Правоохранительная политика. Государство: его признаки и функции. Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

Среди них выделяются следующие:

- политическая функция (проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя, суверенитета страны, изда­ние законов и др.);

- экономическая функция (определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство до­рог, развитие транспорта, связи, выработка программ развития страны и др.);

- правоохранительная функция (рассмотрение споров, борьба с правонарушениями, применение санкций и др.);

- социальная функция (установление МРОТ, пенсий, пособий, стипендий, выделе­ние средств на здравоохранение и тд.);

- экологическая функция (разработка природоохран­ного законодательства, закрытие предприятий, загрязня­ющих природную среду, наложение штрафов и др.);

- функция борьбы с последствиями стихийных бедствий;

- другие функции.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся:

- функция обороны. Эта функция была особенно важной в прежние времена. Сейчас государства старают­ся решать свои проблемы цивилизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует
целый ряд международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), которые занимаются улаживанием конф­ликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения;

- дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (по­сольств и консульств), находящихся за границей. Их за­дачей является поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонима­ния и сотрудничества во всех областях межгосударствен­ных связей;

- функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция). Основным международ­ным органом здесь является Совет Безопасности - по­стоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабиль­ности и безопасности в мире и региональные международ­ные организации, например Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.;

- внешнеэкономическая функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить своими силами или невыгодно, или невоз­можно в силу климатических условий территории или отсутствия соответствующих природных богатств;

- социальная функция. Социальная помощь (выделе­ние финансовых средств, списание долгов, поставка меди­цинского и иного оборудования, продуктов питания и одежды, направление специалистов и др.) осуществляется в отношении развивающихся стран (например, Сома­
ли, Эфиопии, Судана);


- экологическая функция. Она все больше и больше выдвигается в разряд основных. Проявляется эта дея­тельность чаще всего в направлении в районы экологи­ческого бедствия (с согласия того или иного государ­ства) необходимого оборудования и контингента людей для ликвидации его последствий;

- функция культурного сотрудничества. Она осуще­ствляется на основе как двусторонних, так и многосто­ронних договоров между странами. Этим также занима­ются и неправительственные организации, например Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет. В рамках ООН культурную деятельность коор­динирует ЮНЕСКО. Культурным сотрудничеством зани­мается и немало частных организаций. Так, например, при их посредничестве в Москве побывали такие звезды мирового музыкального искусства, как Майкл Джексон и Мирей Матье, оперная певица Монтсеррат Кабалье, Rolling Stones и Deep Purple и другие.

Это надо запомнить!

1 . Назначение государства в обществе состоит в:

а) ре­шении общих дел;

б) разрешении социальных споров;

в) урегулировании отношений с другими странами;

г) установлении и обеспечение правопорядка с помощью принуждения.

2 . Функции государства - это основные направления его деятельности,

3 . Функции государства делятся на внутренние и вне­шние.

4 . Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью страны. К ним относятся политическая, экономиче­ская, правоохранительная, социальная, экологическая, транспортная, информационная и другие функции.

5 . Внешние функции - это основные направления дея­тельности государства на международной арене. Среди них выделяются функция обороны, дипломатическая функция, функция поддержки мирового правопорядка, внешнеэкономическая функция, социальная, экологи­ческая, функция культурного сотрудничества.

Вопросы для контроля

1. Сравните по продолжительности периоды развития человечества до возникновения государства и после него.

2. Что означает фраза: «Государство решает общие дела»? Какие у людей есть общие дела, общие ин­тересы?

3. Почему количество общих дел с развитием обще­ства неуклонно возрастает?

4. Что означает слово «арбитр»? Какие споры между людь­ми возникают наиболее часто и кто их разрешает?

5. Какие отношения могут возникнуть между госу­дарствами? Всегда ли они носят бесконфликтный характер?

6. Какими способами можно разрешить споры между государствами?

7. Почему именно государству люди стали доверять применение мер принуждения к правонарушите­лям?

8. Какие меры принуждения может применять госу­дарство?

9. Что такое функции государства и какие их виды вы знаете?

10. В чем проявляется политическая функция госу­дарства и что означает слово «политика»?

11. В чем заключается экономическая функция госу­дарства? Разве люди сами не могут решить, что им производить и что покупать?

12. Что такое социальная функция государства и поче­му ранее (до XIX в.) ни одно государство мира ее не выполняло?

13. Чем отличается правоохранительная функция госу­дарства от деятельности по охране обычаев в пер­вобытном обществе?

14. В чем заключается экологическая функция госу­дарства и почему она появилась только в середине XX в.?

15. Приведите пример того, как наше государство реа­лизует функцию борьбы с последствиями стихий­ных бедствий.

16. В чем заключается функция обороны и как, на ваш взгляд, наше государство ее выполняет?

17. Зачем нужно осуществлять дипломатическую функ­цию богатому и процветающему государству, ко­торое может себя всем обеспечить и отразить лю­бую агрессию?

18. Зачем России участвовать в поддержке мирового порядка с помощью ООН, если только членство в этой организации ежегодно обходится в несколько миллионов долларов? Не лучше ли было бы эти деньги направить на развитие образования?

