Как называются метод исторического исследования. Исследовательская программа и основные этапы исторического исследования

Методология - неотъемлемая часть научного познания

Любая дисциплина, чтобы иметь статус научной, просто неизбежно должна обрасти четкой системностью и методологией познания. В противном случае, при отсутствии методологического аппарата, наукой, строго говоря, она считаться не сможет. Ярким примером такому утверждению является существование ряда альтернативных воззрений (вроде гомеопатии). Историческая дисциплина, оформляясь в науку, разумеется, также со временем обросла собственным научным аппаратом и приобрела методы исторического исследования.

Особенности

Интересно, что методы исследования в истории далеко не всегда являются обособленно историческими, иногда они заимствованы из других наук. Так, многое было взято из социологии, географии, философии, этнографии и др. Впрочем, есть у истории одна важная, свойственная только ей черта. Это единственная научная дисциплина, объект и предмет исследования которой не существуют в реальном времени, что затрудняет их изучение, существенно урезает возможности ее методологического аппарата, а также добавляет неудобств исследователю, который неизбежно на логику и мотивацию прошедших эпох проецирует собственный опыт и убеждения.

Разнообразие исторических методов познания

Методы исторического исследования могут классифицироваться по-разному. Однако сформулированные историками эти методы разделяют главным образом на следующие: логическое познание, общенаучные методы, специальные, междисциплинарные.
Логические или же философские методы исторического исследования представляют собой самые элементарные элементы здравомыслия при изучении предмета: обобщение, анализ, сравнение, аналогия.

Общенаучные методы

Это те методы исторического исследования, которые не принадлежат одной лишь истории, а распространяются в целом на методы научного познания, таковыми могут быть следующие: научный эксперимент, измерение, построение гипотезы и так далее.

Специальные методы

Главными и свойственными конкретно истории являются именно они. Их также очень много, но в качестве основных выделяют следующие. Идеографический (нарративный), который заключается в максимально точном описании фактов (разумеется, описание реальности и фактов имеет месть быть в любом исследовании, однако в истории оно имеет совершенно особый характер). Ретроспективный метод, который заключается в отслеживании хроники, предшествующей интересующему событию, с целью выявления его причин. Тесно связан с ним историко-генетический метод, направленный на изучение раннего развития интересующего события. Историко-сравнительный метод основывается на поиске общего и отличного у явлений, состоящих в отдаленных временных и географических отрезках, то есть на выявлении закономерностей. Логическим последователем предыдущего метода является историко-типологический метод, который основывается на найденных закономерностях явлений, событий, культур, создает их классификацию для более простого последующего анализа. Хронологический метод предполагает строгое изложение фактического материала в правильной последовательности.

Междисциплинарные методы

Методы исторического исследования включают и междисциплинарные. Например, количественные, заимствованные из математики. Или социально-психологические. А география не просто подарила истории картографический метод исследования, основанный на тесной работе с картами. Целью последнего является выявление закономерностей и причин исторических событий. Была порождена специальная дисциплина - историческая география, изучающая влияние географических и климатических особенностей на ход истории.

Таким образом, методы исторического исследования являются важнейшей базой для истории как науки.

В основе истории как предмета и науки лежит историческая методология. Если во многих других научных дисциплинах существует два основных а именно - наблюдение и эксперимент, то для истории доступен только первый метод. Даже несмотря на то, что каждый истинный ученый старается уменьшить до минимума воздействие на объект наблюдения, он все равно по-своему трактует увиденное. В зависимости от методологических походов, применяемых ученым, мир получает различные трактовки одного и того же события, разнообразные учения, школы и так далее.

Выделяют следующие методы исторического исследования:
- логические,
- общенаучные,

Специальные,
- междисциплинарные.

исторического исследования
На практике историкам приходится пользоваться исследования, в основе которых находятся логические и общенаучные методы. К логическим относят аналогию и сравнения, моделирование и обобщение и другие.

Синтез подразумевает воссоединение какого-либо события или объекта из боле мелких составляющих, то есть здесь используется движение от простого к сложному. Полной противоположностью синтезу является анализ, в котором приходится двигаться от сложного к простому.

Не менее важны такие методы исследования в истории как индукция и дедукция. Последняя позволяет выработать теорию на основании систематизации эмпирических знаний о изучаемом объекте, выводя многочисленные следствия. Индукция же переводит все от частного к общему, зачастую вероятностному, положению.

Также ученые используют аналгию и сравнение. Первая дает возможность увидеть некое сходство между разными объектами, имеющими большое число отношений, свойств и прочего, а сравнение - суждение о признаках различия и сходства между объектами. Сравнение крайне важно для качественно-количественной характеристики, классификации, оценки и прочего.

Особо методы исторического исследования выделяют моделирование, которое позволяет лишь предположить связь между объектами, чтобы выявить их местоположение в системе, и обобщение - метод, выделяющий общие признаки, позволяющие сделать еще более абстрактную версию события или какого-либо другого процесса.

Общенаучные методы исторического исследования
В данном случае вышеуказанные методы дополняются эмпирическими способами познания, то есть экспериментом, наблюдением и измерением, а также теоретическими способами исследования, таких как математические методы, переходы от абстрактного к конкретному и наоборот, и прочие.

Специальные методы исторического исследования
Одним из наиболее важных в этой области является сравнительно-исторический метод, который не только выделяет глубинные проблемы явлений, но и указывает на сходства и особенности в исторических процессах, указывает на тенденции тех или иных событий.

В свое время особое распространение получила теория К.Маркса и его в противовес к которому выступал цивилизационный метод.

Междисциплинарные методы исследования в истории
Как и любая другая наука, история взаимосвязана с другими дисциплинами, которые помогают познавать неизвестное для объяснения тех или иных исторических событий. Например, используя методики психоанализа, историки получили возможность трактовать поведение исторических личностей. Очень важным является взаимодействие между географией и историей, в результате которого появился картографический метод исследования. Лингвистика позволила узнать многое о ранней истории на основании синтеза подходов истории и языкознания. Также очень тесны связи между историей и социологией, математикой и т.д.

Исследования - отдельный раздел картографии, имеющий важное историческое и хозяйственное значение. С его помощью можно не только определить место проживания отдельных племен, обозначить перемещение племен и прочее, но и выяснить расположение полезных ископаемых и других важных объектов.

Очевидно, история тесно взаимосвязана с другими науками, которые значительно облегчают исследования и дают возможность получить более полную и обширную информацию о изучаемом объекте.

При всем разнообразии исследовательских подходов существуют некие общеисследовательские принципы, такие как системность, объективность, историзм.

Методика исторического исследования - это техника, посредством которой реализуется в историческом исследовании методология.

В Италии в эпоху Возрождения начал формироваться научный аппарат исследования, была впервые введена система сносок.

В процессе обработки конкретного исторического материала у исследователя возникает необходимость применения различных методов исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь, способ». Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования - самый динамичный элемент науки.

Любой научно-познавательный процесс состоит из трех компонентов: объекта познания - прошлого, познающего субъекта - историка и метода познания. Посредством метода ученый познает исследуемую проблему, событие, эпоху. Объем и глубина новых знаний зависят, прежде всего, от эффективности применяемых методов. Разумеется, каждый метод может быть применен верно или неверно, т.е. сам по себе метод не гарантирует получения нового знания, но без него не возможно никакое познание. Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития исторической науки выступают методы исследования, их разнообразие и познавательная эффективность.

