Компетенции бизнесмена. Ключевые компетенции предпринимателя. Основные компетенции предпринимателя

Быкина Галина Николаевна
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г.Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация: эффективными инструментами вовлечения молодых людей в предпринимательство должна стать практическая направленность обучения, в результате чего студенты получают реальные знания, которые сразу можно применять в работе, открывают новые возможности для трудоустройства, ценятся крупными и международными компаниями как при приеме на работу, так и при продвижении по карьерной лестнице. Формирование предпринимательских компетенций и практических навыков осуществляется в результате освоения профессиональных модулей.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские компетенции, профессиональные модули, образовательная поддержка, работодатель, трудоустройство.

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS ENROLLED IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS
G. N. Bykina
State humanitarian and technological university

Summary: The practical orientation of training therefore students gain real knowledge which can be applied directly in work shall become effective instruments of involvement of young people in an entrepreneurship, open new opportunities for employment, are appreciated by the large and international companies both in case of employment, and in case of career ladder promotion. Forming of entrepreneurial competences and practical skills is performed as a result of development of professional modules.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial competences, professional modules, educational support, employer, employment.

Устоявшееся мнение, что предприниматель, занятый в среднем и малом бизнесе, может рассчитывать только на себя и собственные возможности, уже не соответствует нынешним реалиям. Государство оказывает мощную поддержку субъектам предпринимательства, которая может стать отличным подспорьем для старта и развития проекта. Программы разноплановые, есть прямое субсидирование малого бизнеса, бесплатное обучение, помощь во взятии кредитов, участие в ярмарках на льготных условиях и многое другое.

В соответствии с распоряжением от 23 февраля 2018 года №305-р из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 1,5 млрд рублей на реализацию молодёжного проекта «Россия – страна возможностей», в том числе проекта «Билет в будущее», проведение всероссийских молодёжных конкурсов «Лидеры России» и «Мой первый бизнес». Эти проекты нацелены на формирование сообщества профессионально ориентированных учащихся, интересующихся востребованными на рынке труда специальностями и современными технологиями, увеличение численности молодых специалистов, поступающих на работу на предприятия реального сектора экономики, создание кадрового резерва из молодых и перспективных управленцев для экономики и государственной службы, повышение интереса школьников и студентов к реализации собственных проектов.
Для поддержки молодежного предпринимательства бюджет содержит отдельную статью расходов. Как правило, поддержка проводится через гранты на конкурсной основе.

Среди приоритетных задач Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации стоит создание новых рабочих мест, а так же предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям .

В положении проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года среди эффективных способов достижения целей данной стратегии указаны:
Разработка и внедрение стандартов оказания образовательной поддержки субъектам МСП.
Реализация образовательных программ по основам предпринимательства, налогам, бухучету и проектной деятельности через сеть организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Развитие института наставничества при участии предпринимательского сообщества, вузов, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Поддержка молодежного предпринимательства и др. .

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и актуализации государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Количество и мотивированность молодежи, пополняющей сферу предпринимательства, в качестве ее агентов, являются важнейшей составляющей здорового состояния и развития бизнеса.
В результате наличия мотивации к занятию собственным бизнесом среди представителей различных социальных групп и слоев становится возможным инновационное развитие общества, необходимость которого подчеркивается высшим руководством в нашей стране .

С этой целью и в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) преподавателями колледжа используются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, применяются разнообразные методы, приемы и формы работы.
В соответствии с пунктом 7.15. ФГОС СПО и для освоения методов и технологий профессионально-педагогической деятельности, повышения уровня теоретических и практических знаний в соответствии с квалификацией преподаватели колледжа проходят профессиональную переподготовку в образовательных организациях дополнительного профессионального образования («Международная академия экспертизы и оценки»), стажировки на действующих предприятиях (ООО «Ликинский автобусный завод»).

Основной задачей переподготовки и стажировки преподавателей является формирование целостного представления о профессиональной деятельности специалиста, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте профессии и его готовности к выполнению образовательно-воспитательных функций.

