Со ци аль ные нормы. Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.8. Виды социальных норм

3.8. Виды социальных норм

Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические (используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой); социальные.

Социальная норма – 1) это пожелания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия; 2) общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей; 3) социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Социальные нормы подразделяются по: способу их формирования (создания); содержанию; способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

Классификация видов социальных норм

1. а) политические – правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;

б) нормы культуры, или этические нормы – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);

в) эстетические нормы – правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному, посредственному, безобразному;

г) организационные нормы определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций (например, уставы общественных организаций).

2. а) Нормы морали – правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом, охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и другие.

б) Нормы обычаев – правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи морального содержания называют нравами . Разновидностью обычаев считаются традиции , которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы , регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

в) Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.). Корпоративные нормы закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.), т. е. имеют письменную форму выражения. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

г) Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими и деятельностью церкви.

д) Политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них.

е) Правовые нормы – формально определенные правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

3. Нормы-ожидания (очерчивают рамки социально одобряемого поведения) и нормы-правила (определяют границы допустимого поведения и определяют виды неприемлемого поведения).

Функции социальных норм: способствуют социальной интеграции; служат своеобразными эталонами поведения; способствуют контролю за отклоняющимся поведением; обеспечивают стабильность общества.

Общие черты социальных норм:

– представляют собой правила поведения общего характера, то есть рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц;

– характеризуются такими признаками, как процедурность (наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации), санкционированность (отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний);

– определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), в реальном поведении проявляется доминирующая система социальных ценностей – наиболее общие представления о желательном типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Важнейшая функция социальных ценностей – играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

22. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Понимание существующих конфликтов должно учитывать их классификацию. В ее основу можно положить разные признаки: сфера, объект, субъект, результативность, содержание. Сферой развертывания конфликта может быть экономика, политика,

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

23. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

29. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ 1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.2. По функциям: регулятивные нормы и

Из книги Шпаргалка по договорному праву автора Резепова Виктория Евгеньевна

2. Руки прочь от социальных расходов! Посмотрим теперь, насколько оправданны покушения на социальные расходы.Прежде всего нужно иметь в виду, что эти расходы в процентах к ВВП очень невелики.В 2004 г. затраты по консолидированному бюджету на социально-культурные цели, плюс

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

3. Национальный консенсус как условие социальных преобразований Социальная политика любого правительства является основным источником доверия к нему со стороны широких слоев населения. Ее отражение в общественном сознании является системообразующим фактором

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

6. Рычаги социальных преобразований России Социальный и демографический дисбаланс в Российской Федерации выражается в неравенстве региональных бюджетов и физических лиц по масштабам чистого дохода, уровню жизни, доступности витальных услуг (необходимых для

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

5.1. Право в системе социальных норм Все действующие в обществе нормы подразделяются на две основные группы – технические и социальные. Под техническими нормами понимаются те, которые регулируют отношения между людьми и природой (санитарно-гигиенические, экологические,

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Польза и вред социальных сетей Социальные сети – популярные платформы для общения в Интернете.С их помощью ты можешь поддерживать связь с друзьями, которые находятся далеко, и с которыми у тебя нет возможности встретиться лично.Благодаря социальным сетям, ты можешь

Из книги автора

V Успешность социальных контактов А. Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, уважением, симпатией большинства одноклассников, только мальчиков, только девочек, большая часть учащихся равнодушна). Чем это определяется?Б. Отношения со сверстниками (имеет друзей

Человек живет в обществе и ему нельзя не принимать правила этого общества. С детства нас учат как поступать, что делать, что правильно, а что нет. И когда мы поступали не так, как учили поступать, нас, тогда еще маленьких, наказывали. Именно тогда мы впервые столкнулись с социальными нормами. Именно еще в детстве мы стали начинать понимать, что такое социальные нормы. Конечно же, не стоит думать, что во всех странах одни и те же социальные номы, нужно еще учитывать и культурный фактор. Так, в некоторых культурах принято кланяться при встрече, а в некоторых это не играет ни какой роли.