Существует множество классификаций методов научного исследования.

Одна из распространенных классификаций предполагает деление их на три группы: общенаучные, специальные и частнонаучные:

  • общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики, такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, моделирование, диалектика и др.;
  • специальные методы используются во многих науках. К числу наиболее распространенных относят: функциональный подход, системный подход, структурный подход, социологический и статистический методы. Применение этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, систематизировать историческое знание;
  • частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение и используются только в конкретной науке.

В исторической науке одной из наиболее авторитетных в отечественной историографии является классификация, предложенная в 1980-х гг. академиком И.Д. Ковальченко. Автор более 30 лет плодотворно занимался изучением этой проблемы. Его монография «Методы исторического исследования» - капитальный труд, в котором впервые в отечественной литературе дается систематическое изложение основных методов исторического познания. Причем делается это в органической связи с анализом главных проблем методологии истории: роль теории и методологии в научном познании, место истории в системе наук, исторический источник и исторический факт, структура и уровни исторического исследования, методы исторической науки и т.д. К числу основных методов исторического познания Ковальченко И.Д. относит:

  • историко-генетический;
  • историко-сравнительный;
  • историко-типологический;
  • историко-системный.

Рассмотрим каждый из этих методов в отдельности.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем - к общему и всеобщему. По природе генетический метод является аналитически- индуктивным, а по форме выражения информации - описательным. Генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи, закономерности исторического разлития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.

Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. Он основывается на сравнениях - важном методе научного познания. Без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнения является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. Многие явления тождественны или сходны внутрен-

ней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм. А одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание. Поэтому в процессе сравнения и открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности.

Эту особенность сравнительного метода впервые воплотил древнегреческий историк Плутарх в своих «жизнеописаниях». А.Тойнби стремился открыть как можно больше законов, применимых к любому обществу, и стремился сравнивать все подряд. Получалось, что Петр I - двойник Эхнатона, эпоха Бисмарка - повторение эпохи Спарты времен царя Клеомена. Условием продуктивного применения сравнительно-исторического метода является анализ однопорядковых событий и процессов.

  • 1. Начальной ступенью сравнительного анализа является аналогия. Она предполагает не анализ, а перенесение представлений с объекта на объект. (Бисмарк и Гарибальди сыграли выдающуюся роль в объединении своих стран).
  • 2. Выявление сущностно-содержательной характеристики изучаемого.
  • 3. Прием типологии (прусский и американский тип развития капитализма в сельском хозяйстве).

Сравнительный метод используется также как средство разработки и верификации гипотез. На его основе возможна ретроалътернати- вистика. История как ретросказание предполагает возможность двигаться во времени в двух направлениях: от настоящего и его проблем (и одновременно накопленного к этому времени опыта) к прошлому, и от начала события до его финала. Это привносит в историю поиск причинности, элемент стабильности и силы, который не следует недооценивать: конечный пункт задан, и в своей работе историк исходит именно из него. Этим не устраняется риск бредовых построений, но, по крайней мере, он сведен к минимуму. История события - это фактически совершившийся социальный эксперимент. Его можно наблюдать по косвенным свидетельствам, строить гипотезы, проверять их. Историк может предлагать всевозможные трактовки Французской революции, но в любом случае у всех его объяснений имеется общий инвариант, к которому они должны сводится: сама революция. Так что полет фантазии приходится сдерживать. В данном случае сравнительный метод применяется как средство разработки и верификации гипотез. Иначе этот прием называют ретроальтернативистикой. Вообразить себе другое развитие истории - это и есть единственный способ найти причины истории реальной. Раймон Арон призывал рационально взвешивать возможные причины тех или иных событий путем сопоставления того, что имелось в возможности: «Если я говорю, что решение Бисмарка стало причиной войны 1866 года... то я имею в виду, что без решения канцлера война бы не началась (или, по крайней мере, не началась бы в тот момент)» 1 . Фактическая казуальность выявляется только путем сопоставления с тем, что имелось в возможности. Любой историк для объяснения того, что, было, задается вопросом о том, что могло бы быть. Для осуществления подобной градации мы берем один из этих антецедентов, мысленно полагаем его несуществующим или видоизмененным и стараемся реконструировать или вообразить, что произошло бы в этом случае. Если вам приходится признать, что изучаемое явление в отсутствие этого фактора (или в случае, если бы он был не таким) было бы иным, мы заключаем, что этот антецедент является одной из причин какой-то части явления-следствия, а именно той его части, изменения в которой нам пришлось предположить. Таким образом, логическое исследование включает в себя следующие операции: 1) расчленение явления- следствия; 2) установление градации антецедентов и выделение того антецедента, влияние которого нам предстоит оценить; 3) конструирование ирреального течения событий; 4) сравнение между собой умозрительных и реальных событий.

Если, исследуя причины Великой французской революции, мы хотим взвесить значение различных экономических (кризис французской экономики в конце XVIII в., плохой урожай 1788 г.), социальных (подъем буржуазии, дворянская реакция), политических (финансовый кризис монархии, отставка Тюрго) факторов, то не может быть иного решения, кроме как рассмотреть одну за другой все эти различные причины, предположив, что они могли быть другими, и попытаться вообразить развитие событий, которое могло бы последовать в этом случае. Как говорит М. Вебер, чтобы «распутать реальные причинные отношения, мы создаем нереальные». Такой «воображаемый опыт» является для историка единственным способом не только выявить причины, но также распутать, взвесить их^ как выражаются М. Вебер и Р. Арон, то есть установить их иерархию.

Историко-типологический метод , как и все другие методы, имеет свою объективную основу. Она состоит в том, что в общественноисторическом процессе, с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны единичное особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей познания исторических явлений, раскрытия их сущности становится выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного). Прошлое во всех его проявлениях - непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии, выделение этих стадий также является

важной задачей в изучении исторического развития. Первый шаг в работе историка - составление хронологии. Второй шаг - это периодизация. Историк разрезает историю на периоды, заменяет непрерывность времени некоторой смысловой структурой. Выявляются отношения прерывности и непрерывности: непрерывность имеет место внутри периодов, прерывность - между периодами.

Частным разновидностями историко-типологического метода являются: метод периодизации (позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений) и структурно- диахронный метод (направлен на изучение разновременных исторических процессов, позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий).

Историко-системный метод позволяет понять внутренние механизмы функционирования общественных систем. Системный подход- один из основных методов, который используется в исторической науке, так как общество (да и отдельный человек) является сложно организованной системой. Основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Реально и конкретно это единство выступает в исторических системах разного уровня. Функционирование и развитие обществ включает и синтезирует те основные составные компоненты, из которых складывается историческая реальность. К этим компонентам принадлежат отдельные неповторимые события (скажем, рождение Наполеона), исторические ситуации (например, Великая французская революция) и процессы (влияние идеи и событий Французской революции на Европу). Очевидно, что все названные события и процессы не только казуально обусловлены и имеют причинно-следственные связи, но и взаимосвязаны между собой функционально. Задачей системного анализа, к которому относится структурный и функциональный методы, состоит в том, чтобы дать цельную комплексную картину прошлого.

