Особенности территориального и географического расположения российской империи. «геополитическое положение россии: историко-географический аспект. в период IX – XVII вв

ПЛАН

    Введение………………………………………………………….стр.2

    Понятие и сущность информационного права……стр.3

    Принципы информационного права……………….стр.5

    Право на доступ к информации……………………стр.6

    Заключение…………………………………………стр.10

    Список литературы………………………………...стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Понятие и сущность информационного права.

Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.

Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27.07.2006 № 149 информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Принципы информационного права.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Заключение

Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.

Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.

Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится, прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации.

Современная наука и техническое творчество втягивают в область человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости, когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27.07.2006 № 149

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА, 2006. С.256

4. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 2005. С.189

5. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. М.: ИНФРА, 2007. 115с.
6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Повторительный курс в вопросах и ответах. - М.: НОРМА, 2006

7. Протасов В.Н. Теория государства и права: Пособие для сдачи экзаменов, 2-е изд. - М., 2005
8.Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. - М.: НОРМА, 2004
12. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006

Жесткий препод, срочно нужно сделать контрольную работу по праву и юриспруденции за 1 день, тема "Понятие и сущность правовой информации "

Контрольная работа должна включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Во введении автор должен показать актуальность изучаемой проблемы, сформулировать цель и задачи исследования. Основная часть контрольной работы состоит из глав. Название глав должно отличаться от названия самой темы контрольной работы. Заключение завершает основную часть контрольной работы и представляет собой изложение итогов работы, их соотнесение с общей целью и конкретными задачами. В кратком введении, которое должно предшествовать основному тексту, необходимо определить предмет обсуждения, сформулировать цель работы, показать актуальность данной проблемы, её место в системе данной науки. По каждому вопросу делаются краткие выводы. Основное содержание темы следует излагать по вопросам плана на основе первоисточников и другой научной литературы. Изложение содержания контрольной работы должно быть завершено небольшим заключением, в котором необходимо дать выводы по всей работе в целом. При написании контрольной работы наиболее типичными недостатками являются: ​ компиляция или почти дословное переписывание учебных пособий, журнальных статей и т.п., а также механическое «скачивание» реферата по похожей теме из Internet; ​ поверхностное и неполное раскрытие основных теоретических проблем; ​ логические ошибки в изложении материала; ​ отсутствие конкретной связи изложенного теоретического материала с конкретной темой исследования (содержание выполненной контрольной работы не соответствует выбранной теме); ​ неточное цитирование или отсутствие ссылок на источники или неправильное их оформление; ​ неправильное оформление справочно-библиографического аппарата научного исследования или полное его отсутствие; ​ отсутствие творческого, личностного подхода студента к поставленной научной проблеме; ​ отсутствие выводов и их доказательств. Контрольная работа должна быть правильно и эстетически хорошо оформлена. После заключения следует поместить библиографический список литературы, использованной при выполнении работы. Список располагается в определённой последовательности, как правило, в алфавитном порядке и должен отвечать правилам библиографии. Ссылки на литературу и другие источники обычно приводятся внизу страницы под чертой. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Они могут быть представлены в виде текстов, графиков, таблиц и содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения инструкций, правил и др.

Контрольная работа должна включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Во введении автор должен показать актуальность изучаемой проблемы, сформулировать цель и задачи исследования. Основная часть контрольной работы состоит из глав. Название глав должно отличаться от названия самой темы контрольной работы. Подробнее

ГЛАВА II

^ ОСОБЕННОСТИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ

2. 1. Особенности положения России

в период IX – XVII вв.

Совокупность благоприятных природных условий, развитие ремёсел, торговли и транспорта, военного дела, установление устойчивых торговых путей на территории Восточно-Европейской равнины и Причерноморья с античных и раннесредневековых времён способствовали возникновению и развитию здесь государственности. На землях европейской части России в разное время существовали Скифия, Боспорское царство, Сарматия, Алания, Тюркский каганат, Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария и ряд других государственных образований. Подробнее и объемнее других историков процесс формирования основных черт русского народа показал Л. Гумилев, подчеркнувший, вслед за русскими евразийцами, радикальное отличие Московской Руси в этическом, этническом и культурно-социальном плане как от остальных славянских образований, так и от Киевской Руси, которая оставалась обычным провинциальным восточно-европейским государством без каких-то особых евразийских геополитических черт.

Русское государство было основано в IX веке, когда прибыльная волжская торговля Хазарии привлекла внимание варягов, основавших ряд крепостей вдоль Рижского залива, вокруг Ладоги и в Волго-Окском междуречье, на пути «из варяг в греки». В 882 году варяжский князь Олег собрал под своим началом два конечных пункта греко-варяжского пути – Холмьгард (Новгород) и Конугард (Киев). Но в конце X века, в пылу спора о контроле над единственной группой славян, которая ещё платила дань хазарам, киевский князь Святослав разрушил столицу хазарского каганата в волжской дельте и открыл враждебным тюркским племенам дорогу в причерноморские степи. Печенеги и половцы, нападавшие на идущие по Волге торговые караваны, постепенно свели на нет торговлю между Киевом и Царьградом (Константинополем). Значение Киева упало, и его разорение татаро-монголами в 1240 году лишь подчеркнуло этот кризис.

Русское государство возникло в очень сложном регионе. Трудности, ожидавшие Россию, носили двоякий, естественно-географический и историко-политический характер. Нигде, за исключением северных приполярных областей, страна не имела природных рубежей, которые могли бы служить ее естественными границами и одновременно препятствиями для внешней угрозы. Более того, на западе и на юге Балтика и Черное море представляли собой прекрасные плацдармы для иностранной агрессии, а на востоке Великая Степь продолжала оставаться источником постоянной военной опасности. В разные периоды перед Киевской Русью стояли различные геополитические задачи. В период централизации главными геостратегическими направлениями внешней политики Руси были:

● Южновизантийское с задачей добиться наиболее выгодного торгового договора с Византией и вместе с тем поднять свой политический вес;

● Западноевропейское с задачей держать границу с Венгрией и Польшей и вырвать из-под влияния последней Галицкую Русь;

● Восточноевропейское с задачей сокрушить Волжскую Болгарию и Хазарский каганат и завладеть волжским путем на Восток (Персия, Арабский халифат);

● Северное с целью сдерживать натиск норманнов (варягов);

● Северо-восточное с целью освоения новых территорий и контроля за проживающими там народами (пермь, самоеды).

После своего первого опустошительного набега на Русь монголы стали управлять русскими землями из своей столицы Сарай на Волге. Чтобы избежать монгольского господства, западнорусские князья заключили союз с Литвой и признали власть католической церкви. Восточные князья, наоборот, видели в лояльности монгольским ханам единственный путь защиты русских земель и православной веры. Московские князья смогли постепенно завоевать особую благосклонность Великого хана. Они верно служили ему как сборщики дани, попутно вмешиваясь в дела соседних русских княжеств. В то время, как богатство и политический престиж Московского княжества возрастали, Золотая Орда всё больше слабела из-за внутренних неурядиц. Московский князь Василий I получил владимирское великое княжение по завещанию отца, как «свою отчину», и после этого ордынские ханы перестали выдавать ярлыки каким-либо иным (немосковским) князьям. В правление Ивана III была ликвидирована зависимость от Орды ( г. ) и завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.После свержения ордынского ига перед Россией стояли следующие геополитические проблемы:

● Укрепление восточной границы и продвижение в Поволжье, на Урал, а затем и в Сибирь;

● Расширение выхода к Балтийскому морю (со Столбовского мира 1617 г. - отвоевание утраченного выхода в Балтику);

● Борьба с Польшей и Литвой за западнорусские земли и воссоединение Украины и Белоруссии с Россией;

● Оборона южных границ и последующее продвижение к Черному морю.