19. Зачем России участвовать в международной тор­говле, если у нее есть все природные ресурсы, из которых при желании можно произвести практи­чески все необходимое народу?

20. Зачем мы приглашаем зарубежных артистов и платим за их выступления большие деньги, если наши артисты уезжают работать за рубеж? Не лучше ли повысить оплату их труда?

ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте диалог двух лиц и предложите вариант разрешения спора.

Покупатель: Я по поводу бракованного товара. Вот чек, подтверждающий, что эти туфли были куплены в вашем магазине неделю назад. Посмотрите, на что они стали похожи после первой же носки.

Продавец: К сожалению, проданный товар мы не обме­ниваем.

Покупатель: Этот товар - туфли, стало быть, обувь, на которую распространяется определенный порядок об­мена.

Продавец: Знаете, с обувью не все так просто, я не могу принять никаких претензий. Кстати, можно взгля­нуть на чек? Бывает, человек раздобудет где-нибудь чек и идет менять свои старые туфли...

Покупатель: Я не знаю, что там бывает, но у меня чек именно за эти туфли, и я требую их замены!

Продавец: Ну-ка покажите их... Хм... Да в них не меньше года ходили!

Покупатель: Я потому и пришел, что за день носки они превратились в рухлядь.

Продавец: Я бы и рад вам помочь, но при всем жела­нии обменять туфли не могу - у нас уже не осталось ни одной пары.

Покупатель: Тогда верните деньги!

Продавец: У меня не такая зарплата, чтобы платить из своего кармана. Извините, вы мешаете мне работать, у меня покупатели.

2 . Представьте, что вы член правительства, которое обсуждает вопрос о том, где взять деньги для повышения пенсий и пособий многодетным семьям. Предлагается много вариантов. Каково ваше мнение?

Повысить налоги;

Подпечатать немного денег и раздать их этим кате­гориям граждан;

Повысить квартирную плату;

Перевести здравоохранение полностью на платную основу;

Ввести плату за обучение в вузах;

Ввести частичную оплату за обучение в 10-11 классах;

Повысить оплату проезда в общественном транс­порте;

Повысить ставку дорожного налога;

3 . Придя из школы и пообедав, вы решили немного отдохнуть и посмотреть очередную серию телевизионно­го фильма. Но телевидение не работает. На экране над­пись: «Сегодня на телевидении выходной». Можно ли обвинять государство в том, что оно не выполняет свои функции?

4. Администрация села Шаткино вынесла постановле­ние, согласно которому лица призывного возраста отбы­вают срок службы в родном селе и используются на ра­ботах, выполнение которых крайне необходимо местно­му хозяйству. Основание: в селе существует большой дефицит рабочей силы, поскольку основную массу жите­лей составляют пенсионеры. Оцените с разных позиций постановление местной администрации.

5 . Директор школы своим приказом исключил из школы ученика 9 класса за то, что тот принес в школу газовый баллончик и, решив попугать им товарищей, по вредил одному из них глаза. Родители исключенного уче­ника обратились в суд с просьбой признать решение ди­ректора незаконным. Судья искового заявления от них не принял, сказав, что данное дело ему неподсудно. Законно ли поступил судья?

6 . Селивановы решили купить дом у соседей для сво­его сына, который недавно женился. Селивановы и их соседи хорошо знали друг друга и полностью друг другу доверяли. Будучи уверенными, что ни одна из сторон не собирается обманывать, они оформили куплю-продажу расписками (одна сторона в расписке подтвердила факт передачи ей дома, а другая - - факт получения ею денег за проданный дом). Новый собственник (глава молодой семьи) пришел в местную администрацию платить налог на недвижимость и за землю, предъявил расписки и
был очень удивлен, что его не признают истинным вла­дельцем дома и отказываются принимать деньги. Права ли местная администрация?

7. Работники милиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, мотивируя это тем, что у них имеются данные о совершающемся в этой квартире преступлении. Произведя осмотр кварти­ры и не найдя ничего подозрительного, они удалились. Гражданин, чья квартира подверглась осмотру, обратился с жалобой в прокуратуру. Законны ли действия милиции? Составьте ответ прокурора.

Понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

  • хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
  • стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
  • координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
  • социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
  • культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
  • правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
  • экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

  • отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
  • организация обороны и охрана государственной безопасности - защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции государства

Внутренние функции государства делятся на:

  • основные;
  • неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан , в том числе:

  • борьба с преступностью;
  • учет и регистрация населения;
  • предотвращение различных катастроф;
  • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

В России к традиционным функциям можно отнести:

  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).

В число «новых» функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства

Внешние функции государства

  • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
  • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
  • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
  • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции : экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция

В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.

Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.

В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

  • реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
  • преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
  • целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
  • создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
  • постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
  • подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.

Социальная функция

Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.

Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

  • в обеспечении всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
  • охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
  • охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
  • гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
  • на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
  • оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

Развитие науки реализуется:

  • созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
  • путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
  • поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.

Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)

Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

Правоохранительная функция

Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:

  • охрана прав и свобод граждан;
  • охрана всех форм собственности;
  • охрана правопорядка.

Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.

Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.

Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.

Внешние функции

Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

Функция обороны страны

Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

Международное сотрудничество

Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:

  • по линии формирования экономического союза;
  • системы коллективной безопасности;
  • совместной охраны границ;
  • комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;
  • заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;
  • создания единого информационного пространства.

Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

  • функцию борьбы с международным терроризмом;
  • экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.

РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 07-06-00211))

А.В. Малько

(директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор)

О.Н. Коржиков

(доцент Астраханского филиала Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ, кандидат юридических наук, докторант)

В современных условиях необходимо реформировать правовую систему России, в силу того что имеющийся массив правонарушений (прежде всего коррупции, организованной преступности и т.п.) подрывает основы самого права, сводит на нет существующую правоохранительную систему. Это некий вызов времени, угроза нормальному существованию и развитию российского общества. Президент Российской Федерации В.В. Путин в очередном, седьмом Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию»1.

Более того, сейчас в России сложилась весьма парадоксальная ситуация: правоохранительные органы, которые по своему статусу должны стоять на страже права, немалая часть граждан считает главными нарушителями своих прав. Это подтверждается социологическими исследованиями, которые проводились в трех городах - Астрахани, Рязани и Чебоксарах в рамках проекта «Повышение осведомленности о российской правовой системе». Большинство жителей названных городов согласно данным исследования «главным нарушителем своих прав называют сначала начальников и милицию и только потом бандитов... Из нарушителей своих гражданских, трудо-

вых и социальных прав обыватели на первое место поставили сложившуюся систему власти (44,7 %), на второе - милицию (43,3 %), потом идут преступники (41,9 %), за ними начальники, не выплачивающие пенсии и зарплаты (37,2 %), и замыкают ряд чиновники (30,4 %). Эта иерархия «нарушителей» может говорить о двух вещах - о том, что недостатки правовой системы в высшей степени негативно влияют на сознание граждан. И о том, что высокий уровень недоверия к правоохранительной системе люди проецируют на всю систему власти, снижая ее авторитет»2.

Причем эта проблема в той или иной степени касается всей правоохранительной системы. Между тем, если брать конкретно милицию, то она в рейтинге доверия находится на одном из последних мест среди других правоохранительных органов, государственных и общественных институтов 3. А среди работников милиции согласно результатам вышеназванного исследования, хуже всех права граждан защищают сотрудники ГИБДД4.

Вероятно, ответной реакцией на

2 Шабров О. и др. Для кого закон не писан. По заказу Госдумы ученые выяснили уровень правового сознания россиян / О. Шабров, Н. Сащенко, М. Мизулин // Российская газета. - 2006. - 4 апр.

3 См.: Фалалеев М. Президент обратился в милицию и потребовал ввести гражданский контроль за правоохранительными органами // Российская газета. - 2006. - 18 февр.

4 См.: Шабров О. и др. Указ. соч.

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

подобную «правоохранительную деятельность» «гаишников» можно считать укоренившуюся уже традицию у российских водителей предупреждать встречные автомобили миганием фар о впереди находящейся «правоохранительной засаде» сотрудников ГИБДД.

Например, в МВД России считают, что «.. .в настоящее время среди сотрудников существует твердое мнение в том, что при исполнении служебных обязанностей допустимо нарушать закон. Так как в современных условиях сплоченности и организованности преступности, раскрыть сложное преступление и привлечь виновных к уголовной ответственности, не нарушив закон - невозможно»1. Такой подход к оценке ситуации приводит к недозволенным методам работы и насилию.

Н.В. Тарасов приводит статистику очного опроса осужденных сотрудников МВД России. По его мнению, «служебные» преступления включают следующие виды: превышение должностных полномочий, преступление против правосудия, принуждение к дачи показаний, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от ответственности, фальсификация доказательств. В таблице показано процентное соотношение осужденных сотрудников по различным мотивам.

Таблица 12

Мотив Доля от осужденных

«выслужиться» 43.7 %

корысть 20,3 %

карьеризм, стремление продвинуться по службе 8,6 %

показать свое превосходство над другими людьми 8,5 %

под давлением или по примеру своих коллег 4,7 %

отомстить кому-либо 4,3 %

скрыть ранее совершенное преступление 4,2 %

затруднились ответить 99 %

По нашему мнению, без модернизации законодательной базы, которая сде-

1 Тарасов Н.В. Причины и условия совершения преступлений сотрудниками правоохранительных органов // Закон и право. - 2002. - № 8-9. - С. 87.

2 Там же. - С. 89.

лает экономически невыгодным коррупционные или незаконные действия стражей правопорядка, милиция вместо обеспечения общественной безопасности так и будет снимать «дань» с граждан, коммерсантов и «ларечников», т.е. тех, с чьих налогов они получают денежное содержание, форму, спец. технику, вооружение и т.д. Сотрудники ГИБДД вместо обеспечения безопасности и порядка на дорогах будут «стричь» автомобилистов. Оперативные службы, борясь с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, экономическими преступлениями и др., одновременно будут участвовать и в переделе собственности.

Таким образом основы права подчас могут подрываться самими правоохранителями.

Отсюда и нежелание граждан сотрудничать с правоохранительными структурами.