Понятие системы, как любое другое познавательное средство, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его внешних свойств этот идеальный объект выступает как множество элементов, между которыми устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое. В свою очередь, свойства системы оказываются не просто суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а определяются наличием и спецификой связи и отношений между ними. Наличие связей и отношений между элементами и порождаемые ими интегративные связи, целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное обособленное существование, функционирование и развитие системы.

Система как относительно обособленная целостность противостоит среде, окружению. Фактически понятие среды имплицитно (если не будет среды, то не будет и системы) содержится в понятии системы как целостности, система относительно обособлена от остального мира, который и выступает в качестве среды.

Следующий шаг в содержательном описании свойств системы состоит в фиксации ее иерархического строения. Это системное свойство неразрывно связано с потенциальной делимостью элементов системы и наличием для каждой системы многообразия связей и отношений. Факт потенциальной делимости элементов системы означает, что элементы системы могут быть рассмотрены как особые системы.

Существенные свойства системы:

  • с точки зрения внутреннего строения любая система обладает соответствующей упорядоченностью, организацией и структурой;
  • функционирование системы подчиняется определенным, присущим данной системе законам; в каждый данный момент система находится в некотором состоянии; последовательный набор состояний образует ее поведение.

Внутреннее строение системы описывается с помощью следующих понятий: «множество»; «элемент»; «отношение»; «свойство»; «связь»; «каналы связи»; «взаимодействие»; «целостность»; «подсистема»; «организация»; «структура»; «ведущая часть системы»; «подсистема; принимающая решение»; иерархическое строение системы».

Специфические свойства системы характеризуются через следующие признаки: «изоляция»; «взаимодействие»; «интеграция»; «дифференциация»; «централизация»; «децентрализация»; «обратная связь»; «равновесие»; «управление»; «саморегуляция»; «самоуправление»; «конкуренция».

Поведение системы определяется через такие понятия как: «среда»; «деятельность»; «функционирование»; «изменение»; «адаптация»; «рост»; «эволюция»; «развитие»; «генезис»; «обучение».

В современных исследованиях применяется множество методов, предназначенных для извлечения информации из источников, ее переработки, систематизации и конструирования теорий и исторических концепций. Иногда один и тот же метод (или его разновидности) описывается у разных авторов под разными названиями. Примером может служить описательно-повествовательный - идеографический - дескриптивный - нарративный метод.

Опысателыю-повествовательиый метод (идеографический ) - научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований:

  • четкое представление об избранном предмете изучения;
  • последовательность описания;
  • систематизация, группировка или классификация, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

Среди других научных методов описательно-повествовательный метод является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.

Ярким представителей нарратива в исторической науке выступал известный немецкий ученый Л. фон-Ранке (1795-1886), который после окончания Лейпцигского университета, где занимался классический филологией и богословием, увлекся чтением романов В. Скотта, О. Тьери и других авторов, после чего стал заниматься историей и опубликовал ряд произведений, имевших шумный успех. Среди них «История романских и германских народов», «Государи и народы Южной Европы в XVI-XVII вв.», «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.», 12 книг по прусской истории.

В работах источниковедческого характера часто применяются:

  • условно-документоведческий и грамматически-дипломатиче- ский методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов;
  • методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события;
  • историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

В исследованиях историографического плана часто используются:

Хронологический метод - ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний.

Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Метод периодизации - направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в ее структуре.

Метод ретроспективного (возвратного) анализа позволяет изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов строго сохранившегося в наши дн, знания, проверить выводы прежних исторических исследований и данные современной науки. Этот метод тесно связан с методом «пережитков», т.е. способом реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остаткам. Исследователь первобытного общества Э. Тейлор (1832- 1917) использовал этнографический материал.

Метод перспективного анализа определяет перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называется моделью первого. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между оригиналом и его моделью. Различают 3 типа моделей: аналитические, статистические, имитационные. К моделям прибегают в случае нехватки источников или, наоборот, пресыщения источниками. Например, в вычислительном центре АН СССР была создана модель древнегреческого полиса.

Методы математической статистики. Статистика возникла во второй половине XVII в. в Англии. В исторической науке статистические методы стали применять в XIX в. События, подвергаемые статистической обработке, должны быть однородными; количественные и качественные признаки должны изучаться в единстве.

Существуют две разновидности статистического анализа:

  • 1) описательная статистика;
  • 2) выборочная статистика (используется при отсутствии полной информации и дает вероятностное заключение).

Среди множества статистических методов можно выделить: метод корреляционного анализа (устанавливает зависимость между двумя переменными, изменение одного из них зависит не только от второго, но и от случайностей) и энтропийный анализ (энтропия - мера разнообразия системы) - позволяет отследить социальные связи в малых (до 20 единиц) группах, не подчиняющиеся вероятно-статистическим закономерностям. Например, академик И.Д. Ковальченко подверг математической обработке таблицы земских подворных переписей пореформенного периода России и выявил степень расслоения среди вотчин и общин.

Метод терминологического анализа. Терминологический аппарат источников заимствует свое предметное содержание из жизни. Давно установлена связь изменения языка с изменением общественных отношений. Блестящее применение этого метода можно найти в работе

Ф. Энгельса «Франкский диалект» 1 , где он, проанализировав передвижение согласных букв в однокоренных словах, установил границы немецких диалектов и сделал выводы о характере миграции племен.

Разновидностью является топонимический анализ - географические названия. Антропонимический анализ - имяобразование и имят- ворчество.

Контент-анализ - метод количественной обработки больших массивов документов, разработанный в американской социологии. Его применение позволяет выявить частоту появления в тексте характеристик, интересующих исследователя. На их основе можно судить о намерениях автора текста и о возможных реакциях адресата. В качестве единиц выступают слово или тема (выраженная через слова- модификаторы). Контент-анализ предполагает, как минимум, 3 стадии исследования:

  • расчленение текста на смысловые единицы;
  • подсчет частоты их употребления;
  • интерпретация результатов анализа текста.

Контент-анализ может использоваться при анализе периодической

печати, анкет, жалоб, личных (судебных и др.) дел, биографий, листов переписи или списков с целью выявления каких-либо тенденций путем подсчета частоты повторяющихся характеристик.

В частности Д.А. Гутнов применил метод контент-анализа при анализе одного из трудов П.Н. Милюкова. Исследователь выделил наиболее часто встречающиеся текстовые единицы в знаменитых «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюкова, построив на их основе графики. В последнее время статистические методы активно используются для построения коллективного портрета историков послевоенного поколения .

Алгоритм анализа СМИ:

  • 1) степень объективности источника;
  • 2) количество и объем публикаций (динамика по годам, процентное отношение);
  • 3) авторы публикации (читатели, журналисты, военные, политработники и т.д.);
  • 4) частота встречающихся оценочных суждений;
  • 5) тон публикаций (нейтрально-информационный, панегирический, положительный, критический, отрицательно эмоционально окрашенный);
  • 6) частота использования художественно-графических и фотоматериалов (фотографии, карикатуры);
  • 7) идеологические цели публикации;
  • 8) доминирующие темы.

Семиотика (от греч. - знак) - метод структурного анализа знаковых систем, дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.

