Рабочая сила и экономика. Структура и сущность рабочей силы, ее роль в современном обществе
Совокупность физических и духовных способностей, что человек использует в своей деятельности.
Рабочая сила (англ. Labor force ) в статистике - количество людей, готовых работать по найму. В разных странах этот показатель рассчитывается по разному. Обычно он включает число работающих с добавлением зарегистрированных безработных. Существуют возрастные и другие ограничения. Например, американская статистика учитывает людей, не моложе 16 лет. Есть определенные методологические вопросы - например, включать в этот показатель или только работающих по найму. В большинстве случаев «самозанятое» население учитывается в составе другого показателя - «экономически активное население».
Иногда под рабочей силой понимают работников любого предприятия за исключением административного персонала.
Рабочая сила в популярной литературе и публицистике - рабочие. Чаще подразумеваются работники физического труда, выполняющих работы низкой квалификации. Обычно в таких случаях не делается разницы между добровольным наймом на работу и принудительным трудом. Пример: «Целью оккупации было уничтожение СССР как государства и превращения территории в аграрно-сырьевой придаток и источник дешевой рабочей силы для Германии и ее союзников."
Рабочая сила в теории Карла Маркса
Карл Маркс в своем произведении «Капитал» утверждал следующее:
- В условиях капиталистического способа производства рабочая сила становится специфическим товаром. Носитель рабочей силы является ее собственником и юридически свободен распоряжаться ею. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования. Для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
- Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизведения. Эти расходы очень зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно влияют ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического роста и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить свое материальное положение. В период спада зарплата может становиться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
- Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является возможность в процессе работы (использования капиталистом купленной рабочей силы) создание новойстоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости (больше стоимости использованной рабочей силы). Такое превышение Маркс назвал прибавочной стоимостью . Именно она является основой формирования прибыли.
- Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, в раба или крепостного). Человек может не быть свободной юридически (заключенный, ребенок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не нанимают работников).
Критика марксистского подхода
Часть экономических теорий не признают рабочую силу самостоятельным товаром. Они обычно утверждают, что продается непосредственно труд . Формирование прибыли они объясняют особыми свойствами капитала или платой за редкиснисть предпринимательского таланта. Действительно, на начальном этапе преобладает почасовая оплата наемных работников. Затем господство переходит к сдельной оплате. Внешне это проявляется, как оплата каждого отработанного часа или изготовленной вещи, то есть за труд . Контрактная оплат (например, футболистов) более ярко демонстрирует, что продается именно способность к труду, а не сам труд.
Рабочая сила: понятие и формирование
Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.
Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.
Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.
Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда.
Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. В рыночных условиях рабочая сила выступает как товар. Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях рынка обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности работников, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня политического и экономического развития страны, природно-климатических условий, национальных традиций и организованности работников наемного труда.
Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С дрогой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация производства, внедрение кибернетических и счётно-решающих устройств, химизация производства и т.п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня работников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, что повышает стоимость рабочей силы как для предпринимателя, так и для самого работника.
Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для общества. Экономический интерес общества как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силы, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы.
Формирование рабочей силы , то есть формирования способности к труду у человека – это есть подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые обеспечивают возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Такова роль системы образования как института производства личности, которая используется в постоянном повышении ее качеств как субъекта социально-трудовых отношений. Поэтому образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы.
Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.
Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.
Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.
Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда.
Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. В рыночных условиях рабочая сила выступает как товар. Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях рынка обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности работников, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня политического и экономического развития страны, природно-климатических условий, национальных традиций и организованности работников наемного труда.
Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С дрогой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация производства, внедрение кибернетических и счётно-решающих устройств, химизация производства и т.п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня работников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, что повышает стоимость рабочей силы как для предпринимателя, так и для самого работника.
Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для общества. Экономический интерес общества как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силы, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы.
Формирование рабочей силы , то есть формирования способности к труду у человека – это есть подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые обеспечивают возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Такова роль системы образования как института производства личности, которая используется в постоянном повышении ее качеств как субъекта социально-трудовых отношений. Поэтому образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы.
Как видно из сказанного процесса формирования рабочей силы в большей степени зависит от состояния сферы образования и возможности индивида включаться в образовательную деятельность практически на протяжении всей своей жизни, тем самым осуществлять капитализацию своих знаний, навыков, умений – рабочей силы.
Для того чтобы выполнять определенную работу, человек должен обладать физическими и духовными способностями. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе производства материальных благ.