В 1480 году при Иване III Москва стала независимым государством. Иван III предъявил права на бывшие земли Киевской Руси, которые получила Литва, добился контроля над стратегическим смоленским проходом в земли Речи Посполитой и покорил богатый торговый Новгород с его огромным колониальным хитерландом, обеспечив выходы к побережью Балтики и в Сибирь.

Со времен Ивана IV, - наше государство оказалось перед лицом трех важнейших геополитических проблем, без решения которых оказывалось невозможным само существование России. Это:

● Необходимость обеспечить российскому государству свободный выход к Балтике. Прорыв «санитарного кордона» вокруг России в западном направлении;

● Необходимость иметь удобный в военном и торговом отношении выход к Черному морю. Прорыв «санитарного кордона» вокруг России в южном направлении;

● Необходимость обеспечить безопасность Кавказско-Среднеазиатского стратегического направления, границы которого совпадают с цивилизационным разломом между славянско-православной и тюркско-мусульманской цивилизациями.

Первоочередная важность именно этих задач диктовалась тем, что геополитические противники Москвы изначально стремились запереть ее на материковых просторах Евразии, лишив выходов к морям. Поэтому главнейшей задачей русской геополитики, задачей, поставленной перед нами самой природой, стало достижение российским государством его естественных границ, позволявших обеспечить безопасность и жизнеспособность страны.

В первой половине XVII века, после завоевания Астраханского и Казанского ханства облегчилась колонизация Сибири, начатая походом Ермака Тимофеевича в 1584 году. В 1649 г. русские достигли побережья Охотского моря. Русская зона влияния на Дальнем Востоке, официально признанная Нерчинским договором 1689 года, ограничивалась лесной полосой, поскольку на юге её экспансия сдерживалась Китаем и его бурятскими вассалами. Границей между русской и китайской зонами влияния стал Становой хребет. Этот «прыжок» в Сибирь, занявший всего 75 лет, был решающим шагом России к статусу великой державы.

^ 2. 3. Внешние приоритеты Российской империи.

История Российской Империи - это очередной этап в истории России. Это трехсотлетняя история страны, прошедшей тяжелый исторический путь. Россию по праву можно считать великой державой, ведь никогда в мире не было такой огромной, величественной страны, которая бы смогла сплотить бесчисленное многообразие культур, традиций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Российская империя сложилась на основе Российского централизованного государства, которое в 1721 Петр I объявил империей. В состав Российской империи входили Прибалтика, Правобережная Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ. С XIX века в состав империи, кроме того, вошли Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия и Памир. Официальными вассалами Российской Империи были Бухарское и Хивинское ханства. В 1914 под протекторат Российской империи принят Урянхайский край (см. Приложение IV, VI).

Этот «петербургский» период, когда Романовы начиная с Петра формально анафематствовали "старый уклад" и "старую веру", обратились на Запад, отреклись от исполнения собственно евразийской миссии и обрекли народ на завуалированное, но от этого не менее тяжкое "романо-германское иго" (по выражению кн. Н.С.Трубецкого), все же нес в себе тенденции, заложенные в Москве. Пусть на другом уровне, но связь с колыбелью национальной государственности не порывалась никогда. Если Санкт-Петербург был воплощением российского "западничества", столицей, максимально приближенной к Западу, то Москва оставалась символом евразийского, традиционного начала, воплощая в себе героическое святое прошлое, верность корням, чистому истоку государственной истории.

Территориальный рост России настороженно воспринимался многими европейскими державами. Эти страхи находят своё воплощение в подложном документе «Завещание Петра Великого », в котором Пётр I якобы излагает своим преемникам программу захвата мирового господства. Премьер-министр Великобритании Дизраэли предостерегал о «огромной, гигантской, колоссальной, растущей России, сползающей, подобно леднику, в сторону Персии, границ Афганистана и Индии, как против самой большой опасности, с которой может когда-либо столкнуться Британская империя» .

Известно, что в России не было типичного для многонациональных западных империй разделения на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию в качестве донора. Наоборот, колониальный характер расширения Российской империи способствовал формированию системы «центр – провинция – пограничье». Как правило, пассионарные люди концентрировались не в заморских колониях, а в столицах и на динамической границе государства (фрондир, «засечные» и другие укреплённые линии). Происходило перераспределение материальных и духовных (пассионарных) сил из центра и провинции в пограничье.

XVIII век. Отличительной чертой России в XVIII веке была её высокая геополитическая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром I в первой четверти столетия, были направлены на решение основной общенациональной задачи - обретения Россией права выхода к морю. Геополитическая составляющая реформ Петра выглядела как переход от состояния экономической автаркии и социально-этнического саморазвития к состоянию активного взаимодействия с развитыми европейскими странами, заимствованию у них высших достижений культуры (в первую очередь, в области науки, техники, образования).

Первой самостоятельной внешнеполитической акцией Петра I стала попытка добиться выхода России к южным морям - т.н. Азовские проходы.

Оформилось балтийское направление внешней политики России. Однако война с такой военной державой, как Швеция, в одиночку была также нереальной, как и с Турцией. Дипломатическое зондирование позволило Петру I определить возможных союзников.Первоочередной целью царя в Северной войне (1700 -1721 гг.) со Швецией был захват утраченных некогда Россией земель в восточной части Финского залива (т.н. Ингрии) с Нотебургом (Орешком) и Нарвой (Ругодивом). По итогам войны были присоединены Ингрия , Карелия , Эстляндия , Лифляндия и южная часть Финляндии (до Выборга ), основан Санкт-Петербург .

Также Россия стремилась установить более тесные связи со Средней Азией и Индией. Однако экспедиция против Хивы была уничтожена войсками хана, после чего среднеазиатское направление было оставлено на 150 лет.

При Екатерине II международное влияние России ещё больше возросло, а её основные оппоненты всё больше слабели. В Польше усиливался внутренний кризис, Швеция потеряла былую мощь и основательно истощила в бесконечных войнах свои скромные ресурсы, Оттоманская империя страдала от консерватизма и экономической стагнации.Основной целью русско-турецкой войны (1768 - 1774 гг.) со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю , Турция же рассчитывала расширить свои владения в Причерноморье и на Кавказе и захватить Астрахань . Войне предшествовали сложная европейская дипломатическая игра, которую вели друг против друга Россия и Франции, политический кризис в Польше . По итогам войны Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России, а Турция выплатила России контрибуцию и уступила северное побережье Чёрного моря . Россия получила Большую и Малую Кабарду , Азов , Керчь , Еникале и Кинбурн , прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом .

Геополитическая конкуренция России с Литвой и Польшей начинается задолго до образования Российской империи; ещё в XIV-XV веках эти державы захватывают ряд западных княжеств распавшейся Киевской Руси . К XVIII Речь Посполитая идёт к упадку, вызванному межнациональными распрями и неудачными войнами. Неуклонно нараставшее давление на Речь Посполитую со стороны России и Пруссии заканчивается тремя разделами 1772-1795 годов. В ходе разделов в состав Российской империи также вошло вассальное Речи Посполитой герцогство Курляндия и Семигалия . В состав России в результате разделов входит Белоруссия, часть Литвы, часть Украины и часть прибалтийских земель.

Россия начинает играть активную роль в Грузии только в царствование Екатерины II, с началом русско-турецких войн. В то время царь самого крупного грузинского государства подписывает Георгиевский трактат о российском протекторате взамен на военную защиту.

Ещё во второй половине XVII века, между Россией и Китаем были установлены официальные отношения, по которым Российская империя признавалась подчиненной (варварской) по отношению к Поднебесной. Между государствами существовали «незанятые белые пятна» (по версии как русских, так и китайских историков), которые потом и были «мирно» присоединены китайцами. По Нерчинскому договору все прилегающие территории и реки, впадающие в Амур, признаются китайскими. Россия по этому договору утратила не только основные пригодные для земледелия на Дальнем Востоке территории Приамурья, но и удобнейшее средство коммуникации со своими восточными землями. Такая уступка объяснима тем, что в те годы у России был другой вектор - Европа. Для организации взаимоотношений с ней и получения выгод от ее культуры, в то время, требовались деньги. Экономические выгоды от договора превышали потери земель, реального владения которыми в стране еще и не ощущали.

На Дальнем Востоке влияние русских распространилось на Аляску, где Российско-Американской компанией был основаны небольшие укреплённые поселения (Новоархангельск, Ситка, Форт-Росс и др.), жители которых занимались главным образом прибыльным промыслом морского зверя.

XIX век. В начале XIX века, при Александре I , Россия достигла своей наивысшей точки развития в бытность её империей. Продолжается процесс увеличения территории за счёт расселения на востоке и завоеваний на западе. Империя восстановила хорошие отношения с Британией и Австрией. Новая англо-французская война 1803 года и объявление Наполеона императором заставили Александра поддержать третью коалицию, ядром которой был альянс с «морской» державой, Англией. По крайней мере два геополитических конкурента были целиком разгромлены при решающем участии России: Швеция и Речь Посполитая. В начале ХIХ в. четко определились два геополитических направления России: ближневосточное (борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах) и европейское (участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции).

Добровольное присоединение Грузии к России в 1801 г. вызвало обострение русско-иранских отношений. В 1804 г. Иран начал военные действия против России. Война, оказавшаяся затяжной, окончилась успешно для России, к которой отошли Северный Азербайджан и Дагестан. В 1806 г. османская Турция, поддерживаемая Францией, развязала войну против России. В 1812 г., по итогам войны, к России отошла Бессарабия и закрепилось право торгового судоходства по всему Дунаю. Россия также добилась предоставления Сербии внутреннего самоуправления.

В начале 1808 г. (к этому времени Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии) Наполеон предложил совместный поход в Индию, подобный тому, какой намечался при Павле I. Одновременно обсуждался вопрос о разделе Оттоманской империи. России были обещаны Дунайские провинции и северная Болгария, Франция претендовала на Албанию и Грецию. Камнем преткновения стала, однако, судьба Константинополя и черноморских проливов, и достичь соглашения по этому вопросу не удалось. Присоединение России к “континентальной блокаде” привело к вражде с Англией. Едва ли не единственным союзником Англии на континенте оставалась Швеция. Угроза нападения шведов и, самое главное, нажим со стороны Наполеона заставил Александра I объявить войну Швеции (1808 - 1809 гг.). Немаловажным было и желание России нанести окончательное поражение давнему врагу и навсегда обезопасить Петербург. После победы Россия вынудила Швецию отдать всю Финляндию и Аландские острова. Таким образом, в результате войны весь Финский залив стал русским. Александр I даровал Финляндии автономию (прежде она ею не пользовалась), в состав Финляндии был включен Выборг.

Было бы неверным представлять, что роль России сводилась к политике сдерживания агрессивных планов Наполеона. Ее собственные внешнеполитические установки того времени носили схожий характер. Не был забыт «греческий проект» и связанные с ним планы захвата Константинополя, создания на Балканах своего рода «славянской империи» под патронажем России. Никак не устраивало Россию и существование самостоятельного польского государства, в связи с чем присоединение герцогства Варшавского к России становилось важной внешнеполитической целью. Но на всех этих направлениях у Наполеона были свои интересы, в том числе и виды на Константинополь; он не собирался поступиться независимостью Польши и надеялся использовать союз с Россией прежде всего для борьбы с Англией. Таким образом, Франция и Россия становились соперниками в борьбе за мировое господство. В начале 1811 года, в ответ на ухудшение русско-французских отношений, Наполеон аннексировал Ольденбург, государём которого был шурин Александра, а в июне 1812 года вторгся в Россию. Русская кампания 1812 года (в западном именовании) получила в России название Отечественной. На Венском конгрессе Александр получил в своё владение большую часть герцогства Варшавского в качестве конституционного Царства Польского.

В 1821 году греческие патриоты подняли восстание против Турции. Поддержка, которую им оказала Россия, привела к новой русско-турецкой войне. Она протекала успешно для России, которая получила устье Дуная, территории по восточному побережью Чёрного моря и на Кавказе, а также усилила своё влияние в Молдавии и Валахии. Захват Мингрелии и Имеретии привёл в 1804 – 1813 годы к новой войне с Ираном, которая принесла России большую часть Восточного Закавказья по рекам Кура и Аракс, а также право усилить свой Каспийский флот. Чуть позже Иран денонсировал мирный договор, но был снова разбит и потерял ещё и Ханство Нахичеванское и Персидскую Армению с центром в Эривани. Хотя формально аннексия Кавказа завершилась, война с горцами Чечни и Дагестана продолжалась ещё 30 лет. В 1877 году, после нового поражения Турции, Россия получила свои последние завоевания в Закавказье – города Карс, Ардаган и Батум.

