасно выдержало государственные испытания: энергетические установки работают надёжно, навигационное оборудование и остальные системы показали себя с наилучшей стороны. Успешно пройден весь комплекс наладки и контроля аварийного и спасательного комплекта, выполнены поисковые, обследовательские и водолазные работы на разных глубинах, проверены мореходные качества, управляемость, ходкость, остойчивость, инерция на всех ходовых режимах.

Судно приняло участие в корабельных учениях по его основному предназначению - тушение пожаров на берегу и на аварийных судах с оказанием помощи пострадавшим, в том числе и медицинской, и эвакуацией людей.

Все характеристики судна подтверждены и соответствуют техническим условиям. Каспийская флотилия включила в свой состав ещё одну судовую единицу к двум другим, выполненным по этому же проекту. Теперь один буксир будет снимать с мелей корабли на Чёрном море, а два - на Каспийском. А также тушить пожары, подавать электроэнергию, поддерживать на плаву аварийные корабли, выполнять водолазные работы, собирать разлившиеся нефтепродукты с поверхности воды, выполнять обследовательские и поисковые работы.

Каспийская военная флотилия: оборона Нижней Волги и Кавказа

К началу Великой Отечественной войны Каспийская военная флотилия, созданная в июне 1920 года, располагала тремя эскадрами миноносцев, четырьмя канонерскими лодками, десятью сторожевыми кораблями, тремя плавучими зенитными батареями и несколькими вспомогательными судами. Командовал флотилией контр-адмирал Ф.С. Сидельников

Еще в предвоенные годы в Иран проникли (с согласия его правительства) более пяти тысяч немецких кадровых офицеров, чтобы совершать диверсии. По решению советского правительства в августе 1941 года на территорию Ирана на кораблях флотилии высадился десант в составе 105-го полка. Одновременно вдоль побережья вступили части 77-й горно-стрелковой дивизии, а в портах Пехлевы, Наушехер и Бендер-Шах ставятся на патрульную службу корабли флотилии. В результате предпринятых мер фашистская угроза с юга была ликвидирована. Осталась, правда, опасность со стороны Турции, которая держала у наших границ свыше 25 дивизий.

Кавказ по своему географическому положению - узел экономических путей, соединяющих Запад и Восток, Черное и Каспийское моря, а по природно-климатическим условиям - богатейшая кладовая продовольствия.

Для ведения затяжной войны Гитлеру необходима была новая база стратегического сырья. Он видел ее на юге Советского Союза и странах Ближнего Востока, с за-хватом, в первую очередь, Кавказа. Сражение за него нельзя рассматривать изолированно от Сталинградской битвы. В свою очередь, события на Кавказе весьма благотворно влияли на действия наших войск под Сталинградом.

В середине августа 1942 года начались ожесточенные бои 46-й армии Закавказского фронта на перевале Главного Кавказского хребта, который пытался взять 49-й немецкий горно-стрелковый корпус. Наши войска отстояли хребет.

Немецкое командование пыталось прорваться в Закавказье обходным маневром - через черноморское и каспийское побережья. Здесь важную роль сыграли Черноморский флот и Каспийская военная флотилия.

В тяжелых оборонительных боях войска кавказских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом, Азовской и Каспийской флотилиями, преодолев все трудности, остановили наступление противника, которому не удалось прорваться к Баку, в Закавказье и на черноморское побережье.

В связи с выходом немецких войск к предгорьям Главного Кавказского хребта и берегам реки Терек все наши железные и шоссейные дороги, связывающие Закавказье со страной, оказались перекрыты. В этих условиях морские пути Каспия превратились в главную нефтяную магистраль и важнейшую коммуникацию Закавказского фронта и всей страны.

В августе транспортными судами Каспийского торгового флота и кораблями флотилии из Астрахани в Махачкалу без потерь были перевезены 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре - из Красноводска в Махачкалу - 4-й кавалерийский корпус. Эти силы сыграли значительную роль в отражении натиска противника и в контрнаступлении Северной группы войск. Кроме того, в период обороны Кавказа транспортными судами (под прикрытием кораблями флотилии) было перевезено одиннадцать стрелковых бригад, пять стрелковых полков, свыше тысячи танков. Всего за 1942-1943 годы по Каспийскому морю перевезено 24 млн. тонн нефтяных и других грузов. Флотилия сформировала несколько батальонов морской пехоты, которые мужественно сражались под Москвой и на Северном Кавказе.