Что же нужно сделать, чтобы выйти из создавшегося положения? Какими средствами обеспечить эффективность правоохранительной системы, являющейся составной частью системы правовой?

С нашей точки зрения, необходима комплексная, последовательная и научно обоснованная деятельность государственных и негосударственных структур в сфере охраны права, те. специальная правоохранительная политика.

Как известно, в зависимости от функций права правовая политика может подразделяться на праворегулятивную и правоохранительную. Если первая призвана содействовать осуществлению регулятивной функции права, созданию условий для обеспечения нормального развития общественных отношений, то вторая - придать общий алгоритм действиям всех правоохранительных органов, мобилизовать их на более действенное выполнение охранительной функции права.

Кроме того, правоохранительная политика связывает правоохранительную функцию государства и гражданского общества с охранительной функцией самого права, а также объединяет имеющиеся

Юридическая наука и правоохранительная практика правоохранительные структуры в единую правоохранительную систему.

Охранительная функция требует к себе постоянного внимания со стороны государственных и негосударственных правоохранительных структур. Данные структуры с целью более эффективного осуществления охранительной функции должны, так или иначе, участвовать в формировании и осуществлении соответствующей правоохранительной политики.

Если данная функция не осуществляется, что наблюдается в современной России, то, как показывает юридическая практика, то же самое происходит и с правовой системой в целом. Роль правоохранительной политики как раз и заключается в том, чтобы «наладить», в полной мере восстановить охранительную функцию права, сделать право более защищенным от вызовов и угроз современности.

В связи с этим правоохранительную политику можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, совершенствованию пра-воохраны и выстраиванию полноценной правоохранительной системы.

При этом правоохранительную политику не следует отождествлять с уголовно-правовой политикой. Если первая нацелена на охрану права, создание и функционирование полноценной правоохранительной системы, противодействие различным правонарушениям, то вторая - лишь на противодействие уголовным правонарушениям, т.е. преступлениям. Как отмечает Н.А. Лопашенко: «Приоритет уголовноправовой политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за них. Вопросы преступности и наказуемости деяний находятся в центре уголовно-правовой политики... Уголовно-правовая политика может быть

определена как часть внутренней политики государства или основополагающая составляющая государственной политики противодействия преступности, как направление деятельности государства в сфере охраны существующего общественного строя от преступных посягательств, заключающееся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения ее негативного влияния на социальные процессы»1.

Следовательно, цель правоохранительной политики - повышение «иммунитета» права от всевозможных правонарушений, действенное осуществление его охранительной функции, результативная работа правоохранительной системы.

Правоохранительную политику необходимо модернизировать, ибо и основной объект ее изменился и далеко не в лучшую сторону: правонарушения стали более организованными, изощренными, технически оснащенными.

Значит, необходимо «прибавить» системности и последовательности и в деятельность правоохранительных органов. Важно принять меры для того, чтобы новая правоохранительная политика содействовала принятию более совершенных нормативных и правоприменительных актов в правоохранительной сфере, усилению профилактики правонарушений, восстановлению нарушенного права, обеспечению мер юридической ответственности лиц, совершивших правонарушения. Требуется и более тесное взаимодействие как государственных, так и негосударственных правоохранительных структур при достижении ими своих целей.

Кроме того, современная российская правоохранительная политика призвана создавать равные юридические условия для субъектов, в том числе и регионов, которые считаются самостоятельными субъектами правовой жизни. Дело в том, что сейчас наблюдается заметная разница

1 Лопашенко Н.А. Уголовно-правовая политика // Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Ма-тузова и А.В. Малько. - М., 2003. - С. 362-363.

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

в уровне и качестве правоохранительного обслуживания «Москвы и москвичей» и остальных «простых смертных» жителей страны. В частности, Москва как субъект РФ - это своего рода государство в государстве, в котором, по сути, за счет всей страны создана весьма эффективная правоохранительная сеть. Практически лучшие работники правоохранительных органов приглашаются в столицу, юридическая деятельность которых обеспечивается гораздо лучше деятельности подобных же лиц, работающих в регионах. В пределах Садового кольца г. Москвы «окопались» и основные правозащитные организации, которым самое место в глубинке, где немало людей вообще смутно представляют себе права человека и гражданина, а также положения об их охране.

Можно только приветствовать такие конкретные «шаги» в сфере правоохранительной деятельности, как ориентация на создание системы профилактики правонарушений, установление прозрачности в их учете и регистрации1, восстановление на городских улицах постоянных милицейских постов2, введение нового порядка проверок сотрудников частных охранных структур (теперь, чтобы получить право стать охранником или детективом, а главное - лицензию на оружие или даже резиновую палку, надо не только сдать сложные экзамены милицейской комиссии, но и регулярно подтверждать свои знания и навыки)3, введение гражданского контроля за правоохранительными органами4 и т.д., и т.п.

1 См.: Нургалиев Р. Дойти до участкового. Министр внутренних дел определил приоритеты в работе своего ведомства // Российская газета. - 2006. - 18 февр.

2 См.: Фалалеев М. Милиция бросается в глаза. Нургалиев издал приказ, предусматривающий новый порядок патрулирования и охраны улиц // Российская газета. - 2006. - 2 июня.