Практическая направленность обучения студентов определяется программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям. Изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин направлено на формирование общих и некоторых профессиональных компетенций. Преподаватели постоянно ориентируют студентов на выполнение основных видов профессиональной деятельности, связанных с предпринимательством и малым бизнесом. Содержание дисциплин общепрофессионального цикла направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей. Освоение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта, формирования профессиональных компетенций, проявлению интереса в том числе к предпринимательской деятельности.
В связи с этим, при проведении теоретических занятий используются такие формы организации занятий, как проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, аудиторная самостоятельная работа. При проведении практических занятий активно используются кейс-методы, деловые игры, практические работы, направленные на формирование профессиональных компетенций. Внеаудиторная самостоятельная работа студента позволяет студентам определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. В рамках привлечения внимания студентов к предпринимательству в учебные планы введена дисциплина "Основы предпринимательской деятельности", где студенты знакомятся с основами создания своего дела, вопросами государственной регистрации организации и осуществлением экономической и хозяйственной деятельности создаваемого предприятия.

С целью понимания сущности и осознания социальной значимости своей будущей профессии, проявления устойчивого интереса к предпринимательству организуются и проводятся:
мастер-классы с участием менеджеров компаний региона, председателем и членами Совета предпринимателей городского округа;
научно-практические конференции различной направленности «Истоки предпринимательства моей малой Родины», «ВТО: плюсы и минусы», «Династии предпринимателей», «Путь к успеху»;
конкурсы и олимпиады, связанные с коммерческой деятельностью и предпринимательством (Всероссийская олимпиада по экономике от проекта mega-talant.com; Областная олимпиада по специальности «Коммерция»);
встречи с выпускниками, способствующие обеспечению профессиональной преемственности и формированию устойчивого и уважительного отношения к профессии.

Для усиления практической направленности студентов проводятся производственные экскурсии. Студенты знакомятся с хозяйственной деятельностью предприятий города и района: ПК «Дулевский Фарфор»; ООО «Ликинский автобусный завод»; ЗАО «Славянский пух»; ТЦ «Орион»; «Центр занятости» и др.

Особая роль отводится различным видам практик (п. 7.14. ФГОС СПО). Практика - обязательный раздел ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности. Одной из форм проведения занятий по учебной практике является организация и проведение деловой игры «Моделирование экономики и менеджмента». Создавая свои организации, студенты овладевают практическими навыками осуществления предпринимательской деятельности, отрабатывают процесс принятия решения с учетом конъюнктуры рынка. Производственная практика состоит из двух этапов: практики производственной и преддипломной практики. Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно. после Базой практики выступают предприятия и организации города и района, поскольку квалификации будущих выпускников позволяют им приобретать практический опыт в разных сферах человеческой деятельности.

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении экзаменов квалификационных. Преподавателями разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда входят аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых и контрольных заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю.

Большая роль в практическом обучении студентов отводится работодателям. Современный работодатель вырабатывает общие требования к компетентности специалистов, что облегчает процесс профессиональной адаптации выпускников. Организации и предприятия получают специалиста, соответствующего их потребностям. Студенты получают приглашение для трудоустройства в организации, где они проходили производственную практику.
Многие выпускники колледжа становятся высококвалифицированными специалистами, руководителями и коммерческими директорами промышленных и торговых предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.

Практическая направленность обучения позволит выпускать из колледжа специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.

Литература
1. Основные положения проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 305-р (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2018 г. N 1878-р).
3. Речь Дмитрия Медведева на экономическом форуме в Красноярске. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pbussr.ru.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2014 N 32499), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2014 N 32855.

Формирование профессиональных компетенций в области предпринимательства студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Намрова Евгения Савровна

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»

Среди молодежи становятся более востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане.

Сегодня важно обучить студентов предпринимательству как объективному явлению, учитывая все его противоречия, конфликты интересов и конкуренцию.

Необходимо разъяснить важность добросовестного предпринимательства в структуре современного общества, научить управлять собственным бизнесом, достигать успеха на рынке в конкурентной борьбе при создании новейших видов товаров.

В настоящее время к ведению бизнеса предъявляются новые требования, что выражается в способности делиться своими открытиями и проблемами с коллегами и конкурентами, заглядывать за пределы компании, чтобы не пропустить инновации и рыночные тренды, распределять задачи и управлять большими рассредоточенными коллективами, часть из которых может быть распределена по всему миру.