Немецкая авиация минировала астраханский рейд, враг стремился вывести из строя морской канал, перегородив его потопленными судами. За Астраханской военно-морской базой Каспийской флотилии, которая имела бригаду тральщиков и 18 тралбарж, были закреплены участки от морского рейда до села Замьяны. Минированием Волги и налетами на караваны судов в районе Астрахани занималась специально выделенная для этого фашистская воздушная эскадра. Командовал ею майор Кляс, который сам часто участвовал в воздушных операциях. Только с августа по ноябрь рейды 200 раз подвергались групповым ударам немецкой авиации. Десятки судов и барж были потоплены, но остановить доставку нефтегрузов фашисты не смогли. Корабли флотилии многократно отражали атаки немецких самолетов.

В связи с тем, что авиация противника заминировала морской канал, связывающий морской рейд с Астраханью, и постоянно бомбила караваны судов с нефтегрузами, Государственный Комитет Обороны поставил перед Каспийской флотилией задачу: срочно создать магистрально-подводный нефтепровод с выходом на север Каспия и на железную дорогу. Возглавил эту работу начальник аварийно-спасательной службы капитан II ранга Б.В. Земсков.

Эта сложнейшая работа выполнялась на разных грунтах при острой нехватке технических средств, под обстрелами на холодных ветрах и при сильных штормах. Водолазы работали во льдах, но за 6 месяцев - в декабре 1942 года, на 18 суток раньше плана - задание было выполнено. Горючее для военной техники и промышленности поступало через Каспийское море в необходимом количестве. Войска фронтов, имея грозную боевую технику и горючее, шли на Запад.

Готовясь к наступательным действиям, войска Закавказского фронта должны были провести большую перегруппировку сил, в том числе боевой техники.

В этот период основная нагрузка по снабжению войск Закавказского фронта легла на Каспийскую флотилию и Черноморский флот. На фронт шло новое пополнение, оружие, топливо, продовольствие, многочисленная и разнообразная боевая техника, в том числе новые типы самолетов и орудий, танков и средств борьбы с ними, а также реактивные установки.

Наряду с оперативными перевозками войск по Каспийскому морю наращивались темпы перевозок нефтепродуктов, крайне необходимых сражающимся армиям, изгоняющим фашистских оккупантов с нашей земли.

Каспийская коммуникация (т.е. путь, охраняемый Каспийской военной флотилией) до изгнания фашистов с Кавказа продолжала оставаться важнейшей. Именно по ней на Кавказ силами Каспийской флотилии и Каспийского пароходства были доставлены те силы, которые в значительной мере помогли очистить от врага предгорья Главного Кавказского хребта и освободить весь советский Кавказ.

27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом и стала Краснознаменной.

Геннадий КУЛАКОВ, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант в отставке

1941 - 1945

Каспийская военная флотилия первого формирования в июне 1931 года из Морских сил Каспийского моря имела главную базу в г. Баку.

1941

К началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.

" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:

Каспийская флотилия:

  • 1. Оказать содействие флангу армии на западном и юго-западном побережье Каспийского моря огнем корабельной артиллерии и высадкой тактического десанта.
  • 2. Совместно с ВВС Красной Армии обеспечить коммуникации между портами на Каспийском море.
  • 3. Не допустить высадку десантов противника на западное и восточное побережье Каспийского моря совместно с Красной Армией.
  • 4. Выполнить совместно с ВВС КА набеговые операции на базы противника Пехлеви и Наушехр.
  • 5. Организовать и обеспечить службу ВНОС и морской сектор ПВО г. Баку. "

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы.
С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.

В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.

После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

Донесение штаба Каспийской военной флотилии штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта

“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й [армии] отправляем для высадки [в] Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею. 8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками. Седельников, Панченко “

С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.

В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты.
В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили.
В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду.
Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.

Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов.

  • В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301, СК-90, КМ-163;
  • 2-го - шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164.
  • 1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича.

22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе.
Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда.
При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.
В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотов, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.

1942 - 1945

В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта.
Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы.
Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:

"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".

Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.

11 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.
К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с.Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус.
Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта.
В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября 1942 года потопил и повредил 32 судна и баржи.
Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем.
Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ:

  • Седельников Федор Семенович, контр-адмирал - 22.06 1941 - 10.09 1944;
  • Зозуля Федор Владимирович, контр-адмирал - 15.09 1944 - 09.05 1945.

