Чем известны кубанские казаки в наши дни. Кубанские казаки – не русские

Если брать за основу современную, научно доказанную характеристику казачества на Руси, то в былые времена оно являло собой этническое и социальное явление, обладающее сложной структурой. Казаки - это особое сословие, имеющее собственную субкультуру. Без этих людей невозможно представить прошлое, настоящее и будущее России. Кубанское казачье войско, история, особенности данной части казачества будут освещены в этой статье.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова "повернулись лицом" к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за "своих".

Форма казаков

У любого народа имеются свои обычаи и отличительные особенности, которые находят отражение в одежде. Форма Кубанского казачьего войска отличалась определенным стилем. Ею гордились станичные воины.

Форма много раз подвергалась изменениям. Значительное влияние на данное обстоятельство оказывали традиции народов Кавказа. Полностью она была утверждена в середине 19 века.

Кубанское казачье войско (история свидетельствует об этом) имело форму, в которую входили определенные элементы одежды:

  • Брюки свободного покроя под названием шаровары.
  • Черкеска - кафтан из сукна, расклешенный на талии.
  • Рубаха, стеганый полукафтан - бешмет.
  • Архалук - кафтан, прилегающий к телу и имеющий высокий стоячий воротник.
  • Капюшон - башлык.
  • Зимняя бурка.
  • Головной убор из овчины или каракуля, имеющий название папаха.
  • Сапоги.

Башлык являлся источником информации о носившем его казаке. Если он был связан узлом на груди, это указывало на то, что казак находится на срочной службе. Капюшон, перекрещенный на груди, свидетельствовал, что его хозяин находится в деловой поездке. Концы башлыка, переброшенные на спину, символизировали окончание срочной службы.

Организация управления

Полки Кубанского казачьего войска являли собой мощную военную силу. Казаки уделяли особое внимание военной организации и стороне быта.

Во главе войска и Кубанской области стоял атаман, назначенный государственной властью. Этот человек приравнивался к командиру дивизии, а также был наделен властью губернатора. Он имел право назначать атаманов, в подчинении у которых находились люди, стоящие у власти в каждом отдельно взятом хуторе или станице.

Основным органом власти в станице был станичный сход. Он выбирал членов правления: атамана и его помощника, судей, писаря и казначея, которые составляли верхушку власти в станице.

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в "красном углу" располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

Было образовано в 1860 году из Черноморского казачьего войска и Кавказского линейного казачьего войска. Войсковой праздник кубанских казаков 12 сентября - в День святого благоверного князя Александра Невского.

Императрица Екатерина ІІ в 1792 году разрешила казакам переселиться на Кубань. Каждый год в годовщину высадки первых казаков на Тамань. Кубанские казаки были свободным военизированным сельскохозяйственным населением. Войском управляли кошевые и куренные атаманы, позже управление передали наказным атаманам, которых назначал российский император. Во главе станиц и хуторов стояли выборные атаманы, которых утверждали атаманы отделов. К началу царствования Николая II Кубанская область делилась на семь частей.

Вторая половина XIX и начало XX веков - расцвет казачества. Казаки обладают большими земельными наделами, имеют отличное от других губерний России управление. Тогда в России существовали 11 казачьих войск численностью 4,5 млн человек. Наиболее крупные - Донское, Кубанское и Терское войска.

Казаки активно участвовали во всех войнах России XVIII-XIX веков и в Великой Отечественной войне. Во время Гражданской войны и в первые десять лет после нее большевики проводили политику расказачивания, направленную на ликвидацию казачества как сословия, социальной и культурной общности. Это вылилось в репрессии, сжигание станиц, взятие в заложники, переселение бедняков на земли, ранее принадлежавшие казакам. Установление советской власти на Дону и Кубани шло вместе с захватом местного управления, арестами, казнями, убийствами, грабежами. Меморандум Краевой Рады гласит, что за весну-осень 1918 года на Кубани погибли 24 тыс. человек. Некоторые казаки отступили в Крым, оттуда переехали за границу.

Возрождение казачества началось в 1990-х годах. Тогда начали активно пробуждать казачье самосознание, формировать управление из числа потомственных казаков. Указ президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ» в 1995 году придал возрождению казачества организованный характер. В Краснодарском крае казаки начали активно участвовать в управлении, атаман стал заместителем главы администрации, а Кубанское казачье войско получило финансовую поддержку. В Краснодарской краевой филармонии 12 октября 1990 года прошел Всекубанский учредительный съезд казаков. В декабре 2005 года приняли закон «О государственной службе российского казачества».