Основы семиотики были разработаны в начале 1960-х гт. в СССР Ю.М. Лотманом, В.А. Успенским, Б.А. Успенским, Ю.И. Левиным, Б.М. Гаспаровым, основавшим московско-тартусскую семиотическую школу. При Тартуском университете была открыта лаборатория по истории и семиотике, активно действовавшая до начала 1990-х гг. Лотмановские идеи нашли применение в лингвистике, филологии, кибернетике, информационных системах, теории искусства и т.д. Отправной точкой семиотики является представление о том, что текст является пространством, в котором семиотический характер литературного произведения реализуется как артефакт. Для семиотического анализа исторического источника необходима реконструкция кода, которым пользовался создатель текста и установление их корреляции с кодами, которыми пользуется исследователь. Проблема в том, что переданный автором источника факт есть результат выбора из массы окружающих событий события, имеющего, по его представлению, значение. Использование этой методики эффективно при анализе различных ритуалов: от бытовых до государственных 1 . В качестве примера применения семиотического метода можно привести исследование Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)», в которой автор рассматривает такие знаковые ритуалы дворянской жизни как бал, сватовство, брак, развод, дуэль, русский дендизм и др.

В современных исследованиях используются такие методы как: метод дискурсивного анализа (анализ фраз текста и его лексики через дискурсивные маркеры); метод «плотного описания» (не простое описание, а толкование различных интерпретаций обычных событий) ; метод «повествовательной истории » (рассмотрение знакомых вещей как непонятных, неизвестных); метод «кейс-стади» (изучение уникального объекта или экстремального события).

Бурное проникновение материалов интервью в исторические исследования в качестве источника привело к формированию «Устной истории» . Работа с текстами интервью потребовала от историков разработки новых методов.

Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает возможно большее число автобиографий под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая автобиографии, исследователь дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей научной теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. Автобиографии дают факты для построения общей картины, которые связываются друг с другом согласно следствиям или гипотезам, вытекающим из общей теории.

Метод примеров (иллюстративный). Этот метод представляет собой разновидность предыдущего. Он состоит в иллюстрировании и подтверждении определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами. Применяя метод иллюстраций, исследователь ищет в них подтверждения своих идей.

Типологический анализ - состоит в выявлении определенных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в исследуемых социальных группах. Для этого автобиографический материал подвергается определенной каталогизации и классификации, обычно с помощью теоретических понятий, причем все богатство описанной в биографиях действительности редуцируется до нескольких типов.

Статистическая обработка. Этот вид анализа направлен на установление зависимости различных характеристик авторов автобиографий и их позиций и устремлений, а также зависимости этих характеристик от различных свойств социальных групп. Такие замеры полезны, в частности, в тех случаях, когда исследователь сопоставляет результаты изучения автобиографий с результатами, полученными другими методами .

Методы, применяемые в локальных исследованиях:

  • экскурсионный метод: выезд в изучаемую местность, знакомство с архитектурой, ландшафтом. Локус - место - это не территория, а сообщество людей, ведущих специфическую деятельность, объединенных связующим фактором. В первоначальном понимании экскурсия - это научная лекция, носящая моторный (подвижный) характер, в которой элемент словесности сведен до минимума. Главное место в ней занимают ощущения экскурсанта, а информация носит комментирующий характер;
  • метод полного погружения в прошлое подразумевает длительное проживание в регионе с целью проникновения в атмосферу места и более полного понимания населяющих его людей. Данный подход весьма близок по взглядам к психологической герменевтики В. Дильтея. Можно выявить индивидуальность города как целостного организма, выявить его ядро, определить реалии современного состояния. На основе этого формируется целокупное состояние (термин введен историком-краеведом Н.П. Анциферовым).
  • выявление «культурных гнезд» . В основе - принцип, выдвинутый в 1920-е гг. Н.К. Пиксановым о соотношении столицы и провинции в истории русской духовной культуры. В обобщающей статье Е.И. Дсргачевой-Скоп и В.Н. Алексеева концепт «культурное гнездо» определялся как «способ описания взаимодействия всех направлений культурной жизни провинции в период ее расцвета...» . Структурные части «культурного гнезда»: ландшафтно-культурная среда, экономический, социальный строй, культура. Провинциальные «гнезда» влияют на столицу через «культурных героев» - ярких личностей, лидеров, выступающих как новаторы (градостроитель, книгоиздатель, новатор в медицине или педагогике, благотворитель или меценат);
  • топографическая анатомия - исследование через названия, которые являются носителями информации о жизни города;
  • антропогеография - изучение предыстории места, на котором находится объект; анализ логической линии: место - город - сообщество 3 .

Методы, применяемые в историко-психологических исследованиях.

Метод психологического анализа или сравнительно-психологический метод - это сравнительный подход от выявления причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам, к психологии целых социальных групп и масс в целом. Чтобы понять индивидуальные мотивы той или иной позиции личности, недостаточно традиционных характеристик. Требуется выявление специфики мышления и нравственно-психологического облика человека, обусловли-

вавших восприятие действительности и определявших воззрения и деятельность личности. Исследование затрагивает особенности психологии всех сторон исторического процесса, сравниваются общегрупповые характеристики и индивидуальные особенности.

Метод социально-психологической интерпретации - предполагает описание психологических особенностей с целью выявления социально-психологической обусловленности поведения людей.

Метод психологического конструирования (переживания) - интерпретация исторических текстов путем воссоздания внутреннего мира их автора, проникновения в ту историческую атмосферу, в которой они находились.

Например, Сенявская Е.С. предложила этот метод для изучения образа врага в условиях «пограничной ситуации» (термин Хайдеггера М., Ясперса К.), подразумевая под ним восстановление определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия 1 .

Исследователь М. Хастингс при написании книги «Оверлорд» пытался мысленно совершить прыжок в то далекое время, даже принял участие в учениях английского Военно-морского флота.

Методы, применяемые в археологических исследованиях: магниторазведка, радиоизотопное и термолюминисцентное датирование, спектроскопия, рентгеноструктурный и рентгеноспектральный анализ и др. Для воссоздания облика человека по костным останкам используется знание анатомии (метод Герасимова). Гирц Кн. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. ТЛ. Интерпретации культуры. СПб.,1997. С. 171-203. Шмидт С.О. Историческое краеведение: вопросы преподавания и изучения. Тверь, 1991; Гамаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории. М., 1996. № 9. С. 158-163.

  • 2 Сенявская Е.С. История войн России XX века в человеческом измерении. Проблемы военно-исторической антропологии и психологии. М., 2012.С. 22.
  • Антология исследований культуры. ТЛ. Интерпретации культуры. СПб.,1997. С. 499-535, 603-653; Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985; Руководство по методологии культурно-антропологических исследований / Сост. Э.А.Орлова. М., 1991.
  • Позитивисты считали, что научные методы едины для естественных и гуманитарных наук. Неокантианцы противопоставляли метод истории методу естественных наук. На деле все сложнее: есть общенаучные методы, применяемые во всех науках, и есть специфические методы той или иной конкретной науки или комплекса наук. Наиболее основательно в отечественной исторической литературе о применении общенаучных методов рассказал И. Ковальченко в своей книге о методах исторического исследования. Мы не будем характеризовать эти методы подробно с философской точки зрения, а покажем только специфику их применения в исторической науке.

    Логический и исторический метод. В истории применяется синхрония изучение объекта в пространстве как системы, их структуры и функций (логически метод) и изучение объектов во времени -- диахрония (исторический метод). Оба метода могут выступать в чистом виде и в единстве. В итоге изучаем предмет в пространстве и во времени. Логический метод обеспечивается системным подходом и структурно-функциональным анализом.

    Исторический метод реализует принцип историзма, о котором речь шла выше. Процесс развития изучается через анализ состояния объекта в разных временных срезах. Сначала анализ структуры и функций, затем исторический анализ. Нельзя разрывать эти два метода.

    И. Ковальченко приводит пример. Если пользоваться только историческим методом, можно получить вывод, что в сельском хозяйстве России начала XX века господствовали полукрепостнические отношения. Но если добавить логически анализ -- системно-структурный -- получится, что господствовали буржуазные отношения.

    Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. И. Ковальченко считает этот метод важнейшим и определяющим. Конкретное - это объект познания во всем его богатстве и многообразии присущих ему черт. Абстрагирование - мысленное отвлечение от каких-то черт и свойств конкретного, при этом оно должно отражать существенные стороны реальности.

    Восхождение от конкретного к абстрактному осуществляется тремя приемами. Посредством отвлечения (те или иные свойства рассматриваются в отрыве от других свойств объекта или выделяется совокупность признаков объекта и можно построить сущностно-содержательные и формально-количественные модели).

    Второй прием - абстрагирование посредством отождествления нетождественного: объекту приписываются такие состояния и характеристики, которыми он не обладает. Применяется при различного рода классификациях и типологизации.

    Третий прием - идеализация - формируется объект с определенными идеальными свойствами. Они присущи объекту, но не достаточно выражены. Это позволяет осуществить дедуктивно-интегральное моделирование. Абстрагирование помогает глубже понять сущность объекта.

    Но чтобы понять сущность конкретных явлений, необходим второй этап - восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретно-теоретическое знание выступает в форме научных понятий, законов, теорий. Заслуга разработки такого метода принадлежит К. Марксу («Капитал»). Этот метод сложен и, по признанию И. Ковальченко, не получил широкого распространения.

    Системный подход и системный анализ. Система - как уже отмечалось, целостная совокупность элементов реальности, взаимодействие которых приводит к возникновению новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам. Каждая система имеет строение, структуру и функции. Компоненты системы -- подсистемы и элементы. Общественные системы имеют сложное строение, которое и должен изучать историк. Системный подход помогает понять законы функционирования общественных систем. Ведущий метод - структурно-функциональный анализ.

    Зарубежная наука накопила большой опыт применения системного анализа в истории. Отечественные исследователи отмечают следующие недостатки в применении новых методов. Часто игнорируется взаимодействие системы со средой. Основой всех общественных структур оказываются структуры подсознательно-ментальные, обладающие высокой устойчивостью, в итоге структура оказывается неизменной. Наконец, отрицается иерархичность структур, и общество оказывается неупорядоченной совокупностью замкнутых и неизменных структур. Тяготение к синхронному изучению в статике часто ведет к отказу от динамического диахронного анализа.

    Индукция - дедукция. Индукция - исследование от единичного к общему. Дедукция - от общего к частному, единичному. Историк исследует факты и приходит к обобщенному понятию и, наоборот, применяет известные ему понятия для объяснения фактов. В каждом факте есть элементы общего. Вначале оно слито с единичным фактом, затем выделяется как таковое. Ф. Бэкон считал именно индукцию основным методом, так как дедуктивные умозаключения часто бывают ошибочными. Историки в XIX веке применяли, в основном, индуктивный метод. Некоторые до сих пор с подозрением относятся к дедуктивному методу. Д. Элтон считает, что применение теорий не из эмпирического материала источников может нанести ущерб науке. Однако, эта крайняя точка зрения не разделяется большинством историков. Чтобы проникнуть в суть явлений, нужно использовать понятия и теории, в том числе из смежных наук. Индукция и дедукция органически связаны, дополняют друг друга.

    Анализ и синтез. Также широко используются историками. Анализ это вычленение отдельных сторон объекта, разложение целого на отдельные элементы. Историк не может охватить в целом изучаемый им период или объект исследования. Изучив отдельные аспекты, факторы, историк должен соединить элементы знания, полученного об отдельных аспектах исторической действительности, и понятия, полученные в ходе анализа, соединяются в единое целое. Причем, синтез в истории -- не простое механическое сложение отдельных элементов, он дает качественный скачок в понимании объекта исследования.

    Идея «исторического синтеза» была разработана А. Берром. Он создал «Журнал исторического синтеза» в начале XX века и Международный центр синтеза, объединивший историков, социологов и представителей естественных и математических наук ряда стран. Он выступал за культурно-исторический синтез, за слияние истории и социологии, использование достижений психологии, антропологии. Примерно сотня монографий разных историков вышла в серии «Эволюция человечества. Коллективный синтез». В центре внимания - социальная и умственная жизнь. Но приоритет отдается психологии. А. Берр, по сути дела, готовил возникновение «Школы Анналов», но последняя после Второй мировой войны пошла дальше него в поисках синтеза.

    Каждое философское направление предлагало свою основу для синтеза, но пока перетасовывали факторы в позитивистском духе. В последнее время возникла идея синтеза на основе культуры в постмодернистском понимании. Следует подождать конкретных исторических работ в этом направлении.

    Ясно одно, анализ и синтез неразрывно связаны. Успехи в анализе не будут значимы, если их не будет в синтезе. Синтез даст новый толчок анализу, а тот, в свою очередь, приведет к новому синтезу. Успехи в достижении синтеза есть, но носят частный и кратковременный характер, выдвигаются то материальные, то идеальные факторы в качестве определяющих, но единства среди историков нет. Чем масштабнее предмет исследования, тем сложнее получить синтез.

    Моделирование. Это наиболее распространенная форма научной деятельности. Все науки используют модели для получения информации о моделируемом явлении, проверки гипотез и разработки теории. Используют этот прием и историки. Моделирование исторического явления осуществляется средствами логического конструирования - создаются мысленные модели содержательно-функционального плана. Моделирование связано с некоторым упрощением, идеализацией и абстрагированием. Оно позволяет проверить репрезентативность сведений источников, достоверность фактов, проверить гипотезы и теории. Этот метод используется на всех этапах исследования. Можно привести пример изучения общины. При создании ее модели используются данные социологии, права, психологии, учитывается ментальность. Это уже означает применение междисциплинарного подхода. При этом надо помнить, что просто перенести модель из другой дисциплины нельзя, надо ее реконструировать с учетом концептуальных построений.

    Существует математическое моделирование. Используются методы нелинейной динамики, математической теории хаоса, теории катастроф. Построение статистических моделей будет рассмотрено в разделе о математических методах в истории.

    Интуиция. Хорошо известно, что ученые часто пользуются интуицией при решении научных проблем. Это неожиданно приходящее решение затем проверяется научными методами. В истории еще в конце XIX века В. Дильтей, отнеся историю к наукам о духе, в качестве главного метода понимания исторических событий считал интуицию историка. Но эта точка зрения не разделялась многими историками, так как уничтожала историю как науку, проповедуя крайний субъективизм. О какой истине можно было говорить, надеясь только на интуицию весьма различных по эрудированности и способностям историков. Нужны были объективные методы исследования.