Члены Военного совета :

  • полковой комиссар Панченко Н.Г. (июнь 1941 г. - июль 1942 г.);
  • ‎корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал Игнатьев С.П. (июль 1942 г. - до конца войны).

НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ФЛОТИЛИИ:

  • Алексеев Игорь Иванович, капитан 1 ранга - 22.06 1941 - 29.04 1942;
  • Фокин Виталий Алексеевич , капитан 1 ранга - 29.04 1942 - 20.03 1944;
  • Чирков Николай Иванович, капитан 2 ранга - 20.03 - 20.05 1944;
  • Брахтман Григорий Иванович, капитан 1 ранга - 20.05 1944 - 09.05 1945.

    Отправка группы краснофлотцев и командиров катеров МО на КВФ.

    Баку. Бойцы 369-го отдельного батальона морской пехоты поднимаются по Парковой на учения в районе Волчьих ворот.
    Были отправлены на фронт в район Тамани и Керчи весной 1943 г.
    Фото С.Кулишова.

    Перевозка польских военнопленных из Красноводска в Иран в 1942 году.

    Матросы КВФ.

    Бакинский порт в годы ВОВ.

    Матросы КВФ.

    Сторожевой корабль «Атарбеков» отражает налет вражеской авиации.
    Июнь, 1943 год.
    Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    На корабле КВФ.

    Работают огнеметы батальона морской пехоты Каспийской флотилии.
    1943 год.
    Фото С. Кулишова.

Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 Скрицкий Николай Владимирович

АВРААМОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ Командующий Чудской военной флотилией

АВРААМОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ

Командующий Чудской военной флотилией

Офицер императорского флота Н.Ю. Авраамов отличился в годы Первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны он известен не только заслугами на Чудском и Ладожском озерах. Более знаменит Авраамов как руководитель Школы Юнг на Соловецких островах и автор учебников по морской практике.

Николай Авраамов родился 9 (21) июня 1892 года в городе Баку. В 1906 году юноша поступил в Морской корпус и прошел все этапы службы от кадета до командира корабля. В 1912 году его выпустили из Морского корпуса на Балтийский флот. С декабря 1912 по август 1916 года моряк был вахтенным начальником, младшим артиллеристом крейсера «Громобой». В 1916 году он окончил Артиллерийский класс в Гельсингфорсе. С августа 1916 по февраль 1918 года Авраамов служил артиллерийским офицером, старшим помощником командира эскадренного миноносца «Лейтенант Ильин», а после революции – выборным командиром корабля. Моряк участвовал в Первой мировой войне, получил тяжелое ранение под Ригой в 1916 году. Его наградили орденами Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени. По другим данным, среди его наград – ордена Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и Святого Владимира IV степени с бантом.

В феврале-марте 1918 года Авраамов оставался на «Лейтенанте Ильине». Моряк являлся участником Ледового похода Балтийского флота. В результате этого похода под руководством капитана 1-го ранга А.М. Щастного большая часть кораблей и судов флота была выведена из портов Финляндии в Кронштадт. В апреле 1918 – марте 1920 года моряк служил инспектором по снабжению топливом Балтийского флота. Затем его направили на юг. В мае-июне 1920 года он являлся флагманским артиллеристом штаба коморси Юго-Запада в городе Николаеве, затем до июля – инспектором портов, а июле-августе 1920 года – заместителем флагарта штаба Черного и Азовского морей. В августе-декабре 1920 года военмор был начальником артиллерии штаба Кавказского сектора в городе Новороссийске, затем до февраля 1921 года служил начальником артиллерии и начальником Новороссийского укрепленного района. В феврале-августе 1921 года он был начальником Туапсинского укрепрайона кавказского побережья. В августе-сентябре 1921 года Авраамов состоял военно-морским экспертом комиссии по чистке личного состава флота в Севастополе. В октябре-ноябре моряк командовал канонерской лодкой «Эльпидифор» № 413, но заболел. До апреля 1922 года он лечился в Батуме и Тифлисе, после чего был по инвалидности демобилизован. На флот Авраамов вернулся весной 1925 года. С апреля 1925 года он был помощником командира Учебного отряда кораблей Морских сил Черного моря по учебной части. В июле-августе и с сентября 1925 по октябрь 1926 года моряк исполнял обязанности начальника Учебного отряда. С октября 1926 по июнь 1928 года он служил начальником распорядительно-строевого отдела штаба флота, затем до ноября 1930 года – начальником отдела и Управления комплектования штаба флота Морских сил Черного моря.