В 2006 году в Краснодаре восстановили главный войсковой храм кубанского казачества - Александро-Невский собор. Он находится на пересечении улиц Красной и Постовой. Прежний войсковой собор в 1932 году взорвали по решению городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов, тогда он находился на пересечении улиц Красной и Соборной (Ленина).


Структура и управление

Руководит войском атаман.

Первым атаманом Кубанского казачьего войска был с 1860 до 1861 года граф Николай Евдокимов. Первым атаманом после возрождения войска в 1990 году стал Владимир Громов. С февраля 2008 года этот пост занимает казачий генерал, заместитель губернатора Краснодарского края Николай Долуда.

Современное войско состоит из казачьих отделов: Баталпашинского, Ейского, Екатеринодарского, Кавказского, Лабинского, Майкопского, Таманского, Черноморского округа и Абхазского особого казачьего отдела.

Фильм «Парадный расчет: возвращение на Красную площадь»

Фильм «Парадный расчет: возвращение на Красную площадь» рассказывает о полугодовой подготовке сотни казаков Кубанского казачьего войска к юбилейному параду Победы на Красной площади в Москве.

Для казачества Краснодарского края это большая честь и ответственность: впервые казакам предстояло повторить путь их предков, которые 70 лет назад вышли на площадь во время первого военного парада Победы в июне 1945 года.

От первых тренировок до ночной и генеральной репетиции в Москве: съемочная группа канала «Кубань 24» сопровождала казаков во время каждого этапа подготовки.

Спецрепортаж: Казачье образование в Краснодарском крае

В октябре 2014 года на телеканале «Кубань 24» вышел специальный репортаж о развитии казачьего образования в Краснодарском крае.

Кубанское казачество сегодня

Казаки активно участвуют в различных сферах жизни Краснодарского края. Они улицы, вместе с полицией охраняют правопорядок на массовых мероприятиях и масштаба, . Дополнительные казачьи дружины с июля 2014 года могут самостоятельно патрулировать улицы без сотрудников полиции. Казаки охраняли проведение , в Сочи и в 2014 и 2015 годах.

В Краснодаре находится единственный казачий пост в России. В теплое время года казаки каждое воскресенье в центре краевой столицы церемонию развода почетного караула «Час славы Кубани».

С 2007 года казаки проводят трехдневные военно-полевые сборы. В 2015 году они в Абинском районе и собрали 1,5 тыс. человек. Тогда губернатор Кубани Вениамин Кондратьев создать в муниципалитете центр подготовки казачьей молодежи. Это не единственный пример работы казаков с молодежью - в краснодарских школах существуют казачьи классы, в 2015 году на Дне города в казачата 332 первоклассника. В Северском районе летом казачий лагерь выходного дня. В Выселковском районе в июле 2015 года финал турнира по армейскому рукопашному бою среди казачьей молодежи.

Кубанские казаки принимают участие в междугородных и международных мероприятиях, таких как и конный казаков юга России, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сотня кубанского казачьего войска во главе с атаманом в 2015 году впервые за 70 лет участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. В Краснодаре 25 апреля годовщину принятия закона «О реабилитации репрессированных народов». По традиции в этот день проходит большой казачий парад.

Для долгосрочного развития Кубанского казачьего войска в 2015 году из бюджета больше 1 млрд рублей. Кроме того, согласно поправкам в Земельный кодекс страны, у казаков появилось право без торгов получить участки под сельхозпроизводство.

Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не соответствуют действительности. В связи с этим они на очередном своем заседании приняли решение организовать собственную перепись населения в Краснодарском крае.

Между тем, в январе 2012 года группа казаков обратилась к Дмитрию Медведеву с требованием опубликовать реальные результаты переписи 2010 года. Они заявили, что Росстат опубликовал сфальсифицированные результаты переписи, так как в них казаки отсутствуют как этнос и представлены только как часть (субэтнос) русского народа. «Мы такого в анкетах не писали, и такого варианта ответа при переписи не было», - говорится в тексте обращения.


Таким образом, из заявления этой группы кубанских казаков следует, что они не русские. Но так ли это на самом деле? Правы ли ЦРУшные историки, которые ведут происхождение казаков то от татаро-монголов, то от иранцев, то от хазар?

В действительности Кубанское казачество произошло от Запорожского казачества, которое, несомненно, явилось не каким-то субэтносом малороссиян, а обычным служилым его сословием. Ибо все войско Малой Руси в пору ее союза с Речью Посполитой разделялось на состоящих и не состоящих в королевском реестре казаков. Нереестровые казаки базировались на порогах Днепра, отчего получили название Запорожских.