Политика Священного союза, с таким упорством проводившаяся русским правительством привела к тому, что «жандарма Европы», как окрестили Россию возненавидел весь цивилизованный мир, причем не только либеральные Великобритания или Франция, но даже весьма реакционные Пруссия и Австрия. Тем временем Великобритания активизировала свои дипломатические усилия, стремясь воспользоваться благоприятным моментом для окончательного вытеснения России с Балкан и Ближнего Востока. Вновь обострился так называемый Восточный вопрос. Русское влияние в Европе, достигшее своего апогея в 1848 году, после подавления революций в Венгрии и Румынии резко сократилось после Крымской войны (1854 – 1856 гг.). Спор с Францией и Турцией о контроле над святыми местами Иерусалима сопровождался требованиями Николая I гарантий не только для православной церкви, но и для всего православного населения Турции. Николай надеялся на мирный исход спора и не ожидал вспышки русофобских настроений во Франции и Британии. Запад стремился покончить с нашим господством на Черном море и с возможностью прохода нашего флота через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Впервые в русской истории географический фактор сработал против России. Она с трудом отражала многочисленные удары, наносившиеся даже с дальневосточного побережья. Какие же геополитические цели ставил перед собою антирусский блок держав? Есть два документа, один наш, другой английский. Их сопоставление позволяет исчерпывающе понять цели всеевропейского похода на Россию. Первый документ – это манифест Николая от 11 апреля 1854 года об объявлении войны Англии и Франции: «Наконец, отбросив всякую личину, Англия и Франция объявили, что несогласие наше с Турциею есть дело в глазах их второстепенное; но что общая их цель – обессилить Россию, отторгнуть от неё часть её Областей и низвести Отечество наше с той степени могущества, на которую оно возведено Всевышнею Десницею…» Второй документ - это письмо многолетнего английского премьер-министра Генри Пальмерстона английскому же политику Джону Расселу. Итак, Пальмерстон набросал, как он говорил, «прекрасный идеал войны». «Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции. Часть германских провинций России на Балтике уступается Пруссии. Самостоятельное Королевство Польское восстанавливается как барьер между Германией и Россией. Молдавия и Валахия и устье Дуная передаются Австрии... Крым, Черкессия и Грузия исторгаются из России и передаются Турции, и Черкессия или независимая, или связанная с Султаном, как с сюзереном». Легко понять, что речь шла о расчленении исторической России и о «переустройстве» ее на совершенно чуждых нам началах. Например, старинные русские земли на берегу Балтийского моря объявлялись «германскими», а Крым, где столетиями было гнездо крымских татар, опустошавших своими набегами весь юг России, намеревались передать опять туркам. Под «Черкессией» англичане понимали восточное побережье Черного моря примерно от Анапы до Сухуми. Война, закончившаяся поражением России, повлекла за собой уступку Бессарабии, нейтрализацию Чёрного моря и российские гарантии территориальной целостности Оттоманской империи. Однако Запад был недоволен итогами войны .

Среди главных причин стремительного расширения владений Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века назывались занятие «естественных границ» России, замирение междоусобиц и прекращение «разбойничьих набегов», доставлявших беспокойства на пограничных линиях и торговых путях, стремление цивилизовать отсталые азиатские народы, приобщение их к благам мировой цивилизации. Дальнейшее продвижение русских в пустынные и полупустынные районы между Каспием и Аралом началось в 1820-е годы . В 1853 году захвачена крепость Ак-Мечеть на Сырдарье, вдоль которой была построена цепь фортов. На востоке был основан Верный (Алма-Ата). Следующий шаг России был в наступлении на Кокандское и Хивинское ханства и на Бухарский эмират, с которым уже имелись торговые связи. Туркестанские походы как бы завершали задачу России, сначала остановившую экспансию кочевников в Европу , а с завершением колонизации - окончательно умиротворившую восточные земли. Противостояние между Российской и Британской империями за контроль над Индией и Средней Азией в XIX веке получило в истории имя «Большой игры ». Ещё одним из её активных участников был Китай , прочие же государства были лишь разменными фигурами в этой битве. В 1881 году Россией была захвачена туркменская столица Геок-Тепе. Этот шаг вместе с взятием Мерва вызвал обеспокоенность Британии, и она настояла на совместной с Россией делимитации русско-афганской границы. В результате между Россией и Британской Индией осталась длинная, но очень узкая полоса территории Афганистана, получившая название проход Зульфикара (Вахшский). Установление контроля над высокогорным Памиром в 1895 году завершило экспансию русских в южном направлении.

В 1850 и 1854 годах были основаны на Амуре города Хабаровск и Николаевск. Россия аннексировала северный берег Амура и предъявила свои права на бассейн Уссури, Китай же уступил ей обе эти территории. Владивосток, основанный в том же году, стал символом российского могущества на Тихом океане. В 1852 – 1853 году русские заняли северный Сахалин и управляли островом совместно с Японией вплоть до 1875 года, когда в обмен на признание японского суверенитета над Курилами весь Сахалин отошёл к России. В конце XIX века в связи с началом строительства Транссиба крестьянской колонизацией Сибири и амбициозными планами министра финансов С. Ю.Витте (1849 – 1915 гг.) по экономическому проникновению в Китай, усилился интерес России к Дальнему Востоку. По русско-китайскому договору 1896 года Россия получила контроль над Китайской восточной железной дорогой (КВЖД), которая существенно сокращала путь до Владивостока. В 1899 году Россия приобрела в 25-летнюю концессию полуостров Ляо-Дунь с Порт-Артуром, её первым незамерзающим портом на Тихом океане и железной дорогой с выходом на КВЖД в Харбине, основанном русскими и ставшем затем самым большим в Азии городом с русским населением. С 1808 года столицей Русской Америки становится Новоархангельск . Фактически управление американскими территориями ведется Российско-Американской компанией со штабом в Иркутске. Самой южной точкой в Америке, где обосновались русские колонисты, был Форт-Росс в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии . Дальнейшему продвижению на юг помешали испанские, а затем и мексиканские колонисты. В 1816 году был установлен протекторат над Гавайями, однако уже через год компания покинула остров из-за агрессивных действий американских предпринимателей и моряков, сторону которых приняла и местная королевская власть. Компании Гудзонова залива . Поскольку у России сложились отношения острого геополитического соперничества, а подчас и открытой вражды с Британской империей , граница требовала постоянного попечения и охраны на случай военного столкновения между двумя великими державами. В 1867 году Аляска была продана США за 7,2 миллионов долларов. Эта продажа, осуществлённая из расчёта 0,0004 центов за квадратный метр, является самой дешёвой сделкой по продаже земли всех времён. Тем не менее, сенат США высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения, тем более в обстановке, когда в стране только что закончилась гражданская война . Целесообразность приобретения Аляски стала очевидна тридцать лет спустя, когда на Клондайке было открыто золото .

Итак, можно считать, что русская экспансия была поиском выхода к тёплым портам, но также можно сказать, что была потребность империи выйти на стратегические рубежи для контроля над всей Евразией. К концу XIX века две крупнейшие империи мира – Британская и Российская, создали взаимоприемлемую систему раздела сфер влияния в Азии – хотя и стараясь избегать прямой конфронтации, но, тем не менее, оказывая сильное косвенное влияние друг на друга. Это взаимное сдерживание получило сегодня название Викторианской холодной войны. Следует отметить, что большинство русских завоеваний были удалёнными, плохо доступными и экономически малопривлекательными территориями. Фактически Россия захватывала то, на что не претендовали другие. Там же, где существовало острое колониальное соперничество, шансы России расценивались бы не очень высоко. Но как бы то ни было, к началу XX века на западе Россия владела Польшей и Финляндией, на юге Малый Кавказ и Памир отделяли её территорию от Турции, Персии и Британской Индии, на востоке она граничила с Китаем по Амуру и Уссури с владениями в Манчжурии, а на севере – с Северным Ледовитым океаном.