3 См.: Фалалеев М. Охрана выйдет на улицы. МВД разрабатывает поправки в законодательство о частной охранной деятельности // Российская газета. - 2006. - 4 апр.

4 См.: Фалалеев М. Дружинник на гонораре. МВД приказывает контролировать себя // Российская газета. - 2006. - 31 янв.

Правоохранительная политика предполагает высокий уровень законности в стране. Экономически обоснованные законы формируют эффективные правоохранительные механизмы, которые реально защищают от посягательств на законопослушных граждан, принуждают лиц, склонных к преступной социализации воздерживаться от совершения преступлений. Что происходит на деле сегодня, когда законопослушный гражданин начинает сотрудничать с милицией? Нередки случаи, когда свидетель, давший на следствии правдивые показания об известных ему фактах преступной деятельности, на следующий день с ужасом читает об этом в газете. Ведь «утечка» в любой ее форме есть не что иное, как прямой намек членам ОПГ на необходимость «нейтрализовать» нежелательного свидетеля. Трудно проникнуться доверием к правоохранителям, если начальник службы собственной безопасности одной из структур оказался владельцем дорогой недвижимости за границей. Вину каждого субъекта может установить только суд, речь же идет лишь о том отношении, которое складывается у общества к представителям силовых структур на основании этого и подобных дел. Несмотря на целый ряд широковещательных заявлений, программа защиты свидетелей до сих пор не работает. О том, что государство помогает ценным свидетелям сменить имя и фамилию, место жительства и даже внешность, мы узнаем только из фильмов и романов зарубежных режиссеров и авторов.

Итак, по нашему мнению, задача государства - привести к единому стандарту законы и лишить их коррупционной привлекательности. Создать законы, стимулирующие дисциплину сотрудников, их заинтересованность в повышении своего профессионального и культурного уровня, возможно лишь обеспечив их механизмом финансового обеспечения. Для этого необходимо модернизировать социальноэкономическую базу правоохранительных органов внутренних дел, которая будет не фрагментарной, а монолитной составной частью в новой концепции правоохранительной политики России. Это позволит

Юридическая наука и правоохранительная практика решать профессиональные и социальные проблемы сотрудников, обеспечивать их социальную защиту с реабилитацией не только сотрудников, но и членов их семей. В России сегодня действуют 450 крупных организованных преступных формирований, влияющих на социально-экономическую ситуацию и криминальную обстановку в регионах. Общая их численность достигает 12 тыс. человек1. Стражи правопорядка, ежедневно рискующие своей жизнью при выполнении служебных обязанностей, имеют право на достойную жизнь, так же как и граждане имеют право на защиту

1 См.: Нургалиев Р. Право на порядок милиция гарантирует // Парламентская газета. - 2007. - 8 февр.

своих прав от преступных посягательств криминальных структур, коррупционного и милицейского произвола.

Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения уровня правовой культуры субъектов права, влияющих на качество правоохраны и процесс укрепления законности и правопорядка.

Таким образом, только усиливая роль правоохранительной политики в жизни страны в становлении полноценной правоохранительной системы, можно добиться и полноценного реформирования российской правовой системы.

Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс Социальное назначение государства в обществе    1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом     2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов    3.Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия — степень поддержки применяемых мер населением.  Принужденние выступает в виде уголовного наказания,  административных, имущественных и др. санкций.   Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения — соответствие его общечеловеческим ценностям. «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран Функции государства Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние Внутренние Политическая Правоохранительная Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая  Правоохранительная Социальная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Сотрудничество в разршении глобальных проблем Экономическая Внешнеэкономическая Основные внутренние функции 1. Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность   2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны  Государство устанавливает налоги  Выдает кредиты, инвестиции    Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов    4. Экологическая На современном этапе — одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство Внешние функции государства 1. Дипломатическая:  Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования   2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии 3.Внешнеполитическая:   Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН 5.Внешнеэкономическая:  Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитнофинансовых связей. 6. Правоохранительная:   Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью. 8. Социальная:  Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др) 9. Культурное сотрудничество:   Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО 10. Содействие установлению мировой законности:  Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека) 11. Информационная:  Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях. 12.Экологическая:  Участие в ликвидации последствий экологических катастроф 13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности:  Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.

181Сутнисть, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

182Правоохоронни, правозащитные, судебные органы и их роль в реализации государственной правоохранительной политики (государственной политики в сфере охраны порядка)

181 Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

Согласно. Конституции Украины, человек, его жизнь, здоровье, честь, достоинство признано высшей ценностью. Такая задекларованисть определяет содержание и направленность деятельности государства и всех ее орган нов по утверждению, обеспечения и гарантирования прав и свобод человеки.

Для правового демократического государства признание и практическое осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечения их защиты - одна из приоритетных функций. Правоохранительная функция является ведущей в с системе внутренних функций государства и предусматривает гарантированную защиту прав и свобод граждан путем установления эффективного правового порядка, обеспечения законности, защиты национальной безопасностии.