    Но это не означает, что интуиция не играет серьезной роли в научном исследовании. У историка она базируется на глубоком знании своего предмета, широкой эрудиции, умении вовремя применить тот или иной метод. Без знаний не «сработает» никакая интуиция. Но, безусловно, нужен талант, чтобы пришло «озарение». Это ускоряет работу историка, помогает создавать выдающиеся работы.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

    «Сургутский государственный педагогический университет»

    ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Реферат

    Выполнил: Воробьева Е.В. группа Б-3071, IV курс СГФ Проверил: Медведев В.В.

    г. Сургут

    2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Перед современным историком стоит непростая задача разработки методики исследования, которая должна базироваться на знании и понимании возможностей существующих в исторической науке методов, а также взвешенной оценки их полезности, эффективности, надежности.

    В отечественной философии выделяют три уровня методов науки: всеобщий, общий, частный. Основанием деления выступает степень регулятивности познавательных процессов.

    К всеобщим методам относят философские методы, которые используются в основе всех познавательных процедур и позволяют дать объяснение всем процессам и явлениям в природе, обществе и мышлении.

    Общие методы применяются на всех стадиях познавательного процесса (эмпирическом и теоретическом) и всеми науками. Вместе с тем они ориентированы на осмысление отдельных сторон изучаемого явления.

    Третья группа – частные методы. К ним относятся методы конкретной науки – это, например, физический или биологический эксперимент, наблюдение, математическое программирование, описательные и генетические методы в геологии, сравнительный анализ в языкознании, методы измерения в химии, физике и т. д.

    Частные методы непосредственно связаны с предметом изучения науки и отражают его специфику. В каждой науке складывается своя система методов, которая развивается и дополняется за счет смежных дисциплин вместе с развитием науки. Это свойственно и истории, где наряду с традиционно установившимися методами источниковедческого и историографического анализа, основанными на логических операциях, стали использоваться методы статистики, математического моделирования, картографирования, наблюдения, опроса и т. д.

    В рамках конкретной науки также выделяются основные методы – базовые для данной науки (в истории это историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, историко-динамический) и вспомогательные методы, с помощью которых решаются ее отдельные, частные проблемы.

    В процессе научного исследования всеобщие, общие и частные методы взаимодействуют и образуют единое целое – методику. Используемый всеобщий метод раскрывает наиболее общие принципы человеческого мышления. Общие методы дают возможность накапливать и анализировать необходимый материал, а также придать полученным научным результатам – знаниям и фактам – логически непротиворечивую форму. Частные методы предназначены для решения конкретных вопросов, раскрывающих отдельные стороны познаваемого предмета.

    1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

    К общенаучным методам относятся наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и гипотеза, логическое и историческое, моделирование и др.

    Наблюдение и эксперимент относятся к общенаучным методам познания, особенно широко применяемым в естествознания. Под наблюдением имеют виду восприятие, живое созерцание, направляемое определенной задачей без непосредственного вмешательства в естественное течение в естественных условиях. Существенным условием научного наблюдения являются выдвижение той или иной гипотезы, идеи, предложения .

    Эксперимент есть такое изучение объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем, создания искусственных условий, необходимых для выявления тех или иных свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении.

    Познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие существенных свойств, отношений и связей предметов, прежде всего выделяет из совокупности наблюдаемых фактов те, которые вовлекаются в его практическую деятельность. Человек мысленно как бы расчленяет предмет на его составляющие стороны, свойства, части. Изучая, например, дерево, человек выделяет в нем разные части и стороны; ствол, корни, ветви, листья, цвет, форму, размеры и т.д. Познание явления путем разложения его на составляющие называется анализом. Другими словами, анализ как прием мышления представляет собой мысленное разложение предмета на составляющие его части и стороны, что дает человеку возможность отделять предметы или какие-либо их стороны от тех случайных и преходящих связей, в которых они даны ему в восприятии. Без анализа невозможно никакое познание, хотя анализ еще не выделяет связей между сторонами, свойствами явлений. Последние устанавливаются, путем синтеза. Синтез представляет собой мысленное объединение расчленяемых анализом элементов .

    Человек разлагает мысленно предмет на составные части для того, чтобы обнаружить сами эти части, чтобы узнать, из чего состоит целое, а затем рассматривает его как составленный из этих частей, но уже обследованных по отдельности.

    Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с предметами при выполнении практических действий с ними, человек стал мысленно анализировать, синтезировать вещь. Анализ и синтез являются основными приемами мышления, потому что процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира и практической деятельности человека.

    Индукция и дедукция. В качестве метода исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда единичных фактов. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Индуктивный метод познания, требующий идти от фактов к законам, диктуется самой природой познаваемого объекта: в нем общее существует в единстве с единичным, частным. Поэтому для постижения общей закономерности нужно исследовать единичные вещи, процессы.

    Индукция является лишь моментом движения мысли. Она тесно связана с дедукцией: любой единичный объект может быть осмыслен, лишь, будучи включенным в систему уже имеющихся я вашем сознании понятий .

    Объективным основанием исторического и логического методов познания является реальная история развития познаваемого объекта во всем его конкретном многообразии и основная, ведущая тенденция, закономерность этого развития. Так, история развития человечества представляет собой динамику жизни всех народов нашей планеты. Каждый имеет из них свою неповторимую историю, свои особенности, получившие выражение в быте, нравах, психологии, языке, культуре и т.д. Всемирная история – это бесконечно пестрая картина жизни человечества различных эпох и стран. Тут и необходимое, и случайное, и существенное, я второстепенное, и уникальное, и сходное, и единичное, и общее . Но, несмотря на это бесконечное многообразие жизненных путей различных народов, в их истории есть нечто общее. Все народы, как правило, прошли через одни и те же общественно-экономические формации. Общность жизни человечества проявляется во всех областях: и в хозяйственной, и в социальной, и в духовной. Вот эта общность и выражает объективную логику истории Исторический метод предполагает исследование конкретного процесса развития, а логический метод – исследование общих закономерностей движения объекта познания. Логический метод является не чем иным, как тем же историческим способом, только освобожденным от его исторической формы и от нарушающих его случайностей.

    Сущность метода моделирования заключается в воспроизведении свойств объекта на специально устроенном его аналоге – модели. Модель – это условный образ какого-либо объекта. Хотя всякое моделирование огрубляет и упрощает объект познания, оно служит важным вспомогательным средством исследования. Оно дает возможность осуществлять исследование процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала, что часто бывает необходимо из-за неудобства или невозможности исследования самого объекта .

    Общенаучные методы познания не подменяют конкретно-научных приемов исследования, напротив, они преломляются в последних и находятся с ними в диалектическом единстве. Вместе с ними они выполняют общую задачу – отражение объективного мира в сознании человека. Общенаучные методы значительно углубляют познание, позволяют вскрыть более общие свойства и закономерности действительности.

    2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Специально-исторические, или общеисторические, методы исследования представляют собой то или иное сочетание общенаучных методов, направленных на изучение объекта исторического познания, т.е. учитывающих особенности этого объекта, выраженные в общей теории исторического познания .