XX век. Основные направления русской геополитики сложились задолго до вступления на престол Николая II. На европейском направлении Николаю в наследство от Александра III остался франко-русский союз, который Александр считал краеугольным камнем системы безопасности в Европе. В первое десятилетие царствования Николая II Россия хотя и не отошла от союза с Францией, но, в значительной степени под влиянием личных взглядов императора, стала сближаться с Германией. С последней у России не было территориальных или иных споров, а императоры России и Германии были кузенами. Германия выступала в этот период главнейшим возмутителем спокойствия в Европе. Всерьез решив принять участие в переделе мира, Германия начала строить огромный флот, сопоставимый по мощи с британским. В Лондоне это вызвало едва ли не панику. Великобритания оценила размеры опасности и решила выйти из ставшей уже традиционной для британской дипломатии «блестящей изоляции». Южное направление (Османская империя, Балканы и Проливы), бывшее при Александре III приоритетным, отошло при Николае II на задний план. «Статус-кво» на юге и юго-западе дал России возможность фактически свернуть на 10 лет усилия русской дипломатии на этом направлении и перенести все усилия на третье - дальневосточное, признанное главным. Начало активного вмешательства России в дальневосточные дела связано с событиями японо-китайской войны 1894-1895 гг. Эта война была вызвана стремлением Японии, претендовавшей на статус региональной сверхдержавы, установить протекторат над Кореей, находившейся под китайским контролем. Китай же был полностью разбит в 1895 г. и признал независимость Кореи (которая, естественно, попадал под японский протекторат), уступал Японии Квантунский п-ов с Порт-Артуром, Тайвань и выплачивал огромную контрибуцию. Перед Россией встала дилемма - согласиться ли с Японией на раздел сфер влияния в Северном Китае или же противодействовать любым попыткам проникновения японского влияния на материк. МИД настаивал на осторожной линии в отношении Японии и считал, что главное - не нанести вред русско-японским отношениям. Однако Витте считал необходимым сыграть роль защитника Китая и взамен выбить у него ряд уступок. Видя несговорчивость России, и понимая, что промедление приведет лишь к окончательной потере позиций в Корее, Япония, подталкиваемая Великобританией и, отчасти, США, сделала выбор в пользу войны. Для Японии принципиально важным был захват господства на море для беспрепятственной высадки своих войск на материке. Поэтому боевые действия начались внезапным нападением японского флота на Тихоокеанскую эскадру Порт-Артура. Русско-японская война (1904 – 1095 гг.) стала неудачной для России, стоившей ей потери южного Сахалина и всех китайских концессий. Это поражение, казавшееся многим неожиданным и случайным, на деле означало нечто гораздо большее – конец русской территориальной экспансии и начало сокращения территории империи.

Первая мировая война, разразившаяся в августе 1914 года, означала такое испытание на прочность, которого империя уже не смогла выдержать. Хотя её военные успехи чередовались с неудачами, Россия оставалась верна антигерманской коалиции и своей борьбой ослабила натиск Германии на западном фронте. Военные цели России состояли в аннексии Восточной Пруссии и воссоединении этнической Польши под российским скипетром. Вступление в войну Турции на стороне Срединных держав дало возможность России потребовать аннексии Константинополя и проливов, с чем Британия и Франция, несмотря на свою традиционную политику, вынуждены были согласиться.

Анализируя стратегическую целесообразность войны России в блоке с Англией против Германии, российские геополитики подробно изучали опыт своих западных коллег (работы Ратцеля, Челлена, Мэхэна и др.). Им была хорошо знакома стратегия англосаксов: не допускать преобладания на Европейском континенте какой-либо державы. Российские геостратеги были осведомлены о политике «колец анаконды». Известна была и «директива» английского Генштаба, согласно которой три четверти всей тяжести войны на суше против Германии возлагались на Россию. Как тогда верно отмечал А.Е. Вандам, «едва только закончена была, тихоокеанская трагедия наша, как с быстротой фокусника, надев на себя маску приветливости и дружелюбия, Англия сейчас же подхватила нас под руку и повлекла из Портсмута в Алхезирас, чтобы, начав с этого пункта, общими усилиями теснить Германию из Атлантического океана и постепенно отбрасывать ее к востоку, в сферу интересов России» . Военное напряжение было одной из причин февральской революции 1917 года. После отречения Николая II от престола Временное правительство подтвердило свои союзнические обязательства в рамках новой концепции без аннексий и контрибуций. Но политические и военные проблемы множились, и попытка премьера А. Ф. Керенского продолжить войну стала одной из главных причин октябрьского переворота.

Первая мировая война кардинальным образом изменила геополитический расклад сил. Рухнули Германская, Австро-Венгерская, Российская, Турецкая империи, ранее бывшие мощными политическими центрами. На развалинах этих могучих государств появилось несколько небольших государств, которые авторы Версальской системы (Антанта) полагали включить в сферу своего влияния. Война, сопровождавшаяся для Российской империи большими территориальными, людскими потерями и экономической деградацией, вызвала общий кризис власти в России, что привело к революции, упразднению монархии и временному коллапсу российской государственности. Последний повлёк череду переворотов, активизацию сепаратизма на ряде территорий, Гражданскую войну и интервенцию извне. Период закончился переформатированием империи в Советский Союз, изгнанием интервентов, постепенным международным признанием СССР и перезаключением международных договоров с учётом новых реалий.

Вопрос 01. Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи. Как они влияли на развитие страны?

Ответ. Особенности:

1) Россия была вторым по размерам государством в мире после Великобритании с её колониями, но Лондок с колониями был связан морскими путями, а Санкт-Петербург с отдалёнными территориями – сушей, что требовало больших затрат на строительство железных дорог, а ввиду их отсутствия ухудшало экономические связи между регионами;

2) значительная часть территории России находилась в зонах неблагоприятного (крайне холодного или пустынного) климата, что тормозило развитие страны;

3) Россия была многоконфессиональным государством при господстве и государственной поддержке православия, из-за этого территории с большим экономическим потенциалом (Прибалтика, территория бывшей Речи Посполитой) и проявлявшие экономическую активность народы (например, иудеи) подвергались дискриминации по религиозному признаку, что тормозило развитие страны в целом;

4) Россия была многонациональным государством при нерешённости национального Вопроса межэтнические конфликты также тормозили развитие экономики;

5) Россия была богата полезными ископаемыми, например, нефтью;

6) Россия имела выход как к Тихому, так и к Атлантическому океану (через Балтийское море);

7) кроме малопригодных для жизни земель, в России также было много посевных площадей с хорошей урожайностью.

Вопрос 02. На основании материалов параграфа составьте тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения России».

Ответ. Тезисы:

1) Характеристика идеологической триады «Православие, самодержавие, народность»;

2) война на Кавказе;

3) присоединение к России территорий Средней Азии;

4) отношение к мусульманам в России начала ХХ века;

5) отношение центра с католическими и протестансткими окраинами;

6) особое положение Финляндии и изменение этого положения в начале ХХ века;

7) отношение к иудеям в Российской империи.