Богатство любого общества создается трудом людей, благодаря функционированию рабочей силы. Но лишь в условиях капитализма способность к труду становится товаром, предметом купли-продажи. В силу каких обстоятельств? Обратимся к истории.
Раб не мог распоряжаться самим собой, так как был собственностью рабовладельца. Таково же по существу положение крепостного крестьянина. Он был зависим от владельца земли - феодала и не имел права полностью распоряжаться своей рабочей силой. Может ли человек продавать то, что не принадлежит ему? Ясно, что нет. Тот, кто хочет продать свою рабочую силу, должен быть юридически свободным человеком. Но достаточно ли этого условия, чтобы рабочая сила стала товаром?
Нет. И вот почему. Мелкий крестьянин или ремесленник работают сами на себя - производят зерно, мясо, одежду, обувь и т. д. Продают они не рабочую силу, а продукты своего труда.
В каком случае крестьянин или кустарь стал бы продавать не продукты своего труда, а свою рабочую силу? Только в том случае, если он не имеет возможности работать у себя дома, с помощью своих средств производства. Крестьянин или кустарь превращается в рабочего, пролетария тогда, когда лишается собственных средств производства. Рабочая сила в этих условиях может быть применена лишь в том случае, когда она продана владельцу средств производства - капиталисту.
Рабочий продает свою рабочую силу по своей собственной воле, так как он полноправный владелец ее. В капиталистическом мире нет законов, обязывающих рабочих наниматься к фабриканту. Но в то же время пролетарий не может не продавать свою рабочую силу, так как у него нет других средств существования.
Значит, для того чтобы рабочая сила стала товаром, необходимы два условия: во-первых, личная свобода пролетария; во-вторых, отсутствие средств производства у мелкого товаропроизводителя, превращение его в пролетария. Тем самым создается необходимость продажи рабочей силы. Превращение рабочей силы в товар знаменует собой начало возникновения новой исторической эпохи - эпохи капитализма.
Но если рабочая сила - товар, то она, как и всякий товар, должна иметь и стоимость и потребительную стоимость. Как определяется стоимость рабочей силы? Известно, что стоимость любого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени на производство и воспроизводство его. Но рабочая сила не обычный товар. Она, как мы уже говорили, есть совокупность физических и духовных способностей человека. Если обычные товары (обувь, ткань и т. п.) создаются на заводах и фабриках, та производство рабочей силы неразрывно связано с воспроизводством человека - живого носителя рабочей силы. И физические и духовные способности, без которых невозможен труд, неотделимы от человека. Человек в процессе труда расходует свою рабочую силу, и для того, чтобы иметь возможность ежедневно работать, он должен изо дня в день восстанавливать свои физические и духовные способности.
Потребляя различные необходимые для жизни материальные блага, удовлетворяя свой духовные потребности, рабочий восстанавливает свою рабочую силу, затраченную в процессе труда, и, таким образом, получает возможность снова работать. Вот почему можно сказать, что стоимость товара рабочая сила есть по существу стоимость тех средств существования, которые нужны для жизнедеятельности носителя рабочей силы - человека, в данном случае рабочего, который продает капиталисту свою способность к труду.
Какие же средства существования необходимы для поддержания, восстановления и постоянного воспроизводства рабочей силы? Другими словами, что включается в стоимость рабочей силы? Во-первых, стоимость средств, необходимых для удовлетворения физических потребностей рабочего. Речь идет о пище, одежде, жилище и т. п. Во-вторых, стоимость средств, нужных для того, чтобы удовлетворять духовные потребности рабочего. Как говорится, не единым хлебом жив человек. Рабочие читают газеты, книги, посещают кино, спортивные состязания и т. д. В-третьих, стоимость средств обучения рабочего. Для того чтобы управлять машинами и механизмами, требуется какой-то минимум технических знаний. Вот почему стоимость производственного обучения включается в стоимость рабочей силы. В-четвертых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи. Капиталистическое производство не может осуществляться бесперебойно, если ряды рабочего класса не будут постоянно пополняться. Поэтому в стоимость рабочей силы неизбежно включаются затраты на содержание семьи, воспитание и обучение детей.
На объем и состав потребностей рабочего большое влияние оказывают исторические и национальные особенности развития той или иной страны. Велико различие между стоимостью рабочей силы в Англии, которая длительное время занимала монопольное положение в капиталистическом мире, и стоимостью рабочей силы в экономически отсталых странах, где крайне низок жизненный уровень народа. Различия в стоимости рабочей силы могут быть обусловлены также климатическими условиями. Например, на севере, в условиях сурового, холодного климата человеку требуется более теплая одежда, более калорийное питание, лучше отапливаемое жилище и т. д.
Следует помнить, что потребности человека зависят и от многих других условий. К ним относятся национальные обычаи, традиции, существующие в той или иной стране, у тех или иных народов.
С развитием человеческого общества потребности человека расширяются, изменяются. Например, потребности французского, английского и немецкого рабочего в наше время далеко не те, что были, предположим, в XVIII в. Круг потребностей человека значительно расширился. Взять хотя бы такие предметы домашнего обихода, как транзисторы, радиоприемники, телевизоры, холодильники и т. п, о которых человек не имел представления не только в XVIII, но и в XIX в.
Но как бы разнообразны ни были условия, определяющие необходимые средства существования человека, и как бы быстро они ни изменялись, тем не менее для определенной страны и для конкретного периода стоимость рабочей силы - величина более или менее постоянная.
Ошибочно было бы предполагать, что рабочий класс всегда получает в виде заработной платы всю сумму стоимости рабочей силы. В жизни дело обстоит значительно сложнее. Рабочая сила в условиях капитализма- товар, и цена его всегда подвержена колебаниям. Как правило, капиталисты покупают рабочую силу по цене значительно меньшей, чем стоимость. Нельзя забывать, что рабочая сила - особый товар. Этот товар нельзя положить на хранение и дожидаться, пока цены поднимутся. Рабочий, не имеющий никаких других средств для существования, кроме продажи рабочей силы, часто вынужден соглашаться и на такую цену, которая не покрывает расходы, необходимые для нормального удовлетворения его потребностей.
Существует, однако, низшая граница стоимости рабочей силы, это стоимость физически необходимых жизненных средств, без потребления которых человек не может существовать и трудиться.
Рабочая сила, как и любой другой товар, обладает кроме стоимости и потребительной стоимостью. В чем же она выражается?
Потребительная стоимость многих товаров обнаруживается сразу. Например, ботинки нужны для того, чтобы удовлетворить потребности в обуви. Потребительная стоимость обуви реализуется в процессе ее носки. В чем же выражается потребление рабочей силы? В труде. Труд и есть процесс расходования рабочей силы. Но тут обнаруживается особенность товара рабочая сила. Хлеб, ткань, обувь и прочие товары в процессе потребления исчезают, уничтожаются, а рабочая сила в процессе труда не только сохраняется, но и создает новые товары.
В этом заключается особенность товара рабочая сила. Важнейшее качество этого товара состоит в том, что в процессе потребления он создает стоимость большую, чем сам того стоит.
Стоимость рабочей силы, как мы выяснили, равна стоимости средств существования рабочего - стоимости пищи, одежды, жилища и т. д. Предположим, что стоимость средств дневного существования рабочего можно создать за 4 часа труда. Капиталист купил рабочую силу. Тем самым он получил право распоряжаться ее потребительной стоимостью. Поэтому капиталист может заставить рабочего работать не 4 часа, а больше, например 6, 7, 8, 10 часов. Но рабочий за первые 4 часа работы уже создал стоимость, равную стоимости его рабочей силы. А за каждый следующий час работы тоже создается стоимость. Вот эта прибавка, этот излишек стоимости, создаваемый трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, и есть прибавочная стоимость. Способность создавать прибавочную стоимость является потребительной стоимостью товара рабочая сила. Она-то и интересует капиталиста. Если бы рабочая сила не имела этой способности, капиталист не стал бы ее покупать.
Открыв различие между стоимостью рабочей силы и той стоимостью, которая создается трудом рабочего, Маркс разгадал тайну возникновения прибавочной стоимости, научно, неопровержимо доказал, за счет чего живет и обогащается класс капиталистов. Источником прибавочной стоимости является труд рабочих, результаты которого безвозмездно присваиваются капиталистами.
Теперь становится ясным, как в условиях капиталистического способа производства разрешаются противоречия всеобщей формулы капитала. Прибавочная стоимость не может возникнуть без обращения, так как не где-нибудь, а на рынке происходит покупка капиталистом рабочей силы, совершается акт купли-продажи- Д - Т.
Но, с другой стороны, прибавочная стоимость создается не в процессе обращения, а в сфере производства, так как пролетарий своим трудом создает сверх стоимости своей рабочей силы еще и прибавочную стоимость. Капиталист, продав товары, произведенные рабочими на его фабрике, реализует эту прибавочную стоимость и тем самым получает большую сумму денег- Д + д или Д г
Теперь мы подошли к вопросу о том, как создается прибавочная стоимость.