Если определять в этнических категориях Запорожское казачество, то оно является наиболее активной частью малороссийского субэтноса (части) великого русского этноса, наряду с великороссийским и белорусским субэтносами. Таковыми себя сознавали лучшие представители кубанского казачества, его цвет.

Например, Николай Степанович Леонтьев, кубанский казачий офицер, который организовал экспедицию в Абиссинию, сделался правой рукой эфиопского короля, главным его военным советником, помог ему разгромить итальянских колонизаторов, а также на дипломатическом уровне сумел улучшить положение абиссинцев. Как явствует из записи в его дневнике, решение организовать экспедицию и отправиться с ней в Эфиопию (Абиссинию) во многом шло у него «из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить Родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке».

Вышеупомянутая же группа кубанских казаков, отказываясь от своих русских корней, становится Иванами, не помнящими своего родства, предателями своих русских православных предков, которые всегда воевали за Веру, Родину и русских народ. А изменники своего народа всегда были презираемы в любом этносе. Сами же казаки своими руками всегда казнили изменников. Тарас Бульба сам казнил собственного сына Андрия, который, пойдя на поводу у блудной страсти, изменил своей Вере и народу. Конечно это литературный герой, но Н.В. Гоголь здесь передал порядок вещей, который реально существовал в Запорожской Сечи.

Разумеется, новых Андриев казнить никто не будет. Но, как известно из библейской истории, предатели обычно сами с собой сводят счеты.

Насколько мне известно, большинство кубанских казаков, несмотря на тяжелое положение русского народа, сознает себя его неразрывной частью и не отказывается от своих предков, проявляя этим подлинное казачье благородство души. Ибо отказываться от своих родителей и предков, особенно, когда они унижены и поруганы, есть нарушение заповеди Божией о почитании родителей и признак слабости духа.

Эта здоровая часть кубанских казаков сознает себя частью великого русского народа, который за десять веков своего существования явил миру тысячи преподобных отцов, а в XX в. - миллионы новых мучеников и исповедников. Который победил Мамая и его орду на Куликовом поле, сбросив татаро-монгольское иго; который изгнал польских оккупантов в 1612 г., сбросив польско-католическое иго; который разгромил Наполеона и Гитлера. Русский народ явил миру непобедимых витязей преподобного Илию Муромца, Евпатия Коловрата, святого Александра Невского, святого Дмитрия Донского, святого адмирала Феодора Ушакова, непревзойденного генералиссимуса Александра Суворова, который любил повторять: «Мы русские - какой восторг!». Вместе со всеми русскими она гордится подвигом воина-мученика Евгения Родионова, не предавшего в чеченском плену Веру, Родину и свой народ.

Истинные кубанцы, хочется верить, знают пророчества великих русских святых о возрождении России, о восстановлении самодержавной монархии на Руси, об объединении всех славянских стран в одно государство. Когда Россия воскреснет, тогда признает своими сынами и дочерями лишь тех, кто не отрекся от нее в лихую годину. Потурченцы же, янычары и униаты, хотя и вышли от нас, но не были наши. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19). Они лишают себя счастья и в этой жизни, и в будущей. Им не будет места в будущей воскресшей России и в Небесном Иерусалиме. Ибо негодный гражданин своего Отечества, негоден и для Царства Небесного.

КРАТКАЯ ХРОНИКА КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Старшинство войска установлено с 1696 года, со времени участия казаков Хоперского в походе на Азов. В 1861 году Хоперский Кавказского линейного войска (был сформирован в 1767 году) вошел в состав Кубанского казачьего войска и стал самым старым войска.

Кубанское казачье войско входило в состав Кавказского казачьего войска.

Штаб Наказного Атамана располагался в г. Екатеринодаре.

Основой Кубанского казачьего войска были выходцы из Запорожской Сечи. В 1556 году из малороссийских казаков, не желавших подчиниться Польше, на островах Днепра образовались поселения казаков, получивших название Запорожская Сечь. Запорожцы с переменным успехом вели боевые действия против польских и турецких войск. В 1654 году запорожские казаки совместно с малороссийских казаков Богданом Хмельницким приняли на верности России, однако уже через 4 года атаман Запорожской Сечи Иван Выговской изменил присяге и поддержал Польшу в войне с Россией. С 30 января 1667 года по условиям перемирия Запорожское войско стало считаться одновременно в российском и польском подданстве.

28 июля 1670 года. Измена запорожцев была предана забвению, и та их часть, которая находилась на русской стороне Днепра, получила название Низового Запорожского, войска. Во главе этого войска встал Демьян Многогрешный.

26 апреля 1686 год. По мирному договору с Польшей вся Запорожская Сечь опять была передана в российское подданство.

26 мая 1709 года. После очередной измены запорожцев, перешедших на сторону Мазепы, укрепления Запорожской Сечи были срыты, у запорожцев были отняты артиллерийские орудия. Многие запорожцы во главе с атаманом Гордиенко бежали в Крым под защиту турецкого султана и организовали там так называемую "Новую Сечь».

1725 год. Запорожцы ходатайствовали о возвращении в Россию.

27 июня 1892 года. Число пластунских батальонов было увеличено: для первой очереди - на 5-й и 6-й, номера батальонов второй и третьей очереди соответственно изменились на 7-й - 10-й и 11-й - 14-й.

9 ноября 1896 года. Число пластунских батальонов второй очереди было увеличено на два - 11-й и 12-й, а батальоны третьей очереди остались 13-й, 14-й, 15-й, 16-й. К ним в 1900 году были добавлены 17-й и 18-й.

Кубанское войско в мирное время выставляло на службу:

Два гвардейских эскадрона в состав Собственного Его Величества конвоя,

10 конных (по 6 сот.) полков (1-й Таманский, 2-й Полтавский, 3-й Екатеринодарский, 4-й Уманский, 5-й Урупский, 6-й Лабинский, 7-й Хоперский, 8-й Кубанский, 9-й Кавказский, 10-й Ейский),

2 пеших (в 5 сот.) пластунских батальона (№ 1 и № 2),

5 конно-артиллерийских (4 ор.) батарей (№ 1 - № 5),

Конный дивизион в Варшаве и

Учебный дивизион.

В означенных частях состоит на службе не более 1/3 всего числа служилых казаков, остальные-же находились на льготе, имея строевых лошадей и будучи в полной готовности для полевой службы.

Нижние чины, по мере выслуги сроков, сменяются очеред-ными, состоящими на льготе. Срок пребывания казаков на службе и на льготе, а также что все ли вдруг казаки, состояние в строевых частях, должны быть сменяемы очередными или только известными частями, определяется: Кавказскою армией, когда эти части находятся в пределах Кавказского округа, и военным министром - когда вне этого округа.

В военное время или по особому ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению число полков или батальонов увеличивается призывом льготных казаков, а батареи приводятся в 8 ор. состав.

Примечание.

В мирное время строев, частя Кубанского войска употребляются для содержания передовых линий в Кубанской области, Закавказском крае и в Сухумском отделе.

Казачество. История вольной Руси Шамбаров Валерий Евгеньевич

25. ПЕРВЫЕ КАЗАКИ НА КУБАНИ

25. ПЕРВЫЕ КАЗАКИ НА КУБАНИ

Великой трагедией для Руси стал церковный раскол. В принципе, реформы были нужны - церковные книги долгое время были рукописными, в ходе переписок накапливались разночтения. И обряды в разных местах отличались: так, на Руси крестились двумя перстами, а на Украине и Балканах - тремя (в ранней Церкви допускались оба типа перстосложения). Работу по унификации начал еще Филарет, но вел ее постепенно, без встрясок и ломок. Однако патриарх Никон решил одним махом привести церковную практику к греческим образцам. Причем даже Константинопольский патриарх Паисий и собор греческого духовенства предостерегали, что это может довести до беды. Указывали, что Церковь требует единообразия только в главном, а в мелочах расхождения вполне допустимы и терпимы. Никона это не устроило, он объявил старый обряд ересью, а тех, кто осмелился возражать, стал сажать и ссылать.

Но вскоре патриарх вообще занесся, пытался ставить свою власть выше царской, что привело к конфликту с Алексеем Михайловичем. Государь амнистировал тех, кто пострадал при гонениях, выражал готовность к уступкам и поиску компромисса. Но выявилась группа непримиримых во главе с Аввакумом, которые по своей склонности к крайним решениям вполне стоили Никона. Провели свой «собор», где объявили всю Церковь «повредившейся», а тех, кто при Никоне посещал храмы и причащался - еретиками, требуя их перекрещивать. И в 1666 г. прошли два церковных собора, принявших решение о низложении Никона, но при этом утвердивших его реформы, а непримиримые были осуждены, прокляты и сосланы.

Поначалу раскол вовсе не был всенародным. Напомню, Разин вел голытьбу именем «обиженного» Никона. А опору старообрядцев составляли лишь небольшая часть духовенства и оппозиционной знати - боярыня Морозова, княгиня Урусова, Хованский. И преследованиям сперва подвергалось не старообрядчество, а лишь конкретные преступления, совершенные на этой почве. Впрочем, надо различать термины «старообрядчество» и «раскольничество». Старообрядчество - форма Православия. До отдаленных углов России церковная реформа вообще не дошла, люди молились по-старому, и никому это не мешало. Раскольничество было политическим, антигосударственным движением. Призывалось «удалятися и бегати», не платить подати, исключить себя из «антихристова» государства. В молитвах не поминали царя, воздвигали на него «хулы». Духовный разброд постепенно распространялся все шире. Стали возникать разные секты вплоть до самосожженцев. Согласитесь, это не имеет никакого отношения к старому обряду, ни одна христианская конфессия не приемлет самоубийства. Причем самосожжения отнюдь не были вызваны гонениями властей. Наоборот, сперва начались «гари», и они-то заставили правительство более серьезно взяться за раскольников.

А в 1676 г. на трон взошел Федор Алексеевич. И именно он (а не Петр) при участии сестры Софьи начал реформы по «европеизации» России. Внедрялись польские моды, обычаи, роскошь, все это ударило по крестьянам, росли налоги, усилилась их эксплуатация помещиками. Царь по примеру Запада повел борьбу с нищими, повелев их «определять в работы». Отменил указ своего отца о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу. Вот тогда-то раскольничество приняло массовый характер. В скиты устремились нищие, дезертиры, крестьяне. Усилился их приток и на Дон. Казакам это, в общем-то, было выгодно. Бурлаки нанимались к ним в работники, с их помощью Войско начало разработку собственных соляных месторождений у Бахмута, устроило рыбосольные промыслы. Но стали приходить и раскольники. Так, явились «поп да двое чернецов». Вскоре чернецы донесли, что «поп за великого государя Богу не молит и им молить не велит». Атаман Самаринов велел доставить его на круг, после суда «по войсковому праву» он был казнен. Потом возникла пустынь на р. Чир, где обосновался поп Иов с группой из 50 чернецов и беглецов, которые «образам Божиим не преклоняются, казаков к себе приговаривают и крестят в другой раз». Федор Алексеевич самоуправление Дона признавал, и после переписки с царем Войско само разорило пустынь.

В 1682 г. Федор Алексеевич умер. И произошел стрелецкий бунт, вызванный злоупотреблениями знати. При этом глава Стрелецкого приказа Хованский попытался превратить бунт в «раскольническую революцию». Большинство стрельцов его не поддержало, но пришедшая к власти Софья Алексеевна после этого развернула жестокую борьбу со старообрядчеством. Указы требовали подвергать допросу тех, кто не ходит в церковь, по подозрению в «ереси» применять пытки. Законом от 7 апреля 1685 г. вводилась смертная казнь: «Кои будут упорствовать…жечь в срубе». За укрывательство старообрядцев полагалась конфискация имущества и ссылка .

Но «европейские» реформы Софья продолжила и углубила. Канцлером стал ее фаворит Василий Голицын, слепо преклонявшийся перед Западом. В России было разрешено католическое богослужение, дозволен въезд иезуитов. Духовник Софьи Сильвестр Медведев вел тайные переговоры об унии. Наконец, в угоду Западу Голицын согласился вступить в «Священную лигу» - союз Австрии, Польши, Венеции и Рима, которые вели войну против Турции. Большинство бояр и патриарх Иоаким были против нарушения выгодного мира с османами. Об этом молил и гетман Самойлович - Украина только 5 лет отдохнула от татарских набегов! Однако Голицын добился своего. Был заключен союз. Россия вступила в ненужную ей войну и выплатила 1,5 млн. злотых только за то, что поляки (далеко не сразу) согласились вместо Андрусовского перемирия заключить «вечный» мир - признали утрату Смоленщины, Киева и Левобережной Украины, которые все еще упрямо числили «своими».

В 1687 г. состоялся Крымский поход. По списку должна была собраться русская армия в 113 тыс. (из них 15 тыс. донских, яицких и терских казаков). И Самойлович выставлял 50 тыс. украинцев. Однако оказалось, что «перестройки» успели развалить армию. Из 113 собралось лишь 60 тыс. И успешно прошли только отвлекающие операции. Атаман Минаев с донцами ходил под Перекоп, побил татар под Овечьими водами, а в Запорожье был послан Касогов с солдатами, вместе с казаками потрепал врагов в низовьях Днепра. Основная же армия ползла по зною через безводные степи. А когда до Перекопа осталось 100 верст, татары подожгли степь. И пришлось повернуть назад. Без боев армия потеряла 24 тыс. погибших.

Неудачу Голицын свалил на Самойловича. Обвинил в измене и сослал в Сибирь (хапнув при этом в собственный карман украинскую войсковую казну). А гетманом без всякой рады поставил Ивана Мазепу . Он был поляком, мелким шляхтичем. В свое время его подвело чрезмерное женолюбие. Вельможа застукал его со своей женой, велел раздеть догола, вымазать смолой, вывалять в перьях, привязать к коню задом наперед и пустить на дорогу. После такого позора Мазепа ушел в Запорожье. Выдвинулся у Дорошенко, стал генеральным писарем. Был послан в Стамбул. Но его перехватили казаки Сирко и выдали Москве. Там его перевербовали, Мазепа стал работать на русских. У Самойловича был генеральным есаулом и помог Голицыну, состряпав на гетмана донос. Словом, предатель был прирожденный, «со стажем».

Поборы на войну и случившаяся катастрофа вызвали ропот в народе. Вдобавок Софья, чтобы заслужить популярность, раздавала приближенным награды в сотни и тысячи крестьянских дворов. Вчерашние свободные превращались в крепостных. В результате росло число беглых и раскольников. На Дону они селились по окраинным рекам - Иловле, Кагальнику, Медведице. Главным центром стал Усть-Медведицкий скит, где верховодил Кузьма Косой. Отсюда завязывались отношения со степняками, по стране рассылались «прелестные письма»: «Аще же какой опал будет с Москвы, то тогда идите к нам. За нас многие орды и калмыки, не покинет нас и Чаган Богатур, и Ногай-мурза, как пойдем на Москву, замутим всеми…» Как видим, это был такой же контингент, как у Разина, главное - «замутить», а «неповрежденная вера» становилась лишь знаменем, отнюдь не препятствуя союзу с «басурманами» .

На 1688 г. правительство планировало построить Новобогородицкую крепость на притоке Днепра Самаре - задним умом Голицын понял, что для походов на Крым нужна промежуточная база. Донцам предписывалось отвлечь татар от строительства. Но они получили и приказ разорить скиты. Атаман Минаев выделил для этого часть сил, а сам совершил налет на окрестности Азова. Но казаки, отправленные на Медведицу, успеха не добились. Видать, не очень-то и стремились рисковать в междоусобице. «Воры» отбивались. Лишь когда вернулся атаман, скит был взят, раскольничьи городки разрушены. 500 человек с Косым ушли на Тамбовщину. А атаман Мурзенко увел партию казаков-раскольников и примкнувшего к ним сброда на Кубань. Крымский хан, которому принадлежала Кубань, их принял и выделил места для поселения.

В 1689 г. состоялся второй поход Голицына. По спискам армия достигала 118 тыс. плюс 40 тыс. казаков Мазепы (сколько собралось в действительности - неизвестно). Чтобы успеть до зноя, канцлер приказал выступить 1 февраля. Но завязли в весенней распутице, замучились с переправами через разлившиеся речки. Выдержали несколько сражений с татарами. И к Перекопу подошли 20 мая. Обнаружили, что перешеек сильно укреплен, о чем можно было узнать и раньше - если бы Голицын удосужился почитать донесения разведки. Вести осаду укреплений без воды, фуража и хлеба значило погибнуть. И 21 мая армия выступила назад. Потеряла 20 тыс. убитыми и умершими, 15 тыс. пропавшими без вести, бросила при отступлении 90 орудий.

Казаки опять наносили вспомогательные удары. 3 тыс. донцов вышли в море, вместе с запорожцами захватили несколько кораблей, разорили Тамань. Но когда атаман Минаев вернулся на Дон, его ждал приказ из Москвы - опять идти против раскольников. Община Косого на Тамбовщине снова обросла людьми. Правда, гнездилась за пределами Войска, но после провалившегося похода правительство боялось посылать регулярные части - вдруг взбунтуются. Донцы приказ выполнили. Раскольники оборонялись, но их быстро разгромили, главарей «посадили в воду». Софья потребовала выдать и ряд казаков, которые были связаны с раскольниками, среди них бывшего войскового атамана Лаврентьева . Ей отвечали, что «с Дона выдачи нет». Однако правительница настояла на своем. Лаврентьев и еще несколько человек были отправлены в Москву и казнены. В результате этих событий в 1689–1691 гг. еще две больших партии казаков и бурлаков ушли на Кубань. Таким образом первыми казаками на Кубани стали донские раскольники.

Ну а Софье вторая крымская катастрофа стоила престола. Патриотическая партия во главе с патриархом Иоакимом, группировавшаяся вокруг взрослеюшего Петра Алексеевича, получила поддержку армии и населения и низложила правительницу. Были высланы иезуиты, расторгнуты кабальные торговые договоры, заключенные Голицыным. Царица-мать Наталья Кирилловна, ставшая регентшей при сыне, прекратила гонения на старообрядцев. Но вскоре она отошла в мир иной, началось самостоятельное правление Петра. Первой проблемой, с которой довелось столкнулся юному царю, стала незавершенная война с Турцией. Татары совершали набеги, а Польша оказалась союзницей «еще той», требовала активизировать действия, угрожая заключить сепаратный мир с султаном, разорвать договор с Москвой и оставить ее с османами один на один.

И в 1695 г. состоялся Азовский поход. Задуман он был умно. Большая армия Шереметева с казаками Мазепы двигалась вдоль Днепра, как бы повторяя действия Голицына и отвлекая врага на себя. А вторая армия из 31 тыс. отборных воинов неожиданно нападет на Азов и захватит его. Но план провалился не только из-за отсутствия у России флота. Секретность не обеспечили, собутыльники царя болтали о походе на каждом углу. Турки усилили гарнизон и изготовились к обороне. Не было и единого командования, Петр поручил руководство «консилии» из Лефорта, Головина и Гордона. Осада велась бестолково. Гордон писал: «Судя по нашим действиям, иногда казалось, будто мы затеяли все это невсерьез». Успехи ограничились тем, что донские казаки взяли две каланчи, перекрывавшие течение Дона. А сняли осаду слишком поздно, в октябре, когда ударили заморозки. Вскоре выпал «великий снег». Тысячи солдат остались в степях навсегда. Шереметев действовал не в пример лучше. Взорвав миной стену, взял крепость Кызы-Кермен. После этого были брошены гарнизонами и захвачены поднепровские крепости Аслан-Кермен, Таван, Мустрит-Кермен, Мубарек-Кермен.

Петр же сделал из трагедии должные выводы. В Воронеже строился флот, 2 больших корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 челнов. Во второй поход главнокомандующим был назначен опытный воин Алексей Шеин, получивший звание генералиссимуса. В мае 1696 г. царь прибыл в Черкасск. Вскоре явился походный атаман Леонтий Поздеев , ходивший с 250 казаками на разведку к устью Дона, и доложил, что они видели в море 2 турецких корабля, атаковали их, но не могли взять из-за высоких бортов. Петр с 9 галерами и 40 казачьими лодками отправился в низовья. Северный ветер отогнал воду и не позволил галерам выйти в море. Пересев на лодку донцов, царь осмотрел донские гирла. 18 мая обнаружили, что в море стоят 13 вражеских кораблей и для доставки в Азов перегружают вооружение и припасы на 13 плоскодонных тунбасов и 11 лодок. Петр велел казакам устроить засаду за островами. И когда грузовая флотилия двинулась к Азову, донцы на нее напали (вопреки легендам, царь в бою не участвовал). Были захвачены 10 тунбасов. Морские корабли, увидев это, стали удирать. Казаки погнались за ними, один взяли абордажем, другой был брошен экипажем и сожжен.

В июне к Азову прибыла армия, 30 солдатских полков, 13 стрелецких, 5 тыс. донских казаков под командованием Фрола Минаева, 15 тыс. украинских наказного атамана Якова Лизогуба , 500 яицких атамана Андрея Голованя , калмыки - всего 75 тыс. Шеин повел осаду грамотно. Еще до прибытия нанятых Петром иностранных инженеров приказал насыпать высокий вал, который стали придвигать к крепости. На валу установили пушки, начавшие бомбардировку. Татарская конница 6 раз нападала на осаждающих извне, ее отражали казаки и калмыки. А турецкая эскадра, пришедшая на выручку, увидела русский флот, возведенные на берегу батареи и удалилась прочь. Шереметев и Мазепа в это время предприняли рейд под Очаков. А запорожцы вышли в море, захватив 19 турецких судов. Под Азовом вал постепенно дошел вплотную к стенам, так что «возможно было с неприятелями, кроме оружия, едиными руками терзаться». 17 июля 2 тыс. украинских и донских казаков перебрались с вала на башню и выбили из нее янычар. Шеин не желал кровопролитных уличных боев, он действовал наверняка. Поэтому атаку не поддержал, послал лишь гренадер, чтобы прикрыть отход казаков. И оказался прав. Легкость вторжения убедила турок, что крепость обречена. На следующий день они капитулировали на условиях свободного ухода.

Война длилась еще 4 года. И хотя союзники по «Священной лиге» обманули Россию, заключив мир с Турцией без нее, боевые действия завершились полной победой. Была построена гавань в Таганроге, Троицкая крепость и форт Павловский на Азовском море, Алексеевский и Петровский форты в низовьях Дона. Крупные успехи одержали русские войска на Днепре. Заняли устье реки, усилили захваченные крепости Кызы-Кермен и Таван, построили еще одну - Каменный Затон. Все нападения турок и крымцев на присоединенные территории были отбиты. И кубанские татары принесли присягу о переходе в царское подданство. В 1700 г. в Стамбуле был заключен мир, сохранивший за Россией все приобретения.

В эту войну случился еще один факт, отмеченный в истории казачества. В 1696 г. при осаде Азова хоперские казаки взяли предмостную крепость Лютик. И эта дата принята для старшинства Кубанского Войска. Потому что хоперцы впоследствии влились в состав кубанцев. Здесь мы еще раз видим, что старшинство Войск устанавливалось весьма произвольно. Например, для Семиреченского оно установлено с 1582 г., по Сибирскому, от которого Семиреченское отпочковалось в XIX в. Забайкальское Войско тоже отделилось от Сибирского, но для него принят 1655 г. Амурское выделилось в XIX в. из Забайкальского, а Уссурийское из Амурского, и для них принят тот же 1655 г., по Забайкальскому. Для Кубанского Войска можно было бы вести отсчет по Запорожскому, которое служило России еще при Иване Грозном, служило и Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу. Однако Запорожское Войско подверглось опалам при Петре и Екатерине II, и о нем предпочли «забыть». Старшинство Кубанского Войска можно было взять и по Донскому, в него влилось потом много донцов. Да ведь и хоперцы служили царям задолго до 1696 г. - в составе Войска Донского. А в документах о взятии Азова они просто были упомянуты отдельно. И чиновники, определявшие старшинство, по собственным соображениям зацепились за эту информацию. Поэтому стоит подчеркнуть, что к датами официального старшинства следует относиться достаточно осторожно. Их допустимо использовать, например, при отмечании юбилеев, войсковых праздников. Но опираться на них в «местнических» спорах - «мы старше, а вы младше», было бы глубочайшей ошибкой.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Картины былого Тихого Дона. Книга первая. автора Краснов Петр Николаевич

Казаки на Кубани. Из Дона через станицы Раздорскую и Цымлянскую шла большая дорога в Задонскую степь и на Кубань. Раньше по этой дороге ходили казаки искать добычи в кубанских степях и в Кавказских горах, по этой же дороге, приходили на Дон за добычей и пленными татары. Не

Из книги Независимая Украина. Крах проекта автора Калашников Максим

Первые казаки Большинство наших современников черпает сведения о казаках исключительно из художественных произведений: исторических романов, дум, кинофильмов. Соответственно и представления о казаках у нас весьма поверхностные, во многом даже лубочные. Вносит

Из книги Упущенный шанс Врангеля. Крым-Бизерта-Галлиполи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 10 Бои на Кубани Главным фронтом Кавказской армии Врангеля по-прежнему оставался Северный. Врангель писал:«Напрягая крайнюю энергию, красные в середине июля успели сосредоточить в Саратове большую часть своей 2й армии. Силы, коими располагал противник, достигали

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

86. Падение Кубани 8.02.20 Деникин издал директиву о переходе в общее наступление. Казалось, были все условия, чтобы переломить в свою пользу ход боевых действий - точно так же, как весной 19-го, когда красные тоже стиснули Вооруженные силы Юга России на небольшой территории.

Из книги Белые генералы автора Шишов Алексей Васильевич

4. ОСВОБОЖДЕНИЕ КУБАНИ Гражданская война не может не быть жестокой. Были встречи с хлебом-солью, были массовые порки и расстрелы, были и закапывания живых в землю.«В этот первый период гражданской войны, где одна сторона дралась за свое существование, а в рядах другой было

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

На Кубани Мы вышли на пароходе Русского Общества «Король Альберт», чрезвычайно переполненном. С занятием добровольческими войсками Екатеринодара и Новороссийска на Северный Кавказ и в Черноморскую область спешило вернуться большое количество ранее бежавших от

Из книги Ледяной поход. Воспоминания 1918 г. автора Богаевский Африкан Петрович

Глава III На Кубани С утра 23 февраля мы уже двигались по Кубанскому краю. Встречали нас в станицах хорошо. Кубанцы охотно присоединялись к нам после речей Алексеева и Корнилова. Станичные сборы высказывали свое враждебное отношение к большевикам, среди которых были почти

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

автора Иванов Анатолий Леонидович

Из книги Скорость, маневр, огонь автора Иванов Анатолий Леонидович

Над полями Кубани – Ну, рассказывайте, как долетели? – спросил командир полка, еле держась на ногах от усталости.– Благополучно, – доложил Лев Терпугов. – До вашего прибытия пришлось взять командование полком на себя. Десятка полтора самолетов придется подлатать.