Вопрос 03. Какую роль иностранный капитал сыграл в развитии экономики России периода индустриализации?

Ответ. Иностранный капитал оказал большую поддержку развитию российской промышленности (составляя 40% всех капиталовложений в стране). Однако российская экономика не попала в зависимость от него, также не привело это и к созданию особых экономических зон с иностранным влиянием. Приходя в Россию, иностранный капитал сращивался с местным. Однако именно из-за этого императорское правительство не искало резервов для развития экономики внутри страны. И именно из-за этого часть прибылей уходило за рубеж.

Вопрос 04. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Россия в начале XX в. вступила в фазу перехода к аграрно-индустриальному обществу.

Ответ. К 1914 году горожане составляли уже почти 18% населения империи – не большинство, но цифра уже значительная. При этом по абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке чугуна и стали, объёму продукции машиностроения, промышленному потреблению хлопка и производству сахара Россия вышла на четвёртое-пятое места в мире, а в нефтедобыче на рубеже Х1Х-ХХ веков стала даже мировым лидером благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района. Но при всём этом основной производившейся в России продукцией оставалась сельскохозяйственная. Например, империя занимала ведущие позиции в мире по экспорту зерна. По-прежнему 54-56% национального дохода приносило сельское хозяйство.

Вопрос 05. Определите основные черты государственной политики России в области промышленности. Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте.

Ответ. Черты:

1) государство расширяло сеть железных дорог, улучшая этим взаимосвязь регионов;

2) государство последовательно способствовало развитию тяжёлой промышленности, служившей основой для производства оружия;

3) правительство не чинило препятсвий для проникновения иностранного капитала в экономику России, что благотворно сказывалось на последней;

4) постоянно укреплялся государственный контроль над экономикой с целью защиты экономических интересов дворянства и правительства за счёт ограничения свободы предпринимательства и естественного развития экономики.

Реформы министра финансов С.Ю. Витте были направлены на ускоренную индустриализацию, для чего он, прежде всего, стабилизировал рубль, проведя денежную реформу. Однако он не стал реализовывать идеалы либерализма и давать больше свободы предпринимательству, вместо этого он увеличивал доходы казны, к примеру, за счёт винной монополии и роста косвенных налогов.

Вопрос 06. Назовите особенности развития аграрного сектора экономики. С какими проблемами сталкивалась деревня?

Ответ. Особенности:

1) сельское хозяйство становилось товарным, благодаря чему Россия была одной из ведущих стран в мире по экспорту зерна, кроме того ипортировала лес и др.;

2) хозяйства (также как и сельскохозяйственные земли) чётко делились на помещичьи и крестьянские;

3) в Российской империи наблюдалась наибольшая в мире конценстрация земли (в помещичьих хозяйствах);

4) в России продолжала существовать и активно действовать сельская община с круговой порукой.

Проблемы:

1) в Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, которые не производили товарной продукции;

2) большинство сельскохозяйственной продукции производилось с использованием старых способов;

3) помещичья земля использовалась экономически крайне неэффективно;

4) перенаселение Центральной России, которое приводило к тому, что «лишние руки» не находили применения в сельскохозяйственном производстве;

5) постоянное перераспределение земли в крестьянской общине.

Наиболее существенные изменения территории в первой четверти XVIII в., отразившиеся на политическом и экономическом развитии страны, произошли на северо-западе. В результате Северной войны (1700–1721 гг.) Россия не только вернула земли, ранее ей принадлежавшие, но и присоединила значительную часть Прибалтики. По Ништадскому договору 1721 г. она получила Ингрию (Ижорскую землю) между Лугой, Невой и побережьем с городами Ям, Копорье, Ивангород и Шлиссельбург (Орешек); Эстляндию и Лифляндию от Финского залива до низовьев Западной Двины с Ригой, Дерптом, Ревелем, Нарвой и другими городами, а также часть к северо-западу от с Выборгом и Кексгольмом. К России отошло также несколько островов в (крупнейшие – Эзель и Даго). На юге Россия, после неудачной войны с Османской империей 1711 г., утратила Азов.

На юге, в Прикаспии, в конце XVII–XVIII в. проходила по Тереку, где находилась область терского казачества. После Персидского похода Петра I 1722–1723 гг. к России временно отошли Дербент, Баку, прикаспийские территории и южный берег . Однако они были возвращены уже в 30-е гг. XVIII в. В Сибири продолжалось продвижение в южно-сибирские земли: в Барабинскую степь, на верхнюю Обь и верхний Енисей. Присоединению этих земель способствовало строительство здесь Омска (1716 г.), Семипалатной (1718 г.) и других крепостей, на были поставлены Абаканский и Минусинский остроги (1707 г.). На Дальнем Востоке происходило освоение и , официальное включение которой в состав империи относится к 1730-м гг.

В XVIII в. для защиты отдельных территорий от возможных нападений продолжают возводиться укрепленные линии. Как и в предшествующий период, в их создании применялись земляные валы и лесные засеки, соединявшие крепости, редуты и города. Новшеством было более широкое применение артиллерии и связанные с этим изменения в строительстве укреплений. В первой четверти столетия на европейской территории России были созданы: укрепленная линия Псков – Смоленск – Брянск (1706–1708 гг.), целью которой была защита центра страны от возможного вторжения шведских войск с запада, и Царицынская линия (1718–1723 гг.) от Царицына по Дону до Черкасска, прикрывшая южные области России от кочевников Прикаспия. Позже, в 1731–1735 гг., была возведена Украинская линия, протянувшаяся от Днепра до Изюма на Северском Донце, которая должна была защищать рубежи со стороны .

К востоку от активно населяемых и осваиваемых районов и Прикамья в 1731–1736 гг. была заново укреплена старая Закамская линия XVII в., а в 1736–1742 гг. возникла Самарская линия, по реке Самаре до верховьев Яика. Примерно в это же время была построена линия от Камы на Екатеринбург и Шадринск. Эти укрепленные линии создавались уже не столько в целях защиты, сколько для утверждения России на новых территориях и поддержания порядка здесь.

Закрепление границ государства по Яику и Иртышу, продвижение в казахские области и в Южную Сибирь привели к возникновению в 30–40-х гг. XVIII в. целой цепи укрепленных линий в пограничных районах. В 1737 г. от Тобола через Ишимский острог на Иртыш до Омска была проведена Ишимская линия. В 1739 г. она была продолжена на запад к верховьям Яика, а по Яику от верховьев до устья тогда же были основаны верхняя и нижняя Яицкие линии, которые затем составили единую Оренбургскую линию. Цепь Верхне-иртышских крепостей, поставленных еще в первой четверти века, стала основой Иртышской укрепленной линии (1745–1750 гг.). Таким образом, к середине XVIII в. по границам Казахстана сложилась громадная по своей протяженности цепь оборонительных линий. Начинаясь от Каспия, она поднималась по Яику, затем пересекала Тобол, Ишим, шла на восток к Омску и по Иртышу поднималась до Усть-Каменогорской крепости. Здесь возникли многие населенные пункты. Среди них необходимо отметить Оренбург, первоначально поставленный (1735 г.) при впадении реки Орь в Яик, а затем перенесенный (1743 г.) к устью реки Сакмары. Выделялись также Яицкий городок (Уральск) и крепость Петра и Павла Петропавловская). Цепь укрепленных линий отделяла владения России от земель, являвшихся местом кочевий Младшего и Среднего казахских жузов (орд). В 1731 г. Младший жуз, а в 1740 г. Средний добровольно признали зависимость от России.

