Субъекты политической деятельности. Субъекты и объекты политической деятельности

В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).

Что касается объекта политики, то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.

Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса - от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации - партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы - нации, классы, страты и т.д.

Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.

Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства - избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации - общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.

Гражданин также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.

Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.

К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:

О абсентеисты (от лат. absens - отсутствующий) - уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;

О пассивные участники - соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;

о активные участники - отдают значительную часть времени участию в акциях, партийной и общественной работе;

О полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;

О профессиональные политики - воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.

Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.

Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: партии, государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.

Политическое лидерство - долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся наличный авторитет лидера.

Нередко политический лидер является руководителем организации - политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство - это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» подробно описал основные требования к человеку, который хочет стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления - быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

Выделяют различные типы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу - общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:

о лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

о лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

о лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

о лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях.

Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma - божественный дар, благодать) - представлении об исключительной одаренности человека. Хариз- матичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

Политическая элита - совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе. В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Один из творцов «теории элит», итальянский социолог Гаэтано Моска (1858-1941) обратил внимание на то, что даже в демократических обществах реальная власть никогда не принадлежит большинству, но всегда - избранному меньшинству. С точки зрения доступа к политической власти общество делится на две части - управляющих (малочисленная элита) и управляемых (подавляющее большинство людей). Следовательно, политической элитой можно назвать относительно организованное меньшинство, обладающее позициями власти. Представители элиты политически активны и могут принимать важные для всей политической системы решения, отдавать приказы и контролировать их исполнение.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях - сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты - к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной - к проявлению элементов теократии.

Выделяются две системы формирования элиты.

о открытая, где привилегированные позиции доступны для всех общественных групп, наблюдается высокая конкуренция за позиции, а вершин достигают те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами;

о закрытая, где отбор кандидатов в элиту ведется узким кругом руководящих лиц и осложнен рядом формальных требований (происхождение, партийность, стаж и т.д.); такая система характерна для недемократических обществ.

Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923) выделил контрэлиту - группу людей с исключительными лидерскими качествами, которым закрытость социальной системы не позволяет занять руководящих позиций. Если господствующая элита слабеет, контрэлита проводит революционные преобразования и в итоге сама превращается в господствующую элиту. Вся политическая история, по Парето, есть процесс смены элит.

В открытом и стабильном обществе человек, обладающий необходимыми качествами, способен самостоятельно достичь высших позиций политической иерархии. Основными «социальными лифтами» в этом процессе являются активная государственная служба и партийная деятельность.

Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943): «Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке» . Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

о функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

о наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

о направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

о наличие народной поддержки, добровольность членства;

о наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

о выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев;

о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

о разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;

о создание возможностей для политической социализации личности;

о подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

о организация избирательных кампаний и участие в них;

о борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

О по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;

О по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

о по социальной базе - рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

О по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

о по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров - политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые - к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Гражданин имеет право на участие в управлении делами государства (избирать, быть избранным, участвовать в референдумах); на объединение (в общественные организации, общественно-политические движения и политические партии); на участие в манифестациях, митингах, шествиях, пикетах.
  • 2. Политическое лидерство - долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.
  • 3. Политическая элита - относительно организованное меньшинство, обладающее значительным политическим влиянием и привилегированным общественным положением.
  • 4. Партией называют непрерывно действующую организацию, существующую как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленную на получение и отправление власти и стремящуюся с этой целью к широкой массовой поддержке.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие условия определяют успех личности при реализации ее политических целей?
  • 2. Чем опасен политический абсентеизм?
  • 3. Какие черты важны для политического лидерства? Чем лидерство отличается от руководства?
  • 4. Какие системы формирования политических элит существуют? Какая из них представляется вам наиболее приемлемой?
  • 5. Что отличает политическую партию от других групп и организаций? Дайте характеристику различным типам партий.
  • Шварценберг Р. Ж. Политическая социология. Ч. 3. М., 1992.

Политическую деятельность можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий. В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики – индивиды, соц. группы, нации, народы – не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях. Субъекты подразделяют на: классовые, территориальные и корпоративные группы.

Основные характеристики классов: неравенство условий жизни итруда, наследственная передача привилегий (собственности, статуса, круга связей).

В основе формирования территориальных групп лежит солидарность. Основная территориальная группа – нация, принадлежность к которой осознается каждым человеком особенно остро.

Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью. Они характеризуются корпоративным духом, т.е. чувством принадлежности к одному кружку, противостоящему другим.

