Главным политическим институтом является институт. Политические институты в современной россии. Демократия и её основные черты

Довольно часто учащемуся необходимо получить ясное представление о том, что такое политический институт. Данная тема является смежной с темой «Институты». Собственно они бывают: социальные, правовые, политические. На своих курсах подготовки , кстати, мы детально разбираем не только эти виды, но сущность понятия. Так что рекомендую.

Понятие, типология и признаки политических институтов

Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. К ним относятся:

  • государство,
  • учреждения власти (парламент, президент, муниципалитеты, мэрии, политические партии и пр.);
  • гражданское общество, включая общественные организации и движения.

Эти субъекты политической системы изучались классиками — мыслителями Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, исследователями XX ст. – знаменитым юристом М. Ориу, социологом Т. Лукманом, политологом Б. Ротстайном, философом А. Панариным и др.

С древнейших времен люди боролись за обладание материальными и нематериальными благами. С переходом к земледелию в племенах произошло расслоение: выделились непосредственно земледельцы, скотоводы и воины, жрецы. Последние стали доминировать над хлебопашцами, используя физическую силу и моральное превосходство; начали господствовать в первых общинах-государствах. Постепенно механизм видоизменялся, выстраивался административный аппарат.

Следовательно, институциализация оформилась еще в древности наравне с выделением прочих социальных образований: собственности, семьи, религии.
Ее ключевые функции:
— консолидация разных социальных прослоек с различными интересами, смягчение их разногласий;
— представление и удовлетворение потребностей совокупных слоев населения;
— распределение материальных благ, регулирование труда и производства;
— сохранение духовных достижений;
— создание условий для дальнейшей эволюции системы правления.

Для перечисленного выше класса формирований характерно наличие:
— членов – участников;
— полномочий;
— ресурсов, позволяющих реализовывать их миссию;
— ролей и норм.

Государство как политический институт

Государство – главный политический институт. Такое определение дают ему большинство ученых. Феномен представляет собой специфическое образование, которое при помощи руководства и принуждения в лице правительства управляет постоянным населением на конкретной территории и контактирует с другими странами.

Государство обладает широкими полномочиями и опирается на следующие категории ресурсов:
— экономические (земля, ископаемые, производственные мощности, деньги и т.д.);
— социальные (образование, медицина, соцобеспечение);
— культурно-информационные (СМИ, мнение жителей, традиции);
— силовые (армия, полиция, суды);
— юридические (Конституция, кодексы и др.).

Существуют разные там теории его происхождения, в них по-разному понимаются его роли: от координатора правоотношений в договорной теории до завоевателя в насильственной концепции. На самом деле его предназначение многообразно в зависимости от возложенных обязанностей.

Наиболее важны:

  • защитная функция – охрана прав и свобод личности, обеспечение безопасности, стабильности;
  • экономическая – упорядочивание процессов, протекающих в народном хозяйстве для справедливого дележа благ;
  • юридическая – установление и выполнение законных предписаний;
  • социальная – поддержание благоприятных условий для становления и развития индивидов;
  • экологическая и культурная – оберегание природы и сокровищ цивилизации,

Нормы – правила поведения участников общественно-политической жизни. В XVIII в. сформировалась классическая модель сосуществования законодательных, исполнительных и судебных инстанций.

Сложились воззрения о видах правления (монархия или республика), устройства (унитарное или федерация) и политического режима (народоправство, тоталитаризм и т.д.).

Современный идеал — демократическая правовая республика. В ней все люди прямо или косвенно управляют общегосударственными делами, основополагающей ценностью признаны их права, а действия подчинены исключительно нормам права. Россия тоже является демократическим федеративным государством.

Органы власти и партии

Любой орган государственной власти относится к классу анализируемых институтов. Его состав и компетенции устанавливаются правителем, верховными коллегиальными учреждениями.

Яркий пример – Министерство внутренних дел РФ. Его работой соответствующий министр, назначаемый Президентом России. В свою очередь министр отбирает контингент ведомства из граждан РФ, отвечающих образовательным и квалификационным требованиям.

В обязанности МВД вменены:
— разработка стратегии в сфере внутренних дел;
— защита прав и свобод лиц, в частности поддержание правопорядка;
— предотвращение, раскрытие и пресечение преступлений;
— охрана имущества, учреждений.

В качестве финансовых источников используются средства бюджета. Основные установки, касающиеся его функционирования, содержатся в профильном законодательстве. А в целом ведомство выступает посредником между правительством и населением.

Политические партии – это союз граждан, стремящиеся направить своих членов в административные структуры и таким образом гарантировать выгоду для тех или иных групп.