Во второй половине XVIII в. значительные территориальные изменения произошли на западе России. Они были связаны с политическим упадком Речи Посполитой, земли которой в результате трех разделов были присоединены Россией, Пруссией и . По первому разделу (1772 г.) к России отошли правобережье с Витебском и Полоцком, часть Лифляндии (Восточная ) и часть Верхнего Поднепровья с Могилевом. После второго раздела (1793 г.) были присоединены Восточная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина до верхнего Днестра на юго-западе и большая часть Волыни. Третий раздел Польши (1795 г.) привел к включению в состав России большинства земель, Западной , а также Западной Волыни. В этом же году в состав Российской империи вошло Курляндское герцогство, до этого находившееся под российским протекторатом.

Большие приобретения произошли в это время и на юге европейской части, в Причерноморье. После Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. к России отошли земли между и Южным Бугом в их низовьях, крепости и Еникале на . Крымское ханство стало независимым от Турции и перешло под покровительство России. На Северном Кавказе за Россией были закреплены Кабарда и Северная Осетия.

В 1783 г. Крымское ханство было ликвидировано, что официально зафиксировал Ясский мирный договор, окончивший Русско-турецкую войну 1787–1791 гг. Россия получила Таврию – область между Днепром, Черным и , Приазовские земли между Кубанью и устьем Дона, территорию от Южного Буга до Днестра. Присоединенные земли Северного Причерноморья от Днестра до Кубани стали называться Новороссией.

В связи с продвижением России в Предкавказье началось строительство оборонительных линий и в этом регионе. Построенные в 1735–1739 гг. укрепления по Тереку были продолжены на запад до Моздока и к 1763 г. сложилась Моздокская укрепленная линия. Эта линия в 1777–1780 гг. через основанный в 1777 г. Ставрополь была доведена до Азова. Присоединение Восточного Приазовья привело к переносу укрепленной линии на Кубань, где возникли кордоны от Тамани до Екатеринодара. К концу XVIII в. от Черного до Каспийского моря протянулась цепь укрепленных линий, под прикрытием которых начинается постепенное освоение Предкавказского района.

Проникновение России на Кавказ началось с присоединения в 1797 г. приморской части Дагестана, за которым последовало продвижение в Азербайджан. В 1804–1806 гг. к России отходят Ганджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское и Бакинское ханства. Официально присоединение Дагестана и Северного Азербайджана было оформлено Гюлистанским мирным договором 1813 г., заключенным между Россией и Ираном по результатам войны 1804–1813 гг. После войны 1826–1828 гг. между этими же державами в состав России вошла Восточная (Нахичеванское и Эриванское ханства).

В начале XIX в. произошло присоединение к России . Еще по Георгиевскому трактату 1783 г. Картли-Кахетинское царство (Восточная Грузия) признало протекторат России. В 1801 г. оно было присоединено окончательно. Вслед за этим к России одно за другим отходят западно-грузинские княжества: Мегрелия (1803 г.), Имеретия (1804 г.) и Абхазия (1810 г.). признала эти приобретения по Бухарестскому мирному договору 1812 г. После Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Россия получила побережье Кавказа от устья Кубани до Поти.

Таким образом, к концу 20-х гг. XIX в. почти весь Дагестан, Северный Азербайджан, Восточная Армения, большая часть Грузии, а также Черноморское побережье Кавказа до Аджарии стали русскими владениями. В то же время некоторые внутренние районы: Сванетия, Адыгея, Чечня и западная часть Дагестана – сохраняли самостоятельность. Продвижение в Чечню, начавшееся в конце XVIII в., привело к включению в состав России ее северной части в междуречье Терека и Сунжи. Для закрепления этой территории вдоль Сунжи от Терека до Владикавказа была построена Сунженская укрепленная линия (1817 г.). Возникшее в 30-х гг. XIX в. движение горцев Северного Кавказа (горных районов Чечни и Дагестана), где тесным образом переплелись религиозное течение мюридизма с антиколониальным движением народов, привело к образованию здесь военно-теократического государства – имамата, которое было ликвидировано царским правительством только в 1859 г.

Последующие изменения территории России связаны с Русско-турецкой войной 1877–1878 гг. К Российской империи отошли Аджария с Батумом, области Карса и Ардагана.

В 1809 г. последняя война России со закончилась присоединением и Аландских островов . Великое княжество Финляндское сохранило в составе империи некоторую административно-территориальную обособленность. После серии войн с Наполеоном в состав России вошло (по решению Венского конгресса 1815 г.) Варшавское герцогство, которое было преобразовано в Царство Польское. С 1812 г. территория Бессарабии между и Прутом также принадлежала Российской империи.

Активное присоединение территорий Средней Азии начинается с середины XIX в. В это время Россия утвердилась в Южном , так как ряд казахских жузов добровольно вошел в состав государства. Однако имели место и военные захваты, для осуществления которых в 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Так, в 1868 г., после взятия русскими войсками Самарканда, вассалами России себя признали Кокандское ханство и Бухарский эмират, населенные в основном . В 1876 г. в Коканде ханская власть была упразднена. В 1873 г. было завоевано Хивинское ханство в низовьях Амударьи, что предопределило присоединение в начале 80-х гг. XIX в. В 1886 г. Туркестанское генерал-губернаторство было переименовано в Туркестанский край, но принципы управления остались прежними. Вся гражданская и военная власть принадлежала генерал-губернатору, а во главе областей (Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской и Закаспийской) стояли военные губернаторы.

Изменились границы России и на Дальнем Востоке. Присоединение и Приморья было зафиксировано Айгуньским договором 1858 г. и Пекинским договором 1860 г. Еще в первой половине XIX в. Россия утвердилась на . В 1875 г. по соглашению с Россия юридически оформила свои права на владение островом, признав права японцев на все острова Курильской гряды. Это положение сохранялось до Русско-японской войны 1904–1905 гг., после которой Портсмутским договором южная часть Сахалина была передана Японии.

Со второй четверти XVIII в. Россия начала осваивать северо-западную часть Северной Америки. В результате Камчатских экспедиций 1725–1730 и 1741 гг. под руководством В. Беринга, а также экспедиции И. Федорова – М. Гвоздева (1732 г.) была исследована северная акватория , некоторые из Алеутских островов и часть побережья Аляски. С начала 1740-х гг. началось промысловое освоение Алеутских островов, главной целью которого была добыча пушнины (в первую очередь меха морского котика, водившегося здесь в большом количестве). Значительная роль в исследовании и освоении новых территорий принадлежит Г. И. Шелихову, который в 1776 г. совместно с И. Л. и М. С. Голиковыми организовал компанию для торговой и промысловой деятельности в этом регионе. К концу XVIII в. на островах и на материке возникло несколько русских поселений: Гавань трех святителей и Гавань святого Павла на острове Кадъяк, Георгиевская крепость на побережье Аляски, Михайловская крепость (Ново-Архангельск) на острове Баранова (Ситха) и др.