Правоохранительная функция реализуется через правоохранительную политику государства, которая является составляющей государственной политики

Правоохранительная политика - это отдельный вид деятельности правительства и других общественных институтов общенационального и местного уровней, направленный на:

Защита и охрану конституционных ценностей украинского государства и общества;

Обеспечение принципа верховенства права;

Защита установленных. Конституцией общественного строя, территориальной целостности;

Защита прав и свобод человека, охране правового порядка, восстановления нарушенного права, выявления и расследования преступлений

Суть правоохранительной политики заключается в целенаправленной деятельности властных структур и органов государственного управления различных уровней, направленных на обеспечение правопорядка, как объективной потребности решения развития государства и общества, на предотвращение и пресечение правонарушений.

Важным направлением государственной правоохранительной политики является формирование правовой безопасности, которая является общезначимым ценностью, отвечает интересам общества и граждан. Категория"правовая безопасность"занимает п приоритетное место в системе национальных ценностей. Она является фундаментальным принципом построения правовой системы, отраслей права и их институтов с точки зрения обеспечения безопасного функционирования и развития в общественных отношений. Доминирующим в системе безопасности является создание условий для безопасного существования личности, реализации ее прав и свобод. Следовательно, государство должно гарантировать неукоснительное соблюдение законов, реализ ацию принципа законности, безопасности индивида в обществе, обеспечивать оптимальный баланс между защитой демократических институтов, общих интересов и защитой прав и свобод личности. Эффективная ди яльнисть государства (и общества) по созданию безопасных условий существования обеспечивает естественное функционирование и развитие общественных отношений. Государство должно гарантировать такие средства, способы и формы деятель ности правоохранительных и судебных органов, обеспечивающих соблюдение прав и интересов осиа інтересів осіб.

Государственная правоохранительная политика направлена??также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, что гарантирует избежание определенных опасностей как для всего общества, так и для отдельных граждан н. Важным является разграничение понятий"общественный порядок"и"общественная безопасность"Общественный порядок это система отношений, совокупность установленных правил, определенный порядок, которые сформировались в обществе и отвечают интересам государства и всех его граждан. Общественная безопасность - это система отношений, которая формируется в процессе предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан, их имуществу. Общественная безопасность - это состояние, когда гражданам не грозит никакая опасность, нет угрозы нарушения нормального функционирования государственных и негосударственных организации недержавних організацій.

Правовыми основами реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства является. Конституция Украины,. Законы Украины:"О милиции","Об оперативно-розыскной ную деятельность","О службе безопасности","О доступе к судебным решениям","О судоустройстве Украины","О. Конституционном. Суде Украины","О прокуратуре","О. Высшем совете юстиции","О государственной исполнительной сл ужбу","Об. Уполномоченном. Верховной. Рады Украины по правам человека","О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц","Об организационно-правовых основах борьбы с организованной с лочиннистю","О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими","О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"Указы. Президента Украины"О. Национальной программе борьбы с коррупцией","О совершенствовании координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью",. Постановлений и. Кабинета. Министров Украины"О государственной службе охраны при. МВД","Об утверждении типовых положений о службе по делам несовершеннолетних"тощтю",. Постанови. Кабінету. Міністрів. України "Про державну службу охорони при. МВС", "Про затвердження типових положень про службу у справах неповнолітніх" тощо.

Средства, используют органы государственного управления для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, формирования правовой безопасности, общественной безопасности и общественного порядка, по своему оимы форме и содержанию имеют разносторонний характер и зависят от компетенции органов и места, которое они занимают в системе исполнительной власти. Широкие полномочия в сфере обеспечения прав и свобод гром адян, в формировании безопасности имеет высший орган в системе исполнительной власти -. Кабинет. Министров Украины. Защита прав и свобод человека - приоритетное направление деятельности правительства. Ее исполнение осуществляется по большей шого через процесс руководства и непосредственного контроля за работой министерств, центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, а также путем издания специальных постановлений и распоряжений. Деятельность правительства по реализации прав и свобод граждан, формирование правовой, гражданской безопасности, общественного порядка должно основываться на принципах верховенства права, законности, разделение в государственной, коллегиальности, научности, гласностиості.

Составной государственной правоохранительной политики гарантии (гарантированность) реализации прав и свобод человека и гражданина, предусматривает условия, средства, способы, которые обеспечивают в полном объеме охрану прав и свобод личности. Поэтому спецификой деятельности исполнительной власти относительно прав и свобод граждан является гарантированность их реализации. Ведь провозглашение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, даже закрепление их соответствующими правовыми актами государства, ничего не стоит без реальных гарантий осуществления и реализации. Понятие гарантированности означает совокупность объективных и субъективных факторов, направленной правленных на практическую реализацию прав и свобод и на устранение возможных препятствий для их надлежащего осуществленияння.

Гарантии прав человека и гражданина предусматривают обеспеченность мерами, указанными во внутригосударственном и международном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав граждан - это систем ма социально-экономических, культурных, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственная защита прав человека и гражданина. Важное значение в практической реализации прав и свобод г ромадянина приобретает система специальных юридических гарантий, среди которых ведущее место занимают административно-правовые. Следовательно, юридические гарантии прав и свобод личности, как нормативно-правовые средства их обес печенья, - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально-организационных гарантий обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданинина.