Появились подобные союзы в XIX в., когда закрепилось всеобщее избирательное право. Их классификация сложна. В современном мире чаще выделяют разновидности по:
— степени участия в управлении (провластные, оппозиционные);
— характеру идеологии (левые – социалистические; правые – националистические; центристские – либеральные, консервативные).

Сегодня на планете почти не осталось беспартийных стран. Особо популярны многопартийные системы. В ходе выборов их делегаты при народной поддержке вливаются в ряды влиятельных особ и корректируют политику. Кроме этого они:
— мобилизуют массы для решения масштабных актуальных проблем;
— вырабатывают взгляды избирателей;
— способствуют социализации индивидов;
— формируют командную элиту.

В них могут входить все взрослые граждане, а резервы образуются за счет членских взносов, пожертвований, частного финансирования, бизнеса. Их опора – доверие электората. Компетенции устанавливаются законами и уставом. Указанные группировки, как регулятор публичных взаимоотношений, связывают воедино правящие круги и народ.

Гражданское общество

Обществознание определяет как самоуправление жителей страны, свободное от вмешательства правительства. Это сотрудничество сограждан, при котором защищается частная жизнь персоны, сдерживается злоупотребление державы, партий. Его формируют общественные организации, блоки, неформальные сообщества – диаспоры, религиозные общины.

Общественные организации состоят из граждан и лиц, не имеющих гражданства, добровольно объединившихся для достижения общих целей.

Могут:
— создавать хозяйственные единицы и подразделения;
— учреждать СМИ, распространять информацию о себе;
— проводить сборы, митинги;
— финансировать благотворительные, некоммерческие проекты;
— взаимодействовать с официальными органами, учреждениями.

Эти ассоциации — независимые представители социума. На их основе могут зарождаться общественные движения – коллективные поступки, нацеленные на устранение острых насущных затруднений. Их ресурс – это возможности общественности и чем выше уровень ее благополучия, тем влиятельнее рассматриваемые объединения, тем сильнее гражданское общество. В будущем его авторитет только возрастет.

Сущность политических институтов

Определение 1

Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.

Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации ( движения), а также политические партии.

Наиболее общие функции основных политических институтов

К ним относятся:

  • консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
  • выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
  • регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
  • интеграция различных социальных групп
  • развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
  • обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

Основные особенности политических институтов

Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивид уальных социально-политических интересов.

Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.

На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.

Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.

Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.

В современной науке под институтом понимается комплекс норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека. Классическим в этом плане является определение, данное нобелевским лауреатом Д. Нортом: «Институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» .

Политические институты возникают по мере развития дифференциации политической власти как относительно автономные нормативные порядки, регулирующие отдельные сегменты усложняющихся политических вла- стеотношений. Например, институт парламентаризма представляет собой нормативный порядок, определяющий характер взаимодействий людей по поводу создания представительного органа государственной власти и выполнения им законотворческой и представительской функций. Это не здание, где заседают парламентарии, и даже не сами конкретные депутаты, избранные на определенный срок, а устойчивые отношения, которые возникают в результате нормативного регулирования.

Следует разграничивать институты как комплексы нормативных ограничений, и организации как группы людей, преследующие определенные цели, принимающие решения и создающие для оптимизации решения поставленных задач свои правила. Например, когда мы говорим об институте политических партий, то имеем в виду сложившийся в обществе нормативный порядок, который определяет правила создания политических партий, основные формы и принципы их деятельности. Когда мы говорим о политической партии как организации, то имеем в виду конкретные объединения граждан, преследующих политические цели и решающих конкретные задачи.

Институты и организации обладают рядом общих признаков, в частности, и те и другие структурируют отношения людей путем установления некоторых норм и правил. Однако между ними есть и серьезное различие: если институты являются правилами игры, то организации - это объединения людей, которые ограничены в своих действиях этими правилами. «В понятие “организация”, - пишет Д. Норт, - входят политические

органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство) <...> Организация - это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели» (подробнее об организациях в политике см. раздел IV).

Политический институт - это устойчивый нормативный порядок, регулирующий взаимодействия людей в определенном сегменте отношений политической власти в обществе. Устойчивость институциональному образованию придают не только нормы, но и санкции, препятствующие отклонению от нормативных моделей поведения, а также способность людей усваивать и опривычивать установленные нормы и правила. Благодаря этому политические институты обретают объективность, они воспроизводятся независимо от воли и желания отдельных индивидов.