В 1799 г. по инициативе группы предпринимателей, в том числе наследников Шелихова, при поддержке правительства была создана акционерная Российско-американская компания «для промыслов на матерой земле северо-восточной». Она имела свое правление во главе с директором, но находилась полностью под контролем правительства. Ей были переданы в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на северо-западном берегу Америки от 55° до пролива, а также на Алеутских, Курильских и других островах. Компания получила право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. С 1804 по 1840 г. Российско-американская компания при содействии правительства организовала 25 экспедиций, в том числе и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). Компания принимала активное участие в исследовании Дальнего Востока (экспедиция Г. И. Невельского 1849–1855 гг.) и основании здесь русских поселений. Центром Русской Америки стал Ново-Архангельск.

Деятельность РАК, в частности организация пушного промысла, носила хищнический характер и сопровождалась насилием и жестокостями по отношению к местным племенам алеутов и индейцев. Иногда это приводило к сопротивлению: в 1802 г. произошло восстание индейского племени тлинкитов, которые разгромили Ново-Архангельск (позднее он был воссоздан на новом месте). Однако русские поселенцы привносили в местный быт не только отрицательные явления. Компания способствовала введению в ряде районов хлебопашества, огородничества, скотоводства. В начале XIX в. были освоены острова архипелага Александра, а вслед затем началось проникновение РАК в Калифорнию, где в 1812 г. была основана крепость Росс севернее современного Сан-Франциско. Однако североамериканских земель было связано с большими трудностями и затратами, в первую очередь из-за дальности расстояния от метрополии. К середине XIX в. в связи с хищническими масштабами охоты резко сократился пушной промысел, являвшийся основой деятельности РАК. Существование компании стало нерентабельным в связи с чем в 1867 г. царское правительство приняло решение продать Аляску и Алеутские острова США за 7 млн долларов. Колония Росс в Калифорнии была продана еще раньше частному лицу. К моменту ликвидации российских владений в Америке собственно русское население этих территорий составляло около 800 человек.

В начале XX в. была вторым по величине государством в мире, уступая лишь Британской империи. Площадь территории России в 1914 г. составляла более 19 млн км2, максимальная протяженность с севера на юг – 4,6 тыс. км, а с востока на запад – 10,7 тыс. км.

Мнение

«Экспансия имела важные позитивные последствия для России: увеличение природных ресурсов; перемещение центра населения и хозяйственной деятельности с севера на юг, в более благоприятную географическую среду; повышение безопасности проживания русских в пограничных районах и благодаря этому более рациональное перераспределение трудовых ресурсов между районами старого и нового заселения; плодотворное влияние на российское общественное устройство сословно-корпоративной организации, более развитой культуры и экономики, существовавших в инкорпорированных западных областях. Однако экспансия имела и негативные последствия: обусловливала экстенсивный характер , способствовала формированию аморфной системы сельских и городских поселений со слабой инфраструктурой и, наверное, самое важное – создала в конце концов серьезную национальную проблему. Национальный вопрос оказывал травматическое влияние на социальные процессы в «метрополии»: требовались значительные средства на поддержание общественной стабильности, что тормозило экономическое развитие; возрастал налоговый пресс, что вызывало недовольство русского населения; нерусские народы подавали пример нелояльности к властям, что способствовало общему росту оппозиционных настроений в стране и ослаблению авторитета центральной власти. Но без территориальной экспансии Россия осталась бы небольшой и очень отсталой европейской страной, каковой она и была в действительности до XVI в., и никаких серьезных достижений в области литературы, искусства, науки и технологии ожидать от нее не приходилось бы, как нельзя было бы рассчитывать и на высокий уровень жизни ее граждан».

Административно-территориальное деление

В рассматриваемый период существенно изменилась административно-территориальная система России по сравнению с предыдущим временем. С 1708 г. вводится деление страны на губернии с целью усовершенствования системы военного, налогового и полицейско-бюрократического управления областями страны. Первоначально было создано 8 губерний: Ингерманландская (с 1710 г. – Петербургская), Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Московская, Азовская, Сибирская. Такое деление не отличалось удобством, так как в губернии входили огромнейшие территории, например, в Казанскую – все Среднее и , а в Сибирскую – территории от Урала (включительно) до Тихого океана, поэтому очень скоро стали возникать новые административно-территориальные единицы: в 1714 г. из Казанской губернии выделились Нижегородская и Астраханская, а в Прибалтике образовалась Ревельская губерния. В 1719 г. была проведена еще одна реформа областного управления. Она сохранила деление губерний на уезды, но ввела дополнительно промежуточные территориальные образования – провинции. Таким образом, страна делилась на губернии, губернии – на провинции, которых могло быть до 11 в одной губернии (Петербургской), а провинции, в свою очередь, делились на уезды. Новое административное деление почти не затронуло Слободской Украины, районы и Яика. Эти земли не входили ни в провинции, ни в губернии. Слободская Украина сохранила деление на полки, а на Дону и Яике продолжали существовать казачьи области.

Процесс образования новых губерний и провинций продолжался в 30–60-е гг. XVIII в., пока в 1775 г. Екатериной II не была проведена новая реформа. Принятое ею «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» зафиксировало деление страны уже на 40 губерний, в основу которых были положены прежние провинции. Каждая губерния состояла из 12–15 уездов. Помимо установления нового губернского и уездного деления для усиления централизации управления несколько губерний или областей объединялись в наместничества или генерал-губернаторства. В 1782 г. Российская империя была разделена на 19 генерал-губернаторств. В ведении генерал-губернаторов или наместников были, как правило, две губернии. Исключение составляли Московское и Рижское генерал-губернаторства, в которые входили по одной губернии, Новороссийское (четыре губернии), Малороссийское (три). Новое территориальное деление затронуло и , где были созданы Киевская, Черниговская, Полтавская губернии. К середине XIX в. в России было уже более 50 губерний и приравненных к ним областей (земля Войска Донского и земля Черноморского войска).

В начале XX в. Российская империя включала в себя 101 крупный субъект: 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов (в Финляндии на приходы – 51). Уезды и округа, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки. Наряду с этим существовало Кавказское наместничество, объединявшее 11 губерний и областей и 2 округа, а также 8 генерал-губернаторств: Московское (Москва и Московская губерния), Варшавское (9 Привислянских губерний), Киевское (Киевская, Подольская и Волынская губернии), Иркутское (Иркутская, Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области), Приамурское (Амурская, Камчатская, Приморская и Сахалинская области), Туркестанское, Финляндское (8 губерний) и Кронштадтское военное губернаторство. Некоторые города империи имели особые административные органы управления – градоначальства ( , Москва, Севастополь, Керчь-Еникале, Одесса, Николаев, Ростов-на-Дону и Баку). Кроме того, империя подразделялась на ведомственные округа, состоявшие из разного числа губерний и областей: военные (13), судебные (14), учебные (15), почтово-телеграфные (30), округа Министерства путей сообщения (9) и таможенные (9).