Социальные нормы

В течении всей своей жизни мы встречается со многими людьми. Ранее, еще в первобытном мире, люди довольствовались уставом, приятным в их племени или общине. Огромное влияние на них производили верования, мифы, ритуалы, обычаи, обряды. Позже влияла церковь, и в последнее время, огромную роль стало играть государство. Стоит учитывать, что разнообразие занятий человека, его деятельности в обществе привело к разделению и большому разнообразию его повседневных правил поведения.

Определение нормы, понимается как «достойное образца», «правило подражания» и т.п. Ее значение в том, что она показывает границу явления, объекта, при этом она сохраняет свою значимость.

К примеру технические нормы созданы для регуляции мира и техники и людей, а вот социальные, в свою очередь, регулируют наши отношение в обществе (между людьми и другими структурами). Нормы социальные – это правила. Они важны при человеческом взаимоотношении, они призваны учитывать наши интересы и интересы других участников этих норм(общечеловеческие нормы, нормы социальный групп).

Признаки социальных норм

  1. Регулирование ситуаций происходящих в нашей жизни (общественные отношения). Это можно понимать как поведение в публичном месте, отношение к старшему поколению, проведение митингов, организация праздников и т.п.
  2. Эти нормы всегда многократно повторяются. Пример: если ситуация повторилась, то эти нормы вновь ее регулируют, они не единоразовые социальные нормы человека.
  3. Нормы социальные созданы не для одного человека или группы людей, они созданы сразу для многих участников государства или даже нескольких государств.
  4. Нарушение этих норм государство может и не наказать, но всегда следует осуждение со стороны людей.

Понятие социальной нормы и ее свойства

Нормы социальные – это наше правило поведения в обществе. Именно благодаря им, мы взаимодействуем между собой, именно они указывают на модель нашего поведения.

  • Социальные нормы имеют общий характер. Нормы действуют, не переставая, и рассчитаны на все общество.
  • Эти нормы требуют обязательного выполнении. Они созданы для создания порядка в обществе и поэтому их инструмент давления – это общественное мнение и его суд.

Подводя итог, мы можем смело сказать, что общественное мнение никогда не перестает действовать, охраняется самими людьми, действует на все общество. Соблюдая все выше перечисленное, мы соблюдаем социальные ценности и нормы

Виды социальных норм

Как мы писали выше, по обыкновению социальными нормами называют нормы нравственности, наши обычаи, нормы общественных организаций, но иногда еще выделяют другие виды норм социальных: нормы культурные, нормы эстетические, нормы политические, нормы организационные, нормы религиозные, нормы трудовой группы, нормы, традиций. Также эта норма может, как и быть закрепленной законодательством так и не закрепленной. Социальные ценности и нормы очень важны для культурного наследия людей, так помогают поддерживать не только культурною часть норм для общества, но и моральную и многие другие важные нормы.

  • Социальные нормы морали. Они нас учат, что такое в обществе проживания означает зло, а что добро, что справедливость и несправедливость, что хорошо и что плохо…и т.д.
  • Социальные нормы обычаев. Это те правила, что вошли в привычку народа впоследствии своего многократного повторения и передачи своим детям.
  • Нормы корпоративные. В основном, это устав организации, и прописанные в нем нормы поведения в организации.
  • Нормы религиозные. Эти нормы содержаться не в законе государства, а в священных книгах. Таких как Библия, Коран и другие.
  • Нормы правовые. Эти нормы может установить как само государство, так и народ приживающий в нем.
  • Нормы, установленные для участников политического процесса (партии кандидатов в президенты, политические организации), регулируют политические отношения.
  • Нормы традиций. Эти нормы складывались постепенно и исторически. Они передают общие правила поддержания семейных и национальных устоев.
  • Нормы экономические. Эти нормы регулируют правила производства, распределения и потребления, производимых материальных для человека.
  • Деловые нормы. Представляют собой свод правил для делового общения (производственного, научного, учебного общения). Они регулируют повседневное отношение людей.
  • Нормы этикета. Они регулируют внешнее поведения человека, независимо от его работы. Этикет разниться для разных стран, так как он складывался исторически под большим влиянием культуры.

Мы очень надеемся, что вы разобрались в том, что означают социальные нормы человека, и осознали всю важность соблюдения и поддержания культуры в нашем мире.