Однако новые роли и задачи ставятся перед старыми людьми, которые не могут, а порой даже не хотят отказаться привычного образа ведения бизнеса, что повышает актуальность вопроса формирования профессиональных компетенций в области предпринимательства .

Для того чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы для достижения успеха. Модель компетенций молодого предпринимателя представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Модель компетенций молодого предпринимателя

Использование возможностей

Инициатива

Владение и использование информации

Настойчивость

Ответственность за обязательства

Повышение эффективности

Взаимодействие и отношения

    Надежность и честность

    Признание важности деловых отношений

    Развитие деловых контактов

Образование

    Стремление к самосовершенствованию

    Ориентация в профессиональной сфере

Личностные возможности

    Опыт и экспертиза

    Работоспособность и трудолюбие

    Самоорганизация

    Осознание собственных возможностей

    Креативность и нестандартное мышление

    Последовательность

Лидерство

    Уверенность в себе

    Влияние и убеждение

    Умение работать в команде

    Директивность

    Повышение уровня образования сотрудников

Предпринимательское мышление

    Целенаправленность и планирование

    Разрешение проблемных ситуаций

    Эффективность

    Результативность

Под предпринимательскими компетенциями понимают круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе .

Предпринимательская компетенция включает в себя следующие основополагающие аспекты, которыми должен обладать молодой предприниматель для успешности в бизнесе:

    Работоспособность и высокая устойчивость к нагрузкам.

    Особое мышление, направленное в сторону цели и эффективности работы.

    Высокий уровень коммуникабельности, делового общения и гибкости.

    Личная ответственность и готовность к риску.

    Ориентация в профессиональной сфере и образованность.

Становясь активными участниками образовательного процесса, студенты учатся множеству действий:

    Находить информацию в различных источниках,

    Узнают объем и норму своей деятельности,

    Могут системно выстраивать свои знания,

    Формируют целостную систему мира вокруг себя,

    Стимулируют свою творческую направленность,

    Решают проблемы различного уровня

    Развивают способность не бояться сложных задач и ситуаций,

    Формируют систему культурных ценностей человека.

Наряду с профессиональными компетенциями (знания в области экономики, бизнеса, финансов и др.) и личностными (стремление к достижению успеха, инициативность, самостоятельность в постановке целей) авторы указывают на важность социальных компетенций (умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, сотрудничество и др.).

Выходя в профессиональную деятельность, молодому предпринимателю приходится проходить профессионально-предметную и социальную адаптацию. Социальная адаптация состоит в развитии социальных качеств (согласования и взаимодействия с другими людьми, сотрудничества, взаимопомощи, общения и взаимодействия в процессе труда, принятия совместных решений). Этот процесс протекает особенно сложно для молодого специалиста, поскольку развитие названных качеств не включено в учебный процесс и содержание образования. Поэтому необходимо искать такие методы, которые обеспечивали бы развитие всего комплекса предпринимательских компетенций. Решение этой проблемы представляется в области применения знаково-контекстного обучения . Это согласуется с мнением А.А. Вербицкого, который указывает, что теория и технология контекстного обучения может быть использована в качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология знаково-контекстного обучения, созданная в рамках деятельностного подхода, направлена на формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого. Для формирования профессиональных компетенций учащихся необходимо создание таких условий обучения, при которых обеспечивается переход от исключительно познавательной деятельности к профессиональному типу деятельности. При этом меняются потребности, мотивы, цели действия, средства обучаемого. Происходит формирование профессиональных компетенций .

Контекстный подход предполагает создание таких условий, при которых знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных ситуаций. Знания не изолированы, а системны. Проявляется коллективный характер профессионального труда, предполагающий межличностные взаимодействия специалистов, обмен мнениями, принятие решений. Сущность знаково-контекстного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Таким образом, технологию знаково-контекстного обучения целесообразно использовать для развития предпринимательских компетенций учащихся.