    Разработаны следующие специально-исторические методы: генетический, сравнительный, типологический, системный, ретроспективный, реконструктивный, актуализации, периодизации, синхронный, диахронный, биографический. Также применяются методы, связанные с вспомогательными историческими дисциплинами – археологией, генеалогией, геральдикой, исторической географией, исторической ономастикой, метрологией, нумизматикой, палеографией, сфрагистикой, фалеристикой, хронологией и др.

    К числу основных общеисторических методов научного исследования относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

    Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. Этот объект отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем – к общему и всеобщему. По логической природе историко-генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации об исследуемой реальности – описательным .

    Специфика этого метода не в конструировании идеальных образов объекта, а в обобщении фактических исторических данных по направлению к воссозданию общей научной картины социального процесса. Его применение позволяет понять не только последовательность событий во времени, но и общую динамику социального процесса.

    Ограничения этого метода состоят в недостаточном внимании к статике, т.е. к фиксированию некоей временной данности исторических явлений и процессов, может возникнуть опасность релятивизма. Кроме того он «тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. Наконец, историко-генетический метод при всей давности и широте применения не имеет разработанной и четкой логики и понятийного аппарата. Поэтому его методика, а следовательно и техника, расплывчаты и неопределенны, что затрудняет сопоставление и сведение воедино результатов отдельных исследований .

    Идиографический метод был предложен Г.Риккертом в качестве главного метода истории . Сущность идиографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов, которые формируются ученым-историком на основе их «отнесения к ценности». По его мнению, история индивидуализирует события, выделяя их из бесконечного множества т.н. «исторический индивидуум», под которым понималась и нация, и государство, отдельная историческая личность .

    С опорой на идиографический метод применяется метод идеографический - способ однозначной записи понятий и их связей с помощью знаков, или описательный метод. Идея идеографического метода восходит к Луллио и Лейбницу .

    Историко-генетический метод близок к идеографическому методу, особенно при его использовании на первом этапе исторического исследования, когда происходит извлечение информации из источников, их систематизация и обработка. Тогда внимание исследователя сосредоточивается на отдельных исторических фактах и явлениях, на их описании в противовес выявлению черт развития .

    Познавательные функции сравнительно-исторического метода :

    Выделение в явлениях различного порядка признаков, их сравнение, сопоставление;

    Выяснение исторической последовательности генетической связи явлений, установление их родовидовых связей и отношений в процессе развития, установление различий в явлениях;

    Обобщение, построение типологии социальных процессов и явлений. Таким образом, этот метод шире и содержательнее, чем сравнения и аналогии. Последние не выступают как особый метод исторической науки. Они могут применяться в истории, как и в других областях познания, и независимо от сравнительно-исторического метода.

    В целом историко-сравнительный метод обладает широкими познавательными возможностями .

    Во-первых, он позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов; выявлять общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличное, с другой. Тем самым заполняются пробелы и исследование доводится до завершенного вида.

    Во-вторых, историко-сравнительный метод дает возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелям.

    В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических методов и менее описателен, чем историко-генетический метод.

    Успешное применение историко-сравнительного метода, как всякого другого, требует соблюдения ряда методологических требований. Прежде всего, сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство.

    Сравнивать можно объекты и явления и однотипные и разнотипные, находящиеся на одних и тех же и на разных стадиях развития. Но в одном случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходств, в другом – различий. Соблюдение указанных условий исторических сравнений в сущности означает последовательное проведение принципа историзма.

    Выявление существенности признаков, на основе которых должен проводиться историко-сравнительный анализ, а также типологии и стадиальности сравниваемых явлений чаще всего требует специальных исследовательских усилий и применения других общеисторических методов, прежде всего историко-типологического и историко-системного. В сочетании с этими методами историко-сравнительный метод является мощным средством в исторических исследованиях. Но и этот метод, естественно, имеет определенный диапазон наиболее эффективного действия. Это – прежде всего изучение общественно-исторического развития в широком пространственном и временном аспектах, а также тех менее широких явлений и процессов, суть которых не может быть раскрыта путем непосредственного анализа ввиду их сложности, противоречивости и незавершенности, а также пробелов в конкретно-исторических данных .

    Историко-сравнительному методу присуща определенная ограниченность, следует иметь в виду и трудности его применения. Этот метод в целом не направлен на раскрытие рассматриваемой реальности. Посредством его познается, прежде всего, коренная сущность реальности во всем его многообразии, а не ее конкретная специфика. Сложно применение историко-сравнительного метода при изучении динамики общественных процессов. Формальное применение историко-сравнительного метода чревато ошибочными выводами и наблюдениями .

    Историко-типологический метод. И выявление общего в пространственно-единичном, и выделение стадиально-однородного в непрерывно-временном требуют особых познавательных средств. Таким средством является метод историко-типологического анализа. Типологизация как метод научного познания имеет своей целью разбиение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы (классы) на основе присущих им общих существенных признаков. Типологизация, будучи по форме разновидностью классификации, является методом сущностного анализа .

    Выявление качественной определенности рассматриваемой совокупности объектов и явлений необходимо для выделения образующих эту совокупность типов, а знание сущностно-содержательной природы типов – непременное условие определения тех основных признаков, которые присущи этим типам и которые могут быть основой для конкретного типологического анализа, т.е. для раскрытия типологической структуры исследуемой реальности.

    Принципы типологического метода могут быть эффективно применены только на основе дедуктивного подхода . Он состоит в том, что соответствующие типы выделяются на основе теоретического сущностно-содержательного анализа рассматриваемой совокупности объектов. Итогом анализа должно быть не только определение качественно отличных типов, но и выявление тех конкретных признаков, которые характеризуют их качественную определенность. Это создает возможность для отнесения каждого отдельного объекта к тому или иному типу.

    Отбор конкретных признаков для типологизации может быть многовариантным. Это диктует необходимость применения при типологизации как совмещенного дедуктивно-индуктивного, так и собственно индуктивного подхода. Суть дедуктивно-индуктивного подхода состоит в том, что типы объектов определяются на основе сущностно-содержательного анализа рассматриваемых явлений, а те существенные признаки, которые им присущи, - путем анализа эмпирических данных об этих объектах .

    Индуктивный подход отличается тем, что здесь и выделение типов и выявление их наиболее характерных признаков основывается на анализе эмпирических данных. Таким путем приходится идти в тех случаях, когда проявления единичного в особенном и особенного в общем многообразны и неустойчивы.

    В познавательном плане наиболее эффективна такая типизация, которая позволяет не просто выделить соответствующие типы, но и установить как степень принадлежности объектов к этим типам, так и меру их сходства с другими типами. Для этого необходимы методы многомерной типологизации.

    Его применение приносит наибольший научный эффект при исследовании однородных явлений и процессов, хотя сфера распространения метода ими не ограничена. В исследовании как однородных, так и разнородных типов одинаково важно, чтобы изучаемые объекты были соизмеримы по основному для данной типизации факту, по наиболее характерным признакам, лежащим в основе исторической типологии .

    Историко-системный метод базируется на системном подходе. Объективной основой системного подхода и метода научного познания является единство в общественно-историческом развитии единичного (индивидуального), особенного и общего. Реально и конкретно это единство и выступает в общественно-исторических системах разного уровня .