Инструкция

Социальная норма – это заданный в культуре желательный способ поведения. В его основе лежат представления о хороших и плохих поступках, о добре, зле и их последствиях, – эти представления закреплены в моральных и этических норма х. Нормы морали, этики (и отчасти эстетические нормы) входят в комплекс так называемых «идеологических норм». Способ поведения только тогда будет норма тивным, когда будет исполняться «автоматически». Социальные автоматизмы, лежащие в основе норма тивного поведения, на языке социологии называется социальными ритуалами – жестко закрепленными последовательностями обязательных действий. К таким ритуалам относятся, к примеру, знакомство или ритуал обращения ученика к учителю. Вся совокупность социальных автоматизмов называется норма ми обычаев; среди них выделяют специфические этнические нормы.

Среди социальных норм выделяют особую группу – явно и однозначно определенных. Таковы религиозные нормы, заданные в текстах священных книг либо иначе санкционированных церковью. Таковы корпоративные нормы (нормы организаций), действующие внутри их. И наконец, таковы правовые нормы. Нормы права – общеобязательные, явным образом установленные государством в законодательстве и имеющие принудительную силу, т.е. предусматривается наказание именем государства за их нарушение.

Любая социальная норма поддерживается через поощрение поведения, соответствующего норма м (конформного) и через недопущение и наказание не соответствующего (отклоняющегося, девиантного). Проблема девиантного и конформного поведения – важная проблема, которую исследуют психологи, культурологи, социологи и криминалисты. Важна она потому, прежде всего, что изменение в соотношении конформности и девиантности свидетельствует об изменении представлений в социуме о приемлемом и неприемлемом поведении, и следовательно, об изменении социальных норм.

Совет 2: Что такое социальная норма на электричество и чем она опасна для нас?

Социальная норма на электричество наделала много шума, хотя закон пока даже не принят. Наши граждане интуитивно понимают, что несмотря на все попытки завуалировать эту меру под "экономию электроэнергии", платить нас хотят заставить больше. А вот насколько больше и чем еще нам это опасно?

Что такое социальная норма

Социальная норма - привет из времен СССР. Тогда на все виды коммунальных услуг были установлены такие нормы. Использовались они для расчета льгот, например. Чтобы пенсионерка, которая проживает в четырехкомнатной квартире, получала льготу только на определенное количество квадратных метров, а не на всю квартиру.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии

Социальная норма - количество киловатт, приходящееся на одного человека, прописанного . Проверить, укладываетесь ли вы в норму, просто. Умножьте число прописанных на установленную в вашем регионе социальную норму. Вышло больше, чем вы обычно оплачиваете в месяц - вас этот не коснется. Меньше - разницу вы будете платить по повышенной ставке.

К примеру, в ходе эксперимента, проводимого в отдельных регионах страны, платить стали больше многодетные семьи. Они чаще стирают и обогревают комнаты электрическими обогревателями.

Норма будет установлена в каждом регионе отдельно. Для примера можете при расчетах ориентироваться на 100 КВт, это самая вероятная цифра.

Что делать, чтобы снизить потребление электроэнергии

- Поменяйте лампы в доме на энергосберегающие. Это в среднем даст вам экономию в районе 100 КВт в месяц с квартиры.

Улучшайте теплоизоляцию квартиры. Это позволит реже использовать электрические обогреватели.

Готовьте по возможности на газовой плите. Я, например, отказался от электрического чайника. И нисколько не жалею.

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:
- нормы морали. Одно является хорошим, а другое - плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
- нормы этикета. Это нормы общения, правила и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
- Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведет за собой государственные санкции;
- традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
- политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
- эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
- Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
- религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Социальные нормы и санкции

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм - различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Социальные нормы и их особенности

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.

Социальные нормы могут быть характеризованы следующим:
- они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально;
- они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу;
- за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции.

Напоследок хочется заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества - и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций во взаимоотношениях друг с другом. Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

Правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря приведенным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основным критериям:

Способу их формирования (создания);

Способу обеспечения (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм:

Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т.е. его внешнее выражение в официальных юридических источниках (законах, международных конвенциях, судебных решениях и т.д.), системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы права.

Нормы морали (нравственности, этики) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.


Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные нормы и т.д. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

Наиболее важными регуляторами поведения людей всегда выступали обычаи, право и мораль. Как известно, самыми древними правилами поведения людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняют его, не задумываясь, зачем это нужно, - просто так заведено испокон веков. Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Младшей сестрой обычая явилась другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но от обычая они отличаются тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, на коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личного отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль – это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение подлинно человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, абсолютно чужды миру природы, они являются плодами «второй природы» человека - культуры.

Именно по мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться собственные, индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные). И в связи с защитой личности, отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей). Неравенство развивалось по двум направлениям: неравенство в престиже, а, следовательно, во влиянии и власти, и неравенство в имуществе. Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения своих собственных потребностей посредством силового воздействия на других индивидов. Но этот способ защиты был недостаточно надежным. Кроме этого, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, - государство, а инструментом государства стал закон - акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В настоящее время правовые и моральные нормы занимают в системе нормативного регулирования доминирующее, главенствующее положение. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что и те, и другие имеют наиболее обширную сферу действия - потенциально они охватывают все общество. В этом плане сфера действия морали и права в значительной мере пересекается. В то же время они являются самостоятельными элементами нормативной системы, единство, взаимосвязи и взаимодействие которых заслуживает особого внимания.

Единство правовых норм и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Единство между правом и моралью выражается в том, что:

В системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

У норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

Как и нормы права, нормы морали исходят от общества;

Нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

Нормы права и нормы морали выделились из слитных (синкретичных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Право и мораль служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, развитию и духовному возвышению человека, защите его прав и свобод, поддержанию общественного порядка и гармонии. Мораль и право выступают мерой личной свободы индивида, устанавливают границы дозволенного и возможного в регулируемой ими ситуации поведения, способствуют балансу интересов и потребностей. Они являются фундаментальными общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры народа и общества, показывают уровень социального прогресса цивилизации.

Вместе с тем нормы права и нормы морали всё же отличаются друг от друга следующими признаками:

По происхождению .

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.

По форме выражения .

Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей, существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч. Недавние попытки навязать обществу четко сформулированные вышестоящими партийными инстанциями заповеди в виде Морального Кодекса строителя коммунизма («Человек человеку друг, товарищ и брат») вряд ли могут расцениваться как удачный эксперимент. В свою очередь, правовые нормы в современных условиях чаще всего получают письменное выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и т.д.), что повышает их авторитет, придает их требованиям четкость и определенность.

По механизму воздействия. Право может регулировать только поступки людей, т.е. только такие их действия (или бездействие), которые воспринимаются и осознаются самим действующим субъектом как общественные акты, как проявления субъекта, которые выражают его отношение к другим людям. Правовые нормы не могут прямо вмешиваться в мир мыслей и чувств. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено во вне, во внешней физической среде – в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности.

«Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, - я вступаю в сферу, подвластную для законодателя. Помимо своих действий, - писал Маркс, - я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом». Поэтому человека нельзя привлечь к юридической ответственности за низменные чувства и грязные мысли, если они не объективировались во вне в той или иной общедоступной форме, но мораль однозначно осуждает и то, и другое. Мораль предъявляет требования не только к благородству поступков, но и к чистоте мыслей и чувств. Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов поведения, ценностей и устремлений, принципов поведения, и в определённом смысле не предполагает наличия неких заранее внешне установленных механизмов регулирования. Как известно, основным внутренним механизмом нравственной саморегуляции является совесть, а неформальным, внешним – обычаи и традиции как многовековая коллективная мудрость народа.

По способу охраны от нарушений .