Нормативно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это совокупность правовых норм, определяющих объем прав, свобод, обязанностей граждан, а также средства, установленные для их реализации и и охраны, от нарушений есть это установленные законом и нормами права средства, которыми охраняются и защищаются права граждан, прекращаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Инсти туцийних-организационные гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это предусмотренные в нормативно-правовых актах общественно-политические институты, на которые возложены соответствующие функции и полномочия по орг анизации и осуществления юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормативно-правовые и институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод - т исно связаны, поскольку в нормативных актах подробно регламентируется деятельность государственных и общественных институтов по организации и осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав и свобобод.

В институционально-организационном аспекте ведущая роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина принадлежит. Президенту Украины, который, согласно ст 102. Конституции Украины, является гарантом прав и сво обод человека и гражданина. Реализация этих полномочий. Президента осуществляется через инициирование законов, издания указов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Полномочия гл. Ави государства в сфере защиты прав и свобод граждан воплощено в праве вето в отношении принятых. Верховной. Радой Украины законов, в праве. Президента отменять акты. Кабмина, решения глав местных государственных ад министраций, некоторые другие нормативные акты в случае нарушения прав и свобод личности в Украинїні.

Полномочия. Президента, как гаранта прав и свобод человека и гражданина, реализуются также через деятельность таких органов как:. Секретариат. Президента;. Комиссия при. Президенте Украины по вопросам общин пьянства,. Управление по вопросам помилования; отдел писем и приема граждан при. Секретариате. Президента. Основная цель указанных органов - усиление гарантий соблюдения прав общинн.

Институтами, обеспечивающих реализацию гражданских прав и свобод, гарантируют их защиту, является институт. Уполномоченного. Верховной. Рады по правам человека,. Комитет. Верховной. Рады Украины по вопросам правовой пол литики, правоохранительные, правозащитные органы, органы правосудия. Важную правозащитную функцию выполняют негосударственные образования и формирования (общественные правозащитные организации; общественные формирования по х. Орон общественного порядка и государственной границы; правозащитные движения).

Рассмотрим подробнее особенности реализации правоохранительной политики через правоохранительную, правозащитную деятельность и осуществление правосудия

Правоохранительная деятельность направлена??на обеспечение принципа верховенства права в обществе. Правоохранительная деятельность - важная составляющая внутренней государственной политики, общие принципы которой определяет. Верховная. Рада Украины. Правоохранительная деятельность обеспечивает эффективность украинского государстваня.

Приоритетными задачами правоохранительной деятельности являются:

Защита установленного. Конституцией Украины общественного строя государства;

Защита политической системы;

Защита прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, субъектов всех форм собственности;

Противодействие возникновению нежелательных в обществе отношений, конфликтных проявлений

Особое место в системе целей и задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и свобод человека, его безопасности, жизни, чести, достоинства, неприкосновенности

Правоохранительная деятельность - это государственная правомерная деятельность, основная цель которой - охрана прав, восстановление нарушенного права

Составной правоохранительной деятельности является специальная правоохранительная деятельность, суть которой заключается в приоритетном выполнении порядка конституционного порядка, национальной безопасности, выявлении, розслидува. Анне, пресечении преступлений, исполнении наказаний. Специальная правоохранительная деятельность реализуется через деятельность спецслужб и является инструментом осуществления руководства государства в решении вопросов политически й, экономической, информационной, финансовой опасностейи.

Правоохранительная деятельность государства осуществляется через систему правоохранительных органов. В. Законе Украины"О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"перечислены правоохранительных орга. Ан, к которым относятсях належать:

Органы прокуратуры;

Органы внутренних дел;

Органы службы безопасности;

Органы военной службы правопорядка в. Вооруженных силах Украины;

Таможенные органы;

Органы охраны государственной границы;

Органы и учреждения исполнения наказаний;

Органы государственной налоговой службы;

Органы государственной контрольно-ревизионной службы;

Органы рыбоохраны;

Органы государственной лесной охраны;

Другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина характеризуется наличием эффективного правосудия - неотъемлемого атрибута демократического правового государства. Эффективное правосудия - квинтэссенция регуляций ийнои и охранительной функций государства. Через правосудия граждане могут отстаивать свои права. Правосудие - это государственная деятельность, которую осуществляет суд рассмотрением и решением гражданских, уголовных, господа. РСК и административных дел в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме. В. Законе Украины мПро судоустройстве Украины"отмечено, что основным назначением суда обес печенья защиты гарантированных. Конституцией прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Судебная деятельность является разновидностью юрисдикций - ной деятельности, которой присущи признаки и порядка, и правозащитаавозахисту.

Основная цель судебной деятельности - осуществление правосудия, объединяющая такие формы судопроизводства как конституционное, административное, хозяйственное, гражданское, уголовное. Суды обеспечивающих правовую защиту кон нституцийних и других правовых ценностей. Судебная деятельность - универсальный механизм по защите и охране прав, восстановления нарушенных прав, прекращения нарушения права, рассмотрения споров в суде механизма м административно-правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина охватывает прежде административное правосудие, деятельность административных судов, а также всю судебную систему в сфере защиты прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается как вид государственной защиты, который должен обеспечивать государство соответственно ч. 2 ст 55. Конституции Украины право на судебную защиту предусматривает гарантии эффективного восстановления в правах через осуществлению правосудияавосуддя.

Важной функцией демократического государства является обеспечение охраны и защиты прав граждан через правозащитные организации, которые являются независимыми от государственных органов, а также через отдельные государственные органы им м присуща открытость, демократичность. Правозащитная деятельность заключается в оказании правовой помощи гражданам, юридическим лицам, иностранцам, лицам без гражданства. Субъектами правозащитной дея те являются: общественные организации (например, правозащитные организации, объединения по защите прав потребителей); предпринимательские структуры (частные предприниматели, юридические лица), предоставляющие разнообразные юриди ские услуги; государственные органы (органы юстиции,. Уполномоченный BP по правам человека); адвокатура; нотариеміат.

Направленность деятельности правоохранительных, правозащитных, судебных органов определяется пятью основными задачами:

1) сохранение и охрана существующего конституционного строя;

2) защита конституционных прав и свобод граждан;

3) защита правомерных интересов отечественного производителя;

4) борьба с преступностью;

5) целенаправленное развитие системы судебной и правоохранительной деятельности

Важными факторами эффективности судебной, правоохранительной и правозащитной деятельности, как составляющих внутренней государственной политики, является высокий уровень компетентности и профессионализма персонала уполномоченных органов, а также совершенство выполнения организационно-управленческих функции.

Специфической особенностью правоохранительной деятельности в современных условиях является применение ее как средства управления и контроля за социальной сферой, за развитием хозяйственной деятельности, за ходом хозяйствово но-экономических процессов. Наблюдается расширение влияния органов, юридическиї

практики на функционирование банковско-финансовой сферы, на деятельность различных отраслей народного хозяйства (таких как топливно-энергетический комплекс, транспортные перевозки), а также на процессы приват зации, на управление предприятиями, в уставном фонде которых есть доля государственных средств. Однако следует указать, что предусмотрен только влияние правоохранительных органов на экономические, финансовые, технические реше ния, принимаемые в процессе социального управления. Такое влияние правоохранительных органов должна предохраняющее действие. Через обнаружения контрабанды, прекращения выпуска некачественной продукции правоохранительные органы (орган и прокуратуры, службы безопасности, таможенные органы, пограничные войска, органы внутренних дел, адвокатура) способствуют решению одной из ключевых проблем экономики - защиты отечественного производителя,. Подол нню негативных товарообменных отношений. Такая направленность правоохранительной деятельности против нежелательных социально-экономических явлений, приостановление противоправных действий имеет конструктивный характер и положительно оп заливают на политические процессцеси.

Эффективность государственной правоохранительной политики изрядно зависит от взаимодействия органов защиты правопорядка, объединения их усилий по борьбе с преступностью и с целью защиты прав и свобод граждан. Да ака координация правоохранительной деятельности - одна из управленческих функций, объединяет и систематизирует усилия правоохранительных и других государственных и негосударственных органов и учреждений для достижения основных задач по борьбе с преступностью. Сущность координации заключается в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью, прежде всего организованной, в предотвращении ей, в согласовании действий, соблюдайте иманни законодательствава.

Основными формами координации правоохранительной деятельности являются:

1) разработка и осуществление специальных операций;

2) совместные оперативные совещания;

3) создание совместных следственно-оперативных групп;

4) обмен информацией;

5) общий анализ информации;

6) совместные выезды в регионы (районы, области);

7) внедрение и использование единых банков данных;

8) проведение совместных семинаров, совещаний, конференций;

9) издание организационно-распорядительных документов;

10) обмен опытом

Координация управления правоохранительными органами является неотъемлемой составляющей государственной политики и предусматривает формирование конкретных целей, обеспечения согласительных действий, определение содержания тактических опера эти.

Учитывая активизацию международного терроризма, транснациональной преступности, ведущую роль в координации действий правоохранительных органов любой страны играют международные соглашения. Международное сотрудничество правоохранительных органов базируется на. Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также на основе решений, принятых на правительственном или межведомственном уровнеі.

Правовой базой организации взаимодействия являются: конституционные требования относительно защиты прав человека и гражданина, уголовно-процессуальное законодательство; отраслевые и специальные (функциональные) акты законодательства;; указы, распоряжения. Президента Украины; постановления. Правительства по вопросам борьбы с преступностью и организацией правоохранительной деятельности; государственные программы борьбы с преступностью, международные договоры с п. Итан взаимодействия в сфере борьбы с преступностью; ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты; акты. Генеральной прокуратуры Украины по вопросам организации взаимодействующих.

Реализация государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка, общественной безопасности относятся к сфере эры заданий. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины,. Министерства внутренних дел и его органов на местах, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Министерство вн утренние дел является центральным органом исполнительной власти, полномочия которого определены в. Положении о. Министерстве внутренних дел. В широком смысле, обеспечения общественного порядка и спокойствия гром адян является задачей как государственных, так и негосударственных организацииій.