    Индивидуальные события обладают теми или иными только им свойственными чертами, которые не повторяются в других событиях. Но эти события образуют определенные виды и роды человеческой деятельности и отношений, а, следовательно, наряду с индивидуальными они имеют и общие черты и тем самым создают определенные совокупности со свойствами, выходящими за пределы индивидуального, т.е. определенные системы.

    Отдельные события включаются в общественные системы и через исторические ситуации. Историческая ситуация – это пространственно-временная совокупность событий, образующих качественно определенное состояние деятельности и отношений, т.е. это та же общественная система.

    Наконец исторический процесс в своей временной протяженности имеет качественно отличные этапы или стадии, которые включают определенную совокупность событий и ситуаций, составляющих подсистемы в общей динамической системе общественного развития .

    Системный характер общественно-исторического развития означает, что все события, ситуации и процессы этого развития не только казуально обусловлены и имеют причинно-следственную связь, но также и функционально связаны. Функциональные связи как бы перекрывают связи причинно-следственные, с одной стороны, и имеют комплексный характер, с другой. На этом основании полагают, что в научном познании определяющее значение должно иметь не причинное, а структурно-функциональное объяснение .

    Системный подход и системные методы анализа, к которым относятся структурный и функциональный анализы, характеризуется целостностью и комплексностью. Изучаемая система рассматривается не со стороны ее отдельных аспектов и свойств, а как целостная качественная определенность с комплексным учетом как ее собственных основных черт, так и ее места и роли в иерархии систем. Однако для практической реализации этого анализа первоначально требуется вычленение исследуемой системы из органически единой иерархии систем. Эту процедуру называют декомпозицией систем. Она представляет сложный познавательный процесс, ибо нередко весьма сложно выделить определенную систему из единства систем .

    Вычленение системы должно проводиться на основе выявления совокупности объектов (элементов), обладающих качественной определенностью, выраженной не просто в тех или иных свойствах этих элементов, но и, прежде всего в присущих им отношениях, в характерной для них системе взаимосвязей. Вычленение исследуемой системы из иерархии систем должно быть обоснованным. При этом могут быть широко использованы методы историко-типологического анализа.

    С точки зрения конкретно-содержательной, решение указанной задачи сводится к выявлению системообразующих (системных) признаков, присущих компонентам выделяемой системы.

    После выделения соответствующей системы следует ее анализ как таковой. Центральным здесь является структурный анализ, т.е. выявление характера взаимосвязи компонентов системы и их свойств итогом структурно-системного анализа будут знания о системе как таковой. Эти знания имеют эмпирический характер, ибо они сами по себе не раскрывают сущностной природы выявленной структуры. Перевод полученных знаний на теоретический уровень требует выявления функций данной системы в иерархии систем, где она фигурирует в качестве подсистемы. Эта задача решается функциональным анализом, раскрывающим взаимодействие исследуемой системы с системами более высокого уровня .

    Только сочетание структурного и функционального анализа позволяет познать сущностно-содержательную природу системы во всей ее глубине. Системно-функциональный анализ дает возможность выявить, какие свойства окружающей среды, т.е. систем более высокого уровня, включающих в себя исследуемую систему как одну из подсистем, определяют сущностно-содержательную природу данной системы .

    Недостатком этого метода является применение его только при синхронном анализе, что чревато нераскрытием процесса развития. Другой недостаток – опасность чрезмерного абстрагирования – формализации изучаемой реальности.

    Ретроспективный метод . Отличительной чертой этого метода является направленность от настоящего к прошлому, от следствия к причине. В своем содержании ретроспективный метод выступает, прежде всего, как прием реконструкции, позволяющий синтезировать, корректировать знания об общем характере развития явлений .

    Прием ретроспективного познания состоит в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины данного события. Речь в данном случае идет о первопричине, прямо относящейся к этому событию, а не о его отдаленных исторических корнях. Ретро-анализ показывает, например, что первопричина отечественного бюрократизма состоит в советском партийно-государственном устройстве, хотя ее пытались находить и в николаевской России, и в петровских преобразованиях, и в приказной волоките Московского царства. Если при ретроспекции путь познания – это движение от настоящего к прошлому, то при построении исторического объяснения – от прошлого к настоящему в соответствии с принципом диахронии .

    Целый ряд специально-исторических методов связан с категорией исторического времени. Это методы актуализации, периодизации, синхронный и диахронный (или проблемно-хронологический).

    Первый шаг в работе историка – составление хронологии. Второй шаг – это периодизация. Историк разрезает историю на периоды, заменяет неуловимую непрерывность времени некоей означающей структурой. Выявляются отношения прерывности и непрерывности: непрерывность имеет место внутри периодов, прерывность – между периодами.

    Периодизировать значит, таким образом, выявлять прерывность, нарушения преемственности, указывать на то, что именно меняется, датировать эти изменения и давать им предварительное определение. Периодизация занимается идентификацией преемственности и её нарушений. Она открывает путь интерпретации. Она делает историю если и не вполне доступной пониманию, то, по крайней мере, уже мыслимой.

    Историк не занимается реконструкцией времени во всей его полноте для каждого нового исследования: он берёт то время, над которым уже работали другие историки, периодизация которого имеется. Поскольку задаваемый вопрос приобретает легитимность лишь в результате своей включённости в исследовательское поле, историк не может абстрагироваться от предшествующих периодизаций: ведь они составляют язык профессии.

    Диахронический метод характерен для структурно-диахронического исследования, которое представляет собой особый вид исследовательской деятельности, когда решается задача выявления особенностей построения во времени разнообразных по природе процессов. Его специфика выявляется через сопоставление с синхронистическим подходом. Термины «диахрония» (разновременность) и «синхрония» (одновременность), введенные в языкознание швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром, характеризует последовательность развития исторических явлений в некоторой области действительности (диахрония) и состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония) .

    Диахронический (разновременный) анализнаправлен на изучение сущностно-временных изменений исторической реальности. С его помощью можно ответить на вопросы о том, когда может наступить то или иное состояние в ходе изучаемого процесса, как долго оно будет сохраняться, сколько времени займет то или иное историческое событие, явление, процесс .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Методы научного познания – это совокупность приемов, норм, правил и процедур, регулирующих научное исследование, и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Научный метод – это способ поиска ответов на научно поставленные вопросы и одновременно способ постановки таких вопросов, сформулированных в виде научных проблем. Таким образом, научный метод – это способ добывания новой информации для решения научных проблем.

    В основе истории как предмета и науки лежит историческая методология. Если во многих других научных дисциплинах существует два основных метода познания, а именно – наблюдение и эксперимент, то для истории доступен только первый метод. Даже несмотря на то, что каждый истинный ученый старается уменьшить до минимума воздействие на объект наблюдения, он все равно по-своему трактует увиденное. В зависимости от методологических походов, применяемых ученым, мир получает различные трактовки одного и того же события, разнообразные учения, школы и так далее.

    Использование научных методов познания выделяет историческую науку в таких сферах как историческая память, историческое сознание и историческое познание, конечно при условии, что использование этих методов будет правильным.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

      Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984

      Бочаров А.В. Основные методы исторического исследования: Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2006. 190 с.

      Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования.-М., 1961

      Иванов В.В. Методология исторической науки.- М., 1985

      Бочаров А.В. Основные методы исторического исследования: Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2006. 190 с