Нормы морали и нормы права в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Само общество, его гражданские институты, коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. «Злые языки страшнее пистолета!» – восклицал Молчалин в знаменитой пьесе Грибоедова. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. особую юридическую ответственность, порядок возложения которой строго регламентирован законом и носит процессуальный характер. Человек наказывается от имени государства. И хотя в каждом отдельном случае могут непосредственно нарушаться и интересы отдельных «частных» лиц, государство не может доверить применение мер юридической ответственности к правонарушителю этим «частным» лицам. Правонарушитель открыто противопоставил свою волю общей воле, воплощенной государством в нормах права, и его осуждение и наказание должно носить не только личный, но и государственный характер. Государство даже в правонарушителе должно видеть «человека, живую частицу общества, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, … члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

Последствия аморального, безнравственного поведения также могут быть тяжёлыми и непоправимыми. Однако нарушение нравственных норм, в основном, не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Ответственность за нарушение нравственных норм носит иной характер и не имеет строго регламентированной формы и процедуры осуществления. Мораль располагает традиционной и достаточно ограниченной системой санкций. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению или даже принуждению, к нему применяются меры общественного и индивидуального воздействия (замечание, требование извинения, расторжение дружеских и иных взаимоотношений и т.п.). Это ответственность перед окружающими людьми, коллективами, семьёй и обществом, а не перед государством.

По степени детализации.

Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т.д.). Требования морали категоричны и не знают исключений: «не убий», «не солги». Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Давая конкретную формулу правомерного поведения, право стремиться подробно обозначить все варианты запретов. Например, заповедь «не убий» в уголовном законе представлена целым реестром составов: просто убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; и даже – причинение смерти по неосторожности. Кроме этого, как видим, право считает правомерным (при соблюдении установленных в законе условий) причинение смерти в состоянии необходимой обороны, либо при задержании преступника.

По сфере действия.

Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе и правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя только общественные отношения, подконтрольные государству. Как уже отмечалось, мораль призвана воздействовать на внутренний мир человека, формировать духовную личность, право же не способно вторгаться в сферу чувств и эмоций, в глубинный внутренний мир личности. Однако сфера действия морали не безгранична. Большинство правовых процедурных и процессуальных моментов (последовательность стадий процесса законотворчества, порядок ведения судебного заседания, осмотр места при дорожно-транспортном происшествии) являются этически нейтральными и в силу этого - не могут регулироваться моралью.

Нельзя забывать, что в каждой стране официально признается, по общему правилу, одна единая и единственная система права, которой должно подчиняться все население этой страны. Моральные требования не составляют такой единой и единственной системы. Мораль может дифференцироваться в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным или иным делением общества: господствующая мораль – корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых. Групповая «мораль» особенно криминализированной и маргинализированной частей общества, чаще расходятся с общими для всех граждан правовыми установлениями, чему яркие примеры в немалом количестве можно найти в жизни современного российского общества. Однако их тиражирование через средства массовой информации без должного акцента на негативность и крайнюю патологичность подобных явлений уже приводит к распространению таких субкультур отдельных групп на всё общество (например, в языке бытового общения).

Различия в моральных принципах и моральных установках существуют не только между определенными социальными группами (можно указать на особенности профессиональной этики врачей, юристов, учителей и т.п.), но и между людьми одной и той же социальной группы. Достаточно вспомнить индивидуальный свод морали одного из героев романов Л.Н. Толстого – Вронского: «Жизнь Вронского была тем особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать… Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно; что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно; что обманывать нельзя никого, но мужа можно; что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д.». Понятно, что подобных «индивидуальных» правовых норм не может быть.

По принципу действия . В юридической литературе давно отмечается, что норма права исходит из формального равенства между теми людьми, на которых распространяется ее действие. Право в этом смысле есть применение равного масштаба к разным людям. Например, в современном обществе действуют принципы всеобщего и равного избирательного права, согласно которым все избиратели имеют один голос, хотя кто-то образован, а кто-то не очень, кто хорошо разбирается в политических проблемах, а кто-то хуже и т.д. Но право и не может действовать иначе, потому что оно охраняет и выражает интерес каждого – в данном случае – избирателя, а интересы всех избирателей равны. Мораль не признает этого равенства. По ее канонам, кому больше дано, с того и больше спросится.