В ноябре 1930 года Авраамов стал жертвой репрессий, но его авторитет и репутация позволили ему вернуться на службу. С января 1932 по сентябрь 1939 года моряк был преподавателем, затем старшим преподавателем, начальником цикла военно-морской практики Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. 17 сентября 1939 года ему присвоили звание капитана 1-го ранга. Далее до февраля 1941 года Авраамов служил на должности старшего инспектора, инспектора управления морской подготовки Управления военно-морских учебных заведений, позднее до июля 1941 года был начальником кафедры морской практики в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Война застала Авраамова на Чудском озере, где он руководил практикой курсантов училища.

3 июля 1941 года командующий Морской обороной Ленинграда и Озерного района отдал директиву о создании на базе дивизиона учебных кораблей Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского Чудской военной флотилии. Командующим назначили капитана 1-го ранга Н.Ю. Авраамова. В состав флотилии вошли канонерские лодки – бывшие учебные корабли «Нарова», «Эмбах», «Исса». Главной базой флотилии являлся Гдов. Значительную часть из 427 человек моряков флотилии составили курсанты. Директива предписывала перевести все плавсредства из западной части озера в восточную. Флотилии следовало поддерживать огнем войска, содействовать переправе своих войск и препятствовать переправе противника.

Флотилию составили небольшие вооруженные пароходы, буксиры и суда. К боевым действиям была подготовлена только канонерская лодка «Эмбах», перестроенная из парохода. Первой задачей командующего стало превращение мирных судов в боевые корабли. Времени у него оказалось немного, так как гитлеровские войска вышли к берегу Чудского озера в середине июля. Флотилия получила задачу содействовать сухопутным войскам в обороне Гдовского участка Ленинградского фронта. Она вела боевые действия в июле-августе 1941 года. Совместно с саперным батальоном моряки Чудской флотилии заминировали мосты и заградили течение реки Эмбах баржами с камнем.

Первоначально моряки вылавливали эстонских сторонников фашистов. 11 июля прибыли автомашины с вооружением, и моряки начали устанавливать орудия на корабли. 13 июля флотилия насчитывала, кроме управления, дивизион канлодок, посыльное судно «Уку», 7 озерных и речных пароходов, 13 катеров и несколько барж. Уже 14 июля командующий с канонерками, 2 пароходами, буксирами и баржами выступил в район Спицыно, южнее Гдова, где корабли начали принимать войска 118-й стрелковой дивизии для перевозки на северный берег. После того как противник занял Псков, моряки поставили мины между северной и южной частями Псковского озера. Они поддерживали войска, оборонявшие Гдов. Когда 17 июля фашисты начали наступать на Гдов, Авраамов высадил на берег отряд из 79 человек. Моряки задержали наступление противника, что позволило завершить эвакуацию города, аэродрома и отрезанных частей 118-й дивизии.

После потери Гдова флотилия продолжала боевые действия из Муствэ на западном берегу Чудского озера. 18 июля флотилию подчинили командиру 11-го стрелкового корпуса 8-й армии. 20 июля 3 канлодки обстреляли шоссе у деревни Спицыно и нанесли значительные потери противнику; 21 июля корабли провели разведку у острова Перисар. Но 22 июля неприятельская авиация нанесла сильный удар по базе Муствэ. Личный состав понес значительные потери, корабли получили повреждения. Командующий решил замаскировать корабли в устьях речек и ждать пополнения. Однако противник продолжал двигаться к Муствэ. Пришлось 23–24 июля затопить канлодку «Нарова», посыльное судно «Уку», вспомогательные суда и плавсредства. С остальными кораблями по указанию командира 11-го стрелкового корпуса Авраамов оставил базу. Моряки вели разведку, спасали бойцов, которые на лодках выходили из окружения. 29 июля флотилию передали в подчинение 8-й армии. 31 июля моряки с пехотинцами неожиданно атаковали Муствэ. Но противник наступал, и 1 августа флотилию для пополнения и отдыха отвели к Нарве. Здесь часть вооружения была снята для использования на суше. 5 августа флотилия, подчиненная Нарвской оперативной группе, получила приказ препятствовать движению противника по северному берегу Чудского озера. 12–13 августа с канлодки «Эмбах» и 4 катеров высадили группу разведчиков южнее Гдова, а на обратном пути отряд потопил катер противника. Но противник занял все берега Чудского озера. 13 августа пришлось затопить суда флотилии, сняв с них вооружение. Моряки сошли на берег. 15–18 августа отряд моряков флотилии вел бои северо-восточнее города Кингисеппа. 20 августа Авраамов во главе 189 человек прибыл в Лениград, а 27 августа Чудская военная флотилия приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района была расформирована. За время деятельности флотилия помогла организовать десятки партизанских отрядов и забросить их на территорию врага, вывести значительное имущество из Гдова и Тарту. Авраамова наградили орденом Красного Знамени.