Содержание политических институтов определяется двумя видами норм: формальными, т.е. установленными специальными правовыми актами, и неформальными , возникшими в результате естественного опри- вычивания моделей поведения, складывающихся в политической практике взаимодействий. Политика - это сфера, где формальные правила и официальная регламентация необычайно сильно развиты. Это связано прежде всего с особой значимостью политических институтов в обществе, тем местом, которое они занимают в системе властных отношений в управлении общественными делами. В настоящее время практически во всех странах существуют правовые акты, определяющие основные принципы функционирования политических институтов.

Однако нормативное пространство любого политического института составляют не только нормы, нашедшие формальное закрепление в каких- либо официальных документах. Есть целый ряд условностей, правил межличностного общения, которые не закреплены в законах, но оказывают сильное влияние на реальные отношения между участниками политических взаимодействий. В реальности нередкой становится ситуация конкуренции между формальными и неформальными правилами, когда, зная о формальных правилах, индивиды тем не менее считают более эффективными неформальные, апробированные опытом, дающие определенные преимущества в решении конкретных задач.

В этой связи ученые считают необходимым не исследовать содержание политических институтов на основе исключительно формальных, официальных норм, а включать в орбиту своих изысканий и неформальные правила, тем более что последние нередко деформируют официально декларируемый нормативный институциональный порядок. Такой подход нашел свое выражение в методологии неоинституционализма, ориентирующего на принятие во внимание всего комплекса нормативных ограничений .

В современном пространстве политических властеотношений можно выделить два вида политических институтов:

  • 1) институты государственной власти и государственного управления (подробнее о государстве как сложном институциональном образовании см. параграф 4.2);
  • 2) негосударственные политические институты, которые регламентируют процессы гражданской ответственности и самоорганизации, выражения и защиты групповых интересов, участия граждан в политической жизни общества, включая способы их влияния на принятие государственных решений.

Если возникновение государства совпало с естественным процессом институционализации политической власти, появлением нормативного порядка, закрепляющего право определенной статусной группы на управление общественными делами, то второй вид институтов конституировался в процессе борьбы граждан за право на участие в принятии политических решений.

Среди политических институтов второго вида особое место занимает институт гражданства, регламентирующий положение рядового человека в системе политических властеотношений путем определения взаимных обязательств государства и гражданина в отношении друг друга. Нормативный порядок данного института определяет права и обязанности гражданина, порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Данный институт вносит упорядоченность в отношения гражданина и государства, создает преграды на пути государственного произвола, использования правящей группой незаконных методов властного воздействия. Более того, получение гражданства позволяет человеку рассчитывать на защит}" своих конституционных прав со стороны государства.

Институт прав человека, напротив, определяет зоны свободы личности от вмешательства государства, где он может принимать самостоятельные решения, действовать по собственному усмотрению. В рамках этого института регламентируются также и политические права личности, связанные с участием в общественно-политической жизни, организованным давлением на властные структуры, участием в формировании государственных органов.

Институт всеобщего избирательного права возникает в современных обществах в результате упорной борьбы народных масс за право влиять на персональный состав государственных должностных лиц, осуществляющих управление общественными делами. Данный институт обеспечивает установление нормативного порядка, гарантирующего каждому гражданину, достигшему определенного возраста, право на участие в выборах в органы законодательной власти различных уровней и выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией, а также регламентирует порядок их проведения (подробнее об особенностях организации институционального избирательного порядка см. параграф 4.5).

Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций, и регламентирует порядок взаимодействий между партиями, а также между партиями и другими субъектами политики. Благодаря этому институту в обществе формируются общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем отличается от других организаций и объединений. Поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института (подробнее об этом см. главу 11).

Институт общественных организаций и объединений представляет собой нормативный порядок, определяющий правила создания гражданами структур, позволяющих им совместно выражать и отстаивать свои интересы. Данное институциональное образование, с одной стороны, позволяет упорядочить процессы самоорганизации граждан, а с другой - предотвратить появление организаций, способных оказать разрушительное воздействие на систему политических властеотношений.

Институт представительства интересов формирует порядок взаимодействия групп интересов с государством. Он устанавливает нормы и правила артикуляции групповых интересов во властные структуры, способы согласования частных интересов, интересов бизнес-структур с интересами, выражаемыми государством (подробнее об этом см. главу 10).

В каждой стране комбинация этих институтов, а также их конкретное нормативное наполнение имеют свои национальные особенности, обусловленные историческими условиями политического развития и спецификой социокультурной среды. Но, несмотря на национальную специфику, эти политические институты выполняют важную общественно значимую функцию. Они структурируют поле политических властеотношений, придают политическим взаимодействиям понятную для членов общества форму, снижают возможности возникновения разрушительных конфликтов, способных дестабилизировать и даже разрушить политическую систему.