Различия права и морали служат основанием их взаимодействия и сотрудничества. Они служат высоким целям – идеалам добра и справедливости, достижению гармонии и процветания, развитию личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они, по крайней мере, не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно через право шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

В связи с этим нельзя категорично утверждать, что право проводится в жизнь только принудительными методами. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Конечно, реализация права представляет собой сложный процесс, в котором используются и методы убеждения, профилактики, воспитания, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Исследования психологов показали, что в обеспечении подчинения правилам такие факторы, как доверие, честность, правдивость и чувство причастности, гораздо важнее принуждения. Как отмечает Г.Дж. Берман, именно тогда, когда праву доверяют, и принудительные санкции не требуются, оно и становится эффективным: кто правит законом, тому незачем присутствовать повсюду со своим полицейским аппаратом. Сегодня это доказано от противного – тем фактом, что в наших городах тот раздел права, санкции которого наиболее суровы, а именно уголовное, оказалось бессильным и не может породить страх там, где оно не сумело создать уважение иными средствами. Сегодня каждый знает, что никакая сила, которую способна применить полиция, не может остановить городскую преступность. В конечном счете преступность сдерживает традиция законопослушания, а она, в свою очередь, как раз и основана на глубоком убеждении, что право не только институт светской политики, но и имеет отношение к высшей цели и смыслу нашей жизни. Тесно соприкасаясь, право и мораль, как правило, поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, в формировании у граждан должной нравственной и правовой культуры, в предотвращении ряда преступлений. Такие преступления, как азартные игры, проституция или наркомания, как правило, не связаны с сознательным желанием причинить вред, а относятся к так называемым «преступлениям без жертв». В данном случае недостаточно упразднить за них обычные уголовные санкции, связанные с заключением или штрафами, высвободив тем самым массу времени и энергии полиции, судов и пенитенциарных органов. Здесь более целесообразно создание новых правовых процедур, как в рамках самих уголовных судов, так и вне их: новых общественных служб типа литургий – для вынесения решений (коль скоро поведение таких лиц антиобщественно), включая участие в них психологов, социальных работников, духовенства, а также членов семьи, друзей, соседей – до, во время и после слушания дела. Большинство правонарушителей отнюдь не больные люди, и мы обязаны подходить к рассмотрению этих дел более гуманно и творчески, осуждая не людей, а их поведение и конкретные условия, порождающие это поведение.

Итак, в процессе осуществления своих функций право и мораль должны помогать друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. И задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены. Нравственными и правовыми критериями выступают базовые понятия – добро, зло, честь, достоинство, долг и др., а также принципы – справедливости, гуманизма, уважения, открытости, формального равенства и др.

Эта сложная взаимообусловленность права и морали выражается в том, что эти фундаментальные начала являются всё же общими, универсальными для всей нормативно-регулятивной системы общества. Однако, именно в праве, справедливость как формальное выражение равенства в свободе характеризует в основном внешнюю приверженность нравственности, связанностью с ней лишь только посредством регулятивной формы, а не внутреннего содержания. Приблизительно того же мнения придерживается и В.С. Нерсесянц: «…справедливость входит в понятие права… право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая… только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своём рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. И по смыслу, и по этимологии (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость».

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции. Это может выражаться в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Часто право не может квалифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих моральных критериев (подобный поступок – зло), поскольку иначе невозможно правильно определить признаки и меру ответственности за такие, например, деяния как «хулиганство», «оскорбление», «клевета», «унижение чести и достоинства», оценочных понятий «цинизма», «особой жестокости», «корысти», «низменных побуждений», «личной неприязни», «морального вреда» и др., выступающих мотивами и элементами многих правонарушений.

Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий и бесконфликтный. Между ними могут довольно часто возникать острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всём согласуются, а нередко прямо противоречат друг другу. Например, на Руси широко была известна взаимопомощь при поимке преступника на месте преступления, вора при краже или прелюбодея в объятиях чужой жены. Наказание следовало немедленно и не влекло последствий – кровной мести, так как рассматривалось как само собой разумеющееся (совершённое по совести, по обычаю). Еще в советский период многожёнство осуждалось как моралью, так и преследовалось Уголовным кодексом (наказывалось лишением свободы). Между тем, современный Уголовный кодекс РФ в отношении подобных деяний просто молчит, т.е. полностью нейтрален, а в нравственной сфере данный проступок относится к весьма серьёзному аморальному поведению, разрушающему семейный союз как основу нравственной социализации личности и устоев общества.