Важный акцент в знаково-контекстном обучении делается на воспроизведение социального аспекта профессиональной деятельности, который способствует формированию умений взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и за других. Наиболее распространенными формами воссоздания социального контекста являются следующие формы и методы обучения: метод анализа конкретных и производственных ситуаций и ситуационных задач, деловые игры, проблемные ситуации, НИР студентов, метод проектов, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование. С их помощью происходят моделирование, имитация профессиональной деятельности. Но существует еще одна форма развития предпринимательских компетенций студентов, которую по уровню напряжения интеллектуальных ресурсов и выраженности мотивации, дефициту времени и стрессогенности можно максимально приблизить к реальной деятельности предпринимателя. Этой формой является участие студентов в конкурсах, посвященных разработке бизнес-проектов.

Если рассматривать эту форму работы со студентами в рамках знаково-контекстного подхода, то она является частью базовой учебно-профессиональной деятельности и более чем иные формы и методы способствует развитию социальных компетенций (умений работать в команде, согласовывать свои действия с партнерами, проявлять организаторские и лидерские способности, совместно принимать решения и др.).

Модель формирования предпринимательских компетенций предполагает последовательность: овладение теоретическими знаниями, затем через формирование умений и навыков - к формированию устойчивых личностных качеств – компетенций.

Основываясь на принципах сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности, преподаватель и студент смогут добиться наилучших результатов. Формирование предпринимательской компетенции через обучение предметам общеобразовательного и профессионального цикла в образовательном учреждении дает личности возможность на успешное будущее, а государству развитие экономики быстрыми темпами во всех отраслях промышленности .

Список литературы

    Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19415 (дата обращения: 05.04.2018).

    Гилязова А.А., Шарапов А.Р., Багаутдинова Н.Г. Совершенствование организационно - экономического механизма управления инновациями. Изд - во КНИТУ.: Казань, 2012. 260 с.

    Комиссарова М.А., д.э.н., доцент кафедры «Экономика производства», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск

    Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый логос, 2000. 133 с.

    Трусова Л.А . Особенности формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2; URL: . ru/102- 5757 (дата обращения: 03.04.2018).

    Хуторской А.В . Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2014.

Одной из ключевых компетенцийпредпринимателя является целеполагание и его эффективность

А. Бандура считает, что постановка целей формирует самоэффективность. В его исследования совместно с Д. Шанка была выявлена роль специфики ближних и дальних целей для эффективности самообучения. Постановка выполнимых ближайших подцелей помогает повысить скорость и качество решения, сконструировать стойкое чувство собственной эффективности и интереса к решению профессиональных задач. Трудные и далекие цели уменьшают способность к самоэффективности. На основе его эмпирических исследований было выявлено, что оптимально поставленные цели должны быть: конкретными и ясными, ближними во времени и пространстве, достижимыми, чтобы заставляли упорно трудиться, поэтапно возрастающими, но структурированными в системе.

Последовательное достижение частных вспомогательных целей заставляет чаще испытывать ощущение успеха, что оказывается основной самоэффективности. Обучение в экономических вузах производится с помощью обучению данному предмету - в различных его аспектах - либо в управлении персоналом, тренингах, таймменеджменте и т.д.Байсбаев Е.А. Современные подходы к формированию ключевых компетентностей.// Вопросы педагогики, 2011, №2. С.76 Однако, пробел и проблема существует в том, что при определении целей нигде и никак не берется в расчет - не определяется параллельно - персональная и корпоративная идентификация, смысл жизни, смысл существования и деятельности компании. Таким образом, ценностный смысл существования компании должен быть совмещен с ценностным смыслом жизни данного предпринимателя и эти два понятия должны быть взаимодополняющими. Однако, поскольку, чаще всего, они существуют параллельно, то возникают кризисы среднего возраста, когда оценивается шкала достижений и человек понимает, а ради чего были сделаны те или иные достижения? Это на личностном уровне. На уровне работы компании оценивается ее миссии, как главный выразитель ее жизненных и корпоративных ценностей.

Однако, в российской практике миссия определяется часто формально. Функции же миссии состоят в выполнении заданных стратегических целей компании. Также нередко существует ситуация, когда у каждого топ-менеджера компании существует собственное видение стратегических целей компании и их достижения. Стратегические цели компании и пути их достижения призваны формировать ее корпоративную культуру, которая проявляется чрез систему ценностей и их проявлений, особой индивидуальности, которая фиксируется в социальной среде среди других агентов рынка. Существует взаимозависимость развития корпоративной культуры и специфики развития компании. Чем больше компания обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, тем больше вероятности наступления событий, что они же «вытащат» на передний рубеж по всем ярким заявленным индексируемым показателям.