Полит деятельность дел на:

а) позитивные (направлены на осущ опред полит акций с целью достижения желаемого рез-та)

б) негативные (суть в том, чтобы ничего не предпринимать и позволить произойти опред-ным полит событиям.

Полит действия могут быть:

а) рациональными-субъекты действия имеют чёткие представления о своих целях, ср-вах и методах их осущ и способны эф-но их применять)

б) иррациональными-связаны с политич иллюзиями, оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам.

Абсолютно рацион-ых действий практически не бывает, они всегда несут в себе элементы неопределённости. По степени упорядоченности выд-ют: а)стихийные (внезапно возникшие) б) организованные (продуманные).

Структура полит деятельности (ПД):

1) Субъект ПД

2) Объект ПД

3) Цель ПД

4) Обстоятельства осуществления

5) Формы, способы и средства ПД.

Гл объектом явл власть. К объектам так же относятся: политические инструменты, полит отношение, полит систему в целом. К субъектам относятся: классы, соц группы, партии, общественные организации и движения, отдельные личности. Так же субъектом м выступать гос-во, кот одновременно может быть и объектом полит деят-ти. Цель политической деятельности может быть конструктивной и деструктивной.

Деятельность субъектов ПД осущ-ся в различных абстоят-вах, кот ограничивают или способствуют политич активности (полит режим, внутр и внешн обстановка, полит культура). ПД реализ-ся в практических действиях, кот подраздел на 2 осн формы:

1) мирная (ненасильственная-реформы, решение полит проблем парламентским путём)

2) насильственная (война, революция, терроризм).

37 .Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.

Факторы, определяющие степень вовлеченности граждан в политику:

· Конкретно общественную ситуацию в стране

· Состояние политической системы

· Духовный климат в обществе

· Уровень политической культуры

Пол. участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Формы политического участия:

· Разнообразные действия по делегированию полномочий (электоральное поведение)

· Активистская деятельность направленная на поддержку партий и кандидатов

· Посещение митингов

· Контакты с представителями органа власти

· Участие в деятельности партий и групп интересов

Милдбрэй . Типы:

· Конвенциональные: легального и регулируемого законом (голосование, участие в работе партий, контакты)

· Неконвенциональные: отвергаемые большей частью общества по религиозным, нравственным убеждениям (участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против действий власти, отказ повиноваться законом):

ü Насильственные формы – бунт, терроризм

ü Ненасильственные – демонстрации, бунты

Мельник.

· Активные формы (электоральная, деятельность в рамках партий)

· Пассивные формы (направлены против системы, простой интерес к политике, но без участия в действиях, связанных с делегированием полномочий, индифферентность пол. партий и организаций, проявление политической апатии)

· Автономное участие предполагает свободную деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.

· Мобилизационное – в основании принуждение, его стимулы: страх, традиции и административное давление.

Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. На уровень политического участия влияют такие соц. факторы, как образование, возраст, пол, место жительства, профессия. Так, многие люди выключены из политической жизни. Абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни, утрата интересов в политике и политических нормах, т.е. пол. апатия.

Факторы абсентеизма:

· Культурологические – вытеснение принятых ном

· Высокая степень удовлетворения личных интересов

· Чувство собственной беспомощности

· Распад групповых норм

Понятие политической элиты.

Понятие “элита” и его основные синонимы всегда играли и играют важную роль в гуманистических дисциплинах и особенно в политической науке. Взгляды разделяющие общество на высших и низших, аристократию и простой люд проявляется во времена разложения родового строя. Наиболее последовательными мыслителями обосновавшими элитистские идеи были: Конфуций, Платон, Аристотель, Ницше.

В современной политологии применяется термин “пол. элита”, введенный итальянским исследователем Парето.

Решетников. Пол. элита – организационное меньшинство, контролирующая группа, кот. явл-ся частью класса или соц. слоя и обладает реальной пол. властью, возможностью воздействовать на все функции и пол. действия данного общества.

Мельник. Правящая элита – наиболее авторитетные, влиятельные члены господствующего класса, кот. непосредственно осуществляют политическую власть, обеспечивает руководство государством и общественными делами.

Господствующий класс – соц. группа, владеющая осн. средствами производства и в силу этого, занимающая господствующее положение в обществе.