Затем капитан 1-го ранга состоял заместителем командующего Ладожской военной флотилией (сентябрь 1941 – январь 1942 года) и первым командиром Осиновецкой военно-морской базы (январь – май 1942 года).

Еще 2 сентября командующий Ладожской военной флотилией Б.В. Хорошхин получил постановление Военного совета Ленинградского фронта организовать движение караванов судов по озеру и связанным с ним рекам. Для непосредственного руководства военно-морским обеспечением транспортных трасс ввели должность заместителя командующего флотилией. На эту должность и назначили капитана 1-го ранга Авраамова. Но уже в день подписания постановления намеченный путь был прерван: гитлеровцы вышли к Неве в районе Ивановского. Встал вопрос о строительстве новых пристаней. Уполномоченным Военного совета фронта по строительству Осиновецкой гавани и организации разгрузочных работ 8 сентября стал Авраамов. В его распоряжение передали Балттехфлот Наркомстроя СССР с землечерпательным флотом и обслуживающим персоналом, ЭПРОН для водолазных работ, строителей и баржи в качестве причалов. Был установлен срок принятия судов для разгрузки: 11 сентября – первое судно, 18 сентября – 5 судов, 25 сентября – 25 судов. К концу сентября в Осиновце были построены 2 причала с глубиной подхода 2,5 метра.

С конца сентября организация перевозок была изменена. Начальником порта Осиновец назначили капитана госбезопасности М.Г. Евграфова с подчинением начальнику тыла Ленинградского фронта; Авраамов стал первым заместителем начальника. В ведении начальника порта оказались и другие пристани. Он являлся ответственным за поддержание в порядке гаваней, аварийно-спасательную, санитарную и конвойную службу, охрану и ПВО. Соответственно, та же ответственность лежала и на Авраамове. Уже 12 сентября необорудованный Осиновецкий порт принял первые баржи с продовольствием.

По воспоминаниям командующего флотилией B.C. Черокова, который прибыл на Ладожское озеро в октябре, Авраамов рассказывал ему, как отправлял корабли с десантом в район Шлиссельбурга, и жаловался на трудности с постройкой причала. Очевидно, как заместителю командующего, Авраамову приходилось заниматься не только портовыми, но и боевыми делами. Через некоторое время Чероков побывал в Осиновце и видел новый пирс. Но Авраамов к тому времени еще больше вымотался и похудел.

Несмотря на атаки с воздуха и потери в судах, перевозки продолжали до конца декабря. Только 29 декабря 1941 года Военный совет Ленинградского фронта решил расформировать Осиновецкий порт тыла фронта. Он приказал Военному совету Краснознаменного Балтийского флота создать в Осиновце военно-морскую базу с целью оборонять сухопутный участок на западном берегу, обеспечить базирование и ремонт кораблей, продолжить развитие порта Осиновец и обеспечить перевозки по ледовой трассе через Ладожское озеро.

Так как к зиме большинство кораблей флотилии скопилось на западном берегу Ладожского озера, была создана военно-морская база Осиновец, которой подчинили и местечко Морье с жилым фондом. База имела задачи обеспечивать базирование и ремонт кораблей, обеспечивать их боевую деятельность, приемку грузов и прикрывать коммуникации со стороны озера. Командиром базы назначили капитана 1-го ранга Авраамова.

Зимой в районе Осиновецкого порта проводили ремонт кораблей и судов. Кроме того, продолжали совершенствовать портовые и гидротехнические сооружения, готовили суда к весне. К началу навигации Осиновецкий порт мог одновременно принимать 8 барж. Всего во всех бухтах и бухточках на западном берегу было построено 14 пирсов длиной 2200 метров. 20 мая из бухты Морье, относившейся к Осиновецкому порту, первым вышел на разведку буксир «Гидротехник». С этого рейса началась навигация 1942 года.

В наградном листе 1944 года были отмечены заслуги Авраамова этого периода:

«В сентябре месяце 1941 года был назначен Уполномоченным по выполнению операций по снабжению водным путем города Ленинграда: Ленинградского фронта и КБФ вооружением, боеприпасами, продовольствием и другими видами снабжения. За период его пребывания в Осиновце по май месяц 1942 г. по его инициативе и под его руководством были созданы:

1. Внешние и внутренние причалы с частичным углублением и подъездами.

2. Причал в бухте Гольсмана с волноломом, частичным его углублением и созданием подъездных путей.

3. Пристань в бухте «Морье» с подъездными путями.

4. Новый причал с подъездными путями.

5. Каботажную гавань на новом месте.

6. Волнолом в бухте «Морье», предназначенный для защиты от волн и льда Морьевского причала мелких судов и катеров, а также как единственое место на берегу озера, где могли подходить и швартоваться глубоко сидящие корабли.

Все эти мероприятия значительно способствовали оперативным перевозкам 1942 и 43 г…»

Видимо, тяжелая служба на флотилии подорвали здоровье немолодого моряка. Его направили на преподавательскую работу. С мая 1942 по январь 1943 года Авраамов – начальник курсов младших лейтенантов Балтийского флота, с января 1943 по апрель 1944 года – начальник Школы юнг.

Для школы в июле-августе 1942 года Беломорская флотилия перевезла 1174 подростка в возрасте 14–15 лет. Школа юнг была организована на Соловецких островах. Здесь в полной мере проявился педагогический талант Авраамова, ибо ему приходилось иметь дело с мальчишка ми – людьми непростой судьбы: сиротами, участниками боевых действий.

Большинство из воспитанников стали хорошими людьми. Среди выпускников оказались такие знаменитые люди, как Герой Советского Союза В. Коробов, Герой Социалистического Труда М. Балуев, Л. Павловский, лауреат Госпремии А. Махотин, народный артист Б. Штоколов. Среди воспитанников школы был ставший позднее писателем B.C. Пикуль, который свой первый роман «Океанский патруль» посвятил «Памяти друзей-юнг, павших в боях с врагами, и светлой памяти воспитавшего их капитана 1-го ранга Авраамова».

С апреля 1944 по сентябрь 1946 года Авраамов являлся начальником Ленинградского военно-морского подготовительного училища, затем был освобожден от должности и назначен в распоряжение Управления кадров ВМС. В октябре 1946 – октябре 1948 года моряк являлся заместителем начальника НИИ аварийно-спасательной службы, после чего находился в отставке.

Опубликованы труды Авраамова «Судоподъем» (1938) «Морская практика» в 4 частях (1939), «Управление маневрами корабля» (1939), «Подготовка и выгрузка грузов» (1939), «Основы военно-морского дела» (1940), «Борьба за живучесть и содержание корабля в исправности на воде» (1941), «Шлюпочное дело» (1951). Моряка наградили орденами Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», Святой Анны III степени с мечами и бантом, Святого Станислава III степени с мечами и бантом, Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Ленина (1945), 3 орденами Красного Знамени (1942, 1944, 1944), 2 орденами Отечественной войны I степени (1944), орденом Красной Звезды (1945), медалями.

Умер Н.Ю. Авраамов в апреле 1949 года в Ленинграде. Похоронен моряк на Серафимовском кладбище.

Из книги Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 автора Скрицкий Николай Владимирович

АБРАМОВ НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ Командующий Дунайской флотилией Начав службу матросом, Н.О. Абрамов стал контр-адмиралом. Под его командованием Дунайская флотилия в начале Великой Отечественной войны не только оборонялась, сдерживая противника, но и высаживала десант на

Из книги автора

АРЖАВКИН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ Командующий Чудской военной флотилией В трудном первом году Великой Отечественной войны А.Ф. Аржавкин воевал на Волжской военной флотилии, а затем на Чудском озере и Дунае гнал неприятеля на запад, поддерживая сухопутные войска.Александр

Из книги автора

БАРАНОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ Командующий Ладожской флотилией В.П. Барановский стал первым командующим Ладожской военной флотилией в Великой Отечественной войне, но занимал этот пост недолго.Родился Владимир Барановский в Кронштадте 16 августа 1899 года. Послужная карта

Из книги автора

БОГОЛЕПОВ ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ Командующий Ладожской флотилией В.П. Боголепов был прирожденным начальником штаба и ученым, но судьба заставила его в самое тяжелое время принять командование Ладожской флотилией.Виктор Боголепов родился 24 апреля (8 мая) 1896 года в Кишиневе,

Из книги автора

ВОРОБЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Командующий Волжской флотилией Большинство морских командиров-пограничников, которые после начала Великой Отечественной войны были включены в состав ВМФ, во флоте и остались. Одним из исключений явился С.М. Воробьев, который не только

Из книги автора

ГРИГОРЬЕВ ВИССАРИОН ВИССАРИОНОВИЧ Командующий Днепровской флотилией В.В. Григорьев в годы войны был начальником штаба Дунайской, Волжской флотилий, а затем, командуя Днепровской флотилией, прошел с ней от Белоруссии до Берлина.Виссарион Григорьев родился 4 (17) апреля 1907

Из книги автора

ДОЛИНИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ Командующий Беломорской флотилией М.М. Долинин начал морскую службу политработником, завершил ее историком и начальником библиотеки академии. А в промежутке он командовал Беломорской флотилией, которая обеспечивала морские перевозки на

Из книги автора

ДРЕВНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАРТЫНОВИЧ Командующий Ильменской флотилией Не многие моряки в чине капитана 3-го ранга командовали соединением. Такой чести удостоился В.М. Древницкий. В литературе очень мало сведений о жизни и деятельности Древницкого до и после того, как он

Из книги автора

ДЬЯКОНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ Командующий Онежской флотилией А.П. Дьяконов с лета 1941 года командовал Онежской флотилией. Но допущенные им ошибки, которые привели к потерям, заставили наркома ВМФ перевести его летом 1943 года на менее ответственную работу.Александр Дьяконов

Из книги автора

ЗЕМЛЯНИЧЕНКО СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Командующий Ладожской флотилией С.В. Земляниченко по специальности являлся химиком. Но обстоятельства заставили его ненадолго стать командующим флотилией.Сергей Земляниченко родился в Саратове 21 января 1900 года. Он происходил из семьи

Из книги автора

ЗОЗУЛЯ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Каспийской флотилией Ф.В. Зозуля был штабным работником и дослужился до начальника Главного штаба ВМФ. Но в военное время ему довелось командовать отрядами, обеспечивавшими войска на плацдарме у Невской Дубровки под Ленинградом, и

Из книги автора

КУЧЕРОВ СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ Командующий Беломорской флотилией Войну С.Г. Кучеров начал начальником штаба Северного флота, а завершил начальником Главного штаба ВМФ. Между этими постами он командовал Беломорской флотилией, а после войны – флотилией Каспийской.Родился

Из книги автора

САПОЖНИКОВ САМУИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ Командующий Волжской флотилией Как командир учебного отряда на Волге, при создании Волжской флотилии С.Г. Сапожников оказался первым ее командующим, пока его не сменил контр-адмирал Воробьев.Сапожников родился в городе Сызрани Ульяновской

Из книги автора

ФРОЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Командующий Дунайской флотилией Фролов A.C. принял Дунайскую флотилию, когда та уже покинула Дунай. Флотилия действовала на реках и у берегов Крыма, сдерживая противника. А заканчивал войну вице-адмирал начальником штаба Тихоокеанского

Из книги автора

ХОРОШХИН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Ладожской флотилией Б.В. Хорошхин отличился в Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах, воевал на Балтике и флотилиях. Он единственный из всего списка командующих в годы войны погиб в ходе боевых действий.Родился

Из книги автора

ЧЕРОКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ Командующий Ладожской флотилией B.C. Чероков прошел путь моряка от помощника вахтенного начальника до командующего флотилией. Большую часть войны он обеспечивал перевозки по Ладожскому озеру, от которых зависела жизнь Ленинграда.Родился Виктор

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) - существовавший с 1918 по 1992 год военно-морской флот Союза Советских Социалистических Республик, созданный на основе после Октябрьской революции. В 1918-1924 и 1937-1946 годах носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) ; в 1924-1937 и 1950-1953 годы - Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА) .

Создание флота

Военно-Морской Флот СССР был создан из остатков Российского императорского флота , который был почти полностью уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны.

В период революции моряки массово покидали свои корабли, а офицеры были частично репрессированы или убиты, частично присоединились к Белому движению или ушли в отставку. Работы по постройке кораблей были остановлены.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Рабоче-крестьянский Красный флот принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов , которое свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.

Вторая мировая война

В 1941 году в результате нападения армии нацистской Германии на Советский Союз, армия Советского Союза понесла огромные потери, множество моряков были переведены в сухопутные войска, а морские орудия сняты с кораблей и превращены в береговые. Особенно важную роль на суше моряки сыграли в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе и Ленинград.