Корпоративная культура призвана обеспечить конкурентоспособность компании на рынке, высокую прибыльность через создание имиджа, репутации, лояльность сотрудников к руководству и принимаемым ими решениям. Так, первой ключевой компетентностью предпринимателя является - способность грамотно осуществлять работу с целями и ценностями компании.

Второй ключевой компетентностью оказывается - коммуникативная компетентность и построение грамотной работы. Ручкина Т. В. Понятие компетентности и основные компетенции в профессиональной среде. // Экономика и социум, 2014, № 2. С. 28

Профессиональная деятельность тесно связана с огромным потоком коммуникации, поэтому возникает проблема повышения уровня его регуляции, интеграции и подконтрольности. Предприниматель должен не только знать коммуникативные технологии, но и уметь их применять в заданном ситуацией контенте и грамотно интерпретировать собеседника. Компетентность оценивается с позиции бизнес-процессов взаимодействия компании с заинтересованными участниками рынка, а также с позиции развития персональной коммуникабельности, умения убеждать и достигать поставленных целей коммуникации. Должна быть сформирована четкая структура понимания деловых коммуникаций: для чего, почему и зачем. Кто агенты коммуникации, цель взаимодействия и определенные стратегии достижения целей.

Формируется персональная система управления внешними и внутренними коммуникациями, которая позволяет грамотно обеспечивать психологическое влияние на собеседника и противостоять влиянию с его стороны. Предприниматель, который минимизирует коммуникативную составляющую в обеспечении работы компании, «ставит ее под удар» по уровню конкурентоспособности на рынке. Для этого тщательно разрабатывается стратегия и тактика всех коммуникаций компании, определяются главные точки коммуникативного воздействия, назначаются исполнители для реализации перечня коммуникативных мероприятий при участии предпринимателя. Они должны быть регламентированы и стандартизированы, что позволяет сэкономить огромное количество времени и усилий, например, при использовании новых информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях компетенции предпринимателя можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Компетенции личностного роста
  • Ш Способность проявлять лидерские качества, занимать активную гражданскую позицию и формировать команду.
  • Ш Обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и развитию целеустремленности.
  • Ш Способность нести ответственность за принимаемые управленческие решения.
  • Ш Умение управлять своим личностным и профессиональным ростом для раскрытия внутреннего потенциала и эффективного использования внешних возможностей.
  • Ш Готовность к достижению и поддержанию должного уровня физической формы и здоровья, необходимых для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Ш Способность к самоменеджменту.
  • Ш Способность к инновационности, креативности и развитию нестандартного динамичного мышления.
  • Ш Готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе.
  • 2. Мировозренческие компетенции
  • Ш Осознание социальной ответственности своей будущей профессии.
  • Ш Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.
  • Ш Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории и истории предпринимательства;
  • Ш Способность понимать роль личности и своей страны в истории человечества, политическую организацию общества.
  • Ш Способность проявлять гражданскую инициативу и обеспечивать устойчивое развитие сообществ.
  • Ш Способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения.
  • Ш Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
  • 3. Коммуникативные компетенции
  • Ш Способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь.
  • Ш Способность осуществлять деловое общение и профессиональные коммуникации: публичные выступления, презентации проектов, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.
  • Ш Владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность.
  • Ш Способность к созданию и развитию социальных сетей для поддержки и расширения бизнеса.
  • 4. Информационные компетенции
  • Ш Владение информационной культурой, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
  • Ш Способность понимать сущность, роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного бизнеса; оценивать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности.
  • Ш Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации на основе использования современного программного обеспечения для решения профессиональных задач.
  • Ш Способность работать с информацией в корпоративных и глобальных компьютерных сетях.

Существуют и иные подходы к классификации компетенций предпринимателя.

Так, директор центра предпринимательства Института МИРБИС Елена Переверзеваразделяет компетенции предпринимателя на такие блоки:

  • Ш организационный (планирование, лидерство, самостоятельность и ответственность),
  • Ш мыслительный (инициативность, проектное воображение, решительность в ситуации неопределенности),
  • Ш эмоционально-коммуникативный (контактность, стрессоустойчивость),
  • Ш личностный (целеустремленность, ориентация на результат, амбициозность).