Причины возникающих противоречий между правом и моралью заключаются в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоёв, групп, классов. Расхождение между правом и моралью вызывается сложностью и противоречивостью, несбалансированностью самой социальной жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней жизненных ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового развития сознания людей, изменчивостью социальных и природных условий и т.д.

Мораль по своей природе более консервативна, чем право, она неизбежно отстаёт от течения жизни, от тенденций экономического, научно-технического и политического развития общества, а, соответственно - и от новелл законодателей, которые стремятся их отразить в нормативных правовых актах. Мораль формировалась веками, а содержание правовых норм в той или иной мере менялось каждым новым политическим строем. И сейчас право более подвижно, динамично, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения (проблемы смены пола, гомосексуализма, эвтаназии и аборта, изменения пола зародыша ребёнка на ранних стадиях беременности по желанию родителей и т.д.). Право своим неуёмным темпераментом и молодостью, новизной и революционностью, формальностью и утилитарностью как бы подталкивает мораль в его развитии к изменениям, соответствующим современному уровню развития общества.

Между нормами права и морали могут возникать и конфликтные ситуации, которые негативны не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Так, например, нормы российского законодательства (Закон 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека») закрепляют презумпцию «согласия индивида на трансплантацию». Между тем ряд граждан по причине различных моральных и религиозных убеждений категорически против того, чтобы их умерший родственник был донором, однако нормы права требуют проведения трансплантации для спасения жизни иных людей, если умерший при жизни не выразил в установленной форме своё нежелание быть объектом трансплантации. Столь же остра проблема эвтаназии. Одни считают, что моральный долг врача – гуманное прекращение страданий, другие – что аморально вмешательство иных лиц в вопросы жизни и смерти. Сторонники и противники эвтаназии есть и в странах, где она официально разрешена (право дозволяет, а мораль осуждает), и в странах, где она официально запрещена (право запрещает, а мораль разрешает).

Также неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, клонирование (повторение генотипа из стволовых клеток) животных и человека, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом. Между тем, очевидно, что здесь встаёт другая более острая проблема – нравственных целей и ориентиров для самой науки, научной деятельности и научного эксперимента. Может ли наука, двигаясь по пути прогресса и эволюции, пусть даже в самых благородных целях просвещения и познания научной истины, нарушать моральные императивы?

Последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также создание в 1953 году А.Д. Сахаровым водородной бомбы, способной уничтожить всё живое в радиусе нескольких десятков километров, должно было отрезвить человечество и поставить жирную точку в этом вопросе для всей науки. И дело здесь не в аморальных и беспринципных политиках, которые могут её использовать в своих корыстных интересах, а в самой науке, которая, обожествляя саму себя, оторвалась (отчасти по вине государства) от общества, его нравственной и духовной среды, его насущных жизненных интересов. Она не может быть вне моральных принципов, а, наоборот, должна соблюдать, утверждать и даже бороться за них вместе с активной частью общества, указывая направления взвешенного, а не патологичного прогресса цивилизации. И, к сожалению, право, находясь на передовой социальных изменений, не справляется со сложной задачей сдерживания духовно-нравственных патологий во всех сферах жизнедеятельности общества, а иногда само их усиливает.

Таким образом, удельный вес, сфера действия того или иного регулятора в различные исторические эпохи то расширялась, то сужалась. В нынешних условиях кризисного состояния российского общества и всей цивилизации противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности и обществу. Легализация многих сомнительных форм обогащения, безудержная погоня за наживой и удовольствием неразвитых душ сильно подорвали моральные устои общества.

Изменились социальные и духовные ценности. Мораль неразвитого большинства общества стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, противоправным действиям. В результате обвальной криминализации общества право не эффективно осуществляет свои регулятивные и охранительные функции, иногда просто «не замечает» многие опасные антисоциальные явления.

Необходимо отметить, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой всех правовых систем. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь достичь не удаётся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере уменьшить, ослабить и сгладить, но не снять полностью.

Вершин нравственности не достигло ни одно общество, так как нравственность - это не абсолютная константа, а относительная. Это бесконечный поиск идеала и гармонии, взвешенности и соответствия, адекватности и соразмерности, справедливости и целесообразности, гуманизма и воздаяния. Это движение к развитию, совершенствованию и самосовершенствованию, бесконечности и прогрессу.