  • 2 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.М.: Начала, 1997. С. 17.
  • Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.С. 19.
  • March J., Olsen J. The New Institutionalism. Organizational Factors in Political life //American Political Science Review, 1984. Vol. 78. No 3. P. 734-749.

Политические институты

Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института. достигается за счёт:

  • норм, регламентирующих характер взаимодействия
  • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения
  • опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; инсти тут государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политические институты" в других словарях:

    - (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.

    Политология, или политические науки наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами,… … Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    В широком смысле слова понятие, характеризующее социальное положение и роль ряда обществ. наук, их партийность и классовую ориентацию; в узком смысле – отрасль науки, изучающая политич. организацию общества и входящие в ее состав институты,… … Философская энциклопедия

    После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и в образованном в 1922 г. СССР продолжились. В 1922 году в связи с разработкой первого Уголовного кодекса РСФСР В.И. Ленин писал наркому… … Википедия

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность методов, техник, приемов воздействия на человека с целью изменить его мышление, убеждения, настроение и поведение. Возникли так же давно, как и сама политика. Уже в первобытных обществах были жрецы, специалисты по ритуалам, внушению … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - система детерминант, определяющих характер и тип государственного устройства, политический режим, институты, партии и организации … Политическая психология. Словарь-справочник

    - … Википедия

    Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • , Татьяна Литвинова. Монография посвящена становлению и трансформации политических институтов на Северном Кавказе в контексте развития новейшей российской государственности. В центре внимания институт…
  • , Мутагиров Д.З.. Книга представляет собой учебник по истории и теории международных политических институтов. Международные политические институты рассмотрены как субъекты мировой политики и международного…

Политические институты осуществляют реализацию , необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы, ценности и иные социально значимые объекты никогда не безграничны, естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы. Подобного рода ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов социальные взаимодействия не могут быть упорядочены, и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые дезинтеграцией социальных систем, анархией. Обеспечение пределов требует установления в обществе властных отношений, власти одних над другими. Власть должна быть в состоянии определять те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, которое должно всеми восприниматься как обязательное.

Если определить власть как возможность одного субъекта контролировать акты поведения, действия другого субъекта, то, во-первых, политическая власть распространяется на общество в целом, во-вторых, только за политической властью признается право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни. Однако насилие со стороны политической власти должно быть легитимным , т. е. признанным и принятым (явным или подразумеваемым образом) большинством членов общества, и именно этим политическая власть «отличается от банды разбойников». Голос насилие не обладает легитимностью, и ему подчиняются не потому, что признают авторитет применяющего насилие, а вследствие отсутствия альтернатив поведению.

Государство как политический институт

Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий. Харизматическая власть базируется на господствующей вере в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм, основа такой власти проявляется в проекции на ее носителя образа «отца нации», вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональная власть опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти.

Политическая власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм государственного правления отражала способы распределения власти: автократия (господство единоличного правителя), олигархия (господство немногих привилегированных лиц) и демократия (власть народа).

Аристотель отмечал постоянно возникающие феномены вырождения автократии в тиранию (господство тирана), олигархии — в плутократию (господство преступников) и демократии — в охлократию (господство толпы). В основе такого перерождения лежит существенное изменение соотношения при данной форме правления закона и произвола. Переход от автократии к тирании воплощается в замене законного монарха (чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или не писаным нормам, традициям) тираном, основывающем свое правление на произвольном насилии, не связанном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя государственную власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руководимой демагогом.

В XX столетии появилась особая форма политического правления - тоталитарное государство (гитлеризм в Германии, сталинизм в СССР, режим Пол Пота в Камбодже и т. д.). Принципиальной характеристикой тоталитарного государства является не просто произвольное нарушение законов господствующей силой, а замена правового регулирования тотальным террором. Следование законам есть сущность нетиранических правлений. Беззаконие — сущность тирании. Террор есть сущность тоталитарного господства. Отмечается шесть особенностей тоталитарного государства: единая государственная идеология; однопартийная система; применение террора; полный контроль над средствами массовой информации; бесконтрольное распоряжение оружием; управление экономикой.

В Новейшее время получила признание и развитие концепция . Она основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, прежде всего конституции, главное предназначение которой в демократическом обществе — служить решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения важнейших прав и свобод граждан , быть гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов гражданского общества. Ограничивая государственную власть правом, конституция тем самым охраняет провозглашаемые в ней гражданские и политические права граждан, реализует центральную функцию права как воплощения и меры бытия свободы. Право без свободы есть юридическая фикция, позитивная санкция произвола. Свобода без права — война всех против всех, распад общества и государства.