Подводная лодка типа М.

Cостав Красного флота в 1941 году

ВМФ СССР в канун Великой Отечественной войны

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот.

Кроме того, в его состав входили Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии. Боевую мощь флота определяли 3 линкора, 7 крейсеров, 44 лидера и эскадренных миноносца, 24 сторожевых корабля, 130 подводных лодок и более 200 кораблей различных классов – канонерки, мониторы, торпедные катера, вспомогательные суда….. 1433 самолета насчитывала морская авиация….

Силы Краснознаменного Балтийского флота составляли 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 71 подводная лодка и более 100 кораблей класса поменьше – сторожевики, тральщики, торпедные катера и другие. Приданная флоту авиация насчитывала 656 самолетов.

Северный флот, образованный в 1933 году к 1941 году имел 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, всего 15 подлодок. ВВС флота имел в своем распоряжении 116 самолетов, но половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. На кораблях и в частях флота насчитывалось 28 тысяч 381 человек личного состава.

К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.

В состав ТОФа входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов.

С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ.

В августе 41-го, после нападения гитлеровцев, в распоряжение ВМФ были «откомандированы», пройдя соответствующее переоборудование и вооружение, 791 гражданское судно и 251 корабль пограничной охраны. Для нужд «краснознаменного флота» было сформировано 228 батарей береговой обороны, 218 зенитных батарей и три бронепоезда.

В состав Красного флота в 1941 году входили:

  • 7 крейсеров (включая 4 легких крейсера типа «Киров»)
  • 59 эсминцев (включая 46 кораблей типа «Гневный» и «Сторожевой»)
  • 22 патрульных корабля
  • некоторое количество более мелких кораблей и судов

В постройке в различной степени готовности находились еще 219 кораблей, включая 3 линкора , 2 тяжёлых и 7 лёгких крейсеров , 45 эсминцев и 91 подводная лодка .

За годы Второй мировой войны США и Великобритания передали СССР по программе ленд-лиза корабли, катера и суда суммарным водоизмещением 810000 тонн.

Боевые действия флота

После захвата немецкой армией Таллина Балтийский флот оказался заблокированным минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Однако надводные корабли продолжали играть важную роль в обороне Ленинграда - активно участвовали в противовоздушной обороне города и обстреливали немецкие позиции из орудий главного калибра. Один из примеров героизма моряков - действия линкора «Марат» , который продолжал сражаться и вести огонь из орудий главного калибра до конца войны несмотря на то, что еще 23 сентября 1941 года в результате атаки немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, корабль был фактически разломлен на две части и находился в полузатопленном состоянии.

Подводным лодкам Балтийского флота удавалось прорывать морскую блокаду и, несмотря на потери, они внесли большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника на Восточноевропейском театре военных действий.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев . В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока - СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х - начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.

В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Краснознаменный Северный флот

    После распада СССР и окончания Холодной войны ВМФ СССР был разделён между бывшими советскими республиками. Основная часть флота перешла к России и на её основе был создан Военно-Морской Флот Российской Федерации .

    По причине последовавшего экономического кризиса, значительная часть флота была утилизована.

    Пункты базирования

    В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

    • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
    • Влера, Албания (1955-1962);
    • Сурабая, Индонезия (1962);
    • Бербера, Сомали (1964–1977);
    • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
    • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
    • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

    И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

    • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
    • Росток, ГДР;
    • Сплит и Тиват, Югославия;
    • Свиноустье, Польша;
    • Ходейда, Йемен;
    • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
    • Триполи и Тобрук, Ливия;
    • Луанда, Ангола;
    • Конакри, Гвинея;
    • Бизерта и Сфакс, Тунис;
    • Тартус и Латакия, Сирия;
    • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

    Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

    Префикс кораблей и судов

    Корабли и суда, принадлежавшие ВМФ СССР, не имели префиксов в своих названиях.

    Флаги кораблей и судов

    Военно-морской флаг СССР представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки. Над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

    Знаки различия

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики . - Военные Мемуары. - Москва: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973. - 160 с.
    • Ачкасов В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота . - Москва: Воениздат, 1988. - 607 с. - ISBN 5–203–00527–3
    • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова) . - М.: Кучково поле, 2008. - 704 с. - (Библиотека клуба адмиралов). - 3500 экз. -