Обучение предпринимательству должно проходить на всех этапах общего образования.

Президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Юрий Рубин видит разницу в российском и западном подходах к предпринимательству: «Несколько десятилетий у нас не было предпринимательства, потому что действовал уголовный кодекс. Кроме того, существуют мифы и иллюзии, что предпринимателям становятся от бога. Но есть другой подход, что предприниматель - это обычный человек, который реализует свой профессиональный и личностный потенциал в занятии предпринимательством и который живет за счет трудовых доходов от предпринимательской деятельности».

Юрий Рубин сформулировал список компетенций, указывая на которые можно было бы выделить предпринимателей в отдельную профессиональную группу. Во-первых, предприниматели изобретают дело; определяют цели и задачи бизнеса, предпринимательскую миссию, расставляет основные приоритеты деятельности, определяют направление развития бизнеса, формируют структуру владения бизнеса, привлекают и консолидируют ресурсы, управляют материальными и нематериальными объектами, выполняют обязательства перед партнерами и наёмными сотрудниками, защищают бизнес от различных посягательств, аккумулируют и распределяют доходы, знают, как реорганизовать или ликвидировать дело.

«Совокупность предпринимательских компетенций составляет функциональный стандарт профессионального предпринимательства. Ему должен соответствовать стандарт обучения предпринимательству, который предполагает совокупность предпринимательских компетенций и приобретение соответствующей квалификации», - объясняет Юрий Рубин.

При этом он отметил, что предпринимательство имеет отраслевой характер, поэтому компетенции предпринимательские должны иметь общие и отраслевые компоненты - в рамках разных образовательных программ можно добавлять компетенции в зависимости от специфики отрасли.

Таким образом, мы рассмотрели основные ключевые компетенции, которыми необходимо обладать предпринимателю. Они состоят из двух компетенций, которые называются: коммуникативная компетентность и компетентность в области целеполагания. Существует множество методик их формирования и внедрения во внутреннюю структуру личности. Однако, наиболее важным аспектом в данном процессе оказывается вопрос мотивации самого человека в отношении данного процесса.

Профессиональные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых специалистам в той или иной профессиональной области и самостоятельно применяемых ими в процессе профессиональной деятельности.

Предпринимателям необходимы профессиональные знания:

Экономических и правовых основ деятельности предпринимательских фирм на территории РФ и на международном рынке

Специфики и закономерности развития предметных сфер деятельности (разделение труда, инфраструктура бизнеса)

Специфики и закономерности развития собственных проф интересов и интересов окружения.

Сущности и границ делового суверенитета

Теории и практики конкурентно способного бизнеса.

Специфики и закономерности развития межфирменной среды бизнеса.

Специфики и закономерности развития внутрифирменной среды бизнеса.

Схем достижения и поддержания власти, методов воздействия на окружение.

Специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.

Для многих предпринимателей школой бизнеса является сама жизнь. Однако с конца 20 века во всем мире широкое распространение получают различные программы предпринимательского образования (детские бизнес школы и лагеря, специализированные программы для студентов, программы для взрослых людей, имеющих не только высшее образование, но и практический опыт работы).

Понятие предпринимательского бизнес-планирования в широком и узком смысле. Принципы планирования

В широком смысле Бизнес – планирование – это определение миссии организации, ее стратегии, разработка бизнес-плана.

В узком смысле Бизнес – планирование – это разработка бизнес-плана

Принципы планирования

Гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

Непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

Участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

Итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование.

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.

Долгосрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет.

Краткосрочное планирование осуществляется на ближайшие 1-3 года

Текущее планирование – осуществляется краткосрочное планирование как правило на 1 год.

58. Назначение бизнес–плана, его структура

БП – это документ, показывающий инвестиционную привлекательность любого проекта или бизнеса.

Бизнес-план служит трем основным целям:

Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Элементы бизнес-плана:1. Резюме 2. Описание предприятия и отрасли 3. Описание продукции (услуг) 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) 5. Производственный план 6. Организационный план 7. Финансовый план 8. Направленность и эффективность проекта 9. Риски и гарантии 10. Приложения