Характерные черты пол. элиты:

· Относительная самостоятельность (автономность) элиты как группы общ-ва

· Особое политическое сознание, высокая степень внутренней интегрированности, спаянности, единая, общая воля к действию

· Высокий соц. статус

· Организаторские способности, управленческий опыт, профессионализм

Функции пол. элиты:

· Изучение, анализ и отражение в пол. установках интересов различных соц. групп, слоев, наций и других соц. образований

· Выработка пол. идеологии, конституций, законов и доктрин

· Субординация различных групп господствующего класса

· Создание механизмов реализации политических замыслов, формирование механизмов власти (формирование аппарата управления)

· Непосредственное руководство претворением воли класса в жизнь

Всегда участвуют как минимум два субъекта. Субъекты политики - это люди, активно участвующие в политической жизни. Ее движущая сила - интересы людей, групп, и так далее. Человек, участвуя в таких отношениях, может выступать в разных качествах, поэтому требуется классификация субъектов.

Классификация

Политические субъекты по количественному признаку подразделяются на единичные (граждане, иностранцы) и группы (элиты, сословия, этносы, фракции и другие).

По правовому признаку субъекты политики подразделяют на физические (граждане) и юридические

По направлениям политики - на субъектов внешней (государства, народы, межгосударственные объединения) и внутренней (граждане, партии) политики.

По первичности или вторичности участия субъектов в политике их подразделяют на две группы. К первой относятся граждане, нации, классы, политические элиты и другие социальные группы. Во вторую входят государства, межгосударственные движения и организации.

Под объектом политики понимается человек, юридические лица, социальные группы, которые испытывают властное воздействие со стороны субъекта. Таким образом, субъекты и объекты политики неразрывно связаны. Между ними возникают политические отношения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Первые предполагают господство и подчинение, а вторые проявляются в форме согласования и координации действий, сотрудничества субъектов.

Какие субъекты политики существуют?

  • Малые группы, то есть немногочисленные по составу общности людей, которые находятся в непосредственном личном общении, объединены общими интересами и одной деятельностью. Подразделяются на формальные и неформальные. К первым относятся семья, студенческая группа, школьный класс, бригада, парламентская фракция и т.д. Ко вторым относятся дружеские компании, кружки, секты.
  • Политические организации, то есть движения, партии, союзы, ассоциации, клубы, общества и прочие. Как субъекты политики они подразделяются на формальные и неформальные. Первые - это партии, союзы и общества, вторые - народные фронты, политические движения,
  • то есть организации, программные документы которых не содержат политических целей.
  • Элита, то есть «верхушка» общества. Политическую элиту составляют должностные лица властных органов (исполнительных, представительных, военных, правоохранительных и информационных учреждений). Часть элиты, которая непосредственно осуществляет управление государством, называется правящей.
  • Социально-политические классы. В зависимости от класса, к которому принадлежит индивид, зависит размер его дохода, характер труда и образ жизни. Класс, который находится у власти, является господствующим. Он воздействует на остальные классы через законы, экономику, СМИ и при помощи других рычагов управления.
  • Нации и этнические группы. Выделяют 3 формы общности людей: родоплеменную (первобытный строй), народность (эпоха рабовладения) и нация (капитализм). Эти исторические общности также называют этническими группами. Нация определяет принадлежность индивида к какой-либо этнической общности. Отношения между нациями и этническими группами в одном государстве носят политический характер, так как связаны с институтом власти.
  • Конфессиональные группы. Под кофессионализмом понимается образ мыслей, поступков, который соответствует требованиям и догматам определенного вероисповедания. Как субъекты политики они оказывают на нее большое влияние.

политика социальный государство общество

Государство -- центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними -- защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами.

Таким образом, государство, являясь основным субъектом политики, нормирует жизнь всего общества, создает режим и политическую среду деятельности индивидов и социальных общностей. Государство - это та политическая сила, которая обеспечивает организованность, системную (экономическую, социальную, политическую) целостность общества.

Социальная сущность государства представляет собой определенную форму человеческого общежития и в этом выступает как целостность взаимосвязей и отношений властно-правовых структур и общества, как система взаимоотношений между индивидами и их ассоциациями. Основной социальной функцией демократического государства является обеспечение учета, представительства и реализации интересов всех социальных групп общества .

Властно значимые интересы - основа деятельности субъектов политики

В политической сфере доминирующим мотивом, основой социальной активности и деятельности субъектов политики становится удовлетворение политически осознанного интереса.

Интерес (от лат. - иметь значение) - реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т.д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных общностей. Политический интерес - это избирательное отношение человека к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, классов, партий и иных политических сил). Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные, государственные); б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые); д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Политический, властно значимый интерес личности и социальной группы оформляется через систему социального представительства. Субъекты политики, реализуя свои интересы через систему социального представительства, вызывают изменения в социальных возможностях и затрагивают интересы других общностей. Государство согласовывает эти интересы и выражает общий интерес всех граждан - сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политического курса, отражающего коллективную волю большинства граждан .

При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы. Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским. Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является демократическим. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества .